Научная статья на тему 'СИРИЙСКИЙ КОНФЛИКТ - ЭПИЦЕНТР НЕСТАБИЛЬНОСТИ В РЕГИОНЕ'

СИРИЙСКИЙ КОНФЛИКТ - ЭПИЦЕНТР НЕСТАБИЛЬНОСТИ В РЕГИОНЕ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
89
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИРИЯ / БЛИЖНИЙ ВОСТОК / РАДИКАЛЬНЫЙ ИСЛАМ / ДЖИХАДИСТЫ / ИРАН / США / КУРДЫ / SYRIA / MIDDLE EAST / RADICAL ISLAM / JIHADISTS / IRAN / US / KURDS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Иванов Станислав Михайлович

В статье рассматривается ситуация в Сирийской Арабской Республике и её влияние на общую обстановку на Ближнем Востоке. Особое внимание уделяется анализу участия в сирийском конфликте региональных центров силы и внешних игроков. Автор приходит к выводу о необходимости активизации мирных переговоров по Сирии в Женеве и Астане. При согласии противоборствующих сторон допускается проведение миротворческой операции под эгидой ООН.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYRIAN CONFLICT - THE EPICENTER OF INSTABILITY IN THE REGION

The article discusses the situation in the Syrian Arab Republic (SAR) and its impact on the overall situation in the Middle East. Special attention is paid to the analysis of the participation of regional centers of power and external players in the Syrian conflict. The author comes to the conclusion, that it is necessary to intensify the peace negotiations on Syria in Geneva and Astana. With the consent of the opposing sides, it is allowed only to conduct a peacekeeping operation under the auspices of the UN

Текст научной работы на тему «СИРИЙСКИЙ КОНФЛИКТ - ЭПИЦЕНТР НЕСТАБИЛЬНОСТИ В РЕГИОНЕ»

УДК 327.5(323)

Сирийский конфликт -эпицентр нестабильности в регионе

Станислав ИВАНОВ

Ближний Восток продолжает оставаться одним из наиболее нестабильных и взрывоопасных регионов на планете. Нерешённость палестинской проблемы и, как следствие, сохраняющаяся десятки лет напряжённость и враждебность в отношениях Израиля с арабским и мусульманским миром, гражданские войны и вооружённые конфликты в ряде арабских стран, активизация деятельности террористических группировок радикальных исламистов в Сирии, Ираке, Йемене, Ливии, Ливане, других странах региона -всё это подрывает устои региональной и международной безопасности.

В последние годы власти ряда стран региона, оппозиция и внешние силы пытаются разжечь противоречия между мусульманскими общинами суннитов и шиитов, а также использовать в своих интересах нерешённость курдской проблемы.

Все эти процессы сопровождаются гонкой вооружений и милитаризацией ведущих стран региона, наращиванием группировок ВС США и других стран НАТО в акваториях Средиземного моря и Персидского залива. Нельзя забывать и о том, что Государство Израиль обладает ядерным оружием и триадой средств его доставки к целям, что может привести к региональному конфликту с применением ядерных боеприпасов.

ИВАНОВ Станислав Михайлович - кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Центра международной безопасности ИМЭМО РАН. E-mail: s.ivanov@imemo.ru

Ключевые слова: Сирия, Ближний Восток, радикальный ислам, джихадисты, Иран, США, курды.

«Арабская весна» - причина региональной нестабильности

Главным очагом нестабильности

на Ближнем Востоке остаётся затяжной по времени и масштабный по количеству внешних участников сирийский конфликт. Возникший в период событий так называемой «арабской весны» 2011 г. [ 1], он привёл к ослаблению государственности Сирийской Арабской Республики (САР) и сопровождался массовыми жертвами и разрушениями экономики, инфраструктуры, жизненно важных объектов и жилого фонда.

По данным ООН, погибло свыше 500 тыс. сирийцев [ 2], около 2 млн стали инвалидами.

Побочными явлениями гражданской войны можно считать потоки мигрантов, беженцев и всплеск террористической активности, которые распространяются по всему миру и представляют собой всё большую угрозу международной безопасности.

Сегодня примерно треть довоенного населения Сирии (7-8 млн чел.) проживает в лагерях беженцев в Турции, Ливане, Ираке, Иордании, странах Евросоюза, несколько миллионов сирийцев считаются внутренне перемещёнными лицами [ 3].

