Научная статья на тему 'Система энергоменеджмента в проекте будущего стандарта en16001'

Система энергоменеджмента в проекте будущего стандарта en16001 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
180
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ЭНЕРГОМЕНЕДЖМЕНТА / ПРОЕКТ БУДУЩЕГО СТАНДАРТА EN16001

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хохлявин Сергей Алексеевич

Новая система менеджмента Будущий стандарт EN 16001:2009 Energy management systems Requirements with guidance for use (Системы энергоменеджмента Требования с руководством по использованию) станет важной вехой в европейской стандартизации. Появлению Проекта предшествовали национальные стандарты трех европейских стран: Дании (DS 2403:2001), Швеции (SS627750:2003) и Ирландии (I.S.393:2005). Проект стандарта, доступный для публичных комментариев1, разрабатывается Европейским комитетом по стандартизации (CEN) в рамках Технического комитета CEN/BT/TF 189 "Energy Management and related services", секретариат которого ведет Итальянская национальная служба по стандартизации (UNI). Несмотря на то, что обсуждаемый Проект будет уточняться и корректироваться, а его нормы, как и любого другого стандарта, носят добровольный характер, он представляет значительный интерес для специалистов. По обсуждаемому Проекту уже можно судить о контурах будущего стандарта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The power management system in the project of future standard EN

The new system of management the Future standard EN 16001:2009 Energy management systems Requirements with guidance for use (power management Systems Requests with operating instructions) becomes a major landmark in the European standardization. Project occurrence was preceded by national standards of three European countries: Denmark (DS 2403:2001), Sweden (SS627750:2003) and Ireland (I.S.393:2005). The project of the standard accessible for public comments, is developed by the European committee on standardization within the limits of Technical committee CEN/BT/TF 189 "Energy Management and related services" which secretary is led by the Italian national service on standardization. In spite of the fact that the discussed Project will be specified and be corrected, and its norm, as well as any other standard, carry a voluntary nature, it represents significant interest for experts. Under the discussed Project it is already possible to judge contours of the future standard.

Текст научной работы на тему «Система энергоменеджмента в проекте будущего стандарта en16001»

Новая система менеджмента

Будущий стандарт EN 16001:2009 Energy management systems - Requirements with guidance for use (Системы энергоменеджмента - Требования с руководством по использованию) станет важной вехой в европейской стандартизации. Появлению Проекта предшествовали национальные стандарты трех европейских стран: Дании (DS 2403:2001), Швеции (SS627750:2003) и Ирландии (I.S.393:2005). Ранее в статье [1] выполнен их обзор, настоящая статья является ее продолжением.

Проект стандарта, доступный для публичных комментариев1, разрабатывается Европейским комитетом по стандартизации (CEN) в рамках Технического комитета CEN/BT/TF 189 "Energy Management and related services", секретариат которого ведет Итальянская национальная служба по стандартизации (UNI).

Заметим, что параллельно в рамках Международной организации по стандартизации (ISO) в скором времени начнется разработка аналогичного международного стандарта. В этих целях весной этого года инициировано создание нового Технического комитета ISO/TC 242 "Energy Management". Функции его секретариата выполняет Американский Национальный Институт Стандартов (American National Standards Institute, ANSI) и Бразильская Ассоциация Технических Стандартов (Associ-acao Brasileira de Normas Técnicas, ABNT). По-видимому, работа технических комитетов ISO и CEN будет скоординирована между собой и будущий

1Размещен на web-сайтах www.vesma.com,www.nef.org.uk

стандарт в результате параллельного голосования получит статус EN/ISO.

Несмотря на то, что обсуждаемый Проект будет уточняться и корректироваться, а его нормы, как и любого другого стандарта, носят добровольный характер, он представляет значительный интерес для специалистов. По обсуждаемому Проекту уже можно судить о контурах будущего стандарта.

Как следует из Проекта, будущий стандарт будет совместим со стандартами других систем менеджмента (ISO 9001, ISO 14001, OHSAS 18001), что следует из общей терминологии и общих элементов всех систем (см. рис.), использования процессного подхода и методологии PDCA (Plan-Do-Check-Act), а также практически совпадающей структуры и нумерации пунктов этих стандартов. Все эти обстоятельства без сомнения облегчат их интеграцию.

