Научная статья на тему 'Сиротские произведения в праве интеллектуальной собственности Европейского союза и россии'

Сиротские произведения в праве интеллектуальной собственности Европейского союза и россии Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
446
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИРОТСКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ / АВТОР / ПРАВО НА ИМЯ / ГРАНИЦЫ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОГО ПРАВА / ORPHAN WORKS / AUTHOR / RIGHT TO A NAME / BOUNDARIES OF EXCLUSIVE RIGHTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кочевцева Наталия Ивановна

Впервые понятие «сиротское произведение» официально было использовано в законодательстве Европейского сообщества только лишь в 2012 году. В статье предлагается рассмотреть ситуацию с охраной сиротских произведений в Европейском Союзе и Российской Федерации. Учитывая, что правовое регулирование сиротских произведений отсутствует в законодательстве РФ, автор предлагает с учетом норм действующего законодательства в сфере интеллектуальной собственности формулировку понятия «сиротское произведение» и правовой режим его использования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Orphaned works in the intellectual property law of the European Union and Russia

For the first time the concept of «orphan work» was officially used in the legislation of the European Community only in 2012.n. The article proposes to consider the situation with the protection of orphan works in the European Union and the Russian Federation. Considering that the legal regulation of orphan works is absent in the legislation of the Russian Federation, the author suggests taking into account the norms of the current legislation in the field of intellectual property the wording of the concept «orphan work» and the legal regime for its use.

Текст научной работы на тему «Сиротские произведения в праве интеллектуальной собственности Европейского союза и россии»

УДК 316.034

РО! 10.23672/8ДЕ.2019.2019.43748

Кочевцева Наталия Ивановна

аспирантка кафедры авторского права, смежных прав и частноправовых дисциплин, Российская государственная академия интеллектуальной собственности nnattaa2016@mail.ru

Сиротские произведения

в праве интеллектуальной собственности

европейского союза и россии

Natalia I. Kochevtseva

Post-graduate student

of the Department of Copyright,

Related rights and Private Law disciplines,

Russian State Academy

of Intellectual Property

nnattaa2016@mail.ru

Orphaned works

in the intellectual property law of the european union and russia

Аннотация. Впервые понятие «сиротское произведение» официально было использовано в законодательстве Европейского сообщества только лишь в 2012 году.

В статье предлагается рассмотреть ситуацию с охраной сиротских произведений в Европейском Союзе и Российской Федерации. Учитывая, что правовое регулирование сиротских произведений отсутствует в законодательстве РФ, автор предлагает с учетом норм действующего законодательства в сфере интеллектуальной собственности формулировку понятия «сиротское произведение» и правовой режим его использования.

Ключевые слова: сиротские произведения, автор, право на имя, границы исключительного права.

Annotation. For the first time the concept of «orphan work» was officially used in the legislation of the European Community only in 2012.n. The article proposes to consider the situation with the protection of orphan works in the European Union and the Russian Federation. Considering that the legal regulation of orphan works is absent in the legislation of the Russian Federation, the author suggests taking into account the norms of the current legislation in the field of intellectual property the wording of the concept «orphan work» and the legal regime for its use.

Keywords: orphan works, author, right to a name, boundaries of exclusive rights.

Некоторое время назад наследники известного советского писателя столкнулись с тем, что широко известное литературное произведение их отца, охраняемое авторским правом еще как минимум 20 лет, вдруг стало «сиротским произведением».

Строчка из известнейшего произведения их отца, фронтовика, лауреата многочисленных премий, была использована кинокомпанией для рекламы фильма о войне. Кинокомпания не смогла самостоятельно найти наследников писателя и была вынуждена использовать часть произведения в рекламе фильма без их согласия, что вылилось в соответствующие претензии наследников к кинокомпании.

Юристы кинокомпании построили свою защиту на том, что кинокомпания считала данное произведение «сиротским», поскольку информация о правообладателях отсутствовала в открытом доступе, соответственно, кинокомпания была вправе его использовать без согласия наследников и без выплаты им авторского вознаграждения.

