ФИЛОЛОГИЯ И КУЛЬТУРА. PHILOLOGY AND CULTURE. 2021. №4(66)
DOI: 10.26907/2074-0239-2021-66-4-255-260 УДК 78.05
СИСТЕМА ФАКТОРОВ УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ ИСКУССТВУ МУЗЫКАЛЬНОЙ ИМПРОВИЗАЦИИ
© Владимир Гоптарев, Надежда Жданова
THE SYSTEM OF SUCCESSFUL LEARNING FACTORS: THE ART OF MUSICAL IMPROVISATION
Vladimir Goptarev, Nadezhda Zhdanova
As far as its format allows, this article, for the first time, presents a system of factors that determines success in mastering the art of musical improvisation in its entirety. The problem of identifying these factors and their system has not been resolved yet, as evidenced by the lack of scientific research in this area. Our conclusions reflect the results of a critical analysis of the theoretical provisions presented in numerous sources and the sum of experiences in learning musical improvisation, based on which the main groups and categories of factors are summarized, revealing their content, structure and features.
The results of the study make it possible to conclude that it is necessary to include personal, social, psychological, pedagogical, sociocultural, educational, professional and age status in the system of factors, as well as organizational, pedagogical and methodical conditions, which have a number of specific characteristics and unique content. This system of factors can be used in the theory and practice of learning musical improvisation and contribute to a more effective solution to the problems associated with the mastery of the musical improvisation art.
Keywords: musical improvisation, system, factor, condition, training.
В статье впервые в максимально полном виде, насколько это позволяет её формат, представлена система факторов, определяющих успех в овладении искусством музыкальной импровизации. Проблема установления этих факторов и их системы до настоящего времени не была решена, что подтверждается отсутствием научных исследований в этой сфере. Полученные авторами выводы отражают результаты критического анализа теоретических положений, представленных в многочисленных источниках, а также результаты обобщения опыта обучения музыкальной импровизации, на основе которых устанавливаются основания для их выведения. Представлены основные группы и категории факторов, которые по-разному проявляют себя в различных процессах музыкальной импровизации, кратко раскрывается их содержание, структура и особенности.
На основе результатов проведенного исследования авторы пришли к выводу о необходимости включения в систему факторов личностного, социального, психологического, педагогического, социокультурного, образовательного, профессионального и возрастного статусов, а также организационных, педагогических и методических условий, обладающих рядом специфических характеристик и имеющих уникальное содержание. Выведенная система факторов может быть использована в теории и практике обучения музыкальной импровизации и способствовать более эффективному решению присущих им проблем.
Ключевые слова: музыкальная импровизация, система, фактор, условие, обучение.
Выявление системы факторов, определяющих успех в овладении невероятно сложным искусством музыкальной импровизации и обучении ей, до сих пор представляется одной из довольно важных и интересных проблем, имеющих отношение к музыкальному образованию, музыкальной педагогике, к методологии и методике обучения импровизации. Более того, в настоящее время целевые ориентиры, содержание и процесс обучения детей музыкальным дисциплинам под-
вергаются существенной переоценке. Одним из результатов этой переоценки является признание педагогическим сообществом необходимости усиления творческого начала и применения в процессе преподавания музыкальных дисциплин креативных видов деятельности, методов и технологий, в том числе музыкальной импровизации. Однако успех обучения музыкальной импровизации зависит от ряда факторов, которые не были представлены в предыдущих исследова-
ниях в системном виде. Без знания об этих факторах, об их системе и особенностях эффективное обучение музыкальной импровизации и диагностика успешности овладения ею в принципе не представляются возможными.
Рассматривая проблему выявления системы факторов, необходимо было определить и интерпретировать понятие фактор в контексте заявленной проблемы. Под фактором может подразумеваться «момент, существенное обстоятельство в каком-н. процессе, явлении» [Толковый словарь русского языка, c. 736] или «движущая сила, причина какого-л. процесса, явления, определяющая его характер» [Ефремова, с. 889]. Под факторами успешности овладения искусством музыкальной импровизации мы в самом широком смысле понимаем внешние и внутренние условия, движущие силы, психические процессы и состояния, определяющие возможность и положительный конечный результат овладения им.
