5. Сидоров А.С. Диагностика состояния режущего инструмента / А.С. Сидоров // Главный механик. 01. 2011. С.24 - 31.
6. Рыбалко А.П., Рыбалко С.А. Адаптивные, диагностические и программные возможности системы ЧПУ FlexNC // Автоматизация в промышлености. - 2010. - С.21-26.
7. Электронный ресурс www.deltatau.com
© Севастьянов А.А., Селиванов А.С., 2016
УДК 681.527.7
Синицын Алексей Витальевич
к.т.н., доцент МГТУ им.Н.Э.Баумана, г. Москва, РФ
E-mail: [email protected] Рассадкин Юрий Иванович к.т.н., доцент МГТУ им.Н.Э.Баумана, г. Москва, РФ
E-mail: [email protected]
СИНТЕЗ АЛГОРИТМОВ УПРАВЛЕНИЯ СКОРОСТНОГО КОНТУРА РАДИОТЕЛЕСКОПА РТ-7.5
Аннотация
В статье представлена методика синтеза корректирующих устройств контура управления скоростью систем с многомассовой упругой механической передачей.
Ключевые слова
Радиотелескоп, система автоматического управления, контур управления скоростью.
Как показано в статье [1] математическая модель скоростного контура может быть представлена в виде структурной схемы (рисунок 1).
Рисунок 1 - Математическая модель скоростной подсистемы
На рисунке: J = Jдв + У - суммарный момент инерции всех подвижных частей, приведенный к валу двигателя;
->2„2 1 , ^ £ т> „ , т>2„2
M (s) =
1+ TS + T32 s2 1 + 2%3T3s + T S
1 + rs + T32 s 2 1 + 2^3 T3 s + T32 s 2
(1)
-5 ° х 1 ^ьз^-з^ 1
- передаточная функция, учитывающая влияние на контур скорости упругой механической передачи;
T =
1гз
1
T'= i- =
c (о,
J
ДВ
j3 ^ ^в
постоянные времени;
з
%3=T/2T3 ; g3 =t/2T3 (3)
- коэффициенты затухания.
Структурная схема может быть использована для анализа привода с отсоединенной нагрузкой. При этом в структурной схеме (рис.1) M(s)=1 и J=J;b.
Ввиду большой массы подвижных частей азимутальной степени подвижности (27т), синтез корректирующих устройств и настойка скоростного контура выполнялись в два этапа.
На первом этапе, проводившемся в лабораторных условиях, определялись начальные приближения параметров корректирующих устройств. Скоростной контур рассчитывался как скоростная подсистема с отсоединенной нагрузкой. Исходные данные:
- ширина полосы пропускания по скорости fn СК;
- показатель колебательности Мс.
На втором этапе осуществлялось уточнение параметров корректирующих устройств скоростной подсистемы с подсоединённой нагрузкой непосредственно на радиотелескопе. Особое внимание было уделено анализу влияния упругости механической передачи на показатели качества подсистемы.
В соответствии с рис. 1, структурная схема скоростной подсистемы в случае отсоединенной нагрузки принимает вид, представленный на рис. 2.
Рисунок 2 - Структурная схема скоростной подсистемы при отсоединённой нагрузке
При заданных значениях показателей качества: полосе пропускания ^ ск и показателе колебательности Мс, искомыми являются параметры корректирующего устройства Кпр, Тинт и Тдиф.
Передаточная функция разомкнутого контура скорости имеет следующий вид:
(4)
W (s) _ + КпртинтЯ + )
ДОД (1 + + тдс 8)82
где у= КмДц.Тинт
С учетом типичных соотношений постоянных времени Тдс и Тск передаточная функция разомкнутого контура преобразуется к следующему виду.
(1 + Трс^
WCK (s) =v
(1 + Тск s)s2
(5)
где постоянная времени трс определяется выражениями (6) и (7)
1+ КПРТПЫт^ +ТинтТдифS = (1+ XРСS)(1+ТДСS), Кпр Тинт = трс + Тдс; ТинтТдиф = ТрсТдс.
