Научная статья на тему 'Сирийский богослов рамадан аль-Бути и его вклад в развитие исламской мысли во второй половине ХХ - начале XXI вв'

Сирийский богослов рамадан аль-Бути и его вклад в развитие исламской мысли во второй половине ХХ - начале XXI вв Текст научной статьи по специальности «Религия. Атеизм»

CC BY
57
4
Поделиться
Область наук
Ключевые слова
МУСУЛЬМАНСКОЕ ПРАВО / БОГОСЛОВ / ТАКЛИД / ИДЖТИХАД / РАЗВИТИЕ / РАМАДАН АЛЬ-БУТИ

Аннотация научной статьи по религии и атеизму, автор научной работы — Аль-Ахмад Амад Хасан

Статья посвящена исследованию одной из наиболее актуальных тем в современной мусульманской науке роли богослова Рамадана аль-Бути (1929-2013) в развитие исламской мысли. В этой статье освещается роль и деятельность аль-Бути по защите ислама от различных экстремистских мышлений. Богослов был противником применения насилия для достижения политических или иных целей.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Сирийский богослов рамадан аль-Бути и его вклад в развитие исламской мысли во второй половине ХХ - начале XXI вв»

СТАТЬИ

УДК 242 ББК 86.2

Амад Аль-Ахмад

СИРИЙСКИЙ БОГОСЛОВ РАМАДАН АЛЬ-БУТИ И ЕГО ВКЛАД В РАЗВИТИЕ ИСЛАМСКОЙ МЫСЛИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ ХХ - НАЧАЛЕ XXI вв.

Аннотация: Статья посвящена исследованию одной из наиболее актуальных тем в современной мусульманской науке - роли богослова Рамадана аль-Бути (1929-2013) в развитие исламской мысли. В этой статье освещается роль и деятельность аль-Бути по защите ислама от различных экстремистских мышлений. Богослов был противником применения насилия для достижения политических или иных целей.

Ключевые слова: мусульманское право, богослов, таклид, иджтихад, развитие, Рамадан аль-Бути.

1Прежде всего, хотелось бы сказать несколько слов об «отце алимов Шама», о покойном сирийском богослове Мухамма-де Саиде Рамадане

аль-Бути (1929-2013). Он являлся одним из наиболее уважаемых и знающих исламских ученых современного мира.

Рамазан аль-Бути родился в 1929 году в деревне Джилка (на острове Бутан) на границе Турции и Ирака. Когда ему исполнилось 4 года, его семья вместе с отцом шейхом Муллой Рамаданом иммигрировала в Сирию в город Дамаск.

Окончив учёбу в Дамасском университете, богослов аль-Бути продолжил учёбу на теологическом факультете во всемирно известном исламской университет «Аль-Азхар» в Каире, где в 1955 году получает международное свидетельство.

В 1960 году, будучи уже деканом Шариатского факультета Дамасского университета, он был направлен в Каир в университет «Аль-Азхар» для получения ученой степени доктора мусульманского права. Богослов аль-Бути в 2012 году являлся членом королевского Общества исламской

1 Доклад на научно-практической конференции «Развитие ислама во втором десятилетии XXI века: международный и региональный аспекты» (29 ноября 2017 года, Казань)

цивилизации Иордании и членом Высшего совета Оксфордского университета в Великобритании. Помимо этого, шейх аль-Бути являлся имамом известной Мечети Омейадов в Дамаске и был президентом Союза алимов Леванта , возглавлял Ассоциацию исламских ученых Леванта, был членом и ряда других престижных и авторитетных образовательных и религиозных организаций.

Кроме того, аль-Бути являлся почетным профессором Дамасского университета.

Роль и значение богослова аль-Бути в развитии исламской мысли во второй половине ХХ - начале XXI вв. не вызывает никаких сомнений.

