РЕАЛИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ЛАБОРАТОРНОГО КОМПЛЕКСА НА БАЗЕ IP-PBX АSTERISK
© Феоктистов Д.С.*, Нелипа С.Б.*,
Хрущев В.Ю.*, Заленская М.К.Ф
Институт инженерной физики и радиоэлектроники Сибирского федерального университета, г. Красноярск
За последние годы в отрасли связи произошли большие перемены: на смену отживающим себя АТС с коммутацией каналов приходят принципиально новые IP-АТС. Это ставит вопрос необходимости расширения знаний и самое главное - навыков работы с новыми технологиями будущих специалистов связи.
Ключевые слова АТС, телефония, учебный процесс, Asterisk, SIP.
В последние годы практически все ведущие производители коммутационного оборудования выпустили офисные АТС (автоматическая телефонная станция) с возможностью передачи голоса по каналам передачи данных, в том числе и через сеть Интернет по протоколу SIP (Session Initiation Protocol). Они получили название IP-АТС или IP-PBX.
SIP - это протокол передачи данных, который позволяет осуществить телефонный разговор через сеть Интернет или локальную сеть предприятия. При использовании этой технологии между абонентами устанавливается прямое соединение «точка-точка».
Традиционные АТС используют технологию коммутации каналов: получая вызов по медной линии АТС переключает его на внутренние номера. В IP-АТС используется технология коммутации пакетов, т.е. вызов на АТС приходит по каналу сети передачи данных и далее перенаправляется на специальный телефон, поддерживающий SIP-соединение. В качестве SIP-теле-фона можно использовать не только стационарный аппарат, но и программный телефон, установленный на компьютере или мобильном телефоне. Современные модели смартфонов имеют встроенную поддержку приема и совершения вызовов по SIP-протоколу.
Появление IP-УПАТС связано с бурным развитием компьютерных технологий и появлением корпоративных сетей передачи данных, позволяющих использовать одни и те же каналы связи для передачи голосового трафика, данных и видеоинформации.
Важной составляющей учебного процесса по подготовке квалифицированных специалистов в области связи является получение практических на-
* Студент кафедры «Инфокоммуникаций».
* Доцент кафедры «Инфокоммуникаций», кандидат технических наук.
114
ПЕРСПЕКТИВЫ РЛЗВИТИЯ ИНФОРМЛЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
выков. Однако создание материально технической базы и ее энергетическое обеспечение являются экономически сложной реализуемой задачей для образовательных учреждений.
В данной статье мы рассмотрим метод организации учебного процесса с целью получения студентами навыков по эксплуатации IP-ЛТС. Наиболее подходящим вариантом для образовательных учреждений является использование некоммерческого программного обеспечения, из широкодоступных решений на данный момент востребованы Asterisk, FreeSWITCH и Yate.
Asterisk является одной из наиболее популярных IP-ЛТС с открытым кодом и занимает около 85 % всего рынка. Её популярность обусловлена широким набором функций и удобством структуры, позволяющей дополнительно подключать модули, написанные на множестве языков программирования. Она поддерживает не только IP-протоколы, но и обычные линии связи, то есть предоставляет возможность использования видеосвязи, шифрование разговоров и функции call-центра, а также все основные функции обычной ЛТС - запись разговоров, статистика звонков, голосовое меню и др. Asterisk легко коммутируется с другими системами, в том числе и с традиционными ЛТС, а её управляющий интерфейс удобен как в развёртывании, так и в пользовании [2].
Лрхитектура FreeSWITCH учитывает существующие в IP-телефонии проблемы и поэтому отличается стабильной работой и кроссплатформенностью -система работает под ОС Linux, так же хорошо, как и под Windows. Но управление этой системой реализовано в сложном варианте - графические интерфейсы отсутствуют, а файлы конфигурации реализованы в формате XML.
Yate - это современная разработка, написанная на C++ и поддерживающая большинство функций стандартной ЛТС - возможность конференц-свя-зи, удержания и перевода вызова, статистику вызовов, и так далее. Данная система пока не слишком функциональна, но очень стабильна [2].
