Научная статья на тему 'Синтаксический анализ музыкальных текстов'

Синтаксический анализ музыкальных текстов Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
441
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛЬ ЯЗЫКА / СИНТАКСИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / СТАТИСКИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / АНАЛИЗ МУЗЫКИ / ЗНАМЕННЫЕ ПЕСНОПЕНИЯ / СЕМИОГРАФИЯ / ДРЕВНИЕ РУКОПИСИ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Голубева Ирина, Филиппович Андрей Юрьевич

Статья посвящена изучению синтаксиса музыкальных текстов. Показана возможность применения лингвистических методов для проведения анализа. В качестве конкретного материала для исследований выбраны музыкальные рукописи XI-XVII веков. Для их анализа предложены типы отношений между знаками, составлена синтаксическая модель, проведен статистический анализ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Синтаксический анализ музыкальных текстов»

Синтаксич еский анализ музыкальных текстов

Ирина Голубева1, Андрей Юрьевич Филиппович2 1МГТУ имени Н.Э. Баумана, Москва, Россия. [email protected] 2МГТУ имени Н.Э. Баумана, Москва, Россия. philippovich @ list. ru

Аннотация. Статья посвящена изучению синтаксиса музыкальных текстов. Показана возможность применения лингвистических методов для проведения анализа. В качестве конкретного материала для исследований выбраны музыкальные рукописи XI-XVII веков. Для их анализа предложены типы отношений между знаками, составлена синтаксическая модель, проведен статистический анализ.

Ключевые слова: модель языка, синтаксический анализ, статискический анализ, анализ музыки, знаменные песнопения, семиография, древние рукописи

Введение

В настоящее время актуально изучение вопросов невербальной коммуникации человека. В сообщениях, которые передаются, могут быть не только текстовые составляющие, но и музыкальные, эмоциональные, жестовые. Вопросы познания, восприятия, понимания музыки получили названия музыкальные инфо-когнитивные технологии. Инфо-когнитивные технологии (ИКТ) - технологии, которые связанны с тем, как построены процессы обработки и восприятия информации человеком. Это позволяет рассматривать не только то, как располо ены знаки в тексте, но и то, как они зависят друг от друга (синтаксис) и как музыка воспринимается человеком (семантика).

В качестве конкретного материала для исследований выбраны музыкальные рукописи XI-XVII веков, записанные в знаменной нотации ( рисунок 1). Знаменные песнопения появились на Руси в XI веке вместе с принятием христианства. Они представляют собой музыкальные тексты, записанные с помощью специальных знаков, отличающихся по своей природе от современных нот. Основные их отличия в том, что одному знаку («знамени») может соотвестсвовать несколько звуков и нет точного соответствия ме ду знаком и высотой звука.

В результате реформ музыкальных нотаций был утрачен «ключ» к расшифровке знаменных мелодий, который позволяет точно перевести старинные песнопения в ното-линейную систему [7].

Рис. 1. Страница музыкальной рукописи в знаменной нотации

Для достоверного перевода необходимо выявлять в знаменной нотации внутренние законы, в силу которыгх мелодии записывались с помощью одних знамен, а не других.

Данная работа выполняется в рамках проекта «Автоматизированная система научныгх исследований в области компьютерной семиографии (АНСИ КС)», а также поддержана грантом РГНФ №110412025в. Было проведено исследование и выявлено, что знаменные песнопения имеют аналогичную структуру, что и естественный язык. В качестве подтверждения этого можно привести примеры аналогий между ними: Знаменный алфавит ^ Лексикон, Последовательность знамен ^ Словосочетания,

предложения, Знамя (крюк) ^ Слово, лексема, Пометы, Признаки ^

Диакритические знаки. Это позволяет применять лингвистические методы для обработки и анализа песнопений.

Описанные ниже результаты получены с помощью программ SemioStatistik [3] и Semantic_Statistik [4], специально разработанных для анализа знаменных песнопений.

Дополнительная информация о проекте и проведенных исследованиях представлена в Интернете по адресу http://it-claim.ru/semio.

Статистический анализ

Для того, чтобы проверить гипотезу о наличии в знаменных песнопениях семиотической и синтаксической структуры, знаменная нотация была представлена как знаковая система [4].

Знамя — это графическое изображение, используемое для обозначения определенной высоты, длительности и характера исполнения. Алфавит знаменной нотации — список знамен.

Были проведены статистические исследования. На рисунке 2 приведен график распределения частот знамен для книги «Октоих», соде ащей знаменные песнопения.

Октоих

я»

„ ^ ; • и І • * І а іг Їі г» * Н + • •

Рис.2. Частота встречаемости знамен

В результате данного этапа, было подтверждено, что знамена распределены в песнопении неравномерно, существуют «специальные» знаки для начала или окончания фразы, а так е определенные сочетания знамен по 2, 3 и 4 знамени встречаются чаще, чем другие.

*Г\Г> 257

194

174

157

137

136

136

133

131

Рис.3. Наиболее частотные сочетания по три знамени

В дополнение было проверено, что данное распределение соответсвует закону Ципфа-Мальденброта и закону Г.С. Хипса, которые справедливы для текста на естественном языке.

Последующий анализ позволил выделить группы знамен по частоте их встречаемости:

№ группы I II III IV

Число повторений каждого знамени 1000-3000 500-1000 150- 500 1-150

Количество знамен в группе 6 7 30 323

Базовые знамена группы : 9*г

Изучение синтаксиса

Для того, чтобы определить как связаны знамена между собой, было предложено 3 типа отношений, представленных в таблице 2.