Данные факторы рассматривались в работах отечественных и зарубежных исследователей, имеющих отношение к театральной, музыкальной, педагогической и иной деятельности. Так, факторы успешного овладения педагогической импровизацией были рассмотрены В. Н. Харьки-ным [Харькин]. К ним он относит «общекультурные и психолого-педагогические знания, умения, навыки, в том числе о природе творчества вообще и педагогического в частности, опыт; творческая доминанта, включающая развитые внимание (концентрированное и одновременно распределенное), воображение, состояние творческого поиска педагога; специальные знания о сущности педагогической импровизации, умения и навыки импровизирования» [Там же, с. 7]. Лабильность и высокую скорость протекания нервных процессов, мотивационную ориентацию на публичность творческой деятельности выделяет М. А. Григорьева [Григорьева, 2014, с. 344], а ведущими показателями при определении способности к импровизации она считает скорость и оригинальность.
Важно отметить, что приведенные исследователями факторы представляют значимость и для овладения искусством музыкальной импровизации.
Феномену музыкальной импровизации, присущим ему особенностям и факторам, способствующим обучению импровизации, были посвящены работы А. Д. Алексеева, Л. М. Борухзон, С. А. Гильманова, С. М. Мальцева, А. А. Никитина, М. А. Сапонова, Г. И. Шатковского, Ferand E., Lehman A. C., Sloboda J.A., WollnesG. P., Woody R.H. и др. Так, Г. И. Шатковский отмечал важность триединства музыкальной теории, му-
зыкального слуха и музыкальной практики [Шатковский, с.7]. Мотивационно-целевые установки, которые «заставляют музыканта обращаться к импровизации, совершенствовать ее, импровизировать на сцене, несмотря на боязнь неудачи», выделял С. А. Гильманов [Гильманов, с. 116], желание и волю - А. Л. Маклыгин [Мак-лыгин, c. 4]. Л. М. Борухзон отмечала, что для обучения импровизации учащегося необходимо «обогатить его память значительным запасом элементов музыкальной речи, научить свободно владеть тональностями, развить мелодический и гармонический слух» [Борухзон, ^ 238]. А. А. Никитин выделял формулы и организационно -методические модели, на основании которых может строиться обучение музыкальной импровизации [Никитин]. С. М. Мальцев указывал на важность основных принципов обучения, в числе которых: «изучение отдельных элементов -„слов" музыкального языка (ладов, типовых по-певок, стереотипов орнаментики, аккордов и их соединений и т. п.), изучение правил соединения этих элементов („грамматика" и „синтаксис") через импровизацию и композицию <...>, высказывание „на музыкальном языке" по определенным моделям и образцам» [Мальцев, ^180]. Также исследователи выделяют факторы психологического ряда: антиципацию, восприятие и способности, необходимые для овладения искусством музыкальной импровизации.
Способности к импровизации рассматривались в работах М. В. Григорьевой [Григорьева, 2014]; [Григорьева, 2016]. Выполненный ею корреляционный анализ показал «взаимосвязь между такими показателями импровизации <...>, как скорость, оригинальность, беглость, гибкость, разработанность, и личностными факторами1, такими как независимость, смелость, уверенность в себе» [Григорьева, 2014, с.243-246].Так же, по ее мнению, «в основе импровизации лежат интуитивные бессознательные процессы, связанные с активностью правого полушария мозга, обеспечивающие способность к одномоментному восприятию и оценке объекта, инкубацию и рождение творческой идеи» [Там же, с. 344].
