Научная статья на тему 'СИСТЕМА ДОПРИЗЫВНОЙ ПОДГОТОВКИ МОЛОДЕЖИ К ВОИНСКОЙ СЛУЖБЕ В СССР В 1930-Е ГГ. (НА МАТЕРИАЛАХ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ)'

СИСТЕМА ДОПРИЗЫВНОЙ ПОДГОТОВКИ МОЛОДЕЖИ К ВОИНСКОЙ СЛУЖБЕ В СССР В 1930-Е ГГ. (НА МАТЕРИАЛАХ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
90
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИСТОРИЯ РОССИИ / ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ДОПРИЗЫВНАЯ ПОДГОТОВКА / ОСОАВИАХИМ / УЛЬЯНОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Заводсков Иван Николаевич

Статья посвящена анализу форм и методов допризывной подготовки советской молодежи в 1930-е гг. Анализ нормативно-правовой базы продемонстрировал основные требования к допризывной подготовке и механизмы ее реализации. На основе архивных материалов автор показывает, что деятельность по допризывной подготовке ульяновской молодежи проходила успешно по трем основным направлениям: работа военно-учебных пунктов и военно-учебных лагерей, а также военно-политическое воспитание через организацию докладов, лекций, бесед с молодыми людьми, контроль за физическим состоянием и здоровьем допризывников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Заводсков Иван Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SYSTEM OF PRE-CONSCRIPTION TRAINING OF YOUNG PEOPLE FOR MILITARY SERVICE IN THE USSR IN THE 1930S (ON THE MATERIALS OF THE ULYANOVSK REGION)

The article is devoted to the analysis of forms and methods of pre-conscription training of Soviet youth in the 1930s. Based on the analysis of the legal framework, the main requirements for pre-conscription training and the mechanisms for its implementation are noted. On the base of archival materials, the author shows that the pre-conscription training of Ulyanovsk youth was successful in three main areas: the work of military training centers and military training camps, military-political education through the organization of reports, lectures, conversations with young people, control over physical condition and health of pre-conscripts. The author concludes that the quality of military training of Ulyanovsk youth was influenced by the material and technical base: the unusability of some of the weapons that were in military training centers, the lack of premises for conducting classes negatively affected the training. Political and educational work was carried out on the base of military training centers and by the forces of party and Komsomol organizations. In general, pre-conscription training solved a number of problems: training of literate, physically hardy conscripts who possessed the knowledge, skills and abilities in military affairs.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМА ДОПРИЗЫВНОЙ ПОДГОТОВКИ МОЛОДЕЖИ К ВОИНСКОЙ СЛУЖБЕ В СССР В 1930-Е ГГ. (НА МАТЕРИАЛАХ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ)»

KURAS Sofya Leonidovna, Cand.Sci. (Hist.), Associate Professor of the Chair of Customs Affairs and Jurisprudence, Irkutsk State Transport University (15 Chernyshevskogo St, Irkutsk, Russia, 664074; kuras@list.ru) KURAS Tatyana Leonidovna, Cand.Sci. (Hist.), Associate Professor of the Chair of Justice, Law Institute, Irkutsk State University (10 Ulan-Batorskaya St, Irkutsk, Russia, 664082; tanya_kuras@mail.ru)

ACTIVITY OF COURTS IN THE RUSSIAN EMPIRE AND PENITENTIARY DEPARTMENTS IN THE PAGES OF «LAW BULLETIN»

(the second half of the 19th and early 20th century)

Abstract. The article analyzes the materials of «Law Bulletin» as a source for studying courts and prison departments in the Russian Empire in the second half of the 19th and early 20th century. It played an important role in the preparation and implementation of judicial reform in the country, posting legislation, orders of the Ministry of Justice, materials of judicial practice, and scientific articles. There were also articles criticizing certain issues of the judiciary and the correctional system. The journal as a whole reflected the political course and attitude of the autocracy to the reform of the judicial and prison departments. At the same time, there were also articles criticizing certain issues of the judiciary and the system of execution of punishments.

Keywords: jurisprudence, «Law Bulletin», court, judicial division, punishment, prison department

УДК 93/94

ЗАВОДСКОВ Иван Николаевич — аспирант кафедры истории Ульяновского государственного педагогического университета им. И.Н. Ульянова (432000, Россия, г. Ульяновск, пл. Ленина, 4/5; ivan230282@mail.ru)

СИСТЕМА ДОПРИЗЫВНОЙ ПОДГОТОВКИ МОЛОДЕЖИ К ВОИНСКОЙ СЛУЖБЕ В СССР В 1930-е гг.

