Научная статья на тему 'Синтез комбинированного рулевого привода для системы управления летательным аппаратом перспективного комплекса'

Синтез комбинированного рулевого привода для системы управления летательным аппаратом перспективного комплекса Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
388
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ / ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ / КОМБИНИРОВАННЫЙ РУЛЕВОЙ ПРИВОД / CONTROL SYSTEM / AIRCRAFT / COMBINED STEERING DRIVE

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Васильев Александр Анатольевич, Никаноров Андрей Борисович, Илюхин Александр Сергеевич, Морозова Елена Владимировна

Рассматриваются вопросы структурно-параметрического синтеза комбинированных рулевых приводов, которые имеют в своем составе аэродинамический и газодинамический рулевые приводы (АРП и ГРП), создающие требуемые управляющие усилия в системах управления летательным аппаратом перспективного комплекса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Васильев Александр Анатольевич, Никаноров Андрей Борисович, Илюхин Александр Сергеевич, Морозова Елена Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYNTHESIS OF THE COMBINED STEERING DRIVE FOR CONTROL SYSTEM OF THE AIRCRAFT WHICH IS PART OF PERSPECTIVE COMPLEX

The problems of structural and parametric synthesis of the combined steering drive, which are composed of aerodynamic and gasdynamic steering drive, creating the required control efforts in control systems of aircraft which is part ofperspective complex.

Текст научной работы на тему «Синтез комбинированного рулевого привода для системы управления летательным аппаратом перспективного комплекса»

SYNTHESIS CONTROL SYSTEMS AIR-DYNAMIC STEERING DRIVE IS OPERATING IN

PWM

S.V. Feofilov, A.V. Kozyr.

The synthesis method dynamic air-steering drive operating in PWM mode. PWM control is considered as a relay system operating in the forced oscillation mode. The algorithm is based on a finite-dimensional optimization of the correction device. As a criterion appears, at least the phase lag.

Key words: air-steering drive, PWM controller, controller synthesis, optimization.

Feofilov Sergey Vladimirovich, doctor of technical science, professor, svfeofilov@ mail.ru, Russia, Tula, Tula State University,

Kozyr Andrey Vladimirovich, graduate student, [email protected], Russia, Tula, Tula State University

УДК 681.5.013

СИНТЕЗ КОМБИНИРОВАННОГО РУЛЕВОГО ПРИВОДА ДЛЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЛЕТАТЕЛЬНЫМ АППАРАТОМ ПЕРСПЕКТИВНОГО КОМПЛЕКСА

А. А. Васильев, А.Б. Никаноров, А.С. Илюхин, Е.В. Морозова

Рассматриваются вопросы структурно-параметрического синтеза комбинированных рулевых приводов, которые имеют в своем составе аэродинамический и газодинамический рулевые приводы (АРП и ГРП), создающие требуемые управляющие усилия в системах управления летательным аппаратом перспективного комплекса.

Ключевые слова: система управления, летательный аппарат, комбинированный рулевой привод.

Успешное выполнение программы полета летательного аппарата (ЛА) во многом зависит от точности и надежности функционирования используемой системы управления. Развитие и совершенствование ЛА, расширение круга задач, решаемых в процессе полета, и ужесточение требований к характеристикам привели к созданию различных схем построения системы автоматического управления (САУ).

При построении САУ ЛА обычно исходят из двух основных способов управления: аэродинамического и газодинамического. В системах управления, реализующих первый способ, управляющее усилие создается за счет активного воздействия на аэродинамические рули скоростного на-

пора набегающего потока воздуха. Эти САУ используются при больших скоростных напорах.

К системам управления, реализующим второй способ, относятся:

- системы управления вектором тяги (СУВТ) основного двигателя ЛА (например, изделие «Малютка»);

- автономные газореактивные системы автоматического управления (ГСАУ).

Системы второй группы в отличие от СУВТ предназначены только для создания бокового управляющего усилия за счет реактивного воздействия на ЛА газа, истекающего в окружающее пространство. Благодаря этому ГСАУ позволяют обеспечить эффективное управление ЛА в условиях малых скоростных напоров набегающего воздушного потока.

Помимо аэродинамического и газодинамического способов для реализации многих программ полета используются комбинированные рулевые приводы, сочетающие в себе как аэродинамический, так и газодинамический РП.

