Научная статья на тему 'Система автоматизации конструкторско-технологического проектирования рыхлителя активного действия'

Система автоматизации конструкторско-технологического проектирования рыхлителя активного действия Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
75
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Галдин Н. С., Семенова И. А.

В статье идет речь о технологическом проектировании рыхлителя активного действия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Automated engineering system for design of active type ripper

The paper shows the principles of automation in engineering design of hydropercussion pulse systems used as the operational actuators for road building machines.

Текст научной работы на тему «Система автоматизации конструкторско-технологического проектирования рыхлителя активного действия»

УДК 625.76:626.226

н. с. гллдин

И. А. СЕМЕНОВА

Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия

СИСТЕМА АВТОМАТИЗАЦИИ КОНСТРУКТОРСКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ РЫХЛИТЕЛЯ АКТИВНОГО ДЕЙСТВИЯ_

В статье идет речь о технологическом проектировании рыхлителя активного действия.

В строительных работах одними из наиболее трудоемких являются земляные работы. Специфические условия строительства увеличивают потребности в различном оборудовании для дорожно-строительных машин (ДСМ), в том числе и гидроударном импульсном [2,5].

Главной задачей технологического проектирования в общей информационной среде предприятия является создание технологической части проекта как важнейшего компонента электронного описания технической документации. Наибольшее распространение в машиностроении получили следующие современные системы автоматизированного проектирования: Компас, AutoCAD, SolidWorks, T-Flex, Pro/Engineer и другие (1].

Технологичность конструкции — одно из базовых понятий технологии машиностроения: она отображает конструктивные особенности изделия и определяет уровень затрат на его производство, эксплуатацию, утилизацию. Выявление нетехнологических решений на ранних стадиях проектирования изделий рассматривается уже давно как важнейшая экономическая задача любого предприятия. И для успешного ее решения необходимо учитывать связи между конструкцией и технологиями изготовления деталей и сборки изделия. Конкретно нас интересует, например, зуб-рыхлитель активного действия для экскаватора и применительно к нему необходимо выработать определенные стратегии кон-структорско - технологического проектирования [4].

Теперь собственно о стратегиях конструкторско-технологического проектирования рыхлителя.

Первая из них имеет более узкую постановку, сводящуюся к технологическому совершенствованию изделия прототипа. В качестве прототипа можем взять зуб-рыхлитель активного действия ковша экскаватора (рис. 1).

Сущность второй стратегии - формирование и сравнение множества вариантов по структуре изделия. Она охватывает основные этапы его проектирования, начиная с анализа функций и элементов, то есть определяется тип привода гидроударника, условия его работы (сюда же относится тип грунт, с которым он работает), параметры базовой машины, влияющие на процесс разрушения грунта.

Для удобства пользователя-проектировщика рыхлительного оборудования создается отдельная структура в программе проектирования ,к примеру, это может быть программа Компас -3D (рис. 2), где задаются уже готовые разработки узлов

рыхлительного устройства, с оптимальными параметрами, выбранными из расчета в зависимости от свойств разрабатываемого грунта и базовой машины.

Говоря о формировании и сравнении множества вариентов необходимо обратить внимание на некоторые особенности создания (проектирования) гидроударного оборудования рыхлительного действия.

Гидроударная импульсная система включает следующие основные функциональные элементы: гидроударное устройство, состоящее из энергетического блока, блока управления рабочим циклом, инструмента, делителя потока и источника питания базовой машины - экскаватора.

Энергетический блок преобразует непрерывно подводимую от источника питания энергию в дискретную энергию с большим значением ударной мощности. Энергетический блок включает корпусные детали, подвижные детали (боек) и рабочие полости. Блок управления предназначен для управления рабочим циклом гидроударника, осуществляя преобразование непрерывно подводимой энергии в периодические импульсы.

Сопротивление при работе рыхлителя активного действия нагружает гидропривод базовой машины, а также влияет на нагрузку на валу двигателя внутреннего сгорания (ДВС) экскаватора. Вследствие чего параметры двигателя (крутящий момент на валу и частота вращения вала) изменяются. Отметим также, что загрузка двигателя базовой машины при работе рыхлителя на разных грунтах будет различна.

Применение гидромеханической трансмиссии позволяет равномерно нагружать двигатель, исключать его перегрузки в случае встречи непреодолимого препятствия или особо прочных включений в разрабатываемом грунте и при возникновении кратковременных мощных усилий со стороны разрабатываемого грунта.

