СИСТЕМА АНАЛИТИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
УДК 334.02
Марк Владиславович Гилилов
аспирант кафедры управления и предпринимательства
Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова Тел.: +7(903)824-08-01; Эл. почта: razumov41 @mail.ru
В статье предложены показатели трех групп: научно-технического уровня инноваций, инновационного процесса и эффективности. В первой группе - показатели прогрессивности, технического уровня, конкурентоспособности. Во второй - инновационной активности, интенсивности, насыщенности. И в третьей - финансовые, инвестиционные, стимулирующие.
Ключевые слова: аналитические показатели, инновационный процесс, инновационная активность, технологический уровень.
Mark Gililov
Post-graduate student, the Department of Management and Entrepreneurship Demidov Yaroslavl State University Tel.: +7(903)824-08-01; E-mail: razumov41 @mail.ru
ANALYTICAL PARAMETERS SYSTEM OF INNOVATIVE ACTIVITY OF THE ENTERPRISE
The author offers three groups of parameters: the scientific-technical level of innovation, innovation activity and efficiency. The parameters of progressiveness, technical level and competiveness are considered in the first group. The parameters of innovation activity, intensity and strength appertain to the second group. The financial, investment and stimulating parameters are presented in the third group.
Keywords: analytical parameters, innovative process, innovative activity, technological level.
1. Введение
В научно-методической литературе вопросам анализа инновационной деятельности предприятия уделяется недостаточное внимание, либо, зачастую, соответствующие вопросы рассматриваются без учета специфики деятельности предприятия. Так, в достаточно монументальной работе Р.А.Фархутдинова [9], раскрываются принципы анализа инновационной деятельности, но только в контексте обеспечения конкурентоспособности при формировании портфеля новшеств и инноваций, а также характеризуются вопросы прогнозирования организационно-технического уровня производства (9, с. 203-259, с. 311-327). Однако же, описание инструментария и «технологических» приемов анализа при рассмотрении функций и методов управления инновационной деятельностью ограничивается стандартным перечислением основных методов экономического анализа вообще - без их привязки к объекту изучения (9, с. 123-136). Раскрытие же содержания и порядка расчета таких широко известных показателей эффективности универсального назначения, как чистый дисконтированный доход, внутренняя норма прибыли, коэффициент текущей ликвидности и др., ни как не расширяет возможности анализа инновационной деятельности.
Хотя, в работах отдельных авторов и встречаются разработки ряда показателей, отражающих особенности анализа инновационной деятельности. Например, в работе А.А.Трифиловой [8] приведены коэффициенты, позволяющие оценить инновационную активность предприятий: обеспеченности интеллектуальной собственностью; освоения новой техники; инновационного роста. Но этого, на наш взгляд, все же недостаточно для комплексной характеристики процесса инновационной деятельности и его результативности.
В настоящее время информационное обеспечение управления инновационной деятельностью предприятия совокупностью аналитических показателей, которые удовлетворяли бы требованиям объективности, комплексности и иерархичности, не отвечает в полном объеме потребностям эффективного управления предприятием. Так, на сегодняшний день, отсутствует удовлетворительное решение основных методологически вопросов; не разработана «технология» проведения анализа и система показателей, комплексно характеризующих инновационный объект; недостаточно применяется современный инструментарий для оценки состояния, выявления тенденций и прогнозирования развития инновационной деятельности предприятия. Без изменения сложившейся ситуации трудно рассчитывать на обеспечение устойчивого роста экономики на инновационной основе.
2. Характеристика системы аналитических показателей
В статье предлагается общая характеристика разработанной нами системы аналитических показателей, позволяющей оценить состояние инновационной деятельности на предприятии (см. табл. 1). При этом, на наш взгляд, представляется целесообразным рассматривать предлагаемые показатели:
во-первых, по однородным группам (исходя из содержательной стороны моделируемых явлений);
во-вторых, дифференцировать аналитические показатели по трем стадиям, охватывающим инновационный процесс в полном объеме: создание (I); освоение и использование инноваций (II) и стадия получение результатов инновационной деятельности (III).
