Научная статья на тему 'СИНТАКСИЧЕСКИЕ КОНСТРУКЦИИ РЕЛИГИОЗНОГО СТИЛЯ'

СИНТАКСИЧЕСКИЕ КОНСТРУКЦИИ РЕЛИГИОЗНОГО СТИЛЯ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
синтаксис / предложение / простое предложение / сложное предложение / сложное синтаксическое целое / структура предложения / syntax / sentence / simple sentence / complex sentence / complex syntactic whole / sentence structure

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Стаценко Анна Сергеевна

В предложенной работе проведён анализ синтаксических конструкций религиозного стиля, определены его синтаксические возможности, поскольку структура предложения является важным элементом при характеристике любого функционального стиля. Традиционно анализ такого характера проводится точечно: в рамках текста определенного жанра (ритуализированнного или неритуализированного), в нашей работе мы не ограничиваем исследование формой текста, а наоборот, расширяем фактический материал, изучая конечные тексты религиозного стиля без условий к требованиям жанровых характеристик. Понимание особенностей синтаксических конструкций религиозного стиля позволит расширить и углубить его применение на практике, исследование даст возможность дальнейшего научного изучения этой темы. Синтаксические конструкции являются ярким маркером любого функционального стиля, поэтому их рассмотрение позволит внести новые штрихи в общие структурные языковые особенности религиозного стиля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYNTACTIC CONSTRUCTIONS OF RELIGIOUS STYLE

In the proposed work, an analysis of syntactic constructions of religious style is carried out, its syntactic capabilities are determined, since the structure of a sentence is an important element in the characteristics of any functional style. Traditionally the analysis of such character is carried out pointwise: within the framework of texts of a certain genre (ritualized or non-ritualized); in our work we do not limit the study to the form of style, but, on the contrary, expand the factual material by studying texts of a religious style without conditions to the requirements of genre characteristics. Understanding the features of syntactic constructions of religious style will allow us to expand and deepen its application in practice, and the study of its characteristics will provide the opportunity for further scientific study. Syntactic constructions are a clear marker of any functional style, so their consideration will make it possible to add new touches to the general structural linguistic features of the religious style.

Текст научной работы на тему «СИНТАКСИЧЕСКИЕ КОНСТРУКЦИИ РЕЛИГИОЗНОГО СТИЛЯ»

УДК 81 '367(045) А. С. Стаценко

СИНТАКСИЧЕСКИЕ КОНСТРУКЦИИ РЕЛИГИОЗНОГО СТИЛЯ

В предложенной работе проведён анализ синтаксических конструкций религиозного стиля, определены его синтаксические возможности, поскольку структура предложения является важным элементом при характеристике любого функционального стиля. Традиционно анализ такого характера проводится точечно: в рамках текста определенного жанра (ритуализированнного или неритуализированного), в нашей работе мы не ограничиваем исследование формой текста, а наоборот, расширяем фактический материал, изучая конечные тексты религиозного стиля без условий к требованиям жанровых характеристик. Понимание особенностей синтаксических конструкций религиозного стиля позволит расширить и углубить его применение на практике, исследование даст возможность дальнейшего научного изучения этой темы. Синтаксические конструкции являются ярким маркером любого функционального стиля, поэтому их рассмотрение позволит внести новые штрихи в общие структурные языковые особенности религиозного стиля.

Ключевые слова: синтаксис, предложение, простое предложение, сложное предложение, сложное синтаксическое целое, структура предложения.

DOI: 10.35634/2412-9534-2024-34-4-793-799

Исследование относительного нового, но самого малоизученного функционального стиля в современном литературном языке — религиозного — ведётся по различным направлениям и основаниям. Поскольку научный интерес этот стиль стал представлять для ученых с начала 2000-х гг., то говорить о его полноценной разработке на сегодняшний день не приходится. При выделении функциональных стилей В. В. Виноградов в 1920-е гг. (по понятным причинам) не мог вычленить религиозный стиль наряду с иными (научным, официально-деловым, публицистическим, художественным, разговорным). Именно поэтому его рассмотрение оставалось за рамками исследовательских интересов лингвистов. Начиная с XXI в. постепенно появляются немногочисленные публикации, направленные на освещение ряда вопросов: является ли религиозный стиль самостоятельным образованием или он лишь вариант (постиль), например, публицистического/разговорного стиля.

