Гайворонюк В.А.
Система факторов мотивации трудовой активности персонала организации
Эффективность деятельности любой организации прямо зависит от трудовой активности работы персонала. При этом под активностью подразумевается не только повышение продуктивности работы, но и стремление персонала к инновациям, улучшению условий труда, усовершенствованию инструментов деятельности, расширению рынка сбыта товаров и услуг и многое другое. Трудовая активность означает также принятие персоналом определенной части управленческих функций.
Разнообразие проявлений трудовой активности персонала требует использования целой системы факторов мотивации, которые отражаются понятием «система мотивации». Сам этот термин - «система мотивации» употребляется в широком и узком значениях. В узком значении система мотивации - совокупность взаимосвязанных факторов (стимулов), которые используются в организации для мотивирования сотрудников, а также принципов и норм их использования. Т. е. по существу это система стимулирования труда и организационной активности в целом.
Мотивационная система в широком смысле исследована слабее. Она представляет собой весь феномен мотивации в его целостности, единстве субъективного и объективного аспектов, внешней и внутренней мотивации. Повышение трудовой активности персонала возможно при учете субъективного и объективного аспектов детерминации поведения, наличии хорошей внешней и внутренней мотивации работников. Превращение внутренних стимулов в реальную деятельность во многом обуславливается тем, какие виды внешнего стимулирования: материального или нематериального, применяются к работнику.
Концепция организационного стимулирования была создана в начале ХХ-го века и постоянно видоизменяется, совершенствуется. Вместе с тем практика мотивации, особенно в современной России, сильно отстает от научных достижений в этой области. У нас в большинстве организаций, как коммерческих, так и государственных, до сих пор преобладает устарелая система стимулирования работников. Большинство руководителей вообще уделяют слишком мало внимания организации мотивации персонала, сводя эту проблему к материальному стимулированию и наказанию. До сих пор многие руководители считают, что сотрудники работают только ради денежного вознаграждения, поэтому и методы стимулирования трудовой активности в основном ограничиваются заработной платой (окладами) и премиями.
Нельзя забывать, что «трудовая активность человека проявляется в усилении мобилизации сил человека (интеллектуальных, эмоциональных, физических и прочих) за счет энергии внутренней мотивации, которая направлена на достижение целей, связанных с самореализацией субъекта в работе. Цель для работника может быть как внутренней, так и внешней, но в любом случае она связана с актуализацией потребностей человека, не зависимо от того какие это потребности, первичные или вторичные» [1].
Человеческая активность в работе может проявляться по-разному и иметь разные направления. Она может приводить к повышению продуктивности работы и (или) ее качества, а также к улучшению процесса работы, как в организационном плане, так и в технологическом. Кроме того, трудовая активность может выражаться в желании принимать на себя ответственность. Очевидно, что активность - динамичный процесс, связанный с повышенной значимостью для сотрудника процесса и результатов своей деятельности, взаимоотношений с другими членами организации. Трудовая активность связана с жизненной позицией работника и его потребностями.
Направленность и интенсивность трудовой активности работников задается двумя факторами. Первый - это стимулирующее воздействие руководства. Второй фактор связан с внутренней мотивацией сотрудника. В первом случае имеет место целенаправленное воздействие на работника и его деятельность, которое определяется тем, что нужно в конечном итоге руководству: повышение продуктивности
деятельности или качества продукции, привлечение работников к процессам управления и др.
Эффективное повышение трудовой активности персонала возможно при учете ее структуры. Эта структура имеет включает следующие основные компоненты [2]:
• актуализированные потребности субъекта труда;
• мотивы деятельности;
• цель (желание достичь определенного результата);
• ресурсы, которыми обладает субъект;
• социальные установки субъекта на проявление активности в трудовой деятельности;
• готовность к проявлению активности в работе;
• отношение к самой работе, ее содержанию, процессу, организации, вознаграждению за труд;
• способы подкрепления мотивов сотрудника, как позитивные, так и негативные;
• совокупность действий работника, направленных на достижение поставленной цели.
