ИЗВЕСТИЯ ПГПУ • Гуманитарные науки » № 4 (8) 2007 г.
3. Грифцов Б. А. Психология писателя. М.: Художеств. литер., 1988. 462 с.
4. Ермолин Е. Критик в Сети // Знамя. 2003. № 3. С. 195-209.
5. Кирнозе З. И. Страницы французской классики. М.: Просвещение, 1992. 223 с.
6. Кобрин В. Б. Кому ты опасен, историк? - vivovoco. ге1. ги.
7. Носова Т. Ф. О нигилизме и современных нигилистах // Проблемы изучения литературы в вузе и школе. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Пенза, 2006. С. 48-56.
8. Эко У. От Интернета к Гутенбергу // Новое литературное обозрение. 1988. № 32. С. 5-14.
СИНТАКСИЧЕСКИЕ И СЕМАНТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННЫХ КРОССВОРДОВ
О. В. НЕЧАЕВА
Пензенский государственный педагогический университет им. В. Г. Белинского Кафедра русского языка и методики его преподавания
Статья является попыткой краткого анализа синтаксических и семантических особенностей современных кроссвордов. Определены способы синтаксического построения формулировок заданий, круг лексических единиц, используемых в кроссвордах.
Среди средств массовой информации, к которым относят не только газеты, но и журналы, радио, кино и различные формы устного общения с массовой аудиторией, газете принадлежит особо важная роль. По словам В. Г. Костомарова, основным конструктивным принципом языка газеты является диалектическое сочетание стандарта и экспрессии. Это обусловлено не только такими функциями газеты, как информационная и воздействующая, но и тем, что язык газеты должен быть «коммуникативно общезначимым, то есть ясным и выразительным, точным, кратким» [1].
С этой точки зрения определенный интерес представляют современные кроссворды - любимое развлечение многих. В последнее время авторы многочисленных кроссвордов, сканвордов уже не загадывают имена и фамилии партийных лидеров социалистических стран, то есть в этой области политический заказ снят. Это, разумеется, плюс. Но наблюдается перегиб в другую сторону: в числе загаданных слов много просторечной, а подчас и сниженной лексики (рожа, рыло, ништяк).
Сама же форма построения загадок претерпела положительные изменения. Ранее формулировки заданий были однотипными и соответствовали структурной схеме двусоставного бисубстантивного предложения: * Генеральный секретарь Коммунистической партии Чили - ... (ответ: Луис Корвалан). Сейчас же необходимость привлечь читателя, стремление изобразить реальную ситуацию в нужном ракурсе, выразить мысли разнообразными, оригинальными формами вынуждают пишущего искать и находить соответствующие языковые средства.
Анализ современных кроссвордов позволил классифицировать способы формулировки заданий с точки зрения их грамматической структуры. Наряду с традиционными бисубстантивными предложениями были обнаружены разнообразные конструкции. Прежде всего, это фразеологические выражения в вопросительной форме, при этом отгадкой могут оказаться не только существительные, но и безлично-предикативные слова (В гостях хорошо, а дома?), глаголы (Бумага
все ...), числительные (Один с сошкой, а ... с ложкой). В поисках более эмоциональных средств выражения журналисты стремятся расширить экспрессивные возможности фразеологизмов, усилить их функционально-стилистическую значимость, что нередко приводит к трансформациям оборотов. Здесь можно выделить пять типов преобразования фразеологизмов: перестановка или замена отдельных слов, усечение или сокращение состава фразеологизма, изменение смысла фразеологического оборота, вставка во фразеологизм конкретизирующего определения, изменение цели высказывания. В кроссвордах используются фразеологизмы, трансформированные по пятому типу.
Среди новых способов формулировки заданий в современных кроссвордах продуктивно используются апелляции к чужой речи. Это цитирование высказываний великих с пропуском какого-либо слова, чаще всего предмета речи: «С точки зрения молодости ... есть бесконечное будущее; с точки зрения старости - очень короткое прошлое» (жизнь, Шопенгауэр). Возможны цитаты из литературных произведений: «Глупый ... робко прячет тело жирное в утесах» (пингвин). Активно используется и конструкция, равная неопределенно-личному предложению: * Так обычно называют куплю-продажу товаров большими партиями; Как прежде называли кабак?
