Научная статья на тему 'Сингармонизм в терекемейском говоре азербайджанского языка'

Сингармонизм в терекемейском говоре азербайджанского языка Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
363
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИНГАРМОНИЗМ / ГЛАСНЫЙ ЗВУК / СОГЛАСНЫЙ ЗВУК / АССИМИЛЯЦИЯ / ТЕМБР / ЛАБИАЛИЗАЦИЯ / НЁБНАЯ И ГУБНАЯ ГАРМОНИЯ / НАРУШЕНИЕ СИНГАРМОНИЗМА

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Шабанов Магомедшамиль Магомедрасулович

В говорах азербайджанского языка сингармонизм как морфонологическое явление изучается впервые. Целью данного исследования является раскрытие в определённой степени фонологической природы сингармонизма в тюркских языках.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сингармонизм в терекемейском говоре азербайджанского языка»

УДК 809.436.2 ББК 81.63 Ш 12

М.М. Шабанов

Сингармонизм в терекемейском говоре азербайджанского языка

(Рецензирована)

Аннотация:

В говорах азербайджанского языка сингармонизм как морфонологическое явление изучается впервые. Целью данного исследования является раскрытие в определённой степени фонологической природы сингармонизма в тюркских языках.

Ключевые слова:

Сингармонизм, гласный звук, согласный звук, ассимиляция, тембр, лабиализация, нёбная и губная гармония, нарушение сингармонизма.

Основной фонетической функцией сингармонизма является сохранение однородного тембра в слове как обязательного элемента его фонетического облика. Влиянию сингармонического тембра одинаково подвержены как гласные, так и согласные, являющиеся элементами сингармонического звукового комплекса.

В тюркских языках сингармонизм объясняется как фонетическое явление, при котором гласные звуки аффиксов должны согласовываться с основными гласными звуками корня, то есть гласные аффиксов переднего или заднего ряда, губные или негубные, соответствуют гласным корня. Гармония согласных заключается в ассимиляции начальных согласных аффикса конечным согласным корня по признаку глухости или звонкости [1, 18-23].

Сингармонизм - это подчинение гласных аффиксов гласным корня по признаку ряда и губности [2, 28-30].

Сингармонизм - это гармония гласных по признаку ряда и губности, а также гармония согласных по признаку твердости и мягкости [3, 52].

Итак, в кумыкском языкознании, как и тюркологии в целом, проблема сингармонизма решается поверхностно, ограничиваясь констатацией в основном гармонии гласных, не раскрывается фонологическая природа сингармонизма, его функциональная идентичность ударению в акцентных языках, тону слоговых языков. Основной фонологической функцией сингармонизма является сохранение однородного тембра в слове как обязательного элемента его

фонетического облика. Правомерно утверждение Н.Х. Ольмесова, что влиянию сингармонического тембра одинаково подвержены как гласные, так и согласные, являющиеся элементами сингармонического звукового комплекса. В односложных словах и слогах гармонируют гласные и согласные: если гласные негубного ряда, то согласные мягкие и, наоборот, гласные заднего ряда - согласные твердые, гласные губные или негубные - согласные тоже огубленные или неогубленные. Односложные слова также представляют собой единый звуковой комплекс, обладающий и определенным семантическим единством. Это дает возможность использовать каждый отдельный сингармонический тембр для различения слов: ат «лошадь», ит «собака», эт «мясо», от «трава». Говоря о нарушении сингармонизма, следует иметь ввиду, что речь должна идти о нарушении сингармонизма между слогами. Что касается слогов и односложных слов, то в них сингармонизм не нарушен [4, 200-202].

В терекемейском говоре азербайджанского языка различаются также небная и губная гармония. Небная гармония заключается в том, что в корневых словах и неразложимых основах с несколькими гласными все гласные заднего ряда и все согласные соответственно твердые: аджыгъламма-аджыгланма «не нервничай», Иакъкъулу-пытраг «лопух», ср. кум. гьакъули (в том же значении), ахтармалар-чыхыг «навесь», къарынкъадж-гарангуш «ласточка», ха-тын // хатун-арвад «жена», ср. кум. къатын // къатун (в том же значении). Если гласные кор-

ня переднего ряда, в последующих слогах употребляются гласные переднего ряда и все согласные - мягкие: еллик - ел мешаьси «общественный, общий лес», наьшаьр-кечи «4-х годичный козел, баран», ср. кум. нешер ирк (в том же значении), боьйреклаьр - боьйраьклаьр «почки», мишмиши - аьрик «абрикос с горькой косточкой», баькаьр - маьксул «урожай».

Губная гармония заключается в том, что после губных гласных корня в аффиксах употребляются губные гласные, после негубных гласных корня - негубные. Согласные соответственно - огубленные и неогубленные: къойун «овца», бойундуругъ - бойундуруг «ярмо», йонгъу «опилки, стружки», ср. кум. йонгуч «стружки», агъыз «молозиво», коьруьг «хлебная печка», ср. кум. коьруьк (в том же значении).

