БЕЗОПАСНОСТЬ ТЕХНОГЕННЫХ И ПРИРОДНЫХ СИСТЕМ
Safety of Technogenic and Natural Systems
№2 2020
УДК 331.1 https://doi.org/10.23947/2541-9129-2020-2-14-18
Система аттестации специалистов транспортных предприятий
Е. В. Егельская, Д. Н. Сорокина
Донской государственный технический университет (г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация)
Введение. Транспортные предприятия объединяют работников различных специальностей, но одними из основных являются ответственный за безопасность дорожного движения и специалист по техническому диагностированию и контролю технического состояния автотранспортных средств. От уровня компетентности, квалификации, опыта работы указанных специалистов зависят безаварийная работа транспорта и обеспечение безопасных условий труда персонала.
Постановка задачи. В результате изучения требований к данным специалистам установлено, что в целях поддержания уровня знаний и профессиональных компетенций они обязаны проходить регулярную аттестацию. В работе рассматривается содержание системы аттестации специалистов.
Теоретическая часть. Контроль профессиональной компетентности специалистов может быть организован внутри предприятия в соответствии с распорядительными документами его руководителя, в комиссии Ространснадзора, а так же в специальных центрах оценки квалификации. Установлен порядок контроля знаний и умений лица, ответственного за безопасность дорожного движения, специалист по техническому диагностированию и контролю технического состояния автотранспортных средств руководствуется профстандартом.
Выводы. Формирование системы аттестации специалистов транспортных предприятий направлено на повышение безопасности дорожного движения. В настоящее время процедура установления соответствия знаний специалиста требуемым компетенциям профстандарта не отрегулирована, поэтому оценку квалификации специалиста работодатель осуществляет самостоятельно с учетом нормативных требований.
Ключевые слова: транспортное предприятие, аттестация специалистов, профстандарт, техническое диагностирование, контроль, техническое состояние, автотранспортное средство.
Для цитирования: Егельская, Е. В. Система аттестации специалистов транспортных предприятий / Е. В. Егельская, Д. Н. Сорокина // Безопасность техногенных и природных систем. — 2020. — № 2 — С. 14- 18. https://doi.org/10.23947/2541-9129-2020-2-14-18
Certification system for specialists of transport enterprises
E. V. Egelskaya, D. N. Sorokina
Don State Technical University (Rostov-on-Don, Russian Federation)
Introduction. Transport companies join together employees of various specialties, but one of the main ones is a specialist responsible for road safety and a specialist in technical diagnostics and control over the technical condition of vehicles. The level of competence, qualifications, and experience of these specialists determines not only the accident-free operation of the transport company, but also the provision of safe working conditions for the staff. Problem Statement. As a result of studying the requirements for these specialists, it was established that in order to maintain the level of knowledge and professional competence, these specialists must undergo regular certification. This article is devoted to the content of the system of certification of specialists.
Theoretical Part. Currently, control over the level of professional competence of specialists can be organized both inside the enterprise, in accordance with the administrative documents of the head of the enterprise, in the Commission of Rostransnadzor, and in specially created centers for evaluating qualifications. For a person responsible for road safety, the procedure for monitoring his knowledge and skills is established, and a specialist in technical diagnostics and control over the technical condition of vehicles works on the basis of professional standards
^пЫшюп. Regulations on the formation of a certification system for specialists of transport enterprises are aimed at improving road safety. Currently, the procedure for determining whether a specialist's knowledge meets the required competencies of the professional standard is not regulated, so the employer evaluates the specialist's qualifications independently, taking into account regulatory requirements.
№2 2020
Keywords: transport enterprise, certification of specialists, professional standard, technical diagnostics, control, technical condition, vehicle.
For citation: Egelskaya E. V., Sorokina D. N. Certification system for specialists of transport enterprises: Safety of Technogenic and Natural Systems. 2020;2: 14-18. https://doi.org/10.23947/2541-9129-2020-2-14-18
Введение. Транспорт — одна из важнейших составных частей производственной инфраструктуры России. Его эффективное и стабильное функционирование является залогом повышения качества жизни населения. Основная задача транспорта — своевременно и в полном объеме удовлетворять потребности населения в перевозках и доставке грузов. Существует большое количество транспортных предприятий, которые непосредственно занимаются перевозкой пассажиров и грузов, а также предприятий, имеющих автотранспорт.
