Романова С.С. Система экологического образования России
Рассматриваются принципы классического экологического образования и образования в рамках концепции устойчивого развития.
Ключевые слова: экологическое образование, образование для устойчивого развития.
Principles of classical ecological education and education in the frame of the sustainable development conception are considered.
Key words: ecological education, education for the conception of sustainable development.
В связи с научно-техническим прогрессом экологическая ситуация в мире продолжает ухудшаться, и существует острая необходимость в ее улучшении и стабилизации. Сложность и серьезность современного положения определяется не только ухудшением состояния окружающей среды, экономики и других сфер общественной жизни, но и кризисным состоянием самого человека, обусловленным веками сложившимся образом жизни, потребностями, поведением [1]. Поэтому возникает необходимость в преобразовании личности, переориентации ее на гармоничное взаимодействие с окружающей средой. В связи с этим должно стать обязательным специальное экологическое образование. Именно образование как общечеловеческая ценность будет во многом определять как выживание человечества, так и его дальнейшее развитие.
Экологическое образование в России как широкомасштабное явление существует достаточно давно: впервые вопрос о введении экологического образования в школе ставился на правительственном уровне еще в 1977 г. на межправительственной конференции в Тбилиси, где было рекомендовано внедрить в школьную программу экологию как предмет или факультативное занятие [2]. Систе-
© Романова С.С., 2013
ма экологического образования, которая была внедрена во многие образовательные программы от дошкольного образования до курсов переподготовки специалистов различных сфер деятельности [3], включает в себя следующие элементы: подготовку специалистов экологов, введение прикладных технических специальностей с экологическим компонентом и экологизацию всей системы образования.
Термин «экологическое образование» возник в 1970-х гг. вместе с необходимостью введения такого образования.
«Под экологическим образованием понимается освоение гражданами ключевых принципов взаимодействия со средой, системного мышления, навыков коллективного взаимодействия в повседневной деятельности» [4]. То есть целью экологического образование является формирование экологической культуры населения.
Существуют различные формы экологического образования.
На уровне среднего образования:
• школьная экология базируется в основном на изучении общих экологических закономерностей и глобальных экологических проблем;
• игровая экология, основой которой является упор на чувственную, эмоциональную сферу человека;
• полевая экология предполагает внеклассные учебные и исследовательские
занятия (на экскурсиях, полевых практикумах, в походах, экспедициях, лагерях и т.п.).
На уровне среднего профессионального и высшего образования:
• техническая (промышленная) экология основывается на изучении техногенных воздействий на окружающую среду и способов борьбы с загрязнениями окружающей среды различными техническими средствами;
• социальная экология — дисциплина, изучающая взаимосвязи человеческого общества и биосферы, законы их сосуществования [5].
Из перечисленных направлений область полевой экологии считается менее распространенной и труднодоступной формой экологического образования в средней школе, так как требует специальной подготовки кадров.
Исследователи выделяют три компонента экологического образования:
• научный, включающий в себя теорию и методологию;
• нормативный, подразумевающий изучение нравственных, правовых и эстетических вопросов;
• ценностный, рассматривающий идеалы, идеи, цели и определяющий природу как самоценность [6].
Таким образом, основой экологического образования должно стать глубокое осознание принципиального единства фундаментальных законов природы на всех уровнях самоорганизации: физическом, химическом, биологическом и психологическом. Экологизация всей системы образования предполагает усиление интегрального знания и гуманистического компонента образовательного процесса.
В то же время А.Н. Захлебный считает, что экологическое образование включает в себя еще и четвертый компонент — деятельностный, который рассматривает виды и способы деятельности школьников, направленные на формирование
познавательных и практических умений экологического характера [7].
Таким образом, можно сделать вывод, что экологическое образование должно носить не только теоретический, но и практический характер.
В.М. Назаренко выделяет три принципа, на которых основывается экологическое образование:
• принцип любви — бескорыстная любовь, сострадание и созерцание позволяют человеку идти на встречу природе, а не против ее;
• принцип оптимизма — приоритет позитивных идей, фактов и действий в решении проблем существующего мира;
• принцип золотой середины — любые крайности вредны, не должно быть идеологических взглядов, человек должен осознавать оптимальность решений (золотую середину) [3].
Другими словами, смысл экологического образования заключается в том, чтобы привить ученикам рациональное, но в то же время бережное отношение к природе. Данные принципы также положены в основу программы «Образование для устойчивого развития».
Впервые необходимость образования для устойчивого развития наиболее подробно рассмотрена в основном документе конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро в 1992 г. «Повестка дня на XXI век», который стал программой перехода человечества к устойчивому развитию.
Образование для устойчивого развития базируется на концепции устойчивого развития.
Устойчивое развитие (от англ. sustainable development) — такое развитие общества, при котором улучшаются условия жизни человека, а воздействие на окружающую среду остается в пределах хозяйственной емкости биосферы, так что не разрушается природная основа функционирования человечества. При устойчивом развитии удовлетворение по-
требностей осуществляется без ущерба для будущих поколений [8].
Таким образом, «образование для устойчивого развития нацелено на переориентацию образования в интересах отказа от неустойчивых моделей производства и потребления, бережное отношение к окружающей среде, достижение взаимопонимания и социальной стабильности, а также решение целого ряда задач экономического, социального и экологического развития» [2].
