еинхронизлция движений в групповых упражнениях по художественной гимнастике
УДК/UDC 796.012
Поступила в редакцию 20.09.2020 г.
Информация для связи с автором: [email protected]
Доктор педагогических наук, профессор Е.Н. Медведева1 А.Ю. Давыдова1
Кандидат педагогических наук, доцент Г.В. Зароднюк2 Национальный государственный университет физической культуры,
спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург 2Санкт-Петербургский горный университет, Санкт-Петербург
synchronization of movements in group rhythmic gymnastics exercises
Dr.Hab., Professor E.N. Medvedeva1 A.Yu. Davydova1
PhD, Associate Professor G.V. Zarodnyuk2
1 Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg 2Saint Petersburg Mining University, Saint Petersbur
Аннотация
Цель исследования - совершенствование тренировочного процесса посредством внедрения проектируемых блоков специальных упражнений на формирование специальной физической и технической готовности к синхронизации совместных действий гимнасток.
Методика и организация исследования. В процессе исследования применялись: бесконтактное исследование видеоряда движений, стабилометрия (диагностическая платформа «Стабилан-01»), поверхностная электромиография (16-канальный электромиограф «MegaWin МЕ 6000»), проектирование, экспертная оценка, педагогический эксперимент, методы математической статистики.
Результаты исследования и их обсуждение. В процессе анализа кинематических и электромиографических характеристик было установлено, что сложность координации каждого в отдельности элемента обуславливает трудность синхронизации их одновременного выполнения гимнастками. Для подтверждения данного утверждения был проведен анализ экспертных оценок качества синхронизации выполняемых гимнастками движений различной сложности, единообразия их кинематических характеристик и степени обусловленности кинематики электрической активностью мышц. Установлено, что уменьшение визуального контроля положений звеньев и тела в пространстве приводило к снижению синхронности выполнения движений. При этом наибольшая информативность об асинхронности была характерна не только для показателей межзвенных углов в суставах гимнасток, но и для скорости перемещения звеньев тела гимнасток.
Ключевые слова: художественная гимнастика, групповые упражнения, биомеханические характеристики техники, объективные факторы сложности синхронизации движений.
Annotation
Objective of the study was to improve the training process through the introduction of special exercise sets to form special physical and technical skills for synchronized combined actions of female gymnasts.
Methods and structure of the study. The following methods were applied during the study: non-contacting study of the video series of movements, stabilometry (diagnostic platform "Stabilan-01"), surface electromyography (16-channel elec-tromyograph "Mega ME 6000"), design, expert evaluation, educational experiment, mathematical statistics methods.
Results and discussion. The analysis of the kinematic and electromyographic characteristics revealed that the difficulty of coordination of each individual element makes it difficult for female gymnasts to perform them synchronously. To confirm this assertion, we conducted an expert evaluation of the quality of synchronization of movements of different complexity performed by the female gymnasts, the uniformity of their kinematic characteristics, and the degree to which kinematics are conditioned by the electrical activity of the muscles. It was found that loosening of visual control of the positions of the body units and body in space led to the loss of movement synchronization. At the same time, the most informative indices of asynchrony were characteristic not only for the indicators of the inter-linkage joint angles in female gymnasts but also for the speed of movement of their body links.
Keywords: rhythmic gymnastics, group exercises, biomechanical characteristics of technique, objective factors of movement synchronization difficulty.
Введение. Для создания целостного двигательного образа в соревновательной композиции групповых упражнений художественной гимнастики спортсменкам необходимо синхронизировать между собой различные по амплитуде, темпу и ритму движения, демонстрировать сотрудничество в различных исходных положениях, разнообразных построениях и перестроениях [1, 3, 5]. Учитывая высокую плотность результатов сильнейших команд в групповых упражнениях, даже небольшие ошибки, допущенные гимнастками, могут приводить
к десинхронизации совместных действий, влиять на итоговую оценку за композицию и распределение мест. Это ставит качество взаимодействий спортсменок на одно из первых мест по значимости при решении задачи достижения и сохранения лидирующих позиций в групповых упражнениях художественной гимнастики [2, 5].