На основе анализа теоретических и экспериментальных исследований рабочего процесса экскаватора с рыхлителем активного действия были выявлены следующие факторы, влияющие на основные параметры работы гидроударных устройств: тип базового экскаватора, его масса; тип двигателя соответствующего данному экскаватору, параметры двигателя; основные характеристики гидропривода экскаватора (номинальное давление в гидросистеме, подача насоса); факторы, определяющие условия эксплуатации; физико-меха-

Рис. 1. Зуб - рыхлитель активного действия, работающий на основе гидропневмоударника: 1-трубчатый кожух; 2-пневмомолот; 3 - механизм автоматического запуска; 4- планка; 5-нажимны винты;6-канал в трубчатом кожухе; 7 - ударный зуб

иические свойства разрабатываемого массива (вид грунта, число ударов плотномера ДорНИИ, температура фунта, его влажность углы внутреннего и внешнего трения, плотность, сцепление грунта и др.); параметры и технологические схемы разработки предлагаемых объектов (объем разработки, высота забоя, характер разрушаемого забоя и другие [2,3].

Тип подвески базовой машины также оказывает существенное влияние па эффективность работы рыхлителя активного действия. Жесткая подвеска увеличивает производительность, по сравнению с полужесткой и эластичной, но не позволяет работать на повышенных скоростях.

Отдельный интерес представляет выбор информационных и регулируемых параметров рабочего процесса рыхлителя активного действия. Так в качестве регулируемого параметра, влияющего на величину тяговой мощности или мощности ДВС, могут быть выбраны: заглубление рабочего органа в грунт (толщина стружки), номер передачи трансмиссии (скорость движения машины) и положение рейки топливного насоса (топливоподачи). Управление рейкой топливного насоса производится серийным регулятором частоты вращения вала ДВС [6].

Анализ ранее проведенных исследований позволил сделать предположение о том, что для опре-

© КОМПАС 3D V6 Plus [CiV'rogrcmiTtfesVASCONWOMPAS 3D V6 PlusVSamptcsVpbDainrc/ib aniнекого дсйствня^принмипиэдЬизд гицрасмс^.Гпу]'.

файл Ёедлгтор Вцдептть &U Вставка фструненты Саечифжацмя Сервис Скно £ppawa ЬЛлиотегл

; Ь " G& В \£ V*« -

ti so . 0 о . .О.?] «I ': U ; S Н "i »41« -iiua .;

JfiLii.

Принципиальная гидравлическая схепа рыхлителя активного дейстбия экскаватора с Вынесенным гидропнеВноащнултороп

-S) рьгглитв(ь активного д»стаиа Гидрогмеиоаккуиупатср

■.• £¡3 госты

KOpnyi

м-а поеии«>

EliJ гидросхаиа

■Рт Сбое»

> Гидрот ивноаогунупятор седое 1J 4« ■ корпус

годен»

■. пртдошьше гндропсела

'<< . - =

табпиы с ракоиендуем^н размерам* р*лжп»тт ¡2SJ шток

^ЬйютииКОММС I %KCWTAC-SHAfT 30 | ^KOMTftC-gMHS |%&</иоте«тобрм1ажй[мр№1хш»о« | ^Менеджер шаблон»[g Эламиты париоючдтмай |

>

<i;ti

Усаките т»«у «ело первого увтмо, аикнаекго в каигур

>1 пуск

■I & 'о

Рис. 2. Рабочее окно программы проектирования рыхлителя активного действия

Рис. 3. Стратегии конструкторско-технологического проектирования рыхлителя

деленных грунтовых условий, конфигурации рабочего органа и выбранной толщине разрушения, а также при определенных условиях работы двигателя базовой машины определяемых и задаваемых человеком — оператором существует своя оптимальная энергия, при которой энергоемкость процесса разработки мерзлых грунтов минимальна, а объем сколотой породы максимален.

По данным исследований [7,8], сопротивление сдвигу составляет 30-40%, а сопротивление разрыву достигает 20-35% от сопротивления сжатию, следовательно, целесообразным является учет влияния вида возникающих деформаций на энергоемкость разрушения грунта (т.е. для разрушения мерзлого и прочного грунта необходимо применять способы, при которых преобладают деформации разрыва).