В той или иной степени в трагические события в Сирии оказались вовлечены региональные центры силы и соседние страны (Иран, Тур-

ция, Саудовская Аравия, Иордания, Ирак, Ливан, Катар, Израиль), а также внешние игроки (Россия, США, Франция, Великобритания, ФРГ и др.).

Несмотря на победные реляции Дамаска и его союзников по поводу разгрома террористов и оппозиции в Сирии и переходу к восстановлению сирийского государства довоенного образца, реальных предпосылок к окончательному преодолению сирийского кризиса пока не просматривается. Безусловно, военное поражение наиболее крупной группировки джихадистов «Исламское государство» и освобождение столицы «Исламского халифата»* г. Ракки стали важными этапами в общей борьбе с силами международного терроризма, но это не привело к прекращению политического и вооружённого противостояния в стране. Пробуксовывают пока и переговоры в Женеве и Астане по вопросам будущей конституции, формированию коалиционного правительства и организации всеобщих демократических выборов.

Коренные причины и истоки сирийской трагедии так и не были устранены, вовлечённые в конфликт внутренние и внешние силы сохраняют противоположные взгляды и подходы к путям и способам выхода из кризиса и модели построе-

1 Печуров С. Л. Арабский Восток: от «весны» к хаосу? М.: Институт востоковедения РАН, 2013. С. 115.

2 https://ria.ru/20170830/1501427522.html

3 https://tvzvezda.ru/news/forces/content/201810191043-11zf.htm

* Деятельность данных и других террористических организаций, указанных в тексте, законодательно запрещена на территории Российской Федерации.

ния будущего сирийского государства. К тому же правительству пока не удалось восстановить контроль за рядом стратегически важных провинций и районов страны. Часть северо-западных районов Сирии (Ид-либ, Алеппо, Африн) по-прежнему контролируют вооружённая оппозиция, остатки группировок радикальных исламистов и турецкие войска.

Северо-восточные провинции Сирии, включая восточный берег Евфрата, контролируют курдские ополченцы и союзные им отряды сирийских арабов численностью около

40 тыс. чел. [4]. Организационно эти формирования входят в так называемый Демократический альянс, который поддерживает армейская авиация и спецназ ВС США. В этом анклаве имеются также военные инструкторы и специалисты из Франции, Великобритании и ряда других западных государств. На юге страны, в районе американской военной базы «Ат-Танф», сохраняются довольно крупные вооружённые группировки сирийской оппозиции - «Джейш Магавир ат-Тавра» и «Джейш Усуд Аш-Шаркия» [5].

К возможному выводу американского военного контингента из Сирии

В декабре 2018 г. Д. Трамп в очередной раз заявил о победе над «Исламским государством» и своём решении вывести американский военный контингент из Сирии. Это заявление вызвало массу противоречивых комментариев и прогнозов среди политиков и экспертов как в самих США, так и других странах. Иерусалим высказал по этому поводу своё опасение в связи с возможным усилением позиций Ирана в Сирии и регионе в целом.

В России отнеслись к этому решению Трампа с некоторым скепсисом, но в целом позитивно, поскольку американские военные находились в САР без какого-либо согласия или разрешения официальных властей и не только боролись с бандформированиями ИГИЛ, но и поддерживали вооружённые оппозиционные группировки. Американцы также

оказывали огневую и логистическую поддержку сохранявшим нейтралитет в гражданской войне курдским ополченцам в ходе их оборонительных и наступательных боёв против боевиков ИГИЛ.

В Сирии около 12 американских временных пунктов базирования войск и ещё два аванпоста, т. е. всего имеется 14 стационарных военных объектов.

Больше всего их в провинции Алеппо - шесть.

В провинции Хасеке у Вашингтона четыре базы, в провинции Дейр-эз-Зор одна база, две -в провинции Ракка.

Одна из главных баз США - Эт-Танф - располагается на юге страны в провинции Хомс. Именно с этого военного объекта американцы контролируют дороги из Сирии в Ирак и Иорданию. В основном на военных

4 https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/5882534

5 http://rusvesna.su/news/1543684659

базах США дислоцируются армейская авиация и войска специального назначения [ 6].

