УДК 616.342.591.3-092.9 © Г.М. Могильная, Э.Г. Пейливаньян, 2013
Г.М. Могильная, Э.Г. Пейливаньян
СИНТЕЗ МУЦИНОВ БОКАЛОВИДНЫМИ ГЛАНДУЛОЦИТАМИ ДВЕНАДЦАТИПЕРСТНОЙ КИШКИ НА РАЗЛИЧНЫХ ЭТАПАХ ОНТОГЕНЕЗА
ГБОУ ВПО «Кубанский государственный медицинский университет» Минздрава России, г. Краснодар
Работа посвящена гистохимической характеристике бокаловидных гландулоцитов (БГ) двенадцатиперстной кишки (ДПК) млекопитающих в пре- и постнатальном онтогенезе. Показано, что в ранний пренатальный период различия БГ у изученных (8) видов млекопитающих проявляются в сроках начала синтеза муцинов БГ крипт и ворсинок. Постнатальный период характеризуется различием химического состава секретируемых БГ муцинов, а также темпом их синтеза. Филогенетическая детерминация БГ ДПК прослеживается в ряду: у плотоядных животных - БГ синтезируют три типа муцинов (нейтральные, сиало- и сульфомуцины), у всеядных животных - БГ синтезируют нейтральные и сиаломуцины, а у типичных растительноядных животных - БГ синтезируют нейтральные муцины и небольшое количество сиаломуцинов.
Ключевые слова: онтогенез двенадцатиперстной кишки, типы муцинов бокаловидных гландулоцитов.
G.M. Mogilnaya, E.G. Peylivanyan
THE SYNTHESIS OF MUCIN BY GOBLET GLANDULOCYTES OF DUODENUM AT DIFFERENT STAGES OF ONTOGENESIS
The work was devoted to the histochemical characterization of goblet glandulocytes (BG) of duodenum of mammalian in pre- and postnatal ontogenesis. It was shown that in early prenatal period differences in BG of eight studied species of mammals occured in the timing of initiation of synthesis of mucin BG villus and crypts. The postnatal period was characterized by the difference in chemical composition of the secreted mucins BG and the rate of their synthesis. Phylogenetic determination BG can be traced in the series: carnivores - BG synthesize three types of mucins (neutral, sialo- and sulfomucin), omnivores animals may synthesize neutral and sulfomucin and typical herbivorous animals - neutral mucins and small amount of sialomucin.
Key words: ontogenesis of the duodenum, the types of mucins of goblet glandulocytes.
Введение. При всем многообразии современных представлений об этиологии и патогенезе язвенной болезни ее формирование считают одной из главных причин нарушения статуса гастродуоде-нального защитного барьера, то есть слизистого барьера, который включает в себя такие линии защиты, как слой слизи и бикарбонатов, слой поверхностных эпителиальных клеток и наличие секреторных эпителиоцитов желез.
В литературе большое количество работ посвящено защитному барьеру не двенадцатиперстной кишки (ДПК), а желудка и, прежде всего, желудка млекопитающих, для которых установлена зависимость между типом гистохимической дифференцировки компонентов этого барьера и филогенетически опосредованным типом питания [1]. Для ДПК такая зависимость не установлена, что связано, прежде всего, с фрагментарностью проводимых исследований [2, 3, 4]. Вместе с тем А.К. Яцковский [6] установил наличие зависимости между структурно-функциональной особенностью дуоденальных желез млекопитающих и характером их питания.
Цель: изучить вопрос общности и различий онтогенетической дифференцировки бокаловидных гландулоцитов (БГ) ДПК у млекопитающих с различным типом питания.
Материал и методы исследования. Объектом исследования послужила слизистая оболочка ДПК восьми видов млекопитающих, относящихся по характеру питания к плотоядным (собака, кошка), всеядным (свинья, крыса) и растительноядным (кролик, морская свинка, мышь и хомяк) животным. Изучен период эмбрионального (134 особей) и раннего постнатального развития (191 особь). Использован комплекс гистохимических методов обнаружения муцинов [5, 7].
