Единый цифровой рынок Европейского Союза: текущие состояние и направления
развития
А.И. Соловьев, В.П. Куприяновский, С.А Соловьев
Аннотация - В статье рассматриваются опыт цифровых преобразований в Европе. В след за США и странами Европейского союза в России утверждена программа «Цифровая экономика в Российской
Федерации». Успешность её реализации увязывают с изучением и использованием опыта цифровой трансформации, которая уже происходит в мире. В Европе уже два года реализуется Стратегия Единого Цифрового рынка. Первые итоги реализации стратегии были рассмотрены представителями Евросоюза на Мальте в июне 2017 г. Ход реализации европейской стратегии, первые результаты и дальнейшие шаги рассматриваются в данной статье.
Ключевые слова - цифровизация, цифровая экономика, электронная торговля, цифровое пространство, интернет, широкополосный доступ
«Цифровые технологии проникают во все аспекты жизни людей. Все, что им требуется, это доступ к высокоскоростному интернету. Мы должны быть связаны, наша экономика нуждается в этом, людям это нужно».
Жан-Клод Юнкер
председатель Европейского Союза 14 сентября 2016 года
«Цифровая экономика» в России перестала быть предметом обсуждения последних лет, разработки проектов многочисленных программ и планов действия.
28 июля 2017 года Председатель Правительства Д. Медведев распоряжением № 1632-р утвердил программу «Цифровая экономика в Российской Федерации»1, далее Программа, которая определила цели и задачи Правительства по созданию цифровой экономики в России на период да 2025 года.
A.И.Соловьев - Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (email: [email protected])
B.П.Куприяновский - Национальный центр компетенций в области цифровой экономики (email: [email protected]).
C.А.Соловьев - Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва, (email: [email protected])
Подчеркивая важность и своевременность деятельности по созданию в России цифровой экономики, Президент Российской Федерации В.В. Путин на заседании Совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам2 подчеркнул: «Один из наших коллег в одной
из арабских стран, бывший министр нефти, как-то сказал: «Каменный век закончился не потому, что камни кончились, а потому, что появились новые технологии». Они появляются в мире. Тот, кто опоздает в этом соревновании, мгновенно - я хочу это подчеркнуть, - во всяком случае очень быстро попадёт в полную зависимость от лидеров этого процесса». Еще предстоит уточнить и конкретизировать план мероприятий по реализации данной программы, определить источники и объемы её финансирования, но важно, что мы получили программу, которая является руководством для практических действий.
Как отметил Президент «за последние годы Россия заметно продвинулась по многим направлениям цифрового развития. Так, по динамике распространения широкополосного интернета и беспроводных сетей мы находимся на уровне ведущих стран. По данным Росстата, с 2010 по 2016 годы доля домашних хозяйств, имеющих доступ к сети интернет, выросла с 48,4 процента до 74,8 процента. Средняя скорость интернета в России в 2016 году выросла на 29 процентов, это уровень Франции, Италии. И к началу 2017 года российский рынок коммерческих центров хранения и обработки данных вырос до 14,5 миллиарда рублей». Это хороший базис для перехода к строительству цифровой экономики.
Развитие цифровых процессов входит в программу интеграции в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС). В Астане 14 августа 2017 г. на заседании Межправительственного совета Д. Медведев отметил: «Единое цифровое пространство необходимо в масштабах не одной страны, а в масштабах всего ЕАЭС»3.
1 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 г. № 1632-р об утверждении программы «Цифровая экономика в Российской Федерации». - http://government.ru/docs/28653/
Стенограмма заседания Совета по стратегическому развитию и
приоритетным проектам. 5 июля 2017 г. - Н. Огарево. -http://kremlin.ru/events/councils/by-council/1029/54983
3 РИА Новости. - https://ria.ru/economy/20170814/1500308714.html
Чтобы не отстать в освоении цифровых технологий и не попасть в зависимость от «лидеров этого процесса» важно по мере реализации Программы изучать и всемерно использовать международный опыт цифровой трансформации, например, в США [1] или ЕС.
Одним из таких примеров является создание Digital Single Market Strategy - стратегия Единого Цифрового рынка (DSM) в Европе. Опыт формирования цифровых процессов в Европе рассмотрен в настоящей статье.