Вопрос между кинокомпанией и наследниками был урегулирован в досудебном порядке, одна-

ко, эта правовая ситуация заставила специалистов в сфере интеллектуальной собственности и правообладателей возобновить утихшую в последние несколько лет дискуссию относительно «сиротских произведений».

Что же такое «сиротское произведение», и какое место оно занимает в правом поле?

Впервые понятие «сиротское произведение» официально было использовано в законодательстве Европейского сообщества только лишь в 2012 году.

Согласно статье 2 Директивы Европейского парламента и Совета Европейского Союза от 25 октября 2012 года 2012/28/ЕС об определенном разрешенном использовании сиротских произведений (Directive 2012/28/EU of the European Parliament and of the Council of 25 October 2012 on certain permitted uses of orphan works) (далее - Директива), произведение или фонограмма считаются «сиротским произведением» («orphan work»), если ни один из правообладателей такого произведения или фонограммы неизвестен или не обнаружено местонахождение ни одного из известных правообладателей в результате добросовестного поиска, проведен -

ного и зафиксированного по правилам Директивы [1]. В том случае, когда у произведения или фонограммы два или более правообладателей и не все из них установлены или же если местонахождение установленных правообладателей не обнаружено в результате добросовестного поиска, проведенного и зафиксированного по правилам Директивы, произведение или фонограмма могут быть использованы в соответствии с Директивой при условии, что установленные правообладатели, местонахождение которых известно, дали в отношении своих прав соответствующее разрешение.

Нужно отметить, что в некоторых российских источниках термин «orphan work» переводится на русский язык как «произведение, не определяемое по субъекту авторского права» [2].

Согласно статье 1 Директивы, действие Директивы распространяется на произведения или фонограммы, которые находятся под охраной авторского и смежного права и впервые были опубликованы/транслированы по каналам теле-и радиовещания на территории государства-члена ЕС.

К указанным в статье 1 Директивы произведениям относятся:

- произведения, опубликованные в книгах, журналах, газетах или в другом письменном виде, которые находятся в коллекциях публичных библиотек, образовательных учреждениях или музеях, а также в архивах или институтах кино- и аудионаследия;

- кинематографические и аудиовизуальные произведения и фонограммы, которые находятся в коллекциях публичных библиотек, образовательных учреждениях или музеях, а также в архивах или институтах кино- и аудионаследия;

- кинематографические и аудиовизуальные произведения и фонограммы, произведенные организациями публичного телерадиовещания до 31 декабря 2002 года включительно, которые находятся в их архивах;

- произведения и иные охраняемые объекты, которые являются составной частью произведений или фонограмм, указанных в Директиве.

Европейский законодатель не обошел своим вниманием и необнародованные произведения или фонограммы, распространив действие документа на перечисленные в Директиве произведения или фонограммы, которые никогда не были обнародованы (опубликованы или транслированы), но при соблюдении указанных в Директиве условий.

После того, как произведение или фонограмма, в соответствии с Директивой, признаны «сиротскими», их использование возможно без согласия правообладателя и без выплаты ему вознаграждения, но только предусмотренными Директивой способами (опубликование и воспроизведение) и в указанных в Директиве целях (до-

стижение общественно-полезных целей, в частности, в целях сохранения, восстановления, обеспечения доступа в культурных и образовательных целях).

Директива предусматривает, что использование «сиротских произведений» способами и в целях, предусмотренных Директивой, имеет право не любое лицо, а только перечисленные в статье 1 Директивы организации (бенефициары), которые располагаются в государствах-членах ЕС и деятельность которых преследует публичные интересы: публичные библиотеки, образовательные учреждения, архивы, институты кино- и аудионаследия, организации публичного телерадиовещания.

Указанные бенефициары при использовании «сиротских произведений» обязаны указывать имя авторов (правообладателей), если они известны. Такое указание требуется при каждом использовании «сиротского произведения» (п. 3 ст. 6 Директивы).

В соответствии с преамбулой Директивы, предусматривается создание единой базы данных для Европейского Союза, которая должна содержать информацию о «сиротских произведениях», в том числе об их пользователях, способах использования и изменениях их статуса.