Во многих современных публикациях, в том числе и наших, религиозный стиль рассматривается как отдельный элемент в структуре функциональных стилей, так как доказано, что религиозный стиль обладает всеми характеристиками, присущими самостоятельному функциональному стилю: целью, сферой деятельности, специфическим набором языковых особенностей, жанровым своеобразием [12].

В настоящее время изучение религиозного стиля в рамках системы функциональных стилей обосновано необходимостью определить его особенности, специфические черты, связь с другими стилями и их взаимопроницаемостью, установить корреляцию как внутренних, так и внешних объектов.

Мы обратимся к синтаксическим конструкциям религиозного стиля, материалом для которых послужили тексты различных религиозных жанров: как ритуализированных (имеющих четкую внешнюю и внутреннюю структуру, например, молитва, литургия и т.д.), так и неритуализированных (имеющих нечеткую внешнюю и внутреннюю организацию, например, слово, обращение, проповедь и т.д.). В контексте предложенной работы нас интересуют синтаксические возможности религиозного стиля, понимание того, насколько он может воспользоваться широким арсеналом синтаксических средств современного русского языка.

Предложение и его структура являются очень важной характеристикой функционального стиля: именно предложение как минимальная коммуникативная единица дает стилю простор в его реализации, чем богаче палитра используемых синтаксических конструкций, тем больше возможностей у говорящего выразить свое авторское намерение, не искажая первоначальную цель. А. А. Потебня считал синтаксис «.. .опорой и основой всякой истории языка» [1, с. 155], мы вслед за ним понимаем, что синтаксис является основополагающей характеристикой при описании любого функционального стиля.

Религиозный стиль по своей целеустановке (по В. В. Виноградову) относится к типу «воздействие» и входит в систему книжных стилей наряду с научным, официально-деловым, публицистическим и художественным. Синтаксис религиозного стиля опирается на традиционный синтаксис, но

2024. Т. 34, вып. 4 СЕРИЯ ИСТОРИЯ И ФИЛОЛОГИЯ

имеет и целый ряд отличительных черт [14]: смысл, заложенный в предложение, транслирует логический и психологический уровни, позволяя, наряду со смысловой и интонационной законченностью, говорить о более высоких аспектах этой коммуникативной единицы, а не только о формальной организации слов.

Для анализа синтаксических конструкций был отобран обширный материал (около 1000 единиц): от тех, что реализуются только в устной форме (например, слово пастыря, проповедь) до тех, что ориентированы на печатную форму (например, интервью, жития). Для более широкого анализа мы не ограничивали исследование ни жанрами, ни формами реализации религиозного стиля. Выборка материала для исследований была произведена из интернет-публикаций, личных аккаунтов, официальных органов печати и зафиксированных устных высказываний священнослужителей.

Рассмотрим, какие же конструкции синтаксиса функционируют в религиозном стиле. Традиционно предложения делят на разные типы по некоторым основаниям:

1. Количество предикативных основ.

2. Характер выражаемого отношения к действительности.

3. Цель высказывания.

4. Наличие главных членов.

5. Наличие второстепенных членов.

6. Наличие всех необходимых членов.

7. Членимость [8, с. 295].

Количество предикативных основ

Согласно этой характеристике предложения могут быть простыми и сложными, соответственно состоящими из одной или нескольких предикативных единиц, например, предложение: «Преподобный Сергий Радонежский преставился 25 сентября 1392 года» [3] содержит одну предикативную основу, а предложение «Эта просьба огорчила осиротевших монахов, им очень хотелось, чтобы Преподобный хотя бы телом оставался с ними» - три предикативные основы [3]. Текстам религиозного стиля, даже тем, которые ориентированы на письменную форму, редко свойственны громоздкие конструкции, содержащие три и более предикативные единицы. Чаще всего их количество колеблется от одной до двух, что, безусловно, коррелирует с целью стиля - убеждение. Более простая структура предложения легче воспринимается и на слух, и на письме. Тем не менее редко, но встречаются конструкции, содержащие более трёх предикативных единиц. Например, следующее предложение не является типичным, так как содержит четыре предикативные единицы: <Действительно ли Ефрем и его братья прибыли на Русь, как считается, из Венгрии, мог ли преподобный построить каменный храм во имя Бориса и Глеба, а также о том, почему святой Ефрем, скорее всего, был убит, рассказал научный сотрудник Всероссийского историко-этнографического музея» [4]. Очевидно, что такого рода предложения очень сложны для понимания, содержат множество смысловых уровней, нацелены на письменную форму и на отражение многоаспектности семантических блоков, которые включены в их структуру.