АРП и ГРП, входящие в состав комбинированного привода, в зависимости от программы полета могут работать поэтапно или одновременно. Поэтапная работа чаще всего имеет место в случае установки АРП и ГРП на различных ступенях ЛА. Одним из примеров их совместной работы является управление на начальном участке высокоскоростных ЛА, имеющих малые габариты.

В качестве второго примера одновременного использования аэродинамического и газодинамического способов управления на начальном участке траектории можно привести аналогичное управление малогабаритным изделием «Игла», где газодинамический РП помогает аэродинамическому, создавая дополнительное управляющее усилие на начальном участке, а на основном - сверхзвуковом участке отключается. Очевидно, если снабдить последний комбинированный РП дополнительным бортовым источником питания, то его можно использовать для управления и на высотном участке траектории полета в разреженных слоях атмосферы.

В большинстве существующих и перспективных разработок ЛА для управления аэродинамическими рулями применяются воздушно-динамические системы РП (ВДРП), использующие в качестве источника рабочего тела набегающий воздушный поток, и системы с бортовыми источниками газа - пороховыми аккумуляторами давления (ПАД) или газобаллонными источниками сжатого газа (воздуха, азота или воздушно-гелевых смесей). Бортовые регулируемые и нерегулируемые источники холодного сжатого газа, в отличие от источников порохового горячего газа, могут при необходимости применяться и для увеличения мощности ВДРП в случае недостаточных скоростных напоров набегающего потока на начальном участке траектории ЛА и при полете в разреженных слоях атмосферы.

На рис. 1 показан пример комбинированного РП, который размещается в носовой части ЛА и содержит в своем составе ВДРП и ГРП.

3

Рис. 1. Комбинированный рулевой привод

Силовая часть выполнена в виде цилиндра 13 с поршнем 11. Поршень 11 кинематически связан с осью 7 с закрепленными на ней рулями 1.

Распределительное устройство 12, которое поворотом осуществляет регулирование рабочего потока воздуха в полостях цилиндра 13, приводится в движение управляющим нейтральным электромагнитом 2. Воздушный поток подается в распределительное устройство 12, поступая из расположенного в носовой части ЛА воздухозаборника 3, проходя фильтр 4 и трубопровод 5. Сброс отработанного воздуха осуществляется через пазы 14, а затем эжектор 15.

Газодинамический рулевой привод работает от порохового аккумулятора давления 8, перераспределяя поток горячего газа с помощью распределительного устройства 10 в диаметрально расположенные два сопла 9.

Принцип действия: забортный воздух (рабочее тело ВДРП) через носовой воздухозаборник 3, фильтр 4 и трубопровод 5 поступает в распределительное устройство 12, откуда направляется в соответствующую по-

лость цилиндра 13. Разность давлений воздуха в полостях цилиндра 13 создает движущий момент, перемещающий рули 1. С потенциометриче-ского датчика обратной связи 6, кинематически связанного с осью вращения рулей 7, на вход электронной аппаратуры подается сигнал, в соответствии с которым управляющий электромагнит 2 переключает распределительное устройство 12 подачи воздуха полости цилиндра 13. Одна полость наполняется, другая - опорожняется, создается движущий момент на поршне 11, который поворачивает ось 7 и рули 1.

На большой высоте, где эффективность ВДРП падает, срабатывает пороховой аккумулятор давления 8. Горячий газ через эжектор 15 увлекает за собой сбрасываемый воздух от ВДРП и перераспределяется с помощью распределительного устройства 10 в диаметрально расположенные два сопла 9, создавая реактивную силу и одновременно повышая движущий момент на поршне 11.

Процесс структурно-параметрического синтеза, комбинированного РП является многоэтапной процедурой, направленной на решение ряда задач, важнейшими из которых являются [4]:

- подготовка множества альтернативных вариантов структуры модифицированных комбинированных РП с заданными функциональными свойствами;

- определение (выбор) из числа подготовленных вариантов, комбинированных РП наиболее эффективной системы (НЭС), имеющей высокие значения показателей качества;

- расчёт параметров и функциональных показателей НЭС, обеспечивающей заданные технические требования;

- разработка схемно-конструктивного решения НЭС.