На протяжении всей своей жизни богослов аль-Бути стоял на страже сохранения традиционного ислама от всяких экстремистских измышлений. Известна его позиция, касающаяся применения или использования насилия как средства достижения политических целей. Свои научные взгляды по этому вопросу, аль-Бути подробно изложил в своей книге «Джихад в Исламе», вышедшей в 1993 году. В этой

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2 Слово «Левант» - это общее название стран восточной части Средиземного море: Сирия, Палестина, Ливан, Иордания, Египет и Турция.

книге шейх подробно описал правила джихада, и против кого он может быть направлен. Однако, данная книга стала причиной разногласия между аль-Бути и его оппонентами. Последние выразили свое несогласие с ним.

Один из наиболее существенных вкладов аль-Бути в развитие исламской мысли стало его известная научная критика идей «иконы» современного салафизма Насруддина аль-Албани (1914-1999). Этому посвящена книга «Салафия»3 аль-Бути.

К слову, перу шейха принадлежат не только труды по богословским вопросам, но и несколько философских сочинений, одним из которых является «Европа: от техники к духовности» и «Проблема разрушенного моста».

Богослов аль-Бути известен в разъяснении, интерпретации Корана и хадисов, а также в даче фетв (независимых религиозных заключений). Он в своей фетве дал свои советы, ссылаясь при этом только на нормы шариата и положение Корана и ха-дисов. Например, книга «Права женщин в Исламе и обман западной цивилизации» получила популярность во многих стран, в том числе и в европейских странах.

Кроме того, деятельность сирийского богослова аль-Бути, представителя шафиитского мазхаба показывает, что практика таклида (то есть практика заимствования) вполне может быть совместима и с высоким уровнем религиозного образования, и со стремлением к постоянному углублению знаний мусульманских первоисточников, методов и принципов правовой науки и богословия.

Богослов аль-Бути был известен, в частности, как один из наиболее непримиримых оппонентов салафизма. Его самые значимые и наиболее научные труды были написаны в форме полемики с представителями этого религиозного течения.

Одна из таких работ «Путь размечен. Отказ от мазхабов - опаснейшее из нововведений, угрожающих исламскому

3 Книга была переведена на русский язык и издана в России: Аль-Бути М.С.Р. Салафия / Пер. с араб. -М.: Издательский дом «Ансар», 2008. - 240 с.

Шариату»4 ученый предупреждал об опасности, которая, по его мнению, исходила от отказа салафитов следовать учению религиозно-правовых школ в исламе.

В развитие исламской мыли аль-Бути внес свой вклад в толковании хади-сов и мусульманской системы права (шариат). Аль-Бути, например, не отрицал необходимость реформировать шариат с тем, чтобы приспособить ее к условиям современности. Аль-Бути отмечал, что «совершенно необходимо изучить условия и проблемы, которые впервые стоят перед нами сегодня. Следует наиболее серьезным и тщательным образом исследовать, насколько изменились за последнее время наши ценности и обычаи. Вне всякого сомнения, это и есть одна из важнейших обязанностей, предписанных нам Аллахом».

Для этого, основу реформирования мусульманской системы права аль-Бути видел в использовании гибкой системы «иджтихад», т.е. расширить толкование через собственное мнение. Богослов аль-Бути настаивал на том, что выбор между таклидом и иджтихадом всегда должен совершаться в пользу иджтихада, в частности, когда возникает необходимость решить вопрос, связанный с современными реалиями. Ученый всегда поощрял верующих к тому, чтобы они постоянно углубляли свои знания мусульманских первоисточников, тем самым, развивая в себе способность выносить свои индивидуальные суждения по правовым вопросам.

Следовало бы подчеркнуть, что аль-Бути заслужил уважение у всех представителей религий, как в самой Сирии, так и за ее пределами, поскольку шейх аль-Бути выступал всегда за мирное сосуществование всех религий и религиозных течений, призывал жить в мире, любви и согласии.

Особой популярности шейха аль-Бути на Арабском Востоке достиг благодаря вынесению фетв по религиозным вопросам, носящим правовой характер. В ос-

4 Аль-Бути М.С.Р. Путь размечен. Отказ от мазхабов - опаснейшее из нововведений, угрожающих исламскому Шариату / Пер. с араб. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Издательский дом «Ансар», 2005. - 112 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

новном он объяснял верующим о правилах заключения брака, о правилах расторжения брака, о правильном общении верующего мусульманина с представителями других религий. При этом, все ответы были основаны на нормах Шариата и полностью соответствовали современной науке богословия во всех ее аспектах.