(на материалах Ульяновской области)

Аннотация. Статья посвящена анализу форм и методов допризывной подготовки советской молодежи в 1930-е гг. Анализ нормативно-правовой базы продемонстрировал основные требования к допризывной подготовке и механизмы ее реализации. На основе архивных материалов автор показывает, что деятельность по допризывной подготовке ульяновской молодежи проходила успешно по трем основным направлениям: работа военно-учебных пунктов и военно-учебных лагерей, а также военно-политическое воспитание через организацию докладов, лекций, бесед с молодыми людьми, контроль за физическим состоянием и здоровьем допризывников.

Ключевые слова: история России, военно-патриотическое воспитание, допризывная подготовка, Осоавиахим, Ульяновская область

Военно-патриотическое воспитание молодежи включает в себя систематическую, целенаправленную деятельность государственных органов, общественных объединений по формированию у молодежи высокого патри-

отического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к его защите и обеспечению его военной безопасности перед внешними угрозами [Лутовинов 2018: 49]. Допризывная подготовка молодежи занимала важное место в системе военно-патриотического воспитания советского гражданина. Она была направлена на формирование патриотического сознания и практической готовности к военной службе. Эта тема актуальна и в современной обстановке, когда поднимается вопрос о необходимости введения в школах и университетах базовой военной подготовки.

Интерес представляет исторический опыт реализации мер допризывной подготовки в отдельных регионах страны. Он позволяет увидеть сложности, с которыми сталкивались органы государственной власти и общественные организации при реализации этой политики. Помимо этого, анализ комплекса допризывной подготовки на местах демонстрирует особенности и специфические черты отдельного населенного пункта, помогает пониманию процессов, протекавших в масштабе всей страны. В территориальные рамки исследования входит Ульяновская обл. в границах 1930-х гг.1 Хронологические рамки исследования ограничены 1930-ми гг., что обусловлено рядом факторов: принятием в 1929 г. первого пятилетнего плана развития народного хозяйства, в котором отчетливо просматривался образ нового советского человека, готового и способного защищать свое Отечество; утверждением в 1930 г. более совершенного закона об обязательной военной службе. Верхняя граница исследования логически определена началом Великой Отечественной войны, изменившей исторические условия прохождения военной службы и военной подготовки.

Деятельность государственных, партийных и общественных организаций в деле допризывной подготовки советской молодежи базировалась на широкой нормативно-правовой базе. Остановимся на законе об обязательной военной службе, который заложил основы допризывной подготовки. 18 сентября 1925 г. был принят закон «Об обязательной военной службе», по которому вводилась обязательная военная служба для лиц мужского пола с 19 до 40 лет. Из них первые 2 года - допризывная подготовка, затем 5 лет - действительная военная служба и нахождение в запасе до 40 лет2. Совершенствование нормативной базы связано с утверждением 13 августа 1930 г. обновленного закона «Об обязательной военной службе». Главным новшеством стала замена высшей допризывной подготовки студентов на высшую вневойсковую подготовку. Она приравнивалась к срочной службе в армии и заменяла ее3.

Военное законодательство быстро реагировало на изменения на внешнеполитической арене. Растущее напряжение в Европе диктовало Советскому Союзу необходимость увеличения количества и улучшение качества подготовки как кадрового состава вооруженных сил, так и допризывников и широких масс. Господствующая негласная политика дискриминации граждан по неким основаниям (национальность, родственные связи, классовое происхождение) вступила в противоречие с необходимостью противостоять реальной военной угрозе. Под давлением внешних факторов Верховный Совет СССР 1 сентября

1 В 1928 г. Ульяновская губерния была упразднена, а на ее территории образован Ульяновский округ, вошедший в состав Средне-Волжской области, которая в 1929 г. была преобразована в Средне-Волжский край. В 1930 г. Ульяновский округ был упразднен, и все районы округа стали напрямую подчиняться Средне-Волжскому краю (с 1935 г. -Куйбышевский край, с 1936 г. - Куйбышевская область).

2 Закон об обязательной военной службе. Утв. ЦИК и СНК СССР 18.09.1925. Доступ: https://www.libussr.ru/doc_ussr/ussr_2651.htm (проверено 10.05.2023).

3 Закон об обязательной военной службе. Утв. ЦИК и СНК СССР 13.08.1930. Доступ: https://www.libussr.ru/doc_ussr/ussr_3665.htm (проверено 10.09.2023).

1939 г. принял новый закон «О всеобщей воинской обязанности». Закон устанавливал единые и равные обязанности всех граждан мужского пола. В ст. 3 специально перечислялось, какие факторы не могут влиять на обязанность гражданина нести военную службу (национальность, происхождение, уровень образования, конфессия)1. Призыву в армию по этому закону предшествовала начальная военная подготовка и допризывная подготовка молодежи2.