В терекемейском говоре палатальная гармония осуществляется наиболее последовательно. Осуществлению палатального сингармонизма в говоре способствует наличие, как и в других тюркских языках и диалектах, двух вариантов аффиксов: калсыз - чох агъыр хаьстаь «очень больной человек», агъызлыкъ - йуьйаьн агъызлыгъы, даьИнаь «уздечка», гавалы -гаьвалы «слива», гугуртган - боьйуьрткаьн «ежевика», къакъама «яичница в сковороде из теста», тапкъыр - уьзаьнги «стремя», пад. йа-ланчы - йаланчы «обманщик», йамгъурлу -йагъышлы «дождливый», чисгинли - думанлы «туманный, дождливый», гаьлин - гаьлин «невеста», оьбечи «повивальная бабка», ср. кум. энечи (в том же значении), аьчаьр - ачар «ключ».

Лабиальная гармония последовательно осуществляется в основном в двухсложных словах: къупу - тохна «тяпка», уршу - би-ноьвраь «фундамент», куькуь - гайгъанаг «яичница».

В азербайджанском языкознании также сингармонизм рассматривается как фонетическое явление, то есть подчинение гласных аффиксов гласным корня по признаку ряда и губ-ности [5, 70; 6, 53]. Между тем, влиянию сингармонического тембра одинаково подвержены как гласные, так и согласные, являющиеся элементами сингармонического звукового комплекса. На звуковую окраску гласного оказывает влияние согласный, а на звуковую окраску согласного - гласный (гласный больше).

Характерной особенностью терекемейского говора азербайджанского языка является процесс нарушения сингармонизма, в отличие от литературного языка, в котором он в основном сохраняется. В исследуемом говоре небный сингармонизм нарушается: 1) в корнях и неделимых основах, как в говорах кайтагского диалекта, в позиции после [и] вместо ожидаемого переднерядного гласного в терекемейском говоре функционирует «твердый» гласный: бичан «сено», ичмагъ - лит. ичмаьк «пить», хинджал

- хаьнджаьр «кинжал»; 2) в позиции около заднеязычных согласных спорадически ы>и: къаси «возвышенное место для сидения», ср. кум. хаси, дагъи, ср. кум. дагъы (усилительная частица), ср. кайт. дагъи, къариш - гарыш «мерка между большим пальцем и мизинцем», аригъ - арыг «худой», къарин - гарын «живот», ул. къашигъ - гашыг «ложка», сиргъа - сырга «сережка», ул. гираьгъда - гырагда «на улице»; 3) четырехвариантный словообразовательный аффикс -чы в говоре спорадически употребляется в одном варианте -чи: йаланчи // дел. ал-латанчи - йаланчы «обманщик», дел. къизкъ-анчи «жадный» 4) как во многих современных тюркских языках и древних письменных памятниках, в терекемейском говоре также попеременно встречается [у] и [ы] в словах къатын

- къатун «женщина», йастугъ - йастыгъ «по-

душка», йумурта // йумуртгъа - йымырта //йымыртгъа «яйцо», къамуш - къамыш «камыш», дел. бугъда «пшеница»; 5) в заимствованных словах: касиб - касыб «бедный», фин-дыгъ - фындыгъ «фундук», ср. дел. касыб; 6) в словах с гласными заднего ряда не в первом слоге в связи с нефункционированием гласного [ы] в начале слова употребляется [и] и тем самым нарушается сингармонизм: ишыгълы

«солнечный», илан «змея».

Лабиальный сингармонизм нарушается: 1) в позиции около губных согласных негубные гласные огубляются. Это явление, охватывающее почти все говоры кумыкских диалектов, наиболее активно функционирует в подговорах терекемейского говора тоже: това - тава «сковородка», говалы - гавалы «слива», дувар - ди-вар, наьрдуван - наьрдиван «лестница», йарпуз

- йарпыз «дикая мята», айув - айы «медведь», къапу - гапы «ворота», камусу - камысы «все», пад. къарпуз, татл. кърпуьз «арбуз», самурсагъ, ул. самирсагъ - сарымсаг «чеснок», дерневудж

- дырмаг «грабли»; 2) в позиции около заднеязычных согласных негубные гласные спорадически огубляются: чалгъу - чалгъы «коса», ба-лугъ - балыг «рыба», ул. сандугъ - сандыг «сундук». Нарушение губной гармонии наблюдается и в говорах терского диалекта: уфирди -уьфуьрдуь «подул», уьйагьлиси - лит. уьйах-луьсуь «его семья» [7, 60]. Вопросительный аффикс в янгикентском говоре кайтакского диалекта имеется один вариант с гласным заднего ряда [у]. При присоединении аффикса -му к основам с негубными гласными переднего и заднего ряда нарушается гармония гласных и согласных: гэлдиму? «пришел?», саламу? «положил?» [8, 23].

