Научная статья на тему 'СИСТЕМА АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ БЕСПИЛОТНЫМ КОМПЛЕКСОМ ДЛЯ ДИСТАНЦИОННОГО МОНИТОРИНГА ГАЗОПРОВОДА'

СИСТЕМА АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ БЕСПИЛОТНЫМ КОМПЛЕКСОМ ДЛЯ ДИСТАНЦИОННОГО МОНИТОРИНГА ГАЗОПРОВОДА Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
55
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕСПИЛОТНАЯ АВИАЦИОННАЯ СИСТЕМА / МОНИТОРИНГ ГАЗОПРОВОДА / УДАЛЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПРИБОРАМИ / СИСТЕМА АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ / УТЕЧКИ / БЕЗОПАСНОСТЬ / ЭКОЛОГИЯ / UNMANNED AIRCRAFT SYSTEM / GAS PIPELINE MONITORING / REMOTE INSTRUMENT CONTROL / AUTOMATIC CONTROL SYSTEM / LEAKS / SAFETY / ECOLOGY

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Ерисова Е.С., Султанов Н.З.

В настоящее время дистанционный мониторинг магистральных газопроводов проводится исключительно с использованием пилотируемых вертолетов. Основными проблемами являются: обеспечение безопасности персонала, отсутствие возможности обследования труднодоступных участков, дефицит в пилотируемых вертолетах. Результатом работы стало создание структурной схемы беспилотного воздушного судна с возможностью применения в качестве охранно-мониторингового средства, а также определение элементов системы автоматического управления данным аппаратом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — Ерисова Е.С., Султанов Н.З.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AUTOMATIC CONTROL SYSTEM OF THE WIRELESS-FREE COMPLEX FOR REMOTE MONITORING OF THE GAS PIPELINE

Currently, remote monitoring of gas pipelines is carried out exclusively using manned helicopters. The main problems are: ensuring the safety of personnel, the inability to survey difficult-to-reach areas, the shortage in manned helicopters. The result of the work was the creation of a block diagram of an unmanned aircraft with the possibility of using it as a security and monitoring tool, as well as the determination of the elements of the automatic control system of this device.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМА АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ БЕСПИЛОТНЫМ КОМПЛЕКСОМ ДЛЯ ДИСТАНЦИОННОГО МОНИТОРИНГА ГАЗОПРОВОДА»

УДК 62-529

СИСТЕМА АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ БЕСПИЛОТНЫМ КОМПЛЕКСОМ ДЛЯ ДИСТАНЦИОННОГО МОНИТОРИНГА ГАЗОПРОВОДА

Ерисова Е.С., студент группы 16АТП(м)АТП, Оренбургский государственный университет, Оренбург

e-mail: erisovakatya@gmail.com

Султанов Н.З., д-р техн. наук, заведующий кафедрой систем автоматизации производства, Оренбургский государственный университет, Оренбург e-mail: kafsap@mail.osu.ru

В настоящее время дистанционный мониторинг магистральных газопроводов проводится исключительно с использованием пилотируемых вертолетов. Основными проблемами являются: обеспечение безопасности персонала, отсутствие возможности обследования труднодоступных участков, дефицит в пилотируемых вертолетах. Результатом работы стало создание структурной схемы беспилотного воздушного судна с возможностью применения в качестве охранно-мониторингового средства, а также определение элементов системы автоматического управления данным аппаратом.

Ключевые слова: беспилотная авиационная система, мониторинг газопровода, удаленное управление приборами, система автоматического управления, утечки, безопасность, экология.

Авиационное обследование линейной части магистральных газопроводов (ЛЧ МГ) с применением дистанционных лазерных газовых анализаторов обладает наибольшей скоростью обследования с возможностями мониторинга труднодоступных участков трасс магистральных газопроводов с борта летательного аппарата при поиске места аварии и утечек метана, обработки результатов измерений, определения координат места аварии или утечки и оценки ее масштаба.