Следовательно, можно говорить о том, что с точки зрения количества предикативных основ предложения религиозного стиля стремятся к более простой форме, к одноактности.

Характер выражаемого отношения к действительности (утвердительные и отрицательные предложения)

С этой позиции в текстах религиозного стиля не наблюдается явного ограничения в реализации тех или иных предложений, но все же доминантной является утвердительная форма, она встречается в текстах чаще. В то же время отрицательные предложения представлены ярко и разнообразно:

1) общеотрицательные предложения, в которых отрицается только сказуемое: «Не смогли препо-добнаго жития искупити» [4];

2) частноотрицательные предложения, в которых отрицание касается любого члена, кроме сказуемого: «Не желая больше иметь дело с княжескими распрями и враждой, он отправился на север Руси, в Новгородские земли, чтобы служить Богу и людям» [4].

Кроме того, утвердительные и отрицательные предложения могут соседствовать друг с другом, позволяя добиться контраста: «Хранить можно только то, что тебе дорого. Мусор мы не храним — мы его выкидываем» [9].

Утвердительные предложения также имеют различные способы реализации: от традиционного до утверждения через отрицание: «Но, конечно, эти сообщения не могут не тревожить» [5]; через

вопросительные и восклицательные предложения: «Можно ли говорить уверенно о том, что на Украине уже выросло поколение молодых людей, воспитанных на новой истории, новых учебниках?» [5].

По мере необходимости могут быть задействованы все виды предложений, отражающие характер отношения адресанта к действительности.

Цель высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные предложения)

Религиозный стиль имеет своей целью убеждение собеседника в верности суждений адресанта, этим он схож с публицистическим стилем, поэтому по цели высказывания предложения не ограничены ни целью, ни авторскими интенциями. Безусловно, самый большой процент предложений повествовательных, затем (около 8) вопросительных, а после них (около 5) побудительных. Рассмотрим целый комплекс предложений как пример: «Это праздник трех стран, потому что все три страны имеют свои духовные корни в киевской крещальной купели святого равноапостольного князя Владимира. Крестный ход, который приурочен к Дню Крещения Руси и совершается в Киеве, каждый раз собирает многотысячные толпы людей. В прежние годы это бывали 300 тысяч человек» [5]. Все предложения в этом отрезке повествовательные, так как задача говорящего — дать информацию о празднике, но как только необходимо усилить влияние в тексте появляются предложения вопросительные. Отметим, что вопросительные предложения представлены всеми разрядами:

1) собственно-вопросительными предложениями: «Почему Господь произнес эту притчу?» [5];

2) вопросительно-утвердительными: «Если даже неправедный судья откликается на просьбу, которая многократно выражена, то как же Господь не услышит Своих чад, которые прилежно молятся Ему?» [5];

3) вопросительно-отрицательными: «Разве Православие только для славянских и греческих народов?» [5];

4) вопросительно-побудительными: «Отчего же мы не строим больше храмов?» [2];

5) вопросительно-риторическими: «Что означает для нас слышать словоБожие?» [2].

Побудительные предложения позволяют влиять на адресата через его эмоциональность, т. к.

направлены на инициацию действия: «Просим, просим! Аксиос, аксиос, аксиос!» [5] «Стану священником и никем иным!» [6].

Такого рода градация предложений по цели высказывания вписывается в целеустановку: убеждение в религиозном стиле редко бывает агрессивным или навязчивым, чаще всего это спокойное повествование, приводящее адресата к нужной мысли или суждению.

Наличие главных членов (односоставные и двусоставные)

С точки зрения наличия/отсутствия главных членов в предложении можно отметить, что большинство высказываний являются двусоставными, так как полный комплект предикативной основы воспринимается легче, нежели с отсутствующим каким-либо главным членом. Сравним следующие предложения:

«В Православной Церкви действует правило, которое было установлено еще Самим Господом Иисусом Христом и сформулировано апостолом Павлом», «Церковь существует для людей любых национальностей» (двусоставные) и «Не надо стесняться этого просить», «В Церкви для этого делается очень многое» (односоставные) [5].

