романтическую традицию художественного осмысления сильной личности и ее терзаний. Одновременно анализируется психолого-реалистическая основа образа рыцаря-храмовника, показывается мастерство Скотта-психолога.
Ключевые слова: Скотт, Англия, средние века, исторический роман, жанр, романтизм, реализм, характер.
УДК 821.112.09-02
СИНТЕЗ РЕАЛИЗМА И РОМАНТИЗМА В РОМАНЕ Е. MAP ЛИТ «ВТОРАЯ ЖЕНА»
Галина Семеновна Руцкая
к.филол.н., доцент кафедры мировой литературы и культуры
Пермский государственный национальный исследовательский университет
614990, Россия, г. Пермь, ул. Букирева 15. marlitt@yandex.ru.
Статья является первой попыткой исследования произведения всемирно известной немецкой писательницы в российском литературоведении. В работе представлен анализ своеобразия реалистического мастерства писательницы в контексте социальной жизни Германии конца XIX в., показано взаимодействие реалистического и романтического начал в художественной системе произведения.
Ключевые слова: Марлит, женский роман, реализм, романтизм.
В предыдущих статьях, посвященных романному творчеству немецкой писательницы конца XIX в. Е.Марлит, обоснована необходимость изучения немецкой литературы второй половины XIX века и романного творчества Е.Марлит как одной из родоначальниц женского романа в Германии [Руцкая 2010-2011].
Становление и развитие реализма в литературе XIX в. в первую очередь связано со стремлением писателей воссоздать окружающий человека социальный мир, изобразить личность в контексте эпохи. В работах немецких ученых уделено значительное внимание социальному контексту романов Е.Марлит. Эти работы позволяют составить представление о переплетении социальных, политических, научных проблем в общественной жизни Германии второй половины XIX в. и их возможном отражении в литературе. И.Шульце-Зассе пишет, что социальные «вставки» в романах писательницы скорее являются исключением, нежели нормой [Schulte-Sasse, Werner 1977: 413]. Историк
О Руцкая Г.С., 2012
Г.-Ф.Будде после исследования многих исторических документов приходит к выводу, что политические события в 60-70-е гг. в Германии были исключены из бесед в семейном кругу [Budde 1994: 220]. Е.Марлит следовала, таким образом, реалиям времени, ограниченно вводя социальные проблемы в свои семейные романы. Ученые отмечают ориентир писательницы на установку журнала «Гартенлаубе», в котором печатались ее романы. Издатель Э.Кейл писал, что журнал предназначен для взрослых и маленьких читателей, которые стремятся к доброму и благородному, что, несомненно, ограничивало обращение к актуальным проблемам современной социальной и, тем более, политической жизни. Г.Н.Иценберг [Izenberg Gerald N. 1979, 237] говорит о приобщении буржуазной культуры XIX в. к аристократизму. К этому направлению в немецкой литературе, по мнению немецких ученых, относится творчество Е.Марлит, Г.Фрейтага, Т.Манна. Аристократи-зация культуры проявлялась в сдержанном характере критики, стремлении к утверждению гармоничного равновесия в обществе и семье. Подобную сдержанность социальной критики можно наблюдать в ряде произведений Т.Шторма, Т.Фонтане, В.Раабе. М.Кох считает, что эта позиция в социальной и культурной жизни страны соответствовала либеральным общественным тенденциям и затем стала приметой прусской политики и политики Бисмарка [Koch Marcus 2003]. Вместе с тем ослабление социальных проблем в романах Е.Марлит было связано с интересом к идеологии семейной жизни в середине XIX в., когда семья стала предметом научного изучения. Автор популярнейшего научного труда о семье В.Риль писал об укоренившемся в немецком народе глубоком интересе к дому и стремлении к обновлению и укреплению семейной жизни [Riehl 2004: 136]. Исследовательница творчества писательницы К.Брауэр (она же Хобом) [Brauer (später Hobohm) 1993: 58] видит в романах Е.Марлит три центральных пункта: представление о третьем сословии, понимание религии и религиозности и изображение женщины прошлого столетия.
Реализм романа Е.Марлит «Вторая жена» не вызывает сомнения в силу постановки ряда значимых социальных проблем и специфики их художественного воплощения. Центральное место занимает тема женской судьбы в ситуации неравного фиктивного брака. В романе поднят целый ряд проблем, актуальных для жизни Германии второй половины XIX в.: проблема аристократической гордости и чести, взаимоотношения аристократов и представителей народа, католиков и протестантов. Поставлены актуальные для того времени вопросы, которые представлены в творчестве Т.Шторма, Т.Фонтане и других немецких писателей XIX в. (взаимоотношения бедных и богатых людей, нравственные кри-
терии чести и бесчестья, родовой, сословной гордости, достоинства и ДР)-
Семейный конфликт раскрывает одну из возможных реальных ситуаций семейной жизни дворянства XIX в.: неприязненное отношение старого придворного, гофмаршала Майнау, к молодой второй жене племянника Рауля Юлиане, заменившей в семье умершую дочь гофмаршала Валерию.