Результаты изучения способностей, необходимых для овладения музыкальной импровизацией, приведены в работах С. А. Гильманова, С. М. Мальцева, А. А. Никитина, А. Л. Маклыгина и др. Выявление музыкальных способностей, потенциально необходимых для овладения искусством музыкальной импровизации, представляет серьезную научную проблему, которая пока еще
1 Отмеченные ею личностные факторы могут трактоваться и как качества.
не нашла своего разрешения, в том числе и на методологическом уровне. Исследователи не определяют иерархическую систему способностей, ее структуру, категории, специфику, особенности выявления, содержания и развития каждой из них, а также связь общей способности к музыкальной импровизации с отдельными способностями, такими как мышление и воображение, со свойствами, а также со степенью интеллектуального, эмоционального и художественного развития. Эта психологическая проблема пока еще ожидает своего компетентного разрешения. Тем не менее, в числе наиболее важных, помимо специфических способностей к музыкальной импровизации, исследователи выделяют способность к антиципации, к комбинированию, пред-слышания фактуры и ее развития и т. д.
Качества, необходимые для овладения навыками и искусством музыкальной импровизации, были представлены в работах Г. И. Шатковского [Шатковский], С. О. Мильтоняна [Мильтонян], А. Л. Маклыгина [Маклыгин].
Условия для овладения музыкальной импровизацией выделяют С. М. Мальцев, А. А. Никитин, Ю. П. Козырев [Козырев], Л. М. Борухзон и др.
Результаты изучения источников позволяют сделать вывод о том, что система факторов может формироваться за счет категорий личностного, социального, психологического, педагогического, социокультурного, образовательного, профессионального, возрастного статуса, их сторон и особенностей, а также организационных, педагогических, методических условий, обладающих рядом специфических характеристик и имеющих уникальное содержание. Они могут быть сгруппированы по трем блокам.
1. Блок психических факторов
Включает иерархически выстроенную систему и структуру свойств психики человека, процессов и психических образований, определяющих группы способностей и качеств. Они были достаточно полно представлены в работе Ю. А. Цагарелли [Цагарелли, а 21-23, 40]. Рассмотрим компоненты этой структуры в контексте нашей проблематики.
Психические свойства индивида. На основании результатов исследований Б. М. Теплова и В. Д. Небылицина [Теплов, Небылицин], Ю. А. Ца-гарелли [Цагарелли] мы обозначаем ряд психических свойств, имеющих отношение к овладению искусством импровизации и музыкальной импровизации: сила и слабость нервной системы, динамика процессов возбуждения и торможения, скорость протекания нервных процессов [Теп-лов, Небылицин], влияющих на мобильность,
адаптивность, сосредоточенность, концентрацию внимания и т. д.
Психологические свойства личности. По мнению Ю. А. Цагарелли, они включают «направленность личности, потребности, мотивы, тревожность, эмоциональную реактивность» [Цагарелли, ^23], «надежность в экстремальной ситуации, психоэмоциональную устойчивость, устойчивость психомоторики, стабильность, устойчивость мышления, саморегуляция» [Там же, ^40]. Эти свойства личности имеют прямое отношение и к процессам музыкальной импровизации. К ним можно было бы причислить интеллектуальную развитость, от которой в значительной степени зависит успешность обучения музыкальной импровизации.
Психические процессы. К психическим процессам исследователи относят ощущения, восприятие, память, мышление, воображение, внимание и процессы в области психомоторики (см.: [Цагарелли]). Кроме этого, интуитивный или дискурсивный типы мышления выделяет Е. Ю. Савин [Савин].
Психические состояния индивида. Отражают не только психологические, но и соматические и физиологические особенности функционирования человеческого организма, особенности его отношения с окружающей средой. На психологическом уровне они характеризуются изменениями психических функций и настроений человека: воля - апатия, замкнутость - гиперкоммуникабельность, открытость, завышение - занижение самооценки и т. д., состояние творческого поиска педагога и обучающегося, эмоциональный подъем, инсайт и т. д.
