Научная статья на тему 'Вооруженные конфликты в Сирии и Ираке. Перспективы их разрешения'

Вооруженные конфликты в Сирии и Ираке. Перспективы их разрешения Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1719
182
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИРИЯ / ИРАК / ВООРУЖЕННЫЙ КОНФЛИКТ / КУРДЫ / ИСЛАМИСТЫ / СУННИТЫ / АЛАВИТЫ / ИГИЛ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Иванов С.

«Обозреватель-Observer», М., 2017 г., № 3, с. 14-24.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вооруженные конфликты в Сирии и Ираке. Перспективы их разрешения»

ИСЛАМ В СТРАНАХ ДАЛЬНЕГО ЗАРУБЕЖЬЯ

С. Иванов,

кандидат исторических наук,

ведущий научный сотрудник

Центра международной безопасности

(ИМЭМО РАН)

ВООРУЖЕННЫЕ КОНФЛИКТЫ

В СИРИИ И ИРАКЕ.

ПЕРСПЕКТИВЫ ИХ РАЗРЕШЕНИЯ

Ключевые слова: Сирия, Ирак, вооруженный конфликт, курды, исламисты, сунниты, алавиты, ИГИЛ.

Расстановка сил в сирийском конфликте

К началу 2017 г. Сирия и Ирак продолжают оставаться в состоянии затяжных гражданских войн, которые изначально приобрели ярко выраженный конфессиональный характер. Если сформулировать расстановку сил в этих странах несколько упрощенно, то в Сирии правящее арабо-алавитское меньшинство (близкое к шиитскому течению ислама)1 с 2011 г. воюет с арабо-суннитской вооруженной оппозицией, а в Ираке правящее арабо-шиитское большинство своими репрессивными действиями спровоцировало к концу 2013 г. восстание своего арабо-суннитского меньшинства (восстало 8 из 18 провинций страны). Безусловно, на стороне Дамаска остались и десятки тысяч тесно связанных

1 Алавизм - даже не течение внутри шиитского ислама, а отдельная религия, настолько некоторые аспекты вероучения расходятся с тем, что традиционно понимают под исламом. По этой причине алавитов долгое время не признавали частью своего течения даже в признанном центре шиизма - Иране. Там алавитов признали мусульманами и шиитами лишь в 1973 г. и то больше по политическим причинам, чтобы наладить отношения с новым режимом, лидером которого стал алавит Хафез Асад (Шр8://соп11.ш8/@£апс/135143).

с правящим баасистским режимом арабов-суннитов, христиан, представителей других этнических и религиозных меньшинств. Воспользовавшись ослаблением центральных властей в Сирии и Ираке, в регионе заметно активизировались радикальные исламистские группировки типа «Исламское государство», «Джабхат ан-Нусра», «Братья-мусульмане»1 и десятки других, более мелких. Боевикам-джихадистам удалось установить контроль за значительными территориями этих двух стран, крупными городами (Мосул, Ракка) и даже создать свое псевдогосударство - «Исламский халифат»2. Общим явлением для обеих стран стало сохранение нейтралитета в межарабских войнах курдскими меньшинствами (10-12% населения Сирии и 15-17% - Ирака). Более того, курдские ополченцы успешно отразили все нападения боевиков-исламистов и стали играть важную роль в стабилизации общей ситуации в регионе.

Тем не менее ожесточенная борьба за власть, территории и ресурсы в Сирии и Ираке продолжается. Изначально в этих вооруженных конфликтах приняли активное участие внешние силы.

В Сирии на стороне правительства воюют военнослужащие Корпуса стражей Исламской революции (КСИР) Ирана, бойцы ливанской военно-политической группировки «Хизбалла», наемники и добровольцы-шииты из Ирака, Йемена, Пакистана и Афганистана. Общая численность иностранного контингента сопоставима с численностью ВС Сирии (до 80 тыс. человек).

ВКС и ВМФ России наносили удары по позициям радикальных исламистских группировок в Сирии. Вооруженную суннитскую оппозицию, бандформирования туркоманов и исламистов изначально поддержали Турция3 [2, с. 33], Саудовская Аравия, Катар, Иордания, арабы-сунниты Ливана.

Багдад поддерживают КСИР Ирана и международная коалиция под эгидой США, а иракским арабам-суннитам и исламистам оказывают помощь монархии Персидского залива и Турция. России к концу 2016 г. удалось убедить турецкие власти отказаться от

1 Деятельность этих группировок законодательно запрещена на территории Российской Федерации.

