Научная статья на тему 'СИНХРОННЫЙ И ДИАХРОННЫЙ АНАЛИЗ КОРНЕЙ С ЧЕРЕДУЮЩИМИСЯ ГЛАСНЫМИ'

СИНХРОННЫЙ И ДИАХРОННЫЙ АНАЛИЗ КОРНЕЙ С ЧЕРЕДУЮЩИМИСЯ ГЛАСНЫМИ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
5
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
история русского языка / исторический принцип / корневая морфема / омонимия корней. / history of the Russian language / historical principle / root morpheme / homonymy of roots.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Черкашина Светлана Павловна, Манджиева Тамара Владимировна

Актуальность исследования определяется необходимостью составления релевантного алгоритма выбора написания, поскольку существует объективная трудность выбора правильного варианта. Это обусловлено, с одной стороны, историческими фактами языка, с другой – омонимичностью и полисемантизмом -чет-/-чит-. В статье рассматривается набор слов-исключений, их семантика; представлен вариант релевантного выбора. Научная новизна исследования заключается в том, что впервые систематизированы и описаны все омонимичные корни с соответствующим чередованием гласных, их семантика, а также предложена вариативная формулировка алгоритма выбора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYNCHRONIC AND DIACHRONIC ANALYSIS OF ROOTS WITH ALTERNATING VOWELS

The relevance of the study is determined by the need to compile a relevant algorithm for choosing the correct spelling, since there is an objective diffi culty in choosing the correct option. This is due, on the one hand, to the historical facts of the language, on the other hand, to homonymy and polysemanticism -chet-/-chit-. The article examines a set of exception words and their semantics; and presents the relevant choice. The scientifi c novelty of the study lies in the fact that for the fi rst time all homonymous roots with the corresponding alternation of vowels, their semantics are systematized and described, and a variable formulation of the selection algorithm is proposed.

Текст научной работы на тему «СИНХРОННЫЙ И ДИАХРОННЫЙ АНАЛИЗ КОРНЕЙ С ЧЕРЕДУЮЩИМИСЯ ГЛАСНЫМИ»

УДК 81-11 DOI: 10.53315/1995-0713-2024-61-1-96-101

ББК 81

С.П. Черкашина, Т.В. Манджиева

Московский финансово-промышленный университет «Синергия»

СИНХРОННЫЙ И ДИАХРОННЫЙ АНАЛИЗ КОРНЕЙ С ЧЕРЕДУЮЩИМИСЯ ГЛАСНЫМИ

Актуальность исследования определяется необходимостью составления релевантного алгоритма выбора написания, поскольку существует объективная трудность выбора правильного варианта. Это обусловлено, с одной стороны, историческими фактами языка, с другой - омонимичностью и полисемантизмом -чет-/-чит-. В статье рассматривается набор слов-исключений, их семантика; представлен вариант релевантного выбора. Научная новизна исследования заключается в том, что впервые систематизированы и описаны все омонимичные корни с соответствующим чередованием гласных, их семантика, а также предложена вариативная формулировка алгоритма выбора.

Ключевые слова: история русского языка, исторический принцип, корневая морфема, омонимия корней.

S.P. Cherkashina, T.V. Mandzhieva

Moscow Financial and Industrial University “Synergy”

SYNCHRONIC AND DIACHRONIC ANALYSIS OF ROOTS WITH ALTERNATING VOWELS

The relevance of the study is determined by the need to compile a relevant algorithm for choosing the correct spelling, since there is an objective difficulty in choosing the correct option. This is due, on the one hand, to the historical facts of the language, on the other hand, to homonymy and polysemanticism -chet-/-chit-. The article examines a set of exception words and their semantics; and presents the relevant choice. The scientific novelty of the study lies in the fact that for the first time all homonymous roots with the corresponding alternation of vowels, their semantics are systematized and described, and a variable formulation of the selection algorithm is proposed.

Key words: history of the Russian language, historical principle, root morpheme, homonymy of roots.

Интерес к истории, культуре, языку обусловлен реалиями времени. Наряду со словами, написание которых регулируется морфологическим принципом, в языке имеются слова, орфографическая структура которых не подтверждается фактами современного русского языка. Такие написания называются историческими, или традиционными. К одним из них относят написание корней с чередующимися гласными -а-/-о-, -е-/-и- (растение - Ростислав - вырасти - наращённый; расстелить -расстилать и др.).