Согласно статистике, автомобили транспортных предприятий становятся участниками дорожно-транспортных происшествий гораздо чаще, чем личный автотранспорт [1, 2]. В настоящее время наиболее опасным является автобусный транспорт. Необходимо учитывать, что автобусы имеют значительно больший риск нанесения ущерба другим участникам движения по сравнению с легковыми автомобилями.
Основными причинами дорожно-транспортных происшествий являются нарушения правил дорожного движения водителями и технические неисправности транспортных средств. Имеют место много факторов, по которым может произойти авария. Существует комплексный подход к решению данной проблемы, но количество аварийных инцидентов все еще сохраняется на высоком уровне [3, 4]. Установлено, что причиной большинства аварий является человеческий фактор — отсутствие соответствующей квалификации работников, низкий уровень ответственности, психоэмоциональные перегрузки и т. п.
Постановка задачи. Задачей данного исследования является разработка основных положений формирования системы аттестации специалистов транспортных предприятий, обеспечивающих повышение безопасности дорожного движения. Разрабатываемая система базируется на нормативных документах в данной отрасли, а также на региональных особенностях предприятия и транспортных средств. Для решения поставленной задачи необходимо обоснование требований к специалистам транспортных предприятий. При формировании требований следует подчеркнуть, что причинами аварий могут служить:
• отсутствие соответствующего контроля технического состояния транспортных средств;
• допуск на линию неисправной техники;
• неверные логистические решения;
• недостаточная организация безопасности дорожного движения, то есть невыполнение прямых функций специалистами, ответственными за безопасность, а также специалистами по техническому диагностированию и контролю технического состояния автотранспорта.
Теоретическая часть. Комплексная система обеспечения необходимого уровня компетенций специалистов должна содержать два основных раздела:
• обоснование и формирование требований к специалистам;
• создание постоянно действующей системы аттестации работников транспортных предприятий.
Рассмотрим требования к специалистам транспортных предприятий. Для уменьшения тяжести
последствий дорожно-транспортных происшествий формируются современные требования к профессиональной компетентности работников транспорта, требования к знаниям, умениям и навыкам в соответствии с условиями труда персонала и трудовыми функциями, что является основанием для аттестации и оценки квалификации. Достаточный уровень подготовки специалистов, подтвержденный аттестацией, является гарантией безопасных перевозок автомобильным транспортом.
Существует ряд законодательных документов, где определены требования к безопасности дорожного движения, перевозок пассажиров и грузов. Одним из основополагающих нормативных документов является Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» [5], согласно которому юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозки автомобильным и городским наземным электрическим транспортом, обязаны:
• обеспечить наличие в организации должностного лица, ответственного за безопасность дорожного движения и прошедшего аттестацию;
• обеспечить соответствие работников профессиональным и квалификационным требованиям, предъявляемым при осуществлении перевозок;
БЕЗОПАСНОСТЬ ТЕХНОГЕННЫХ И ПРИРОДНЫХ СИСТЕМ
Safety of Technogenic and Natural Systems
№2 2020
• обеспечить наличие помещений и оборудования, необходимых для стоянки, технического обслуживания и ремонта транспортных средств, или заключение соответствующих договоров со специализированными организациями;
• организовывать и проводить предрейсовый контроль технического состояния транспортных
средств.
Для выполнения этих требований на транспортных предприятиях должны быть назначены специалист, ответственный за безопасность дорожного движения, и специалист по диагностированию и контролю технического состояния автотранспортных средств.
Аттестация специалистов транспортных предприятий должна быть реализована в соответствии со следующими подходами:
• ответственный за безопасность дорожного движения должен иметь соответствующую квалификацию согласно Приказу Минтранса России от 28.09.2015 № 287 «Об утверждении Профессиональных и квалификационных требований к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом» [6];
• специалист по техническому диагностированию и контролю технического состояния автотранспортных средств должен отвечать требованиям профессионального стандарта «Специалист по техническому диагностированию и контролю технического состояния автотранспортных средств при периодическом техническом осмотре» [7].
Рассмотрим систему аттестации специалистов транспортных предприятий. Приказом Минтранса России от 28.09.2015 № 287 определены требования к аттестации ответственных за безопасность дорожного движения. Аттестация может осуществляется территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере транспорта и федеральным бюджетным учреждением «Агентство автомобильного транспорта». Для специалистов по техническому диагностированию и контролю технического состояния автотранспортных средств, осуществляющих трудовую деятельность в соответствии с профстандартом, в настоящее время процедура установления соответствия требуемым компетенциям не нормализована.
