Научная статья на тему 'Синкретизм религиозных традиций в гностицизме'

Синкретизм религиозных традиций в гностицизме Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
817
196
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГНОСИС / ГНОСТИЦИЗМ / РЕЛИГИОЗНЫЙ СИНКРЕТИЗМ / ХРИСТИАНСКИЕ ЕРЕСИ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Слобожанин Алексей Вячеславович

В статье рассматривается гностицизм как результат взаимодействия различных религиозных традиций: эллинистической, иудейской, христианской, зороастрийской и других.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Синкретизм религиозных традиций в гностицизме»

УДК 273.1

A. В. Слобожанин

Синкретизм религиозных традиций в гностицизме

В статье рассматривается гностицизм как результат взаимодействия различных религиозных традиций: эллинистической, иудейской, христианской, зороастрийской и других.

Ключевые слова: гносис, гностицизм, религиозный синкретизм,

христианские ереси.

Начнем нашу статью с рассмотрения генезиса гностицизма. «На Международном коллоквиуме в Мессине в 1966 г. был выдвинут тезис, гласящий, что определить происхождение гностицизма означает определить его сущность. Но однозначно установить это оказалось совершенно невозможным, поскольку в учениях, связываемых в свидетельствах древних с гностиками, представлена смесь самых разнообразных начал» [10]. Поэтому мы оставим вопрос о дате возникновения и хронологическом развитии гностицизма историкам, археологам и лингвистам -данные проблемы не могут быть решены умозрительно. Нами же будут рассмотрены те мировоззренческие традиции, которые оказывали влияние на зарождение и становление гностицизма. Следует иметь ввиду, что «в действительности, как говорит

B.Болотов, - начало гносиса падает на одну из печальных эпох во всемирной истории. Классическая философская мысль - уже без веры в свою силу, религия - без веры в свое содержание, политическая жизнь... - с зловещими предзнаменованиями» [3,191]. Сходную мысль высказывает и Г. Йонас: «Что касается непосредственных историко-культурных предпосылок, то в вопросе о них исследователи не столь согласны друг с другом.

Гностицизм выводили и из эллинизации христианства, и из грековосточного симбиоза позднего эллинизма, и из синтеза иудаизма, зороастризма и эллинской философии. Мы предполагаем, что гностицизм (как и христианство вырос преимущественно на иудейской почве, лишь в конце I - начале II веков по Рождеству Христову он впитал в себя средиземноморский синкретизм» [6,171].

Поэтому гностицизм изначально рассматривается нами как синкретическое образование, радикально новое для всей эллинистической мысли. Вначале нами будут рассмотрены основные мировоззренческие источники гносиса: идеи иудейской, эллинистической, персидской и нарождающейся христианской культур. На комплексный характер мировоззренческих источников гносиса указывал еще Г.Йонас: «Современные ученые постепенно продвигаются к эллинским, вавилонским, египетским и иранским истокам и рассматривают любую возможную их комбинацию друг с другом и с иудаистскими и христианскими элементами» [6].

Влияние иудейской культуры на становление гностицизма отрицать невозможно. Пожалуй, самым важным свидетельством этого может выступать резко негативное отношение гностиков к иудейскому Писанию. Сам факт такого пристального внимания к иудейскому наследию говорит о многом.

Наличие иудейского гносиса в настоящее время вызывает сомнение у ряда авторов. Но в нашу задачу входит не столько установление существования такового, сколько дать описание идей возникших в иудейской среде близких гностическим. Достаточно подробную панораму иудейского гносиса дает М.Э. Поснов, согласно которому мы и будем вести свое изложение. Из

более современных авторов мы обратимся к труду Ифамаря Грюнвальда [2], который поможет нам понять, каким образом иудейское наследие заметно в уже сформировавшемся гностицизме.

Иудейская секта ессеев явно обнаруживает в своем учении и жизненном укладе протогностические тенденции. Первое, что бросается в глаза - это отрицание ессеями брака, рабства, клятвы и наконец промазывание маслом. В отрицании последнего мы можем увидеть негативное отношение ессеев к существующему иерархическому порядку прежде всего в священстве, а затем и в царстве (ср. с ожиданием ортодоксального иудаизма восстановления царства Израилева). Нехарактерным для иудейской религии того времени можно считать развитое учение об ангелах, на которое указывает Иосиф Флавий. Почти во всех гностических доктринах ангелам, зонам и тому подобным силам будет уделяться много внимания. М. Э Поснов четко указывает на нехарактерный для иудейства дуализм ессейского мировоззрения. Он пишет: «Ибо у ессеев

проглядывает дуализм, и в учении о Боге, и в антропологии, и в этике» [9,113]. Более конкретно это проявлялось в понимании Бога как источника добра, а рока-зла. На свое телесное существование ессеи смотрели как на заключение духа в темницу плоти и выводили отсюда аскетические принципы жизни. «Гностический характер ессейства дает о себе знать в их рассуждениях о бытии Бога и рождении мира, в их таинственном учении об ангелах и о происхождении человеческой души, в их неумеренном аскетизме и в самом устройстве секты — делении членов на классы и т. п..» [9,114].