Сегодня мониторинг магистральных нефте- и газопроводов осуществляется с использованием исключительно пилотируемой авиационной техники. Для выполнения работ по воздушному обследованию ЛЧ МГ необходимы авиаработы в объеме 80 000 летных часов в год. [1] Корпоративное авиапредприятие «Газпромавиа» способно выполнить 15% от требуемого объема. Таким образом, существует дефицит в пилотируемых вертолетах.

Применение беспилотных авиационных систем (БАС) обеспечит потребности в авиационной технике средних и больших компаний различных отраслей промышленности. Основной целью системы мониторингового обслуживания ЛЧ МГ является обеспечение бесперебойного, безаварийного транспорта газа в соответствии с плановой производительностью магистрального газопровода и с минимизацией издержек от природных экологических и техногенных рисков.

Важность рассмотренных выше проблем, их практическая значимость и недостаточная проработка стали определяющими в выборе темы и направления исследований. Исследования в данной области ведутся давно и рассматриваемые вопросы являются актуальными.

Целью данной работы является исследование и разработка системы автоматического управления и алгоритмов работы беспилотного воздушного судна (БВС) самолетного типа, входящего в состав БАС, с возможностью использования для дистанционного мониторинга линейной части магистральных нефте- и газопроводов.

Поставленная цель достигается путем решения следующих задач:

- анализ и создание математических моделей системы автоматического управления беспилотным воздушным судном;

- разработка программно-аппаратной платформы универсального БВС с возможностью применения в качестве охранно-мониторингового транспортного средства;

- разработка алгоритмов управления беспилотным воздушным судном.

Научная новизна работы заключается в следующих научно-обоснованных разработках:

- структурная схема программно-аппаратной платформы БВС;

- структурная схема системы автоматического управления беспилотного воздушного

- алгоритмы управления многофункциональным комплексом БВС. Беспилотные авиационные системы и входящие в их состав БВС являются радикальной инновацией нашего времени. Элементы БАС и их взаимная связь представлены на рисунке 1.

Рисунок 1 - Элементы беспилотной авиационной системы для дистанционного мониторинга газопровода

Проектирование и создание новых БВС необходимо по причине постоянного роста требований к их летно-техническим характеристикам. Опираясь на труды таких ученых как: Летунов Д.А. [3], Лоскутников А.А. [4], Султанов Н.З. [5, 6], Щагин А.В. [7], можно сделать вывод о большом значении всестороннего теоретического исследования БВС, а также создания новых алгоритмов и моделей управления.

Используя классификацию, разработанную в работе [2], можно определить состав программно-аппаратной платформы БВС:

1. Универсальное БВС с возможностью применения разнообразного целевого оборудования и исполнительных устройств;

2. Программное обеспечение (ПО) бортовой системы БВС, включая прошивки отдельных модулей;

3. Набор библиотек, предоставляющих интерфейс прикладного программирования для управления и настройки БВС;

4. Программное обеспечение для наземной станции управления;

5. Программное обеспечение целевого оборудования и исполнительных устройств (трассовый газовый анализатор, системы фото-видеонаблюдения).

В состав бортовой системы БВС входят средства получения и передачи мониторинговой информации. Данные могут сниматься после возвращения БВС или передаваться на наземную станцию управления в режиме реального времени.

На рисунке 2 приведены основные компоненты комплекса БВС самолетного типа (структурная схема) и их взаимная связь.

судна;

Беспилотное воздушное судно

БЕСПИЛОТНОЕ ВОЗДУШНОЕ СУДНО

Рисунок 2 - Структурная схема комплекса БВС самолетного типа

В системе предлагается использовать четыре шаговых двигателя для управления рулями высоты (тангаж), рулями направления (курс), элеронами (крен) и винто-моторной силовой установкой БВС. Также в бортовую систему входят:

- приемник радиосигнала для дистанционного управления ВС;

- контроллеры двигателей (обрабатывают входные сигналы ШИМ от системы управления и устанавливают требуемый режим работы двигателей);

- аккумулятор (обеспечивает питание компонентов САУ и двигателей);

- ПК или ноутбук в качестве наземной станции управления и отладки. Компоненты системы управления. Структурная схема элементов системы

автоматического управления приведена на рисунке 3.

