Распадение соответствий
В заключение покажем, что все возможные соответствия в Р есть частные случаи одного соответствия, которое назовем основным.
Получение и определение основного соответствия в п-мерном пространстве возможно осуществить следующим образом. Соответствие к-плоскости X на к-плоскость X' индуцируется (п-к)-плоскостями, многообразие которых является к-параметрическим. Самым простым условием, которое может быть наложено на все множество (п-к)-плоскостей, является условие единичной размерности, записанное в виде цикла
р
п.п-1.....к+1,к-Г
Учитывая, что все множество (п-к)-плоскостей в Р является к(п-к+1)-параметрическим, необходимо наложить условие размерности к(п-к). Тогда многообразие Э будет к-параметрическим. Следовательно, необходимо записанный цикл возвести в степень к(п-к), т.е.
(е
> п.п-1.....к-н,к-1'
нк)
(3)
Соответствие, выраженное произведением циклов вида (3), назовем основным для данных пик.
Рассмотрим, как изменится индуцированное соответствие при специализации многообразий, задающих множество Б. Для определенности выберем произведение циклов
<е«1 )4=2е<10+3ез20.
УДК 621.839-86
индуцирующее (2,2)-соответствие 5-го порядка. Множество 8 будет определено, если в пространстве Р произвольным образом задать четыре прямые общего положения. Первая специализация может быть получена, если любые две прямые из четырех пересекаются. При этом возникают два новых элемента, определяющих Э: точка и 2-плоскость. Цикл (е^,)4 преобразуется в эквивалентную форму вида
(е431)Чз0 + (е431)2е421
Здесь каждое слагаемое представляет собой произведение циклов, индуцирующих некоторое соответствие, характеристики которого определяются путем разложения каждого слагаемого. Получим
е430 ~ е410 + б320 ' (в431)2 е421 "" в410 + ^е320 '
Таким образом, указанное выше соответствие распалось на взаимнооднозначное 2-го порядка и взаимнооднозначное 3-го порядка.
19 ноября 1998 г.
Юрков Виктор Юрьевич - кандидат технических наук, доцент кафедры начертательной геометрии, инженерной и компьютерной графики Омского государственного технического университета.
ДИНАМИКА И ЭЛЕМЕНТЫ СИНТЕЗА ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКОГО ПРИВОДА С АВТОВАРИАТОРОМ
П.Д. Балакин, Г.И. Гололобов, В.В. Биенко Омский государственный технический университет
Разработана динамическая модель механической системы с автовариатором, реализующим неголономную связь между основными звеньями. Модель позволяет синтезировать энергетически совершенный механический привод с адаптацией к переменному внешнему нагружению.
Создание семейства автовариаторных механических передач, связывающих двигатель с исполнительным органом технологических и транспортных машин и обеспечивающих его эксплуатацию на номинальных режимах, весьма актуально.
При синтезе автовариаторных передач удается в значительной мере реализовать разработанный в ОмГТУ прогрессивный принцип конструирования реальных механических систем наделением их при создании свойством адаптации [1,2], одной из целей которой является способность таких систем в
автоматическом режиме полно использовать располагаемую мощность за счет эксплуатации двигателя на стабильном, экономичном режиме независимо от переменного внешнего нагружения. Роль регулятора составляющих мощности нагружателя и выполняет механический автовариатор.
Научная база синтеза механических передач с адаптивными свойствами [3-6] позволяет синтезировать простые конструкции автовариаторов с собственной передаточной функцией скорости, зависимой от уровня передаваемого силового потока,
ведомом валу, упругие элементы 6 деформируются, за счет этой деформации тела качения 7 сближаются к
общей оси автовариатора, передаточная функция 111.Н при этом увеличивается, подчиняясь зависимости, характерной для планетарных схем:
И + г 'Собо:
=1 +
СОн
причем управление этой функцией происходит без использования традиционных элементов систем автоматического регулирования [5,6].
Исключая необходимость проблемного взаимодействия на одном объекте разнородных физических полей и сред, удается ограниченными средствами правильного строения и дополнительного к основному движению звеньев, т. е. использованием исключительно законов механики, синтезировать на уровне изобретений оригинальные технические решения автовариаторов, содержащих скрытую цепь управления, в состав которой могут входить и основные звенья механических передач. Цепь управления непосредственно замкнута на силовой поток и способна адекватно его уровню обеспечивать целевое изменение передаточной функции механической передачи и стабилизировать режим работы двигателя. Такую полезную эволюцию проще всего реализовать в передаче с неголономной связью между основными звеньями, например, во фрикционной передаче.