__________________Табл. 2. Три типа отношений в синтаксисе знаменных песнопений

Вид отношения Описание Пример

а - отношение: Zl -7,2 Знамя Zl состоит в я - отношении со знаменем Z2, если Z2 является производным от Z1.

$ — отношение: г, Знамя Z1 СОСТОИТ В р — отношении со знаменем Z2, если в структуре песнопения знамя Z2 непосредственно следует за знаменем Z1 К* А <=> 1*1 А

Вероятностное § — отношение: г! -г2 (РО Если за знаменем Z1 может следовать несколько знамен, то конкретное знамя ^2) следует с вероятностью Р^. 1* - ^ (0,56)

у — отношение: г, -г, г2 -г, Знамя Z1 СОСТОИТ В у — отношении со знаменем Z2, если эти знамена находятся в общем контексте (фразе, предложении, песнопении). 1***? А <=> 1*1 А Ье.1*

Совокупность правил, соответствующих каждому из отношений, образует модель данного отношения. Таким образом, синтаксическая модель знаменных песнопений представляется в виде тройки:

М = {Ма,Мр,Мг },где

Ма = 2а)'Ра:}тай 1 «-модель знаменных песнопений,

ре- вероятность употребления я-правила.

тв,я - количество я-правил.

АГр = {^2± -> 2г^} /Рр}Пр '■ ^-модель знаменных песнопений,

Р^-коэффициент непосредственной силы связи между знаменами, пр- количество ^-правил,

^■г')'Ру}пу '■ 7-модель знаменныгс песнопений, ру-коэффициент контекстной силы связи между знаменами, пу- - количество у-правил.

Были построены модели для каждого типа отношений по каждой из частей одного из крупнейших источников древнерусских музыкальных текстов - рукописи «Круг знаменных песнопений» под ред. Разумовского.

Фрагмент (/? - модели для части «Октоих») приведен в таблице 3 и на

рисунке 4.

Для удобства анализа в строках и столбцах записаны цифровые коды знамен, а в соответствующих ячейках - коэффициенты непосредственной силы связи знамен.

Табл. 3. Фрагмент р- модели для «Октоиха»

76 77 121 138 89 122

76 66 4 12 0 0 0

77 5 33 0 0 0 1

121 0 1 0 1 4 0

138 1 1 0 0 0 1

89 0 0 0 8 0 0

122 1 0 0 2 0 0

На рисунке 4 таблица 3 представлена в виде гистограммы. На горизонтальной оси располо ены знамена, а по вертикальной оси откладываются соответствующие значения коэффициентов силы в процентном соотношении.

100%

90%

80%

70%

60%

50%

40%

30%

20%

10%

0%

76 77 121 138 89 122

Рис.4. Фрагмент В - модели для «Октоиха»

Фрагмент М^Е™ (у - модели для части «Октоих») приведен в таблице 4 и на рисунке 5. Значения в них заданы аналогично /5-модели.

76 77 121 138 89 122

76 0,142 0,024 0,04 0 0 0

77 0,024 0,05 0 0 0 0,002

121 0 0,009 0 0,013 0,011 0

138 0,022 0,007 0 0 0 0,009

89 0 0,004 0 0,018 0 0

122 0,002 0 0 0,009 0 0

76 77 121 138 89 122

Рис.5. Фрагмент у-модели для «Октоиха»

Данный этап позволил выявить особый характер связей ме ду знаменами, который не виден на письме. Построение у - модели позволяет выявить контекстносвязанные знамена, что дополняет общую картину связности знамен. Например, для приведенного отрывка выявлено, что знамя с кодом «89» связано не только со знаменем «138», но и с «77».

Таким образом, знаменная нотация была представлена как знаковая система, что позволило применить к ее изучению лингвистические методы. В дальнейшем предполагается использовать построенные модели для решения задач ИКТ -восприятия и понимания информации человеком.

Выводы

1. Эмпирически было доказано наличие в музыкальных текстах семиотической и синтаксической структур

2. Было предло ено три типа отношений ме ду знаками в музыке

3. Была предло ена синтаксическая модель знаменных песнопений, которая мо ет быть применена для решения задач восприятия, понимания и обработки музыкальной информации.

Список источников

1. Даньшина И.В., Даньшина М.В. Статистическое исследование знаменной системы на примере двух гласов Октоиха // Интеллектуальные технологии и системы. Сборник учебно-методических работ и статей аспирантов и студентов. Выпуск 9. М.: НОК «CLAIM», 2007. Даньшина 2. И.В., Даньшина М.В. Структура и обработка древнерусских певческих рукописей.// Сборник тезисов докладов «Печатные средства информации в современном обществе (к 80-летию МГУП)». Секция «Электронные средства информации в современном обществе», М. 2010

3. Даньшина И.В. Программа для проведения статистических исследований «SemioStatistik» // Интеллектуальные технологии и системы. Сборник учебнометодических работ и статей аспирантов и студентов. Выпуск 10. М.: НОК «CLAIM», 2009.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Даньшина И.В. Анализ зависимости слов и знамен с помощью программы Semantic_Statistik. Сборник тезисов докладов общеуниверситетской научнотехнической конференции «Студенческая научная весна - 2011», посвященной 50-летию полета Ю.А. Гагарина в космос. Том XI, часть 2. М.: МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2011. - 310 с.

5. Голубева И.В. Исследование знаменных песнопений как знаковой системы. Информационные технологии и письменное наследие: материалы IV междунар. науч. конф. (Петрозаводск, 3-8 сентября 2012 г.), 2012

6. Филиппович А.Ю., Голубева И.В. Исследование синтаксиса семиографических песнопений. Проблемы полиграфии и издательского дела, 2012

7. М.Бражников. «Древнерусская теория музыки». - «Музыка», 1972г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.