Указанная база данных (Онлайновая база данных о сиротских произведениях для ЕС (Online EU-wide database for Orphan Works)) была создана Ведомством по гармонизации внутреннего рынка (OHIM) (с 2016 г. переименовано в Ведомство интеллектуальной собственности ЕС (EUIPO)), которое и продолжает ее администрировать.

На 2016 год в Онлайновой базе данных о сиротских произведениях для ЕС (Online EU-wide database for Orphan Works) в качестве «сиротских» было указано: 251 литературное произведение, 829 аудиовизуальных произведений, 39 кинематографических произведений, 341 фонограмма, 3 иллюстрации, 3 фотографии и 1 произведение изобразительного искусства [3, с. 35]. Очевидно, что этим не исчерпывается реальное количество «сиротских произведений», существующих в Европейском союзе в настоящее время.

На национальном уровне, в России, четвертая часть Гражданского Кодекса РФ не содержит такого понятия как «сиротское произведение», однако, определение содержания данного термина, на наш взгляд, возможно с позиции действующего нормативного регулирования и сложившихся доктринальных взглядов в российской цивилистике.

Четвертая часть Гражданского Кодекса РФ в статье 1265 закрепляет за автором право на имя. Право автора на имя - это право использовать или разрешать использование результата интеллектуальной деятельности под своим именем, под псевдонимом или анонимно.

Таким образом, существуют три способа обозначения имени автора при обнародовании и использовании произведения: под настоящим именем автора (ст. 19 Гражданского Кодекса РФ), под псевдонимом, т.е. вымышленным име-

нем, или без указания имени (анонимно). При этом в качестве псевдонима может выступать не только фамилия, имя, отчество или фамилия и имя, но даже ни к ней [4].

При опубликовании произведения анонимно или под псевдонимом (за исключением случая, когда псевдоним автора не оставляет сомнения в его личности) издатель (пункт 1 статья 1287), имя или наименование которого указано на произведении, при отсутствии доказательств иного, считается представителем автора и в этом качестве имеет право защищать права автора и обеспечивать их осуществление. Это положение действует до тех пор, пока автор такого произведения не раскроет свою личность и не заявит о своем авторстве.

В соответствии с пунктом 2 статьи 1281 Гражданского Кодекса РФ [5], на произведение, обнародованное анонимно или под псевдонимом, срок действия исключительного права истекает через семьдесят лет, считая с 1 января года, следующего за годом его правомерного обнародования. Если в течение указанного срока автор произведения, обнародованного анонимно или под псевдонимом, раскроет свою личность или его личность не будет далее оставлять сомнений, исключительное право будет действовать в течение срока, установленного пунктом 1 статьи 1281 Гражданского Кодекса РФ, т.е., действовать в течение всей жизни автора и семидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом смерти автора.

Исходя из указанного в статье 1265 Гражданского Кодекса РФ правомочия автора, нам представляется, что «сиротским произведением» является произведение:

1) опубликованное анонимно, т.е. без указания имени, но при условии, что на произведении не указан издатель, который в соответствии с Кодексом имеет право защищать права автора и обеспечивать их осуществление;

2) опубликовано под псевдонимом автора, но при условии, что на произведении не указан издатель, который в соответствии с Кодексом имеет право защищать права автора и обеспечивать их осуществление, а также при условии, что псевдоним не позволяет установить личность автора.

3) если автор произведения раскроет свою личность или его личность не будет далее оставлять сомнение, произведение утрачивает статус сиротского произведения и продолжает охраняться в соответствии с Гражданским Кодексом РФ.

Учитывая статью 1281 Гражданского Кодекса РФ, по аналогии закона, нам кажется допустимым распространение на «сиротские произведения» ограничения исключительного права по временному критерию: на сиротское произведе-

Литература:

1. Directive 2012/28/EU of the European Parliament and of the Council of 25 October 2012 on certain permitted uses of orphan works. URL

ние срок действия исключительного права истекает через семьдесят лет, считая с 1 января года, следующего за годом его правомерного обнародования. Если в течение указанного срока автор сиротского произведения раскроет свою личность или его личность не будет далее оставлять сомнений, исключительное право будет действовать в течение срока, установленного пунктом 1 статьи 1281 Гражданского Кодекса РФ, т.е. действовать в течение всей жизни автора и семидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом смерти автор.

