Научная статья на тему 'Синтез средств массовой информации в эпоху постмодерна'

Синтез средств массовой информации в эпоху постмодерна Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1347
382
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СМИ / ПОТРЕБЛЕНИЕ / ОБРАЗ / РЕАЛЬНОСТЬ / MASS-MEDIA / CONSUMPTION / IMAGE / REALITY

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Есипова И. В.

Рассматриваются социологические особенности функционирования СМИ в эпоху постмодерна. Анализируется и поддерживается популярная точка зрения о том, что СМИ являются основным источником социальной реальности, приоритетом которой выступает символическая составляющая.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MASS MEDIA SYNTHESIS DURING THE POSTMODERN EPOCH

Sociological features of mass-media functioning during the postmodern epoch are considered in the article. The popular point of view that mass-media act as the basic source of social reality which priority is the symbolical component act is analyzed and supported.

Текст научной работы на тему «Синтез средств массовой информации в эпоху постмодерна»

УДК 654.19

И.В. Есипова

СИНТЕЗ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В ЭПОХУ ПОСТМОДЕРНА

Рассматриваются социологические особенности функционирования СМИ в эпоху постмодерна. Анализируется и поддерживается популярная точка зрения о том, что СМИ являются основным источником социальной реальности, приоритетом которой выступает символическая составляющая.

СМИ, потребление, образ, реальность

I.V. Esipova

MASS MEDIA SYNTHESIS DURING THE POSTMODERN EPOCH

Sociological features of mass-media functioning during the postmodern epoch are considered in the article. The popular point of view that mass-media act as the basic source of social reality which priority is the symbolical component act is analyzed and supported.

Mass-media, consumption, image, reality

Эпоха постмодерна характеризуется явной, насыщенной, агрессивной экспансией масштабного рыночного фундаментализма, так называемого общества потребления. Постмодерн характеризуется качественным ростом неопределённости многих социальных реалий, которые связаны с многовариантностью. Главным предназначением теорий постмодерна является выявление тенденций развития, а не, как в модернистских теориях, нахождение путей решения проблем.

Окончание эпохи модерна и просвещения, отказ и утрата веры в возможности человеческого разума и науки - всё это привело к зарождению постмодерна, где право на обретение истины стало пониматься как процесс внедрения «ложного сознания» с целью навязывания индивиду тоталитарной идеологии. Потребительское общество развенчивает «потребности» в традиционном смысле данного понятия. В социуме постмодерна индивиды покупают и потребляют не то, в чём нуждаются, а то, что предписано виртуальными сообществами. Потребительская стоимость замещается стоимостью символической: приобретают товары из-за того, что они - символы успешности, престижа и власти, но они не столько удовлетворяют конкретные появившиеся потребности, сколько являются определёнными знаками, благодаря которым можно судить о принадлежности к какой-либо социальной общности.

Основным производителем настоящей реальности стали средства массовой информации, которые создали целое производство симулякров как особых предметов культурной индустрии, создающих среду, в которой существует индивид в постиндустриальной эпохи. С помощью муляжей и масок реальность в эпоху постмодерна оказалась вытесненной симулякрами, создаваемыми именно средствами массовой информации.

Средства массовой информации (СМИ) стали выступать в роли некоего посредника между властью и постмодернистским обществом, постепенно превратившись в важные экономический, политический и социальный институты. Система СМИ, главным элементом которой до сих пор было и остается телерадиовещание, оказывает огромное влияние на формирование культуры. В обществе эпохи постмодерна СМИ является «кривым зеркалом» реальности, а также основным поставщиком информации о ней и для неё, выступая ведущим социоформирующим фактором.

Итак, постмодерн - это не только неустойчивый и изменчивый, но и искажённый при участии СМИ культурный мир, характеризующий современное общество. Теория постмодерна возникла, прежде всего, как философская идея, связанная с именами философов и социологов Мишеля Фуко, Жана Бодрийяра и Жана-Франсуа Лиотара, с работ которых началось осознание особенностей современного опыта, делающих его отличным от предыдущих времен, а потому означающих начало новой культурной эпохи в истории человечества. Идеи постмодернизма практически пронизывают все современные социально-гуманитарные исследования, в том числе и изучение массовой коммуникации.

Наиболее подробно остановимся на изучении Ж. Бодрийяра. Один из основоположников постмодернистской теории уделяет особое внимание определяющему признаку современного «общества изобилия» - понятию «потребления», которое традиционно интерпретировалось как процесс удовлетворения потребностей. На самом деле, считает французский исследователь, между человеком и вещью нет прямой связи через потребность: их связывает друг с другом то, что диктует формы потребления, а именно жизненные формы и стили, представляющие собой неосознаваемую структуру социальных связей, выраженную в знаках и символах, в частности в знаковых объектах - товарах. Бодрийяр характеризует этот мир как так называемую сверхреальность. Средства массовой информации перестают быть зеркалом действительности, они становятся этой действительностью или, может быть, становятся более реальными, чем реальность.