В мае 2015 года Европейская Комиссия утвердила 16 инициатив для создания DSM в Европе. По мнению европейских экспертов, DSM может приносить Европе дополнительные 415 миллиардов евро ежегодно и обеспечить создание сотен тысяч рабочих мест.
I. Цифровая Ассамблея 2017, Мальта, 15 июня 2017 г.
Текущее состояние и ход реализации программы создания Единого цифрового рынка Европейского Союза представители ЕС обсудили на Цифровой Ассамблее 2017. Её принимала мальтийская Валетта 15 июня 2017 года.
Центральное место на Цифровой ассамблее 2017 по праву принадлежало выступлению комиссара Еврокомиссии Андруса Ансипа, отвечающего за единый цифровой рынок Европы. Основные положения доклада4, отражающего достижения в реализации Стратегии DSM и дальнейшие шаги, направленные на достижение заявленных целей, представлены ниже.
В докладе отмечено, что «вопросы цифровой трансформации относятся к глобальной политической повестке дня и находятся в фокусе внимания «Большой семерки», Организации Объединенных Наций, G20, ОЭСР. Это верный признак их социально-экономического значения и политической значимости».
После 20 лет роста в мире наблюдается снижение торговых потоков относительно ВВП. Одновременно, растут потоки различных данных между странами, поскольку страны становятся все более и более связанными между собой. Таким образом, цифровизация становится ключевой частью экономической реальности как в отдельно взятой стране, так и в отношениях между странами Европы и мира.
В марте 2016 года в Harvard Business Review [2] была опубликована статья «Глобализация становится больше о данных и меньше о материалах», где отмечено, что «глобализации 20-го века определялась быстро растущей торговлей товарами, т.к. крупные транснациональные корпорации создали цепочки поставок, которые охватили весь мир. Сегодня рост мировой торговли затормозился и вряд ли в ближайшее время он вернется к своему предыдущему пику относительно мирового ВВП. То же самое можно сказать и о трансграничных финансовых потоках. Поэтому глобализация в XXI веке - это глобализация данных.
Согласно исследованиям McKinsey Global Institute [3], «за прошедшее десятилетие трансграничные потоки
4 http://europa.eu/rapid/press-release_SPEECH-17-1652_en.htm
данных выросли в 45 раз и к 2020 году прогнозируют еще одно их увеличение в 9 раз».
Это свидетельствует о том, что мир уже вступил в новую эпоху цифровой глобализации, определяемую потоками данных, которые содержат информацию, идеи и инновации. По мере того, как потоки данных становятся все более глобальными, перед Европой и входящими в неё странами стоит задача искать возможности расширять свои цифровые границы.
Для решения этой задачи Европейский союз приступил к строительству нового единого рынка -цифрового рынка, который должен развить и укрепить свободы единого рынка ЕС для того, чтобы обеспечить вхождение в эпоху цифровых технологий. Это необходимо для того, чтобы иметь шанс:
- продвигать цифровые технологии для развития;
- вести глобальные дискуссии по вопросам управления Интернетом и утверждения технических стандартов;
- настаивать на большей роли цифровых технологий в торговой политике.
Цифровизация становится неотъемлемой частью всех областей политики, включая политику развития и внешнюю политику. Таков вывод, к которому пришли министры иностранных дел стран ЕС в ноябре прошлого года. Это подчеркивает правильность принятых ранее решений по реализации стратегии Единого Цифрового рынка (DSM), основываясь на принципах и подходах DSM.
При этом, программа реализации стратегии в полной мере опирается на европейские ценности, политику и нормативные модели для достижения:
- справедливой и открытой конкуренции с предсказуемыми и стабильными рыночными условиями для предприятий, инвесторов и потребителей;
- открытого и безопасного Интернета, который обеспечивает свободный поток информации;
- особого внимания защите данных, конфиденциальности и кибербезопасности, включая также вопросы управления Интернетом.
Сегодня DSM рассматривается как основной актив Европы, направленный на то, чтобы занять достойное место в международной цифровой экономике и обществе.
Принятая в мае 2015 года Стратегия должна обеспечить развитие различных секторов экономики, которые используют цифровые технологии для инноваций, становятся более эффективными и остаются конкурентоспособными на глобальном уровне. Промышленность, здравоохранение, транспорт, сельское хозяйство - всего лишь некоторые из них. Цифровизация затронет и другие области такие как, например, торговля и внешние отношения.