Отметим, что формулировки заданий современных кроссвордов уже не отличаются академичностью и полным соответствием двусоставному неполному бисубстантивному предложению. Очень разнообразен их синтаксис (повествовательные и вопросительные предожения, простые, осложненные рядами однородных членов). Разнообразие наблюдается и в лексическом наполнении формулировок. Авторы-составители широко используют синонимические ряды (Упырь, вампир, гнусный кровосос). Особо обыгрываются омонимы: *И остров в Ладожском море, и библейский волхв, так лупивший свою ослицу, что она заговорила -Валаам; И турок-гвардеец, и лидер тараканьих бегов у М. А. Булгакова). Стремление авторов придать заданиям легкость, веселость, юмористическую окраску
ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ►►►►►
проявляется в ерничанье, свободном обращении со структурой и значением слов и фразеологизмов: прокрустова постель (ложе), недреманный глазок (око), хавроньин хахаль (боров). Особо отметим случаи переосмысления словообразовательной структуры слова: «Картежник» в составе экипажа самолета (штурман); прикольная канцелярская принадлежность (кнопка).
В текстах современных кроссвордов могут отражаться национальные черты, обычаи, привычки русского народа. Загадываются имена персонажей любимых фильмов, слова известных застольных песен, названия исконно русских блюд: *Г. М. Вицин как один из «Джентльменов удачи»; Какая русская народная песня начинается словами «В низенькой светелке огонек горит?»; Как известно, железнодорожник напива-
ется в дрезину, сапожник - в стельку. Во что же тогда напивается плотник? Русский дифирамб, полная противоположность хулы.
Современные кроссворды демонстрируют нам многообразие синтаксических и семантических явлений. Это привлекает читателя. Но, на наш взгляд, примитивность загадываемых слов, чрезмерная легкость является большим минусом, так как решение подобных головоломок не заставляет читателя обращаться к научной литературе и таким образом расширить кругозор.
список литературы
1. Костомаров В. Г. Русский язык на газетной полосе. М.: 1971. С. 31.
зеркало будущего (к 170-летию со дня гибели А. с. пушкина)
Т. Ф. НОСОВА
Пензенский государственный педагогический университет им. В. Г. Белинского Кафедра русской и зарубежной литературы
Статья посвящена актуальным проблемам изучения А. С. Пушкина на современном этапе. Предложен многоаспектный анализ творчества Пушкина (нравственно-этический, философский, религиозный), позволяющий сделать вывод о важности и значимости вклада Пушкина в развитие отечественной культуры.
170 лет тому назад оборвалась жизнь великого сына земли русской, который погиб в схватке с человеческой низостью. Нынешняя Россия оплакивает Пушкина с такой же болью, как и его современники, уже тогда осознавшие невосполнимость этой утраты. В его смерти они видели величайшую общенациональную трагедию. Нельзя без волнения читать пронзительные строки Гоголя: «Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в его развитии, в каком, может быть, он явится через двести лет» [1].
И вот они прошли - 200 лет, назначенные пророчеством Гоголя. И что же? Русский человек сегодня по своему интеллектуальному, нравственному содержанию лишь приближается к великому гению. долгое время Пушкин, будучи «солнечным центром нашей русскости» (И. Ильин), оставался как будто частным случаем русской культуры, одним из. Но это было до тех пор, пока процесс жизни русской культуры не превратился в прагматически расчетливый, не подошел к катастрофической черте.
Есть в природе неизменные константы: проходят столетия, а они не меняются. Такой константой является пушкинское наследие, его великий вклад в русскую культуру и мировую цивилизацию.
Пушкин оставил русскому самосознанию, русской культуре XX и XXI веков важные предостережения. В его нетленных творениях великое множество нравственно значимых, национально-дорогих, духовнонравственных открытий.
«Цель художества есть идеал», - писал Пушкин. И культура в России так и понималась, ибо она по своей
первоначальной сути - служение (в переводе с латинского - возделывание). Исконно так и было - возделывание человеческой души. Известное с детства каждому пушкинское «чувства добрые» - великая максима. Когда из поэзии уходит этика, нравственность, уходит и сама поэзия, она становится разрушительной силой. Современная цивилизация, привнося прогресс в жизнь человека, создает внешние комфортные условия для его обитания. Но здесь возникает другая опасность - превращение культуры только в цивилизацию, в предмет потребления, создания разрушающей все «пищеварительной философии» (Достоевский). И ответственность за то, чтобы культура не перестала быть собой ложится на Россию, ибо в ней живо представление о культуре как высоком служении. Пушкин был и остается нашим современником потому, что он постоянно напоминает нам: «духовная жажда» - единственный путь спасения человечества от «всемирной пошлости безбежной».
Пушкин предостерегал - и не напрасно - от того, какую опасность культуре, обществу несет преобладание социального прагматизма над вечными вопросами. «Не продается вдохновенье» оттеняется пушкинской шуткой, «Но можно рукопись продать». Случайно ли, что «Египетские ночи», где «вдохновенье» дважды несется на торг, остались незаконченными? И Пушкин, и Гоголь этому откровенному погружению в торг содрогнулись; у них красота возвышает голос над меркантильностью.
Пушкин - провидец многих нынешних явлений культуры. Интуитивно почувствовал, что народность, соборность, вера аккумулируют в себе духовные цен-