Социально-психологические свойства. Разделяются на основании отношения к психическим функциям, присущим деятельности в музыкальной сфере (речь, музыкальная речь и музыкально-смысловое интонирование, музыкальное общение, игра), и отражают особенности «деятельности, поведения и отношения человека», «обеспечивают взаимодействие и общение между людьми и особенно важны в деятельности типа человек - человек» (например, в деятельности руководителя, учителя, артиста и т. п.). На социально-психологическом уровне представлены «такие категории и взаимосвязанные с ними свойства личности, как коммуникативные и организаторские способности, замкнутость, тактичность и т. д.» [Цагарелли, с. 23].
Социальные свойства. К ним относят: лидерство, сплоченность, референтность (то есть отношение к потребностям и ценностной ориентации коллектива), а также свойства, связанные с особенностями деятельности, поведения и отно-
шения: формальное и неформальное лидерство, мировоззрение индивидуума [Там же].
Способности. Занимают особое место в системе факторов. Несмотря на разницу в понимании сущности способностей и их статуса, отраженную в работах Б. М. Теплова, Д. К. Кирнар-ской, Ю. А. Цагарелли и др., следует учитывать отношение способностей к следующим сферам:
а) к процессам восприятия, запоминания, мышления, воображения, создания нового (креативные), к эмоциональному переживанию (эмпа-тийные), к воспроизведению определенного содержания (репродуктивные), к выполнению точных и тонких движений, к их координации, необходимой для выполнения деятельности в определенной сфере;
б) к выполнению определенной музыкальной деятельности (композиции, транспонированию, подбору по слуху, исполнению на инструменте и т. д.).
Также можно выделить ряд способностей, предполагающих одновременное их функционирование в интегрированном варианте в процессе выполнения определенной деятельности, например, способности к координации слуха и моторики при исполнении музыкальных произведений разных стилей и жанров; к модулированию в тональностях (подготовленному и неподготовленному); к освоению звуковых комплексов в процессе игры двумя руками и даже ногами (например, при исполнении на органе); к интеграции образной и звуковой сфер и т. д.
К способностям, без которых музыкальная импровизация в принципе не может состояться, следует отнести: музыкальный слух во всех его проявлениях (мелодический, ладовый, гармонический и т. д.), музыкально-ритмическое чувство, музыкальное мышление (предметное, образное, логическое, абстрактное; способность к анализу и др.), музыкальное воображение (способность к быстрым изменениям характера, тональностей, ритма, жанра, стиля и др.), эмпатийность как способность к сопереживанию и сама способность к передаче эмоциональных состояний, что особенно важно при импровизировании в различных жанрах и стилях; психомоторные способности.
Качества индивида, необходимые для овладения искусством музыкальной импровизации, обусловлены особенностями индивида соматического, физиологического, личностно-психологи-ческого, социально- и генетически детерминированного статуса. Являясь отражением вовне свойств индивида в их различных состояниях и сочетаниях, качества представляются важнейшей категорией в системе факторов.
К важнейшим качествам музыканта-импровизатора, входящим в число личностных факторов, М. В. Григорьева относит «независимость, смелость, уверенность в себе» [Григорьева, 2014, с. 347]. К ним также можно отнести целеустремленность, настойчивость, сообразительность, утонченность натуры, развитый музыкально-художественный вкус, компетентость в музыкально-художественных стилях, предрасположенность к импровизированию и др.
При рассмотрении системы факторов психологического блока следует учитывать, что они могут обладать признаками поливалентности (так, например, креативность может относиться и к способностям, и к свойствам, и к качествам). Также особо необходимо отметить присущие этому блоку комплексные психические образования, которые не могут быть конкретно отнесены ни к качествам, ни к свойствам, ни к способностям, но отражают их симбиоз (гуманистическое, художественно-творческое мировоззрение, интеллигентность и т. д.).
