Научная статья на тему 'Синтез алгоритмов управления скоростного контура радиотелескопа РТ-7. 5'

Синтез алгоритмов управления скоростного контура радиотелескопа РТ-7. 5 Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
85
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАДИОТЕЛЕСКОП / СИСТЕМА АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ / КОНТУР УПРАВЛЕНИЯ СКОРОСТЬЮ

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Синицын Алексей Витальевич, Рассадкин Юрий Иванович

В статье представлена методика синтеза корректирующих устройств контура управления скоростью систем с многомассовой упругой механической передачей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — Синицын Алексей Витальевич, Рассадкин Юрий Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Синтез алгоритмов управления скоростного контура радиотелескопа РТ-7. 5»

5. Сидоров А.С. Диагностика состояния режущего инструмента / А.С. Сидоров // Главный механик. 01. 2011. С.24 - 31.

6. Рыбалко А.П., Рыбалко С.А. Адаптивные, диагностические и программные возможности системы ЧПУ FlexNC // Автоматизация в промышлености. - 2010. - С.21-26.

7. Электронный ресурс www.deltatau.com

© Севастьянов А.А., Селиванов А.С., 2016

УДК 681.527.7

Синицын Алексей Витальевич

к.т.н., доцент МГТУ им.Н.Э.Баумана, г. Москва, РФ

E-mail: kutta@mail.ru Рассадкин Юрий Иванович к.т.н., доцент МГТУ им.Н.Э.Баумана, г. Москва, РФ

E-mail: yuri_rass@mail.ru

СИНТЕЗ АЛГОРИТМОВ УПРАВЛЕНИЯ СКОРОСТНОГО КОНТУРА РАДИОТЕЛЕСКОПА РТ-7.5

Аннотация

В статье представлена методика синтеза корректирующих устройств контура управления скоростью систем с многомассовой упругой механической передачей.

Ключевые слова

Радиотелескоп, система автоматического управления, контур управления скоростью.

Как показано в статье [1] математическая модель скоростного контура может быть представлена в виде структурной схемы (рисунок 1).

Рисунок 1 - Математическая модель скоростной подсистемы

На рисунке: J = Jдв + У - суммарный момент инерции всех подвижных частей, приведенный к валу двигателя;

->2„2 1 , ^ £ т> „ , т>2„2

M (s) =

1+ TS + T32 s2 1 + 2%3T3s + T S

1 + rs + T32 s 2 1 + 2^3 T3 s + T32 s 2

(1)

-5 ° х 1 ^ьз^-з^ 1

- передаточная функция, учитывающая влияние на контур скорости упругой механической передачи;

T =

1гз

1

T'= i- =

c (о,

J

ДВ

j3 ^ ^в

постоянные времени;

з

%3=T/2T3 ; g3 =t/2T3 (3)

- коэффициенты затухания.

Структурная схема может быть использована для анализа привода с отсоединенной нагрузкой. При этом в структурной схеме (рис.1) M(s)=1 и J=J;b.

Ввиду большой массы подвижных частей азимутальной степени подвижности (27т), синтез корректирующих устройств и настойка скоростного контура выполнялись в два этапа.

На первом этапе, проводившемся в лабораторных условиях, определялись начальные приближения параметров корректирующих устройств. Скоростной контур рассчитывался как скоростная подсистема с отсоединенной нагрузкой. Исходные данные:

- ширина полосы пропускания по скорости fn СК;

- показатель колебательности Мс.

На втором этапе осуществлялось уточнение параметров корректирующих устройств скоростной подсистемы с подсоединённой нагрузкой непосредственно на радиотелескопе. Особое внимание было уделено анализу влияния упругости механической передачи на показатели качества подсистемы.

В соответствии с рис. 1, структурная схема скоростной подсистемы в случае отсоединенной нагрузки принимает вид, представленный на рис. 2.

Рисунок 2 - Структурная схема скоростной подсистемы при отсоединённой нагрузке

При заданных значениях показателей качества: полосе пропускания ^ ск и показателе колебательности Мс, искомыми являются параметры корректирующего устройства Кпр, Тинт и Тдиф.

Передаточная функция разомкнутого контура скорости имеет следующий вид:

(4)

W (s) _ + КпртинтЯ + )

ДОД (1 + + тдс 8)82

где у= КмДц.Тинт

С учетом типичных соотношений постоянных времени Тдс и Тск передаточная функция разомкнутого контура преобразуется к следующему виду.