Методы решения данных задач в настоящее время не разработаны в полной мере, что объясняется рядом причин, связанных в первую очередь с трудоёмкостью решения каждой задачи и их взаимосвязью, поскольку окончательная оценка вариантов структуры комбинированного РП оказывается невозможной без определения параметров, характеристик и функциональных показателей основных режимов работы.

Рассмотрим математическую модель комбинированного РП, в котором используется газовый привод с двухсторонним нейтральным ЭМП и клапанным газораспределителем с двумя сферическими регулирующими органами, которые обеспечивают дроссельное управление на входе и выходе [5].

Математическая модель комбинированного РП.

Математическая модель комбинированного РП (рис. 2, 3) включает в себя математические описания электромеханического преобразователя (ЭМП), термогазодинамической подсистемы полостей А, Б, В, Г, механической подсистемы и однокаскадного ГРП с золотниковым плунжером и полостями Д, Е.

РПЕ-10"6, МПа; Рупр, Н;СЕС.ДС-103, кг/с

5,град

а

б

Рп

02

0.16

0.12

0.03

0.04

5-т

{иь 1щ=0.2

02 0.4 0.6 0.7 0.3 1.0

в г

Рис. 2. К анализу комбинированного РП

Р/, МПа; Хтах, мм

р,

1 ь

/

/ Рг

/

1

1

1

V

Лг: УХ

г; ТРр рРг I Б

а

0 3 6 9 12 15 18 21 24 27 30 I, МС б

Рис. 3. К анализу разомкнутого газового привода

Уравнения процессов в термогазодинамической системе полостей: рабочие полости Г и Б.

Давления РА, РБ, плотности рГ, рБ, температуры газа ТГ, ТБ в полостях А и Б могут быть определены в «нульмерном» приближении по следующим зависимостям [1]:

dрг , б 1 г

dt W

Г, Б

а з

РГ,РБ - СГВ,БА - рГ,Б

dWГБ Л dt

dPГБ к _1

dt Wт

Г ,Б

СРГ,РБгРГ,РБ СГВ,БАгГВ,БА

к

"Рг

dWл

Г,Б

к _1 гБ dt

ч г, б 5:

Г, Б

РГ, Б = РтБРТГ,Б ■

где Срг = С (Рр, Рг , 5рг )=^рг 5

Рр

рг к0

л/яГр

У (прг).

У (прг ) =

при 0 < вРГ < вз^Г^

ч (прг )=

Л/к _ П(к+1)/к

ПРГ ПРГ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

при ввГ < вРГ < 1

П

РГ

[1 _п(1) + £рг](1)]врг . 1 _п(1) + £рг](1)врг '

Црг = <

[1 + (1)]-1 . л/^Рг

Срб = С ( Рр , Рб , 5рб ); Сге = С (рг, рв, 5гв );

Сба = С ( РБ , РА , 5БА );

к

ТВ,БА '

к _ 1

5РГ, РБ ГРГ, РБ

5

Ш

Ш

1РГ, РБ ГШ

ГШ 'РГ, РБ

5 ГВ, БА ГГВ, БА

5

Ш

Ш

I

ГВ, БА

Ш

ГШ ТВ, БА

dWГ Б к

^ = ^0,Б0 ± 5ПХ ; -= ±5П^ ; гРГ,РБ = —7^ТР^РГ,РБ ;

dt к _ 1

5п = ПП; 5ш = пгш;

5А,Б = 5А0,Б0 ±пАпХ ЧГ,Б = Чг,Б (ТГ,Б ,ТСБ,СГ, 5ГН,БН ) ,

1

где Ог - секундный массовый расход газа через 1-ое сечение; Ш - объем полости; У1 - двухрежимная газодинамическая функция расхода; к - показатель адиабаты; ^ гг, ВП, ¡1 - конструктивные параметры.

Дренажные полости В и А.

Параметры газа в пространственных объемах В и А, заключенных между стенками толкателей и выходных каналов управляющих газораспределителей, можно определить при допущениях о постоянстве объемов В, А и пренебрежимо малом теплообмене между газом и стенками:

А

Ж

йРЛ

В,А

к -1

Ж Ш

= — (О,

(О,

ГВ,БА

О

ВС,АС

ГВ,БАгГВ,БА ОВС,АСгВ,А ) ;

В,А

РВ,А = £В ,АРТВ ,А;

где ОВС = О ( РВ, РС, ^ВС ); ОАС = О ( РА, РС, ^АС ) ;

^вс ас = п(ггв ба - гт);гВ а = к~~[^в а _ энтальпия газа в полостях В и А,

РС - давление среды, гГВ,БА и гТ - радиусы каналов и толкателя.