В закон была включена глава «О начальной и допризывной подготовке молодежи». На практике это означало, что допризывная подготовка должна была начинаться еще в средней школе для всех учеников 5-7-х классов, для чего в расписании выделялось два урока в неделю3. Старшие дети также включались в военную подготовку. Ученики 8, 9, 10-го классов, а также студенты этого же возраста других учебных заведений (школы ФЗУ, техникумы, рабфаки и т.п.) обязаны были обучаться основам военного дела также 2 часа в неделю. Что касается студентов вузов, то их также обязали проходить двухчасовую (еженедельную на все время обучения) довоенную подготовку (после отмены вневойсковой службы летом 1938 г.).

Анализ нормативно-правовой базы показал, что основными направлениями допризывной подготовки молодежи в 1930-е гг. выступали военная, политическая и физическая подготовка. Для реализации этих задач кроме военкоматов в допризывной подготовке молодежи принимали участие государственные и партийные органы, профсоюзные и комсомольские организации, массовые добровольные оборонные общества.

Важное место в системе допризывной подготовки занимало образованное в 1927 г. Общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству (Осоавиахим). Основная его деятельность по допризывной подготовке проходила на организованных им военно-учебных пунктах (ВУПах) и военно-учебных лагерях (ВУЛах). Военно-учебная деятельность Осоавиахима была возможна благодаря, во-первых, наличию военно-профессиональных кадров, куда включались уволенные в запас командиры, технические специалисты и политработники, во-вторых, учебно-материальной базы. Эти две составляющие в разные временные промежутки являлись определяющими при организации допризывной подготовки ульяновской молодежи.

В 1932/1933 уч. г. для молодежи г. Ульяновска было организовано 4 учебных пункта, на которых следовало подготовить допризывную молодежь по следующим специальностям: ручной пулеметчик, сапер, артиллерист, бронеавто-танкист, младший инструктор учебного пункта и др.4 В 1934/1935 уч. г. ульяновский Осоаваиахим должен был обучить 850 допризывников 1913 г. р. в двух стационарных учебных пунктах и двух передвижных5. На 10 февраля 1935 г. уже было обучено 315 допризывников (100 саперов, 51 химиков, 164 стрелка на ручной пулемет), из них членов ВЛКСМ - 46 чел., членов ВКП(б) - 1 чел., еще продолжали обучение 132 чел.6

Передвижные пункты были призваны охватить сельскую молодежь и работали в связке с комсомольской и осоавиахимовской организациями. Обо всех

1 Закон СССР «О всеобщей воинской обязанности» от 01.09.1939. Доступ: http://www. consultant.ru/ (проверено 15.03.2023).

2 Там же.

3 Там же.

4 Государственный архив новейшей истории Ульяновской области (ГАНИ УО). Ф. 1079. Оп. 1. Д. 174. Л. 6.

5 Государственный архив Ульяновской области (ГАУО). Ф. Р-1637. Оп. 2. Д. 1. Л. 1.

6 Там же. Л. 6.

недочетах сообщалось руководству: например, в сельских ВУПах подготовка артиллеристов прошла по плакатам, без использования материальной части, и допризывники не выполнили полностью программы стрелковой и физической подготовки1. Руководители Осоавиахима пытались объяснить такие недочеты несоответствием военной подготовки начальников ВУПов занимаемой должности и связанным с этим плохим качеством инструктажа руководящего состава ВУПов. Сложности с материально-технической базой, как-то негодность части оружия, имеющегося в распоряжении ВУПов, недостаток помещений для ВУПов (так, городской ВУП не имел даже уборной), негативным образом отражались на качестве военной подготовки2.

За 1939 г. на городском учебном пункте Осоавиахима было подготовлено допризывников 1918-1919 г. р. на значок «Ворошиловский стрелок I ступени» 214 чел., на значок «Готов к ПВХО I ступени» - 249 чел., «Готов к ПВХО II ступени» - 40 чел.3 В рамках обучения возникали сложности на военно-учебных пунктах: это, во-первых, низкая посещаемость занятий, которая объяснялась в т.ч. тем фактом, что администрация предприятий задерживала военнообязанных сверх рабочего 8-часового дня (загружали хозяйственными работами, отправляли в район, ставили на дополнительное дежурство). Во-вторых, ввиду того, что занятия шли с 18-00 до 22.00, а проводить их по огневой и тактической подготовке было невозможно, их организовывали в выходной день, что было недостаточным4.