Очевидно, что двусоставные предложения более самодостаточны, их смысл завершен и почти не зависит или не коррелирует со смыслом соседних предложений, односоставные же предложения линейно более связаны с ближайшими предложениями, больше воспринимаются в контексте. Именно по этой причине односоставные предложения реже встречаются в текстах религиозного стиля, так как требуют углубленного понимания всего текста, большей умственной работы от адресата.

Отметим, что в односоставных предложениях чаще отсутствует подлежащие и реже — сказуемое, что, по нашему мнению, связано с целеустановкой функционального стиля: убеждение, так как оно основано прежде всего на действии, именно поэтому сказуемое чаще сохраняется.

Наличие второстепенных членов (распространённые и нераспространённые предложения)

Практически все изученные нами предложения распространённые, с различным набором второстепенных членов. Нам кажется, это оправданным, так как убеждение подразумевает развёрнутую аргументацию: чтобы человек разделил твою точку зрения, его необходимо подвести к нужной мысли, а для этого предложения должны содержать множественную второстепенную информацию. Сравним два предложения: распространённое и нераспространённое.

2024. Т. 34, вып. 4 СЕРИЯ ИСТОРИЯ И ФИЛОЛОГИЯ

«Христос принес искупительную жертву за все человечество» [5], «Он благ и милосерд» [11]. Распространённое предложение позволяет более развёрнуто передать мысль, нераспространённое, наоборот, более емко, оно бьет точно в цель, поэтому предложения без второстепенных членов используются как окончательное средство убеждения и применяются очень ограниченно.

Наличие всех необходимых членов (полные и неполные предложения)

С позиции наличия всех необходимых членов большинство предложений в текстах религиозного стиля полные, что позволяет максимально точно передавать информацию, оставляет меньше простора для фантазии адресата, не предполагает домысливания, например: «Хотели бы выразить Вам Нашу сердечную благодарность за все предпринимаемые усилия в области оказания помощи Вашим братьям из Антиохийской Православной Церкви» [7].

Тем не менее неполные предложения хоть и малочисленно, но встречаются в различных текстах. Так, например, можно найти следующие разновидности неполных предложений:

1) контекстуально-неполные: «Недаром Священное Писание говорит отдавать кесарево кесарю, а Божие — Богу» [5], в этом предложении отсутствует главный член второй части сложносочиненного предложения;

2) ситуативно-неполные: «Что в них?» (из ситуации понятно, что речь идет о книгах) [5];

3) диалогические неполные, (предложения-вопросы или предложения ответы): «Иоиль», что звучит как ответ на вопрос: «Кто является автором пророчества из Ветхого Завета:«Раздирайте сердца ваши, а не одежды ваши, и обратитесь к Господу Богу вашему... » [11];

4) эллиптическое предложение, в которых отсутствующий глагол является нормой: «При разборе старого здания — богослужебные сосуды» [4].

Неполные предложения более тесно связаны с контекстом, со всем текстом целиком не только своим содержанием, но и структурой, что приводит к их редкому использованию в текстах религиозного стиля.

Членимость

Членимость представляет собой способность предложения выделять в своем составе отдельные члены, отсутствие этой способности приводит к нечленимости предложений.

Нечленимость является чаще всего признаком устной формы высказывания. Нечленимые предложения представлены в основном одним или двумя тесно связанными по смыслу словами, например, «Конечно!», «Как так?». Такого рода предложения можно встретить в проповедях, беседах, реже в интервью и статьях. Их малочисленность объясняется ограниченностью формы и смыслов, диалогич-ностью и зависимостью от контекста. Рассмотрим пример. «Почему?» [10] — такое неполное предложение представлено единственным вопросительном словом. Можно ли без контекста определить, какой смысл, кроме уточнения причины, оно несет? Безусловно, нет: для понимания более точного или глубокого смысла этого предложения нужен широкий контекст. Если его восстановить, то понимание причины становится конкретным: «Миллионы верующих Украинской Православной Церкви выступают против приезда главы Константинопольской Церкви в Украину. Почему?» [5]. Несмотря на то, что такие предложения хоть и представлены в разнообразных текстах религиозного стиля немногочисленно, все же встречаются во всем многообразии их разрядов:

1) утвердительные слова-предложения: «Да»;

2) отрицательные слова-предложения: «Нет»;

3) вопросительные слова-предложения: «Почему?»;

4) побудительные слова-предложения: «Давайте!»;

5) эмоционально-оценочные слова-предложения: «Ох!» [5; 4;10,11].