В настоящее время представители шафиитской религиозно-правовой школы склонно придерживаться более мягкой, чем у основателей мазхаба шафиизма точки зрения на таклид и иджтихад, которую можно свести к следующему: обязанность каждого верующего - это достичь необходимого уровня иджтихада, но если пока это невозможно, то таклид не должен вызывать какие-либо осуждения.

Аль-Бути отметил, что «если человек находит иной вариант объяснения возникшего вопроса, который противоречит Священному Корану или расходится с ха-дисами, одобренными в рамках его школы, то он обязан следовать собственному мнению (иджтихад), а не следовать мнению имама».

В своих дальнейших рассуждениях шейх аль-Бути выражал свое несогласие со своими идейными оппонентами из числа салафитов. Он призвал обратить внимание на то, что категорический отказ салафитов от мазхабов представляет собой опаснейшее нововведение. Как утверждал богослов

аль-Бути, среди верующих мусульман есть немало людей, познания которых в му-

сульманской правовой системе стремятся к нулю. В таком случае, аль-Бути настаивал на том, что таклид не только возможен, но и в некотором смысле необходим; муджта-хид (мыслитель) должен стать своеобразным проводником мукалида (это человек, которые что-то заимствует) в мир правовой науки и фактически стать посредником между ними и Богом, помогая человеку признать волю Всевышнего Аллаха.

Аль-Бути считал, что при обнаружении хадиса, который противоречит мнению имама, его необходимо прежде всего тщательно проверить с точки зрения его достоверности и надежности. Богослов также отметил, что если с этой точки зрения все в порядке, то верующий человек должен следовать указанному в нем решению и отказаться от выводов, полученных в результате иджтихада (т.е. мнения) специалистов.

К великому сожалению, исламский мир потерял одного из великих богословов, который внес огромный вклад в развитие исламской мысли и толковании норм шариата в начале XXI века. Рамадан аль-Бути был убит террористами 21 марта 2013 года в Дамасской мечети «аль-Иман». Это остается огромной потерей, на наш взгляд, для мусульманской системы права, поскольку аль-Бути стремился к пониманию верующими людьми шариата, а также сближение всех религиозно-правовых школ (мазхабов), ссылаясь при этом на Коран и хадисы.

Источники и литература:

1. Аль-Бути М.С.Р. Путь размечен. Отказ от мазхабов - опаснейшее из нововведений, угрожающих исламскому Шариату / Пер. с араб. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Издательский дом «Ансар», 2005. - 112 с.

2. Аль-Бути М.С.Р. Салафия / Пер. с араб. - М.: Издательский дом «Ансар», 2008. -240 с.

«Мусульманский мир», №4, 2017 Amad Al-Akhmad

SYRIAN THEOLOGIAN RAMADAN AL-BUTI AND HIS CONTRIBUTION TO THE DEVELOPMENT OF ISLAMIC THOUGHT IN THE SECOND HALF OF THE XX - EARLY XXI CENTURIES

Summary: The article is devoted to the study of one of the most actual topics in modern Muslim science - the role of the theologian Ramadan al-Buti (1929-2013) in the development of Islamic thought. This article highlights the role and activities of al-Buti to protect Islam from various extremist thinking. The theologian was opposed to using violence to achieve political or other goals.

Keywords: Muslim law, theologian, taklid, ijtihad, development, Ramadan al-Buti.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Sources and Literature:

1. Al-Buti M.S.R. The path is marked up. Refusal of madhhabs is the most dangerous of the innovations that threaten the Islamic Shariah / Translated from Arabic. - Moscow: Publishing house "Ansar", 2005. - 112 p. (in Russian)

2. Al-Buti M.S.R. Salafia / Translated from Arabic. - Moscow: Publishing house "Ansar", 2008. - 240 p. (in Russian)