Что предпринимает Европа, чтобы укрепить свои позиции на едином цифровом рынке?
В сфере внешних отношений, продвигая стратегию DSM Европейский союз стремится ускорить экономику развивающихся стран, особенно в Африке. Именно здесь европейская политика развития может иметь реальное
применение на местах. В качестве перспективных рассматриваются проекты в таких областях, как электронное сельское хозяйство, электронное управление, развитие цифровых навыков и сотрудничество в поддержке стартапов.
Наряду с этим ЕС разработало подпрограмму «Восточное партнерство» для того, чтобы развить и направить преимущества DSM европейской интеграции на восточном направлении. ЕС стремиться помочь шести восточно-европейским странам-партнерам в развитии своей местной цифровой экономики, в преодолении разрыва в цифровых знаниях и организации подготовки национальной рабочей силы.
Большим цифровым потенциалом обладают Соглашения о торговле и ассоциации в Европе. Они позволяют поощрять и облегчать торговлю данными, а также товарами и услугами - например, развитие телекоммуникаций и электронной торговли, и, в конечном итоге, потоками данных. Подобные соглашения рассматриваются как важные элементы для обеспечения сотрудничества в цифровой политике, в частности по вопросам кибербезопасности в части разработки единых стандартов, сертификации и маркировки, что важно для усиления безопасности связанных объектов во всем мире. Также они являются хорошим инструментом для устранения новых форм цифрового протекционизма или других вопросов, ограничивающих доступ к рынкам, путем устранения необоснованных барьеров, которые нарушают торговые потоки и потоки инвестиции.
Европейская Комиссия прорабатывает возможность таких соглашений с основными торговыми партнерами в Азии, начиная с Японии и Южной Кореи. Цифровую повестку дня предполагается включить в текущие торговые переговоры со странами Латинской Америки -Мексикой и группой Mercosur.
По мнению комиссара ЕС, «чтобы извлечь выгоду из новой цифровой эры и воспользоваться возможностями, которые она предлагает, не нужно создавать «новую Силиконовую долину». Необходимо «быть в контакте с мировой цифровой экономикой и развивать инфраструктуру, позволяющую обеспечить доступное и всеобъемлющее глобальное подключение». Это должно служит интересам каждого человека, где бы он ни находился. Для этого ЕС, например, помогает финансировать строительство подводного кабеля связи, который позволит соединить ЕС и Латинскую Америку между Португалией и Бразилией, что улучшит качество связи и сократит затраты на соединение».
Однако, международное сотрудничество по цифровым вопросам связано не только с инфраструктурой. ЕС обладает сильным политическим и финансовым стремлением к налаживанию научно-исследовательского сотрудничества. Это включает сотрудничество с партнерами ЕС по широкому кругу смежных вопросов, как напрямую, так и через многочисленные международные организации. К этим вопросам относится управление в Интернет, кибербезопасность, функциональная совместимость и
внедрение общих технических стандартов, необходимых для распространения технологий 5G, IoT (интернета вещей) и облачных вычислений. Открытое сотрудничество и дискуссии об этом имеют жизненно важное значение потому, что они влияют на все мировое цифровое сообщество, особенно учитывая растущее значение потоков данных в каждом типе глобального обмена.
Еще один ключевой внешнеполитический принцип ЕС заключается в том, что для реализации задуманного нужны стабильные, открытые и предсказуемые рынки.
Подводя итог своего выступления, Андрус Ансип отметил, что в целом, «позиция ЕС на международной цифровой сцене является солидной. Это предоставляет возможность продвигать ценности DSM в создании необходимой политической и регуляторной среды, обеспечивающей развитие безопасной, справедливой и сбалансированной цифровой экономики в мире, глобальной экономики данных, которая будет обслуживать всех - где бы они ни находились».
II. Единый цифровой рынок (Digital Single Market - DSM)
Успехи стратегии Digital Single Market (DSM) очевидны и встреча на Мальте стала поводом подвести итоги работы, проделанной в течение 2-х лет, а также наметить дальнейшие шаги.
Стратегия «Единого цифрового рынка» была принята 6 мая 2015 года и является одним из десяти политических приоритетов Европейской комиссии. Стратегия направлена на раскрытие новых возможностей за счет устранения ключевых различий между онлайн- и оффлайн-мирами, а также разрушения барьеров для трансграничной активности.