2. Блок социальных и социально-культурных факторов
Включает социальные условия (информационные, индустриальные, социально-культурные, этнокультурные, конфессиональные и т. д.), а также особенности развития конкретного социума или социальной группы, которые могут оказывать существенное влияние на процесс обучения искусству музыкальной импровизации. Необходимыми социокультурными условиями являются: состояние социокультурной сферы в определенном регионе проживания; отношение конкретного социума к искусству, музыкальному искусству и его видам; востребованность и доступность предметов искусства; наличие интереса социальных слоев к искусству музыкальной импровизации в определенных видах и формах (например, в бытовых условиях при исполнении песен в стихийно сложившихся ансамблях).
3. Блок образовательных и музыкально-образовательных факторов
Включает: а) наличие учреждений системы образования и организаций, музыкальных инструментов; б) организационно-методические условия (наличие образовательных моделей, образовательных программ2, методико-технологичес-кой базы; уровня методической подготовки педагогов, необходимого для выполнения задач, связанных с обучением импровизации; степень раз-
2 Например, модель обучения импровизации Джонсо-на-Лейрда [Гильманов, с. 116], технологии обучения джазовой импровизации в колледже Беркли (США) и т. д.
вития компетенций обучающихся, необходимых для успешного овладения искусством музыкальной импровизации); в) психолого-педагогические условия (возможность создания ситуации психологического комфорта, положительной психо-эмоциональной атмосферы на уроке, «зву-ко-образная интрига») [Маклыгин, с. 4].
В рамках этого блока особое место занимают результаты музыкально-образовательной деятельности - знания, умения, навыки, полученные при освоении теории и в практической деятельности; компетенции в состоянии их развития: а) музыкальные знания (ладов, стилей и жанров, музыкальных форм, основ импровизирования и др.); б) навыки и умения (слуховые, игровые, мышления и воображения, слухо-мо-торные связи и т. д.); в) сформированные предрасположенность к импровизированию и мотивация к ней; г) «импровизационная» компетентность как итог обучения.
Необходимо отметить, что приведенные выше факторы по-разному проявляют себя в различных процессах музыкальной импровизации. Так, если в вокальной импровизации от обучающегося требуются прежде всего умения координировать внутренний слух, образную сферу и звучание голоса, строить певческий аппарат в соответствии со стилем, жанром, содержанием и целями творческого задания, то процесс импровизирования в классе струнно-смычковых инструментов связан не только со слухо-моторной координацией, но и с необходимостью учитывать качество соединения смычка со струной, с координацией движений правой и левой рук, обусловленной необходимостью качественного интонирования и др.
Выявленная и представленная нами в статье система факторов может служить организационной, научно-педагогической, психологической и методической основой для обучения искусству музыкальной импровизации, а их учет - способствовать эффективному решению проблем овладения этим искусством и решению ряда образовательных задач.
Список литературы
Борухзон Л. М. О детском музыкальном театре как форме творческого развития ребенка // Музыкальное воспитание в СССР. Вып. 2 М.: Сов. композитор, 1985. С. 237-252
Гильманов С. А. Психологические характеристики способностей к музыкальной импровизации // Вестник Югорского государственного университета. Ханты-Мансийск: Издательство: Югорский государственный университет, 2016. Выпуск 1 (40). С. 116-123.
Григорьева М. В. Личностные факторы развития способности импровизации в младшем школьном возрасте // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. Краснодар: Адыгейский государственный университет. № 6-1, 2014. С. 243-246.
Григорьева М. В. Развитие способности к импровизации у младших школьников в художественной деятельности: автореф. дис... канд. психол. наук: Санкт-Петербург, 2016. 28 с.
Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. М.: Русский язык, 2000. 1084 с.
Козырев Ю. П. Импровизация - путь к музыке для всех // Музыкальное воспитание в СССР. Выпуск второй. М.: Советский композитор,1985. С. 252-271.
Маклыгин А. Л. Импровизируем на фортепиано. М.: Престо, 1995. Вып. 1. 32 с.