2 Иванов С.М. Деятельность «Исламского государства» и других радикально-исламистских организаций: Основные тенденции // Специальное приложение ИМЭМО к русскому изданию Ежегодника СИПРИ-2015. Разд. 2. Научная экспертиза. П. 11. - М.: ИМЭМО РАН, 2016.

3 Евсеев В., Харитонова Д. Российско-турецкие отношения в свете сирийского кризиса // Обозреватель-ОЪ8егуег. - 2016. - № 2.

активной помощи джихадистам в Сирии и Ираке и включиться в общую борьбу с терроризмом в регионе. Хотя Анкара по-прежнему относит к террористам Башара Асада и курдскую сирийскую Партию демократического союза (ПДС), все же формально Турция включилась в единый фронт борьбы с радикальными исламистскими группировками. Безусловно, исключать и дальше поддержку исламистов в Сирии и Ираке по линии турецких спецслужб и неправительственных организаций не следует. Правящая в Турции исламистская Партия справедливости и развития (ПСР) и многочисленные турецкие исламистские группировки остаются идейно ближе к крайним экстремистским суннитским течениям ислама (салафитским, ваххабитским).

Достигнутое при посредничестве России, Турции и Ирана Соглашение о прекращении огня между сирийским правительством и вооруженной оппозицией и вступившее в действие 30 декабря 2016 г., пожалуй, стало переломным в ситуации в Сирии. И хотя это соглашение не распространяется на территории, подконтрольные боевикам ИГИЛ и «Джабхат ан-Нусра», бои в основном прекратились, большая часть сирийцев впервые за долгие годы смогла выйти из убежищ и заняться вопросами гуманитарного характера. Всего было подписано три документа: о прекращении огня, о комплексе мер по контролю за режимом прекращения огня и заявление сторон о готовности к началу мирных переговоров по сирийскому урегулированию1.

Анкара и Тегеран наряду с Москвой выступили посредниками в организации очередных раундов межсирийских переговоров в январе-феврале 2017 г. в Астане и Женеве. Упомянутое соглашение и другие договоренности по Сирии могут иметь перспективу лишь в случае дальнейшей поддержки их Турцией и Ираном. К тому же пока вне переговорного процесса остаются такие важные региональные игроки, как Саудовская Аравия, Катар, Иордания и ориентирующиеся на них представители внешней и внутренней сирийской оппозиции, что может привести к саботажу итогов мирных переговоров в Астане и Женеве и использованию перемирия для перегруппировки вооруженных отрядов оппозиции и исламистов, доукомплектации их личным составом и доставки им новых партий оружия и боеприпасов. Не исключено, что представители Турции и Саудовской Аравии в период перемирия вступят в очередной сговор с джихадистами для расширения

1 Шр://гшуе8па. 8и/пеш8/1483011168

контролируемых оппозицией территорий за счет добровольной передислокации бандформирований «Исламского государства» и «Джабхат ан-Нусра» или перехода части боевиков этих группировок в ряды «умеренной оппозиции». Анкара стремится всячески расширить контролируемые в Сирии районы и не допустить возврата их под контроль Дамаска.

Сегодня можно с большим сожалением констатировать, что за годы гражданской войны Сирийская Арабская Республика (САР) потеряла убитыми до 400 тыс. человек, свыше миллиона ее жителей стали инвалидами, 8 млн находятся в лагерях беженцев в Турции, Саудовской Аравии, Иордании, Ливане, Ираке, государствах Евросоюза, несколько миллионов сирийцев стали перемещенными лицами внутри своей страны. Если учесть, что к началу 2011 г. население Сирии составляло около 22,5 млн человек, то сегодня здесь осталось, по оценкам международных экспертов, всего 10-12 млн1.

Численность Сирийской армии к началу вооруженного конфликта достигала 320 тыс. человек, а к настоящему времени в строю осталось немногим больше 80 тыс.2, как следствие, Вооруженным силам Сирии затруднительно вести не только наступательные боевые действия, но даже удерживать контролируемые ранее и освобожденные недавно территории. Поэтому так важна помощь России, оказываемая ВС Сирии в борьбе с террористическими группировками, бойцами ливанской шиитской группировки «Хизбалла», иранскими военнослужащими КСИР и отрядами добровольцев-шиитов из Ирака, Йемена, Афганистана и Пакистана. Достигнутое в конце 2016 г. в Сирии перемирие Дамаска с оппозицией позволило существенно сократить численность и боевой состав российской военной группировки в этой стране3.

