Финансовые инструменты
УДК 339.73
система двусторонних валютных своп-соглашений: в поисках перспективных партнеров россии в восточной азии
Е.Я. АРАПОВА,
кандидат экономических наук, начальник отдела экспертизы и координации международных и двойных магистерских программ
E-mail: [email protected] Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД
Российской Федерации
Предмет/тема. На фоне последствий глобального финансового кризиса и необходимости снижения зависимости от мировых резервных валют, в первую очередь американского доллара, на государственном уровне все чаще поднимается вопрос о необходимости сокращения долларовых расчетов с российскими торговыми партнерами, прежде всего восточноази-атскими, и заключения новых торговых соглашений в национальных валютах. В связи с этим особую актуальность приобретает вопрос о возможности и перспективности создания сети валютных своп-соглашений с ключевыми азиатскими партнерами России.
Цели/задачи. Гглавной целью анализа является выявление потенциальных экономических эффектов развития системы двусторонних валютных своп-соглашений и определение наиболее перспективных партнеров России из числа государств Восточной Азии.
Методология. Исследование основано на выявлении наиболее перспективных партнеров на основе метода рангов по 10-балльной шкале. Ранжирование потенциальных стран-партнеров производится на основе широкого набора показателей. Кроме того, в исследовании использованы эконометрические методы анализа, в частности, проведен расчет коэффициентов вариации колебаний курсов нацио-
нальных валют для выявления наиболее стабильных из них.
Результаты. В ходе исследования выявлены ключевые торговые и инвестиционные партнеры России из числа государств Восточной Азии, определены страны, характеризующиеся относительно более устойчивым состоянием национальных финансовых систем и более высокой ликвидностью. На основе комплексного анализа данных выявлен перечень стран, которые представляют для России наибольший стратегический интерес для заключения двусторонних валютных своп-соглашений и проведения внешнеторговых расчетов в национальных валютах. Дана оценка возможной заинтересованности азиатских государств в расширении партнерства с Россией путем заключения двусторонних валютных своп-соглашений.
Выводы/значимость. Сделан вывод о том, что к числу наиболее приоритетных стран-партнеров для развития системы двусторонних валютных своп-соглашений можно отнести Японию, Республику Корея, Сингапур, Гонконг и Индию, в меньшей степени - Малайзию и Таиланд.
Ключевые слова: двусторонние валютные своп-соглашения, финансовое сотрудничество, интернационализация, российский рубль, Восточ-ноазиатский регион
В сентябре 2014 г. российский вице-премьер И. Шувалов предложил сокращать долларовые расчеты с азиатскими партнерами и заключать новые экспортные соглашения в рублях. В октябре центральные банки Китая и России объявили о заключении двустороннего валютного своп-соглашения в размере 150 млрд юаней (около 24,5 млрд долл.) сроком на три года с возможностью продления при взаимном согласии сторон.
Вопрос о развитии обширной сети двусторонних своп-соглашений с азиатскими партнерами приобретает особую актуальность в свете экономических санкций со стороны западных стран и ограниченного доступа российских банков к международным рынкам капитала. В условиях высокой нестабильности курса российского рубля создание дополнительных механизмов страхования рисков может благоприятно повлиять на состояние российской экономики. Об этом, в частности, в декабре 2014 г. заявил и министр коммерции Китая.
Система двусторонних своп-соглашений может принести России значительные преимущества.
Во-первых, они выступают инструментом стимулирования взаимного товарооборота между странами посредством сокращения торговых издержек. На фоне экономических санкций западных стран азиатский регион становится ключевым геоэкономическим партнером России. По оценкам экспертов ОЭСР, сокращение глобальных торговых издержек на 1% может привести к повышению общемирового дохода на 40 млрд долл., из которых 65% придется на долю развивающихся стран. Аналогичного эффекта можно ожидать и в масштабах двусторонних торговых отношений: снижение торговых издержек приведет к увеличению объемов взаимной торговли, содействуя экономическому росту обоих государств.