Чтобы успокоить американскую общественность и региональных союзников, Пентагон подчёркивает, что вывод американских войск из Сирии планируется осуществить в течение нескольких месяцев в прилегающие к ней районы сопредельного Ирака. При этом армейская авиация, спецназ, группировки ВМС и ВВС США в Средиземном море и Персидском заливе будут находиться в постоянной готовности, чтобы при необходимости поддержать своих союзников в Сирии.

Вашингтон также ведёт интенсивные переговоры с Анкарой, Эр-Риядом, Лондоном, Парижем и другими своими союзниками, чтобы с их помощью сохранить в Сирии достигнутый на начало 2019 г. статус-кво.

Что касается победных реляций Трампа о победе над «Исламским государством», то они выглядят весьма спорными, так как разгром наиболее крупных группировок радикальных исламистов типа ИГИЛ, «Джабга ан-Нусра» и им подобных не может гарантировать, что через

некоторое время они не возродятся вновь, как птица феникс из пепла. Ведь корни и причины появления этого террористического монстра так и не были устранены. Уцелевшие главари и боевики «Исламского халифата» рассеялись в отдалённых районах Сирии и Ирака, других арабских странах. Часть из них вернулась в Европу и страны СНГ и пытается продолжить свою террористическую и вербовочную деятельность в подполье. По всему миру как грибы растут всё новые террористические группировки радикально настроенных исламистов.

Так, например, созданная в 80-х годах прошлого столетия не без помощи монархий Персидского залива и спецслужб США «Аль-Каида» продолжает уже десятки лет совершать всё новые теракты по всему миру.

Сомалийская «Аш-Шабаб», нигерийская «Боко харам» и десятки других подобных организаций тоже дестабилизируют обстановку в отдельных странах и регионах.

По данным авторитетного справочного издания СИПРИ, «34% всех исламистских вооружённых конфликтов были зарегистрированы в регионе Ближнего Востока и Северной Африки... В Сирии число жертв боевых действий превысило соответствующий показатель по всем конфликтам с участием исламистов» [ 7].

Особенности борьбы с террористическими группировками радикальных исламистов

Практика показала, что эффективную борьбу с радикальными исламистскими группировками вести лишь военным путём явно недоста-

точно. Необходимы скоординированные политические, дипломатические, информационные, финансово-экономические и другие меры

6 https://news.mail.m/mddent/36168786/?frommail=1

7 Нильссон Д., Свенссон И. Сопоставление вооруженных конфликтов и исламистских требований // Ежегодник СИПРИ 2017. М.: ИМЭМО РАН, 2018. С. 61-69.

заинтересованных стран и всего мирового сообщества на этом направлении. Крупные террористические группировки возникают в основном в условиях ослабления государственности отдельных стран и в зонах региональных конфликтов. У них, как правило, есть спонсоры и покровители во власти ряда стран региона, среди оппозиции, неправительственных организаций и различных исламистских фондов.

На Ближнем Востоке появление всё новых террористических структур провоцирует и активное вмешательство внешних сил во внутренние дела арабских стран (Ливия, Йемен, Сирия, Ирак, Бахрейн), нерешённость палестинской и курдской проблемы, сохраняющуюся враждебность в отношениях между Израилем, Турцией, монархиями Персидского залива и в целом мусульманским суннитским миром, с одной стороны, и шиитским Ираном - с другой.

Особенно опасно прямое вооружённое столкновение между Израилем и Ираном в Сирии. В последнее время ирано-израильское противостояние приобретает всё более «горячие» черты, переходя в прокси-войну на территории Сирии.

Руководство Израиля категорически выступает против присутствия иранских спецподразделений в Сирии, проиранских боевых группировок «Хезболлы», а также их сателлитов - шиитских вооружённых формирований афганцев, пакистанцев, иракцев, йеменцев, палестинцев. При этом для Израиля «красная черта» - это их сосредоточение вблизи израильских границ. В течение по-

8 https://interaffairs.ru/news/show/21573

следних лет Израиль нанёс около 200 ракетно-авиационных ударов по иранским и проиранским объектам на территории Сирии [8]. В основном эти удары наносятся по транспортам и складам с оружием и боеприпасами Корпусом Стражей Исламской революции (КСИР) Ирана и ливанской «Хезболлы», что сопровождается разрушением военных объектов САР и человеческими жертвами.