Корень -чет-/-чит- в школьных учебниках не отмечен, что, в свою очередь, требует от учителя поиска дополнительной информации о нормах правописания данного корня. В пособиях Д.Э. Розенталя корень включен в список чередующихся, но нет объяснений, на каком основании чета, сочетать, сочетание отнесены к исключениям. Новый кодекс «Правила русской орфографии и пунктуации» под редакцией

В. В. Лопатина не говорит об имеющейся омонимии. Нужно признать, что проблема выбора правила для обоснования написания -а-/-о-, -е-/-и- актуальна для группы корней

с чередованием в целом, так как классическая девятка постоянно дополняется новыми корнями. Мы видим, что современная наука находится в поиске релевантной для написания слов с чередующимися гласными формулировки правила, которая бы учитывала все аспекты.

Материалом исследования являются корни с чередующимися написаниями, в частности, корень -чет-/-чит-, в полной версии представляемый как чет(чес)/чит/чт/ чёт [1]. https://oross.ruslang.ru/paragraph/27

Теоретическое обоснование норм правописания чередующихся гласных -е-/-и- в корнях слов и разработка алгоритма правила определяют следующие задачи:

1) кратко рассмотреть историю создания орфографического правила о чередовании -е-/-и- в корнях,

2) проанализировать соответствующее правило, представленное в кодексах «Правила русской орфографии и пунктуации» 1956 г. и 2006 г.,

3) исследовать лексемы чета, сочетать, сочетание в их этимологическом и динамическом развитии,

4) изучить материалы современных пособий по орфографии с целью установления набора исключений, их семантики, а также определения релевантной формулировки для орфографического правила.

Рассмотрим исследовательские данные, отражающие традиционную и современную точку зрения на заявленную проблему.

Как известно, история создания орфографического правила о чередовании -е-/-и-в корнях затрагивается во многих научных и методических работах, а также справочных изданиях. Как пишет Т.Н. Сорокина, сочетание «как исключение из правил впервые было упомянуто в 1881 году В. Ивановым, но в правиле правописания «вставных» -и-, -ы- в корнях глаголов или перемены в них гласных -е- и -о- при образовании вида несовершенного от совершенного и многократного вида из несовершенного (...), ибо «глаголъ этотъ непосредственно произошелъ отъ сущ. чета»» [14, с. 106-107].

Как исключение сочетание появляется «в 1949 году в пособии «Таблицы по грамматике, орфографии и пунктуации с методическими комментариями», составленном

С.Е. Крючковым и А.В. Хлебниковой» [13, с. 90]. В данной таблице были собраны и представлены «уже все девять корней, отмеченных в современных пособиях», в том числе и -чет-/-чит-, к которому указывались в качестве исключений сочетать, сочетание, которые «до этого еще нигде» не упоминались [13, с. 91]. Причины, по которым сочетать, сочетание были С.Е. Крючковым и А.В. Хлебниковой заявлены в качестве исключений, не описывались, что не помешало последующим поколениям исследователей указывать слова как отступление от правила при ставшей классической девятке корней. Так была заложена определенная традиция.

В 1956 году выходят «Правила русской орфографии и пунктуации». Однако свод не содержит объяснения написания корней с чередованием -е-/-и-, предлагаются лишь примеры с данными корнями (вычитать - вычесть, прочитать - прочесть), но не формулируется правило [7, с. 13].

Работавший над «Правилами.» 1956 года Д.Э. Розенталь в прижизненных справочниках относил -чет-/-чит- к корням с чередованием с исключениями сочетать, сочетание [12, с. 7; 10, с. 9]. В пособие 2004 года внесены дополнения: слова сочетать, сочетание представлены исключениями, так как «связаны по значению со словами

чётный, чета» [11, с. 8].

Думается, что было бы правильнее описывать слова сочетать, сочетание как проверяемые в соответствующем разделе, нежели показывать их как исключения.

-Чет-/чит- является корнем, о котором уместно говорить как об омонимичном, однако пособия Д.Э. Розенталя обходят этот вопрос стороной.

Кодекс «Правила русский орфографии и пунктуации» 2006 года под редакцией

В.В. Лопатина, на наш взгляд, также не внес ясности в определение правописания корневых гласных в -чет-/-чит-. Свод представляет традиционную формулировку, отмечает сочетать, сочетание как слова, не являющиеся однокоренными словам вычитать, вычет, почитать (в значении относиться с почтением), читать, и не дает пояснений такому выделению [8, с. 47-49].

Современный исследователь Н.П. Киреева выделяет три группы слов с -чет-/-чит-, более подробно рассматривая представленные корни:

«Во-первых, это чередующийся корень -чет-/-чит-, зависящий от наличия суффикса А, со значением «работать с письменными знаками»: читать - прочесть (в значении просматривая, воспринять написанное), вычитать - вычесть, вычет (в значении произвести вычитание, удержать какую-либо сумму).

Во-вторых, это чередующийся корень -чет-/-чит-, зависящий от наличия суффикса А, со значением «уважать»: почитать - почести.

Третий постоянный корень -чет- со значением составлять пару: чета, сочетать, сочетание» [4].