Ввиду малости объемов полостей В и А можно также определять давления РВА по формулам установившегося режима. Однако, как показала практика, интегрирование уравнений в этом случае оказывается более трудоемким в связи с необходимостью расчета на каждом шаге этих давлений численными методами.

Предсопловые полости Д и Е.

В процессе функционирования комбинированного РП объемы предсопловых полостей не изменяются, и параметры газа в полостях можно определить с помощью следующих уравнений:

Д,Е = 1 (О - О V

И ~ Ш \ОМД,МЕ ОдС,еС);

ж Шд,е

ЖРд е = к - 1

ж Шд,е

(ОМД,МЕгМД,МЕ ОдС,еСгД,Е ); РД,Е = РД,ЕРТД,Е ,

где ОМД = О (РМ, РД, ^МД ); ОМЕ = О ( РМ, РЕ, ^МЕ ) ;

Сдс = С (РД, РС, 5дс, 5д) = Мдс5дск0~р= Яде; Сес = С (ре , Рс, 5ес, 5е);

Мдс=МС =-д=г; -дс =[11 (1)]"1; ^=1. ^^;

Л/^дС

• = • /} • = к РМ,Д,Е 5 = < 2 /4

?МД,МЕ = гМЬМД,МЕ ; гМД,МЕ = Т_Г ' 5дс,д = П<дс,д/4 ;

к 1 Ам,д,е

5ес,е = п<^/4; = 1 - ^^^ + Д,/ЙА);

5МД 360 П

. ^ I X

а3 =1 _ 2-±-; х = Р1з; Р = х / ЬП ;

2ГМД ГМД

Ь3 и £П - плечи поворотных рычагов золотника и поршня.

Сопла Лаваля.

Управляющее усилие, создаваемое при истечении газа из сопел Лаваля определяется по формуле:

^ПР = РД _ РЕ , где РД,Е = Сдс,есУд,е + 5д,е (Рд,е _ Рс). Уд,е = Лд,еакр.д,е; Рд,е = Рд,еп(\е );

акр.д,е = у к+1^Тд,е ; Рд,е = РД,Еудс,ес; Тд,е = Тд,Е^дс,ес.

В случае основного критического режима истечения газа из сопел:

Ч (Лд,е ) = 5дс,ес15д,е; -дс,ес = удс,ес = _1 + £дс,е& (1)

Уравнения движения механической подсистемы Данная подсистема имеет одну степень свободы и может быть описана следующими уравнениями:

М^ = (г _рб)п _ рн _ьу _ р^&у; = v,

dt dt

где М - приведенная масса поршня и связанных с ним деталей, X, V -координата и скорость механической подсистемы, И - текущее время, 5д -площадь поршня, И - коэффициент трения, Рн = Fп + п х - приведенная сила внешней нагрузки с постоянной составляющей РП и пропорциональной составляющей цХ.

Исследование функционирования комбинированного РП.

Рассматриваемый комбинированный РП (рис. 2, а) относится к устройствам, у которых на начальном участке траектории при малых скоростях полета VЛА работают совместно аэродинамические и газодинамические органы управления (рули), а затем при достаточно больших

2

скоростных напорах РсУла /2 набегающего воздушного потока только аэродинамические рули (АР). Отключение газодинамического руля (ГР) с поворотным непроточным плунжером происходит в определенный момент времени ИГРП вследствие полного выгорания топлива в специальном пороховом аккумуляторе давления. Таким образом, в период времени от 0 до Игрп управляющая боковая сила ^БС равна сумме сил ^АР и ^ГР, создаваемых аэродинамическими и газодинамическими рулями, и на поршень привода со стороны рулей действует приведенная суммарная результирующая сила внешней нагрузки

где ^Ар = С%(М) РС2ЛА £ар ; ^гр=Рупр=Рд-^е; П=Пар+Пгр+Ппр;

СУ (М)

- аэродинамический коэффициент подъемной силы АР, определяемый при продувках руля в аэродинамической трубе, М=КЛА/аС - число Маха, Ос = у[кЯтС = ^[кРСТрС - скорость звука, рС, РС, ТС - плотность,