Образование для устойчивого развития построено на следующих принципах:
• всеобщности и непрерывности;
• междисциплинарном походе;
• взаимодействии преподавателя и учащегося, обучении с помощью опыта и творчества (ЮНЕСКО, 2003 г.).
Согласно документам ЮНЕСКО и ряду других международных совещаний, основными компонентами образования для устойчивого развития являются образование (обучение), подготовка и переподготовка кадров, выработка навыков, формирование системы ценностей и воспитание, информирование и просвещение населения. То есть образование для устойчивого развития подразумевает полное реформирование образовательной системы, дополняет курсы различных дисциплин на всех этапах образования человека.
Конечная цель образования для устойчивого развития — «обеспечение широкой и активной поддержки внедрения экологически ориентированных социальных технологий развития при одновременном активном неприятии всего экологически несостоятельного в жизни общества» [9]. В более широком смысле образование для устойчивого развития должно стать важной ступенью на пути формирования общественного социально-экологического сознания нового типа, ориентированного на сохранение культурного и природного наследия и формирование новых культурных ценностей. Человек, воспитан-
ный в рамках такой системы ценностей и принципов, осознает себя частицей бессмертного человечества. Его отличительная черта — высочайшая ответственность перед предками и потомками (в сущности, перед всем человечеством в бесконечной исторической протяженности его существования). Свое назначение он видит в реализации идей, отрицающих все, что служит уничтожению жизни, и утверждающих все, что способствует ее поддержанию и развитию. Ему свойственны максимальное расширение пространства своей интеллектуальной и духовной жизни, активная, действенная ответственность за все, что происходит на планете. Глобальная перспектива, т.е. видение и понимание всего, что происходит на планете и в человечестве, осознание динамики мира, его разнообразия и взаимозависимостей, направленность на здоровый образ жизни — все это неотъемлемые черты нового социально-экологического сознания [10].
Ученые Н.С. Касимов и Ю.Л. Мазуров выделяют семь моделей образования для устойчивого развития:
• философскую (интерпретация устойчивого развития как необходимого исторического этапа эволюции социума);
• технократическую (использование достижений научно-технического прогресса для освобождения от экологически обусловленной зависимости развития);
• экологическую (жесткая адаптация процесса развития к выявленным наукой его экологическим ограничениям);
• социальную (интерпретация развития как последовательной гуманизации общества, включающей равенство доступа к природным благам);
• экономическую (перестройка действующих механизмов природопользования в направлении усиления составляющих их экологически ориентированных экономических инструментов);
• культурологическую (развитие через воспитание экологической культуры, че-
рез формирование культа природы как высшей ценности цивилизации);
• политологическую (трансформация мирополитических отношений в направлении снижения риска вооруженных конфронтаций в мире и сокращения связанных с ними расходов природных ресурсов и иных природных благ) [9].
В любом случае из описания моделей образования для устойчивого развития очевидно, что оно полидисциплинарно и направленно на разностороннее понимание основ концепции устойчивого развития, что, в свою очередь, позволя-
ет утверждать: образование для устойчивого развития является более обширным и разносторонним.
Таким образом, экологическое образование в настоящий момент должно стать неотъемлемой составляющей всей системы образования в целом, что позволит современному человеку понимать все компоненты экологической ситуации (политической, культурной и т.д.) в стране и мире, а также сознательно изменять эту ситуацию на уровне своего сознания.
ЁЁоАаАобеА е УЁАЁоетПаА еАыоепа
1. Ясвин В.А. Формирование экологической культуры. М., 2004.
2. Образование в интересах устойчиво- го развития в международных документах и соглашениях. М.: ЭКО-Согласие, 2005. С. 14—15.
3. Колесов Е.В. Экологическое образование и эколого-ориентированная деятельность // Образование в интересах устойчивого разви- тия: 14 междунар. конф. Великий Новгород, 2008. С. 79.
4. Кавтарадзе Д.Н. Принципы экологиче- ского образования граждан России и СНГ // Материалы Всероссийского совещания / под ред. Н.С. Касимова, В.С. Тискунова. Смо- ленск: Маджента, 2003. С. 37.
5. НСО физической географии и ландшаф- товедения «Формы экологического образо- вания». [Электронный ресурс] URL: http:// www.landscape.edu.ruwikipadnso2008pages. phpid=forms
6. Урсул А.Д. Экологическое образование и устойчивое развитие. М., 1996.
7. Ситаров В.А., Пустовойтов В.В. Соци- альная экология. М., 2000.
8. Академический словарь. [Электронныйресурс] URL: http://dic.academic.ru
9. Касимов Н. С.,Мазуров Ю.Л. Концепция устойчивого развития и ее производные: студенческий дискурс. М.; Смоленск: Универсум, 2007. С. 50, 51.
10. Спартин В. Ноосферная педагоги- ка. О формировании ноосферного ментали- тета. [Электронный ресурс] URL: http://www.ihst.ru
11. Андреев Э.М. Новое мировоззрение и новая идеология в социокультурном контек- сте трансформации российского общества // Социально-гуманитарные науки и мир в XXI веке. М.: Социально-гуманитарные знания, 2009. Ч. 1. С. 89.
12. Яншин А.Д. Научные проблемы охра- ны природы и экологии //Экология и жизнь. 1999. №
3.
13. Ясперс К., Бодрийар Ж. Призрак тол- пы. М.: Алгоритм, 2008.