Иностранные государства, включая США, нанеся военное поражение ИГИЛ, так и не смогли устранить корни и причины его появления на свет как разновидности идеологии политизированного ислама. Во дворцах правителей, среди оппозиции и в умах мусульман суннитский джихадизм и шиитский шахидизм продолжают оставаться эффективным оружием в борьбе за свои интересы, власть, территории и ресурсы. Оказавшиеся под влиянием религиозных экстремистов мусульмане готовы не только убивать, но и умирать за внушённые им ложные идеалы. Под знаменем войны с «неверными» сотни тысяч мусульман в Сирии и по всему миру пополняют ряды террористических группировок. Этому способствует и так называемый ренессанс ислама на планете как одной из наиболее молодых мировых религий.

Борьбу с силами международного терроризма в Сирии и регионе затрудняют также двойные стандарты участников этой борьбы.

Так, Эрдоган считает террористами в Сирии Б. Асада и курдских ополченцев, Асад называет вторжение турецких войск на север страны актом государственного терроризма;

Иран называет террористом в регионе Государство Израиль; Иерусалим и Вашингтон, в свою очередь, относят к террористам КСИР Ирана, ливанскую «Хезболлу», «Хамас».

Иногда ярлык террористов навешивается властями на оппозицию, чтобы применить армию и тяжёлые виды оружия для подавления про-тестных акций и восстаний.

Для окончательной победы над ИГИЛ и ему подобными группировками, как представляется, целесообразно не только восстановить государственность Сирии и других распадающихся стран, но и разрешить мирным путём затяжные конфликты на Ближнем Востоке и в дру-

гих регионах мира. Очевидно, что настало время активизировать работу миротворческих инструментов ООН, поскольку при всех недостатках этой авторитетной международной организации других форматов по коллективному миротворчеству пока в мире не создано.

Если бы Вашингтон действительно проявил заинтересованность в выводе своих войск из Сирии и одновременно предложил провести миротворческую или гуманитарную операцию в этой стране в рамках полномочий Совета Безопасности ООН, то думается, что Россия и другие страны могли бы поддержать такое предложение.

Роль региональных и внешних сил в сирийском конфликте

Правительство Б. Асада опирается в основном на всестороннюю помощь Исламской Республики Иран. Тегеран не только выделяет ежегодно из своего госбюджета от 8 до 10 млрд долл. Дамаску на содержание семьи Асада, госаппарата и силовых структур, но и поставляет ему безвозмездно оружие и боеприпасы. В последние годы иранское руководство мобилизовало около 80 тыс. боевиков-шиитов для непосредственной военной поддержки сирийской правительственной армии (подразделения «Аль-Кудс» КСИР, ливанская «Хезболла», иракские бригады «Хашд аш-Шааби», отряды афганцев, пакистанцев, йеменцев, палестинцев). Власти Ирака предоставляют свою территорию для транзита военных грузов из Ирана в Сирию, а также не возражают против участия иракских шиитских милицейских фор-

мирований в боях с оппозицией на стороне Б. Асада.

Сирийскую вооружённую оппозицию и радикальные исламистские группировки суннитского толка продолжают поддерживать Турция, Иордания, Саудовская Аравия, ряд других арабских стран. Лига арабских государств (ЛАГ) исключила САР из своего состава и предложила занять это место представителям сирийской оппозиции. Также ЛАГ признала террористической организацией ливанскую военно-политическую группировку «Хезболла», которая остаётся одним из основных военных элементов в структуре сирийских правительственных войск.

Участие России в сирийском конфликте сводится в основном к борьбе с крупными террористическими группировками и мирным инициативам:

- достижению соглашений Дамаска с оппозицией о прекращении огня;

- созданию зон деэскалации и условий для переговорного процесса в так называемом астанинском формате;

- разминированию населённых пунктов и решению гуманитарных вопросов.

23 февраля 2016 г. на авиабазе ВКС России Хмеймим в Сирии был создан Центр по примирению враждующих сторон и контролю за перемещением беженцев [ 9].