Мальцев С. М. О психологии музыкальной импровизации. М.: Музыка, 1991. 88 с.
Мильтонян С. О. Педагогика гармоничного развития музыканта: новая гуманистическая образовательная парадигма. С.-Пб: Планета музыки, 2020. 324 с.
Никитин А. А. Импровизация как вид творчества. URL: http ://xn--b 1 ae6c2a.xn--p 1 ai/nauchnye_statj i/ improvizaciya/ (дата обращения: 18 09.2020).
Савин Е. Ю. Методика изучения склонности к педагогической импровизации и самооценки опытности: конструирование и апробация // Электронный журнал «Психологическая наука и образование» URL: http://www.psyedu.ru / ISSN: 2074-5885 / E-mail: [email protected]. 2012, № 1.(дата обращения: 24.12.2020)
Теплов Б. М., Небылицин В. Д. Изучение основных свойств нервной системы и их значение для психологии индивидуальных различий / Вопросы психологии. 1963.№ 5. С. 38-47.
Толковый словарь русского языка: около 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов ; под общ. ред. Л. И. Скворцова. 28-е изд., пе-рераб. Москва: Мир и Образование: ОНИКС, 2012. 1375 с.
Харькин В. Н. Педагогические импровизации в профессиональной деятельности учителя: автореф. дис. ... д-ра пед. наук: Москва, 1992. 32 с.
Цагарелли Ю. А. Системная диагностика человека и развитие психических функций: учебное пособие. Ин-т экономики, упр. и права (г. Казань), Междунар. науч. -произв. об-ние «Акцептор». Казань: Познание, 2009. 491 с.
Шатковский Г. И. Развитие музыкального слуха. М.: Амрита-Русь, 2012. 208 с.
References
Borukhzon, L. M. (1985). O detskom muzykal'nom teatre kak forme tvorcheskogo razvitiia rebenka [On Children's Musical Theater as a Form of Creative Development of the Child]. Muzykalnoe vospitanie v SSSR. Pр. 237-252. Moscow, Sovetskii kompozitor. (In Russian)
Gil'manov, S. A. (2016). Psikhologicheskie kharakteristiki sposobnostei k muzykal'noi improvizatsii
[Psychological Characteristics of Musical Improvisation Abilities]. Vestnik Iugorskogo gosudarstvennogo universiteta. Vypusk 1 (40), pp. 116-123. (In Russian)
Grigor'eva, M. V. (2014). Lichnostnye faktory razvitiia sposobnostii mprovizatsii v mladshem shkol'nom vozraste [Personal Factors in the Development of the Ability to Improvise in Primary School Age]. Gumanitarnye, sotsial'no-ekonomicheskie i
obshchestvennye nauki. Krasnodar, Adygeiskii gosudarstvenny iuniversitet. No. 6-1, pp. 243-246. (In Russian)
Grigor'eva, M. V. (2016). Razvitie sposobnosti k improvizatsii u mladshikh shkol'nikov v khudozhestvennoi deiatel'nosti: avtoref. dis... cand. ps. nauk [Development of the Ability to Improvise in Junior Schoolchildren in Artistic Activities: Ph.D. Thesis Abstract]. St. Petersburg, 28 p. (In Russian)
Efremova, T. F. (2000). Novyi slovar russkogo iazyka. Tolkovo-slovoobrazovatelnyi [New Dictionary of the Russian Language. Explanatory-Word-formational]. 1084 p. Moscow, Russkii iazyk. (In Russian)
Harkin V. N. (1992). Pedagogicheskie improvizatsii v professional'noi deiatel'nosti uchitelia: avtoref. diss... draped. nauk [Teaching Improvisations in the Professional Activities of the Teacher: Doctoral Thesis Abstract]. Moscow, 32 p. (In Russian)
Kozyrev, Iu. P. (1985). Improvizatsiia - put' k muzyke dlia vsekh [Improvisation is the Way to Music for All]. Muzykalnoe vospitanie v SSSR. Pp. 252-271. Moscow, Sovetskii kompozitor. (In Russian)
Maklygin, A. L. (1995). Improviziruem na fortepiano [Improvising on the Piano]. Issue 1. 32 p. Moscow, Presto. (In Russian)
Mal'tsev, S. M. (1991). O psikhologii muzykal'noi improvizatsii [On the Psychology of Musical Improvisation]. 88 p. Moscow, Musyka. (In Russian)
Miltonian, S. O. (2003). Pedagogika garmonichnogo razvitiia muzykanta: novaia gumanisticheskaia
Гоптарев Владимир Николаевич,
кандидат педагогических наук, доцент,
Казанская государственная консерватория
имени Н. Г. Жиганова,
420015, Россия, Казань,
Большая Красная, 38.