(6) (7)
Для передаточной функции (4) согласно рекомендациям [2,3] построена желаемая логарифмическая амплитудно - частотная характеристика (ЛАЧХ) разомкнутого контура скорости, асимптотический вид которой представлен на рисунке 3.
Рисунок 3 - Асимптотическая ЛАЧХ разомкнутого контура скорости
где Юс ск - частота среза скоростной подсистемы.
С учетом выражений (4 - 7) и ЛАЧХ рис. 8, искомые расчетные формулы получены в нижеследующем
виде.
КПР -
2пудв. ¡1
дв -1 пск
к
2ж/пскТяс (Мс -1) ■
М
КмМс
Гдиф
4/псудв (мс -1) 2^тдс у дв ¡пск
К
(9) (10)
(11)
М
Таким образом, по выражениями (9 - 11), можно по заданным значениям полосы пропускания / ск и показателя колебательности Мс определить параметры корректирующего устройства контура скорости.
Структурная схема скоростной подсистемы привода с присоединённой нагрузкой показана на рисунке 4. Она получена из схемы, показанной на рис. 1 после приведения её к виду с единичной обратной связью.
Рисунок 4 - Структурная схема скоростной подсистемы с присоединённой нагрузкой
где (1+ тpcs)/s = ПрС (б)/(1 + ТДСs): УУД - КМ/Зтинт - к1ДВ/(1ДВ + Уз) - общий коэффициент
усиления в контуре скорости с присоединённой нагрузкой.
Согласно рисунку 4, передаточная функция разомкнутого контура скорости с присоединённый нагрузкой имеет вид:
туд^„ (1 + ^)(1 + + Т32 б2)
ЖУД (з) -к
УД (1 + ТскБ)(1 + 2^3 Т3 Б + Т3Б >2
Г =
инт
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11-3/2016 ISSN 2410-700Х_
На рисунке 10 показаны ЛАЧХ разомкнутого контура скорости для передаточной функции (12). График A'B'B'BCD - контур с присоединенной нагрузкой, график ABCD - контур скорости с отсоединённой нагрузкой.
1 10 100 1000 10000 Рисунок 10 - ЛАЧХ разомкнутого контура скорости с присоединённой нагрузкой
Анализ частотных характеристик показал, что в области средних и высоких частот ЛАЧХ системы с присоединённой нагрузкой практически совпадает с ЛАЧХ системы без нагрузки, то есть быстродействие контура скорости по координате вала двигателя не меняется.
В среднечастотной области особого внимания при проектировании скоростного контура требуют резонансные явления ( зона В' ), обусловленные упругими силами в механической передаче (2). При малых значениях коэффициентов затухания ( Таблица 1) наличие антирезонансной «впадины» в зоне В' может привести к нежелательному уменьшению запасов устойчивости контура скорости. Простейший способ компенсации - повышение коэффициента усиления разомкнутого контура скорости vyд .
•де^С(Мс -1
УУД =■
(13)
•дв + ^з)мс
Заключение. По результатам теоретических и экспериментальных исследований сформулирован подход к проектированию систем автоматического регулирования на базе векторных преобразователей частоты, разработана методика расчёта их регуляторов, учитывающая много массовую упругую механическую подсистему радиотелескопа.
Список использованной литературы:
1. Рассадкин Ю.И., Синицын А.В. Математическая модель контура управления скоростью радиотелескопа РТ-7.5. Символ науки, 2016, выпуск 4, часть 3. URL: http://os-russia.com/SBORNIKI/SN-16-4-3.pdf
2. Соколовский Г. Г. Электроприводы переменного тока с частотным регулированием. Москва, Издательский центр «Академия», 2006, 272 с.
3. Е. С. Блейз, В. Н. Бродовский, В. А. Введенский., ред. Следящие приводы. Чемоданов Б.К., ред. Т. 2: Электрические следящие приводы. Москва, Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2003, 890 с.
© Синицын A.B., Рассадкин Ю.И., 2016