Важным условием активности в работе является наличие у сотрудника определенных целей, связанных с деятельностью. Чем конкретнее и понятнее цель, тем сильнее мотив, побуждающий к деятельности. Цель может быть как индивидуальной, так и коллективной. В последнем случае она формируется на основе понимания необходимости подчинения большинству, наличия общих интересов и ценностей. Тем не менее, результат деятельности каждый сотрудник представляет во многом по своему. Одни представляют его в форме материального поощрения за конкретные результаты, другие - прежде всего, в виде качественных характеристик продукта деятельности. Но в любом случае всегда учитываются критерии качества произведенного продукта и объем затраченного времени.
Активность сотрудника невозможна без учета внутренних ресурсов (времени, знаний, умений, сил), необходимых для выполнения работы, выраженных в возможностях ее реализации. Поэтому наличия только потребностей для проявления активности недостаточно. В такой ситуации, т. е. при отсутствии возможностей осуществления деятельности, внешнее стимулирование не даст положительного результата, а лишь приведет к росту напряжения, появлению сбоев в работе. Поэтому прежде чем применять тот или иной стимул поощрения персонала, необходимо выяснить, имеются ли у работников реальные возможности для реализации целей (ресурсов) компании и мобилизации своих сил.
Важную роль в воздействии на трудовую активность работников играют социальные установки, характеризующие ее значимости для окружающих, их отношение к деятельности работника, а также отношение самого работника к процессу труда. В основе социальных установок работника лежат его ценности. Именно они определяют отношение человека к работе, будет ли он хорошо работать, пытаться внести свой вклад в деятельность коллектива, оказывать помощь коллегам и т.п.
Социальные установки проявляются как осознанное желание и как потенциальная готовность приложить усилия для достижения поставленной цели. Необходимо также учитывать, что социальные установки зависят не только от условий работы, но и от таких факторов, как полученное образование и воспитание. Поступив в организацию, работники уже имеют определенную активную (или пассивную)
жизненную позицию и переносят ее на работу. Поэтому в процессе отбора персонала важно подбирать кадры, обладающие позитивными установками на трудовую и организационную активность.
Кроме готовности персонала к труду и нацеленности на результат, необходимо учитывать такие факторы, как степень ответственности перед коллегами, уверенность в своих силах, гарантированность получения вознаграждения, наличие необходимых ресурсов, а также положительное отношение к ситуации, к процессу и содержанию труда.
И, наконец, в структуру активности человека входит внешнее направленное стимулирование, которое может быть материальным, моральным и прочим. Хотя некоторые авторы (Б.З. Мильнер, В.С. Магун и др.) считают, что внешнее стимулирование не входит в структуру активности субъекта. Большинство же исследователей (В. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури и Е.П. Ильин и др.) рассматривают внешний стимул в качестве важнейшего компонента активности трудовой деятельности.
На наш взгляд, трудовая активность человека всегда предполагает наличие стимула, движима стимулом, поскольку она детерминирована в конечном счете потребностями, удовлетворение которых осуществляется посредством получения стимулов.
Причем стимулы не обязательно должны быть выражены напрямую, например, через повышение оплаты труда. Они могут воздействовать и косвенно, скажем, через создание трудовой ситуации, побуждающей человека к добросовестному труду.
Стимулирование персонала, при всем его разнообразии, всегда воздействует на психику человека, опосредуется ею, хотя методы стимулирования могут и не быть непосредственно психологическими.
Как уже отмечалось, трудовая активность человека во многом зависит от самого отношения человека к работе. Такое отношение достаточно пластично, зависит не только от сформировавшихся ранее социальных установок (это относительно неизменный элемент отношения человека к труду), но и от реальной организационной ситуации, которая изменяема, может целенаправленно создаваться руководством. Отношение человека к труду обусловлено следующими факторами [3, с. 125-136]:
1) Объективные факторы:
• характер труда;
• содержание труда;
• личностные особенности работника.
2) Субъективные факторы:
• актуальные природные и социальные потребности;
• иерархия трудовых задач;
• особенности стимулирования работы.
Личностная детерминанта отношения сотрудника к работе выражается в мотивационном типе работника. Такие ученые как Г.Н. Сартан, А.Ю. Смирнов, В.В. Гудимов, выделяют следующие мотивационные типы сотрудников:
Инструментально мотивированный работник, ориентированный на получение только денежно выраженного вознаграждения. Такой работник противник других форм поощрения.