В соответствии со статьей 195.1 Трудового кодекса РФ профессиональный стандарт — это характеристика квалификации, необходимая работнику для осуществления профессиональной деятельности [8]. В профстандарте указаны обобщенные трудовые функции. Он содержит данные об уровне образования работника, о его знаниях и умениях для осуществления конкретного вида деятельности. В каждую функцию входит перечень связанных между собой трудовых действий. Они реализуются при выполнении конкретных действий на основе необходимых умений и знаний. В соответствии с требованиями профстандарта [7], оценка квалификации работника, то есть определение соответствия занимаемой должности квалификационным требованиям, должна проводиться не реже одного раза в три года.
В настоящее время формируется национальная система профессиональных квалификаций и вносятся изменения в Трудовой кодекс. Однако не для всех квалификаций сформированы и действуют центры, которым вменена процедура их оценки. Решением Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям от 23.06.2015 независимую оценку квалификации «Специалист по техническому диагностированию и контролю технического состояния автотранспортных средств при периодическом техническом осмотре» осуществляет Совет по профессиональным квалификациям в автомобилестроении.
На сайте ФГБУ «ВНИИ труда» Минтруда России представлен Реестр советов по профессиональным квалификациям, наделенных полномочиями Национальным советом при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям [9]. При этом Совет по профессиональным квалификациям в автомобилестроении создан на базе Некоммерческого партнерства «Объединение автопроизводителей России». В подчинении Совета по профессиональным квалификациям находится Центр оценки квалификаций (ЦОК), который проводит профессиональные экзамены. На сегодняшний день для специальности «Специалист по техническому диагностированию и контролю технического состояния автотранспортных средств при периодическом техническом осмотре» региональные ЦОК не сформированы. Поэтому работодатель оценку соответствия специалистов требованиям профстандарта может проводить своими силами или привлекать специализированную организацию.
Самостоятельно оценивать соответствие работника требованиям квалификации работодатель может в рамках оценки персонала или его аттестации. Оценка регулируется локальными нормативными актами
БЕЗОПАСНОСТЬ ТЕХНОГЕННЫХ И ПРИРОДНЫХ СИСТЕМ
Safety of Technogenic and Natural Systems
№2 2020
предприятия, а аттестация — федеральными актами и Трудовым кодексом РФ. Процедура проверки на соответствие профстандарту является документарной, участия работника не требуется. В данном случае приказом создается комиссия, в которую включаются сотрудники кадровой, юридической служб, отдела обучения, представитель профкома (при наличии) и др. Чтобы установить уровень образования и практический опыт работника, комиссия анализирует его трудовую книжку и копии документов об образовании. Члены комиссии определяют стаж по нужному профилю, вуз и специальность образования. По итогам проверки составляется акт по свободной форме о соответствии или не соответствии образования и опыта сотрудника требованиям профстандарта.
По второму варианту оценка квалификации проводится с использованием оценочных материалов, которые разрабатываются и утверждаются согласно требованиям профстандарта. При этом экзамен предполагает два этапа: теоретический и практический. Работодатель может самостоятельно разрабатывать оценочные материалы или обращаться в учебные центры, где проводятся обучение и оценка квалификации по данному профстандарту. Теоретический экзамен предполагает проверку знаний нормативных и законодательных документов, регламентирующих трудовые функции, а также технологического содержания деятельности специалистов по диагностированию и контролю состояния автотранспортных средств. Для экзамена разрабатываются тестовые вопросы с выбором открытого ответа, задания на установление соответствия, задания на установление последовательности выполнения. Если сотрудник не проходит аттестацию, ему предлагают обучение. Пройти курсы переподготовки и повышения квалификации перед аттестацией можно в добровольном порядке. В случае непрохождения экзамена соискателю выдается заключение о его результатах с соответствующими рекомендациями, выполнение которых поможет в дальнейшем успешно пройти профессиональный экзамен.
Заключение (выводы). Изложенные положения о формировании системы аттестации специалистов транспортных предприятий обеспечивают повышение безопасности дорожного движения. Вместе с тем оценка квалификации дает возможность работнику, не имеющему профессионального образования, но имеющему опыт работы, более уверенно адаптироваться на рынке труда, позволяет планировать профессиональную карьеру. Это повышает конкурентоспособность граждан на рынке труда, а работодателю дает возможность откорректировать мероприятия, направленные на обеспечение безопасности условий и соблюдение требований охраны труда работников.