Цель исследования - совершенствование тренировочного процесса посредством внедрения проектируемых блоков специальных упражнений на формирование специальной фи-
зической и технической готовности к синхронизации совместных действий гимнасток.
Методика и организация исследования. В процессе исследования применялись: бесконтактное исследование видеоряда движений, стабилометрия (диагностическая платформа «Стабилан-01»), поверхностная электромиография (16-канальный электромиограф «MegaWin МЕ 6000»), проектирование, экспертная оценка, педагогический эксперимент, методы математической статистики. В предварительных биомеханических исследованиях на базе Научно-исследовательского института проблем спорта и оздоровительной физической культуры (НИИ ПСОФК) ВЛГАФК приняли участие спортсменки групповых упражнений художественной гимнастики (МС; п=2; возраст - 21 год), чемпионки Санкт-Петербурга, неоднократные победительницы всероссийских и международных соревнований. В формирующем педагогическом эксперименте, направленном на обоснование эффективности спроектированной методики, - спортсменки сборной команды по групповым упражнениям художественной гимнастики НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (МС; п=5).
Результаты исследования и их обсуждение. В процессе анализа кинематических и электромиографических характеристик было установлено, что сложность координации каждого в отдельности элемента обуславливает трудность синхронизации их одновременного выполнения гимнастками. Был проведен анализ экспертных оценок качества синхронизации выполняемых гимнастками движений различной сложности, единообразия их кинематических характеристик и степени обусловленности кинематики электрической активностью мышц. Установлено, что уменьшение визуального контроля положений звеньев и тела в пространстве приводило к снижению синхронности выполнения движений. При этом наибольшая информативность об асинхронности была характерна не только для показателей межзвенных углов в суставах гимнасток, но и для скорости перемещения и точек звеньев тела гимнасток.
Корреляционный анализ свидетельствовал, что показатели межзвенных углов и своевременность демонстрации амплитуд синхронизируемых движений обусловлены адекватностью активации соответствующих групп мышц спортсменок. Однако только наличие у обеих гимнасток средней и высокой степени обусловленности показателей межзвенных углов электрической активностью мышц определяло качество синхронизации движений.
Установлено, что синхронизация движений в групповом упражнении, предполагающем выполнение перемещений и построений, обеспечивается независимо точной и своевременной демонстрацией пространственных или временных характеристик движений каждой спортсменкой, а ее сложность обусловлена особенностями расположения спортсменок (узко или широко; спиной, боком или лицом друг к другу), а также характером сопутствующей функциональной нагрузки. Так, данные стабилографии свидетельствовали, что показатели площади эллипса, характеризующие устойчивость равновесия при синхронизации движений, достоверно ухудшались (р<0,05) после выполнения динамической нагрузки в течение 20 с, а это, в свою очередь, снижало качество синхронизации движений на 30 %.
Кроме этого, на сложность управления звеньями и телом в пространстве влияла специфика движений с различными предметами, зависящая от физических свойств их предметов, плоскости и направления движений предметом, а также приоритетности рабочей руки (правой или левой) во время сотрудничества гимнасток. В связи с этим особенности влияния предмета на сохранение равновесия гимнастками являлись объективными факторами сложности, а их учет в процессе
формирования синхронности движений спортсменок в художественной гимнастике - необходимым [3, 4].
