УДК 62-83:621.313.333
СИСТЕМА АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ВЕКТОРНОГО ЭЛЕКТРОПРИВОДА, ИНВАРИАНТНОГО К КОЛЕБАТЕЛЬНОМУ МОМЕНТУ НАГРУЗКИ
В.В. ЛОГВИН, А.И. РОЖКОВ
Гомельский государственный технический университет имени П.О.Сухого, Республика Беларусь
Электроприводы, работающие с колебательной нагрузкой на валу, входят в состав многих механизмов добывающей, перерабатывающей и машиностроительной отраслей. К числу таких механизмов можно отнести поршневые компрессоры, прокатные станы, лесопильные рамы, насосные установки и др. При обеспечении рациональных динамических характеристик, перегрузки даже в наиболее тяжелых режимах могут быть сведены к минимуму, что позволяет существенно повысить технико-экономические показатели оборудования.
Наиболее перспективным для использования в электроприводах механизмов с колебательной нагрузкой являются системы регулирования, построенные по принципу векторного управления с ориентацией координатной системы по направлению вектора потокосцепления ротора. Действительно, обеспечение постоянства магнитного потока асинхронного двигателя (АД) позволяет максимально использовать магнитную систему двигателя и получить при частотно-токовом управлении, в отличие от двигателя постоянного тока, на всех рабочих частотах перегрузочную способность, превышающую в 2-2,5 раза перегрузочную способность АД на естественной характеристике. О перспективности таких систем управления, в частности, говорит тот факт, что при использовании управления по частотно-токовому принципу появляется возможность обеспечения инвариантности к колебательному нагрузочному моменту.
Приняв в качестве управляющих воздействий составляющую тока статора ьх и синхронную скорость ші, можно воздействовать на потокосцепление ^гх и частоту вращения ш ротора АД. Это и составляет, как известно, сущность векторного управления АД.
В преобразовании по Лапласу математическая модель АД можно представить следующим образом:
где Аш=ш1-ш- скольжение;
L- символ прямого преобразования по Лапласу;
угх(р), І;Х(р), !;у(р), ш(р), Mc(p)- операторные изображения временных
переменных ^гх, і№ йу, ш, Мс^);
шш, ші- номинальная и текущая частоты вращения поля; ш - частота вращения ротора;
J- суммарный момент инерции ротора и нагрузки;
Мс(^- момент сопротивления нагрузки;
(1)
Xr - индуктивное сопротивление обмотки ротора, приведенной к статору;
Rr- активное сопротивление обмотки ротора, приведенной к статору;
Lr,Lm- индуктивность обмотки ротора и взаимная индуктивность;
Tr- постоянная времени ротора;
Kr = - коэффициент ротора;
Lr
isx, isy - проекции вектора тока статора на оси системы координат X,Y.
Системе уравнений (1) соответствует структурная схема АД с частотно-токовым управлением, представленная на рис.1, где блоками перемножения временных переменных условно изображены интегралы свертки L[...].
Рассматривая математическую модель АД с позиции двигателя постоянного тока независимого возбуждения , нагруженного на постоянный момент сопротивления, примем Yrx- const, Mc(t)- const и тогда для установившегося режима при р^-0 найдем
=—• і,
о
1N r
Kr • Rr
Iy = ^V • О і - о),
3
ыс = 2 • к • iy .
- sy
Отсюда уравнение статической механической характеристики АД с векторным управлением получится в виде
2 • Я „
о = о1------- • Мс.
1 3 с
Видна полная аналогия с механической характеристикой двигателя постоянного тока независимого возбуждения с управлением якорным напряжением, если управление частотой ш вращения АД осуществлять за счет ш1 при поддерживании постоянства потокосцепления ротора ^гх.
Рассмотрим режим работы АД в этом случае при колебательном нагрузочном моменте:
Мс (0 = М0 + Мт • ^П°кол- * ,
где М0, Мт, школ - постоянная составляющая, амплитуда и частота колебания момента нагрузки.
По структурной схеме АД при Yrx-const (рис.1б), запишем уравнение движения во временной области:
Т Ло 3 3 •
J-----+ о--------=--------о 1 - М0 - Мт ■ Sin о к ол- * (2)
Л 2 • Я 2 • Я 10 т кол
Ыр) Хт/ш1^
^ Тг • р+1
ш1(р) Лш(р)
Кг^г
X
18У(Р)
— Кг
X
к ь ш(р) (
1
ш(р) ’ V р \
Мэм(р)
о-
Мс(р)
1
2
а)
Мс(Р)
ш1(р) (^\ Лш(р) 31 2 ^ гх Мэм(р) — 1 ш(р)
► 2 • Rr рр
б)
Рис. 1. Структурная схема АД при частотно-токовом управлении с переменным (а) и постоянным (б) потокосцеплением ротора
Для скачка сигнала управления ш 1-1(1) при нулевых начальных условиях решение уравнения (2) дает частоту вращения АД:
° = А- е - Р * + 0 0 + °т • ^п(° кол • * + «X (3)
где А - постоянная интегрирования;
3^ 1
р1 =-----— =------коэффициент затухания, равный обратной величине
2 ■!•№ тэм
электромеханической постоянной времени;
2 • Я
о 0 = о 1-2- • М0 - постоянная составляющая скорости вращения ротора АД;
шт, а- амплитуда и фаза колебательной составляющей скорости АД.