Не менее реалистичен второй план повествовательной структуры произведения: история любви и мести Рауля герцогине за преданную любовь, борьба гофмаршала с братом Гизбертом за наследство.
Роман отличает классическая стройность сюжета. В экспозиции последовательно представлены ведущие действующие лица: барон Рауль Майнау (первая и вторая главы) и графиня Юлиана фон Трахенберг (третья глава). Фиктивный брак Рауля с Юлианой становится началом развития сложного конфликтного действия (четвертая глава). Юлиана защищает свое достоинство от пытающегося ее унизить гофмаршала, выполняет обязанности хозяйки дома и воспитательницы Лео, сына барона от первого брака, не имея со стороны фиктивного мужа настоящей поддержки. Одновременно она защищает свою честь от посягательств на нее со стороны придворного католического священника. 16-я и 17-я главы - первая попытка беседы Майнау с формальной женой, развитие взаимоотношений от подозрительного недоверия к доверчивому общению. Но смягчение драматического напряжение в линии Лиана - Майнау сопровождается усилением драматизма конфликта (Лиана - гофмаршал, Лиана - священник) в 19-27-й главах. Кульминационные 26-я и 27-я главы, в которых жизни Юлианы грозит опасность из-за преступного поведения священника, заканчиваются счастливой развязкой в 28-й главе.
Конфликт в романе Е.Марлит «Вторая жена» (гофмаршал - Юлиана) ставит это произведение писательницы в разряд самых драматичных и самых динамичных произведений в ее творчестве. В основе динамики всех ее романов лежит, прежде всего, сценический принцип сюжетостроения. Но драматизация каждой сцены «Второй жены» превосходит остальные произведения остротой напряжения, последовательным нарастанием опасных для существования героини обстоятельств и событий. Е.Марлит тщательно воссоздает внутренний мир персонажей, их социальную и психическую структуру, выстраивая яркие социально очерченные и сложные жизненные характеры. Из способов психологического анализа [см.: Гинзбург 1977; Гинзбург 1979; Бахтин 1975; Хализев 2009] при создании образов Рауля Майнау, гофмаршала, священника и слуг в романе «Вторая жена» Е.Марлит
избирает изображение жестов, поступков, высказываний, подготавливая читателя к их аналитическому восприятию авторскими замечаниями или восприятием главной героини. Наиболее полная гамма характерологических средств используется для создания образа Лианы. Форма первоначального знакомства читателя с Лианой сценична, изобразительна и драматична одновременно, так как Лиана наблюдает в своем доме сцену семейного скандала, устроенного матерью. Писательница акцентирует благородство и достоинство Лианы, ее сестры Ульрики и брата Магнуса в противовес жадности, капризности и истеричности родительницы. В дальнейшем динамика портретной характеристики, динамика косвенной характеристики героини, ее поступков, внешняя и внутренняя речь позволяют писательнице раскрыть богатство натуры молодой женщины, ее незаурядный ум и твердый характер. Три взаимодополняющих принципа реалистического раскрытия образа Лианы соседствуют друг с другом: динамика косвенной характеристики в словах и мыслях Рауля о Лиане, авторское изображение сцен-поединков Лианы с гофмаршалом, священником и нюансное раскрытие мыслей и переживаний героини. Динамика восприятия Лианы Раулем позволяет читателю увидеть в Лиане аристократку с безупречным тактом в поведении и речах, чувством собственного достоинства, чувством долга по отношению к фиктивному мужу и его ребенку и вежливой холодностью, напоминающей всем окружающим о знатности ее происхождения, несмотря на нынешнюю бедность. Но затем за внешней гордой сдержанностью девушки Рауль обнаруживает горячее сердце друга, а затем сердце страстно любящей его женщины. Восприятие внешности Лианы Раулем кардинально меняется на протяжении произведения от равнодушного заявления знакомому Рюди-геру, что он женится на «белокурой жерди», до изумленного признания необыкновенной красоты девушки. Диалектика внутреннего мира героини, раскрывающаяся в изображении поведения девушки, динамике диалогов, внутренних ощущений Лианы, комплекса ее мыслей и чувств, скрытых от окружающих способствует изображению необыкновенно богатой натуры, в которой за маской ровного достойного поведения, холодного разума скрывается тонко чувствующая, ранимая и страстная натура.