В первых двух случаях ключевым является термин чередующийся, так как эти омонимичные корни регулируются имеющимся правилом, тогда как третий корень, являющийся проверяемым, данным правилом не регулируется. Слово чета имеет однокоренное слово чётный, которое и сейчас, и в древнерусском языке обозначало два, пара. В современном русском языке сохранилось слово чётный - кратный двум.

И.В. Родина обращает особое внимание на слова с -чет- и -чит- [9, с. 19]. Она отмечает в русском языке наличие трех корней, «имеющих одинаковую форму, но разное значение:

читать (воспринимать письменную речь по ее знакам, буквам),

считать//счет (уметь производить математические действия или определять точное количество кого-либо, чего-либо) и

сочетать (соединять, комбинировать)» [9, с. 20].

При проверке сомнительной гласной И.В. Родина предлагает определить морфему с орфограммой и выбрать один из предложенных вариантов: подобрать проверочное слово, выучить непроверяемое написание, а каждый корень с чередованием помнить и узнавать в тексте с целью определения нужного правила [9, с. 19].

Слова сочетать, сочетание и однокоренные им И.В. Родина считает проверяемыми: их можно проверить ударным положением в слове «чёт», которое в древнерусском языке обозначало «два», «пара» (в современном русском языке сохранилось слово «чета» в значении «пара»: супружеская чета) [9, с. 20].

К корню -чет-/-чит- И.В. Родина в качестве примера приводит расчет, рассчитать (в значении финансовая компенсация). Слова с корнями со значением читать и считать И.В. Родина относит к чередующимся и регулируемым правилом для корней с чередованием -е-//-и-: в корне пишется -и- из-за последующего за корнем суффикса -а-: вычитать, вычитывать, вычет, расчет, рассчитывать [9, с. 20].

Существительное расчёт и его производное прилагательное расчётный пишутся с -чёт-, а глагол - с -счит-. Корень чёт- дал жизнь большому кусту слов: счёт, расчёт, нечет, чётные, счесть, считывать, рассчитывать, разочтенный. В словах счесть, считывать, рассчитывать бывший префикс с- является частью корня, что стало, предположительно, результатом опрощения.

Считать же происходит от с-+чту. Глаголу считать родственными являются русские слова читать, почтить, считать, сюда же относится и честь (*СьМь), что восходит к праславянскому *oetati со значением «соблюдает, мыслит, познает, понимает», так что идея об омонимии корней является доказанной.

Как показывает этимологический анализ [2, 3, 5, 6, 15], -чет-/-чит— омонимы, которые образовались скорее всего в результате распада былой многозначности. Некоторые значения слова со временем теряют смысловую связь и начинают восприниматься как значения разных слов. Так можно объяснить расхождения в толковании слов с корнем чит-/чет-.

Е.В. Бешенкова и О.Е. Иванова (Институт русского языка РАН) также анализируют данный корень и выделяют следующие группы слов с -чет-/-чит-/-чес-:

1) c корнем -чес-: вычесть,

2) с корнем -чет-: чета, нечет, вычет, четья.

А потом указывают 4 группы омонимичного корня -чит-, которые относят к чередующимся написаниям:

3) -чит1-: читать(ся) (и с приставками: вы-, до-, за-, на-, от-, по-, пере-, про-),

читалка, читательский, читаный, вчитаться, причитать, запричитать;

4) -чит2-: вычитать(ся), вычитаемое, вычитание;

5) -чит3-: считать(ся) (и с приставками: до-, за-, на-, от-, пере-, по-, под-, пред-, по-, про, рас-, со-), считалка;

6) -чит4-: считать(ся), почитать, предпочитать, почитание, почитатель, почитательница [1].

Представленный перечень корней является самым полным с учетом примеров и указания на имеющуюся омонимию.

Таким образом, говоря о корне -чет-/-чит-, следует упоминать об омонимии.

Слова чета, сочетать, сочетание нужно относить к написаниям, регулируемым правилом о правописании безударных гласных букв в корне слова, остальные же слова с корнем -чет-/-чит- с вышеуказанными значениями нужно представлять в рамках правила о чередующихся гласных.

Графический и фонетический состав корня -чет- с проверяемой гласной буквой омонимичен корню -чет-/-чит- с чередующимися -е-//-и-. Лексические значения данных корней разнятся настолько, что найти семантическую взаимосвязь между ними не представляется возможным в силу историко-лингвистических процессов.

В словах чета, сочетать, сочетание в безударном корне -чет- со значением два, пара, кратный двум пишется -е- при подборе проверочного слова чёт: сочетать -чётный».

В корне-омониме -чет-/-чит-, где

1) -чит1- со значением математическая операция: вычитать(ся), вычитание, вычесть;

2) -чит2- со значением воспринимать текст: читать, читательский, причитать, запричитать;

3) корень -чит3- со значением подвергаться счёту: считать(ся), считалка;

4) -чит4- со значением относиться с уважением к кому-либо: почитать, почитание, почитатель(ниц)а.