Отсюда видно, что после затухания свободной составляющей А • е Р1 1, в установившемся режиме частота вращения ротора будет за счет скольжения Лш=ш1-ш отличаться от задания уменьшенным значением постоянной составляющей шо и наличием колебательной составляющей с амплитудой шт.
Следуя принципу Понселе (регулирование по возмущению), введем сигнал задания на управления АД, равный сумме заданной синхронной скорости ш1 и скольжения Лш:
2 • Я
о з ад = о1 +Ло = о1 +—-2- • М 0 - от •81П(°,„л • * + «),
3 • I _
тогда в установившемся режиме согласно решению (3) получим
о =
2- Rr „ \ 2 * Rr „
+ ш2 * М 0 - °ш ' Яп(° кол * 1 + а) - ... 2 * М 0
3 * і 3 * і
+
+°ш '^Окол* г + а) = О •
Произошла компенсация влияния момента нагрузки Мс^) на частоту вращения ротора. Физический смысл этого эффекта заключается в том, что теперь в АД формируется магнитное поле, новая частота вращения которого имеет постоянную составляющую, равную частоте вращения ротора с учетом составляющей скольжения от постоянной составляющей момента нагрузки, и колебательную составляющую, синхронную с колебательной составляющей скольжения от колебательной составляющей нагрузочного момента.
В соответствии с вышеизложенным синтезируем структурную схему САУ из двух контуров. Контур стабилизации 1гх построим по принципу Ползунова-Уатта (регулирование по отклонению) с управлением по току статора 1^, а контур компенсации влияния колебательного момента нагрузки по принципу Понселе (регулирование по возмущению), добавляя, как было показано выше, к управляющему сигналу шзад составляющую скольжения Дшс от статического момента.
Такая структурная схема представлена на рис.2а, где через Wт(р) и Wм(р) обозначены передаточные функции регуляторов тока и момента.
Синтез регулятора тока Wт(р) в контуре стабилизации потокосцепления 1гх(р) может быть произведен обычными методами, например, с оптимизацией по техническому оптимуму. Надо только предусмотреть, чтобы быстродействие этого контура было выше быстродействия контура компенсации влияния момента нагрузки.
В этом случае последний можно анализировать отдельно, считая 1гх - со^І
По структурной схеме (рис.2,б) получим передаточные функции по управлению:
фо( р) =ор- = 1
(р) і + Г,.'р
и возмущению
Фм (Р) =
Мс (р) 1 + Тэм* р
Г 2*
где Гэм = 3 12— - электромеханическая постоянная времени.
1
^хзад(Р) ,^^18х(Р)
—КХ)—*
1БХОС (Р)
WT(Р)
!зх(Р)
Хт/Ю 1N
^1х(Р)
Тг-р+1
х
Wм(p)
Юзад(Р)
А®с(Р)
J•p
ю(Р) -►
и€>
^г
МЭм(Р)
X 2
3 • Rг
>(Р)
а)
Юзад(Р)
Wм(p) 2 • Иг
3 •¥ 2 ^ гх
<----1 )
Аюс(Р)
Ю1(Р)
Мс(р)
ю(Р)
1р
ю(р) — —►
б)
Рис. 2. Структурные схемы двухконтурной (а) и одноконтурной при Tгx-const (б) САУ, инвариантных по моменту
Тогда выражение для ошибки получится в виде 8т(р) = т зад(р) - т (р) = т .ад(р) - т .ад(р) • фЛр) - Мс (Р) • Фм (Р) •
После подстановки передаточных функций и преобразований получим:
т р ^'К(Р) - 1]
О(р)= . .эм • т,„(р) + [Wм(р)- 1]-----2^----------М,(р). (4)
1 ГХ1 -3 ад М У I XVI ЧХ У I 1 ГТ1
+ Тэм • Р 1 + Тэм • Р
Из (4) видно, что при Wм(р)=1 установившиеся ошибки для скачка сигнала по управлению при колебаниях возмущения (нагрузки) будут нулевыми. Действительно,
2-Я
8т уст- Нш р^0
Р^
+ liш
Р^ 3® кол
Тэм^ Р 1 + Тэм^ Р 2^ Я
М 0
1 + Тэм^ Р Р
+
Р(1-1)^
з^ ^,2
Мт
1 + Тэм^ Р Р 2 + т
2
кол
= 0.