давление и температура внешней среды, £АР - характерная площадь АР, ^д и - реактивные силы, создаваемые при истечении газа из полостей Д и Е через сопла, п, Пар, ПГР - приведенная жесткость шарнирной нагрузки и аэродинамическая и газодинамическая ее составляющие, пПР - приведенная жесткость механической пружины, компенсирующей действие шарнирного аэродинамического момента Мш (М) на АР, X - координата поршня,

- постоянная составляющая внешней нагрузки. Мш(М) на АР, X - координата поршня, ^л - постоянная составляющая внешней нагрузки. При И>ИГРП управляющая сила создается только АР и на поршень.

Используемый в данном комбинированном РП газовый привод (рисунок 3, а), в отличие от привода с двухсторонним газовым распределителем, применяется в системах автоматизации и управления при относительно невысоких требованиях по быстродействию и имеет в своем составе

нормально открытые клапаны, которые обеспечивают дроссельное регулирование на входе и выходе с помощью сферических регулирующих органов прямого хода, управляемых втяжными ЭМП.

Анализ установившегося режима работы

При работе рассматриваемого комбинированного РП в релейном двухпозиционном режиме основной интерес представляют только статические характеристики управляющего одностороннего газораспределителя с управлением на входе и выходе и выходного однокаскадного золотникового ГРП с поворотным плунжером. Установившиеся значения давлений в рабочей и дренажной полостях при каждом значении координаты шарика x могут быть рассчитаны с помощью приведенных выше зависимостей или графиков и приведенных выше формул для расчета площадей впуска £РБ и Sea выпуска. Анализ этих формул позволяет установить рациональные соотношения параметров, обеспечивающих протекание максимального расхода газа через клапанную пару «затвор-седло»:

W гш = W гш = 07,

smax Is = smax Is = x /r

SPE lS\R~ sEA /°Ш _ xmax/ГШ •

Данные соотношения позволяют при проектировании, задаваясь

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

S max

одним параметром, например, РБ находить два других гШ и гРБ=гБА, а затем вычислить расстояние между седлами /РА. Последний параметр клапанного газораспределителя - диаметр толкателя dT назначается из конструктивных соображений.

Для повышения быстродействия газового привода с нейтральным

Smax < s max

ЭМП можно обеспечивать SРБ Sea за счет использования соотношений:

W гш ~ 0 6 , W гш ~ 0 8 •

При использовании в рассматриваемом газовом приводе втяжных ЭМП для уменьшения силы газодинамического воздействия на якорь часто

Smax > Smax

наоборот приходится обеспечивать РБ БА с помощью соотношений:

w гш ~ 08, гба/ гш ~ 0 6 .

В последних двух случаях необходимо вместо соотношений, связы-

S max S max

вающих площади проходных сечений РБ и БА с координатой шарика xmax, использовать соответствующие зависимости.

Сила газодинамического воздействия на шарик при каждом значении его координаты определяется с помощью приведенного выше выражения, полученного в предположении, что давления PP и РА действуют на

площади ^РБ и , выделяемые на боковой поверхности шарика дросселирующими конусами с вершинами в центре шарика и с основаниями на впускном и выпускном седлах. Графики статических характеристик, рассчитанных при к=1.4, Я=287 Дж/кг-К, РМ=5 МПа, Рс=0.1 МПа, ТМ=ТС=293 К, Смд=Смб=0.45, Сдс=Сес=0.375, Жмд=Жме=2.3-10-3 м, Ждс=Жес=1.8-10-3 м,

^^ I 3 3

д= Же =3.83-10- м, £З=8-10- м, показаны на рис. 2, б.

Анализ переходного режима работы.

При малых объемах предсопловых полостей выходного каскада комбинированного РП, можно не учитывать протекающие в них переходные процессы. Поэтому рассмотрим на основе приведенной выше нелинейной математической модели релейный двухпозиционный режим работы газового привода, ограничиваясь при этом реакцией привода на единичное ступенчатое воздействие.

Начальные значения переменных величин, необходимые для интегрирования системы дифференциальных уравнений математической модели, могут быть найдены с помощью уравнений, описывающих предельное установившееся состояние газового привода. При этом установившиеся значения параметров газа в полостях, а также координат х12, Х и скоростей и12, V определяются без использования этих уравнений из эксплуатационных соображений.