Уместно вспомнить, что в «Цифровой стратегии единого рынка» изложены 16 ключевых инициатив, объединенных в рамках трех основных направлений, которые Комиссия определила как свой приоритет до конца 2016 года. К ним относятся:
Направление 1 - Лучший доступ для потребителей и предприятий к цифровым товарам и услугам по всей Европе.
Инициативы Комиссии 1- 8:
1. Упрощение правила трансграничной электронной коммерции путем согласования правила ЕС в отношении контрактов и защиты потребителей при осуществлении Интернет-торговли для повышения доверия к магазинам и продаже через границы.
2. Ускорение и последовательное соблюдение прав потребителей путем пересмотра Положения о сотрудничестве в области защиты прав потребителей.
3. Повышение эффективности доставки посылок.
4. Прекращение необоснованной геоблокировки -дискриминационной практики, используемой по коммерческим причинам и лишающей потребителей доступа к веб-сайту на основе их местонахождения, либо их перенаправление в местный магазин с разными ценами.
5. Выявление потенциальных проблем конкуренции, затрагивающие европейские рынки электронной торговли.
6. Гармонизация европейского законодательства об авторском праве с целью уменьшить различия между национальными режимами авторского права и позволить более широкий онлайн-доступ к работам по всему ЕС.
7. Пересмотр Директивы о спутниковой и кабельной связи для оценки того, следует ли расширить ее сферу действия в отношении онлайн-трансляций и изучить, как повысить трансграничный доступ к услугам радиовещателей в Европе.
8. Уменьшение административного бремени, с которым сталкиваются предприятия с разными режимами НДС: чтобы продавцы физических товаров в других странах также пользовались единой электронной регистрацией, оплатой и общим тарифом НДС.
Направление 2 - Создание законодательных условий для цифровых сетей и инновационных услуг, способствующих повышению благосостояния граждан и процветанию экономики.
Инициативы Комиссии 9 -13:
9. Осуществление масштабного пересмотра правил рынка телекоммуникаций ЕС, включающий более эффективное распределение радиочастотного спектра и установление общих критериев распределения спектра на национальном уровне; создание стимулов для инвестиций в высокоскоростную широкополосную связь; Обеспечение равных условий для всех участников рынка, традиционных и новых; И создание эффективной институциональной структуры.
10. Проведение анализа структуры аудиовизуальных средств массовой информации и адаптация существующие правила (Audiovisual Media Services Directive) к новым бизнес-моделям для распространения контента.
11. Определение роли онлайн-платформ (поисковых систем, социальных сетей, магазинов приложений и т. д.) для рынка.
12. Укрепление доверия и безопасности цифровых услугах и обработки персональных данных.
13. Развитие партнерства по кибербезопасности в области технологий и решений для сетевой безопасности.
Направление 3 - Максимизация потенциала роста цифровой экономики
Инициативы Комиссии 14 -16:
14. Обеспечение «свободного потока информации в Европе», чтобы снять необоснованные ограничения и облегчить свободное перемещение данных в Европейском союзе.
15. Определение стандартов и функциональной совместимости в областях, имеющих решающее значение для цифрового единого рынка, таких как электронное здравоохранение, планирование транспорта или энергетика (интеллектуальный учет).
16. Поддержка инклюзивного цифрового общества, где граждане обладают необходимыми навыками для доступа к возможностям Интернета и повышения их
шансов на работу. Новый план действий электронного правительства также будет связывать бизнесы по всей Европе, обеспечивать, чтобы различные национальные системы могли работать друг с другом, и чтобы предприятия и граждане сообщали свои данные только однажды государственным администрациям. А это означает, что правительства больше не должны запрашивать ту информация, когда они могут использовать информацию, которую они уже имеют. Эта инициатива «только один раз» сократит бюрократию и потенциально позволит сэкономить около 5 млрд. евро в год к 2017 году. Будет ускорено развертывание электронных закупок и совместимых электронных подписей.