Тюркологи одной из главных причин нарушения сингармонизма в тюркских языках считают влияние других языков, в которых отсутствует явление сингармонизма. «Лишиться сингармонизма турецкий язык мог только при исключительных условиях, под сильным давлением чужих нетурецких и не знающих сингармонизма языковых навыков» [9, 17]

Нарушение сингармонизма в тюркских языках связано также с внутренними законами развития того или иного языка. Нарушение сингармонизма в словах типа бичакъ «нож», бишлакъ «сыр» связано с обратным ассимиляции процессом, диссимиляцией, которая, как и предполагает Н. К. Дмитриев, проходила параллельно [1, 21-22]. Сингармонизм нарушается в связи с наличием в тюркских языках таких единичных аффиксов, как -докъ, -ки,- сув. Палатальная гармония нарушается в словах со звуком с [и] в анлауте: икълыкъ «укромное место», кум. ишыкъ «укромное от ветра место», терекм. говоре ишыгълы «солнечный» [4, 232] Палатальная гармония нарушена в словах, заимствованных из несингармонических языков. Исторически сохранились некоторые слова, в которых нарушен сингармонизм: хонажин «телка», къатун «жена». Встречаются случаи нарушения небной и лабиальной гармонии, которые трудно объяснить: уьагьлиси «его семья», терекм. дуги «рис». В ряде тюркских языков че-тырех-шести вариантные аффиксы сокрашены до одного-двух, например: терекем. йаланчи «обманщик», кум.диал. гелдиму? «пришел?» Нарушение лабиальной гармонии связано с отсутствием у некоторых аффиксов вариантов с узкими гласными, а также с ограничением по-

зиционного размещения губных [о, оь] в словах: оьсе «растет», бура «поворачивай». Лабиальная гармония нарушается около губных согласных (б, п, в, м) [4, 233-235].

Особый интерес в изучении терекемейско-го говора представляет явление сингармонизма в говорах кайтагского и подгорного диалектов, которые исследователи кумыкского языка Н. К. Дмитриев и И. А. Керимов относят к десингар-монизированным диалектам. Н. К. Дмитриев предполагает, что сингармонизм в кайтагском диалекте имеет диссимилятивный характер. Это значит, что качество гласных корня или основы влияет на качество гласных аффиксов не по линии гармонии, а наоборот: «:.. .сингармонизм не разрушен, не изжит, а выворочен наизнанку» [1, 32]. Исследователи говоров дербентского диалекта сингармонизм также рассматривают как фонетическое явление, то есть уподобление качества гласных, согласных фонетическому составу корня и основы или конечного форманта [6, 53]. Таким образом, в тюркологии до последнего времени, и в кумыкском и в азербайджанском языкознании, в частности, сингармонизм объясняли как фонетическое явление, при котором гласные звуки аффиксов, стоящих при известном корне слова должны согласовываться (ассимилироваться) с основными гласными звуками этого корня. Н. К. Дмитриев, говоря о гармонии согласных, имел в виду ассимиляцию начального согласного аффикса конечным согласным корня по признаку глухости и звонкости. При такой ассимиляции, как известно, не все согласные аффикса уподобляются согласным корня.

Нельзя не согласиться с Н. Х. Ольмесовым, который сингармонизм объясняет как морфо-нологическое явление, при котором основной функцией сингармонизма является объединение звуков, образующих облик слова, - просодическая: к историческому корню, который представляет собой единый звуковой комплекс, обладающий и определенным семантическим единством, при наличии вариантов аффиксов присоединяется аффикс, представляющий законченный звуковой комплекс, состоящий из звуков максимально близких в отношении артикуляции корневым. Таким образом, сингармонизм - это гармоничное тембральное звучание как гласных, так и согласных, которые образуют единый звуковой комплекс, равный

слову. Сингармонизм является артикуляционно-акустическим признаком просодии слова, средством его цельнооформленности, установления границ слова в потоке речи. Сингармонизм в односложных словах объединяет звуки (гласные и согласные), в многосложных - слоги. Основную слогообразующую функцию несут гласные, которые в сочетании с согласными образуют различные типы слогов. Гармония гласных является определяющей, гармония согласных (по твердости и мягкости) - ей подчиненной. [4, 202]

Примечания:

1. Дмитриев Н.К. Грамматика кумыкского языка. М.; Л., 1940.

2. Джаимавов Ю.Д. Кумыкский язык (фонетика, орфоэпия и графика). - Махачкала, 1968.

3. . .

( ). , 1987.

4. . . - -

следования диалектной системы кумыкского языка. Фонетика. Морфонология. Махачкала, 1997.

5. Гаджиева Н.З. Азербайджанский язык // Языки народов СССР. Т. II. Тюркские языки. М., 1966.

6. . . -джанского языка в сравнительно-историческом освещении (Фонетика. Лексика). Махачкала, 2000.

7. . .

системе диалектов кумыкского языка. Махачкала, 1994.

8. . . -

ского диалекта кумыкского языка. Махачкала, 2006.

9. . . -

//

стадии узбекского языкового строительства. Ташкент, 1933.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.