Научная статья на тему 'Сиреневые овцы, или слово о тканях античной Греции'

Сиреневые овцы, или слово о тканях античной Греции Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
250
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сиреневые овцы, или слово о тканях античной Греции»

А. Г. Букина

Сиреневые овцы, или Слово о тканях античной Греции

Как именно выглядела одежда античной Греции (I тысячелетие до н. э.)? Какое впечатление производили ее объемы, фактуры и цвета? Чтобы это понять, нужно представить себе античные ткани эпохи, когда на пастбищах можно было встретить «живых овец, у которых руно окрасили в пурпурный, оранжево-красный и сиреневый цвет (по полтора фунта краски на овцу), словно сама Природа создала их такими ради потребности в роскоши».1

Собственно говоря, ткань и одежда в античной греческой культуре были тождественны. У разных древних авторов мы встречаем примерно такие выражения: «там-то и там-то ткали шерсть и другие одежды». Древнегреческое платье по фигуре не кроили и почти не шили. Рукава и штанины считались частью чужеземного (варварского) костюма. Практически все предметы одежды имели вид прямоугольных покрывал. Чтобы одеться, мужчины и женщины сгибали ткань в ширину пополам, скрепляли верхние края на плечах и стягивали поясом; боковой шов мог быть открытым. В таких обстоятельствах, модный костюм представлял собой просто хорошо задрапированную ткань, соответствующую актуальной тенденции по цвету, фактуре и отделке. Искусство создания выразительного образа заключалось в том, чтобы правильно подобрать ткань и уложить ее красивыми складками, дабы не прослыть «деревенщиной ..., [которая] не умеет ... платья обвить около щиколотки».2

При выборе материала учитывали размер полотнища, его фактуру и декор. Эти параметры были связаны с общественным положением человека и назначением костюма. Размер полотнища определял длину одежды (то есть, насколько она закрывала тело), а также характер драпировки (пышность, количество складок, возможность подогнуть ткань и дополнительно задрапировать ее на плечах или сделать напуск над поясом). Фактурой материи был обусловлен характер складок - широких, мягких или, наоборот, мелких и ломких; ниспадающих прямо или позволяющих оценить контуры тела. Отделка полотна (его окраска и декор) подчеркивали вкус и достаток владельца.

1 Плиний. Естественная история, VIII, 74. Дано по изданию: Gaius Plinius Secun-dus (Maior). Naturalis Historia / K. F. Th. Mayhoff. - Lipsiae, 1906.

2 Сафо. Фрагмент 49 (57). Пер. В. В. Вересаева. Дано по изданию: Лира, лира священная. - М., 2000. - (Мир поэзии).

Стиль декора греческих тканей всегда следовал общему стилистическому направлению развития греческого декоративного искусства. Об этом позволяют судить изображения одежды и редчайшие сохранившиеся фрагменты настоящих тканей. Наряду с исследованиями в области античной технологии, они дают определенное представление о текстильном искусстве античной Греции.

Использование натуральных волокон во многом определяло фактуру тканей. Раньше всего в ткачестве стали использовать нити из шерсти (руна овец и коз). В VI в. до н. э. особенно славились шерстяные полотна из Афин и Милета (в Малой Азии), а в последние века до нашей эры - милетские и из Великой Греции (современной Южной Италии). Чтобы шерсть была более мягкой и гладкой, руно овец иногда прямо на пастбище смазывали оливковым маслом и вином. Как и в наши дни, качественные шерстяные ткани (тонкие, дающие плавные драпировки с более или менее матовой поверхностью, и хорошо поддающиеся окраске) ценились очень высоко.