Результаты исследования и их обсуждение. Полученные данные обнаруживают, что у плотоядных животных, имеющих высокий уровень кислотности желудочного сока, становление дефинитивного защитного барьера ДПК связано с наличием в его составе и нейтральных, и кислых муцинов. При этом у
собак кислые сиаломуцины появляются в БГ первыми на 35-40 сутки пренатального периода. Позднее 50-55 суток онтогенеза выявляются нейтральные муцины, сульфомуцины, которые являются минорным компонентом секрета и появляются лишь на 3-4 сутки лактотрофного периода. У кошки БГ крипт и ворсинок приступают к синтезу всех трех типов муцинов одновременно, начиная с 35-40 суток эмбриогенеза, при этом темп синтеза ими нейтральных муцинов и сиаломуцинов достаточно высок, тогда как сульфомуцины на протяжении всех периодов онтогенеза остаются в виде минорного компонента. Темп синтеза этого типа муцина возрастает лишь в период смешанного питания.
У всеядных животных (свинья, крыса) БГ ДПК синтезируют преимущественно нейтральные муцины и сиаломуцины, сульфомуцины выявляются в следовых количествах как в период эмбриогенеза, так и в постнатальном онтогенезе. Несмотря на однотипность синтезируемых муцинов (нейтральные муцины и сиаломуцины), видовые различия имеют место и связаны с количественным соотношением этих муцинов: у крысы темп синтеза сиаломуцинов ниже, чем у свиньи.
В группе изученных растительноядных животных обнаружены выраженные видовые различия гистохимических свойств БГ. Так, оказалось, что у морской свинки и кролика дифференцировка БГ связана с синтезом нейтральных муцинов, сиало- и сульфомуцинов. Такой состав секрета у этих животных проявляется в раннем плодном периоде, что соответствует плотоядным животным. Различия выявляются на уровне темпа синтеза муцинов и числа БГ в составе эпителиальной выстилки ворсинок и крипт.
У второй группы растительноядных животных состав муцинов определяется периодом онтогенеза. Так, у мыши первыми в эмбриогенезе появляются нейтральные муцины (14 сутки), сиаломуци-ны выявляются в позднем плодном периоде. У хомяка БГ приступают к синтезу муцинов лишь в период лактотрофного питания. В изученной группе растительноядных животных различия синтеза муцинов связаны, прежде всего, со сроком (началом) их синтеза и темпом продукции секрета. При этом наиболее высокий темп синтеза нейтральных муцинов характерен для БГ ДПК животных первой группы. Не исключено, что это результат наличия у морской свинки и кролика более высокого уровня кислотности желудочного сока, чем у мыши и хомяка.
Таким образом, сравнительный анализ гистохимических свойств бокаловидных гландулоцитов двенадцатиперстной кишки показывает, что у плотоядных животных маркером этих клеток в раннюю фазу пренатального периода (35-40 сутки) являются сиаломуцины, поскольку нейтральные муцины присутствуют только в БГ кошки. Начиная с позднего пренатального периода, эти видовые различия нивелируются. В группе всеядных животных ранний плодный период характеризуется различной активностью БГ. Так, у крыс секрет БГ ворсинок содержит в своем составе и нейтральные, и сиаломуцины, тогда как БГ крипты еще не приступают к синтезу муцинов. Активность БГ крипт проявляется лишь в позднем пренатальном периоде. Однако на протяжении всех последующих сроков наблюдения состав секретируемых муцинов уже не меняется. У свиньи секреторная активность БГ ворсинок и крипт совпадает, при этом состав муцинов, регистрируемый в период эмбрионального онтогенеза, не меняется вплоть до периода дефинитивного питания. Возрастные особенности для этой группы всеядных проявляются лишь вариабельностью темпа синтеза муцинов.
В группе изученных растительноядных животных различия в характере гистохимической диф-ференцировки БГ проявляются в раннем пренатальном онтогенезе, когда БГ крипт не приступили к синтезу муцинов, исключение составляет морская свинка, у которой синтез муцинов в БГ ворсинок и крипт происходит одновременно. В поздний пренатальный период активизируются БГ крипт ДПК кролика и мыши. Что же касается БГ ДПК хомяка, то они приступают к синтезу муцинов лишь в лак-тотрофный период. В составе секрета у них выявляются нейтральные муцины и сиаломуцины, синтез этих веществ сохраняется и в период функционирования ДПК у взрослых особей. Однотипный характер дифференцировки выявлен и для БГ мыши.
Заключение. У изученных млекопитающих видовые различия связаны со сроками становления секреторной активности БГ ворсинок и крипт и проявляются лишь в периоде эмбриогенеза, в то же время состав секретируемых БГ муцинов определяется типом филогенетически детерминированного питания. Так, у плотоядных животных - это синтез трех типов муцинов: нейтральных, сиало- и суль-фомуцинов, у всеядных - нейтральных и сиаломуцинов, а у типичных растительноядных особей -нейтральных муцинов и небольшого количества сиаломуцинов.