Романтическое начало во «Второй жене» заявляет о себе в пространственном измерении романа, в котором изображение природы в ее естественном состоянии и в виде прекрасных парков не является случайным фоном. Природа в романах Е.Марлит, как и у романтиков, всегда предстает неотъемлемой частью существования человека. Так же, как и романтики, писательница не мыслит жизни человека вне за-
нятия искусством. В этом романе - это искусство живописи (Лиана), занятия литературой (Рауль), искусство составления гербариев (Лиана с сестрой и братом). Романтическая тайна любви и жизни баядерки в романе занимает одно из ведущих мест, раскрывая вместе с тем реальные судьбы, характеры людей и сложные социальные конфликты в общественной жизни. В повествовании, сюжетных линиях романа, в создании образов и сцен ведущее место занимает принцип контраста, столь широко использовавшийся романтиками.
Таким образом, в романе Е. Map лит «Вторая жена» доминируют принципы реалистического изображения семейных отношений и представителей дворянского общества. Романтический колорит с введением мотива тайны, эффекта эмоционально насыщенных контрастных сцен и яркого контрастного противопоставления персонажей как носителей доброго и злого начала способствует усилению захватывающей динамики повествования.
Список литературы
Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979. 424 с.
Гинзбург Л.Я. О психологической прозе. Л.: Худож. лит., 1977. 448 с.
Гинзбург Л.Я. О литературном герое. Л.: Сов. писатель, 1979. 220 с.
Руцкая Г. С. Творчество Е.Марлит в контексте немецкой литературы // Мировая литература в контексте культуры. Пермь, 2010. С. 60-63.
Руцкая Г. С. Поэтика романа Е.Марлит «Имперская графиня Гизела» // Мировая литература в контексте культуры. Пермь, 2011. С. 58-62.
Руцкая Г. С. Немецкая писательница Е.Марлит в российском литературоведении // Иностранные языки в контексте культуры. Пермь, 2011. С. 352-357.
Хализев В.Е. Мир произведения // Хализев В.Е. Теория литературы. М.: «Высшая школа», 2009. С. 101-146.
Budde G.F. Auf dem Weg ins Bürgerleben. Kindheit und Erziehung in deutschen und englischen Bürgerfamilien 1840-1914, Göttingen: Vanden-hoeck & Ruprecht 1994, S. 220.
Cornelia Brauer (später Hobohm). Eugenie Marlitt - Bürgerliche, Christin, Liberale, Autorin. Eine Analüse ihres Werkes im Kontext der „Gartenlaube" und der Entwicklung des bürgerliches Realismus, (Diss.) Erfurt, 1993, S. 58.
Izenberg Gerald N. Die „Aristokratisierung" der bürgerlichen Kultur im 19. Jahrhundert // Hohendahl P.U. Lützeler P.M.(Hrsg.) Legitimationskrisen des deutschen Adels 1200-1900, Stuttgart: J.B.Metzler, 1979. S. 233-244.
Koch Marcus. Nationale Identität im Prozeß nationalstaatlicher Orientierung. Dargestellt am Beispiel Deutschlands durch die Analyse der Familienzeitschrift „Die Gartenlaube" von 1853-1890, Frankfurt/M. 2003. 118 S.
Riehl Wilchelm H. Der Patriarchalismus in der Literatur des 19. Jahrhunderts // Heyde Claudia B. von der (Hrsh.), Familienmuster Musterfamilien. Zur Konstruktion von Familie in der Literatur. Frankfurt/M.: Peter Lang, 2004. S. 135-160.
Schulte-Sasse J., Werner R. E.Marlitts „Im Hause des Kommerzienra-tes" // Eugenie Marlitt, Im Hause des Kommerzienrates. München: W.Fink, 1977. S. 389-434.
SYNTHESIS OF REALISM AND ROMANTICISM IN "THE SECOND WIFE" BY E.MARLITT
Galina S. Rutskaya
Candidate of Philology, Associate professor of World Literature and Culture Department
Perm state national research university
614990, Russia, Perm, Bukirev str., 15. marlitt@yandex.ru
The article is the first approach to research the novel of the world-wide famous German writer in the Russian study of literature. The author analyses the specific of Marlitt's skill as a realist writer in connection with the social life in Germany at the end of the 19th century. The article shows the interaction of realism and romanticism in the work.
Key words: Marlitt, Women's Novel, Realism, Romanticism. УДК 821.111-3
«ИСТ ЛИНН» МИССИС ГЕНРИ ВУД: ПРОБЛЕМЫ СЕМЬИ И БРАКА В ВИКТОРИАНСКОМ «СЕНСАЦИОННОМ» РОМАНЕ
Варвара Андреевна Бячкова
к.филол.н., старший преподаватель кафедры мировой литературы и культуры Пермский государственный национальный исследовательский университет 614022, Россия, г. Пермь, ул. Букирева, 15. bvarvara@yandex.ru
В статье анализируется роман английской писательницы викторианской эпохи миссис Генри Вуд «Ист Линн». Творчество миссис Генри Вуд (Эллен Вуд) принято относить к жанру так называемого сенсационного романа. Такие отличительные черты сенсационного романа, как драматический сюжет, игра с дистанцией между автором, читате-
© Бячкова В.А., 2012