Предлагаемая система дифференцированных показателей включает в себя три группы и 16 подгрупп показателей 60 видов, при этом на стадии создания и/или приобретения инноваций - 15, на стадии освоения и использования - 21 и на заключительной стадии (оценки результатов инновационного процесса) - четыре показателя.
Рассмотрим более детально особенности построения и содержание показателей каждой группы и подгруппы.
В первую группу показателей научно-технического уровня инноваций нами включены пять подгрупп аналитических показателей, порядок расчета которых представлен ниже.
Коэффициент прогрессивности технологической структуры процесс-/про-дукт-инноваций (Аптс, в %), входящий в первую подгруппу показателей, равен:
_ чипцмл
"ГГТС
X 100, (1)
чисонщ
где ЧИПиспл - число использованных (освоенных) прогрессивных
процесс-/продукт-инноваций (единичных или серийных);
ЧИСОБЩ - общее число созданных процесс-/продукт-инноваций.
При этом к прогрессивным про-цесс-/продукт-инновациям отнесены достижения в области микроэлектроники, информатики, генной инженерии, программируемых логических контролеров, системы супервизорного управления, компьютерные интегрированные производства и т.д., т.е. которые образуют ядро пятого технологического уклада.
Показателъ технического уровня освоенных процесс-/продукт-иннова-ций (кту, в %), входящий во вторую подгруппу показателей, рассчитывается по следующей формуле:
(2)
где ЧИН - число принципиально новых изделий (без модернизированных и модифицированных);
ЧИсОБЩ - общее число созданных процесс-/продукт-инноваций.
Фактически кту представляет собой удельный вес действительно новых инновационных продуктов в их общем числе, которое определяется согласно действующим учетным правилам. Существующая учетная практика, по нашему мнению, завышает практически на порядок общую величину продукт-инноваций (за счет включения в инновационную продукцию усовершенствованных изделий), что порождает необходимость корректирующих расчетов в процессе проведения анализа.
Уровенъ конкурентоспособности инновационной продукции (кук,
в баллах) относится к третьей подгруппе аналитических показателей и рассчитывается по известной формуле средней арифметической взвешенной:
Таблица 1. Общая характеристика системы аналитических показателей состояния инновационной деятельности
(3)
Из них по стадиям
Группы (подгруппы) показателей Число показателей инновационной деятельности
I II III
1. Научно-технического уровня 19 5 9 5
инновации
1.1. Прогрессивности 7 2 4 1
1.2. Технического уровня 5 2 3 —
1.3. Конкурентоспособности 1 — — 1
1.4. Правовой защищенности 4 1 1 2
1.5. Технологической зависимости 2 — 1 1
2. Инновационного процесса 25 9 11 5
2.1. Инновационной активности 2 — — 2
2.2. Интенсивности 4 1 3 —
2.3. Насыщенности 7 2 4 1
2.4. Комплектности 5 3 — 2
2.5. Продолжительности 3 1 2 —
2.6. Полноты охвата 4 2 2 -
3. Эффективности инновационной деятельности 16 1 1 14
3.1. Коммерческой востребованности 1 — — 1
3.2. Широты и универсальности 2 1 1
использования
3.3. Финансовые 6 — — 6
3.4. Инвестиционные 4 — — 4
3.5. Стимулирования 3 — — 3
По всем группам 60 15 21 24
нами в первом приближении приняты: 1-й уровень - региональный; 2-й уровень - российский, 3-й уровень - стран ближнего зарубежья; 4-й уровень - развивающихся стран дальнего зарубежья; 5-й уровень - про-мышленно развитых стран. Балльная оценка каждого уровня конкурентоспособности в зависимости от масштабов рынка составила соответственно 1, 2, 3, 5 и 7 баллов.