III. Ключевые вехи строительства DSM
За последние годы станам ЕС удалось серьезно продвинуться в решении тех задач, которые определены в DSM. Приведем немного статистики, отражающей итоги 2016 года [4]:
- по числу домашних хозяйств (% от общего числа), имеющих широкополосное подключение к сети Интернет лидируют с долей более 85%: Германия (86%), Великобритания (87%), Нидерланды (95%) и Люксембург (97%). Отстают Италия, Бельгия и Польша с долей менее 60% (рис. 1):
Households with fixed broadband connection ()
(as ft of al households). 2016
Рис. 1 - Домашние хозяйства, обладающие широкополосным доступом (% от общего числа домохозяйств). Источник: Евростат, 2017.
- в 9 из 28 стран ЕС число жителей, которые которые регулярно пользуются сетью Интернет, превышает 90%, но в Румынии этот показатель составляет 71% (рис. 2):
Daily internet users Q
(as ft of people who have used rhe internee during the last 3 months]. 2016
CL О S °
Vo°0
cP ft ® < 01
Рис. 2 - Пользователи, регулярно пользующиеся сетью Интернет. Источник: Евростат, 2017.
В 2016 году смартфоны были наиболее часто используемым устройством, о чем сообщили 79% интернет-пользователей в ЕС, 64% используют ноутбук / нетбук, 54% - настольный компьютер и 44% - планшет.
- в 6 из 28 стран число жителей, использующих для выхода в Интернет мобильные устройства, превысило 85%, при этом в Чехии и Польше этот показатель не превышает 60% (рис. 3):
People using a mobile phone to go online
(as % of people who have used the internet during the asl 3 months), ¿015
Businesses providing portable devices to their employees Q
(as K of all businesses). 2016
oó©
Рис. 3. - Мобильные устройства, используемые для выхода в сеть Интернет. Источник: Евростат, 2017.
- в 4-х из 28 стран доля предприятий, использующих доступ к сети Интернет с использованием мобильных устройств, превысило 85% от числа предприятий имеющих доступ к сети, при этом в Румынии и Греции доля не превышает 55%, а в Болгарии 45% (рис. 4):
Businesses with mobile broadband connection © (as № of businesses with internet access! 2015
icPèo
0^00 ; oo
ê Ф
Рис. 4. - Предприятия, использующие мобильные устройства для доступа к сети Интернет. Источник: Евростат, 2017.
Следует отметить, что скорость интернет-соединений за время реализации стратегии значительно увеличилась и быстрые соединения стали широко доступными.
- в 3-х странах доля предприятий, обеспечивающих своих сотрудников мобильными устройствами для работы с использованием сети Интернет, более 85% от всех зарегистрированных, при этом в Болгарии и Румынии данный показатель не превышает 45% (рис 5):
Рис. 5 - Обеспечение мобильными устройствами, сотрудников предприятий. Источник: Евростат, 2017.
Бизнес предоставляет своим сотрудникам портативное устройство, по ряду основных причин:
- для доступа к рабочим электронным письмам, о чем сообщают 86% предприятий ЕС;
- для выполнения работ по бизнесу (50%);
- для использованием бизнес-приложений (44%).
За прошедший период значительно выросло использование сети Интернет для приобретения товаров и услуг. По данным Евростата (по популярности):
- одежду и спортивные товары через Интернет приобрели 61% жителей ЕС, в том числе 76% жителей Болгарии и 39% жителей Италии;
- путешествия, аренда гостиниц и билеты на транспорт приобрели 56% жителей ЕС, в том числе 76% жителей Люксембурга и 20% жителей Польши;
- товары для дома - 44% жителей ЕС, в том числе 64% жителей Великобритании и 12% жителей Кипра;
- билеты на различные зрелищные мероприятия - 38% жителей ЕС, в том числе 61% жителей Норвегии и 9% жителей Кипра;
- книги и журналы - 35% жителей ЕС, в том числе 64% жителей Люксембурга и 10% жителей Латвии;
- электронное оборудование - 24% жителей ЕС, в том числе 34% жителей Нидерландов и 12% жителей Кипра;
- продовольственные товары, напитки, табак и косметику - 23% жителей ЕС, в том числе 35% жителей Великобритании и 5% жителей Хорватии.
До 16% возросла доля продаж с использованием Интернета. При этом 16% оборота приходится на сектора ББ1-торговли5, В2В (бизнес для бизнеса) и В2С (бизнес для потребителей) (рис. 6).