Предложенные формулировка понятия «сиротского произведения» и ограничения исключительного права по временному критерию на «сиротские произведения» не противоречат концепции «трехшагового теста», изложенной в статье 9(2) Бернской конвенции по охране литературных и художественных произведений и практически дословно воспроизведенной в пункте 5 статье 1229 Гражданского Кодекса РФ. Данная норма предусматривает, что ограничения исключительных прав на произведения науки, литературы и искусства либо на объекты смежных прав устанавливаются в определенных особых случаях при условии, что такое ограничение не противоречит обычному использованию произведений либо объектов смежных прав и не ущемляют необоснованным образом законные интересы правообладателей. Иные ограничения исключительного права на «сиротские произведения» (использование без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения при определенных обстоятельствах/в определенных случаях и т.д.) могут противоречить пункту 5 статьи 1229 Гражданского Кодекса РФ, поскольку безусловно будут ущемлять интересы авторов «сиротских произведений», которые столкнутся с тем, что их имущественные права, по сравнению с авторами иных произведений, будут ограничены.

Отнесение к «сиротским произведениям» произведений, не имеющих конкретных авторов, представляется недопустимым, поскольку, если применять аналогию закона (статья 1259 Гражданского Кодекса РФ), произведения, не имеющие конкретных авторов, не могут являться объектами авторского права.

Ситуации, связанные с произведениями, автор которых известен, но местонахождение его или его наследников неизвестно/или невозможно установить, с моей точки зрения, должны разрешаться не путем ограничения исключительного права автора/иных правообладателей, а с использованием иных правовых институтов, имеющихся в распоряжении гражданского права и иных отраслей права.

Literature:

1. Directive 2012/28 / EU of the European Parliament and of the Council of October 25, 2012 on certain permitted uses of orphan works. URL :

https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/PDF/ ?uri=CELEX:32012L0028&rid=1 (дата обращения 21.11.2019).

2. Неофициальный перевод текста Directive 2012/28/EU of the European Parliament and of the Council of 25 October 2012 on certain permitted uses of orphan works на русский язык // СПС «КонсультантПлюс», 2019.

3. Левова И.Ю. Сиротские произведения в России: статус, пути решения проблемы. Как открыть доступ к произведениям, авторов или законных правообладателей которых установить невозможно / И.Ю. Левова, Д.В. Винник, А.Ю. Моисеева. М. : Ваш Формат, 2016. 66 с.

4. Право интеллектуальной собственности.. Общие положения : учебник / Под общ. ред. д-р. юрид. наук, проф. Л.А. Новоселовой. М. : Статут, 2017. Т. 1 // СПС «КонсультантПлюс», 2019.

5. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая, вторая, третья и четвертая. М. : Проспект, 2019. 736 с.

https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/ TXT/PDF/?uri=CELEX:32012L0028&rid=1 (acces sed 11/21/2019).

2. Unofficial translation of the text Directive 2012/28 / EU of the European Parliament and of the Council of October 25, 2012 on certain permitted uses of orphan works into Russian // ATP Consultant Plus, 2019.

3. Levova I.Yu. Orphan works in Russia: status, ways to solve the problem. How to open access to works whose authors or legal owners are impossible to establish / I.Yu. Levova, D.V. Vinnik, A.Yu. Moi-seeva. M. : Your Format, 2016. 66 p.

4. Intellectual property law.. General Provisions : textbook / Ed. ed. Doctor of Law, Prof. L.A. Novose-lova. M. : Statute, 2017 T. 1 // ATP Consultant Plus, 2019.

5. Civil Code of the Russian Federation. Parts of the first, second, third and fourth. M. : Prospect, 2019. 736 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.