Научная статья на тему 'Синкретизм человека и природы в фольклоре и в творчестве зачинателей мордовской литературы'

Синкретизм человека и природы в фольклоре и в творчестве зачинателей мордовской литературы Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1663
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИРОДА / ЧЕЛОВЕК / СИНКРЕТИЗМ / ФОЛЬКЛОР / ПРОЗА / ОБРАЗНОСТЬ / NATURE / PEOPLE / SYNCRETISM / FOLKLORE / PROSE / IMAGERY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Азыркина Елена Ивановна, Гудкова Светлана Петровна, Кубанцев Трофим Иванович

Статья раскрывает слитность природного и человеческого миров. На конкретных примерах произведений устного народного творчества мордвы и зачинателей мордовской литературы показаны нравственные ориентиры носителей этноса, его понимание и бережное отношение к окружающему миру.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Syncretism of man and nature in folklore and in the works of the pioneers of Mordovian literature

The article reveals the unity of the natural and human worlds. Using specific examples of folklore and literature the author shows the guidelines of the Mordva ethnos, its understanding and respect of the world.

Текст научной работы на тему «Синкретизм человека и природы в фольклоре и в творчестве зачинателей мордовской литературы»

ФИЛОЛОГИЯ И ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

УДК 821.511.152: 398:82-3(045)

ББК 83.3 (2Р-6Мо)

Азыркина Елена Ивановна

кандидат филологических наук, доцент

кафедра литературы и методики обучения литературе Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевьева

г. Саранск Гудкова Светлана Петровна доктор филологических наук, профессор

кафедра русской и зарубежной литературы Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева

г. Саранск Кубанцев Трофим Иванович доктор филологических наук, профессор кафедра финно-угорских литератур Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева

г. Саранск Azyrkina Elena Ivanovna Candidate of the philological sciences, the senior lecturer department of literature and methodology of literature M. E. Evsevyev Mordovian State Pedagogical Institute

Saransk Gudkova Svetlana Petrovna Doctor of philology, professor

department of Foreign and Russian Literature N. P.Ogarev Mordovian State Univerciry Saransk Kubanzev Trofim Ivanovich Doctor of philology, professor department of finno-ugric literature N. P.Ogarev Mordovian State Univerciry Saransk [email protected]

Синкретизм человека и природы в фольклоре и в творчестве зачинателей мордовской литературы1 Syncretism of man and nature in folklore and in the works of the pioneers of Mordovian literature

Статья раскрывает слитность природного и человеческого миров. На конкретных примерах произведений устного народного творчества мордвы и зачинателей мордовской литературы показаны нравственные ориентиры носителей этноса, его понимание и бережное отношение к окружающему миру.

The article reveals the unity of the natural and human worlds. Using specific examples of folklore and literature the author shows the guidelines of the Mordva ethnos, its understanding and respect of the world.

Ключевые слова: природа, человек, синкретизм, фольклор, проза, образность.

Keywords: nature, people, syncretism, folklore, prose, imagery.

ГП W w

1ема взаимоотношений природы и человека - одна из древнейших в мировом искусстве, и в каждую историческую эпоху она осмысливается по-новому, обретая конкретное социальное наполнение.

В одних и тех же условиях, строго повторяя те же ритуалы и приготовления, человек сегодня добивается совсем не таких результатов, как вчера. Он открывает случай, явление для него совершенно непонятное, таинственное. Будучи бессильным в борьбе со слепой случайностью, человек тем не менее не желает покориться ей, ищет средства овладения ею -изобретает сверхъестественных существ, «управляющих» случайностью, охватывающих всю природу, и образует из них мир богов, которые на первых порах своего «существования» выступают в различных ипостасях самой природы» [4, c. 23]. Таким образом, человек изобретая богов, делает богом саму природу, отождествляет бога и мир.