Графики переходных процессов, протекающих в газовом приводе, показаны на рисунке 3, б. Расчет проводился при следующих значениях конструктивных и эксплуатационных параметров: к=1.4, ^=287 Дж/кг-К, Рм=Рр=4.5 МПа, Рс=0.1 МПа, Тм=Тр=Тс=293 К, Хтах=5.5-10-3 м, *тах=0.25-10-3 м, гШ=1.19-10-3 м, гРБ=0.9-10-3 м, гАС=гБА=0.7-10-3 м, ¡РА=1.6-10-3 м, гТ=0.4-10-3 м, ЯП=3.5-10-3 м, ¿П=28-10-3 м, ^СТ=2 Н, И=0.15 Н-с/м, Срб=1, Сба=1, Сас=0.

Параметрический синтез комбинированного РП.

Параметрический синтез рассматриваемого газового привода осуществляется на заключительном этапе проектировочного расчета комбинированного РП после определения параметров газораспределителя и создаваемой ими силы нагрузки на поршень. Для рассматриваемого выходного каскада создаваемая им нагрузка пренебрежимо мала по сравнению с нагрузкой со стороны рулей, которую в данном комбинированном РП частично компенсируют с помощью механической рессорной пружины.

Проектировочный расчет выходного каскада производится с помощью уравнений установившегося режима, исходя из требуемого значения предельного управляющего усилия и рекомендации по рациональному сочетанию площадей впуска и выпуска.

При проектировочном расчете газового привода предварительного каскада комбинированного РП обычно известны параметры газа на входе

k, R, РР, ТР, приведенная жесткость максимальной нагрузки nmax, максимальный ход поршня Xmax и времена тЭ или тС. Кроме того, могут быть заданы ограничения на габаритные размеры, максимальный ход якоря типового ЭМП и некоторые другие параметры. В результате проектировочного расчета необходимо определить конструктивные параметры газового привода, обеспечивающего заданные технические требования.

Задача проектировочного расчета газового привода сводится к задаче двухпараметрической оптимизации, сформулированной следующим образом: в допустимой области изменения варьируемых параметров: мак-

о max

симальной площади впуска РБ и диаметра поршня Dn - найти точку, в которой привод удовлетворяет ограничениям на параметры и функциональным ограничениям при наилучшем значении комплексного скалярного критерия качества, составленного из габаритно-массовых и функциональных показателей.

Сведение задачи многопараметрической оптимизации газового привода к задаче двухпараметрической оптимизации осуществляется за счет дополнительных соотношений параметров, отражающих результаты проведенных ранее исследований. В частности, для обеспечения наибольшей пропускной способности клапанных пар «затвор - впускное седло» и «затвор - выпускное седло» целесообразно использовать приведенные выше функции связи между независимыми и зависимыми параметрами клапанных газораспределителей.

При решении задачи параметрической оптимизации газового привода в этом случае вместо площади впуска удобно варьировать радиусом шарика гШ. Зависимые конструктивные параметры поршневого газового двигателя определяются из конструктивных и эксплуатационных соображений. С учетом приведенных замечаний проектировочный расчет рассматриваемого газового привода можно провести в следующем порядке:

1. Исходя из схемы газоподводящего тракта, определить эксплуатационные параметры на входе газового привода.

2. По уравнениям, описывающим предельное установившееся состояние, найти начальные значения переменных величин.

3. Варьируя радиусом гШ, вычислить с помощью приведенных выше соотношений конструктивные параметры газораспределителя: гРБ, гБА, /Ра и

SBA - ST = (3 ^ 4)SBT °ВА = ПГБА

радиус толкателя rT из условия , где ,

St = пГт

4. Определить массу поршня: Mn=KnpnSnLn, где рП - плотность материала, Sn - площадь поперечного сечения, Ln - длина поршня, кП - согласующий коэффициент.

5. Определить объем Wn0 и площадь боковой поверхности Sn0 рабочей полости газового привода при X=0:

Wп0 = кw Sп хmax Sn0 = KS(Sn +nDnXmax)

п о

? ?

где kw и ks - коэффициенты, назначаемые из конструктивных соображений.