Изготавливать ткани изо льна (Linum usitatissimum L.) греки научились не позже начала I тысячелетия до н. э. Технологию переняли у финикийцев (народа, жившего на побережье Ливана). Ученые полагают, что там же было заимствовано слово «хитон» (первоначально оно означало просто «льняное платье»). Гомер восхищался льняными одеждами - такими сияющими, словно их смазали оливковым маслом,1 и такими же мягкими, как шелуха луковицы.2 Лучшие ткани изо льна производили на севере Греции; знали свыше двух десятков его разновидностей, в том числе - виссон, из которого делали чрезвычайно тонкие нити и полупрозрачные материи.3

В некоторых областях Греции ткали также грубые полотна из ниток, спряденных из конопли (Cannabis sativa) и мальвы (растения семейства Malvaceae, к которому, кстати, принадлежит и хлопчатник). Где-то использовали огнеупорные минеральные волокна асбеста; на острове Аморгос в текстильном производстве использовали неизвестное нам растение аморгина; на острове Кос пряли волокна, полученные от каких-то насекомых (так называемый косский шелк). Предположительно, косские ткани были тонкими, гладкими, «шелковистыми», хорошо окрашивались и драпировались узкими, ломкими складками.

Восточные купцы привозили в Грецию и настоящий шелк (материю, для которой пряли волокна тутового шелкопряда (Bombyx mori)). Греки

1 Гомер. Илиада, XVIII, 595.

2 Гомер. Одиссея, XV, 60; XIX, 232.

3 Павсаний. Описание Эллады, VI, 26, 6; VII, 21, 14.

29

знали шелк, как минимум, с последней трети V в. до н. э. Для них это была очень редкая и дорогая материя из страны серов (китайцев).1

Ткани из хлопка (волокон разных видов растения Gossypium) в Греции стали продавать не раньше II в. до н. э. Сами греки хлопок не ткали, но знали, что из него делают одежды в Индии и Персии.2

В текстильном производстве античной Греции были заняты в основном женщины. Пряли и ткали в каждом доме. Во все эпохи (а особенно - в первые триста лет I тысячелетия до н. э.) одежда в значительной части была домотканой, однотонной и редко когда окрашенной.

Натуральная красочная шкала шерсти давала ткани белого, желтоватого и серого оттенка; очень ценили шерсть естественной рыже-коричневой и черной окраски. Некрашеные льняные ткани сохраняли желтовато-серый цвет. Греческий лен имел более холодный оттенок, а привозной ближневосточный - более золотистый.3 Часть тканей (вероятно, и на дому) отбеливали при помощи мочи, соды или серы. Чтобы избавиться от отбеливателя и от его запаха, ткани осушали порошками из белых глин, промывали, чистили щетками; иногда их заодно начесывали, создавая мягкий ворс.

В середине I тысячелетия до н. э. у греков появились профессиональные ткачи, которые содержали мастерские, часто с многочисленными станками. Они делали ткани на продажу. Тканями торговали в специальных лавках на агоре (рыночной площади, деловом центре греческого города).

Рядом с ткацкими возникли красильные мастерские. Туда нити и ткани отдавали, чтобы их окрасили при помощи вытяжек из растений и животных. Технология этого ремесла известна в общих чертах; она напоминает современный процесс окраски натуральными составами, хотя греки, по-видимому, не нагревали ванны с красками, а просто очень долго выдерживали в них материал.

В яркий синий цвет красили при помощи индиго (вытяжки из растений Indigofera разных видов, которые растут в Индии и, возможно, также в Северной Африке). Более блеклые синие тона давали вайда (Isatis tinctoria), некоторые лишайники (например, рода ЯосееНа) и кора дуба (Quercus robur). Лучший желтый краситель привозили из Малой Азии -это шафран (порошок из тычинок крокуса; Crocus sativus). В рыжеватый цвет красили сафлором (Carthamus tinctorius), а в более холодный желтый - резедой (Reseda L.). Зеленую краску делали из ягод крушины

1 О нитях серов пишут Аристотель, Страбон, Павсаний и Плиний.

2 Геродот. История, III, 106; Теофраст, Жизнь растений, IV, 4, 8, IV, 7, 7; Плиний, Естественная история, XII, 38-39.

3 Павсаний. Описание Эллады, VI, 26,6.