К сожалению, усилия России, ООН и других посредников на межсирийских переговорах в Женеве, Астане и Сочи по выработке «дорожной карты» мирного урегулирования сирийского конфликта до последнего времени значительного успеха не имели. Стороны по-прежнему избегают прямых контактов и ограничиваются передачей своих мнений и предложений через посредников. Больше года не удаётся согласовать списки членов будущего конституционного комитета, который бы мог обсудить проект нового Основного закона страны или внести коррективы в действующую конституцию и на этой основе приступить к подготовке всеобщих парламентских или президентских выборов.

Негативно влияли на попытки России найти консенсус между Аса-дом и оппозицией по разрешению сирийского конфликта и другие посредники - Анкара и Тегеран. Власти Турции и Ирана хотели бы иметь в Дамаске соответственно

протурецкое или проиранское правительство.

Итак, Д. Трамп официально заявил, что американские войска будут выведены из Сирии. С возможным уходом американских военных из Сирии ситуация на северо-востоке страны может кардинально измениться. Вряд ли немногочисленный контингент военнослужащих Франции, Великобритании и ряда других европейских стран, которые выполняют больше функции советников и военных специалистов, будет в состоянии заменить армейскую авиацию и спецназ США.

Сирийские курды оказались перед дилеммой: готовиться ли к отражению своими силами очередной военной агрессии Турции, или попытаться вступить в союз с Дамаском? Пока намечается второй вариант. Курды не принимали участия в гражданской войне в Сирии, не являлись сепаратистами и не требовали своего отделения от Сирии. Они лишь выступают за равные с арабами права и свободы в будущем сирийском государстве. Несмотря на игнорирование их интересов Дамаском, курды заявляют о своей готовности к диалогу с центральными властями. Их лидеров вполне бы устроил статус по типу Иракского Курдистана как субъекта федерации или даже автономного района [ 10].

Насколько далеко зайдёт Эрдо-ган в своих дальнейших провокациях на севере Сирии, покажет время. Но пока он с маниакальной настойчивостью добивается создания в приграничных районах Сирии так

9 https://syria.mil.ru/syria/refugee_center/more.htm?id=12214748@egNews

10 http://riataza.com/2018/12/30/chto-skryivaetsya-za4ozungom-o-edinoy4-nedelimoy-sirii/

называемой буферной зоны глубиной до 35 км. Вряд ли Вашингтон полностью откажется от своей поддержки курдских ополченцев и их арабских союзников на сирийской территории. Очевидно, что какие-то договорённости на этот счёт между Вашингтоном и Анкарой уже достигнуты или состоятся несколько позже. Администрация Трампа контролирует ситуацию и корректирует сроки вывода американских вооружённых сил из Сирии в сторону их увеличения. Сообщается также, что выводимые подразделения будут размещены в соседнем Ираке вблизи сирийской границы [ 11].

По оценкам экспертов, состояние «ни войны, ни мира» в Сирии и наличие неподконтрольных Дамаску протурецкого и курдского анклавов может растянуться на неопределённое время, поскольку и Анкара, и Тегеран намерены и дальше вести непримиримую борьбу за влияние, власть, территории и ресурсы Сирии. Заинтересованные в разрешении сирийского кризиса другие государства (США, Россия, Франция, Великобритания, ФРГ, Израиль, Иордания, Ирак, Ливан, монархии Персидского залива) тоже пока не могут достичь консенсуса в отношении будущего сирийского государства. Большая часть западных и арабских государств по-прежнему не признаёт легитимность правительства Б. Асада, а некоторые из них присоединились к принятым Вашингтоном ограничительным санкциям в отношении Дамаска и Тегерана.

Более того, администрация президента Д. Трампа прилагает значительные усилия по ослаблению возможностей Ирана оказывать финансовую, военную и другую помощь Дамаску и шиитским общинам региона.

Власти США восстановили санкции [ 12] в отношении Ирана в связи с выходом американской стороны из Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД). Д. Трамп требует включить в соглашение с Ираном пункт об ограничении программы создания иранских баллистических ракет, которая в настоящее время находится за рамками СВПД. Кроме того, он считает, что нынешние договорённости игнорируют тот факт, что иранское руководство поддерживает террористов и повстанцев на Ближнем Востоке. Ранее Министерство финансов США ввело финансовые санкции против Корпуса Стражей Исламской революции, который Трамп назвал «террористическим, коррумпированным личным подразделением иранского лидера» [ 13]. Позже президент США официально объявил о включении КСИР Ирана в список террористических организаций со всеми вытекающими последствиями. Вашингтон также активизировал усилия и по сколачиванию различных антииранских блоков и коалиций в регионе типа арабского «мини-НАТО» в составе монархий Персидского залива и Иордании. Параллельно США усиливают военный потенциал Израиля и Турции, наращивают группировки ОВС НАТО в регионе.