Область применения

Стандарт будет применим к любой организации независимо от ее размеров и отраслевой принадлежности, которая желает:

- гарантировать, что она соответствует своей энергополитике;

- демонстрировать такое соответствие другим, прежде всего, своим бизнес-партнерам;

- искать сертификации системы энергоменеджмента со стороны внешней организации;

- выполнять самооценку и декларирование соответствия с настоящим стандартом.

Стандарт будет действителен лишь в отношении тех факторов, касающихся использования (расхода) энергии, которые могут проверяться и на которые

№21(2012»

Мониторинг и измерения

Поддержание связей

Управление документами Управление операциями

Ресурсы, роли, ответственность и полномочия

Понимание, обучение и компетентность

Идентификация и анализ энергоаспектов

Энергополитика

Идентификация энерготребований

Энергоцели, показатели и программы энергоменеджмента

"Здание" системы энергоменеджмента и его составные элементы

организация может влиять. Именно поэтому выполнение требований стандарта может быть подвергнуто аудиту, а соответствие может быть подтверждено сертификатом, полученным в органе по сертификации.

Вслед за аналогичным ирландским стандартом I.S.393:2005 настоящий стандарт не устанавливает абсолютных требований для энергопараметров2 организации вне тех обязательств, которые принимает сама организация в своей энергополитике, и ее обязательств исполнить уместное законодательство. Тем самым две организации, выполняющие схожие операции, но имеющие различные энергопараметры, могут обе соответствовать требованиям стандарта.

Очевидно, что реальное следование требованиям нового стандарта неизбежно внесет вклад в процесс непрерывного усовершенствования, который будет вести к более эффективному использованию энергии.

Стандарт будет требовать от организации:

- разработать и принять энергополитику;

- идентифицировать энергоаспекты3 , являющиеся результатом действий организации;

- идентифицировать применимые законодательные, а также другие требования, соответствовать которым организация обязалась добровольно;

- идентифицировать приоритеты и набор соответствующих энергоцелей и показателей;

- установить уместную структуру управления и принять программу(ы), чтобы выполнять политику и достигать энергоцелей и показателей.

Под системой энергоменеджмента (energy management system) здесь понимается часть общей системы управления, которая включает организационную структуру, обязанности, методы, процедуры, процессы и ресурсы для разработки, выполнения и достижения энергоцелей и показателей в области

2Энергопараметры (energy performance) - измеримые результаты управления организацией ее энергоаспектами.

3Энергоаспект (energy aspect) - это элементы действий организации, ее товаров или услуг, которые могут затронуть использование энергии.

энергоэффективности, а также анализа и поддержания актуальной энергополитики.

Обратим внимание на иное определение этого термина в опубликованном в начале года стандарте ISO 16818:2008 Building environment design - Energy efficiency - Terminology (Проектирование среды здания - Энергоэффективность - Терминология). Он разработан в рамках Технического комитета ISO/TC 205, секретариат которого ведет также ANSI. Этот стандарт предназначен для унификации терминологии, используемой исключительно в практике проектирования зданий с учетом энергоэффективности. В контексте этого стандарта система энергоменеджмента - это "система контроля, предназначенная выполнять мониторинг среды и использование энергии в здании, а также регулировать параметры локальных контрольных циклов в целях энергосбережения и при поддержании в здании подходящей среды" (п.2.98). Тем самым здесь система энергоменеджмента - это исключительно набор технических средств, позволяющих выполнять упомянутые функции.

Энергополитика

Согласно Проекту будущего стандарта высшее руководство должно принять и поддерживать актуальной энергополитику организации. Она должна содержать обязательство организации по достижению цели улучшения ее энергопараметров. Высшее руководство должно гарантировать, что энергополитика:

- охватывает все энергоаспекты;

- соответствует характеру и масштабу организации, а также ее воздействию на использование (расход) энергии;

- включает обязательство непрерывного улучшения энергопараметров;

«шшш

- включает обязательство гарантировать доступность информации и всех необходимых ресурсов для достижения целей и показателей;

- обеспечивает структуру для установления энергоцелей и показателей;

- включает обязательство соблюдения всех применимых требований, касающихся энергоаспектов, будь-то законодательные или другие требования, соответствовать которым организация обязалась добровольно;

- документирована, выполняется, поддерживается актуальной и сообщена всем лицам, работающим для и от имени организации;

- регулярно пересматривается и обновляется;

- является публично доступной для любого заинтересованного лица.