Проверка Военного совета Приволжского военного округа летом 1939 г. показала, что допризывная подготовка по округу проходит не вполне удовлетворительно. Облвоенкомы и облсоветы Осоавиахима не выполнили взятых на себя обязательств. Это проявилось в слабой организации учебной сети, низком уровне комплектования ВУПов контингентом для обучения, недостаточностью кадров и материальной базы5. Эти обстоятельства, естественно, отражались на учебной подготовке и качестве обучения: «Облсовет Осоавиахима готовит контингент, который для них легче готовить, таким образом, отработка стрелков, пулеметчиков, кавалеристов проходит успешнее, чем подготовка артиллеристов, связистов и др.»6 Также отмечалось, что командиры войсковых частей не оказывают помощи организациям Осоавиахима.

Второй формой работы Осоавиахима с допризывниками была организация военно-учебных лагерей (ВУЛов). Центральный совет Осоавиахима считал эту форму допризывной подготовки наиболее удачной, т.к. в них военная работа сочеталась с отдыхом граждан во время отпусков. Действительно, в рамках таких лагерей молодежь при наличии хорошей учебно-материальной базы и квалифицированных инструкторов усваивала первоначальные знания о боевой технике, знакомилась с оружием и основами тактики, получала практические навыки строевой подготовки и стрельбы. Участники лагерей Осоавиахима должны были быть не моложе 16 лет, физически здоровыми, быть членами Осоавиахима, иметь военные знания в объеме программы I ст. Осоавиахима7. Кроме этого, они должны быть подстриженными, вымытыми, обутыми и оде-

1 Там же. Л. 9.

2 Там же. Л. 9.

3 ГАНИ УО. Ф. 13. Оп. 1. Д. 1791. Л. 61.

4 Там же. Л. 38.

5 ГАНИ УО. Ф. 13. Оп. 1. Д. 1790. Л. 3(об).

6 Там же.

7 ГАНИ УО. Ф. 895. Оп. 1. Д. 43. Л. 32.

тыми, иметь с собой пару белья, подушку и одеяло, а также быть обеспеченными продовольствием в пути следования1.

Как уже отмечалось выше, политико-воспитательная работа была вторым направлением допризывной подготовки, и проводилась она как на базе ВУПов, так и в целом силами партийных и комсомольских организаций. Наиболее широкое распространение получили доклады, беседы на военно-исторические темы, обсуждение политических вопросов, разъяснение молодежи содержания закона о военной службе и ответственности за дезертирство, самовольные отлучки, умышленную порчу техники и особенно статей, касающихся измены Родине2.

Летом 1930 г. Ульяновский окружком ВЛКСМ рекомендовал районным комитетам проводить подобного рода воспитательные мероприятия, привлекая демобилизованных красноармейцев. Формы проведения: вечера вопросов и ответов на тему о задачах призыва, о жизни Красной армии, вечера самодеятельности, лекции о вреде пьянства и хулиганства, которые могли вести медицинские работники, в т.ч. работающие на селе3. Так, военный отдел Ульяновского горкома ВКП(б) летом 1939 г. провел массовую лекцию «Международное положение и задачи очередного призыва» для призывников города и их семей. Присутствовали около 1 500 человек4.

Во время призыва в сентябре 1939 г. «со всеми свободными призывниками проводились беседы, доклады, выпускались стенные газеты, организовывалось коллективное слушание по радио последних известий»5. На самом призывном пункте проводились беседы на темы, касающиеся как международного положения СССР с учетом заключения пакта о ненападении с Германией, так и содержания военной службы и обязанностей призывника6.

Реализация политподготовки зависела от наличия квалифицированных кадров. Однако, как свидетельствуют данные на 1939 г., в Куйбышевской области политическая работа в ВУПах была поставлена слабо: «политсостав, выделяемый на ВУПы, часто меняется, а райвоенкомы плохо борются за закрепление кадров политработников на все время обучения»7.

Третьей задачей допризывной подготовки оставалось воспитание физически крепкого и тренированного бойца Красной армии. Важную роль в этом направлении сыграло общее улучшение системы здравоохранения в стране, что отразилось и на физическом состоянии юношей. Молодые люди привлекались к ежегодным медицинским осмотрам для выявления заболеваний, проведения профилактических мероприятий и лечения. В январе 1930 г. в руководящем письме Ульяновского окружного комитета ВКП(б) отмечалось, что обязательное медицинское освидетельствование призывников имело задачу «увеличения числа годных для несения военной службы в рядах РККА одновременно с припиской к призывным участкам»8. Медицинская комиссия выявляла нуждающихся в лечении и направляла их в больницы и санатории для поправления здоровья.