У мордвы окружающая действительность также подвергалась обожествлению. Все явления природы - вода, лес, земля, огонь, солнце, гром,

1 Работа проводилась при поддержке Минобрнауки РФ в рамках Программы стратегического развития «Педагогические кадры для инновационной России» (госзадание № 2 от 16.03. 2013 г.).

молния - имели своих покровителей, которые наделялись как положительными, так и отрицательными чертами. В их имени первая часть обычно обозначала объект олицетворения, а вторая - женщину, мать: Вирь-ава (вирь - лес, ава -женщина, мать), Ведь-ава (ведь - вода), Варма-ава (варма-ветер), Мода-ава (мода - земля) и т. д. По своему происхождению все эти божества, есть «не что иное, как иллюзорное отражение в умах людей той или иной силы природы, их олицетворение» [5, с. 41].

По воззрениям наших предков, божества эти могли быть как добрыми, так и злыми. По их представлениям, «божества могут наделать немало бед и неприятностей, если вовремя не умилостивить, не задобрить их. Они, естественно, хотели, чтобы божества были добрыми и содействовали их жизнедеятельности. С этой целью в честь божеств на предполагаемых местах их обитания, т. е. в лесах, на полях, у рек и родников, озер, в жилищах, дворах, банях, устраивались моляны, моления (озкст), на которых совершались жертвоприношения, воздавались молитвы (озномат).

Взаимоотношения человека и природы нашли отражение прежде всего в

т о

устном народном творчестве. 1ак, мордовский народ, находясь в постоянной борьбе со стихийными явлениями природы, создает ряд сказок с мифологическими образами злой богини леса Вирь-авы, доброй покровительницы земледелия Норов-авы, покровительницы воды и здоровья Ведь-авы. В этих сказках человек, как правило, побеждает всевластных богинь, подчиняя их своим интересам. К примеру, в сказке «Портной, медведь, нечистый и Вирь-ава» портной побеждает хозяйку леса, защемив ей руки в щель бревна. В сказке «Ведь-ава и мальчик» ребенок спасается от божества с помощью чудесных предметов, образующих горы и лес. Сюжет сказки об охотнике и драконе повествует о том, что человек господствует над силами природы, они служат его интересам. Словом, во всех сказках утверждается торжество человеческого разума над силами природы.

Проблема человека и природы раскрывается и в необрядовой лирической песне. Любовь к песне и пению - одна из отличительных черт души и характера мордовского народа. А. Д. Шуляев отмечает, что «в мордовском песенном репертуаре пейзаж, образы родной природы играют большую роль и используются очень широко. Пейзаж в песнях не только служит иллюстративным материалом к событию или фоном, на котором развивается событие, но и является активным действующим лицом в раскрытии сюжета. Картины природы связаны в песнях с жизнью героев, с их волнениями и тревогами» [6, с. 289].

Тесная взаимосвязь природного и человеческого миров присутствует в творчестве зачинателей мордовской литературы (З. Ф. Дорофеева, Ф. М. Чеснокова, П. С. Глухова, А. И. Мокшони, Т. А. Раптанова, А. В.

Дуняшина и многих других).

Наиболее ярко обозначенная проблема отображена в прозаических произведениях, ибо «проза имеет больше возможностей в охвате жизни, чем поэзия, она способна быть понятой широким кругом читателей» [1, с. 138]. Так, в рассказе П. С. Глухова «Кедровой пештть» («Кедрованцы») автором правдиво раскрыты величие духа человека с его богатым внутренним миром, скупыми пейзажными зарисовками художественно убедительно изображен идейный замысел произведения. Писателя интересуют не столько перипетии борьбы, сколько моральный облик героев, их душевное состояние в экстремальных ситуациях. Этот небольшой по объему рассказ долгие годы служил образцом для начинающих мордовских писателей.