Второй крупной иудейской сектой можно считать терапевтов. В отличие от ессеев эта община в большей степени уделяла внимание умозрению, нежели конкретной религиозной практике. Их антропологические воззрения характеризовались крайним дуализмом, полностью терапевты отрицали брак, так как не видели необходимости в создании смертного потомства. Однако, в отличие от ессеев они допускали в свои общины девственных пожилых женщин. Терапевты категорически не принимали рабства.

Говоря об иудейских источниках гностицизма, следует отметить, что сами гностические авторы не желали признавать себя обязанными иудейским писаниям и идеям.

Хорошо известно, что гностики опирались на историю Книги Бытия, разъясняя свою своеобразную космологию. И. Грюнвальд пишет: «Но, в противоположность утверждениям Послания

Варнавы, что иудеи были введены в заблуждение злым ангелом, гностики стремились показать, что Писание следует понимать от обратного — то, что иудеи считали добром, на самом деле — зло. Писание должно быть перефразировано так, чтобы разоблачить информацию, которую архонты хотели навязать человечеству, уводя его с пути спасения» [2].

Важно заметить, что иудейский материал был введён в важнейшие богословские отрывки этих гностических писаний, и уместно задаться вопросом: почему гностики включили иудейское учение в свои писания? Что заставило их раскрыть свою зависимость от отвергнутой религии? Ответ на эти вопросы, несомненно, прост, и можно доказать, что, поступая так, гностики просто следовали общехристианской практике [2]. Этим можно

еще раз подтвердить христианскую ориентированность гностиков, во многом пользовавшихся иудейским наследием с аналогичными с христианами целями - сделать фрагменты своего учения более доступными для иудейской среды.

Мы согласны с И. Грюнвальдом который обстоятельно показал, «что, хотя иудаизм разными путями участвовал в формировании гностицизма, это не было сознательным запланированным воздействием, но, в большей степени, удачным совпадением способствовавших исторических и идеологических факторов» [1].

Вторым источником и фактором воздействия и, на наш взгляд, наиболее мощным оказалось Христианство. Наиболее полно в философском отношении генетически связанные с христианством идеи в гностическом мировоззрении были выделены А.Ф. Лосевым.

Он прямо заявляет, что «гностицизм был переходом от античности к средневековью или, точнее сказать, от язычества к христианству.. В гностицизме признавался единый и уже личностный Бог» — одна из самых важных характеристик христианского мировоззрения. Но само по себе учение о едином Боге характерно и для иудаизма, поэтому ниже мы перечислим специфически христианские черты гностицизма, даже если они даются и в несколько необычной, искаженной с точки зрения ортодоксии форме.

Итак, вот эти черты, выделенные нами на основе концепции А.Ф. Лосева [8]:

1.0пыт абсолютной личности;

2.Неограниченная возможность вмешательства личности в систему космоса;

3.Наличие теории спасения мира, существенно отличной от иудейской;

4.Неповторимость явления и служения (подчеркнуто не политического Христа;

5.Специфическое представление о Софии как личности.

Помимо этого, мы укажем на то, что гностические и ортодоксальные священные тексты находились еще в неразграниченном состоянии, а следовательно, гностики черпали ряд идей из того, что сейчас именуется Новым Заветом, которого в такой форме тогда не было. В частности, антропологическое учение гностиков о трех типах людей, о критическом отношении к Закону, и наконец, о свободе и благодати вполне коррелирует с идеями, содержавшимися в посланиях Павла, однако обработанные весьма специфическим способом. Ниже мы увидим, что многие фрагменты гностических Евангелий имеют параллели с ортодоксальными. Они встречаются двух видов: либо полные, как например, стих 17 Евангелия от Фомы [4]: «Иисус сказал: Может быть, люди думают, что я пришел бросить мир в мир, и они не знают, что я пришел бросить на землю разделения, огонь, меч, войну. Ибо пятеро будут в доме: трое будут против двоих и двое против троих. Отец против сына и сын против отца; и они будут стоять как единственные», либо экзистенциально измененные, как например, в 27 стихе того же Евангелия: «Иисус увидел младенцев, которые сосали молоко. Он сказал ученикам своим: Эти младенцы, которые сосут молоко, подобны тем, которые входят в царствие. Они сказали ему: Что же, если мы - младенцы,