Уже после прекращения огня на стороне вооруженной оппозиции продолжают открыто выступать Катар, Саудовская Аравия, Иордания и ряд других арабских государств, а по линии спец-

1 Данные оценочные, поскольку ООН с 2014 г. прекратила подсчет военных потерь в Сирии из-за недостатка официальных данных, а сведения из других источников существенно разнятся, так, например, называемое число погибших сирийцев колеблется от 200 до 500 тыс. человек.

2 Кто воюет в Сирии // URL: https://www.gazeta.ru/politics/2015/09/30_a_ 7788269.shtml

3 Путин согласился сократить военное присутствие России в Сирии // URL: http://www.rbc.ru/politics/29/12/2016/5864f29a9a7947b1c7d955ad

служб, неправительственных организаций и ваххабитских фондов эти же страны оказывают содействие боевикам радикальных исламистских группировок.

Как известно, Турция нанесла серию ракетно-бомбовых ударов по приграничным районам Сирии 22-24 августа 2016 г., осуществила вторжение своими сухопутными войсками и оккупировала плацдарм на севере этой страны между приграничными городами Джераблусом и Аазазом шириной до 100 км и глубиной до 60 км. Полицейские функции в этом районе возлагаются на подготовленные с помощью турецких и американских инструкторов протурецкие оппозиционные группировки суннитов и турко-манов. По замыслу Анкары, сюда могут перевести из приграничных районов Турции часть лагерей сирийских беженцев и боевиков оппозиции.

Вашингтон тем временем создал на севере Сирии (Западный Курдистан) уже свою, проамериканскую, группировку, из отрядов арабов-суннитов, ассирийцев-христиан и курдов - «Демократический альянс»1. Для тыловой и огневой поддержки этого альянса Соединенные Штаты Америки создали сеть своих военных баз2. В конце 2015 г. этими силами была освобождена от боевиков ИГИЛ стратегически важная плотина и ГЭС «Тишрин», планируется задействовать этот контингент в наступлении на г. Ракку.

Особое место в сирийском конфликте занимает этническое меньшинство - курды. До начала гражданской войны в Сирии их насчитывалось до 3 млн человек, большинство из которых проживали компактно в трех приграничных с Турцией районах. Имелись также курдские общины (кварталы) в Алеппо, Дамаске и других крупных городах страны.

Уже к 2012 г. правительственные войска и госструктуры были вынуждены покинуть курдские районы для экономии сил и средств, и курдам пришлось в срочном порядке создавать силы самообороны для отражения нападений исламистов. Наиболее ожесточенные многомесячные бои шли в г. Айн-эль-Араб (курдский Кобани) и его окрестностях. С помощью соплеменников-

1 Спецназ США на севере Сирии станет организатором альянса наземных сил против ИГ // URL: https://eadaily.com/ru/news/2015/11/24/specnaz-ssha-na-severe-sirii-stanet-organizatorom-alyansa-nazemnyh-sil-protiv-ig

2 США создали новую военную базу в Западном Курдистане // URL: http://riataza.com/2017/01/22/ssha-sozdali-novuyu-voennuyu-bazu-v-zapadnom-kurdi-stane/

курдов из Ирака, Ирана и Турции, а также при поддержке ВВС США сирийские курды сумели сдержать наступление исламистов и затем освободить практически все районы своего компактного проживания.

Курдам удалось установить контроль за 800 из 900 км сирийско-турецкой границы. К началу 2016 г. они провозгласили создание автономного (федеративного) округа на севере Сирии под названием «Рожава » (Западный Курдистан). Сирийские курды хотели бы в качестве третьей стороны принимать участие в мирных переговорах по урегулированию конфликта в САР, а также в обсуждении вопросов о будущем государственном устройстве страны. Однако ни правительство Б. Асада, ни лидеры оппозиции не хотят видеть курдскую делегацию за столом переговоров. Идеи национализма продолжают превалировать в умах лидеров арабского большинства Сирии.

Еще более жестких позиций придерживаются радикальные исламисты, ведущие войну на уничтожение всех этнических и конфессиональных меньшинств, включая курдов-мусульман и курдов-езидов. Против любой формы автономизации сирийских курдов и федерализации Сирии выступают также правительства Ирана и Турции1, опасаясь активизации национально-освободительного движения в своих курдских анклавах. И если Тегеран действует в основном через власти в Дамаске, то Анкара прямо вмешивается во внутренние дела сопредельного сирийского государства, осуществляя ракетно-бомбовые удары, артиллерийские обстрелы и военные операции своих сухопутных войск на севере Сирии [2, с. 34].