В качестве IP-ЛТС, используемой в учебном процессе, была выбрана Asterisk. Основные преимущества данной системы:
- гибкость, предоставляемая открытым кодом;
- гибкость настроек у Asterisk гораздо больше, за счет своего собственного «языка» конфигурационных файлов;
- русскоязычный кроссплатформенный web-интерфейс управления системой;
- возможность взаимодействия с СУБД, CRM-системами;
- ограничения объема записей разговоров зависит только от объема дискового пространства;
- интерактивное голосовое меню не имеет ограничений на количество уровней вложенности, на продолжительность и количество записей;
- возможности интеграции с Jabber/GTalk, Skype и прочими [3].
Asterisk может работать практически на любой платформе Linux и некоторых других операционных системах, таких как Solaris, BSD, MacOS X.
Таблица 1
Конфигурации сервера в зависимости от количества каналов
Количество каналов Минимальная конфигурация системы
Тактовая частота процессора Оперативная память
не более 5 400, МГц 256, МБ
от 5 до 10 1 ГГц 512, МБ
до 25 3 ГГц 1 ГБ
более 25 2 ЦП или несколько серверов в распределенной архитектуре
Так как IP-АТС представляют собой программное обеспечение, то и разместить ее как на сервере, так и на виртуальных машинах, ЭВМ. Поэтому возможны следующие схемы организации практического занятия по работе с Asterisk:
- установка Asterisk на сервер виртуальных машин с доступом из вычислительного центра;
Рис. 1. Схема организации лабораторного комплекса на основе сервера виртуальных машин
В данной схеме IP-АТС устанавливаются на виртуальные машины сервера виртуализации с возможностью удаленного доступа из вычислительного центра для настройки и управления через коммутатор Ethernet. При этом каждая IP-PBX имеет свою группу номеров, а на ЭВМ могут быть установлены программные SIP-телефоны.
- установка Asterisk непосредственно на электронные вычислительные машины.
Коммутатор Ethernet
t _t_ ♦_
■ ■■
С
Аналоговый т
п
ЭВМ ЭВМ ЭВМ ЭВМ
Рис. 2. Схема организации телефонии с размещением IP-PBX на каждой ЭВМ
116
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
В данной схеме IP-АТС устанавливаются на виртуальные машины на каждом ЭВМ, объединенных в одну подсеть через коммутатор Ethernet.
Реализация данного лабораторного комплекса позволяет расширить объем дисциплины «Системы коммутации» и виды учебных лабораторных работ, что в свою очередь предоставляет обучающимся овладеть следующими навыками:
- установки, конфигурирования, проверки работоспособности, проведения испытаний IP-АТС;
- готовности к изменению условий российской инфраструктуры связи, обеспечения ее интеграции с международными сетями связи;
- по применению современных теоретических и экспериментальных методов исследования с целью создания новых перспективных средств электросвязи;
- использования перспективных технологий и их последующее внедрение на сетях связи.
Изучив технологию IP-АТС на базе предложенного лабораторного комплекса, студенты получают широкое понимание структуры сетей связи и взаимосвязь с другими преподаваемыми дисциплинами такими, как «Системы сигнализации», «Инфокоммуникационные технологии», «Теория электросвязи».
Список литературы:
1. Официальный сайт проекта «Asterisk» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.asterisk.org/.
2. Платов Михаил. Asterisk и Linux - миссия IP-телефония // Системный администратор.
3. Меггелен Дж., Мадсен Л., Смит Дж. Asterisk: будущее телефонии: пер. с англ - 2-е издание. - СПб.: Символ-Плюс, 2009. - 656 с.: ил.
АВТОМАТИЗАЦИЯ СОЗДАНИЯ БИБЛИОГРАФИЙ
© Шахова Е.Ю.*, Васильева Л.В.*
Братский государственный университет, г. Братск
В статье описывается программное средство обработки библиографической информации - приложение Zotero; представлены разработки по методическому обеспечению освоения и использования программы.
Ключевые слова библиография, информационные технологии, цитирование, библиографическая ссылка.
* Доцент кафедры Информатики и прикладной математики, кандидат технических наук.
* Старший преподаватель кафедры Информатики и прикладной математики.