вания. Приложение к проекту Федерального закона РФ «О реализации Федеральной программы развития образования» // Учит. газета.- 1997.- 22 апреля.
В. ВАСИЛЬЕВ, профессор В. ГУРТОВ, профессор Е. ПИТУХИН, доцент Петрозаводский государственный университет М. СУРОВОВ, доцент Минобразования РФ
Уже в недалеком будущем система образования столкнется с новыми для нее проблемами, вызванными тремя особенностями развития национального рынка трудовых ресурсов. Первая вызвана неравномерным распределением по территории России контингента студентов в системе профессионального образования. Вторая обусловлена значительным ростом студенческого контингента за последние 10 лет. Третья из них связана с уменьшением (почти вдвое) в ближайшем будущем численности выпускников средних школ, обусловленная демографическими факторами [1].
В связи с этим руководителям федерального и регионального уровней необходимо будет принимать серьезные стратегические решения, основанные на научных исследованиях. С этой точки зрения актуальными являются разработка и создание информационноаналитической системы мониторинга, анализа и прогнозирования развития образования и образовательных структур в Российской Федерации на основе информационных ресурсов в системе образования, структурированных по регионам России, с удобным графическим интерфейсом для использования в
10. Давыдов Ю.С. Пятигорск: далекое и близкое Центра тестирования // Новости образования.- 2002.- №16-17.
11. Шереги Ф.Э. Социология образования: прикладные исследования.- М., 2001.
Синтез информации и анализа*
качестве основания принятия грамотного управленческого решения.
Структура информационной системы
При разработке и создании данной системы был использован системный подход, включающий анализ тенденций и статистики сферы образования на протяжении последних 15-20 лет [2-4]. На основе анализа выявлены общие закономерности в отраслевой структуре, количественных компонентах образования и финансовой поддержке отдельных его составляющих. География исследования: Россия и страны Северной Европы в целом, а также их регионы. В России - 7 федеральных округов, 12 экономических районов, 89 субъектов Федерации.
Информационно-аналитическая система «Образование в регионах России» содержит три раздела:
> База данных о системе образования в 89 регионах Российской Федерации [5].
* В подготовке статьи принимали участие сотрудники НИИ ВО А.Я. Савельев и Б.А. Сазонов.
> Программа оптимизационного моделирования распределения потоков выпускников 9 и 11 классов по приему в образовательные учреждения профессионального образования России.
> Программа моделирования и прогнозирования потребностей региональных экономик в выпускниках системы высшего профессионального образования.
Базы данных о системе образования основываются на периоде с 1996 по 2002 годы и включают в себя контингент учащихся, студентов, аспирантов с дифференциацией:
■ по уровням образования:началь-ное, среднее общее, начальное, среднее и высшее профессиональное, послевузовское;
■ по формам обучения: дневное, вечернее, заочное;
■ по формам оплаты за обучение: бюджетное и платное.
Информационные ресурсы структурированы в виде информационно-справочной системы «Образование в регионах России» и содержат дополнительную статистическую информацию по региональным образовательным системам за период с 1985 года, включая региональные и ведомственные статистические сборники.
Программа оптимизационного моделирования распределения потоков выпускников 9 и 11 классов по приему в образовательные учреждения России позволяет прогнозировать распределения выпускников 9 и 11 классов по приему в начальные, средние и высшие профессиональные образовательные учреждения на период до 2012 года для всех 89 субъектов Федерации с учетом демографических факторов и миграции в образовательные мегаполисы.
При начальном выборе среды моделирования использовался известный пакет МаЛаЬ, специально разра-
ботанный для исследования динамических систем и имеющий ряд средств визуализации ^тиПпк). В то же время необходимо отметить, что не менее известный пакет MathCAD обладает хорошим набором функций для работы с переменными диапазона, для задания функций и решения систем конечно-разностных уравнений в векторной форме. При исследовании и постановке детерминистической части задачи были использованы оба эти пакета.
На основе статистических данных по всем регионам идентифицированы их параметры передаточных функций, составлена интегральная динамическая математическая модель, записываемая в виде системы линейных конечно-разностных уравнений с дискретизацией по годам. В рамках интегральной модели в среде MathCAD проведено оптимизационное моделирование для локального региона и отработана методика идентификации коэффициентов модели для синтеза оптимального управления с учетом ограничений [6].
В рамках интегральной математической модели проведены:
• ввод, проверка, редактирование и анализ исходных данных на основе информации, предоставленной информационно-справочной системой «Образование в регионах России»;
• корректировка и выбор параметров модели;
• определение «проблемных» регионов с выбросами значений параметров за допустимые границы;
• анализ и графическая интерпретация результатов расчета интегральной модели при введении связи между субъектами Федерации и образовательными мегаполисами городов Москвы и Санкт-Петербурга.
Полученные результаты по моделированию распределения выпускников 9 и 11 классов по приему в обра-
зовательные учреждения НПО, СПО, ВПО на период от 2003 до 2012 годов представлены в виде трехмерных столбцовых диаграмм по 80 регионам России. В их числе также приводятся данные по десяти «проблемным» регионам, то есть таким, в которых алгоритмизированный выбор параметров, который сопровождает построение информационных матриц, выходит за граничные поля допустимых значений.