В рассказе П. Глухов повествует о событиях в затерянной в сибирских лесах небольшой мордовской деревеньке Муе. Тяжелые условия жизни, трудные годы гражданской войны закалили характер главного героя - Дебай Миколя, сделали решительным и смелым. Писатель стремится разглядеть в нем доброту по отношению к окружающим: «Три раза избирали Дебая

Миколя председателем сельсовета. И недаром: хозяйственный мужик. У него

и школа без дров не останется, и зря муж жену не прибьет. Во всем порядок. Богатый бедного не обидит, вдова без помощи не останется» [2, с. 35].

П. Глухов скупыми пейзажными зарисовками дает представление о несметных богатствах сибирской тайги: «Повели обоз старые кедрованцы в заповедные, обильные места, где орех растет крупен, где кедр стоит густ, пожаром не опален, людьми не остукан» [2, с. 37]. Автор подчеркивает, что человек и природа взаимосвязаны. Природа для человека является источником жизни. Слитность с миром природы - основная черта мордовского народа: «Надо бы в город съездить, купить кое-что. А купить не на что. Вот уже третью осень не кедровали. Боязно дома без защиты оставлять. А без кедрованья сибиряку худо. Когда в сенях от мешков с кедровыми орехами тесно, тогда и жить веселей. И на вечерках есть что погрызть, и на базар есть что отвезти. На кедровом орехе даже богатели. Иные кулаками стали, когда догадались орехи скупить да из них масло гнать ...» [2, с. 36]. В жизни крестьянства действительно все зависело от природы и собственного труда - мастерства. Чем тоньше чувство природы, тем выше культура труда. Чем выше культура, нравственно-эстетические потребности, тем больше общение с природой становится умножением изобилия и красоты самой природы.

П. Глухов вместе с персонажами восхищается гармонией, царящей вокруг. Писатель с неотразимой силой описал величественные, богатые просторы тайги. 1 акие пейзажные зарисовки выражают всю сущность природы, наполняют читателя душевной легкостью и благоговением перед ее красотой: «...Вот они, заветные пади. Кедры-семенники, как необмолоченные скирды, кучно стоят. Возвышаются и справа и слева, горы подпирая, небо закрывая. Шишки, первым заморозком схваченные, побурели. Иные раскрылись, роняют орех. Весь ручей орехом засыпан, вспух, взгорбился; воды не видать. Не плещется, а шуршит» [2, с. 38].

Духовный мир человека тесно переплетается в рассказе писателя с жизнью природы. Он глубоко убежден в их нерасторжимой внутренней связи: «Подошло к концу кедрованье. Пора и домой. Надо с тайгой попрощаться. Каждый взял у матушки чего-нибудь на память. Кто зайчишку стрельнул на шапку, кто лисицу на воротник, а иной и рысь на телогрейку. Белок не трогали, вместе ведь кедровали, с одних кедров орех кушали ...» [2, с. 39].

Мордовский народ веками живет на земле, в окружении лесов, поэтому глубоко чувствует и знает природу. И есть во вдумчивой философско-поэтической разработке темы «человек и природа» такое, в чем через национально-особенное проявляется общечеловеческое с его страстями и извечными проблемами.

1 аким образом, мордовский народ издревле относится к природе с любовью и благоговением. Окружающий мир в фольклорных произведениях полностью слит с миром человека. Хотя их героями являются звери, птицы, растения, в них легко угадываются человеческие черты характера. Наши предки, наделяя природные явления человеческой сущностью, постоянно ищут в ней аналогии со своей жизнью. Мордва обожествляет бога и мир, т. е. делает богом саму природу. И это понятно, ибо природа в жизни наших предков являлась источником жизни. В ней они находили все необходимое: пищу, жилье, одежду. Отсюда, обеспечивая условия существования человека, природа включает в себя и его самого.