По мнению Бодрийяра, в связи с пассивностью масс возникает «катастрофическая» революция, масса, словно «черная дыра», поглощающая всю информацию, при этом делая её бессмысленной. Массы можно охарактеризовать такими словами как «безразличие» и «апатия», и средства массовой информации вынуждены удовлетворять их спрос на вещи и зрелища. В некотором смысле общество само модернизируется в черную дыру. Развитие инертности, превращение значения в СМИ, превращение социального в массы, превращение масс в черную дыру нигилизма и бессмысленности - именно таково постмодернистское видение современного общества.

Одним из фундаментальных принципов постмодернизма являлась «культурная опосредованность», то есть увеличение влияния проводников, которые в современных условиях все более активно начинают играть СМИ. По Г. Дебору1, с помощью них происходит процесс трансформации общества - «общество спектакля»2. Отметим, что технологические возможности СМИ не являются главной причиной появления «общества спектакля». «Общество спектакля» -это синоним системы масс-медиа в общем виде. «Спектакль представляет собой не только совокупность разнообразных образов, а также общественные взаимоотношения между людьми в обществе, опосредованные благодаря образам». Метафора существования постмодерного общества - это и есть общество спектакля. В центре внимания общества спектакля две сферы: сфера услуг и сфера досуга. Управлению с помощью СМИ подлежит уже не только трудовая деятельность, но и досуг членов социума через рекламу, а также непрерывный процесс создания всё новых, иногда и полностью ненастоящих, искусственных потребностей.

СМИ формируют искусственный мир образов, отделяя при этом человека от реальности жизни, и, соответственно, «чем больше он созерцает, тем меньше живет, чем

1 Дебор Г. Общество спектакля. М., 2000.

2 Там же.

больше он соглашается признавать себя в мире господствующих образах потребностей, тем меньше он осознаёт собственное существование и свои индивидуальные желания. В связи с этим его действия уже принадлежат не самому ему, а абсолютно другому, именно тому, кто их ему преподносит»3.

Важным в контексте рассматриваемой темы является мнение Г. Дебора, который считал, что стирание, удаление исторического сознания является одной из главных целей общества. Действительно, в том случае если событие не озвучивается в СМИ, как будто его вовсе не существует. Антиутопия Дж. Оруэлла4 стала повседневной реальностью, причём без каких-либо усилий со стороны «большого брата».

Эстетика постмодерна основана на стирании границ между обыденным и научным сознанием, китчем и высоким искусством, и на стыке «произведения» и «конструкции»5, «культурного продукта» и «самодостаточного процесса» постоянного творчества. Главными творческими приёмами становятся цитирование, компиляция, коллаж, и при этом в них автор не является основным источником передаваемого им смысла, а выступает всего лишь как своеобразный «скриптор», который несёт, по Р. Барту, «необъятный словарь, в котором он черпает свое письмо, и не знает остановки»6. Таким образом, характерными чертами постмодернистской парадигмы является отсутствие симметрии, в онтологии -фрагментарность, в гносеологии - отказ от репрезентации, в эстетике - иллюзионизм и эклектизм.

Не является исключением постмодернистская концепция текста, которая базируется на принципе «разрушение традиционных суждений о структуре текста как семантически центрированной»7. Аструктурность создания текста несёт в себе и его «внутреннюю имманентную подвижность», и интерпретационный плюрализм. Понятие «открытого произведения», которое ввёл У. Эко, «элиминирует возможность однозначного

декодирования, открывает текст множественности интерпретаций и изменяет акценты во взаимоотношениях текстуальных стратегий - автора и читателя»8, слушателя, зрителя, актёра. Индивид, воспринимая этот текст, не декодирует смысл с целью «адекватной и правильной» интерпретации, он по-новому «центрирует» и «обозначивает» текст, налагая на него, по выражению Дж.Х. Миллера, «определенную схему смысла»9.

Таким образом, текст постмодерна можно назвать видом «чистого искусства», для которого важна не чёткая связь с реальностью, а «игра» смыслов внутри семиотического единства означаемого чего-либо и означающего. По определению Ф. Джеймисона, «нарративная процедура «творит реальность», одновременно утверждая ее постоянную

10 тт

относительность и свою «независимость» от созданного смысла» . По мнению постмодернистов, индивид желает не бытие познать, а его «деконструкцию», которая и является фундаментообразующей концепцией потребления.

Немаловажно, что именно в постмодернистских теориях делается акцент на роли электронных средств массовой коммуникации в информационном наступлении на массовое сознание, в погружении индивида в виртуальные миры мифологии, разрушении ощущения привычной физической среды человека, трансформации общественного мнения и национальной картины мира. Это тем более важно, что многие ракурсы и тенденции, присущие коммуникации в современном мире, зачастую оказываются вне сферы

3 Там же.

4 Оруэлл Дж. 1984. М., 2004.

5 Малахов B.C. Постмодернизм // Современная западная философия: словарь / Сост. В.С. Малахов, В.П. Филатов. М., 1991. С. 238.