(1 + Трс^

WCK (s) =v

(1 + Тск s)s2

(5)

где постоянная времени трс определяется выражениями (6) и (7)

1+ КПРТПЫт^ +ТинтТдифS = (1+ XРСS)(1+ТДСS), Кпр Тинт = трс + Тдс; ТинтТдиф = ТрсТдс.

(6) (7)

Для передаточной функции (4) согласно рекомендациям [2,3] построена желаемая логарифмическая амплитудно - частотная характеристика (ЛАЧХ) разомкнутого контура скорости, асимптотический вид которой представлен на рисунке 3.

Рисунок 3 - Асимптотическая ЛАЧХ разомкнутого контура скорости

где Юс ск - частота среза скоростной подсистемы.

С учетом выражений (4 - 7) и ЛАЧХ рис. 8, искомые расчетные формулы получены в нижеследующем

виде.

КПР -

2пудв. ¡1

дв -1 пск

к

2ж/пскТяс (Мс -1) ■

М

КмМс

Гдиф

4/псудв (мс -1) 2^тдс у дв ¡пск

К

(9) (10)

(11)

М

Таким образом, по выражениями (9 - 11), можно по заданным значениям полосы пропускания / ск и показателя колебательности Мс определить параметры корректирующего устройства контура скорости.

Структурная схема скоростной подсистемы привода с присоединённой нагрузкой показана на рисунке 4. Она получена из схемы, показанной на рис. 1 после приведения её к виду с единичной обратной связью.

Рисунок 4 - Структурная схема скоростной подсистемы с присоединённой нагрузкой

где (1+ тpcs)/s = ПрС (б)/(1 + ТДСs): УУД - КМ/Зтинт - к1ДВ/(1ДВ + Уз) - общий коэффициент

усиления в контуре скорости с присоединённой нагрузкой.

Согласно рисунку 4, передаточная функция разомкнутого контура скорости с присоединённый нагрузкой имеет вид:

туд^„ (1 + ^)(1 + + Т32 б2)

ЖУД (з) -к

УД (1 + ТскБ)(1 + 2^3 Т3 Б + Т3Б >2

Г =

инт

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11-3/2016 ISSN 2410-700Х_

На рисунке 10 показаны ЛАЧХ разомкнутого контура скорости для передаточной функции (12). График A'B'B'BCD - контур с присоединенной нагрузкой, график ABCD - контур скорости с отсоединённой нагрузкой.

1 10 100 1000 10000 Рисунок 10 - ЛАЧХ разомкнутого контура скорости с присоединённой нагрузкой

Анализ частотных характеристик показал, что в области средних и высоких частот ЛАЧХ системы с присоединённой нагрузкой практически совпадает с ЛАЧХ системы без нагрузки, то есть быстродействие контура скорости по координате вала двигателя не меняется.

В среднечастотной области особого внимания при проектировании скоростного контура требуют резонансные явления ( зона В' ), обусловленные упругими силами в механической передаче (2). При малых значениях коэффициентов затухания ( Таблица 1) наличие антирезонансной «впадины» в зоне В' может привести к нежелательному уменьшению запасов устойчивости контура скорости. Простейший способ компенсации - повышение коэффициента усиления разомкнутого контура скорости vyд .

•де^С(Мс -1

УУД =■

(13)

•дв + ^з)мс

Заключение. По результатам теоретических и экспериментальных исследований сформулирован подход к проектированию систем автоматического регулирования на базе векторных преобразователей частоты, разработана методика расчёта их регуляторов, учитывающая много массовую упругую механическую подсистему радиотелескопа.

Список использованной литературы:

1. Рассадкин Ю.И., Синицын А.В. Математическая модель контура управления скоростью радиотелескопа РТ-7.5. Символ науки, 2016, выпуск 4, часть 3. URL: http://os-russia.com/SBORNIKI/SN-16-4-3.pdf

2. Соколовский Г. Г. Электроприводы переменного тока с частотным регулированием. Москва, Издательский центр «Академия», 2006, 272 с.

3. Е. С. Блейз, В. Н. Бродовский, В. А. Введенский., ред. Следящие приводы. Чемоданов Б.К., ред. Т. 2: Электрические следящие приводы. Москва, Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2003, 890 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

© Синицын A.B., Рассадкин Ю.И., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.