1
2
3
1
Итак, в данной структуре (рис.2б) канал компенсации возмущения должен быть безинерционным с коэффициентом передачи
к. = 2-я
3- т2
С целью формирования в канале управления частотой вращения желаемого переходного процесса с заданными показателями быстродействия, перерегулирования, колебательности и запасами устойчивости, введем еще один контур регулирования ю(р) по отклонению.
Такая структурная схема представлена на рис. 3.
По-прежнему будем считать контур стабилизации потока более быстродействующим и поэтому рассмотрим канал управления частотой вращения (рис. 3) отдельно от него.
Передаточные функции канала по управлению и возмущению будут иметь вид:
К (р)
Ф—( р) =
Фм (Р) =
Кс (Р) + 1 + Тэм • р’
2- Я
3- т,
2 -[К(р)-Км(р)-1]
Кс (Р) + 1 + Тэм - Р
Тогда выражение для ошибки можно будет записать как
5— (р) =
1 + Тм
1 + Кс (Р) + Тэм - Р
2-К
3- т!
- —
(Р) + К(Р)-^(Р) - 1]
(5)
Мс (Р).
1 + Кс (Р) + Тэм - Р
Подставляя в (5) операторные выражения для скачка сигнала управления — зад(Р) = —~ и колебательного нагрузочного момента Мс(р) = М0 + Мт
2 , 2
р + —хс <
установившемся режиме найдем для случая Wc (р) - Wм (р) = 1.
х
X
а)
Люс(р)
Wм(p) 2-Яг
3-т 2 ^ гх
°зад(Р) Лю(р)
•(2мЕн>
і к
Юос(Р)
Wc(p)
юі(р)
Ю(р)
2 гх 3 1
2-Яг ► ► ^р
Чр)
б)
Рис.3. Структурные схемы трехконтурной и двухконтурной при ТКх-СОПБ1 (б) САУ, инвариантных по моменту
8со_ — 1І1П Гр • <^(р)1 = 1І1П
р^О р^О
р-
1 + ТЭ“- р
а
К€Ь
1 + Тэ“ -р + Wc (р) р
+р(1 -1) -
2^ з- т,2
1 + Кс (р) + Тэ“ -р р
+
+ Ііт
Р^ І 0"
Р(1 -1) -
2- R
3- Т,
Мт
1 + Тэ“ -р р2 + а1,,'
= Ііт
р^О
а
1 + К (р)
Отсюда видно, что установившаяся ошибка по управлению будет нулевой только при астатическом регуляторе:
Жс (р) = Ат (р) .
р-Д, (р)
Действительно, при этом
^уст =1іт
р^О
1+-
= О.
Ат (Р) Р'Вп (Р).
Итак, для данной структуры САУ регулятор скорости Wс(р) должен быть астатическим, оптимизированным, например, на технический оптимум, а регулятор момента должен быть обратным ему, то есть
Wы (р) = — К (р)
Резюмируя изложенное по синтезу регуляторов, можно получить следующее:
- регуляторы потока, тока и скорости следует синтезировать астатическими, например, по техническому оптимуму, не нарушая принцип подчиненности;
- регулятор момента надо синтезировать так, чтобы его передаточная функция равнялась обратной величине произведения передаточных функций звеньев, расположенных в контуре регулирования момента;
- быстродействие канала стабилизации потокосцепления ротора должно быть выше, чем быстродействие канала управления частотой вращения.
К сказанному следует добавить, что при необходимости синтеза САУ векторным электроприводом повышенной точности можно управление частотой вращения поля выполнить в виде замкнутого контура управления генератором частоты, а в обратной связи по нагрузочному моменту учесть дополнительную составляющую
нагрузки J------от колебаний скорости, например, за счет фильтрации сигнала по
dt
ш.
Из полученной математической модели асинхронного двигателя при векторном управлении по частотно-токовому принципу в синхронно вращающейся системе координат при Yrx = const видна полная аналогия с двигателем постоянного тока независимого возбуждения, что позволяет создать инвариантный асинхронный электропривод, как это реализуется в электроприводах постоянного тока.
Разработанные структуры САУ позволяют в АД формировать магнитное поле, частота вращения которого имеет постоянную составляющую, равную частоте вращения ротора с учетом составляющей скольжения от постоянной составляющей момента нагрузки, и колебательную составляющую, синхронную с колебательной составляющей скольжения от колебательной составляющей нагрузочного момента, т.е. полученная система автоматического управления обеспечивает инвариантность к колебательному нагрузочному моменту.