Таким образом, синтаксические конструкции религиозного стиля разнообразны и практически ничем не ограничены, более того, для этого стиля свойственно употребление сложного синтаксического целого, а именно единицы более высокого порядка нежели предложение. Эта группа из нескольких предложений объединяется в отдельную синтаксическую единицу и имеет свои структурные, семантические, логические, интонационные характеристики. Сложное синтаксическое целое представляет собой последовательное развертывания смысла от одного предложения к другому, так называемую лексическую преемственность от зачина (первого предложения) до концовки (последнего предложения) [13, с. 102]. Например: «Еще вчера мы вместе с учениками Господа скорбели о смерти своего любимого Учителя, а сегодня со всем миром - видимым и невидимым — торжествуем: «Христос бо

воста, веселие вечное» (Канон Святой Пасхи). Еще вчера, казалось, была потеряна последняя надежда на спасение, а сегодня мы обрели твердое упование на жизнь вечную в невечернем дне Царства Божия. Еще вчера призрак тления довлел над творением, ставя под сомнение сам смысл земного бытия, а сегодня мы возвещаем всем и каждому о великой победе Жизни над смертью» [10].

Сложное синтаксическое целое активно применяется в религиозном стиле, поскольку позволяет донести сложную мысль, содержит несколько семантических центров, часть из которых направлена на передачу информации (сообщение), а часть - на убеждение (воздействие).

Целеустановка религиозного стиля требует от адресанта соблюдения определённых условий: построение высказывания таким образом, чтобы адресат согласился с позицией автора, разделил ее. В этом стремлении религиозный стиль коррелирует с публицистическим и так же обращается ко всем синтаксическим возможностям русского литературного языка. Разнообразие синтаксических конструкций обусловлено несколькими аспектами: желанием максимально точно и полно донести нужную мысль до адресата, необходимостью учитывать коммуникативную ситуацию, особенности собеседника (речевые, культурные, социальные и т.д.), требованиями к этике общения, пониманием конфлик-тогенности тематики, практически полным отсутствием ограничений в формировании авторской интенции, необходимостью отсылки к религиозным источникам (которые зачастую сложны в трактовке), наличием исходной субъективности.

Все эти требования, накладываемые на лицо, порождающее текст в религиозном стиле, компенсируются разнообразием синтаксических конструкций, отсутствием ограничений в их применении, что позволяет адресанту выбирать максимально эффективные формы в конкретной коммуникативной ситуации.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Виноградов В. В. История русских лингвистических учений: Учеб. пособие / Сост. Ю.А. Бельчиков; Изд. 2, испр. и доп. М.: Высшая школа, 2005. 559 с.

2. Епископ Барышевский В. Визит Константинопольского Патриарха в Украину принесет страдания миллионам православных украинцев / перевод интервью изданию news-politics.com. 11.08.2021. [Электронный ресурс]. URL: www.patriarchia.ru (дата обращения 28.10.2023).

3. Иеромонах Пафнутий (Фокин). Сосуд благодати полный и преизливающийся. К 600-летию обретения мощей преподобного Сергия Радонежского / Церковный вестник № 6, 2022. [Электронный ресурс]. URL: www.patriarchia.ru (дата обращения 28.10.2023).

4. Кузнецов В. Родом угреня. Житие преподобного Ефрема Новоторжского: новый взгляд // Церковный вестник № 6, 2022 [Электронный ресурс]. URL: www.patriarchia.ru (дата обращения 28.10.2023).

5. Метрополит Волоколамский Иларион. Церковь воспитывает в людях не толерантность, а любовь / Интервью 02.08.2021. [Электронный ресурс]. URL: www.patriarchia.ru (дата обращения 28.10.2023).

6. Непочатова М. Архипастырь Эстонской. [Электронный ресурс]. URL: www.patriarchia.ru (дата обращения 28.10.2023).