Один из главных выводов по результатам оптимизационного моделирования состоит в том, что в период с 2006 по 2012 годы при любых сценариях развития будет происходить значительное уменьшение приема во все без исключения образовательные учреждения всех уровней профессионального образования, а сохранение приема на нынешнем уровне в образовательные учреждения высшего и начального профессионального образования повлечет значительную потерю приема в учреждения среднего профессионального образования.
Дальнейшее развитие оптимизационного моделирования планируется в следующем направлении:
□ Переход от моделирования в среде MathCAD к моделированию с использованием программ на языке высокого уровня ^е1рЫ) с СУБД.
□ Моделирование потока выпускников 9 и 11 классов по всем 89 субъектам Федерации с заданием многофакторных оптимизационных условий ограничений и проведение многокритериальной оптимизации.
□ Переход от детерминированной модели к стохастической с учетом флуктуаций параметров и проведение имитационного моделирования.
□ Проведение стохастической оптимизации и выработка рекомендаций по управлению ситуацией.
Прогнозирование потребности рынка труда в высококвалифицированных трудовых ресурсах
Программа моделирования и прогнозирования потребностей региональных экономик в выпускниках системы высшего профессионального образования позволяет моделировать эти процессы по 28 основным группам специальностей для всех 89 субъектов Федерации на период до 2006 года. Разрабатываемая методика базируется на формализованном «технологическом» подходе, представляя группу специалистов с высшим образованием в качестве одного из элементов технологической цепочки при производстве товаров и услуг. Методика прогнозирования перспективных потребностей рынка труда в выпускниках системы высшего профессионального образования основывается на анализе (в разрезе субъектов Федерации) такого инерционного параметра, как структура промышленного производства. Прогнозирование текущих и перспективных потребностей регионального рынка труда в кадрах с высшим образованием использует следующую последовательность для каждого субъекта Федерации:
□ структура промышленного производства;
□ среднегодовая численность персонала по отраслям промышленности;
□ распределение численности занятого населения по отраслям экономики и социальной сферы;
□ распределение занятого населения по уровню образования в различных отраслях экономики;
□ доля ежегодного обновления занятого населения;
□ матрица соответствия структуры подготовки специалистов с высшим образованием (по 28 направлениям) и структуры отраслей народного хозяй-
ства (по 12 направлениям) с детализацией промышленности по 15 отраслям.
Рассчитанная по разработанной методике величина (текущих и перспективных) потребностей отраслей экономики и социальной сферы в выпускниках системы высшего профессионального образования по 28 основным группам специальностей проведена для 5 субъектов Федерации на период 20042006 годов. В качестве полигона для расчета выбирались различные регионы (большие и маленькие, промышленные и аграрные, области и республики). В качестве мегаполиса выбран Санкт-Петербург, индустриального региона -Свердловская область, аграрного -Белгородская область, региона, близкого к мегаполису, - Тверская область, приграничного региона - Республика Карелия [2, 4]. Результаты математического моделирования по предлагаемой методике обладают высокой устойчивостью и оказываются близки к ожидаемым.
Для анализируемых субъектов Федерации и России в целом рассчитанное по представленной методике интегральное значение ежегодной потребности регионов в выпускниках вузов находится в диапазоне между количеством студентов, регламентированным законом об образовании (170 студентов на 10 000 населения при пятилетнем сроке обучения), и численностью реально обучающихся студентов.
Разработка информационной системы (полнота региональной информации, удобство в пользовании, современные технологии и дизайн) выполнена впервые. Прототип информационноаналитической системы «Образование
в регионах России» позволяет проводить имитационное моделирование значимых параметров для системы образования каждого из 89 регионов Российской Федерации. Представление системы на выставках ВВЦ «Современная образовательная среда» показало ее востребованность. Информационно-аналитическая система «Образование в регионах России» сформирована с возможностью дистанционного доступа в сети Интернет и имеет сетевой адрес.
Литература
1. Савельев А.Я., Сазонов Б.А., Зуев В.М.,
Кухтина И.Г. Анализ и оценка состояния и развития высшего и среднего профессионального образования / Под ред. Савельева А.Я. - М., 2000.
2. Образование на Европейском Севере Рос-
сии. Региональные особенности и тенденции развития. Научный отчет по гранту РГНФ № 97 - 06 - 08134а / Н. рук. Гуртов В.А. - Петрозаводск, 1998.
3. Высшее и среднее профессиональное об-
разование в Российской Федерации. Статистический сборник / НИИВО. Центр образовательной статистики. -М., 1999; М., 2000; М., 2001.
4. Регионы России. Статистический сборник
в 2-х томах / Госкомстат России. - М., 2001.
5. Васильев В.Н., Гуртов В.А., Сазонов Б.А., СурововМ.В. Система мониторинга, анализа и прогнозирования развития образования и образовательных структур в регионах России // Индустрия образования: сборник статей. Вып. 5.- М., 2002.- С. 52-60.
6. Питухин Е.А. Оптимальное проектиро-
вание систем управления с параметрической неопределенностью// Труды конференции ТООЬМЕТ«97.- Университет Оулу, Финляндия, 1997.