11 http://nvo.ng.ru/wars/2019-02-08/3_1033_syria.html

12 https://ria.ru/20181102/1532041622.html

13 https://www.meydan.tv/ru/site/opinion/29180/

Таким образом, сирийский конфликт продолжает оставаться одним из основных факторов, дестабилизирующих общую ситуацию на Ближнем Востоке. В какой-то мере страна стала заложником регионального противостояния Ирана с Израилем, Турцией и арабо-суннитскими государствами во главе с Эр-Риядом. Агрессивная политика Вашингтона по изоляции Тегерана на международной арене и усилению давления на него не способствует поиску компромиссов между региональными и внешними силами для нормализации ситуации как в Сирии, так и регионе в целом.

В складывающихся условиях скорое примирение в Сирии между основными противоборствующими внутренними силами в лице арабо-алавитско-го правящего клана и оппозиционными ему группировками арабо-суннит-ского большинства выглядит весьма проблематичным. Отстранение от участия в обсуждении будущей конституции и государственного устройства страны политически активного курдского населения тоже контрпродуктивно. Но альтернативы продолжению переговоров между участниками внут-рисирийского конфликта, лидерами курдов и представителями всех заинтересованных государств нет. Только за столом переговоров можно было бы ослабить сохраняющуюся напряжённость в стране, создать условия для восстановления единого сирийского государства и возвращения миллионов беженцев.

После принятия новой конституции, проведения всеобщих выборов и формирования коалиционного правительства объединённые вооружённые силы Сирии могли бы самостоятельно надёжно защищать границы страны от вторжения новых бандформирований радикальных исламистов-джиха-дистов.

С разгромом «Исламского халифата» вывод из Сирии всех иностранных военных контингентов становится всё более актуальным, поскольку всё очевиднее различие в позициях и взглядах руководств Турции и Ирана на будущее государственное устройство Сирийской Арабской Республики. Преодолеть противоречия между региональными державами можно было бы за счёт расширения формата участников переговоров по Сирии или активизации Женевских переговоров под эгидой ООН. При необходимости и с согласия сторон сирийского конфликта можно было бы провести также миротворческую или гуманитарную операцию в Сирии с задействованием нейтральных государств под эгидой ООН.

Библиография • References

Ежегодник СИПРИ 2017. М.: ИМЭМО РАН, 2018. - 742 с. pzhegodnik SIPRI 2017. M.: IMEMO RAN, 2018. - 742 s.]

Печуров С. Л. Арабский Восток: от «весны» к хаосу? М.: Институт востоковедения РАН, 2013. - 120 с.

\Pechurov S. L. Arabskij Vostok: ot «vesny» k haosu? M.: Institut vostokovedeniya RAN,

2013. - 120 s.] https://interaffairs.ru/news/show/21573 https://news.mail.ru/incident/36168786/?frommail=1

https://nvo.ng.ru/wars/2019-02-08/3_1033_syria.html

https://ria.ru/20170830/1501427522.html

https://ria.ru/20181102/1532041622.html

https://riataza.com/2018/12/30/chto-skryivaetsya-za-lozungom-o-edinoy-i-

nedelimoy-sirii/ https://rusvesna.su/news/1543684659

https://syria.mil.ru/syria/refugee_center/more.htm?id=12214748@egNews https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/5882534 https://tvzvezda.ru/news/forces/content/201810191043-11zf.htm https://www.meydan.tv/ru/site/opinion/29180/

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Статья поступила в редакцию 18 апреля 2019 г.

Уважаемые читатели!

В соответствии с распоряжением Минобрнауки России от 28 декабря 2018 г. № 90-р научно-аналитический журнал «Обозреватель-ОЬвегиер) включён в перечень рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание учёной степени кандидата наук, на соискание учёной степени доктора наук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.