В долгосрочной перспективе более тесное торговое и инвестиционное сотрудничество будет способствовать развитию системы глобальных производственных цепочек, которые открывают перед развивающимися странами новые возможности интегрирования в мировую экономику с меньшими затратами. Встраивание в систему глобальных производственных цепочек облегчает процесс индустриализации в развивающихся странах, а совершенствование управления цепочками поставок может содействовать экономическому росту.
Во-вторых, система валютных своп-соглашений снижает риски, связанные с колебаниями валютных курсов, способствуя повышению стабиль-
ности торговых потоков. Снижение мировых цен на нефть, экономические санкции Запада в отношении России, а также спекулятивные ожидания падения валютного курса российского рубля способствовали его девальвации.
Система среднесрочных валютных своп-соглашений может стать одним из инструментов «страхования» рисков от резкого изменения валютных курсов. При определенных условиях может оказаться более выгодным определять контрактную цену товаров и услуг в национальных валютах торгующих стран, чтобы защитить себя от значительных финансовых потерь.
В-третьих, государства - члены соглашения могут самостоятельно выбирать валюту для совершения двусторонних сделок, что делает их менее зависимыми от мировых резервных валют, главным образом, доллара США. С начала глобального финансового кризиса 2008 г. Россия не раз выражала опасения относительно международной валютной системы, основанной на долларе США, что выразилось и во внешнеэкономической политике России в рамках БРИКС. Глобальный финансовый кризис
2008 г. подтолкнул страны БРИК (Бразилию, Россию, Индию и Китай) к расширению взаимодействия в реформировании глобальной финансовой архитектуры и движении в направлении создания мультивалютной мировой финансовой системы1. Неудивительно, что именно Китай стал первым партнером России в рамках валютных своп-соглашений. Китайские власти запустили пилотную программу кросс-граничных торговых расчетов в национальной валюте еще в
2009 г. для интернационализации юаня.
В настоящее время доля российской валюты в системе международных расчетов крайне мала. По оценкам экспертов МВФ, определяющих международный статус национальных валют, российский рубль по ряду экономических показателей (в том числе по размеру экономики, торговых связей, показателям инвестиционного климата, открытости счета операций с капиталом и проч.) уступает валютам многих других стран, включая корейскую вону, бразильский реал, индийскую рупию и пр.2. Развитие системы двусторонних валютных своп-
1 Johnson J. The BRICS and Asia, Currency Internationalization and International Monetary Reform. The Russian Federation: International Monetary Reform and Currency Internationalization // ADB. Paper № 4. June 2013. P. 2.
2 Internationalization of Emerging Market Currencies: A Balance between Risks and Rewards / IMF Discussion Note. October. 2011. P. 14.
соглашений будет способствовать интернационализации российского рубля посредством укрепления торговых связей и улучшения инвестиционного климата в стране.
Очевидно, что для достижения значимых результатов России необходимо развивать систему двусторонних своп-соглашений с главными торговыми и инвестиционными партнерами как в Азии, так и в Европе. Однако в свете текущей международной политической ситуации и интенсивного развития азиатского вектора внешнеэкономической политики России основной целью анализа является выявление наиболее перспективных партнеров в рамках Азиатского региона.
Выбор стран-партнеров может зависеть от ряда факторов (в данном случае целесообразно отталкиваться от опыта развития системы двусторонних валютных своп-соглашений Китая в рамках программы интернационализации юаня)3:
- от размеров экономики и географической удаленности;
- от характера торговых и инвестиционных связей;
- от степени открытости счета операций с капиталом;
- от показателей макроэкономической стабильности;
- от показателей, характеризующих институциональное устройство (качество управления и уровень коррупции).
Количественный анализ, лежащий в основе исследования, основан на базе данных, включающих показатели:
1) взаимной торговли (главным образом экспорта России в страны-партнеры по Азиатскому региону), выраженные в процентах от общего объема торговых потоков. Необходимо отметить, что относительно более высокий процент российского экспорта в общем объеме экспорта страны определяет в большей степени заинтересованность России в заключении валютного своп-соглашения, в то время как более высокий процент России в экспорте азиатских товаров в общем объеме экспорта азиатского государства свидетельствует о заинтересованности страны-партнера;
3 Garcia-Herrero A., Le Xia. China's RMB bilateral swap agreements: What explains the choice of countries? // Bank of Finland, BOFIT Institute for Economies in Transition. BOFIT Discussion Papers.2013. №12. 2013. P. 13-14.