6. Найти силы нагрузки РЯП и РЯО на якорь используемого типового ЭМП при крайних положениях якоря и определить с помощью графических зависимостей тСП(РЯП) и тСО(РЯО) соответствующие этим силам времена срабатывания тСП и тСО при подаче и отключении входного напряжения.

7. Рассчитать с помощью нелинейной математической модели переходный процесс, вызванный подачей на вход газового привода ступенчатого воздействия и найти функциональные показатели тЭ или тС.

8. Отыскать значения варьируемых параметров, удовлетворяющих требованиям по тЭ или тС при наилучшем значении критерия качества, на-

D = Dmin пример, при п п .

Выводы

Таким образом, структурно-параметрический синтез систем комбинированных РП в значительной степени сводится к синтезу их внутренних устройств и агрегатов, поскольку реализуемые системой функции допускают декомпозицию на отдельные составляющие и могут быть представлены в виде простой совокупности функций, выполняемых АРП и ГРП с воздухозаборниками и бортовыми источниками питания. В свою очередь указанные устройства следует отнести к сложным электропневмомеханическим системам, функциональные свойства которых, определяются не только совокупностью функций, выполняемых отдельными функциональными элементами, но и появлением глубоких внутренних связей между термогазодинамическими, механическими, электромагнитными и другими подсистемами, образующимися при соединении данных элементов [2, 3].

Список литературы

1. Абрамович Г.Н. Прикладная газовая динамика. М.: Наука, 1976.

824 с.

2. Александров А.В., Александров В.С., Морозова Е.В. Поисковое конструирование регулирующих, распределительных и исполнительных устройств и агрегатов пневмогидроавтоматики. Тула: Изд-во ТулГУ, 2007. 246 с.

3. Анкудинов Г.И. Синтез структуры сложных объектов: логико-комбинаторный подход. Л.: ЛГУ, 1986. 260 с.

4. Кашин В.М., Лифиц А.Л. Методологические основы проектирования переносных зенитных ракетных комплексов. М.: Наука, 2013. С. 33.

5. Александров В.С., Кожеуров М.А., Морозова Е.В. Исследование и расчет регулируемого газодинамического устройства с чувствительным

элементом распределителя. Известия ТулГУ. Технические науки. Ч. 1. Тула: Изд-во ТулГУ, 2011. С. 322-327.

Васильев Александр Анатольевич, канд. техн. наук, инженер-исследователь 1-й категории, a/exander5151@,ramb/er.ru, Россия, Тула, АО «Конструкторское бюро приборостроения имени академика А. Г. Шипунова»,

Никаноров Андрей Борисович, начальник отдела, a/exander5151a,rambler.ru, Россия, Тула, АО «Тулаточмаш»,

Илюхин Александр Сергеевич, канд. техн. наук, доц., a/exander5151aramb/er.ru? Россия, Тула, Тульский государственный университет,

Морозова Елена Владимировна, канд. техн. наук, доц., mevsautu/guamai/.ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет

SYNTHESIS OF THE COMBINED STEERING DRIVE FOR CONTROL SYSTEM OF THE AIRCRAFT WHICH IS PART OF PERSPECTIVE COMPLEX

A.A. Vasi/iev, A.B. Nikanorov, A.S. I/yukhin, E.V. Morozova

The prob/ems of structura/ and parametric synthesis of the combined steering drive, which are composed of aerodynamic and gasdynamic steering drive, creating the required contro/ efforts in contro/ systems of aircraft which is part ofperspective comp/ex.

Key words: contro/ system, aircraft, combined steering drive.

Vasi/iev A/exandr Anato/ievich, Candidate of Engineering Sciences, research engineer of 1st category, a/exander5151a ramb/er.ru, Russia, Tu/a, KBP named after academician A. Shipunov,

Nikanorov Andrey Borisovich, department director, a/exander5151@ramb/er.ru, Russia, Tu/a, Tu/atochmash,

I/yukhin A/exandr Sergeevich, Candidate of Engineering Sciences, assistant professor, Assistant professor of the Department of Automatic Contro/ Systems, a/exan-der5151@ramb/er.ru, Russia, Tu/a, Tu/a State University,

Morozova E/ena V/adimirovna, Doctor of Engineering Sciences, Candidate of Engineering Sciences, assistant professor, Assistant professor of the Department of Automatic Contro/ Systems, mevsautu/gu@ramb/er.ru, Russia, Tu/a, Tu/a State University

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.