Профессионально мотивированный работник. Для него важнейшим условием деятельности является реализация своих профессиональных способностей, знаний и возможностей. На него можно влиять через содержание и характер труда, через возможности профессионального развития.
Социально мотивированный работник, иными словами «патриот». Основа его мотивации заключается в высоких идейным и человеческих ценностях.
Люмпенизированный сотрудник, отдающий предпочтение равному распределению материальных благ. Его постоянно преследует чувство зависти и неудовлетворенности распределением благ в обществе. Такие работники не любят ответственности, индивидуальных форм оплаты труда.
Рассмотренные характеристики основных типов внутренней мотивации работников показывают, что к стимулированию персонала нельзя подходить однозначно, не существует как-то универсальной стратегии.
Классификация работников, в основе которой лежат доминирующие внутриличностные мотивы, предполагает, что для одной группы работников наиболее эффективными будут одни стимулирующие методы, формы и способы, а для другой -другие.
Рассмотренный выше подход к детерминантам мотивации работника, при всех своих достоинствах, является неполным без учета конкретных потребностей сотрудника. В основе мотивации реального человека лежат актуализированные в данной ситуации потребности и соответствующие им проблемы. Учет таких потребностей является важнейшим фактором успеха при выборе личностно-ориентрованного подхода к организации мотивации персонала.
В данном случае более полезной для практического применения является теория ожиданий П. Вейлла и В. Врума, которая сосредотачивает свое внимание на том, что люди выбирают определенную линию поведения и объясняет этот выбор. Она дает возможность определить метод стимулирования персонала, адекватный производственной ситуации и производственным отношениям. Эта теория исходит из того, что в большинстве трудовых ситуаций люди сознательно оценивают альтернативные линии поведения, а потом выбираю ту, которая, по их мнению, приведет к нужным результатам. Выбор стратегии поведения зависит от уровня ожиданий работника, возможностей, которые оцениваются каждым работником субъективно, уровня необходимых усилий, а также от фактора времени. Таким образом, каждая мотивационная стратегия работника характеризуется субъективной оценкой усилий, необходимых для ее реализации, а также вероятности достижения желаемого результата при затраченных усилиях.
Однако в реальных ситуациях существует, как правило, больше чем один ожидаемый результат [4, с. 21-23]. Для анализа стратегии поведения работника можно применять следующую последовательность:
• выявление альтернативных действий;
• выявление ожидаемых усилий и результатов;
• предвидение действий с наиболее сильным стимулом, который будет определять поведение.
Таким образом, в реальных ситуациях можно корректировать способы диагностирования проблем низкой мотивации и готовности работника выполнять данную работу.
На основе анализа современной литературы можно выделить четыре классических метода улучшения мотивации и повышения результативности трудовой деятельности:
1. Материальный метод, который представляет собой систему стимулирования работников, основанную на теории подкрепления.
2. Целевой метод, суть которого заключается в регулировании поведения работников с помощью постановки целей, либо управлением по целям;
3. Метода обогащения труда и проектирования работ, в основе которого лежит изменение характеристик работы;
4. Метод партисипативности, который предполагает привлечение работников к процессу управления.
Кроме этих, наиболее распространенных в практике мотивирования методов, выделяют еще и такие весьма важные методы как: коллективная или командная мотивация, когда работников ориентируют на результаты деятельности группы в целом, а не на показатели отдельно взятых работников. Применительно ко многим, особенно молодым, работникам эффективен карьерный метод, когда главным мотивирующим фактором выступает продвижение сотрудника по карьерной лестнице. Не менее актуален коммуникативный метод мотивации, основывающийся на доступе к информации и грамотно выстроенных системах коммуникаций между различными уровнями и категориями работников.
За последние двадцать лет проведено большое количество исследований проблем влияния постановки целей на мотивацию и эффективность деятельности работников. Большинство исследований было сосредоточено на проверке следующих гипотез:
• сложные цели ведут к более высокой результативности в сравнении с легкими целями;
• конкретные сложные цели ведут к более высокой результативности, чем отсутствие целей или их постановка в общем виде;
• цели опосредуют или смягчают влияние, которое оказывают на результативность денежные стимулы, недостаток времени, знание к конечных результатов, участие в принятии решений и т. д.