-10 (244)
ФИНАНСОВАЯ АНАЛИТИКА: проблемы и решения
2) инвестиционного взаимодействия, т.е. притока прямых иностранных инвестиций (ПИИ) из стран-партнеров в общем объеме привлеченных в Россию ПИИ и объема накопленных ПИИ в процентах к общему объему;
3) номинального объема ВВП и годового темпа прироста ВВП стран-партнеров;
4) уровня инфляции как ключевого показателя устойчивости экономического развития;
5) финансовой устойчивости (отношение банковского капитала к активам, показатель доходности банковских активов, доля непогашенных займов в общем объеме выданных кредитов). Анализ проводится на базе метода скоринговых
оценок по 10-балльной шкале. Результаты представлены в табл. 1.
Основным параметром при выборе потенциальных стран-партнеров является доля этих стран в географической структуре российского экспорта. Традиционно основными торговыми партнерами России в Азиатском регионе выступают Китай, Япония, Республика Корея и Индия. За ними следует Гонконг, а из числа стран АСЕАН наибольшая доля российского экспорта направляется в Сингапур и на Филиппины. Однако разрыв в значимости стран АСЕАН и ключевых четырех импортеров российских товаров в качестве внешнеторговых партнеров России остается значительным.
В процессе принятия решения о заключении двусторонних валютных своп-соглашений необходимо большое внимание уделить товарной структуре внешней торговли с потенциальными странами-партнерами, а также состоянию торгового баланса. Более 86,5% российского экспорта в Японию относится к категории «Минеральное топливо и продукты переработки». Свыше 95% экспорта представляют собой низкотехнологичные, сырьевые товары.
Более того, в торговле с Японией Россия накопила значительный дефицит торгового баланса. Несмотря на относительно неблагоприятную товарную структуру торговых потоков в торговле с Республикой Корея и Японией, что связано с высокой долей сырья в структуре экспорта, торговые балансы с этими странами складываются с профицитом.
Устойчивый профицит счета текущих операций и относительно более благоприятная товарная структура внешней торговли (главной статьей экспорта из России является продукция машиностроительной отрасли) выступают двумя факторами,
- 2015-
FINANCIAL ANALYTICS: science and experience
Финансовые инструменты Financial Instruments -36-
Таблица 1
Ключевые показатели экономического развития стран Восточной Азии
Страна ВВП по паритету покупательной способности Темп прироста ВВП Экспорт (от общего объема) ПИИ (от общего объема)
Млн долл. Ранг % Ранг % Ранг Приток, % Накопленные, % Ранг
Китай 9 240 270,45 10 7,7 10 6,8 10 0,89 0,43 9
Республика Корея 1 304 553,97 7 3 4 2,8 8 0,24 0,27 7
Япония 4 901 529,52 9 1,5 3,7 9 1,18 0,52 10
Индия 1 876 797,2 8 5 1 1,3 7 0,04 0,04 5
Сингапур 297 941,214 3 3,9 5 0,4 5 1,14 0,15 8
Малайзия 312 435,495 4 4,7 6 0,2 3 0,02 0,01 3
Филиппины 272 017,377 1 7,2 9 0,3 4 0,00 0,00 2
Таиланд 387 252,164 5 1,8 2 0,2 3 0,02 0,02 4
Индонезия 868 345,645 6 5,8 8 0,2 3 0,00 0,00 2
Гонконг 274 012,815 2 2,9 3 0,57 6 0,13 0,08 6
Продолжение табл. 1
Инфляция Показатель финансовой устойчивости Средневзвешенный ранг
Страна % Ранг Достаточность банковского капитала Доходность активов банков Доля непогашенных кредитов Ранг Общий ранг
Китай 2,6 5 6,7 1,3 1 3 47 8,5
Республика Корея 1,3 9 8,3 0,3 0,6 4 39 6,9
Япония 0,4 10 5,5 0,3 2,3 1 39 7,7
Индия 10,9 1 6,9 0,7 4 2 24 4,8
Сингапур 2,4 6 8,2 1,2 0,9 5 32 5,8
Малайзия 2,1 8 9,6 1,5 1,8 9 33 4,5
Филиппины 3 4 9,7 1,9 2,4 7 27 3,9
Таиланд 2,2 7 10,9 1,4 2,3 7 28 4,2
Индонезия 6,4 2 12,5 3,1 1,7 10 31 4,1
Гонконг 4,4 3 8,7 1,1 0,5 9 29 5,3
Источник: составлено и ранжировано автором на основе данных World Bank Statistics (2013 г.), World Economic Outlook Statistics (IMF, October 2014) и International Trade Center Statistics (2013 г.).