(Rhamnus L.) и из желто-синих красочных смесей; эти смеси позволяли достичь «лягушачьего», «яблочного» и «зелено-лукового» оттенков, о которых пишут древнегреческие авторы. Самые дорогие ткани красили пурпуром (вытяжкой из пурпуроносных моллюсков Murex). Лучшее сырье добывали у берегов Финикии, современного Туниса и в Лаконии (на побережье Пелопоннеса). Знали два вида пурпурных раковин: один давал светлую краску, а другой - очень темную. Смешивая их (или окрашивая в каждой по очереди), получали разные оттенки пурпура, в том числе пять основных: темно-красный, красный, фиолетовый, темный и «исключительный цвет аметиста».1 Ткани этого исключительного цвета были темными, а на свету отливали ярким как кровь багрецом. Их делали только в финикийском городе Тир; полотна красили дважды, используя на 50 фунтов шерсти 200 фунтов темного пурпура и 111 фунтов светлого.2 Иные темно-красные краски добывали из корней марены (Rubia tinctoria) и алканны (Alkanna tinctoria). Яркий карминовый краситель (кермес, коккос или гисгйн) давали личинки дубовых (кермесовых) червецов, обитающих в Средиземноморье. Киноварный краситель получали из смолы драконовых деревьев (Dracaena Draco), которую привозили аравийские купцы. В черный цвет красили жженой костью (в том числе, слоновой), винным камнем (отжимками винограда) и смесями цветных красителей с дубильными веществами.

Используя эти и иные вещества по собственным рецептам, красильщики античной Греции придавали тканям очень большое число оттенков. Более ярких тонов они достигали, окрашивая шерсть, в то время как на льне получались светлые, бледные и часто холодноватые оттенки.

По выходе из мастерской натуральные краски на тканях продолжали меняться - со временем тона одежды становились более мягкими и глубокими. Об этом необходимо помнить, реконструируя облик тканей и костюмов на основе изображений в древнегреческом искусстве. Цвета минеральных красок на поверхности каменной скульптуры, терракот или картин значительно ярче тех, которые имели ткани. Однако именно памятники изобразительного искусства показывают, как материи декорировали ткаными и вышитыми узорами.

Вопрос о том, насколько тонкие узоры греки могли выткать, остается открытым. Греческих полотен со сложным тканым декором не сохранилось. В основном исследователи античного текстиля стараются представить, какими они могли быть, исходя из технических возможностей ткацкого производства.

1 Плиний. Естественная история, IX, 61.

2 Там же, IX, 62.

В Древней Греции знали только вертикальный станок.1 Ни один античный образец не сохранился, но есть изображения. Считают, что станок представлял собой деревянную раму выше человеческого роста, установленную слегка под наклоном. На верхней перекладине мог быть прикреплен вал, к которому в начале работы привязывали нити основы и на который наматывали полотно по мере его изготовления. На середине высоты рамы (на штырях, выступающих вперед из боковых перекладин) лежала горизонтальная вспомогательная рейка с петельками (галево), а в петельки была пропущена каждая вторая нить основы. Эти нити спускались позади нижней перекладины рамы, а остальная часть свешивалась вперед. Все нити основы были оттянуты вниз при помощи керамических грузил пирамидальной формы. Во время работы мастер то придвигал вспомогательную рейку к себе, то возвращал ее назад; за счет этого вперед выходила то одна, то другая половина нитей основы, и между ними можно было протягивать челнок, и ткать полотно. Такой станок - одно из древнейших и самых примитивных устройств в истории ткачества. Работать на нем было нелегко, дополнительных приспособлений, известных уже в Средние века, еще не было. Видимо, ткачихе приходилось все время стоять, и, в большинстве случаев, требовалась помощь второго человека. В таких условиях изготавливали, судя по сохранившимся образцам, в основном ткани простого полотняного переплетения (и репс). Также известны фрагменты с креповым переплетением. При выборе крепов греки, очевидно, учитывали особые свойства этих полотен - их специфическую матовость и мягкость.

Большинство греческих ткачих, вероятно, ткали из нитей одного-двух цветов. Пестрые полотна с многоцветными основами и утками научились делать не раньше последних веков I тысячелетия до н. э.2 Как выглядели эти материи, мы не знаем. Из двух разноцветных нитей гречанки могли изготовить ткани в полоску (вертикальную или горизонтальную), в клетку и в ромбы. Также, вероятно, вдоль кромок полотна ткали бордюры в виде полосы или ряда треугольников. Небольшие схематичные мотивы (геометрические или примитивные фигурки), разбросанные по всей ткани полотняного переплетения, можно было исполнять с помощью маленьких челноков с дополнительными утками, которые вплетали вместе с основной уточной нитью.