Показателъ полноты правовой защищенности продукт-инноваций (кпз, в %), относимый к четвертой подгруппе показателей, исчисляется по формуле:
чипз
чнс
(4)
ОЕШ
где Д/ - доля инновационной продукции 1-го уровня конкурентоспособности
в общем объеме отгруженной инновационной продукции;
Б/ - балльная оценка /-го уровня конкурентоспособности.
За уровни конкурентоспособности
где ЧИПЗ - число продукт-инноваций, защищенных охранными документами (патентом на изобретение или на полезную модель, патентом на промышленный образец, свидетельством на товарный знак).
ЧИсОБЩ - общее число созданных процесс-/продукт-инноваций.
Этот показатель характеризует степень надежности защиты и безопасности коммерческих интересов предприятия и обеспечивает реализацию инновационной продукции с наибольшей
эффективностью.
Расчет показателя технологической зависимости (ктз, в %), входящего в пятую подгруппу аналитических показателей научно-технического уровня инноваций, выполняется по формуле, приведенной ниже:
где ЧИЛ - число процесс- /продукт-инноваций, использованных (либо освоенных) по лицензионным соглашениям.
ЧИСОБЩ - общее число созданных процесс-/продукт-инноваций.
Показателя технологической зависимости (ктз) позволяет достаточно адекватно отражать стратегию развития инновационной деятельности предприятия (региона, отрасли) - курс на создание собственных инноваций или на заимствование их со стороны. Его высокое значение - свидетельство ограниченных возможностей выхода инновационной продукции на рынки других стран. Этот показатель характеризует также уровень технологической безопасности предприятия (региона, отрасли).
3. Показатели инновационного про-
цесса
Во вторую группу показателей инновационного процесса нами включены шесть подгрупп аналитических показателей, особенности расчета который характеризуем ниже.
Инновационную активность предприятия, т.е. первую подгруппу аналитических показателей можно исчислить по доле новой, модернизированной и модифицированной продукции (кнмм, в %) или по доле лишь новой
продукции во всей продукции предприятия (кн, в %):
(6) (7)
где Днмм - объем всей инноваци-
нмм
онной (новой, модернизированной и модифицированной) продукции предприятия (без усовершенствованной продукции), тыс. руб.;
Дн - объем только новой инновационной продукции предприятия (без усовершенствованной продукции), тыс. руб.;
ПОБЩ - общий объем всей продукции предприятия, тыс. руб.
Показатель кн, по нашему мнению, является более точной характеристикой инновационной активности предприятия, так как его рост хорошо корреспондируется с улучшением конкурентных позиций предприятия в отрасли.
Коэффициент интенсивности создания инноваций (киси), входящий во вторую подгруппу показателей, определяется в расчете на 10 разработчиков по следующей формуле:
Ч1СИ
к
где ЧИС
чнс
О ВЦ
общ
(кин, в баллах) включен в третью подгруппу аналитических показателей и исчисляется следующим образом:
ЧИПнац
где ЧиПи
чнс
X 100, (9)
ОЕШ
число использован-
к-УКР —
чиос
чнс
х 100, (10)
ОЕШ
X 100, (8)
ЧРИ
- общее число созданных процесс-/продукт-инноваций;
ЧРИ - число разработчиков инноваций;
Показатель киси по форме построения аналогичен уровню производительности труда в сфере основного производства промышленного предприятия. Но в инновационной сфере из-за преобладания творческих элементов в деятельности создателей новшеств и высокой степени неопределенности (сроков и факта получения конечного результата), понятие «производительность труда» приобретает несколько условный характер.
Коэффициент насыщенности использованными процесс-инновациями
спс =
гдеУ ЧИС
ХЧИСовщ х^
(11)
дукт-инноваций/
Коэффициенты полноты охвата групп передовых технологий используемыми процесс-инновациями (кПОи, в %), представленные в шестой подгруппе показателей, определяются по формуле:
ных (освоенных) прогрессивных про-цесс-/продукт-инноваций (единичных или серийных);
ЧисОБЩ - общее число созданных процесс-/продукт-инноваций.