5) -чит5- со значением считать, признавать: мы почитаем невозможным (что-либо), почитали за порядочного человека (устар. и разг), пишется -и-, если за корнем следует суффикс -а-.

Таким образом, проведенное исследование позволило установить следующее.

Рассмотрение традиционных слов-исключений орфографического правила о чередовании -е-/-и- в корнях с точки зрения синхронного и диахронного подходов позволил выявить семантику слов с -чет-/-чит- и определить выбор написания, а также предложить вариативную формулировку правила.

Анализ справочной литературы показал сложность составления релевантного алгоритма выбора написания, что обусловлено, с одной стороны, историческими фактами языка, с другой - омонимичностью и полисемантизмом -чет-/-чит-.

Учеными еще XIX века началась работа по установлению нормы правописания корня -чет-/-чит-, которая, нужно признать, не прекращается и сейчас с учетом пополнения списка корней с чередующимися гласными.

Описывая состав лексем с чередованием в корнях, все исследователи отмечают, что пополнение корпуса слов продолжается и сейчас. Мы рассмотрели только исключения с -чет-/-чит-, однако и остальные отступления от правил требуют дальнейшего исследования.

Список литературы

1. Бешенкова Е.В., Иванова О.Е. Правописание безударных гласных в корнях с чередованием -е-/-и- // «Орфографическое комментирование русского словаря», 2015-2024. - Электронный ресурс: ИПС ОРФОГРАФИЧЕСКОЕ КОММЕНТИРОВАНИЕ РУССКОГО СЛОВАРЯ (ruslang.ru)

2. Иванов В.В. Исторический комментарий к занятиям по русскому языку в средней школе: пособие для учителя / В.В. Иванов, З.А. Потиха. - М.: Просвещение, 1985. - 160с. - URL: http://speakrus.ru/mix/other/ivanov_potikha_1985.pdf

3. Исаева О.В. Этимологический анализ как средство повышения орфографической грамотности младших школьников при изучении слов с непроверяемыми написаниями / О.В. Исаева, А.В. Хамитова // Концепт. - 2017. - Т.13. - С.40-43.

4. Киреева Н.П. Грамматический метод обучения русскому правописанию. Книга 1.

Лекции по орфографии [Электронный ресурс]. - Издательские решения, 2016. -451с. - URL: https://iknigi.net/avtor-nataliya-kireeva/199400-grammaticheskiy-metod-

obucheniya-russkomu-pravopisaniyu-kniga-1-lekcii-poorfografii-nataliya-kireeva/read/ page-4.html

5. Кондратьева О.Н. Этимологический анализ на уроках русского языка как одно из средств повышения орфографической грамотности учащихся среднего звена // Филологический класс. - 2018. - № 2(52). - С.118-124.

6. Литвинова Т.В. Элементы этимологического анализа на уроках русского языка в начальной школе. Этимологический словарик // Открытый урок. Первое сентября. -URL: http://festival.1september.ru/articles/100250/

7. Правила русской орфографии и пунктуации. - М.: Учпедгиз, 1956. - 176с.

8. Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник / Под ред. В.В. Лопатина. - М.: ЭКСМО, 2006. - 480с.

9. Родина И.В. Русское письмо на основе грамматики: учебное пособие. - Изд. 2-е, перераб. и доп. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2017. - 228с.

10. Розенталь Д.Э. Сборник упражнений по русскому языку для подготовительных отделений вузов. - 2-е изд., стер. - М.: Высшая школа, 1989. - 224с.

11. Розенталь Д.Э. Сборник упражнений по русскому языку с диктантами. - М.: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2004. - 448с.

12. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. - Изд. 3-е, испр. и доп. - М.: Книга, 1978. - 335с.

13. Сорокина Т.Н. К истокам правописания безударных гласных в корне // Русская речь. - 2012. - №5. - С.87-93. - URL: https://russkayarech.ru/ru/archive/2012-5/87-93

14. Сорокина Т.Н. История правописания слов с чередующимися корневыми гласными переднего ряда в русском языке: дис. канд. фил. наук. - Казань, 2018. - 267с.

15. Тишина Е.В. Особенности использования этимологического комментария как средства формирования интереса учащихся к обучению на уроках русского языка в учреждениях среднего профессионального образования / Е.В. Тишина, Т.В. Манджи-ева, С.П. Черкашина // Russian Linguistic Bulletin. - 2023. - №12 (48). - URL: https://rulb.org/archive/12-48-2023-december/10.18454/RULB.2023.48.30 (дата обращения: 18.02.2024). - DOI: 10.18454/RULB.2023.48.30

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.