Идентификация и анализ энергоаспектов

На стадии планирования организация должна идентифицировать и документировать свои энергоаспекты, расположив по приоритетам для дальнейшего анализа те из них, что являются существенными. Существенным Проект предлагает рассматривать такой энергоаспект, который затрагивает существенную часть общего энергопотребления, имеет или может иметь существенное воздействие на расход энергии.

Цель идентификации энергоаспектов - понять области значительного энергопотребления, то есть идентифицировать то оборудование и процессы, которые требуют большого расхода энергии или имеют потенциал для энергосбережения. Проект подчеркивает, что идентификация энергоаспектов является критической в понимании того, где в пределах организации энергия расходуется неэкономно, и формирует базис, чтобы расположить по приоритетам усилия организации по сокращению энергопотребления.

Реестр энергоаспектов (inventory of energy aspects) должен непрерывно обновляться и периодически пересматриваться организацией в запланированные интервалы. Кроме такого реестра организация должна поддерживать в рабочем состоянии Регистр возможностей для энергосбережения (register of opportunities for saving energy). Причем, для каждой возможности, где это возможно, должны быть идентифицированы как минимум:

- энергоспект, к которому она имеет отношение;

- требуемые действия и их стоимость;

- задачи, подлежащие выполнению, включая обязанности отдельных лиц;

- даты выполнения задач и фактический результат.

Проект рекомендует, чтобы анализ энергоаспектов включал следующее:

- прошлое и настоящее энергопотребление, базирующееся на измерениях и других данных. Степень детализации зависит от размеров самой организации и объемов ее энергопотребления, но как минимум анализ должен включать анализ входящего энергопотребления по видам энергоресуросов (электроэнергия, нефть, природный газ, др.) и оценку их

использования (перекачка, кондиционирование, освещение, др.);

- идентификацию областей существенного энергопотребления, в особенности существенных изменений в использовании энергии за предыдущий период (организация должна быть способна доказать, почему потребление энергии расценено ею как существенное);

- оценку ожидаемого потребления энергии в течение следующего периода;

- идентификацию возможностей для улучшения энергопараметров (часто самые большие возможности следуют в результате принятия мер, не имеющих большой стоимости, например, обучение персонала);

- идентификацию всех лиц, работающих для и от имени организации, действия которых могут привести к изменениям в характере энергопотребления;

- оценку результатов предыдущей программы энергоменеджмента (если это применимо);

- идентификацию необходимых изменений в программе в течение следующего периода.

Идентификация энерготребований

Организация должна идентифицировать связанные с ее энергоаспектами законодательные, а также другие требования, следовать которым организация обязалась добровольно, определив, как эти требования соотносятся с ее энергоаспектами. Законодательные требования могут быть приняты как на международном и национальном, так и на региональном и местном уровне.

В качестве примеров других требований, следовать которым организация обязалась добровольно, Проект называет требования относительно торговли эмиссиями, соглашения с клиентами, требования торговых ассоциаций, внутрикорпоративные требования, публичные обязательства организации или ее учредителя (головной организации) и т.д.

Энергоцели, показатели и программы

Организация должна периодически устанавливать, осуществлять и поддерживать актуальными энергоцели и показатели (energy objectives and targets) применительно к функциям и уровням в рамках организации. При этом организация должна учесть все идентифицированные ранее существенные энергоаспекты, различные технологические варианты, ее финансовые, эксплуатационные условия, юридические требования и представления заинтересованных сторон.

Установление целей и показателей обеспечивает средства для того, чтобы преобразовать политику в конкретные действия. Энергопоказатели призваны гарантировать, что организация определила своеобразные критерии успеха в том, чтобы прогресс в улучшении энергоэффективности мог быть измерен. Показатели должны:

• быть амбициозными, позволяющими организации вести непрерывное улучшение;

• быть реалистичными, чтобы они могли быть достигнуты в указанные сроки;

• быть определенными и измеримыми;

• отражать наилучшую практику.

Проект предлагает установить показатели для каждого из существенных энергоаспектов. Причем некоторые показатели могут обращаться к оборудованию, другие - к использованию энергии отдельными структурными подразделениями, третья группа -к обучению персонала, четвертая группа - к дополнительному измерению и мониторингу.