Список литературы
1. Могильная, Г. М. Гистохимические особенности становления защитного барьера желудка в различные периоды онтогенеза / Г. М. Могильная, В. Н. Яременко // Архив анатомии, гистологии и
эмбриологии. - 1988. - Т. 95, № 8. - С. 73-78.
2. Наумова, Е. И. Функциональная морфология пищеварительной системы грызунов и зайцеобразных / Е. И. Наумова. - М. : Наука, 1981. - 261 с.
3. Соболева, М. В. Морфофункциональные изменения ЕС-клеток двенадцатиперстной кишки белой крысы при голодании / М. В. Соболева // Морфология. - 1995. - Т. 108, № 1. - С. 69.
4. Тельцов, Л. П. Закономерности развития тканей органов пищеварения в онтогенезе / Л. П. Тельцов, П. А. Ильин, В. А. Столяров // Морфология. - 1996. - Т. 109, № 2. - С. 94-95.
5. Шубич, М. Г. Гликопротеины и протеогликаны. Методы их гистохимического анализа / М. Г. Шубич, Г. М. Могильная // Архив анатомии, гистологии и эмбриологии. - 1979. - № 8. -С. 65-71.
6. Яцковский, А. К. Закономерности морфо-функциональной организации дуоденальных желез: сравнительно-морфологическое и экспериментальное исследование : автореф. дис. ... д-ра мед. наук / А. К. Яцковский. - М., 1994. - 43 с.
7. Pearse, A. Histochemistry. Teoretical and applied / A. Pearse. - London : Churchill, 1968. - 561 p.
Могильная Галина Михайловна, доктор медицинских наук, профессор, заведующая кафедрой гистологии с эмбриологией, ГБОУ ВПО «Кубанский государственный медицинский университет» Минздрава России, Россия, 350063, г. Краснодар, ул. Седина, д. 4, тел.: (861) 268-67-66, e-mail: [email protected].
Пейливаньян Элеонора Георгиевна, кандидат медицинских наук, доцент кафедры гистологии с эмбриологией, ГБОУ ВПО «Кубанский государственный медицинский университет» Минздрава России, Россия, 350063, г. Краснодар, ул. Седина, д. 4, тел.: (861) 268-67-66, e-mail: [email protected].
УДК 616-036.821.85
© О.В. Морозова, А.П. Ярошинская, Н.В. Ермолина, 2013
О.С. Морозова, А.П. Ярошинская, Н.В. Ермолина
ВЛИЯНИЕ ИППОТЕРАПИИ НА ДВИГАТЕЛЬНУЮ АКТИВНОСТЬ ДЕТЕЙ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ
ФГБОУ ВПО «Астраханский государственный университет»
Уникальность иппотерапии заключается в ее способности одновременно позитивно оказывать воздействие через два мощных фактора - психогенный и биомеханический. Была обследована группа детей из 10 человек в возрасте 6-7 лет с детским церебральным параличом. Изучалось влияние иппотерации на динамику двигательной активности у детей с детским церебральным параличом. Отслеживались в динамике антропометрические, функциональные и физиометрические показатели. В результате проведенного обследования было установлено, что использование иппотерапии значительно улучшает функционирование опорно-двигательного аппарата, координационные способности и развивает психоэмоциональную сферу ребенка.
Ключевые слова: иппотерапия, детский церебральный паралич, двигательная активность.
O.S. Morozova, A.P. Yaroshinskaya, N.V. Ermolina
THE IPPOTHERAPY INFLUENCE ON THE MOTOR ACTIVITY OF CHILDREN WITH CEREBRAL PARALYSIS
The uniqueness of ippotherapy consists in its ability positively affect through two powerful factors - psychogenic and biomechanical. The group of children in 10 persons at the age of 6-7 with cerebral paralysis was observed. The influence of ippotherapy on dynamics of motor activity on children with cerebral paralysis was studied. Anthropometric, functional and physiometric indicators were traced in dynamics. As the result of the carried observation was established, ippotherapy use considerably improved locomotor function, coordinative abilities and developed the psychoemotional sphere of the child.
Key words: ippotherapy, children's cerebral paralysis, motor activity.