способствующими развитию более тесного сотрудничества с Индией. В структуре импорта из России лидирующая позиция (в 2013 г. - 26%) принадлежит категории «Летательные и космические аппараты и комплектующие»4.
В то же время заинтересованность стран-партнеров в активизации сотрудничества с Россией определяется главным образом долей страны в структуре национального экспорта. По состоянию на 2013 г. для Китая этот показатель составил 2,2%, Японии - 1,5%, Республики Корея - 2% и Индии -0,7%5. В целом по соответствующим показателям Россия значительно уступает другим странами-пар-тнерам в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Тем не менее относительно более высокие темпы экономического роста, активизация многостороннего со-
4 URL: http://www.trademap.org/Bilateral_TS.aspx
5 Там же.
трудничества с Россией в рамках БРИКС (создание Банка развития БРИКС и Фонда международного резерва) для ряда стран Азии могут стать стимулирующими факторами для сближения с Россией на фоне замедления темпов экономического роста, роста торговли и падения спроса со стороны ряда стран Запада.
Объемы прямых иностранных инвестиций, поступивших в Россию из азиатских государств, оказывают менее значимое влияние на принятие решений о заключении валютных своп-соглашений по сравнению с движением внешнеторговых потоков. По этой группе показателей наиболее перспективными партнерами для России могут стать Япония, Сингапур и Китай (соглашение с которым уже подписано), в меньшей степени - Республика Корея, которую можно отнести к числу лидеров по объему накопленных ПИИ. Однако в последние годы инвестиционная привлекательность России для корейских
Финансовые инструменты Financial Instruments -37-
Таблица 2
Показатели ликвидности государств Восточной Азии в 2013 г.
Страна Государственный долг от ВВП Сальдо государственного бюджета от ВВП Доступ к капиталу банков Общий ранг
% Ранг % Ранг Реальная процентная ставка Процентная ставка по депозитам в 2012 г. Ранг
Китай 39,36 6 -0,53 6 4,2 3 4 16
Республика Корея 33,9 8 0,93 9 3,9 3,7 9 26
Япония 243,2 1 -7,62 1 1,9 0,5 10 12
Индия 61,49 3 -7,15 2 3,2 - 7 12
Сингапур 103,46 2 5,51 10 5,2 0,1 2 14
Малайзия 57,71 4 -4,59 3 4,7 3 3 10
Филиппины 39,09 7 -0,32 7 3,7 3,2 6 20
Таиланд 45,85 5 -0,007 8 4,1 2,8 5 18
Индонезия 26,11 9 -2,17 4 7 5,9 1 14
Гонконг 6,66 10 -0,97 5 3,6 0 8 23
Источник: составлено и ранжировано автором на основе данных World Bank Statistics (2013) и World Economic Outlook Statistics (IMF, October 2014)
компаний была относительно ниже по сравнению с другими региональными партнерами.
По показателям устойчивости национальных финансовых систем наиболее благоприятными позициями обладают Индонезия, Гонконг, Малайзия, Филиппины и Сингапур.