7. Патриарх Антиохийский Иоанн X. Послание Блаженнейшего Патриарха Антиохийского Иоанна X Святейшему Патриарху Кириллу с благодарностью за содействие в доставке в Ливан партии вакцины от COVID-19. // [Электронный ресурс]. URL: www.patriarchia.ru (дата обращения 28.10.2023).

8. Розенталь Д. Э., Голуб И. Б., Теленкова М. А. Современный русский язык. М.: Айрис-пресс, 2007. 448 с.

9. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Первосвятительское слово // [Электронный ресурс] www.patriarchia.ru. (дата обращения 15.10.2023).

10. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Интервью телеканалу «Russia Today» // [Электронный ресурс] http://www.patriarchia.ru/db/text/4697676.html. (дата обращения 16.10.2023).

11. Священник Павел Островский // [Электронный ресурс]. URL: t.me/pavelostrovski (дата обращения: 25.09.2023).

12. Стаценко А. С. Стилеобразующие черты религиозного стиля // Вопросы образования и науки: теоретические и практические аспекты: материалы Международной научно-практической конференции ЧОУ ВО « СИ-ВШПП», НИЦ «Поволжская научная корпорация» (30 апреля 2017 г.). Самара: ООО «Офорт», 2017. С. 86-88.

13. Стаценко А. С., Зимина Н. Ю. Сложное синтаксическое целое в текстах религиозного стиля // Гуманитарные и социальные науки. № 1. Ростов-на-Дону, 2021. С. 94-102.

14. Стаценко А. С., Рыженко Ю. А. Функционирование экспрессивных синтаксических конструкций в текстах религиозного стиля // Гуманитарные и социальные науки. № 3. Ростов-на-Дону, 2018. С. 155-166.

Поступила в редакцию 01.12.2023

798_А.С. Стаценко_

2024. Т. 34, вып. 4 СЕРИЯ ИСТОРИЯ И ФИЛОЛОГИЯ

Стаценко Анна Сергеевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка ФГБОУ ВО «Кубанский государственный технологический университет» 350072, Россия, г. Краснодар, ул. Московская, 2 E-mail: annaphil@mail.ru

A.S. Statsenko

SYNTACTIC CONSTRUCTIONS OF RELIGIOUS STYLE

DOI: 10.35634/2412-9534-2024-34-4-793-799

In the proposed work, an analysis of syntactic constructions of religious style is carried out, its syntactic capabilities are determined, since the structure of a sentence is an important element in the characteristics of any functional style. Traditionally the analysis of such character is carried out pointwise: within the framework of texts of a certain genre (ritualized or non-ritualized); in our work we do not limit the study to the form of style, but, on the contrary, expand the factual material by studying texts of a religious style without conditions to the requirements of genre characteristics. Understanding the features of syntactic constructions of religious style will allow us to expand and deepen its application in practice, and the study of its characteristics will provide the opportunity for further scientific study. Syntactic constructions are a clear marker of any functional style, so their consideration will make it possible to add new touches to the general structural linguistic features of the religious style.

Keywords: syntax, sentence, simple sentence, complex sentence, complex syntactic whole, sentence structure.

REFERENCES

1. Vinogradov V. V. Istoriya russkih lingvisticheskih uchenij: Ucheb. posobie [History of Russian linguistic teachings: Textbook. allowance] / Sost. Yu. A. Bel'chikov; Izd. 2, ispr. i dop. M.: Vysshaya shkola, 2005. 559 s. (In Russian).

2. Episkop Baryshevskij V. Vizit Konstantinopol'skogo Patriarha v Ukrainu prineset stradaniya millionam pravoslavnyh ukraincev [The visit of the Patriarch of Constantinople to Ukraine will bring suffering to millions of Orthodox Ukrainians / translation of an interview with news-politics.com. 08/11/2021.] / perevod interv'yu izdaniyu news-politics.com. 11.08.2021. [Elektronnyj resurs]. URL: www.patriarchia.ru (data obrashcheniya 28.10.2023). (In Russian).