Из многих известных конструкций фрикционных вариаторов с потенциально заложенным свойством автоматического изменения передаточной функции скорости за базовую схему примем наш патент [7] , содержащий силовую цепь управления, которую отличает от известных технических решений обязательное исполнение управляющего импульса. Решение [ 7 ] способно к модификациям, а также к использованию как в основном автономном варианте, так и в качестве встроенного блока управления в вариаторах иных конструкций без ограничений.
Автоматический фрикционный вариатор содержит входное звено 1 (рис.1), выходное звено - водило Н, связанные с ведущим и ведомым звеньями промежуточные тела качения 7, взаимодействующие с ведущим звеном и опорной поверхностью 5 корпуса, нажимное устройство 2, установленное между валом 3 двигателя и ведущим звеном, упругий элемент 4. Тела качения 7 размещены в гнездах 8 упругого сепаратора, которые связаны с ведомым валом Н гибкими звеньями. Один конец этих звеньев закреплен на ведомом валу Н, а второй - на соответствующем гнезде 8 тела качения 7, при этом гнезда тел качения в сепараторе разделены эластомерными или иными упругими вставками 9 (рис. 2). Гибкие звенья 6 могут быть выполнены в виде плоских пружин, в виде тросов (рис. 3) или представлены иными конструктивными решениями. Тела качения 7 могут быть шаровой или тороидальной формы, в последнем случае тела качения снабжены осями вращения, зафиксированными в гнездах упругого сепаратора.
Активная поверхность ведущего звена 1 и опорная поверхность 5 корпуса могут быть выполнены как в форме конусов с постоянным углом а при вершине и совпадающих осях, так и в форме торов с эквидистантными активными поверхностями, в последнем
случае угол а будет переменным.
Автоматический фрикционный вариатор работает следующим образом. При увеличении нагрузки на
и
Ui,h = T_=1 + -
(1)
R-rcosa '
где R - расстояние от общей оси автовариатора до центров тел качения; г - радиус промежуточных тел качения.
При такой эволюции момент мн на выходном валу увеличивается, а скорость сон уменьшается, при этом мощность N = Мн'со» I т.е их произведение, соответствующим подбором элементов можно стабилизировать, сделать постоянной. Так, без учета влияния механического КПД имеем
MiN • ¿у!"1 = Мн • СОн = const, (2)
где мГ - номинальный момент на входном валу;
¿y,N- номинальная угловая скорость входного вала. Выполнением условия (2) достигается адаптация привода к силовому потоку, т.е. двигатель будет работать на установившемся, энергетически совершенном режиме с полным использованием располагаемой мощности при переменной внешней нагрузке.
Ограничимся линейной моделью упругого сепаратора, конструкция которого обеспечивает изменение R при переменном моменте нагрузки мн по закону:
R = [Ro-c-MH(0]l (3)
где R0- величина R, соответствующая нулевому значению нагрузки Мн: с - окружная жесткость упругого сепаратора (м/Нм). Нагрузка является функцией времени (заданной, например, для технологических машин, или случайной, например, для транспортных).
Совместное рассмотрение (1)-(3) показывает, что необходимое пропорциональное изменение Ui.H при изменении момента нагрузки ,т.е. оптимальное управление, в автовариаторе с линейным упругим сепаратором при а = const (рис.1) не обеспечивается, поэтому техническое решение автовариатора следует искать при переменном а , т.е. активные поверхности звеньев 1 и 5 будут эквидистантными торами с а = var.
Для синтеза таких поверхностей нужна зависимость угла а наклона касательной к ним в функции от R. Положим
и\н = к-Мн\ (4)
где к - коэффициент пропорциональности, равный 1/ m,n . Выразим Мн из (3) и подставим в (4):
Ro-R
и\н = к-
(5)
Рис.3. Фрагмент варианта конструкции упругого сепаратора
Приравняв правые части равенств (1) и (5), получим
а = arccos
ie-R<R 0-2--) _к
r<R-Ro)
(6)
Рис. 1. Схема базового автовариатора: 1- входное звено; 2- нажимное устройство; 3-вал двигателя; 4-упругий элемент; 5-опорное, корпусное звено; 6 -плоская пружина; 7 -тело качения; 8 -гнездо тела качения; Н -выходное звено, водило
8
Уравнение образующей поверхности вращения
представим в форме
*(*)= I
dR
Рис.2. Конструкция упругого сепаратора: 6 -плоская пружина; 7 -тело качения; Н -выходное звено, водило; 8 -гнездо тела качения; 9 -эластомерная вставка
RmJg<*{R) '
Rmm< R< Ro ■ X(R)- координата, указывающая
положение на оси водила сечения тела вращения плоскостью, перпендикулярной этой оси. Уравнение полностью определяет геометрию тела вращения, при этом угол а , как показали расчеты, аппроксимируется
2
с высокой точностью полиномом вида а= Tai- R',
/=-1
i = -1, 0, 1,2 .
