Научная статья на тему 'СИСТЕМА АВТООБЗВОНА НА БАЗЕ АТС ASTERISK С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ РЕЛЯЦИОННЫХ БАЗ ДАННЫХ'

СИСТЕМА АВТООБЗВОНА НА БАЗЕ АТС ASTERISK С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ РЕЛЯЦИОННЫХ БАЗ ДАННЫХ Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
20
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АТС / СУБД / Автообзвон / VoIP / цифровая телефония / PBX / DBMS / Auto-dial / VoIP / digital telephony

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — А.Д. Кислицин, О.Н. Моргунова

Представлен способ реализации системы автоматического обзвона, с использованием реляционных баз данных на основе использования бесплатных программных продуктов, которая включает в себя модули статистики, отчетности и синтеза речи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — А.Д. Кислицин, О.Н. Моргунова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AUTO-DIAL SYSTEM BASED ON ASTERISK PBX USING RELATIONAL DATABASES

A method for implementing an automatic call-in system using relational databases based on the use of free software products, which includes modules for statistics, reporting, and speech synthesis, is presented.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМА АВТООБЗВОНА НА БАЗЕ АТС ASTERISK С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ РЕЛЯЦИОННЫХ БАЗ ДАННЫХ»

УДК 004.62

СИСТЕМА АВТООБЗВОНА НА БАЗЕ АТС ASTERISK С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ

РЕЛЯЦИОННЫХ БАЗ ДАННЫХ

А. Д. Кислицин Научный руководитель - О. Н. Моргунова

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газеты «Красноярский рабочий», 31

Е-mail: kislicinad@kkb-2.ru

Представлен способ реализации системы автоматического обзвона, с использованием реляционных баз данных на основе использования бесплатных программных продуктов, которая включает в себя модули статистики, отчетности и синтеза речи.

Ключевые слова: АТС, СУБД, Автообзвон, VoIP, цифровая телефония. AUTO-DIAL SYSTEM BASED ON ASTERISK PBX USING RELATIONAL DATABASES

A. D. Kislitsin Scientific Supervisor - O. N. Morgunova

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation

Е-mail: kislicinad@kkb-2.ru

A method for implementing an automatic call-in system using relational databases based on the use of free software products, which includes modules for statistics, reporting, and speech synthesis, is presented.

Keywords: PBX, DBMS, Auto-dial, VoIP, digital telephony.

На смену традиционной аналоговой телефонии пришла IP-телефония (цифровая телефония, VoIP), основанная на передаче данных по цифровым каналам связи. Цифровая телефония активно развивается и на сегодняшний день является основным видом связи.

Благодаря активному развитию, телефонные системы позволяют организовывать сложные сценарии звонков, распознавать и синтезировать речь, производить интеграцию с различными веб-сервисами, приложениями, службами и СУБД (Системы управления базами данных). Однако у пользователей возникает ряд проблем, связанный с незнанием основ телефонии и информационной безопасности, технологий, которые могут быть использованы, технических и программных особенностей АТС (Автоматическая телефонная система).

Одной из актуальных задач в цифровой телефонии является организация систем автоообзвона (автоинформаторов), которые позволяют произвести автоматизацию рутинных процессов как для руководителей, так и для операторов call-центров, менеджеров, рекламных сервисов или простых пользователей.

На рынке существует множество типовых решений в виде виртуальных АТС, облачных сервисов, как готовых программно-аппаратных комплексов, так и под заказ. На практике было выявлено, что готовые решения не всегда удовлетворяют требованиям Расширение функционала в таких системах либо не предусмотрено, либо осуществляется за

Секция «Программные средства и информационные технологии»

дополнительную плату, в связи с чем актуально использовать собственную систему, которая позволит реализовать различный функционал, необходимый для конечных пользователей.

После анализа рынка, принято решение использовать бесплатные АТС с открытым исходным кодом, который можно адаптировать под необходимые задачи и требования к телефонной системе. На сегодняшний день долю более 70% рынка среди бесплатных АТС занимает Asterisk, который имеет собственное сообщество разработчиков, базу знаний и документацию, описанную на нескольких языках [1].