3. Ieromonah Pafnutij (Fokin). Sosud blagodati polnyj i preizlivayushchijsya. K 600-letiyu obreteniya moshchej prepodobnogo Sergiya Radonezhskogo [The vessel of grace is full and overflowing. To the 600th anniversary of the discovery of the relics of St. Sergius of Radonezh] // Cerkovnyj vestnik [Church Bulletin], № 6, 2022. [Elektronnyj resurs]. URL: www.patriarchia.ru (data obrashcheniya 28.10.2023). (In Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Kuznecov V. Rodom ugrenya. ZHitie prepodobnogo Efrema Novotorzhskogo: novyj vzglyad [The origin of the eel. The Life of St. Ephraim of Novotorzh: a new look] // Cerkovnyj vestnik [Church Bulletin], № 6, 2022. [Elektronnyj resurs]. URL: www.patriarchia.ru (data obrashcheniya 28.10.2023). (In Russian).

5. Metropolit Volokolamskij Ilarion. Cerkov' vospityvaet v lyudyah ne tolerantnost', a lyubov' [The Church fosters in people not tolerance, but love] / Interv'yu 02.08.2021. [Elektronnyj resurs]. URL: www.patriarchia.ru (data obrashcheniya 28.10.2023). (In Russian).

6. NepochatovaM. Arhipastyr' Estonskoj. [Archpastor of Estonia]. [Elektronnyj resurs]. URL: www.patriarchia.ru (data obrashcheniya 28.10.2023). (In Russian).

7. Patriarh Antiohijskij Ioann X. Poslanie Blazhennejshego Patriarha Antiohijskogo Ioanna X Svyatejshemu Patriarhu Kirillu s blagodarnost'yu za sodejstvie v dostavke v Livan partii vakciny ot COVID-19 [Message from His Beatitude Patriarch John X of Antioch to His Holiness Patriarch Kirill with gratitude for his assistance in delivering a batch of the COVID-19 vaccine to Lebanon] // [Elektronnyj resurs]. URL: www.patriarchia.ru (data obrashcheniya 28.10.2023). (In Russian).

8. Rozental'D. E., Golub I. B., TelenkovaM. A. Sovremennyj russkij yazyk. [Modern Russian language] M.: Ajris-press, 2007. 448 s. (In Russian).

9. SvyatejshijPatriarhMoskovskij i vseya Rusi Kirill. Pervosvyatitel'skoe slovo [First Hierarchical Word] // [Elektronnyj resurs] www.patriarchia.ru. (data obrashcheniya 15.10.2023). (In Russian).

10. Svyatejshij Patriarh Moskovskij i vseya Rusi Kirill. Interv'yu telekanalu «Russia Today» [Interview to the Russia Today TV channel] // [Elektronnyj resurs] http://www.patriarchia.ru/db/text/4697676.html. (data obrashcheniya 16.10.2023). (In Russian).

11. Svyashchennik Pavel Ostrovskij // [Elektronnyj resurs]. URL: t.me/pavelostrovski (data obrashcheniya: 25.09.2023). (In Russian).

12. Stacenko A. S. Stileobrazuyushchie cherty religioznogo stilya [Style-forming features of religious style] / Voprosy obrazovaniya i nauki: teoreticheskie i prakticheskie aspekty: materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj kon-ferencii CHOU VO « SI-VSHPP» [Issues of education and science: theoretical and practical aspects: materials of the

International Scientific and Practical Conference of the Private Educational Institution of Higher Education "SI-VSPP"], NIC «Povolzhskaya nauchnaya korporaciya» (30 aprelya 2017 g.). Samara: OOO «Ofort», 2017. S. 86-88. (In Russian).

13. Statsenko A. S., Zimina N. Yu. Slozhnoe sintaksicheskoe celoe v tekstah religioznogo stilya [Complex syntactic whole in texts of religious style]. Gumanitarnye i social'nye nauki. [Humanitarian and social sciences] N° 1. Rostov-na-Donu, 2021. S. 94-102. (In Russian).

14. Statsenko A. S., Ryzhenko Yu. A. Funkcionirovanie ekspressivnyh sintaksicheskih konstrukcij v tekstah religioznogo stilya [The functioning of expressive syntactic constructions in religious texts]. Gumanitarnye i social'nye nauki. [Humanitarian and social sciences]. № 3. Rostov-na-Donu, 2018. S. 155-166. (In Russian).

Received 01.12.2023

Statsenko A.S., Candidate of Philology, Associate Professor of the Department of Russian Language Kuban State Technological University Moskovskaya st., 2, Krasnodar, Russia, 350072 E-mail: annaphil@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.