Каковы же наиболее вероятные сценарии

дальнейшего развития событий в Сирии?

Первый. Правительственным войскам и вооруженной оппозиции удастся надолго сохранить режим прекращения огня, продолжить мирные переговоры в Астане, Женеве, перейти к формированию переходного коалиционного правительства, приступить к выработке проекта новой конституции и поэтапному воссозданию единого Сирийского государства. По мнению МИД России

1 Турецкая армия наносит артиллерийские и авиаудары по северу Сирии // URL: https://topwar.ru/104089-tureckaya-armiya-nanosit-artilleriyskie-i-aviaudary-po-severu-sirii.html

и российского экспертного сообщества, возможен вариант федерализации Сирии, когда этноконфессиональным группам, или анклавам, может быть предоставлен статус автономий или даже субъектов федерации, а главные посты в законодательной и исполнительной власти могли бы распределяться пропорционально между лидерами основных групп населения страны (арабы-сунниты, арабы-алавиты, курды). В таком случае борьба с террористическими группировками могла бы стать более эффективной и объединившимся сирийцам удалось бы освободить страну от крупных террористических группировок уже к концу 2017 г.

Второй. Правительству и оппозиции не удастся договориться в обозримом будущем о формировании переходного коалиционного правительства и основных принципах новой конституции. Для продления режима перемирия и исключения новой междоусобной войны может потребоваться временное закрепление состоявшегося де-факто распада страны на несколько анклавов (алавитско-шиитский, суннитский, курдский, христианский, туркоманский и др.).

В этом случае можно было бы достигнуть соглашения о поэтапном выводе из страны всех иностранных воинских континген-тов (иранский, ливанский, турецкий и др.). Для решения спорных вопросов (линии разграничения) может потребоваться помощь со стороны международных организаций (ООН, ЛАГ1) и стран-посредников (Россия, Турция, Иран, США и др.).

В идеале было бы оправданным, по согласованию с конфликтующими сторонами, провести миротворческую операцию по разъединению сторон и размещению на линиях соприкосновения их войск подразделений «голубых касок». Одновременно можно было продолжить гуманитарные операции, восстановление инфраструктуры и разминирование населенных пунктов.

Третий. Режим прекращения огня может быть нарушен, и гражданская война в Сирии продолжится с новой силой. Такой вариант развития событий крайне нежелателен, но вероятность его пока еще сохраняется.

Антагонизм между самими противоборствующими сторонами и между их зарубежными спонсорами (Иран, с одной стороны, и Турция, Саудовская Аравия, Катар, Иордания - с другой) весьма высок, и желающих вести войну «до полной победы» еще доста-

1 ЛАГ - Лига арабских государств.

точно. В таком случае в стране вполне возможны гуманитарная катастрофа и новые потоки беженцев в соседние страны и Европу.

Иракский кризис

и перспективы его преодоления

На фоне драматических событий в Сирии Ирак долгое время оставался как бы на втором плане и вновь привлек к себе внимание лишь после начала масштабной военной операции по освобождению от террористов ИГИЛ второго по значимости города страны - Мосула, известного богатыми месторождениями нефти, гидроресурсами (р. Тигр), стратегически важного с точки зрения коммуникаций.

Этот город на севере Ирака свыше двух лет оставался под контролем джихадистов, которые провозгласили на захваченных территориях Ирака и Сирии свое квазигосударство - «Исламский халифат». Правительство Ирака со своими союзниками в Тегеране и Вашингтоне длительное время разрабатывало операцию по освобождению Мосула, однако ее сроки все время откладывались из-за отсутствия единства среди внутренних и внешних сил, заинтересованных в изгнании исламистов из региона.

Только к середине октября 2016 г. с помощью иранских и американских инструкторов Багдаду удалось подготовить сухопутную группировку войск с частями поддержки и усиления общей численностью до 40 тыс. человек. В их арьергарде действуют отряды неправительственных шиитских военно-политических группировок типа «Хашд аш-Шааби» и «Бригада Бадр» (всего 78 тыс. человек). Эти милицейские формирования поддерживают бойцы КСИР и армейского спецназа Ирана.

Ко второму по значимости контингенту наступающих (1820 тыс. человек) можно отнести несколько курдских бригад «пешмерга» с частями поддержки и усиления. Им удалось освободить десятки населенных пунктов на подступах к Мосулу и взять под свой контроль все господствующие высоты к северу и востоку от него. В рядах «пешмерга» присутствуют советники, инструктора и спецназовцы США, военнослужащие других западных стран.