Один из главных принципов Европы - свобода физического перемещения товаров, услуг и людей. Но онлайн мир все еще не столь прозрачен. Показатели трансграничных онлайн продаж в ЕС, по сравнению с аналогичными показателями в США, выглядят удручающе. Так например, в электронной торговле 42%
Электронная коммерция EDI-типа (Electronic Data Interchange) относится к структурированной передаче данных или документов между предприятиями с помощью электронных средств, позволяющих автоматическую обработку, например, с использованием формата EDI или формата XML.
приходится на национальные онлайн услуги, 54% - на онлайн услуги из США и только 4% приходится на Европейские трансграничные услуги.
Egales 16*
EDI-type sales 11%
Web sales
5«
Business-to-business 1B2B)
3%
J3u5me5S'ta-con5umer [B1Q
2%
Рис. 6. - Доля электронных торговли (услуг) в обороте. Источник: Евростат, 2017.
Следует отметить значительные различия в проникновении электронных услуг в экономиках стран Европы. Доля электронных видов торговли по странам ЕС, применительно к секторам (рис. 7 - 8).
Businesses with web sales: B2B
(¿5% of businesses). 2016
IS It
2 _
1
Рис. 7. - Доля электронных видов торговли B2B. Источник: Евростат, 2017.
Важных результатов удалось добиться в рамках улучшение доступа к цифровым товарам и услугам. Так, например, европейские граждане вскоре получат выгоду от инициативы WiFi4EU, которая предполагает установку бесплатных общедоступных точек доступа Wi-Fi в местных сообществах по всему ЕС: на общественных площадях, в ратушах, парках, библиотеках и других общественных местах.
Businesses with web sales: B2C
(as % of businesses). 201G
Ш -üifflüaJlüZ^tUMBlIlUlllJl^JBI
Рис. 8 - Доля электронных видов торговли В2С. Источник: Евростат, 2017.
29 мая 2017 г. Европейский парламент, Совет и Комиссия достигли политического соглашения по инициативе WiFi4EU и ее финансированию. Согласно соглашению, три учреждения будут работать вместе, чтобы обеспечить финансирование в размере 120 млн. Евро для создания беспроводных горячих точек по всему ЕС в более чем 6 000-8 000 муниципалитетов к 2020 году6.
Кроме этого, в ЕС добились важных соглашений об отмене роуминговых сборов с 15 июня 2017 года для всех путешественников в ЕС, о переносимости контента, что позволит с начала 2018 года европейцам путешествовать с фильмами, музыкой, видеоиграми или электронными книгами, на которые они подписались дома.
Для дальнейшего развития инфраструктуры достигнуто соглашение на использование полосы частот 700 МГц для развертывания сетей 5G и новых онлайн-сервисов.
IV. ЦИФРОВАЯ ЕВРОПА: очередные шаги
По итогам встречи на Мальте «Европейский совет подчеркнул, что необходимы дополнительные усилия для достижения целей, отраженных в выводах, сделанных в июне 2016 года. Он предложил Совету созвать очередную встречу по оценке хода реализации DSM в июне 2018 года.
Лидеры призвали к конкретным действиям по обеспечению сильной и конкурентоспособной промышленной базы для единого рынка, основываясь на выводах Совета от мая 2017 года»7.
По вопросу расширения финансирования Совету Европы и Европейскому парламенту предложено ускорить разработку Соглашения о расширении и
6 European Commission - Press release Digital Single Market: EU negotiators agree on the WiFi4EU initiative Brussels, 29 May 2017. -http://europa.eu/rapid/press-release_IP-17-1470_en.htm
7 http://www.consilium.europa.eu/en/meetings/european-council/2017/06/22-23/
укреплении Европейского фонда стратегических инвестиций.
В Таллинне 29 сентября 2017 года в рамках программы работы на вторую половину года намечено провести Digital Summit. Этим Европейский Совет подчеркивает всю важность амбициозного цифрового видения для Европы, ее общества и экономики8. Целостный подход к цифровым технологиям, по мнению лидеров Европы, необходим, чтобы противостоять вызовам и использовать возможности, вытекающие из 4-й промышленной революции. Это требует реализации стратегии единого единого рынка во всех ее элементах таких как рынки, инфраструктура, возможности подключения, социальные и культурные аспекты, включая наличие цифрового разрыва, нормы и стандарты, контент и данные, инвестиции, кибербезопасность, электронное правительство и исследования и разработки.