В работе [10] отмечено отсутствие единого мнения о влиянии частоты ударов на энергоемкость и производительность разрушения, однако в работе [9] отмечается, что величина энергии удара, при которой достигается минимальное значение энергоемкости разрушения, зависит как от параметров рабочего органа, так и от условий работы (глубины разработки, расстояния до края забоя, прочностных свойств грунта) и назначается исходя из производственных требований, например, более эффективного разрушения забоя, достижения максимальной производительности технологического процесса, снижения удельных затрат.

На величину удельной энергоемкости, а, следовательно, и на производительность большое влияние оказывает характер разрабатываемого забоя. Неподготовленный забой увеличивает энергоемкость скола в среднем в три раза по сравнению с подготовленным. По мере формирования забоя в грунтах с мерзлым слоем и уменьшением его относительной толщины производительность экскаватора с рыхлителем активного действия возрастает.

Для создания математического описания всех процессов происходящих в процессе рыхления в зависимости ст внешних факторов и внутренних факторов системы составляется вычислительная программа с использованием современных программных средств MS EXCEL, MATLAB и других.

На основе проведенного анализа проектировщик делает определенные выводы и выбирает или соз-

дает модель рыхлителя активного действия, при этом он может пойти двумя путями (рис.3) либо совершенствованием прототипа, либо поиском, формированием и оценкой альтернативных решений.

Третий этап конструкторско-технологического анализа конструкции - оценка условий сборки (собираемости). В МГТУ МАМИ разработаны метод и устройство относительного ориентирования плоских деталей сложной конфигурации, которые предотвращают их заклинивачие в процессе сборки.

На четвертом этапе анализа изделий выбирается материал деталей, формируются технические требования по отдельным поверхностям, а также режимам термообработка, так как здесь мы имеем дело с очень ответственными деталями, работающими в условиях постояш (ых динамических нагрузок и при существовании сил трения между деталями (гильза-поршень).

Обработка изделия на технологичность требует оценки эффективности затрат на изготовление базовой и измененной конструкции. Такой анализ может быть проведен методом функционально — стоимостного анализа.

Данная система проектирования существенно сокращает затраты на подготовку производства, выявляя недостатки конструкции на ранних этапах проектирования изделий, и создает реальные предпосылки автоматизации проектирования рабочего оборудования активного действия( и любого другого), обеспечения его технологичности.

Библиографический список

1. Батенькина О.В. Создание системы автоматизации конструкторско-технологической подготовки производства.-Автореф. дис. канд. техн. наук,- Омск,-2005.-19 с.

2. Бедрина Е.А. Обоснование основных параметров гидроударников для ковшей активного действия: Дис... канд. техн. наук,- Омск 2002,- 212 с.

3. Бульдозеры и рыхлители /Б.З. Захарчук, В.Д. Телушкин, Г,А. Шлойдо, A.A. Яркин,- М.: Машиностроение, 1987,- 240 с.

4. Вартанов М.В. Параллельное конструкторско-технологическое проектирование- основа совершенствования изделий//Автомобильная промышленность, 2005, №3.-С. 31 - 34.

5. Галдин Н С. Многоцелевые гидроударные рабочие органы дорожно-строительных машин: Монография - Омск: Изд-во СибАДИ, 2005,- 223 с.

6. Глушец В.А. Совершенствование системы управления рыхлительным агрегатом :Дис.... канд. техн. наук.- Омск, Сибади, 2004,- 205 с.

7. Иванов P.A., Федулов А.И. Экскаваторный ковш активного действия //Строительные и дорожные машины. 1998.-№4 .-С.2 - 4.

8. Недорезов И.А. Резание и ударное разрушение грунтов. -Новосибирск.: Наука, 1965.- 259 с,

9. Федулов А.И., Иванов P.A. Навесные ударные устройства для разработки грунтов.- Новосибирск.: ИГД СО АН СССР, 1988.-144 с.

10. Федулов А.И., Иванов P.A. Ударное разрушение мерзлых грунтов.- Новосибирск: ИГД СО АН СССР, 1975.- 137с.

ГАЛДИН Николай Семенович, доктор технических наук, профессор, зав. кафедрой «Подъемно-транспортные, тяговые машины и гидропривод». СЕМЕНОВА Ирина Анатольевна, инженер, кафедра «Подъемно-транспортные, тяговые машины и гидропривод».

Дата поступления статьи в редакцию: 13.01.06 г. © Галдин Н.С., Семенова И.А.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.