Третьим участником штурма стал пятитысячный контингент из числа арабов-суннитов и туркоманов, подготовленный турецкими инструкторами в 12 милях к северо-востоку от Мосула на военной базе Башика.

Общая численность наступающих на г. Мосул сухопутных сил достигла 80 тыс. человек1, их поддержку с воздуха обеспечивает международная коалиция ВВС под эгидой США.

Авиабазы Аль-Кайяра (60 км южнее г. Мосул) и Махмур (Иракский Курдистан) играют роль логистических центров и аэродромов подскока.

Поддержку штурма города ракетно-бомбовыми ударами с воздуха осуществляют ВВС США, Франции, Великобритании, Дании, Германии, ОАЭ, Турции, Ирака, Австралии и Канады.

Боевые самолеты коалиции базируются на аэродромах Ирака, Турции, ОАЭ, Кувейта, Саудовской Аравии, Иордании, Израиля.

Палубная авиация американских и французских ВМС действует из акватории Персидского залива2.

Начиная эту военную операцию, Багдад заявил, что хотел бы после изгнания боевиков ИГИЛ из Мосула сохранить его и всю провинцию Ниневия в своем административном подчинении, но против этого выступают местные арабы-сунниты и курды. Региональные лидеры предлагают после освобождения Ниневии и возвращения беженцев провести референдум о будущем статусе региона. Конституция Ирака позволяет создавать субъекты федерации из отдельных провинций по типу Иракского Курдистана. Это может привести к образованию нового федерального округа, где местное самоуправление будут осуществлять арабы-сунниты и курды. Турция такой вариант поддерживает, так как считает эту провинцию и г. Мосул исторически зоной своего влияния.

Внешние региональные центры силы также разошлись в своих планах в Ираке. Радикальные шиитские группировки страны и Тегеран требуют от центральных иракских властей полностью выдворить турецких военных из Ирака. Анкара, в свою очередь, настаивает на отстранении от участия в военной операции отрядов шиитских ополченцев и иранских военнослужащих.

Администрация США занимает внешне нейтральную позицию в турецко-иранских спорах, формально выступая за сохраняющийся баланс сил вокруг Ирака, но на деле отдает явное предпочтение взаимодействию со своими партнерами по НАТО -

1 Коалиция штурмует Мосул // URL: http://nvo.ng.ru/nvo/2016-10-21/1_923_mosul.html

2 Иванов С. Ситуация на севере Ирака в связи со штурмом Мосула // URL: http://www.arms-expo.ru/analytics/voyny-i-konflikty/stanislav-ivanov-situatsiya-na-severe-iraka-v-svyazi-so-shturmom-mosula/

турецкими военными. В Вашингтоне пришли к выводу, что дальнейшее заигрывание с группировками радикальных исламистов типа ИГИЛ и «Джабхат ан-Нусра» все больше вредит имиджу США на мировой арене и в регионе. Наступление на Мосул было призвано обозначить начало решительной борьбы Вашингтона и его союзников с силами международного терроризма в лице радикальных исламистских группировок.

Долгое время рассматривался вариант возможного сговора турецких властей или других посредников (Саудовская Аравия, Катар) с лидерами ИГИЛ или даже подкуп последних, чтобы боевики-джихадисты покинули Мосул по сохраненным для них коридорам на западе в другие районы Ирака или Сирии (г. Ракка, Пальмира и Дейр-эз-Зор). Такой вариант вполне бы устроил Соединенные Штаты Америки и их союзников, так как укрепил бы позиции центрального правительства в Багдаде и одновременно усилил давление на режим Башара Асада в Сирии.

Численность боевиков ИГИЛ в Мосуле оценивается в 1215 тыс. человек. Несмотря на явное превосходство в живой силе, вооружении и поддержку авиации, атакующим Мосул сухопутным войскам приходится нелегко. Бои за город приобрели затяжной характер, и потребуется значительное время, чтобы полностью очистить его от боевиков ИГИЛ. Наступающие несут сравнительно большие потери в живой силе и боевой технике. Боевики применяют при обороне тяжелую артиллерию, бронетанковую технику, большое количество взрывчатых веществ. Продовольствие и вода также имеются в Мосуле в достаточном количестве. К тому же сохраняются внешние транспортные коридоры на западной окраине города, что позволяет террористам беспрепятственно сообщаться со своими базами в Ираке и Сирии.