В целях удовлетворения текущих и будущих вызовов кибербезопасности Европейский совет поддержал намерение Комиссии пересмотреть Стратегию кибербезопасности в сентябре и предложить дальнейшие целенаправленные действия до конца года.
Команда проекта Digital Single Market, работающая при поддержке Европейского парламента и Совета Европы, нацелена на то, чтобы создание единого цифрового рынка было завершено как можно скорее.
Достижение заявленных целей её деятельность состоит из трех стратегических направлений, таких как:
1. Улучшение доступа к цифровым товарам и услугам. Стратегия цифрового единого рынка должна обеспечить расширение доступа потребителей и бизнеса к онлайн-товарам и услугам в Европе, например, путем устранения барьеров для трансграничной электронной торговли и доступа к онлайн-контенту при одновременном повышении защиты прав потребителей.
2. Формирование окружающей среды, в которой цифровые сети и услуги могут процветать. Цифровой единый рынок включает создание благоприятной среды для цифровых сетей и услуг за счет развития высокоскоростной, надежной инфраструктуры телекоммуникаций и создания нормативных правил. Основные проблемы, которые должны быть решены, включают обеспечение кибербезопасности, защиты данных/конфиденциальность, а также справедливость и прозрачность функционирования онлайн-платформ.
3. Цифровизация как движущая сила роста. Стратегия DSM направлена на максимизацию потенциала роста европейской цифровой экономики. Это должно позволить каждому европейцу в полной мере воспользоваться своими преимуществами - в частности, путем повышения уровня цифровых навыков, которые необходимы для всеобъемлющего цифрового общества.
Представленный выше обзор основных положений и хода реализации Стратегии DSM Европейского Союза позволяет отметить, что при разработке программы
8 http://www.consilium.europa.eu/en/press/press-releases/2017/06/23-euco-conclusions/
«Цифровая экономика в Российской Федерации» имеющийся опыт и практики создания Единого Цифрового рынка, реализуемые Европейским союзом, не были должным образом проанализированы. Без учета мирового опыта, есть опасение, что практическая реализация программы может повторить судьбу инфраструктурных реформ в России [5].
Библиография
[1] Ревенко, Н.С. Цифровая экономика США в эпоху информационной
глобализации: актуальные тенденции / Н.С. Ревенко. - «США и Канада: экономика, политика, культура». - N°8. - стр. 78-100.
[2] Susan Lund, James Manyika, Jacques Bughin Globalization Is
Becoming More About Data and Less About Stuff / Harvard Bissiness Reviev. - March 14, 2016. - URL: https:// hbr.org/2016/03/globalization-is-becoming-more-about-data-and-less-about-stuff. - Дата обращения 28.08.2017
[3] Digital globalization: The new era of global flows / ReportMcKinsey Global
Institute. February. 2016. - URL: http://www.mckinsey.com/business-functions /digital-mckinsey/our-insights/digital-globalization-the-new-era-of-global-flows - Дата обращения 28.08.2017
[4] Digital economy & society in the EU. A browse through our online
world in figures. 2017 edition. - URL: http://ec.europa.eu/eurostat/cache/infographs/ict/ - Дата обращения 28.08.2017
[5] Елена Стюард. Иллюзия инфраструктурных облигаций. Почему фокус не
удался? - URL:
http://www.forbes.ru/finansy-i-investicii/349401-illyuziya-infrastrukturnyh-obligaciy-pochemu-fokus-ne-udalsya - Дата обращения 28.08.2017
Single digital market of the European Union: current state and development trends
Anatolii I. Solovev, Vasily Р. Kupriyanovsky, Stefan A. Solovev
Abstract - The article examines the experience of digital transformations in Europe. Following the United States and European Union countries in Russia, the program "Digital Economy in the Russian Federation" was approved. The success of its implementation is linked with the study and use of the experience of digital transformation, which is already happening in the world. In Europe, the Single Digital Market Strategy has been implemented for two years already. The first results of the implementation of the strategy were considered by the representatives of the European Union in Malta in June 2017. The progress of the implementation of the European strategy, the first results and further steps are discussed in this article.
Keywords - digitalization, digital economy, e-commerce, digital space, Internet, broadband access