Научная статья на тему 'Система фиксированных валютных курсов'

Система фиксированных валютных курсов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
428
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ФИКСИРОВАННЫЙ ВАЛЮТНЫЙ КУРС / ЗОЛОТОЙ СТАНДАРТ / БРЕТТОНВУДСКАЯ ВАЛЮТНАЯ СИСТЕМА / ЯМАЙСКАЯ ВАЛЮТНАЯ СИСТЕМА / РЕЗЕРВНАЯ ВАЛЮТА / СИСТЕМА ВАЛЮТНОГО СОВЕТА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Исамутдинов А.Д.

в статье рассматривается система фиксированных валютных курсов от момента ее возникновения в 1867 г. (период золотого стандарта) до Ямайской валютной системы, которая действует до сего времени. Рассматриваются принципы функционирования фиксированных валютных курсов, различные их виды, система валютного совета, который является наиболее последовательной формой фиксации валютного курса в современных условиях

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Система фиксированных валютных курсов»

внедряются энергосберегающие технологии и осуществляются мероприятия по снижению себестоимости конечного продукта. «АВТОВАЗ» планирует пойти еще дальше и внедрить по примеру Renault метод стратегической панели поставщиков, попутно проведя оптимизацию базы снабжающих организаций. Также в планах волжского автозавода объединение закупок с альянсом Renault-Nissan с целью понижения закупочных цен и повышения качества поставляемых комплектующих [1].

Реорганизация должна затронуть и непосредственно производство. Планируется создание дочерних предприятий, в которые будут выведены заготовительные, компонентные, вспомогательные и сервисные производства, которые будут работать не только на нужды ВАЗа, но также будут догружены производственными заданиями сторонних организаций. «АВТОВАЗ» планирует совместно с Renault-Nissan развивать товаропроводящую сеть. Сотрудничество с альянсом позволит добиться единства в вопросах методики планирования спроса, управления дилерами, системе гарантийного обслуживания, построения сети распространения и продажи запасных частей.

Ключевыми задачами в программе развития ВАЗа будут повышение производительности труда и кардинальное повышение качества продукции. Без их решения добиться поставленных стратегических целей не удастся.

Литература

1. Годовой отчет открытого акционерного общества «АВТОВАЗ» за 2010 г.// http://www.lada.ru/images/annuals/annual_2010.pdf.

2. За 2009 год АвтоВАЗ уволил более 25 тысяч человек. // http://auto.vesti.ru/doc.html?id=311793.

3. Производство автомобилей в России в 2009 году упало на 59% // http://www.zr.ru/a/122425.

4. Саруханов А.Г. Недостатки в производственно-хозяйственной и организационно-управленческой деятельности предприятия как условия, способствующие совершению хищений / Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Право. 2010. № 2, с. 71-75.

5. Савицкий А.Г. «Черная дыра» российской экономики или куда движется АВТОВАЗ. Научно-аналитический журнал Обозреватель - Observer. 2009. Т.238. № 11. с. 74-81.

А.А. Семичастнова

ИСКУССТВО МЕНЕДЖМЕНТА

КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА

MANAGEMENT ART IS A CONDITION OF FORMATION THE HUMAN CAPITAL ASSET

Аннотация: в статье рассмотрены различные аспекты формирования человеческого и интеллектуального капитала. Выявлено, что искусство менеджмента - это инструмент, который позволяет развивать человеческий капитал, и умение пользоваться таким инструментом отличает каждого эффективного менеджера.

Ключевые слова: знания, искусство менеджмента, интеллектуальный капитал, человеческий капитал, современное управление.

© А. А. Семичастнова, 2G12

Abstract: the various aspects of the formation of the human capital asset and intellectual capital are discussed in the article. It is revealed that management art is an instrument that allows to develop the human capital assets and this instrument using skills distinguish each effective manager.

Keywords: knowledge, management art, intellectual capital, human capital asset, modern management.

Постоянные инновации и быстрое развитие российского рынка заставляют по-новому взглянуть на роль сотрудников в жизни организации. Большинство исследователей понимают под «человеческим капиталом» некоторый запас знаний, навыков и других личностных особенностей, которыми располагает отельный взятый человек или же коллектив. В то же время ряд ученых полагает, что человеческий капитал представляет собой способность человека приносить доход в той или иной форме [3, с.8]. Отдельной проблемой является степень соответствия самого термина «человеческий капитал» определяемому с его помощью понятию.

Исследователи по-разному понимают состав и структуру человеческого капитала. Одни включают в него лишь знания и производственный опыт, другие считают, что такие качества, как здоровье и мотивации человека также являются неотъемлемыми частями человеческого капитала. Существует и предельно расширенное толкование состава человеческого капитал, когда исследователи включают в его содержание не только производственные качества человека, напрямую влияющие на способность приносить и получать доход, но и социальные, психологические, идеологические и культурные свойства людей.