Принимая во внимание, что синхронность движений гимнасток заключается в четком временном соответствии их отдельных составных частей (фаз, периодов, действий) с учетом музыкального сопровождения, были проанализированы различия, возникающие в показателях кинематики при синхронизации движений в разном темпе. Установлено, что информативной характеристикой сложности синхронизации является потеря способности поддерживать оптимальные ускорения точек звеньев тела для обеспечения единой темпо-ритмической структуры совместных движений в группе. Поэтому последовательное освоение гимнастками различных темпов синхронизируемых движений и их сочетаний является предпосылкой эффективности тренировочного процесса в групповых упражнениях. Можно констатировать, что при наличии оптимальной психофизической готовности гимнасток рационально задаваемый темп выполнения элементов позволяет уменьшить количество ошибок в синхронности [1, 2].
Таким образом, выявленные в процессе биомеханических исследований факторы сложности, предопределяющие трудность согласования двигательных действий спортсменками в групповых упражнениях художественной гимнастики, послужили основой для разработки алгоритма освоения сложности синхронизации движений и конкретизации содержания тренировочного процесса (см. рисунок).
Содержание тренировочного процесса оптимизировалось посредством внедрения проектируемых блоков специальных упражнений на формирование специальной физической и технической готовности к синхронизации совместных действий гимнасток.
Первый блок был направлен на повышение пространственной точности движений спортсменок в группе и точности диф-ференцировки мышечных усилий при выполнении движений. Он включал в себя последовательное выполнение заданий, начиная с простейших движений руками и ногами и заканчивая конкретными элементами структурных групп художественной гимнастики и их сочетаниями.
Во втором блоке предполагалось применение тренировочных средств, нивелирующих влияние движений предметом на способность сохранять устойчивое положение тела в пространстве и демонстрировать пространственную точность звеньев тела. Комплексы упражнений включали манипуляции предметами от простых фундаментальных и нефундаментальных до выполнения перебросок и их сочетаний.
Третий блок учитывал необходимость формирования общего чувства ритма как условия своевременной и оптимальной активации необходимых групп мышц. Упражнения из первого-второго блоков и их сочетания должны были выполняться под метроном в различном темпе (начиная со среднего), а далее применяя сочетания темпов (средний-медленный, средний-быстрый, медленный-быстрый и т. п.).
Четвертый блок средств был направлен на повышение пространственной ориентации и функциональной устойчивости
Обобщенный алгоритм освоения сложности синхронизируемых движений в групповых упражнениях художественной гимнастики
Количество ошибок, допущенных в синхронности исполнения комбинации с 5 обручами сборной командой НГУ им. П.Ф. Лесгафта в процессе
педагогического эксперимента
№ п/п Критерии синхронности В начале В конце
1 Точность положения рук на BD 6 3
2 Точность положения ног BD 4 3
3 Точность построения гимнасток 4 0
4 Точность перемещения гимнасток 6 1
5 Одновременный бросок предмета 4 2
6 Одновременная ловля предмета 5 3
7 Одновременная работа предметом на танцевальных шагах 7 3
8 Точность движений ног при одновременном выполнении танцевальных шагов 6 2
9 Одновременный «заход» на BD 4 3
10 Одновременный «выход» из BD 5 3
Общее кол-во ошибок - 54,91% 51 23
Примечание. BD - трудность тела
спортсменок к нагрузкам. Он предполагал последовательное выполнение сочетаний упражнений первых трех блоков: 1) в различных построениях и направлениях; 2) в различных передвижениях; 3) в условиях повышающейся функциональной нагрузки.
Содержание разработанной программы было апробировано в процессе подготовки спортивной сборной команды по групповым упражнениям НГУ им. П. Ф. Лесгафта. Основным критерием ее эффективности являлась динамика показателей синхронности движений гимнасток между первым и заключительным стартами годичного цикла (см. таблицу).
Статистический анализ показателей синхронности свидетельствовал, что количество ошибок в данном компоненте исполнительского мастерства сократилось на 54,91 % (p<0,05), повысилась пространственная и временная точность построений и перестроений, достоверно улучшилась согласованность движений каждой гимнастки (p<0,05).