мы войдем в царствие? Иисус сказал им: Когда вы сделаете двоих одним, и когда вы сделаете внутреннюю сторону как внешнюю сторону, и внешнюю сторону как внутреннюю сторону, и верхнюю сторону как нижнюю сторону, и когда вы сделаете мужчину и женщину одним, чтобы мужчина не был мужчиной и женщина не была женщиной, когда вы сделаете глаза вместо глаза, и руку вместо руки, и ногу вместо ноги, образ вместо образа,- тогда вы войдете в(царствие)»-

Еще более показательными фактами, свидетельствующими о родственности гностицизма и христианства, можно считать то, что гностики часто именовали себя христианами- Христиане же позволяли себе употребление термина христианский гносис (например, Климент Александрийский)- В целом христианские основания гносиса требуют дальнейшего изучения-

Еще одним, безусловно, важным, а, по мнению некоторых исследователей [5], и важнейшим источником гностических идей служит эллинистическая мысль-

Во-первых, гностики унаследовали от античной мысли учение об эманации- В конкретных системах она проявляется по-разному, но в большинстве гностических систем мы найдем упоминание об умалении божественности (ср- учение о трех сыновствах у Василида или множественном составе плеромы у Валентина)-Более конкретно это может быть названо субординацией божества, не образующей еще цельную личность-

Во-вторых, частое обращение гностиков к магическому типу религиозного ритуала, что позволило Л-П- Карсавину [7,230] говорить даже о народной или низкой части гностицизма-

В-третьих, гностики наследуют у античной цивилизации «механический», естественный характер спасения человека. Самого понятия спасения, конечно, в эллинистической мысли нет, но вот учение о судьбе, роке, так или иначе, заимствуется гностиками в резко негативном таком контексте. Однако, уже сами неоплатоники начинают тяготиться всесильностью судьбы - это мы видим и у Плотина, и у Ямвлиха.

В-четвертых, гностицизм отрицает возможность

вочеловечивания и даже воплощения Бога. Разные гностические школы трактуют явление Христа по-разному, но в любом случае -Христос лишь один из множества эонов или часть Божества, а не воплощение Единого Бога христиан.

Имеются ли сведения о существовании эллинистического внехристианского гносиса, подготовившего почву для заимствований позднейшими гностиками? Безусловно, такие сведения есть, но они остаются до сих пор спорными относительно своей полноты. Обычно здесь упоминают мандеев и герметистов. В частности, так делает М.Э. Поснов. Мы не согласны с причислением их непосредственно к гностикам, но, безусловно, признаем их важнейший вклад в генезис гностической религии.

Остановимся вначале на герметизме. Герметизм объединяет в себе пантеизм, монотеизм и политеизм в пределах собственной системы верований, которая учит, что существует Единый или Первопричина, частями которой является всё во вселенной, в том числе и мы сами. Также герметизм признает существование богов, демонов, элементалей (обитателей первоэлементов) и великих учителей. Установка герметизма на познание носит не

просто четкий, а практически основополагающий характер- «О чем ты хочешь слышать и что видить, чему думаешь научиться и что знать?----Я говорю: хочу изучить существующее, понять природу всего и знать Бога» [9,92]-

Весьма очевидна связь герметического знания с магией, особенно теургической, которая тоже активно использовалась гностиками-

Что касается мандеев, то тут источники еще более скупы- Но уже сам термин «тапсіа» означает знание- Их учение содержит дуалистический элемент в представлении о Царе Света-Наличествует у мандеев и фигура Великого Учителя, в чем-то аналогичного гностическому Христу-спасителю душ от власти демиурга-

Безусловно, свой вклад в становление гностицизма внесла и персидская религиозная традиция- В особенности, ее влияние огромно на так называемый восточный гностицизм- Важнейшей идеей, заимствованной гностицизмом на востоке явилась идея дуализма доброго и злого начала- Но при этом, гностицизм не смягчил ее в эллинистической традиции, а напротив - довел практически до предела (хотя по сравнению с манихеями гностическая крайность может показаться умеренной)- Идея дуализма способствовала усилению строгости аскетического подвига восточных гностиков- Но обрядово-ритуальная чистота зороастризма практически отбрасывается гностиками как ненужная-

О связи гностицизма и парсизма говорит С- Трубецкой: «Представление о семи небесах, напр- (и о семи верховных духах, которое играет важную роль в гностицизме, встречается в

парсизме; а между тем всего вероятнее, что происхождение этого представления — вавилонское: парсизм и иудейство, по-

видимому, пользовались общим источником» [12].

Действительно, плерома гностиков по своему устройству напоминает антиномичное единство Ахура Мазды и Амеша Спенты. Хотя, гностический вариант является более раздробленным.

По мнению авторитетного исследователя Г. Йонаса «в целом, однако, тезис о восточном происхождении гностицизма имеет преимущество перед одним лишь эллинским, раз значение термина «познание» освободилось от обманчивых ассоциаций, связанных с традицией классической философии. Недавние коптские открытия в Верхнем Египте подчеркнули формирование неортодоксального оккультного иудаизма, хотя окончательное суждение по этому вопросу должно быть отложено..» [6,23].