При приведении процесс-инноваций нами предлагается использовать следующею оценочную шкалу: принципиально новые технологии - 5 баллов; впервые за рубежом - 3 балла; новые в стране - 2 балла; все остальные технологии - 1 балл. Избранная балльная форма построения коэффициента насыщенности объясняется тем обстоятельством, что исчисление удельного веса использованнык в отчетном периоде процесс-инноваций (в особенности принципиально новых) в натуральных величинах преуменьшает степень насыщенности предприятия современными технологиями.
Уровень комплектности разработки продукт-инноваций (кукр, в %), т.е. доля новой продукции, которая отвечает совокупности основных требований (экологических, послепродажного обслуживания и безопасности потребления) входит в четвертую подгруппу аналитических показателей и определяется по формуле:
^ПОИ —
чгг
чгт,
X 100, (12)
ОЕШ
где ЧиОс - число продукт-инноваций, отвечающих совокупности вышеперечисленных требований;
ЧисОБЩ - общее число созданных процесс-/продукт-инноваций.
Средняя продолжительность создания (использования, освоения) про-цесс-/продукт-инноваций (СПС, лет) из пятой подгруппы аналитических показателей рассчитывается достаточно элементарно по формуле средней арифметической взвешенной из индивидуальных показателей числа лет создания процесс-/продукт-инноваций (1):
где ЧГТ - число групп передовых технологий предприятия (региона, отрасли), в которых используются процесс-инновации;
ЧГТОБЩ - общее число групп передовых технологий (согласно классификатора
Госкомстата РФ или разработанные независимыми исследовательскими группами).
4. Оценка эффективности инновационной деятельности предприятия
В третью группу аналитических показателей эффективности инновационной деятельности (трактуемой расширительно, а не только в виде соотношения затрат и результатов) включены пять подгрупп рассматриваемых ниже показателей.
Показатель коммерческой востребованности процесс-/продукт-иннова-ций (ккви) из первой подгруппы аналитических показателей рассчитывается как среднее число лицензионных соглашений на одну инновацию:
(13)
где ЧЛИ - общее число лицензионных соглашений,
заключенных по созданным про-цесс-/продукт-инновациям.
ЧИСОБЩ - общее число созданных процесс-/продукт-инноваций.
Исчисление показателя широты использования инноваций (кПшИИ), входящего во вторую подгруппу показателей, производится по формуле:
ЬПШПП
_ V"! у1"
— ¿.¿=1^1=1
40:
ЧНС
-, (14)
ОЕШ
£ЧИС0ЕЩ.
-общ ' ~ общее число про-цесс-/продукт-инноваций,
созданных в течение рассматриваемого числа лет;
1 - числа лет создания процесс-/про-
где ЧОу - 1-я организация, в которой используется ]-я созданная (разработанная) на рассматриваемом предприятии процесс- / продукт-инновация;
т - общее число предприятий-пользователей;
п - общее число созданных инноваций.
ЧИСОБЩ - общее число созданных процесс-/продукт-инноваций.
Показатель к
характеризует
среднее число предприятий, на которых используется созданная (разработанная) процесс-/продукт-инновация. Он отражает «веерный» характер продаж инноваций, т.е. реальную возможность их диффузии и параллельного использования на многих предприятиях [16]. В отличие от рассмотренного выше показателя коммерческой востребованности процесс-/продукт-инноваций (ккВИ), гарантирующей получение экономического эффекта, показатель широты использования инноваций (кПШИИ) характеризует скорее технологическую востребованность инноваций.
В число финансовых показателей (т.е. в четвертую подгруппу рассматриваемой системы) входит ряд аналитических показателей. Например, уро-венъ финансовой поддержки феде-ралъным (местным) бюджетом инновационной деятелъности (куфПБ, в %) рассчитывается по формуле:
(15)
где ОЗИ - общие затраты на финансирование инновационной деятельности;
СФБ - средства федерального/местного бюджета, направленные на те же цели.
Могут быть также исчислены коэффициент зависимости предприятия от коммерческих кредитов на финансирование развития инновационной деятельности, коэффициент автономии предприятия в финансировании этой деятельности, финансовый показатель технологической зависимости предприятия (региона, отрасли) и др.