Зачинатели мордовской прозы в своих произведениях опираются на традицию, «исторически сохраняемую и транслируемую часть актуального художественного опыта» [3, с. 68]. В развитии сюжета прозаики используют элементы фольклора: поверья, сказки, легенды, песни и т. д., которые

способствуют философско-этическому осмыслению проблемы человека и природы. Писатели стремятся отразить эпичность мышления своего народа, истоки которого обозначились в фольклоре. Образы родной природы встречаются в ранних рассказах писателей очень часто: она является

действующим лицом в раскрытии сюжета. Природа в них жива, одухотворена. Жизнь природы и жизнь человека тесно взаимосвязаны. В творчестве начинающих прозаиков пейзаж способствует раскрытию внутреннего мира героев, в которых природа занимает первостепенное место. Она творит красоту, радует, облагораживает человека, дает ему новые нравственные возможности. Зачинатели национальной литературы ведут своего читателя от понимания красоты пейзажа к требованию все новых эстетических впечатлений от общения с окружающим миром.

Мордовские писатели через красоту родной природы раскрывают не только духовный мир человека, но и идеалы, устремления общества в целом, желание видеть жизнь обновленной. Не только приближение освежающей, очистительной бури, но и тихие, самые обычные картины природы в их произведениях звучат как предчувствие и требование общественных перемен.

Красоту природы открывали сотни поколений до нас, наши предки родную землю любили, обихаживали. Она хранит в себе не только память прикосновения человеческих рук, но и тепло души человеческой. Поэтому отношение к природе - прежде всего отношение к памяти поколений. Мордовские писатели не только изображают природу во всем ее многообразии, но и показывают ее одухотворенность. Природа в их произведениях как жизнетворческая, жизнеутверждающая сила. Все, что в ней направлено на творение - продолжение жизни, воспевается как ее мудрость и могущество.

Библиографический список

1. Азыркина, Е. И. Тенденции развития мордовской литературы на

современном этапе: писательский состав, жанровое своеобразие,

художественные особенности / Е. И. Азыркина // Гуманитарные науки и образование. - 2012. - № 1(9). - С. 138-139.

2. Глухов, П. С. Кедрованцы / П.С. Глухов // Мордовские рассказы. - М., 1958.- С. 35-51с.

3. Горобченко, И. В. Реализация художественной традиции в творческом наследии представителей родственных литератур / О. И. Бирюкова,

И. В. Горобченко // Вестник университета Российской Академии образования. - 2010. - № 2. - С. 66-69.

4. Лаптев, И. Д. Социально-философские аспекты взаимоотношений общества и природы / И.Д. Лаптев. - М. : Знание, 1975. - 63 с.

5. Налдеева, О. И. Современная мордовская поэзия: основные тенденции и художественные ориентиры / О. И. Налдеева; Мордов. гос. пед. ин-т. -Саранск, 2013. - 285 с. (16,2 п. л.)

6. Шуляев, А. Д. Песни / А. Д. Шуляев // Мордовское народное устнопоэтическое творчество: Очерки. - Саранск : Мордов. кн. изд-во. - С. 272 -334.

Bibliography

1. Azyrkina, E. Trends in Mordovian literature at the present stage: a writer’s composition, genre originality, artistic features / E. I. Azyrkina / / Humanities and Education. - 2012. - № 1 (9). - pp. 138-139.

2. Gluhov, Kedrovantsy P.S. / P.S. Gluhov / / Mordova stories. - M., 1958. - pp. 3551.

3. Gorobchenko, I. V. Implementation of artistic tradition in the artistic heritage of representatives of related literatures / O.I. Birukova, I.V. Gorobchenko / / Bulletin of the University of the Russian Academy of Education. - 2010. - № 2. - pp. 66-69.

4. Laptev, I.D. Social and philosophical aspects of the relations between society and nature / I. Laptev. - M.: Knowledge, 1975. - 63 p .

5. Naldeeva, O.I. Mordovian Contemporary Poetry: main trends and artistic landmarks / O. I. Naldeeva; Mordovian State. ped. Inst. - Saransk, 2013. - 285 p.

6. Shulyaev, A.D. Songs / A.D. Shulyaev / / Mordovian oral folk-poetry: Essays. -Saransk: Mordovian State Press - pp. 272-334.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.