Научная статья на тему 'Система экологического образованияроссии'

Система экологического образованияроссии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
263
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник РМАТ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ / ECOLOGICAL EDUCATION / EDUCATION FOR THE CONCEPTION OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Романова С. С.

Рассматриваются принципы классического экологического образования и образова-ния в рамках концепции устойчивого развития

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Романова С. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Environmental education system of Russia

Principles of classical ecological education and education in the frame of the sustainabledevelopment conception are considered.

Текст научной работы на тему «Система экологического образованияроссии»

Романова С.С. Система экологического образования России

Рассматриваются принципы классического экологического образования и образования в рамках концепции устойчивого развития.

Ключевые слова: экологическое образование, образование для устойчивого развития.

Principles of classical ecological education and education in the frame of the sustainable development conception are considered.

Key words: ecological education, education for the conception of sustainable development.

В связи с научно-техническим прогрессом экологическая ситуация в мире продолжает ухудшаться, и существует острая необходимость в ее улучшении и стабилизации. Сложность и серьезность современного положения определяется не только ухудшением состояния окружающей среды, экономики и других сфер общественной жизни, но и кризисным состоянием самого человека, обусловленным веками сложившимся образом жизни, потребностями, поведением [1]. Поэтому возникает необходимость в преобразовании личности, переориентации ее на гармоничное взаимодействие с окружающей средой. В связи с этим должно стать обязательным специальное экологическое образование. Именно образование как общечеловеческая ценность будет во многом определять как выживание человечества, так и его дальнейшее развитие.

Экологическое образование в России как широкомасштабное явление существует достаточно давно: впервые вопрос о введении экологического образования в школе ставился на правительственном уровне еще в 1977 г. на межправительственной конференции в Тбилиси, где было рекомендовано внедрить в школьную программу экологию как предмет или факультативное занятие [2]. Систе-

© Романова С.С., 2013

ма экологического образования, которая была внедрена во многие образовательные программы от дошкольного образования до курсов переподготовки специалистов различных сфер деятельности [3], включает в себя следующие элементы: подготовку специалистов экологов, введение прикладных технических специальностей с экологическим компонентом и экологизацию всей системы образования.

Термин «экологическое образование» возник в 1970-х гг. вместе с необходимостью введения такого образования.

«Под экологическим образованием понимается освоение гражданами ключевых принципов взаимодействия со средой, системного мышления, навыков коллективного взаимодействия в повседневной деятельности» [4]. То есть целью экологического образование является формирование экологической культуры населения.

Существуют различные формы экологического образования.

На уровне среднего образования:

• школьная экология базируется в основном на изучении общих экологических закономерностей и глобальных экологических проблем;

• игровая экология, основой которой является упор на чувственную, эмоциональную сферу человека;

• полевая экология предполагает внеклассные учебные и исследовательские

занятия (на экскурсиях, полевых практикумах, в походах, экспедициях, лагерях и т.п.).

На уровне среднего профессионального и высшего образования:

• техническая (промышленная) экология основывается на изучении техногенных воздействий на окружающую среду и способов борьбы с загрязнениями окружающей среды различными техническими средствами;

• социальная экология — дисциплина, изучающая взаимосвязи человеческого общества и биосферы, законы их сосуществования [5].

Из перечисленных направлений область полевой экологии считается менее распространенной и труднодоступной формой экологического образования в средней школе, так как требует специальной подготовки кадров.

Исследователи выделяют три компонента экологического образования:

• научный, включающий в себя теорию и методологию;

• нормативный, подразумевающий изучение нравственных, правовых и эстетических вопросов;

• ценностный, рассматривающий идеалы, идеи, цели и определяющий природу как самоценность [6].

Таким образом, основой экологического образования должно стать глубокое осознание принципиального единства фундаментальных законов природы на всех уровнях самоорганизации: физическом, химическом, биологическом и психологическом. Экологизация всей системы образования предполагает усиление интегрального знания и гуманистического компонента образовательного процесса.

В то же время А.Н. Захлебный считает, что экологическое образование включает в себя еще и четвертый компонент — деятельностный, который рассматривает виды и способы деятельности школьников, направленные на формирование

познавательных и практических умений экологического характера [7].

Таким образом, можно сделать вывод, что экологическое образование должно носить не только теоретический, но и практический характер.

В.М. Назаренко выделяет три принципа, на которых основывается экологическое образование:

• принцип любви — бескорыстная любовь, сострадание и созерцание позволяют человеку идти на встречу природе, а не против ее;

• принцип оптимизма — приоритет позитивных идей, фактов и действий в решении проблем существующего мира;

• принцип золотой середины — любые крайности вредны, не должно быть идеологических взглядов, человек должен осознавать оптимальность решений (золотую середину) [3].

Другими словами, смысл экологического образования заключается в том, чтобы привить ученикам рациональное, но в то же время бережное отношение к природе. Данные принципы также положены в основу программы «Образование для устойчивого развития».

Впервые необходимость образования для устойчивого развития наиболее подробно рассмотрена в основном документе конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро в 1992 г. «Повестка дня на XXI век», который стал программой перехода человечества к устойчивому развитию.

Образование для устойчивого развития базируется на концепции устойчивого развития.

Устойчивое развитие (от англ. sustainable development) — такое развитие общества, при котором улучшаются условия жизни человека, а воздействие на окружающую среду остается в пределах хозяйственной емкости биосферы, так что не разрушается природная основа функционирования человечества. При устойчивом развитии удовлетворение по-

требностей осуществляется без ущерба для будущих поколений [8].