6 Можейко М.А. Мак-Люэн // Новейший философский словарь. С. 617.

7 Можейко М.А. Ризома // Новейший философский словарь. С. 572.

8 Ушакова А.Р. Эко Умберто // Новейший философский словарь. С. 836.

9 Можейко М.А. Мак-Люэн // Новейший философский словарь. С. 454.

10 Можейко М.А. Нарратив. С. 454.

рассмотрения других подходов. Поэтому обращение к постмодернистам в трактовке проблем СМК представляется вполне оправданным.

Именно в постмодернистских теориях акцентируется влияние на роли электронных средств массовой информации. М. Мак-Люэн в современном обществе выделял превалирование коммуникации на основе электрических (электронных) средств. «Мозаичность телевидения действует как «синэстетическая сила», объединяющая чувства и возрождающая роль тактильности. В электронный век наружу выводится нервная система, поглощающая, распространяясь в планетарном масштабе, пространство и время»11. Масс-медиа, которые имеют особенность мгновенно представлять информацию, организовывают обстановку «всеобщей включенности», возвращая индивида на новой технологической основе в общность, на этот раз не племенного, а глобального человеческого масштаба. Обозначая эту общность ставшей знаменитой метафорой «глобальной деревни», Мак-Люэн с оптимизмом оценивал перспективы электронной эпохи в плане создания свободного мира, в котором человечество может стать единой семьей. Тем не менее исследователь видел и подчиняющий характер массовых коммуникативных технологий, которые «формируют наши мысли, структурируют наш опыт и определяют наши взгляды на окружающий мир»12.

Мак-Люэн отметил активную роль масс-медиа в формировании мировоззрения и поведенческих стереотипов современного человека. Наиболее емким мнением, адекватно закрепляющим суть процессов, является термин медиация. Он используется и в значении «посредничество в спорных ситуациях или конфликтах», и для характеристики когнитивных функций СМИ в современном обществе, заключающихся в преобразовании информации о действительности в процессе её сбора, обработки и передачи13.

Мозаика мира современного человека создана на основе стереотипов и специальных установок, которые видны в телевидении, прессе, радио и других средствах СМИ. При этом реализуется и социальное посредничество, а именно - путем отбора информации и способа ее подачи влиятельные социальные группы осуществляют регулятивное воздействие в информационном обществе. Таким образом, медиация - это не «беспристрастное» посредничество, целью которого является «объективное отражение действительности», а активное ее преобразование, направленное на достижение планируемых коммуникативнопрагматических эффектов14.

Интерактивный характер СМИ и тенденция к превращению СМИ в интерактивные, оказывается в этом смысле ловушкой для потребителя, который постепенно превращается в участника той же самой языковой игры и причастен к созданию мира, вытекающего из современных СМИ. Он не регулирует СМИ, он просто начинает играть в ту же игру и подчиняться тем же правилам. В итоге оказывается: СМИ - это весь мир, а весь мир - это СМИ. Таким образом, для эпохи постмодерна характерно синтезирование реальности и сверхреальности, создание особого образа жизнедеятельности и культуры современного социума, где главным источником и творцом выступают средства массовой информации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Дебор Г. Общество спектакля / Г. Дебор. М., 2000.

2. Землянова М.Л. Зарубежная коммуникативистика в преддверии информационного общества: толковый словарь терминов и концепций / М. Л. Землянова. М., 1999.

3. Малахов B.C. Постмодернизм / B.C. Малахов // Современная западная философия: словарь / сост. В.С. Малахов, В.П. Филатов. М., 1991.

11 Просин В.Е. Мак-Люэн Херберт Маршалл // Современная западная философия. С. 167.

12 Там же.

13 Землянова М.Л. Зарубежная коммуникативистика в преддверии информационного общества: толковый словарь терминов и концепций. М., 1999. С. 114.

14 Негрышев А.А. Механизмы медиации в новостийном дискурсе. Владимир, 2004. С. 7-19.

4. Можейко М.А. Мак-Люэн / М.А. Можейко // Новейший философский словарь. М., 1999.

5. Можейко М.А. Нарратив / М. А. Можейко // Новейший философский словарь. М.,

1999.

6. Можейко М. А. Ризома / М. А. Можейко // Новейший философский словарь. М., 1999.

7. Негрышев А.А. Механизмы медиации в новостийном дискурсе / А.А. Негрышев. Владимир, 2004.

8. Оруэлл Дж. 1984 / Дж. Оруэлл. М., 2004.

9. Просин В.Е. Мак-Люэн Херберт Маршалл / Просин В.Е. // Современная западная философия.

Есипова Ирина Владимировна - Еsipova Irina Vladimirovna -

аспирант кафедры «Экология и сервис» Ров1-§гаёиа1е Student оГ the БерагШе^

Саратовского государственного оГ «Бсо1о§у and Service»

технического университета оГ Saratov State Technical University

Статья поступила в редакцию 15.06.10, принята к опубликованию 30.11.10

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.