По мне мнению Р. Стуза и Д. Портера, форма постановки цели влияет на мотивацию и результативность работников. Постановка целей предполагает процесс планирования на самом низком уровне: руководитель подразделения - исполнитель. Она способствует тому, что критерий результативности становится понятным каждому работнику. Четкость целей, их совместимость, приверженность целям жизненно важны для обеспечения действенности, экономичности и качества трудовой активности. Цели и особенно их реализация прямо связаны с другими факторами мотивационного воздействия, к которым относятся коммуникации, сотрудничество, координация, причастность, приверженность общему делу и др.
В практике мотивационной работы широко применяется система внешних воздействий на трудовую активность через материальное и моральное стимулирование, основанная на теории А. Маслоу (см. таблица 1). Как известно, этот автор выделяет пять основных потребностей: физиологические потребности, потребности в
безопасности, социальные потребности, потребности в уважении, престиже, потребности самореализации. Система мер по воздействию на данные потребности весьма проста и поэтому ее легко применять на практике. Так, на физиологические потребности можно влиять через систему оплаты труда, на потребности в безопасности - через стабильность работы. После удовлетворения первичных потребностей, можно приступать к удовлетворению потребностей вторичных. Так, на социальные потребности можно влиять через систему мер по созданию комфортного психологического климата, а при работе с потребностью в престиже будет полезен метод карьерной мотивации. И, наконец, при воздействии на наивысшую потребность работника, потребность самореализации можно применять широкий спектр нематериальных мотиваторов, таких как постановка творческих, задач, справедливая оценка труда, создание системы профессионального и психологического обучения. Спектр мер воздействия на мотивацию разнообразен и не ограничивается тем, что указано в таблице.
Табл. 1. Соотношение потребностей, мотивационных факторов и стимулов трудовой _______________________активности работников предприятия_________________________
Потребности Мотивационные факторы Стимулы
Физиологические потребности Возможность заработать Материальное стимулирование
Потребности в безопасности Стабильность и гарантированность работы Гарантии, закрепленные в законодательстве, трудовом договоре и традициях организации
Социальные потребности Хорошие взаимоотношения с руководством и коллегами Система мер по созданию комфортного психологического климата
Потребности в престиже Получение престижной работы, профессиональный и карьерный рост Меры по формированию позитивного имиджа организации, создание систем повышения квалификации и обучения
Потребности самореализации Содержание труда, возможности осуществления собственных идей и решений, развития в профессии Постановка творческих, задач, справедливая оценка труда, создание системы профессионального и психологического обучения
Воздействие на потребности работников - одна из важнейших функций управления персоналом. Но нельзя оставлять без внимания, тот факт, что трудовая активность, определяется также уровнем работоспособности человека. Следует сразу уточнить, что под трудоспособностью подразумевается потенциальная возможность человека выполнить работу в течение определенного времени при сохранении определенного количества и качества показателей. Такие показатели, по мнению Н.П. Лукашевича и Е.И. Бондарчука, могут быть прямыми и непрямыми.
К прямым показателям трудовой деятельности относятся:
• количество работы, выполненной на протяжении определенного времени;
• качество выполненной персоналом работы за определенный отрезок времени;
• участие в модернизации производства и инновационной деятельности;
• участие в процесс управления производством;
К непрямым показателям активности в работе можно отнести:
• стабильность продуктивности на протяжении определенного времени с тенденцией к росту;
• степень удовлетворенности работой.
Таким образом, мотивация активности работника - сложный процесс, имеющий системную природу. Это в частности означает, что эффективность мотивации зависит от учета разнообразных - как внешних, так и внутренних - факторов детерминации поведения человека, а также конкретной организационной ситуации. К мотивационной работе нельзя подходить упрощенно, сводя ее к традиционным методам материального и морального стимулирования. Необходим дифференцированный, индивидуальный подход к каждому работнику, основанный на диагностике его мотивационного профиля, предопределяющего эффективность использования тех или иных стимулов.
Список источников и литературы:
[1] Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М.: Наука, 1990.
[2] Афонин А.С. Мотивация труда. К.: МАУП, 1996.
[3] Круглов М.И. Стратегическое управление компанией. М.: Русская деловая литература, 1999.
[4] Вейлл П. Искусство менеджмента. М.: Новости, 1993.