По мнению автора, можно описать человеческий капитал как комбинацию следующих факторов:

• Качества, которые человек привносит в свою работу: ум, энергия, позитивность, надежность, преданность.

• Способность человека учиться: одаренность, воображение, творческий характер личности, смекалка.

• Побуждения человека делиться информацией и знаниями: командный дух и ориентация на цели.

В человеческом капитале принято выделять ряд компонент. Общепринятого перечня этих компонент пока не составлено. Г. Беккер предлагает выделить в нем капитал образования (знания общие и специальные), капитал здоровья, капитал профессиональной подготовки (квалификация, навыки, производственный опыт), капитал миграции, а также обладание экономически значимой информацией и мотивацией к экономической деятельности [4, с.4]. Л. Туроу включает в человеческий капитал такие черты, как «уважение к политической и социальной стабильности» [5, с.14]. В. Марцинкевич пытается выявить влияние на созидательные способности человека его активности, ответственности, честности, коллективизма, коммуникабельности, то есть параметров, вообще говоря, трудноизмеримых или даже вряд ли поддающихся измерению и, соответственно не поддающихся верификации [4, с. 4]. И. Ильинский предлагает выделять в человеческом капитале образование, здоровье и общую культуру [2, с. 28] В любом случае, выделение компонент человеческого капитала до сих пор носит скорее качественный, чем количественный характер, их измерение связано с большими трудностями статистического и методического характера. Измерение как самих факторов, влияющих на накопление каждой компоненты, так и величины или доли ее в общем объеме человеческого капитала проблематично, если только не использовать метод аккумуляции затрат на развитие соответствующих характеристик человека, что не всегда может показывать их экономическую ценность. Кроме того, природные, биологически наследуемые способности человека, такие как запас его здоровья, красота, интеллектуальные

(например, математические или музыкальные) способности человека, являются своеобразным бесплатным даром его предков.

В категории человеческого капитала, на наш взгляд, целесообразно выделить три основные составляющие:

- капитал здоровья, который из общего психосоматического, физиологического состояния человека превращается в определенный образ жизни, направленный на поддержание его здоровья;

- капитал культуры, задающий стереотипные модели поведения и систему ценностей индивида, определяющую характер его реализации в процессе трудовой деятельности (допустимое-недопустимое поведение в бизнесе, например, что отражает отличия, заложенные в рамках различных культур);

- капитал образования, который определяет максимально достижимый данным индивидом социальный статус и создает объективно-субъективные основания для его карьерного роста, где объективными основаниями являются требования для определенного вида деятельности и должности, связанные с образованием, а субъективными - способность индивида применить в производственной деятельности полученные в процессе обучения навыки и умения, увеличивающие его способность к креативности и инновационной деятельности.

Наиболее значимой в категории человеческого капитала является третья составляющая, и часто понятие человеческого капитала трактуется следующим образом: человеческий капитал - это накопленные знания, умения и навыки, полученные человеком в процессе обучения и практической деятельности и позволяющие ему успешно выполнять свою профессиональную деятельность. Этот капитал формируется в процессе образования, творческой деятельности и используется в определенной сфере общественного производства.

Человеческий капитал - это самая «видимая» часть интеллектуального капитала - знания, практические навыки, творческие и мыслительные способности людей, их моральные и нравственные ценности, культура труда. В современном менеджменте утвердилось убеждение, что талантливые люди являются источником прибыли. Ян Фитценц пишет: «По мере движения в новое тысячелетие и существования в условиях экономики, основанной на знаниях, становится невозможным отрицать, что именно люди - источник прибыли. Любое имущество организаций, кроме людей, бездеятельно, это пассивные ресурсы, требующие вмешательства человека для производства стоимости» [1, с. 6].

При характеристике понятия «интеллектуальный капитал» необходимо выделить следующие особенности данной категории:

- в современных условиях интеллектуальный капитал определяет главные тенденции экономического роста.

- формирование интеллектуального капитала требует от самого человека и всего общества значительных и все возрастающих затрат.

- интеллектуальный капитал в виде знаний, навыков, опыта может быть накапливаемым.

- по мере накопления интеллектуального капитала его доходность повышается до определенного предела, ограниченного верхней границей активной трудовой деятельности (активного трудового возраста), а потом резко снижается.

- характер и виды инвестиций в интеллектуальный капитал обусловлены историческими, национальными, культурными особенностями и традициями.

- инвестиции в интеллектуальный капитал должны обеспечивать его обладателю получение более высокого дохода.

- вложения в интеллектуальный капитал дают довольно значительный по объему, длительный по времени и интегральный по характеру экономический и социальный эффект. Чем раньше делаются вложения в человека, тем быстрее они начинают давать отдачу. Но нужно иметь в виду, что более качественные и длительные инвестиции приносят более высокий и более долговременный эффект. Длительность инвестиционного периода у интеллектуального капитала выше, чем у физического капитала. У последнего он составляет в среднем от одного года до пяти лет, а у такой формы вложения в интеллект, как образование, инвестиционный период может достигать 12-20 лет, продолжаясь в дальнейшем всю трудовую жизнь.