Тем не менее, можно с определенной долей уверенности полагать, что рано или поздно Мосул будет освобожден от исламистов ИГИЛ и в дальнейшем их удастся полностью изгнать из Ирака. Вряд ли этот ожидаемый успех приведет к победе над идеологией радикального ислама и окончанию гражданской войны в стране. Многое будет зависеть от последующих заявлений и действий Багдада и его способности принимать решения самостоятельно, без диктата со стороны Тегерана или Вашингтона.

Гражданская война шиитов с суннитами в Ираке может закончиться только в случае коренного изменения внутренней и внешней политики иракских властей. Создание коалиционных органов законодательной и исполнительной власти Ирака с актив-

ным привлечением арабов-суннитов, приглашение последних к службе в армии, работе в госаппарате, силовых структурах и восстановление их позиций в бизнесе могли бы послужить основой для прекращения длительной междоусобной внутриарабской борьбы в стране. Другим условием нормализации ситуации в Ираке является способность Багдада наладить отношения с внешними союзниками арабов-суннитов: Анкарой, Эр-Риядом, Дохой, Амманом и др.

Если Багдад не сможет дистанцироваться от Тегерана и стать равноудаленным от региональных центров силы, то гражданская война в стране может продолжиться даже после освобождения территорий, оккупированных джихадистами. При этом возможно закрепление распада арабской части Ирака на два анклава: Шиитостан (юг и центр) и Суннитостан (северо-запад). Ирак на долгие годы может превратиться в полигон вооруженного противостояния Ирана и монархий Персидского залива.

При таком варианте развития событий весьма проблематичным становится дальнейшее пребывание в составе Ирака и Иракского Курдистана. В последнее время и в этом регионе нарастает недовольство действиями проиранского шиитского лобби в Багдаде и в повестке дня местного парламента и общественных организаций все чаще возникает вопрос о проведении регионального референдума о полной независимости Эрбиля от Багдада. Несмотря на то что лидеры иракских курдов подчеркивают, что положительные итоги предстоящего референдума вовсе не будут означать немедленного отделения региона, реакция на это заявление курдов со стороны Багдада, Тегерана и столиц ряда других заинтересованных государств оказалась весьма настороженной и в основном негативной.

Прямо поддержал вариант создания независимого Курдского государства на севере Ирака пока только Израиль. Турция заняла выжидательную позицию, но, похоже, что сближение Багдада с Тегераном и Дамаском не оставляет Анкаре выбора и она может также поддержать идею такого референдума. К тому же отношения между Анкарой и Эрбилем в последнее время приобрели прочный союзнический характер. Более того, М. Барзани выступает посредником в мирном урегулировании курдской проблемы в Турции1.

1 Премьер Курдистана предсказал распад Ирака на три части // URL: http://www.vesti.ru/ doc.html?id=2765835

Вашингтон пока не определился по этому вопросу, но вполне возможно, что новая администрация США поддержит план М. Барзани по выходу из Ирака. Категорически против независимости Иракского Курдистана выступает Иран, который надеется и дальше оставаться основным партнером Ирака и использовать всю его территорию для расширения своего влияния на арабском Востоке. Тегеран не скрывает своих опасений по поводу возможного роста автономистских или сепаратистских настроений у своих или сирийских курдов на фоне успехов их иракских собратьев. Также руководители Ирана полагают, что, отделившись от Ирака, Курдистан может окончательно превратиться в плацдарм США и Израиля в регионе.

Сегодня трудно прогнозировать, удастся ли удержать Ирак от окончательного распада? Главными дестабилизирующими факторами в этой стране остаются:

- сектантская политика центральных властей;

- их большая идеологическая и политическая зависимость от Тегерана;

- нежелание и неумение строить равноправные отношения с национальными и конфессиональными меньшинствами;

- превалирование силовых методов управления провинциями;

- высокий уровень коррупции правительства и, как следствие, потеря доверия к Багдаду со стороны большинства населения страны;

- враждебность в отношениях с арабо-суннитским миром и Турцией.

Даже среди шиитских политических сил Ирака в последнее время наблюдается раскол и растет оппозиция правительству Хей-дара аль-Абади.

Неоднократно тысячи сторонников одного из авторитетных лидеров иракских шиитов Муктады ас-Садра прорывались в усиленно охраняемую правительственную зеленую зону в Багдаде и к зданию парламента, чтобы выразить свой протест действиям правительства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.