Существует еще одна группа показателей, способных оказать значимое влияние на выбор потенциальных партнеров России при заключении валютных своп-соглашений - индикаторы ликвидности страны. Нехватка ликвидности может значительно снизить способность страны к проведению валютных своп-операций. Эта группа показателей включает в себя общий долг страны, сальдо государственного бюджета и доступ к капиталам банков, измеряемый процентными ставками (табл. 2).
По показателям ликвидности первую строчку занимает Республика Корея, за ней следуют Гонконг, Филиппины и Таиланд. Все эти государства по общему рейтингу ликвидности опережают Китай, с которым у России уже подписано валютное своп-соглашение.
Исследование необходимо дополнить анализом динамики изменения валютных курсов национальных валют потенциальных стран-партнеров. Это особенно важно в свете текущей денежно-кредитной политики России, перехода к режиму плавающего валютного курса и девальвации российского рубля. Наиболее стабильными среди национальных валют исследуемых стран по коэффициенту вариации помимо китайского юаня стали валюты Филиппин и Таиланда, в которых этот показатель составил
0,049. К наименее стабильным валютам относятся индийская рупия, японская йена и индонезийская рупия - 0,105, 0,092 и 0,092 соответственно6.
Таким образом, по показателям средневзвешенных рангов, где наибольшая доля принадлежит доле экспорта стран-партнеров в общем объеме российского экспорта, показателям ликвидности и стабильности национальных валют к числу наиболее приоритетных стран-партнеров для развития системы валютных своп-соглашений можно отнести (в порядке очередности): Японию, Республику Корея, Сингапур, Гонконг и Индию; в меньшей степени - Малайзию и Таиланд.
Для того чтобы определить возможную заинтересованность самих стран-партнеров в подписании валютных своп-соглашений с Россией, необходимо сопоставить внутренние условия экономического развития в нашей стране и в азиатских государствах. В этой связи перспективность развития валютного сотрудничества с Японией можно поставить под сомнение, а потенциал Индии, Республики Корея и Таиланда может оказаться несколько выше.
Список литературы
1. Андреев В.П. Интернационализация юаня: предварительные итоги и перспективы // Деньги и кредит. 2011. № 5. С. 37-42.
6 Показатели вариации валютных курсов национальных валют были рассчитаны автором на основе ежемесячных данных OZForex Foreign Exchange Services. Exchange Rates Database за период с января 2009 г. по февраль 2014 г. URL: http://www. ozforex.com.au.
2. Андреев В.П. Интернационализация юаня: новые возможности // Деньги и кредит. 2012. № 5. С.69-73.
3. Банк России заключил соглашение о валютном свопе с Народным Банком Китая. URL: http://www.cbr.ru/press/PR.aspx?file=13102014_ 154408if2014-10-13T15_39_28.htm.
4. Катасонов В.Ю. Валютные свопы в современном мире. Рождение глобального валютного картеля. URL: http://www.trinitas.ru/rus/doc/0009/ 001a/00091112.htm.
5. Катасонов В.Ю. Экспансия юаня: валютные свопы. URL: http://www.za-nauku.ru/index. php?option=com_content&task=view&id=8891&Ite mid=35.
6. Кравченко Е. Банк России заключил валютный своп с ЦБ Китая на 24,5 млрд долл. URL: http://www.vedomosti.ru/finance/news/34673731/rubl-menyayut-na-yuan.
7. Рудый К. Валютный своп как механизм внешнеэкономической стабилизации (на примере Республики Беларусь и КНР). URL: http://www.nbrb. by/bv/articles/8161.pdf.
8. Barkbu B., OngLiLian. FX Swaps: implications for financial and economic stability // IMF Working Paper. March. 2010.
9. Currency Internationalization: Lessons from the Global Financial Crisis and Prospects for the Future in Asia and the Pacific // BIS Papers. 2011. № 61.
10. ECB and the People's Bank of China establish a bilateral currency swap agreement. URL: http://www. ecb.europa.eu/press/pr/date/2013/html/pr131010. en.html.
11. FlemingM., Klagge N. The Federal Reserve's foreign exchange swap lines // Current issues in economics and finance. Vol. 16. № 4. Р. 1-7.