Выводы. В процессе исследования было установлено, что конкретизация объективных биомеханических факторов сложности синхронизации двигательных действий гимнасток позволяет оптимизировать тренировочный процесс и повысить эффективность соревновательной деятельности в групповых упражнениях. В основе проектирования лежит алгоритм освоения сложности синхронизации движений, обеспечивающий целевую направленность тренировки, своевременное формирование готовности гимнасток к совместным действиям, а также прогнозирование возможности усложнения соревновательной программы.
Литература
1. Корбакова А.А. Пространственные и временные параметры движения как факторы, определяющие точность построений и синхронность исполнения в дисциплине «формейшн» в танцевальном спорте / А.А. Корбакова, И.А. Степанова // Учёные записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 4 (146). - С. 91-94.
2. Медведева Е.Н. Темпо-ритмические характеристики движений как фактор синхронизации элементов в групповых упражнениях
художественной гимнастики / Е.Н. Медведева, А.Ю. Давыдова, А.А. Супрун и др. // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 10 (164). - С. 214-219.
3. Медведева Е.Н. Факторы сложности сохранения равновесия с броском предмета в художественной гимнастике / Е.Н. Медведева, Р.Н. Терехина, Е.С. Крючек и др. // Вестник спортивной науки. - 2019 - № 5. - С. 16-21.
4. Степанова И.А. Стабилографические характеристики равновесий эстетической гимнастики как критерии сложности их освоения / И.А. Степанова, У.М. Огурцова, Е.Г. Сайкина и др. // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 1 (143). -С. 194-199.
5. Шевчук Н.А. Методика оценки синхронности исполнения двигательных действий спортсменками в групповых гимнастических упражнениях / Н.А. Шевчук, У.В. Тучина // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 12 (130). - С. 290-293.
References
1. Korbakova A.A., Stepanova I.A. Prostranstvennye i vremennye param-etry dvizheniya kak faktory, opredelyayushchie tochnost postroeniy i sinkhronnost ispolneniya v distsipline «formeyshn» v tantsevalnom sporte [Spatial and temporal parameters of movement as factors to determine accuracy of formations and synchronization of performance in formation discipline in dance sports]. Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta. 2017. no. 4 (146). pp. 91-94.
2. Medvedeva E.N., Davydova A.Yu., Suprun A.A. et al. Tempo-ritmi-cheskie kharakteristiki dvizheniy kak faktor sinkhronizatsii elementov v gruppovykh uprazhneniyakh khudozhestvennoy gimnastiki [Tempo-rhythmic characteristics of movements as factor of synchronization of elements in group rhythmic gymnastics exercises]. Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta. 2018. No. 10 (164). pp. 214-219.
3. Medvedeva E.N., Terekhina R.N., Kryuchek E.S. et al. Faktory slozh-nosti sokhraneniya ravnovesiya s broskom predmeta v khudozhestven-noy gimnastike [Difficulty factors of maintaining balance when throwing apparatus in rhythmic gymnastics]. Vestnik sportivnoy nauki. 2019. No. 5. pp. 16-21.
4. Stepanova I.A., Ogurtsova U.M., Saykina E.G. et al. Stabilogra-ficheskie kharakteristiki ravnovesiy esteticheskoy gimnastiki kak kri-terii slozhnosti ikh osvoeniya [Stabilographic characteristics of balance in aesthetic gymnastics as criteria for their mastering complexity t]. Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta. 2017. No. 1 (143). pp. 194-199.
5. Shevchuk N.A., Tuchina U.V. Metodika otsenki sinkhronnosti ispol-neniya dvigatelnykh deystviy sportsmenkami v gruppovykh gimnas-ticheskikh uprazhneniyakh [Methodology for assessing motor actions unison by athletes in group gymnastic exercises]. Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta. 2015. no. 12 (130). pp. 290-293.
ИНФОРМАЦИЯ
Уважаемые авторы!
Перечень статей, опубликованных в журнале «Теория и практика физической культуры» за 2020 год, размещен на нашем сайте по адресу: http://www.teoriya.ru/ru/node/12944