Рисунок 3 - Структурная схема элементов системы управления

Основной элемент системы - микроконтроллер. ПО микроконтроллера можно разделить на три части:

- периферия - набор библиотек для работы с периферией микроконтроллера;

- драйвер - набор библиотек для передачи данных между контроллером и другими устройствами (акселерометр, гироскоп, магнитометр, ГЛОНАСС (GPS) приемник, Wi-Fi модуль, карта памяти);

- логика управления - набор функций, обеспечивающих заданный режим полета, стабилизацию и навигацию воздушного судна.

В качестве внешних портов используются входы и выходы ШИМ для приема сигналов и управления двигателями, а также входы АЦП для подключения датчика для измерения скорости и газового анализатора. В систему также входят UART порты (для подключения модуля ГЛОНАСС (GPS) и Wi-Fi) и USB интерфейс.

Достоинствами использования БВС с разработанной программно-аппаратной платформой и системой управления являются:

- удобство в эксплуатации (простота транспортировки и сборки, неприхотливость требований к взлётно-посадочной полосе, возможность неоднократного пролёта над газопроводом на различных высотах);

- экономичность, компактность, высокая оперативность и возможность выбора скорости и высоты полёта с учётом оптимизации работы газоанализатора;

- сбор, обработка и регистрация результатов мониторинга обеспечивается программно-аппаратной платформой под управлением программируемого микроконтроллера;

- возможность передачи данных сканирования и видеопотоков с камер наблюдения в режиме реального времени;

- экономическая эффективность (по предварительной оценке стоимость летного часа БВС составит не более 20 000 рублей/час в то время, как стоимость использования патрульного вертолета типа Ка~226АГ, созданного по ТЗ ОАО «Газпром», в зависимости от климатических условий, составляет от 60 000 до 120 000 рублей/час [1]).

Таким образом, применение беспилотного воздушного комплекса для дистанционного мониторинга газопроводов обеспечит повышение качества и скорости обследования, а также снижение издержек от экологических и техногенных рисков. Перспективы в разработке беспилотных авиационных систем заключаются в создании "интеллектуальной" системы автоматического управления с программным обеспечением, способной при каких-либо отказах, выбирать дополнительные алгоритмы управления для решения поставленных задач.

Литература

1. Еремин, В.М. Трансфер технологий ОПК в ТЭК. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://docplayer.ru/28093094-Transfer-tehnologiy-opk-v-tek.html - (дата обращения: 30.04.2017).

2. Ерисова, Е.С. Классификация систем управления беспилотными летательными аппаратами / Е.С. Ерисова, Н.З. Султанов // Школа-семинар молодых ученых и специалистов в области компьютерной интеграции производства. - Оренбург, 2016. - С. 177-181.

3. Летунов, Д.А. Оптимизация системы управления легкого беспилотного летательного аппарата по частотному критерию: Автореферат дис. ... канд. техн. наук: 05.13.05 / Д.А. Летунов. [Место защиты: Рыбин. гос. авиац.-технол. акад. им. П.А. Соловьёва]. - Рыбинск, 2011. - 144 с.

4. Лоскутников, А.А. Системы автоматического управления БПЛА / А.А. Лоскутников, Н.С. Сенюшкин, В.В. Парамонов // Молодой ученый. - 2011. - № 9. - С. 56-58.

5. Султанов, Н.З. Вопросы исследования воздушно-транспортной системы для перевозки нефти и газа / Н.З. Султанов // Тезисы докл. Республ. конф. молодых ученых и специалистов. - Ташкент: АН УзССР, 1978.

6. Султанов, Н.З. О построении модели исследования воздушно-транспортной системы для перевозки нефти и газа / Н.З. Султанов // ИВУЗ «Авиационная техника». -Казань: КАИ, 1980. - № 4.

7. Щагин, А.В. Система управления параметрами движущихся объектов // Естественные и технические науки / А.В. Щагин, В.Я. Лвин, А.С. Лвин. - Москва, 2012. -№ 3(59). - С. 309.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.