Для достижения поставленных целей и показателей организация должна составить и поддерживать в рабочем состоянии Программы энергоменеджмента. Они призваны детализировать, как организация планирует улучшать свою энергоэффективность, и должны содержать описание задач и ресурсов, требуемых для их выполнения, включать обозначение ответственности, сроков, в рамках которых показатели должны быть достигнуты. Проект подчеркивает: чтобы избежать дублирования ресурсов, программы подлежат включению в обычные деловые операции.

При принятии программ энергоменеджмента Проект рекомендует организации учесть возможность использования "наилучшей доступной технологии" (Best Available Technology, BAT).

Ресурсы, роли, ответственность и полномочия

Высшее руководство, приняв энергополитику организации, должно назначить представителя менеджмента с достаточными полномочиями, позволяющими внедрять систему. Проект называет его энергоменеджером (energy manager), который наряду с этим несет ответственность за составление отчетов, предназначенных показать высшему руководству, как эффективно и результативно работает система. Разумеется, действие системы должно быть ответственностью опытных служащих, имеющих соответствующие полномочия, навыки и ресурсы.

Также важно, чтобы не только были хорошо прописаны сами ключевые роли и обязанности персонала, но и чтобы они были доведены до сведения иных лиц, работающих для или от имени организации.

Понимание, обучение и компетентность

Необходимо, чтобы все лица, работающие для и от имени организации, понимали:

- ее энергополитику и реализуемые программы энергоменеджмента;

- требования системы энергоменеджмента, включая действия организации, предпринимаемые по контролю энергопотребления и улучшению энергопараметров;

- существенное влияние их деятельности в процессе работы на энергопотребление организации;

- выполняемые ими роли и возложенные на них обязанности по выполнению требований системы энергоменеджмента;

- выгоды, которые несут с собой повышение энергоэффективности организации.

Организация должна гарантировать, что каждый уровень управленческого персонала соответственно информирован и обучен в области энергоменеджмента, чтобы быть способным установить подходящие цели и показатели, избрать соответствующие инструменты и методологии энергоменеджмента.

Проект также требует, чтобы организация идентифицировала потребности в обучении, связанные с контролем существенных энергоаспектов. Особо подчеркивается, что организация должна определить критерии, позволяющие понять, когда требуемый уровень компетентности был достигнут. Организация должна требовать, чтобы подрядчики, работающие от своего лица, были способны продемонстрировать, что их служащие имеют необходимую компетентность и/или соответствующее обучение.

Поддержание связей и документация

Эффективное поддержание внутренних и внешних связей существенно, чтобы гарантировать успешное внедрение и функционирование системы энергоменеджмента. Цель - все лица, работающие для и от имени организации, могут принять активное участие и быть вовлечены в энергоменеджмент.

Организация должна гарантировать, что персонал на всех уровнях поощряется делать предложения об усовершенствованиях и представлять уместные комментарии относительно системы энергоменеджмента. Поэтому следует установить, выполнять и поддерживать в рабочем состоянии процедуру внутренних коммуникаций с персоналом (собрания, семинары, печатные издания, локальная сеть, электронная почта и т.д.).

Если организация поддерживает внешние связи со сторонними организациями по вопросам, связанным с энергопотреблением, эти действия, как минимум, должны быть документированы.

Документация в бумажной или электронной форме (стандарты, процедуры, инструкции, регламенты процессов) играет особую роль, она призвана описать основные элементы системы энергоменеджмента и взаимосвязь между идентифицированными ею процессами и выполняемыми персоналом действиями. Документация может быть объединена с документацией других систем менеджмента, внедренных в организации (ISO 9001, ISO 14001, OHSAS 18001).

Операционный контроль (управление операциями)

Проект предписывает организации идентифицировать и запланировать те операции, которые связаны с существенными энергоаспектами и могут гарантировать последовательность выполнения энергополитики, достижения энергоцелей и показателей. При этом могут быть приняты во внимание:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- необходимость предотвращения ситуаций, которые могут привести к отклонению от политики, целей и показателей;

- факторы, влияющие на энергоснабжение зданий, сооружений и оборудования;

№2КЕ0)ЩШ8

- критерии приобретения и закупок оборудования и сырья;

- необходимость проведения оценки энергопотребления зданий, сооружений и оборудования на самой ранней стадии проектирования;

- взаимоотношения организации с поставщиками, подрядчиками, консультантами, сервисными компаниями и т.д.