Жданова Надежда Александровна,
преподаватель,
соискатель К(П)ФУ,
«Детская школа искусств»
Авиастроительного района г. Казани,
420127, Россия, Казань,
Чапаева, 3А.
Nadezd_zda@Bk. т
obrazovatel'naia paradigma [Pedagogy of the Harmonious Development of the Musician: A New Humanistic Educational Paradigm]. 324 p. Tver, Planeta Muzyki. (In Russian)
Nikitin, A. A. (2011). Improvizatsiia kak vid tvorchestva [Improvisation as a Kind of Creativity]. URL: http ://xn--b 1 ae6c2a.xn--p 1 ai/nauchnye_statji/ improvizaciya/ (accessed: 18 09.2020). (In Russian)
Savin, E. Yu. (2015). Metodika izucheniia sklonnosti k pedagogicheskoi improvizatsii i samootsenki opytnosti: konstruirovanie i aprobatsiia [Method of Studying the Propensity for Pedagogical Improvisation and Self-esteem of Experimentation: Design and Testing]. Elektronnyi zhumal "Psikhologicheskaia nauka i obrazovanie". URL: http// www.psyedu.ru / ISSN: 2074-5885 / E-mail: [email protected]. 2012, No. 1 (accessed: 24.12.2020). (In Russian)
Teplov, B. M., Nebylitsyn, V. D. (1963). Izuchenie osnovnykh svoistv nervnoi sistemy i ikh znachenie dlia psikhologii individual'nykh razlichii [Study of the Fundamental Properties of the Nervous System and Their Importance for the Psychology of Individual Differ-ences].Voprosy psikhologii. No. 5, pp. 38-47. (In Russian)
Tolkovyi slovar' russkogo iazyka (2012) [The Dictionary of the Russian Language: about 100,000 words, terms and phraseological expressions]. S. I. Ozhegov ; pod obshch. red. L. I. Skvortsova. 28-e izd.,pererab. 1375 p.Moscow, Mir i Obrazovanie, ONIKS.(In Russian)
Shatkovskii G. I. (2012). Razvitie muzykal'nogo slukha [Development of Musical Hearing]. 208 p. Moscow , Amrita-Rus. (In Russian)
TsagarelliI U. A. (2009). Sistemnaia diagnostika cheloveka i razvitie psikhicheskikh funktsii : uchebnoe posobie [Systemic Human Diagnosis and Development of Mental Functions: A Training Manual]. 491 p. Kazan, In-t Ekonomiki, upr. iprava.(In Russian)
The article was submitted on 30.04.2021 Поступила в редакцию 30.04.2021
Goptarev Vladimir Nicolaevich,
Ph.D. in Pedagogy, Associate Professor,
N. G. Zhiganov Kazan State Conservatory,
38 Bolshaya Krasnaya Str., Kazan, 420015, Russian Federation. VGoptarev@yandex. ru
Zhdanova Nadezhda Aleksandrovna,
Teacher, Ph.D. applicant,
Children's School of Arts in Aviastroitelnyi
District,
3A Chapaev Str.,
Kazan, 420127, Russian Federation. Nadezd_zda@Bk. ru