Можно было бы говорить о восточном влиянии и в области сотериологии и эсхатологии, но это оказывается затруднительным, так как иудаизм за несколько веков до появления гностиков уже заимствует ряд восточных мифологем.

Весьма интересным и заманчивым для некоторых исследователей было установление генетических связей гностицизма с индийскими религиями, в особенности с буддизмом. Такие попытки предпринимал, например, И.И. Шмидт. В самом общем виде М.Трофимова и И.Свенцицкая констатируют такую связь: «В гностицизме проявляется умонастроение, окрашенное переживанием человека своей тождественности абсолютному, присущее, например, культуре Древней Индии. Специфику же составляет то, что при этом умонастроении определяющей стала

тема знания - самопознания- Убежденность в своей тождественности абсолютному отвращала гностика от социальности, ориентированной на признание других, влекла его к самоуглубленности, к медитативной активности- Это умонастроение искало средств не только понять и обосновать, но и пережить в личном опыте свою продолженность в мироздании, неотграниченность от его основ- Особая роль личного опыта препятствовала созданию единого учения, более или менее твердой догматики» [10]- Но это связь лишь мистикопсихологическая- Об исторической основе подобных связей вряд ли можно вести речь-

Трудно не согласиться с В-С- Соловьевым, что «достоверно тут только: 1) что со времени походов Александра Македонского Передняя Азия, а через нее и весь греко-римский мир сделались доступны влияниям из Индии, которая перестала быть для этого мира неведомой страной-, и 2) что буддизм был последним словом восточной "мудрости1 и доныне остается самой живучей и влиятельной религией Востока» [11,415-416]- Таким образом, можно говорить о влиянии буддизма и на христианство, и на иудаизм и вообще на всю античную культуру- Понятно, что все же окажется ничтожным, по крайней мере, на спекулятивном уровне (мы не касаемся эзотерических учений)-

Если внешняя историческая связь гностицизма, по словам В-С- Соловьева, специально сомнительна, то содержание этих учений, несомненно, показывает их разнородность- Мы считаем, не нужным давать пространное доказательство этого утверждения ввиду его очевидности-

Итак, гностицизм большинством исследователей признается синкретическим образованием, содержащим в себе христианские, иудейские, эллинистические и восточные элементы. Различные ученые по-разному расставляют основные акценты в гносисе. В основном в качестве идейных источников гностицизма указываются христианские и эллинистические идеи.

Литература

1.Gruenwald. I. Knowledge and Vision. // Israel Oriental Studies 3(1973)63ff.

2.Gruenwald I., Aspects of the Jewish-Gnostic Controversy. // Bentley Layton (ed.) The Rediscovery of Gnosticism. Proceedings of the International Conference on Gnosticism at Yale, New Haven, Connecticut, March 28-31, 1978. Vol. 2. Sethian Gnosticism. Leiden: Brill, 1981.

3.Болотов В.В. Лекции по истории древней Церкви. Минск: Белорусский экзархат, 2008.

4.Евангелия от Фомы [электронный ресурс] // URL:

http://wvw.vehi.net/apokrify/foma.html (дата обращения:

20/04/2012).

5.Захарченко М.В. Идея воцерковления эллинизма [электронный ресурс] // URL: http://www.pokrovforum.ru/science/spirit_etic_kult

/books/xrist_spirit/bct/4.1.3.php (дата обращения: 20/04/2012).

6.Йонас Г. Гностицизм. СПб: Лань, 1998.

7.Карсавин Л Л. Глубины сатанинские (офиты и Василид) URL: http://wvw.gumer.info/bogoslov_Buks/Relig/Gnost/15.php (дата обращения: 20/04/2012).

8.Лосев А.Ф. История античной эстетики. Итоги тысячелетнего развития. Кн. 1. М.: ИздательствоАСТ, 2000.

9. Поснов, М.Э. Гностицизм II века и победа христианской Церкви над ним. Брюссель: «Жизнь с Богом», 1991.

Ю.Свинцицкая И., Трофимова М. Апокрифы древних христиан[электронный ресурс] // 11К1_: http://wvw.gunner.info/

Ьодо81оу_Вик8/арокп1У8уепс_10.р11р (дата обращения:

20/04/2012).

11.Соловьев В.С. Гностицизм/В.С. Соловьев// Христианство М.: Большая Российская энкциклопедия,1993. Т. I.

12.Трубецкой С.Н. Начатки гностицизма[электронный ресурс] // 1Ж1_:

http://wvw.gumer.info/bogoslov_Buks/bogoslov/Article/trub_nachgn.р 122 (дата обращения: 20/04/2012).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.