Более сложные узоры, очевидно, вышивали. Вышивкой завершали отделку и однотонных полотен, и тканей в полоску, клетку, ромбы и с простыми вытканными каймами. Вышивали бордюры по краям ткани (в

1 Flores J. Reconstructing the Ancient Greek Warp Weighted Loom / Honors thesis. -Texas State University-San Marcos, 2006.

2 Плиний. Естественная история, VIII, 74.

32

одежде они приходились на плечи и подол или, напротив, на бока). На одежде кор, найденных на Афинском Акрополе, показаны отдельные вышитые полосы в районе шеи, от плеча до локтя и спереди - от горла до подола. Остальную поверхность ткани украшают небольшие мотивы, расположенные через равные промежутки.

Судя по иным изображениям и по сообщениям древних авторов, иногда вышивка покрывала вообще всю ткань. Одежды, вышитые сплошь, были дороги; их носили аристократы, цари, жрецы и тщеславные богачи (причем, упоминания о таком платье сохранились от всех эпох греческой античности). Подобные облачения изготавливали и для почитаемых статуй богов.

Изобретателями искусства вышивки в античном мире считали фригийцев (народ, живший в Малой Азии); также очень высоко ценили вавилонское шитье. У греков всегда сохранялось представление, согласно которому пестрые ткани и яркие узоры подобают, прежде всего, восточным варварам. Однако, уже в VII веке до н. э. в Греции восточные вышивки стали копировать, а после - развивать собственный стиль. Стилистика вышитых фигур и орнаментов менялась так же, как во всех остальных видах греческого искусства и ремесла (вазописи, живописи, архитектурном рельефе, ювелирном искусстве и т. п.).

В Государственном Эрмитаже хранится одна из лучших в мире коллекций античных тканей (около 40 фрагментов). Шесть-семь образцов (предположительно, греческого производства) относятся к V-! вв. до н. э. Эти ткани нашли в погребениях на территории древнего Боспор-ского царства (на берегах нынешнего Керченского пролива). Некоторые из них украшены вышивкой. Есть образцы многоцветной глади с узорами и фигурами (амазонка, воин, птицы, звери). Другие ткани декорированы однотонной вышивкой, в которой использованы разные швы (узелки, петельчатый шов, гладь нескольких типов).

Греки шили не только цветными, но и золотыми нитями. Золотили нити, очевидно, так: полоску тонкого золота укрепляли на сердечнике (полоске из бараньих кишок или на льняной нити). В последней трети I тысячелетия до н. э. особенно славились золотое шитье из Пергама (в Малой Азии). Уникальный сохранившийся образец греческого золотого шитья - это платок IV в. до н. э. из пурпурной шерсти, найденный в гробнице царя Македонии Филиппа Второго в Вергине. Ткань украшена растительным орнаментом: пурпурные листья и завитки выступают на сплошном золотом фоне. Платок настолько экстраординарен, что ученые еще не пришли к единому мнению относительно технологии декора - вышивка ли это или единственное в своем роде произведение греческого златоткачества эпохи поздней классики. Ткани (одежду, занаве-

си, покрывала лож) также расшивали золотыми бляшками; разных бляшек из фольги с тисненым узором и литых сохранилось много.

Ткани с золотым декором, также как сплошь расшитые, несомненно, всегда были в античной Греции атрибутом элиты. В одежде и в обиходе большинства людей текстиль со сложным узором (судя по изображениям) использовался ограниченно. Во-первых, для украшения, интерьера (для покрывал, подушек, занавесей). Во-вторых, для аксессуаров: женских головных уборов; специальных платков-покрывал для музыкального инструмента-кифары; поясов и т. п. В отдельных областях в определенные эпохи богато декорировали текстильные части воинского облачения (плащи, льняные доспехи линотораксы и проч.).

Эти доспехи (известны только по изображениям), так же как театральные костюмы и погребальные ткани (одежду, покрывала), очевидно, часто украшали росписью. Краски при этом использовались те же, что и в станковой живописи, а узоры в целом повторяли узоры вышивок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.