12. Garcia-Herrero A., Le Xia. China's RMB bilateral swap agreements: What explains the choice of countries? // Bank of Finland, BOFIT Institute for Economies in Transition. BOFIT Discussion Papers. 2013. № 12.
13. Gupta A.S. Prospects for a Single Asian Currency // Policy Research Institute, Ministry of Finance, Japan, Public Policy Review. 2010. Vol. 6. № 5.
14. Internationalization of Emerging Market Currencies: A Balance between Risks and Rewards // IMF Discussion Note. October. 2011.
15. Johnson J. The BRICS and Asia, Currency Internationalization and International Monetary Reform. The Russian Federation: International Monetary Reform and Currency Internationalization // ADB. Paper № 4. June 2013.
16. Morrison W.M., Labonte M. China's Currency Policy: An Analysis of the Economic Issues // Congressional Research Service. 2013. July 22.
17. Murphy M., Yuan W.J. Is China Ready to Challenge the Dollar? Internationalization of the Renminbi and Its Implications for the United States // Report of the CSIS Freeman Chair in China Studies. October 2009.
18. Qiaolin Liu. Currency Swap between China and the EU: Causes, Impacts and Prospects. URL: http://www. volontegenerale.nl/artikelen/currency-swap-between-china-and-the-eu-causes-impacts-and-prospects.
19. Use of Currencies in International Trade: Any Changes in the Picture? // WTO Staff Working Paper. May. 2012.
20. World Trade Report 2014. Trade and development: recent trends and the role of the WTO // WTO. 2014.
Financial Analytics: Science and Experience Financial Instruments
ISSN 2311-8768 (Online) ISSN 2073-4484 (Print)
THE SYSTEM OF BILATERAL CURRENCY SWAP AGREEMENTS: IN SEARCH OF PROMISING PARTNERS OF RUSSIA IN EAST ASIA
Ekaterina Ya. ARAPOVA
Abstract
Importance In the context of global financial crisis and the need for reducing dependence on international reserve currencies, mainly, on the US dollar, the necessity of cutting down of dollar settlements with Russian trade partners, mainly from the East Asian countries, and execution of trade contracts in national currencies become highly relevant. In this regard, the issue of the possibilities and perspectives of creating the network of bilateral currency swap agreements with the key Asian partners of Russia assumes special importance
Objectives The key objective of the analysis is to reveal the potential economic effects of bilateral currency swap agreements and to determine the most promising partners for Russia among the East-Asian countries. Methods The study aims to determine the most promising Russian partners on the basis of a quality scoring system with a 10-point scale. The choice of the potential partner countries is based on the wide range of indexes: from trade and investment ties with Russia to macroeconomic indicators, reflecting the countries' economic systems sustainability. Besides, the research applies the econometric analysis technique. In particular, it helps to calculate the ratios of currencies' fluctuations options in order to identify the most stable among them
Results In the article, I consider the Russian key trade and investment partners among the East Asian countries, and also identify the countries, which are characterized by relatively more stable condition of national financial systems and by high liquidity parameters. Based on the complex data analysis, I identify the wide range of countries, which represent the greatest strategic interest for entering into bilateral currency swap agreements and settling external commerce payments in national currencies. Besides, the paper evaluates the potential interest on behalf of the Asian States in widening partnering cooperation with the Russian Federation by means of signing of the bilateral currency swap agreements
Conclusions and Relevance I conclude that in order of priority Japan, Republic of Korea, Singapore, Hong Kong, and India (Malaysia and Thailand to a lesser extent is suitable for that purpose) may become the highest potential partnering countries in the system of the Russian bilateral currency swap agreements with the Asian countries
Keywords: bilateral currency swap agreements, financial cooperation, internationalization, Russian ruble, East Asian region
References
1. Andreev V.P. Internatsionalizatsiya yuanya: predvaritel'nye itogi i perspektivy [The Yuan internationalization: the preliminary results and perspectives] . Den 'gi i kredit = Money and Credit, 2011, no. 5, pp.37-42.
2. Andreev V.P. Internatsionalizatsiya yuanya: novye vozmozhnosti [The Yuan internationalization: the new possibilities]. Den 'gi i kredit = Money and Credit, 2012, no. 5, pp. 69-73.