В совокупность аналитических показателей входят также показатели пятой подгруппы: такие характеристики эффективности стимулирования инновационной деятелъности, как кЭОСИ - коэффициент эффективности общего стимулирования инновационной деятельности (в рублях эффекта на каждый рубль фонда оплаты труда) и кЭДСИ - коэффициент эффективности дополнительного стимулирования (прирост эффекта в рублях на каждый рубль прироста фонда оплаты труда):
, гээи
'ЭОС и
Фота дгээи
(16) -(17)
ЭДСИ ДФОТИ'
где ГЭЭИ - годовой экономический эффект от инновационной деятельности, тыс. руб.;
ФОТИ - годовой фонд оплаты труда в инновационной сфере, тыс. руб.;
ДГЭЭИ - прирост экономического эффекта от инновационной деятельно-стив отчетном периоде по сравнению с базисным, тыс. руб;
ДФОТИ - прирост фонда оплаты труда в инновационной сфере в отчетном году по сравнению с базисным, тыс. руб.
Показатель кЭОСИ показывает общую эффективность стимулирования инновационной деятельности на рассматриваемом предприятии, а также в сопоставлении с предпрятиями-конкурента-ми. Показатель кЭДСИ характеризует приростную эффективность стимулирования, что дает возможность динамических сопоставлений и, кроме того, сравнения кЭДСИ с кЭОСИ на одном предприятии за один и тот же период. Помимо рассмотренных выше 17 показателей-представителей не менее информативными являются и другие аналитические показатели.
По нашему мнению, основными рекомендуемыми направлениями применения предлагаемой нами системы аналитических показателей инновационной деятелъности предприятия являются:
• получение обобщающей оценки состояния инновационной деятельности на предприятии (регионе, отрасли), тенденций и факторов ее развития, неиспользованных резервов и возможностей роста;
• разработка совокупности экстра-поляционных и нормативов прогнозов
на кратко-, среднесрочную перспективу;
• выработка базовой концепции развития и совершенствования управления инновационной деятельностью на обозримый период;
• разработка альтернативных стратегий реализации целей инновационной политики, намеченных на перспективу;
• формирование целевых регионально-отраслевых программ государственной поддержки приоритетных направлений в развитии инновационной деятельности;
• построение системы показателей индикаторов для инновационного мониторинга, прогнозирования и планирования.
5. Заключение
Предлагаемая система аналитических показателей имеет следующее несомненное достоинство: она базирует-
ся преимущественно на информации, которую можно получить из инновационной статистики, т.е. на данных отчетов предприятий по инновационной деятельности, которые собираются Рос-статом по унифицированным формам, единообразно заполняемыми всеми отчитывающимися предприятиями.
Вместе с тем информационному обеспечению инновационного анализа свойственны и недостатки, такие, как: несплошной охват статистическим наблюдением субъектов инновационной деятельности; неполнота учетного отражения процессов, происходящих в инновационной сфере; несовершенство критериев отнесения продукции к инновационной; преобладание качественных оценок; запущенность работы по анализу и контролю за достоверность отчетных данных.
Для улучшения ситуации, с целью повышения качества и обоснованности принимаемых решений на всех иерархических уровнях управления целесообразно: включить в число обследуемых статистическими органами объектов малые инновационные и промышленные предприятия; сочетать периодическую отчетность со специально организованными выборочными обследованиями инновационной деятельности по более широкому кругу показателей; уточнить критерии новизны продукции, введя понятие «принципиально новая (ранее неизвестная) продукция»; использовать методы экспертных оценок для перевода качественных характеристик инноваций в количественные, апробировать и внедрить в управленческую практику типовую методику проведения инновационного анализа.
литература
1. Гилилов М.В. Инновации промышленных предприятий и экономический рост // Научные Труды Вольного экономического общества. Т. 93, М., 2008. С. 45-48.