Таким образом, «образование для устойчивого развития нацелено на переориентацию образования в интересах отказа от неустойчивых моделей производства и потребления, бережное отношение к окружающей среде, достижение взаимопонимания и социальной стабильности, а также решение целого ряда задач экономического, социального и экологического развития» [2].

Образование для устойчивого развития построено на следующих принципах:

• всеобщности и непрерывности;

• междисциплинарном походе;

• взаимодействии преподавателя и учащегося, обучении с помощью опыта и творчества (ЮНЕСКО, 2003 г.).

Согласно документам ЮНЕСКО и ряду других международных совещаний, основными компонентами образования для устойчивого развития являются образование (обучение), подготовка и переподготовка кадров, выработка навыков, формирование системы ценностей и воспитание, информирование и просвещение населения. То есть образование для устойчивого развития подразумевает полное реформирование образовательной системы, дополняет курсы различных дисциплин на всех этапах образования человека.

Конечная цель образования для устойчивого развития — «обеспечение широкой и активной поддержки внедрения экологически ориентированных социальных технологий развития при одновременном активном неприятии всего экологически несостоятельного в жизни общества» [9]. В более широком смысле образование для устойчивого развития должно стать важной ступенью на пути формирования общественного социально-экологического сознания нового типа, ориентированного на сохранение культурного и природного наследия и формирование новых культурных ценностей. Человек, воспитан-

ный в рамках такой системы ценностей и принципов, осознает себя частицей бессмертного человечества. Его отличительная черта — высочайшая ответственность перед предками и потомками (в сущности, перед всем человечеством в бесконечной исторической протяженности его существования). Свое назначение он видит в реализации идей, отрицающих все, что служит уничтожению жизни, и утверждающих все, что способствует ее поддержанию и развитию. Ему свойственны максимальное расширение пространства своей интеллектуальной и духовной жизни, активная, действенная ответственность за все, что происходит на планете. Глобальная перспектива, т.е. видение и понимание всего, что происходит на планете и в человечестве, осознание динамики мира, его разнообразия и взаимозависимостей, направленность на здоровый образ жизни — все это неотъемлемые черты нового социально-экологического сознания [10].

Ученые Н.С. Касимов и Ю.Л. Мазуров выделяют семь моделей образования для устойчивого развития:

• философскую (интерпретация устойчивого развития как необходимого исторического этапа эволюции социума);

• технократическую (использование достижений научно-технического прогресса для освобождения от экологически обусловленной зависимости развития);

• экологическую (жесткая адаптация процесса развития к выявленным наукой его экологическим ограничениям);

• социальную (интерпретация развития как последовательной гуманизации общества, включающей равенство доступа к природным благам);

• экономическую (перестройка действующих механизмов природопользования в направлении усиления составляющих их экологически ориентированных экономических инструментов);

• культурологическую (развитие через воспитание экологической культуры, че-

рез формирование культа природы как высшей ценности цивилизации);

• политологическую (трансформация мирополитических отношений в направлении снижения риска вооруженных конфронтаций в мире и сокращения связанных с ними расходов природных ресурсов и иных природных благ) [9].

В любом случае из описания моделей образования для устойчивого развития очевидно, что оно полидисциплинарно и направленно на разностороннее понимание основ концепции устойчивого развития, что, в свою очередь, позволя-

ет утверждать: образование для устойчивого развития является более обширным и разносторонним.

Таким образом, экологическое образование в настоящий момент должно стать неотъемлемой составляющей всей системы образования в целом, что позволит современному человеку понимать все компоненты экологической ситуации (политической, культурной и т.д.) в стране и мире, а также сознательно изменять эту ситуацию на уровне своего сознания.

ЁЁоАаАобеА е УЁАЁоетПаА еАыоепа

1. Ясвин В.А. Формирование экологической культуры. М., 2004.

2. Образование в интересах устойчиво- го развития в международных документах и соглашениях. М.: ЭКО-Согласие, 2005. С. 14—15.

3. Колесов Е.В. Экологическое образование и эколого-ориентированная деятельность // Образование в интересах устойчивого разви- тия: 14 междунар. конф. Великий Новгород, 2008. С. 79.

4. Кавтарадзе Д.Н. Принципы экологиче- ского образования граждан России и СНГ // Материалы Всероссийского совещания / под ред. Н.С. Касимова, В.С. Тискунова. Смо- ленск: Маджента, 2003. С. 37.

5. НСО физической географии и ландшаф- товедения «Формы экологического образо- вания». [Электронный ресурс] URL: http:// www.landscape.edu.ruwikipadnso2008pages. phpid=forms

6. Урсул А.Д. Экологическое образование и устойчивое развитие. М., 1996.

7. Ситаров В.А., Пустовойтов В.В. Соци- альная экология. М., 2000.

8. Академический словарь. [Электронныйресурс] URL: http://dic.academic.ru

9. Касимов Н. С.,Мазуров Ю.Л. Концепция устойчивого развития и ее производные: студенческий дискурс. М.; Смоленск: Универсум, 2007. С. 50, 51.

10. Спартин В. Ноосферная педагоги- ка. О формировании ноосферного ментали- тета. [Электронный ресурс] URL: http://www.ihst.ru

11. Андреев Э.М. Новое мировоззрение и новая идеология в социокультурном контек- сте трансформации российского общества // Социально-гуманитарные науки и мир в XXI веке. М.: Социально-гуманитарные знания, 2009. Ч. 1. С. 89.

12. Яншин А.Д. Научные проблемы охра- ны природы и экологии //Экология и жизнь. 1999. №

3.

13. Ясперс К., Бодрийар Ж. Призрак тол- пы. М.: Алгоритм, 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.