Научная статья на тему 'Синтез адаптивных механических автовариаторов'

Синтез адаптивных механических автовариаторов Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
27
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Синтез адаптивных механических автовариаторов»

ШКОЛЯ МОЛОДОГО ИССЛЕДОВАТЕЛЯ

99

УДК 621.8

По результатам диссертационных

исследований

В.В.Биенко

СИНТЕЗ АДАПТИВНЫХ МЕХАНИЧЕСКИХ АВТОВАРИАТОРОВ

Создание машин автоматического действия, автоматических комплексов, требующих минимального участия человека в их эксплуатации, как правило, достигается путем использования систем автоматического регулирования и управления, насыщенных электроникой, сложными цепями гидравлических и пневматических звеньев в исполнительных органах. При этом совместная работа комбинаций разнородных сред на одной машине по-роодает много проблем. Гораздо более привлекательны механические системы, самоорганизация которых осуществляется исключительно на использовании законов механики. Такие системы удается создать реализацией прогрессивного принципа конструирования механических систем путем наделения их свойством адаптации к реальным условиям изготовления и эксплуатации.

Целью исследования является развитие и реализация принципа конструирования механических передач, наделение их свойством адаптации на стадии проектирования, создание научной базы синтеза фрикционных передач с автоматическим изменением передаточной функции. Автором решена проблема создания механического привода с автоматическим изменением передаточной функции в зависимости от уровня нагрузки. Создана базовая конструкция фрикционного автовариатора с обязательным исполнением сигнала на управление. Разработана методика синтеза геометро-ки-

нематической схемы автовариатора по заданному диапазону и закону изменения передаточного отношения, создана динамическая модель механического привода с автовариатором, основанная на фундаментальных законах механики и учитывающая особенности неголономной связи. Математическая модель и метод ее машинной реализации позволяют на стадии проектирования определить динамические характеристики привода, границы его устойчивой работы, причем машинная реализация универсальных математических моделей делает возможным в сжатые сроки просмотреть множество комбинаций, вариантов и параметров, среди которых выбрать оптимальное техническое решение, то есть решить исследовательскую задачу в полном объеме.

Практический интерес представляют инженерные методики синтеза схемы автовариатора, расчета параметров его элементов; машинная реализация динамической модели механического привода с неголномными связями; реализация элементов созданных изобретений в приводах современных машин; макетирование опытных образцов автовариатора. Результаты рекомендуется использовать на предприятиях в конструкторских бюро, занимающихся созданием и модернизацией машин с механическим приводом, автоматизация которого при минимальных затратах может поднять качество машин.

УДК 621.941-529

Н.М.Лазариди

ИССЛЕДОВАНИЕ ДИНАМИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК СУППОРТНОЙ ГРУППЫ ТОКАРНЫХ СТАНКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СТАНДАРТНЫХ

ПАКЕТОВ ПРОГРАММ

В современных экономических условиях большинство предприятий, эксплуатирующих металлорежущие станки, не в состоянии приобретать оборудование, обеспечивающее высокое качество выпускаемой продукции. В связи с этим повышение точности имеющихся станков путем улучшения их динамических характеристик является актуальной задачей.

Цель данной работы - повышение эффективности токарного станка за счет увеличения одного из основных показателей качества - точности, достигаемой путем улучшения динамических характеристик суппортной группы. Основной метод ис-

следования - математическое моделирование работы станков на конкретных операциях с использованием экспериментальных исходных данных, результаты которого позволили проанализировать зависимость резонансных частот и амплитуд вынужденных колебаний от жесткостей и масс суппортной группы станка. Разработаны математическая модель суппортной группы токарного станка в виде двухмассовой системы с четырьмя степенями свободы и на ее основе методика повышения точности обработки за счет улучшения динамических характеристик. Результаты исследования дают возможность вести предварительный учет возни-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.