3. Bank Rossii zaklyuchil soglashenie o valyut-nom svope s Narodnym Bankom Kitaya [The Bank of Russia has concluded a currency swap agreement with the Bank of China]. Available at: http://www.cbr. ru/press/PR.aspx?file=13102014_154408if2014-10-13T15_39_28.htm. (In Russ.)
4. Katasonov V.Yu. Valyutnye svopy v sovremen-nom mire. Rozhdenie global'nogo valyutnogo kartelya [Currency swaps in the modern world. The birth of a global monetary cartel]. Available at: http://www.trim-tas.ru/rus/doc/0009/001a/00091112.htm. (In Russ.)
5. Katasonov V.Yu. Ekspansiyayuanya: valyutnye svopy [The Yuan expansion: currency swaps]. Available at: http://www.za-nauku.ru/index.php?option=com_co ntent&task=view&id=8891&Itemid=35. (In Russ.)
6. Kravchenko E. Bank Rossii zaklyuchil valyut-nyi svop s TsB Kitaya na 24,5 mlrd doll [The Bank of Russia concluded $24 . 5 billion currency swap with the Central Bank of China]. Available at: http://www.
vedomosti.ru/finance/news/34673731/rubl-menyayut-na-yuan (In Russ.)
7. Rudyi K. Valyutnyi svop kak mekhanizm vnesh-neekonomicheskoi stabilizatsii (na primere Respubliki Belarus' i KNR) [A currency swap mechanism for external economic stabilization (the Republic of Belarus and the People's Republic of China cases)]. Available at: http://www.nbrb.by/bv/articles/8161.pdf. (In Russ.)
8. Barkbu B., Ong Li Lian. FX Swaps: implications for financial and economic stability. IMF Working Paper, March, 2010.
9. Currency Internationalization: Lessons from the Global Financial Crisis and Prospects for the Future in Asia and the Pacific. BIS Papers, 2011, no. 61.
10. ECB and the People's Bank of China establish a bilateral currency swap agreement . Available at: http:// www.ecb.europa.eu/press/pr/date/2013/html/pr131010. en html
11. Fleming M., Klagge N. The Federal Reserve's foreign exchange swap lines. Current Issues in Economics and Finance, 2010, vol. 16, no. 4, pp. 1-7.
12. Garcia-Herrero A., Le Xia. China's RMB bilateral swap agreements: What explains the choice of countries? Bank of Finland, BOFIT Institute for Economies in Transition . BOFIT Discussion Papers, 2013, no. 12.
13. Gupta A.S. Prospects for a Single Asian Currency. Policy Research Institute, Ministry of Finance, Japan. Public Policy Review, 2010, vol. 6, no. 5.
14. Internationalization of Emerging Market Currencies: A Balance between Risks and Rewards. IMF Discussion Note, October, 2011.
15. Johnson J. The BRICS and Asia, Currency Internationalization and International Monetary Reform. The Russian Federation: International Monetary Reform and Currency Internationalization. ADB, 2013, June, no. 4.
16. Morrison W.M., Labonte M. China's Currency Policy: An Analysis of the Economic Issues. Congressional Research Service, 2013, July 22.
17. Murphy M., Yuan W.J. Is China Ready to Challenge the Dollar? Internationalization of the Renminbi and Its Implications for the United States. Report of the CSIS Freeman Chair in China Studies, October, 2009.
18. Qiaolin Liu. Currency Swap between China and the EU: Causes, Impacts and Prospects. Available at: http://www.volontegenerale.nl/artikelen/currency-swap-between-china-and-the-eu-causes-impacts-and-prospects.
19. Use of Currencies in International Trade: Any Changes in the Picture? WTO Staff Working Paper, May, 2012.
20. World Trade Report 2014. Trade and development: recent trends and the role of the WTO. WTO, 2014.
Ekaterina Ya. ARAPOVA
Moscow State Institute of International Relations (University) of Ministry of Foreign Affairs of Russian Federation, Moscow, Russian Federation [email protected]