Мониторинг, измерения и несоответствия

Проект исходит из того, что организация должна идентифицировать и описать те требования, которые касаются проведения необходимых измерений и мониторинга выполнения программ энергоменеджмента. Необходимо регулярно измерять, контролировать и регистрировать как расход энергии, так и те факторы, которые на него воздействуют, гарантируя точность и воспроизводимость результатов выполняемых измерений.

При этом организация должна быть способна оправдать уместность той частоты измерений, которая применена для потребления энергии. Разумеется, измерительное оборудование должно быть калибровано, чтобы гарантировать точность измерений.

Что касается несоответствий, то они появляются тогда, когда энергополитика организации, ее энергоцели, показатели, программы энергоменеджмента или документированные процедуры по тем или иным причинам не выполняются. Проект стандарта требует от организации принять, внедрить и поддержать в рабочем состоянии процедуру для работы с несоответствиями, выполнением корректирующих и предупреждающих действий.

Пригодность для энергоаудитов и сертификации

Как поясняет Проект, цель внутреннего аудита системы энергоменеджмента - выполнять на периодической основе ее анализ и оценить, работает ли она в соответствии с собственными требованиями организации и настоящего стандарта. Организация должна периодически выполнять внутренние аудиты системы, чтобы гарантировать, что она:

- соответствует энергополитике, целям, программам и всем другим требованиям стандарта;

- соответствует уместным законодательным и другим требованиям, с которыми организация согласилась.

Вслед за стандартами других систем менеджмента (ISO 9001, ISO 14001, OHSAS 18001) будущий стандарт будет пригоден для проведения сертификации и аудитов любой стороны:

• аудитов 1-й стороны (внутренних аудитов);

• аудитов 2-й стороны (выполняются организациями-заказчиками);

• аудитов 3-й стороны (сертификационных аудитов).

Напомним, что два года назад был принят стандарт ИСО/МЭК 17021:2006 Conformity assessment -Requirements for bodies providing audit and certification of management systems (Оценка соответствия -

Требования для органов, выполняющих аудит и сертификацию систем менеджмента). Он содержит требования для органов, выполняющих аудит и сертификацию систем менеджмента всех типов, как существующих, так и будущих [2]. Отечественный ГОСТ Р ИСО/МЭК 17021-2008 будет принят уже в самое ближайшее время.

Кроме того, в сентябре следующего года будет издан стандарт ИСО/МЭК 17021-2:2009 Conformity assessment - Part 2: Requirements for third party auditing of management systems (Оценка соответствия -Часть 2: Требования для аудита систем менеджмента, выполняемого третьей стороной). Он будет содержать требования для проведения сертификационных аудитов систем менеджмента всех типов и будет включать описание принципов аудитов, требования к программам аудитов и компетентности аудиторов [3]. Оба стандарта - это признанный на международном уровне инструмент помощи и поддержки для любого аудитора, в т.ч. энергоаудитора.

Анализ системы высшим руководством

Высшее руководство должно подвергать систему энергоменеджмента организации анализу в запланированные интервалы времени, чтобы гарантировать ее продолжительную пригодность, адекватность, эффективность и результативность, что система работает в соответствии с энергополитикой компании.

Высшее руководство может использовать этот процесс анализа как действенный инструмент для идентификации возможностей для улучшения деятельности всей организации в контексте стратегического планирования.

Заключение

Внимание к проблемам энергоэффективности и энергосбережению за рубежом проявляется сегодня на самом высоком уровне. Так в США в декабре прошлого года Конгрессом был принят и подписан президентом Дж. Бушем Акт о безопасности и энергонезависимости (Energy Independence and Security Act of 2007), в объединенной Европе 15 января с.г. Евро-парламентом принят новый Регламент ЕС №106/2008 о программе Сообщества по маркировке энергоэффективности офисного оборудования4.

В контексте будущего стандарта EN 16001 - это документы, содержащие энерготребования, идентификация которых является одним из условий успешного внедрения в организации системы энергоменеджмента.