2. Гилилов М.В. Управление инновационной деятельностью в структурах среднего и малого бизнеса: системно-конструктивистский подход // Новая российская экономика: движущие силы и факторы: Международная научно-практическая конференция. Ч. I. - Ярославль: ЯрГУ 2010. С. 45-48.
3. Гилилов М.В. Налоговое стимулирование как фактор обеспечения научной и инновационной деятельности предприятий // Сб. науч. стат. II научно-
пpaктичecкoй кoнфepeнции «Иннoвa-циoннoe paзвитиe poccикoй эюшми-ки». - M.: MЭCИ, 2009. C. 506-50l.
4. Paзyмoв И. B. Инвecтициoннaя пpивлeкaтeльнocть peгиoнaльныx щюд-пpиятий // Becтник Яpocлaвcкoгo pera-oнaльнoгo oтдeлeния PAEH. 200l. - T. 1. - № 1. - C. 46-51.
5. Paзyмoв И. B. Эмпиpичecкoe ж-cлeдoвaниe тeopeтичecкиx мoдeлeй ин-вecтициoннoгo пoвeдeния и иннoвaци-oннoй aктивнocти poccийcкиx щед^и-ятий // Экoнoмичecкий вecтник ßpoc-лaвcкoгo yнивepcитeтa. 2006. - № 15. -C. 26-43.
6. Paзyмoв И. B. Ceтeвaя мoдeль ин-вecтиpoвaния иннoвaциoннoй peкoнcт-pyкции пpoизвoдcтвa // Экoнoмичecкий вecтник Яpocлaвcкoгo yнивepcитeтa. 200l. - № ll. - C. 22-3l.
l. Poжкoвa E. B. Пpoблeмa фopми-poвaния иннoвaциoннoй cтpaтeгии пpeдпpиятия. Пpoблeмы coвepшeн-cтвoвaния yпpaвлeния пpeдпpиятиeм в coвpeмeнныx ycлoвияx. Cбopник мaтe-pиaлoв мeжpeгиoнaльнoй нayчнo-пpaк-тичecкoй кoнфepeнции. Ч. 2. - Пeнзa,
2008. - 234 c.
8. Трифилова A.A. Управление инновационным развитием предприятия. -М.: Финансы и статистика, 2003. - 176 с.
9. Фатхутдинов P.A. Инновационный менеджмент - М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2007. - 600 с.
References
1. Gililov M.V Innovation industrial enterprises and economic growth // Scientific Works Of the free economic society. T. 93, M., 2008. P. 45-48.
2. Gililov M.V. Management of innovative activity in the structures of small and medium business: system-construc-tivist approach // The new russian economy: driving forces and factors: The international scientifically-practical conference. H. I. - Yaroslavl: Yaroslavl State University, 2010. P. 45-48.
3. Gililov M.V Tax incentives as a factor of scientific and innovative activity of the enterprises // Sb. nauch. stat. Ii scientific-practical conference "Innovative development of россикой economy". - M.: MESI, 2009. P. 506-507.
4. Razumov I.V Investment attractiveness of regional companies // Vestnik Of the yaroslavl regional branch of the RUSSIAN ACADEMY OF NATURAL SCIENCES. 2007. - T. 1. - no. 1. - P. 46-51.
5. Razumov I.V. An empirical study of theoretical models of investment behavior and innovation activity of russian companies // Economic bulletin Of the yaroslavl university. 2006. - no. 15. - P. 26-43.
6. Razumov I.V. The network model of investment of innovation reconstruction of production // Economic bulletin Of the yaroslavl university. 2007. - no. 17. - P. 22-37.
7. Rozhkova E. V. The problem of formation of innovative strategy of the enterprise. Problems of perfection of enterprise management in modern conditions. Collection of materials of regional scientifically-practical conference. H. 2. - Penza, 2008. - 234 p.
8. Trifilova A.A. Management of innovative development of the enterprise. -M.: Finance and statistics, 2003. - 176 p.
9. Fathutdinov R.A. Innovation management - M.: "Business-school "Intel-Synthesis", 2007. - 600 p.