Библиографический список
1. Сорокина, Д. Н. Аварийность автобусного транспорта в России / Д. Н. Сорокина // Colloquium-journal. — 2019. — № 6 (30). — С. 60-61.
2. Рунэ, Эльвик Справочник по безопасности дорожного движения : пер. с норв. / Эльвик Рунэ, Аннэ Боргер Мюсен, Трулс Ваа [под ред. В. В. Сильянова]. — Москва : Изд-во Мос. автомоб.-дорож. гос. техн. ун-та, 2001. — 754 с.
3. Волошин, Г. Я. Анализ дорожно-транспортных происшествий / Г. Я. Волошин, В. П. Мартынов, А. Г Романов. — Москва : Транспорт,1987. — 240 с.
4. Попов, Е. А. Расследование дорожно-транспортных преступлений, совершенных с участием большегрузных автомобилей : автореф. дис. .. .канд. юридич. наук / Е. А. Попов. — Калининград, 2018. — 24 с.
5. О безопасности дорожного движения : федер. закон : [принят Государственной Думой 15 ноября 1995 г.]. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8585/ (дата обращения 04.05.2020).
6. Профессиональные и квалификационные требования к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом : [утв. Министерством транспорта Российской Федерации 28 сентября 2015 г.]. — URL: https://base.garant.ru/71276708/ (дата обращения 04.05.2020).
7. Специалист по техническому диагностированию и контролю технического состояния автотранспортных средств при периодическом техническом осмотре : проф. стандарт : [утв. Министерством труда Российской Федерации 23 марта 2015 г.]. — URL: https://base.garant.ru/71003998/ (дата обращения 04.05.2020).
8. Трудовой кодекс Российской Федерации : федер. закон : [принят Государственной Думой 21 декабря 2001 г.]. — URL: https://sudact.ru/law/tk-rf/ (дата обращения 04.05.2020).
9. Реестр советов по профессиональным квалификациям, наделенных полномочиями Национальным советом при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям : проф. стандарт / «ВНИИ труда» Минтруда России. — URL: https://profstandart.rosmintrud.ru/obshchiy-informatsionnyy-
БЕЗОПАСНОСТЬ ТЕХНОГЕННЫХ И ПРИРОДНЫХ СИСТЕМ
Safety of Technogenic and Natural Systems
БЕЗОПАСНОСТЬ ТЕХНОГЕННЫХ И ПРИРОДНЫХ СИСТЕМ
Safety of Technogenic and Natural Systems
№2 2020
blok/natsionalnyy-reestr-professionalnykh-standartov/reestr-sovetov-po-professionalnym-kvalifikatsiyam-nadelennykh-polnomochiyami-natsionalnym-sovetom-pr/ (дата обращения 04.05.2020).
Сдана в редакцию 17.03.2020 Запланирована в номер 20.04.2020
Об авторах:
Егельская Елена Владимировна, доцент кафедры «Эксплуатация транспортных систем и логистика» Донского государственного технического университета (344000, РФ, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1), кандидат технических наук, доцент, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3864-9254, [email protected]
Сорокина Дарья Николаевна, старший преподаватель кафедры «Эксплуатация транспортных систем и логистика» Донского государственного технического университета (344000, РФ, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1), кандидат технических наук, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6691-0563, [email protected]
Заявленный вклад соавторов:
Е. В. Егельская — научное руководство, формирование основной концепции, цели и задачи исследования, корректировка выводов; Д. Н. Сорокина — подготовка текста, анализ результатов исследований, доработка текста, формирование выводов.
Submitted 17.03.2020 Scheduled in the issue 20.04.2020
Information about the authors:
Egelskaya, Elena V., Associate Professor, Department of Operation of Transport Systems and Logistics, Don State Technical University (1, Gagarin sq., Rostov-on-Don, 344000, RF), Cand. Sci., Associate Professor, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3864-9254, [email protected]
Sorokina, Darya N., Senior Lecturer, Department of Operation of Transport Systems and Logistics, Don State Technical University (1, Gagarin sq., Rostov-on-Don, 344000, RF), Cand. Sci., ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6691-0563, [email protected]
Contribution of the authors:
E. V. Egelskaya — scientific supervision, formation of the main concept, goals and objectives of the research, correction of conclusions; D. N. Sorokina — preparation of the text, analysis of research results, revision of the text, formation of conclusions.