Из формул (1) и (3) следует, что передаточное отношение Ui,H также есть функция времени и уравнение дифференциальной связи между углами поворота входного и выходного валов имеет вид
U\H(t)d<pH-d(p^ = a. (7)
Уравнение (7) не может быть проинтегрировано, поскольку выражает неголономную связь между (рх и <рн в виде линейного соотношения между обобщенными скоростями фх и <рн. Несмотря на то что положения звеньев автовариатора при переменной величине Ui.h определяются тремя координатами : R, сри (рн,
число обобщенных координат равно двум: и q>H, так как R - заданная функция времени. А число степеней подвижности механизма автовариатора равно единице, поскольку оно всегда меньше числа обобщенных
координат на число неголономных связей [ 10 ]. Поэтому для изучения поведения автовариатора достаточно одного уравнения движения, конечный вид которого можно получить с использованием фундаментальных положений кинетостатики, общего уравнения динамики и его модификаций, уравнения Аппеля или уравнений Лагранжа с неопределенными множителями, при этом трудоемкости создания модели оказываются сопоставимыми.
Воспользуемся уравнениями Лагранжа второго рода с неопределенными множителями. В общепринятых обозначениях они имеют вид
й 0Г
'= Мн + Л-и\н , (8)
Ж дфн д(рь
й дГ сГ ^ „
--:---~ М Л
Л дсрх д(р,
(9)
где Мни М\ - приведенные моменты сил (обобщенные силы). Выражение кинетической энергии определим приближенно, не учитывая потери энергии на трение и на гистерезис в упругом сепараторе:
т =
12-Ф2н + 1\-(р]
(10)
где /, и ¡2 - приведенные моменты инерции соответственно ведущего и ведомого валов.
Приведенный момент инерции /2 зависит от и, как видно из (3), является функцией времени:
о2
¡2=!н + шф' Я2 + Л/,
Я
(11)
где тХ1, и /хА - суммарные масса и момент инерции шаров относительно их центров, а [и - постоянная часть приведенного момента инерции ведомого вала. Левая часть уравнения (8) имеет вид:
й дГ с112 .
= ■<Рн + —7--(Рн =
Л дф
н
Ж
= (/// + лМ • Я2 +1.*■■—) ■■ Фн + Р ■■ я * ■ {тл +■"Т)] ■■ <Рн ■ (12)
1* М ~
г2
Дифференцируя (10) для (8,9) и присоединяя уравнения неголономной связи (7), получаем исходную систему трех уравнений для определения неизвестных
<Р\,<РН и Я-
я2 /,
(1Н + тл ■Я2 + 15Н~)-фи+[2-К-Я-(т,и+1у)]- Фн =
г г
- А/я + ^'Ч'н ,
(13)
Чж ■ Фн ~ Ф\ ~ 0.
Для независимой обобщенной координаты <рн уравнение движения механизма найдется из системы
(13) после исключения неизвестных фхи д. С этой целью дифференцируем третье уравнение системы йш-Ря + иш-Ря-^0- С4)
Заменим во втором уравнении системы (13) ^,его выражением из (14), тогда первые два уравнения системы принимают вид
(1Н + тл ■ Я2 + 1.ф -4-) • Фн + [2 • Я■ Я■ (/»,/, + • <РН=
г г
= Мн + Л-\1т, (15)
/г (йш' Фн + Ч|н' Фн)= М\ ~ & ■
Рабочее уравнение движения механизма, содержащее только обобщенную координату <рн:
[1Н + Я2 ■ (ль* +Ц-) + /г и?н]■ Фн +1 г'
+ [2Як-(т.ф+Ц-)+Ьиш -йтУФн =
г
при этом щн и йш определяются по формулам: 2Я
/.А,
иш =
Л-А- СОБОГ '
см. выражения (1),(3);
-2г{Ясо$а + Я-$таа)
и'н = 'Ч-г-сова]2 ,где Я = ~с Мн и,
А
[Л-
учетом
(6),
а -
уП-7
А =
_к_ к
г2(Я~Яо)2
Таким образом все переменные коэффициенты (/г,Л,и|Н,й1Н,а>« ) в уравнении (16) выражены через
момент нагрузки мн , приведенный к валу водила, и его производную.