В связке с БД системы автоматического обзвона позволяют работать и накапливать информацию для дальнейшего ее анализа без участия человека. На основе накопленных информации строятся отчеты и извлекаются знания, которые позволяют усовершенствовать технологию, сформировать конкретные требования клиентов и др.

На рисунке 1 представлена схема реализованной телефонной системы.

Рис. 1. Схема реализованной телефонной системы

Из рисунка 1 следует, что в качестве ядра системы используется АТС Asterisk. АТС под развернута управление операционной системы Debian 10 в виртуальной среде VMware. В качестве СУБД используется бесплатные версии MySQL и PostgreSQL.

Телефонная система включает несколько модулей, которые представляют сложную, гибкую и легко масштабируемую распределённую информационную систему, позволяющую решать различные задачи помимо автообзвона.

Список телефонных номеров для автообзвона, хранится в отдельной БД, которая содержит: таблицу, содержащую информацию о человеке (ФИО, номер, особенности) и таблицы служебной информации (статус звонка, запись звонка и др.).

Список людей, подлежащих автообзвону может наполняться из различных источников в автоматизированном режиме. Информационное взаимодействие с другими системами происходит при помощи обмена CSV-файлов по стандарту RFC4180 [2]. При загрузке данных в БД происходит проверка и очистка данных на уровне СУБД и модуля обработки

данных со стороны программного робота (бота). Бот проверяет наличие CSV-файлов в сетевом хранилище, доступ к которой есть у нескольких источников.

Обзвон запускается в установленное в планировщике задач время. До выполнения автообзвона бот генерирует на основе данных из БД специальные outgoing-файлы с параметрами обзвона для каждого абонента. Asterisk считывает файл, после чего запускается многопоточный обзвон, в ходе которого АТС неоднократно обращается к БД для записи результатов или поиска каких-либо данных по клиенту. При помощи веб-сервиса пользователи могут просматривать статистику обзвона в режимах online и ofline.

После окончания обзвона генерируется CSV-файл отчета и загружается в необходимые сервисы, в зависимости от источника.

При современном подходе к организации телефонной системы используют технологии интеллектуальной обработки данных, преобразования текста в речь и наоборот (text-to-speech и speech-to-text). В разработанной системе совершаемые ботом исходящие звонки сопровождаются приятным голосом, генерируем автоматически, а при входящих звонках происходит запрос в БД для поиска, звонящего и произношением информации индивидуально для него.

Для отчетности «на лету» используется связка бота и мессенджера Telegram через API (Application interface) [3]. До начала обзвона производится запрос в БД и генерируется сообщение, информирующее о количестве клиентов к обзвону и точной дате начала, которое отправляется указанным пользователям мессенджера. По окончанию обзвона отправляется более детальная информация, содержащая список ошибок (если они есть), статистические значения и точное время завершения.

Таким образом, разработана телефонная система с использованием бесплатных программных продуктов, включающая в себя несколько модулей. Система позволяет обзванивать свыше десяти тысяч абонентов в день, выполнять рассылку уведомлений в мессенджер Telegram и автоматическое наполнение базы данных из различных источников, осуществлять проверку и контроль загружаемой информации, вести статистику и генерировать отчеты.

Разработанная телефонная система является гибкой и масштабируемой и благодаря использованию технологий виртуализации может быть развёрнута в кратчайшие строки на большинстве платформ виртуализации. Система решает задачи автоинформирования, отчетности и сбора статистики по обзвону с применением технологий синтеза речи. Она применима в различных отраслях, в том числе и в аэрокосмической. Количество абонентов для обзвона регламентируется пропускной способностью канала связи и мощностями аппаратной части серверного оборудования, что делает систему универсальной, и позволяет работать с разными объемами данных.

Библиографические ссылки

1. Русская база знаний Asterisk [Электронный ресурс]. URL: http://asterisk.ru/ (дата обращения: 18.02.2021).

2. Common Format and MIME Type for Comma-Separated Values (CSV) Files [Электронный ресурс]. URL: https://datatracker.ietf.org/doc/rfc4180/ (дата обращения: 10.02.2021).

3. Справочник по Telegram Bot API [Электронный ресурс]. URL: https://tlgrm.ru/docs/bots/api (дата обращения: 18.02.2021).

© Кислицин А. Д., 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.