Остается надеяться, что Россия, хотя и не вовлечена в разработку Проекта, не останется в стороне от этого процесса, а будущий стандарт после его публикации получит национальный статус ГОСТ Р, учитывая, что после голосования в Европейском комитете

4Энергопараметры (energy performance) - измеримые результаты управления организацией ее энергоаспектами Regulation (EC) №106/2008 of the European Parliament and the Council of 15 January 2008 on a Community energyefficiency labelling programme for office equipment // OJ, L39, 13.2.2008, p.1-7.

mmimmrnm

по стандартизации (CEN) он приобретет националь- CEN: от Великобритании, Германии и Польши, до ный статус во всех 30 европейских странах-членах Литвы, Латвии и Эстонии.

Литература

1. Хохлявин С.А. Система энергоменеджмента: от стандартов национальных к стандартам ISO // Энергобезопасность в документах и фактах. - 2007. - № 5(17). - С.13-17; Мир стандартов. - 2007. - № 10(21). - С.59-64; Энергоаудит. - 2007. - № 4. - С.26-29; Энергоанализ и эффективность. - 2007. - № 5(27). - С.7-10.

2. Хохлявин С.А. Новый стандарт ИСО/МЭК 17021:2006 для органов по сертификации систем менеджмента // Методы оценки соответствия. - 2007. - № 4. - С.42-48; № 5. - С.39-44.

3. Хохлявин С.А. Аудиты систем менеджмента: контуры будущих стандартов // Там же. - 2008. -№ 3. - С.26-29.

График проведения семинаров на 2008 год в Московском институте энергобезопасности и энергосбережения

Дата проведения семинара Место проведения Тематические семинары Ведущий специалист семинара

20-22 мая Москва Нормы проектирования и монтажа освещения. Энергосбережение в освещении Аванесов В.М., зав. кафедрой

26-28 мая Москва Современная низковольтная аппаратура распределения и управления (АВ. УЗО и др). Основные характеристики, рекомендации по выбору ,.Особенности конструкции применения отечественной и зарубежной аппаратуры Юров К.М.

29 мая Москва Обоснование и выбор подстанций 6-10,/ 0, 4кВ Балаков Ю.Н

02-04 июня Москва Автономные источники электроэнергии. Нормативные требования. Практика проектирования, монтажа и эксплуатации Иващенко В.С.

17-19 июня Москва Практика энергосбережения в теплопотребляющих установках Аванесов В.М., зав. кафедрой

29 сент.-01 октября Москва Обеспечение качества электроэнергии. Защита от недопустимых отклонений и колебаний напряжения и перенапряжений Юров К.М. Иващенко В.С.

23-25 сентября Москва Энергоаудит котельных установок и теплопотребляющего оборудования организаций и предприятий Аванесов В.М., зав. кафедрой

07-09 октября Москва Электроустановки медицинских помещений. Новый национальный стандарт ГОСТ Р 50571.28 модифицированный стандарт МЭК 603363-7-710 Шалыгин А.А нач. ИКЦ

14-16 октября Москва Энергоаудит в учреждениях здравоохранения, образования и культуры. Практика энергосбережения Аванесов В.М.

11-13 ноября Москва Договорные отношения с энергоснабжающей организацией. Оптимизация платежей за потребленные ресурсы. Коммерческий и технический учет электроэнергии. АСКУЭ. Измерительные средства.. Аванесов В.М. Иващенко В.С

25-27 ноября Москва Особенности проектирования электротехнической части объектов индивидуального строительства нач. ИКЦ Шалыгин А.А.

08-10 декабря Москва Проектирование систем электроснабжения промышленных предприятий Балаков Ю.Н.

1-е семинары по мере комплектования группы Москва Основы функционирования рынков электрической энергии (мощности) в современных условиях (8 часов) Балаков Ю.Н., зав. кафедрой

Назначение, типы, характеристики и область применения современных коммутационных аппаратов на напряжение свыше 1000 В Балаков Ю.Н., зав. кафедрой

Обоснование и выбор силовых трансформаторов в свете ГОСТ 14209-97 (МЭК 354-91), введенного с 01.01.2002 г. Балаков Ю.Н., зав. кафедрой

Обоснование и выбор подстанций 6-10/ 0, 4 кВ Балаков Ю.Н., зав. кафедрой

При изменении сроков и тем семинаров дополнительная информация будет опубликована на нашем сайте www.mieen.ru. 105043, г. Москва, ул. 4-я Парковая, 27. Справки по тел.: т./ф.603-92-01 Наталья Вячеславовна);ф.965-3846, e-mail: info@mieen.ru

№2КЕ0)ЩШ8

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.