Для численного решения уравнение (16) следует преобразовать к нормальной форме Коши и переменные коэффициенты вычислять в подпрограмме расчета правых частей полученной системы дифференциальных уравнений по соответствующим зависимостям. Окончательная система уравнений имеет вид:
У\ = Уг
У 2 =
Мн + и.н ■ М\ ~ [Л' иш й1Н + 2 ■ Я-Я-Ынь + у2
_г"
[/н+Я2(т>ь + Ч)+1г и?н]
(17)
где ух - <Рн>Уг ~ <Рн ■
При создании работоспособной конструкции
автовариатора этапу реального конструирования предшествовал исследовательский этап на геометро-кинематической и упруго - статической моделях [ 8,9]. Настоящее исследование на полной динамической модели (16,17) привода учитывает наличие и особенности неголономной связи. Оно позволило уточнить геометрические, массовые, упругие параметры звеньев и их элементов во взаимной связи с характером нагружения и движения. Численное интегрирование выполнялось с помощью стандартной подпрограммы RKGS методом Рунге-Кутта с автоматическим выбором шага.
Исследован привод с автовариатором, имеющим следующие параметры базовой схемы: г = 0.04 м;
с = 0.01 м/Нм; R0 = 0.11 м; мГ = 1Нм;
номинальный мн = 3 Нм; /, = 0.005 кг • м1;
/2 =0.025 кг V; иы = 1-2 кг; /,.,,= 0.005 кг V. В эксперименте приняты к рассмотрению линейная статическая характеристика электродвигателя (коэффициент статической характеристики b = 0.1, момент двигателя при ¿у,= OMi,0 = 16Hm ) и два варианта закона изменения момента нагрузки -ступенчатый и синусоидальный. При исследовании динамики автовариатора менялись инерционные характеристики его звеньев и параметры законов изменения нагрузки (время переходного процесса, амплитуда и частота колебаний).
Математический эксперимент показал, что:
- динамическое поведение удельно легких, малоинерционных конструкций близко к статическому, этот же вывод справедлив для работы автовариаторов в условиях медленно меняющихся нагрузок;
- для синусоидального закона изменения нагрузки при коэффициенте неравномерности öH = 0.66 на ведомом валу ведущий вал имеет для базового варианта 0.018, т.е. его движение практически стабильно;
- на модели доказана работоспособность и эффективность работы механического привода с автовариатором, указано влияние инерционных характеристик отдельных звеньев на их поведение в динамике, а также влияние темпов изменения внешнего нагружения на управляемость передаточной функцией скорости, установлены границы устойчивого поведения привода;
- модель открыта для наполнения всех составляющих её компонентов реальными параметрами и свойствами , на её основе в сжатые сроки возможно качественное проведение всего комплекса проектных работ по созданию механического привода с адаптивными свойствами.
ЛИТЕРАТУРА
1 ■ Балакин П.Д. Наделение свойством адаптации как принцип конструирования технических систем //
Теория реальных передач зацеплением Информационные мате-риалы VI междунар. симп. -Курган;, 1997,-4.2. - С. 21-23
2. Балакин П.Д. Принцип конструирования механических систем II Бесступенчатые передачи, приводы машин и промысловое оборудование.: Тез. докл. I междунар. конф.- Калининград, 1997 - С.6.
3. Балакин П.Д. Систематика и особенности строения механических приводов, наделенных свойством адаптации // Проблемы машиностроения и металлообработки: Межвуз. сб. науч. тр. - Омск, 1992. -С. 10-15.
4. Балакин П.Д. Особенности строения и статика механического привода, наделенного свойством адаптации // Механика процессов и машин: Межвуз. сб. науч. тр. - Омск , 1994. - С. 4-11.
5. Балакин П.Д. Технические решения механических приводов, наделенных свойством адаптации // Проблемы анализа и синтеза механизмов и машин : Межвуз. сб. науч. тр. - Новосибирск, 1997,-С. 47-54.
6. Балакин П.Д. Механические передачи с адаптивными свойствами: Науч. издание. -Омск: Изд-во ОмГТУ, 1996.-144 с.
7. Заявка № 96115811 /28 021924 Россия, МКИ R4 6F 16 Н 15/50. Автоматический фрикционный вариатор // П.Д. Балакин, В.В. Биенко. Россия / Решение о выдаче патента от 13. 01. 97.
8. Балакин П.Д. Влияние цепи управления на динамику механических передач с адаптивными свойствами // Прикладные задачи механики: Межвуз. сб. науч. тр. - Омск, 1997. - Кн.1,- С.14-17.
9. Балакин П.Д., Биенко В.В. Динамика механического привода с автовариатором //Динамика систем, механизмов и машин.: Тез. докл. II междунар. науч. конф. - Омск, 1997,-С. 21.
10. Лурье А.И. Аналитическая механика - М: ГИФМЛ. 1961,-824 с.
12 января 1998 г.
Балакин Павел Дмитриевич - доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой "Теория механизмов и машин" Омского государственного технического университета;
Гололобов Геннадий Иванович - кандидат технических наук, доцент кафедры "Системы автоматизированного проектирования машин и технологических процессов" Омского государственного технического университета; Биенко Владимир Викторович - аспирант кафедры "Теория механизмов и машин" Омского государственного технического университета.