- интеллектуальный капитал отличается от физического капитала по степени ликвидности. Интеллектуальный капитал не является оборотным активом; только его услуги или отдельные элементы, пригодные для патентования знания, могут быть куплены или проданы. Интеллектуальный капитал неотделим от его носителя - живой человеческой личности, и вследствие этого в качестве актива он почти полностью неликвиден.

- использование интеллектуального капитала всегда контролируется самим индивидом независимо от источника инвестиций на его развитие.

- функционирование интеллектуального капитала, степень отдачи от его применения обусловлены свободным волеизъявлением субъекта, его индивидуальными интересами и предпочтениями, его материальной и моральной заинтересованностью, ответственностью, мировоззрением и общим уровнем культуры, в том числе и экономической.

Человеческий интеллектуальный капитал - это будущее компании, основа устойчивости ее развития в условиях рыночной экономики. Мировой опыт свидетельствует, что крупные зарубежные компании, устойчиво работающие сегодня на мировых рынках перешли на качественно новый уровень развития, определяющей концепцией которого служит не рациональное управление ресурсами в их неравном единстве, а сформированная и реализованная на практике концепция воспроизводства интеллектуального капитала. Чтобы использовать опыт корпораций развитых стран в российской экономике, необходимо понять сущность, механизмы создания и развития данной формы капитала, сформулировать основные направления и задачи политики хозяйственной организации в отношении управления им. К сожалению, данная категория капитала не получила достаточного теоретического и эмпирического обоснования и развития в условиях переходной экономики России, но ее актуальность подчеркивают процессы, происходящие в рамках индивидуального воспроизводства капитала. И усиление рыночной конкуренции заставляет учитывать все факторы, способствующие получению прибыли.

В отличие от других видов капитала, человеческий капитал не изнашивается, а сохраняется и увеличивается по мере своего использования за счет приобретения нового опыта и знаний. Управление человеческим капиталом помогает эффективно использовать опыт и знания сотрудников, чтобы помочь им полностью реализовать свой потенциал. Искусство менеджмента - это инструмент, который позволяет развивать человеческий капитал, и умение пользоваться таким инструментом отличает каждого эффективного менеджера.

В контексте нашей проблемы капитал - это отношение к человеку в процессах управления, понимание роли человека в достижении конечного результата или цели -будь то прибыль, качество, имидж или что-либо другое. Человек может рассматриваться как рабочая сила и может оцениваться как капитал.

Человек - исполнитель функций и распоряжений, и необходимое количество таких людей действительно есть сила, но человек определенной индивидуальности, интеллекта, психологии, человек, органично вписывающийся в группу, - это нечто большее, чем рабочая сила - это капитал. В управлении человек может выступать либо рабочей силой, бездушным объектом управления, либо капиталом. Все зависит от того, каково отношение к человеку, как строится работа с персоналом, каковы его качества.

Идея человеческого фактора менеджмента заключается в том, что человек является определяющим, главным фактором успеха всех действий менеджера. Вокруг человека и в связи с человеком действуют такие факторы как организация, техника, информация, план, стратегия и пр. Сегодня многие понимают, что часто не хватает не просто человеческих ресурсов, не хватает человеческого капитала, т.е. таких специалистов, которые были бы способны к высокоэффективному труду и заинтересованы в творческой отдаче. Из идеи человеческого капитала вырастает и идея социального партнерства. Человеческие ресурсы можно рассматривать как фактор затрат, но человеческий капитал - это потенциал и гарантия успеха.

Управление человеческим капиталом предполагает индивидуальный подход к работникам, использование индивидуальных свойств личности (особенностей психики, характера, способностей и т.п.) в целях регулирования отношений между людьми в организации. И в то же время искусство менеджмента позволяет не только эффективно использовать человеческий капитала, но и развивать его. Потребность вложений в человеческий капитал должна осознаваться уровнем управления, и искусство менеджмента напрямую влияет на необходимость повышения творческой активности, интеллекта и образовательного уровня непосредственного исполнителя.

Литература

1. Журавлев В. А. Национальное богатство креативного общества, его элементы и оценка // Российское предпринимательство. 2009. № 6(2), с. 4-10 .Ильинский И.В. Инвестиции в будущее: образование в инвестиционном воспроизводстве. - СПб., 1996. - С. 28-34.

2. Лысков А.Ф. Человеческий капитал: понятие и взаимосвязь с другими категориями. // Менеджмент в России и за рубежом. 2004. № 6, с.3-11.

3. Майбуров И. А. Эффективность инвестирования и человеческий капитал в США и России / Мировая экономика и международные отношения. 2004. № 4, с. 3-13.

4. Марцинкевич В.И., Соболева И.В. Экономика человека. - М., 1995. - С. 1418.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.