1 ГАУО. Ф. Р-1637. Оп.2. Д. 1. Л. 17.

2 Закон об обязательной военной службе. Утв. ЦИК и СНК СССР 13.081930; Закон СССР «О всеобщей воинской обязанности» от 01.09.1939.

3 ГАНИ УО. Ф. 895. Оп. 1. Д. 43. Л. 35.

4 ГАНИ УО. Ф. 13. Оп. 1. Д. 1790. Л. 29.

5 Там же. Л. 36.

6 Там же.

7 Там же. Л. 3(об).

8 ГАНИ УО. Ф. 895. Оп. 1. Д. 43. Л. 5.

Как подчеркивают исследователи, допризывная подготовка решала проблему укомплектования армии и флота: «к марту 1939 года их общая численность по сравнению с 1930 годом увеличилась более, чем в 3 раза. Совершенствовалась организационная структура» [Кузница... 2021: 121]. Это сыграло важную роль в деле укрепления обороноспособности страны. Большинство из тех, кто к началу Великой Отечественной войны был готов встать на защиту Родины, прошли через ВУЛы и ВУПы Осоавиахима.

Анализ реализации основных направлений допризывной подготовки ульяновской молодежи позволяет сделать следующие выводы.

Эффективность деятельности зависела от скоординированной работы государственных органов, партийных, общественных организаций в соответствии с принципами, заложенными в законе «Об обязательной военной службе».

Весомый вклад в подготовку ульяновских юношей внес Осоавиахим, на учебной базе которого разворачивалась основная работа по допризывной подготовке. Военно-учебные пункты позволили повысить качество и расширить масштабы военной работы. В военно-учебных лагерях проводились оборонно-массовые мероприятия для молодежи, их вклад в военно-патриотическое воспитание молодежи заслуживает высокой оценки.

Изучение материалов, касающихся допризывной подготовки ульяновской молодежи, демонстрирует ее гибкий характер, учитывающий возрастные особенности и занятость рабочей молодежи. Она была направлена на подготовку юношей на таком уровне, чтобы они могли включиться в военную службу в боевых условиях.

Анализ архивных документов, имеющих гриф «секретно», продемонстрировал, что сложности в допризывной подготовке были связаны с недоукомплектованной материально-технической базой, недостаточностью опытных профессиональных инструкторов. Несмотря на эти два фактора, деятельность по допризывной подготовке проходила успешно по трем основным направлениям: работа ВУПов, ВУЛов, военно-политическое воспитание через организацию докладов, лекций, бесед с молодыми людьми, контроль за физическим состоянием и здоровьем допризывников.

В целом допризывная подготовка решала задачу обучения грамотных, физически выносливых призывников, которые обладали знаниями, умениями и навыками военного дела.

Список литературы

Кузница воинов-победителей: к 75-летию Великой Победы: коллективная монография. 2021. М.: Парадигма. 462 с.

Лутовинов В.И. 2018. Патриотическое (военно-патриотическое) воспитание: научно-методические и организационно-практические основы: учебно-методическое пособие. М.: АНО «СПО «Сотис». 336 с.

ZAVODSKOV Ivan Nikolaevich, postgraduate student of the Chair of History, Ulyanovsk State Pedagogical University named after I.N. Ulyanov (4/5 Lenina Sq, Ulyanovsk, Russia, 432000; ivan230282@mail.ru)

THE SYSTEM OF PRE-CONSCRIPTION TRAINING OF YOUNG PEOPLE FOR MILITARY SERVICE IN THE USSR IN THE 1930s (on the materials of the Ulyanovsk region)

Abstract. The article is devoted to the analysis of forms and methods of pre-conscription training of Soviet youth in the 1930s. Based on the analysis of the legal framework, the main requirements for pre-conscription training and the mechanisms for its implementation are noted. On the base of archival materials, the author shows that the pre-conscription training of Ulyanovsk youth was successful in three main areas: the work of military training centers and military training camps, military-political education through the organization of reports, lectures, conversations with young people, control over physical condition and health of pre-conscripts. The author concludes that the quality of military training of Ulyanovsk youth was influenced by the material and technical base: the unusability of some of the weapons that were in military training centers, the lack of premises for conducting classes negatively affected the training. Political and educational work was carried out on the base of military training centers and by the forces of party and Komsomol organizations. In general, pre-conscription training solved a number of problems: training of literate, physically hardy conscripts who possessed the knowledge, skills and abilities in military affairs.

Keywords: history of Russia, military-patriotic education, pre-conscription training, Osoaviakhim, Ulyanovsk Region

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.