Научная статья на тему 'Сингапур после выборов 2011 г'

Сингапур после выборов 2011 г Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
555
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАРЛАМЕНТСКИЕ ВСЕОБЩИЕ ВЫБОРЫ / ВСЕОБЩИЕ ВЫБОРЫ ПРЕЗИДЕНТА / ОППОЗИЦИЯ / АВТОРИТАРНАЯ ВЛАСТЬ / ЛИ КУАН Ю / ЛИ СЯНЬ ЛУН / ТОНИ ТАН / PARLIAMENTARY GENERAL ELECTION / PRESIDENTIAL GENERAL ELECTION / OPPOSITION / AUTHORITARIAN POWER / LEE KUAN YEW / LEE HSIEN LOONG / TONY TAN

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Гуревич Эмма Марковна

В статье анализируются некоторые результаты парламентских и президентских выборов и их влияние на социально-политические процессы. Но по мнению автора, главное событие было связано с заявлением, которое сделал министр-наставник Ли Куан Ю о своем окончательном уходе из большой политики. Ли Куан Ю стал практически синонимом Сингапура. Занимая пост премьер-министра в течение 31 года, он трансформировал бывший британский фортпост в Юго-Восточной Азии в одной из самых процветающих государств в мире. Гуревич Э.М. подчеркивает, что Сингапур достиг прогресса при авторитарной системе власти и бессменном руководства Партии Народного действия, и хотя Сингапур является индустриальным, развитым городом-государством, он не стал центром демократии. Но политическая система постепенно изменяется в этом направлении. Теперь у Ли Сянь Луна – старшего сына Ли Куан Ю и третьего премьер-министра за всю историю современного Сингапура есть шанс проявить свой собственный стиль управления страной.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Dr. Emma Gourevitch in her article «Singapore after General Election 2011» analyses some results of Parlamentary and Presidential Election and their influence on the social and political process. But in the author's opinion the main event was connected with the statement made by minister-mentor Lee Kuan Yew about his final leaving the political activity. Lee Kuan Yew name is nearly synonymous of Singapore. A determined Prime Minister for 31 years he transformed one time British fortpost in South East Asia into one of the most prosperous state in the world. E. Gourevitch stresses that Singapore achieved its progress under an authoritarian power and permanent ruling of the People's Action Party and though Singapore is an industrial developed city-state it didn't become a democracy center. But political system is changing step by step in that direction. Now Lee Hsien Loong an older son of Lee Kuan Yew and the third prime-minister in the Independent Singapore History has a chance to show what his governing style will be look like.

Текст научной работы на тему «Сингапур после выборов 2011 г»

Гуревич Э.М.

ИВ РАН

СИНГАПУР ПОСЛЕ ВЫБОРОВ 2011 г.

В политической жизни Сингапура 2011 г. был чрезвычайно богат знаменательными событиями, которые обозначили определенные вехи в истории становления и развития островной республики.

7 мая состоялись очередные парламентские выборы. Предсказуемую победу на них одержала правящая Партия Народного Действия (ПНД), получившая 81 из 87 мандатов в однопалатном парламенте1.

Неожиданностью стал серьезный успех оппозиции. Она выставила своих кандидатов в 14 из 15 многомандатных и в 11 из 12 одномандатных округов, но победила только в двух из них. В обоих случаях 6 мест в парламенте получила Рабочая партия (РП) - главный политический оппонент правящей ПНД. В соответствии с действующим в стране законодательством о парламентских выборах оппозиция получила еще три места. Их заняли два кандидата от РП и один от Сингапурской Народной партии, набравшие в своих избирательных округах более 15% голосов . Впервые в истории независимого Сингапура оппозиции удалось провести в высший законодательный орган страны такое количество своих кандидатов. На предыдущих выборах 2006 г. Рабочая партия получила лишь один депутатский мандат, второй - Демократическая партия Сингапура.

В целом, прорыв на выборах, который совершила оппозиция в лице РП, не изменил расстановки сил на политической арене города-государства. ПНД сохранила свои доминирующие позиции. За нее проголосовал 1.214.514 избирателей (60,13%) из 2.016 млн. человек, принявших участие в выборах. (В 2011 г. правом голоса обладали 2,3 млн. человек)3. Тем не менее, почти 40% голосов, отданных за оппозиционные партии, свидетельствовали об усилении протестных настроений электората, недовольного мерами правительства ПНД по решению ряда социально-экономических проблем: растущего в обществе неравен-

ощущение безнадежности и невозможности урегулирования политической ситуации в современном тайском государстве, которая выражается словами «это же Таиланд».14 Граждане Таиланда отлично видят, что вся политическая система поражена коррупцией, непотизмом, они недовольны ростом цен на потребительские товары, продолжающимся кровавым насилием на юге страны. Социально ориентированные представители таиландского общества подчеркивают, что в широком общественном смысле «национального примирения» между всеми классами и группами таиландского общества быть не может, поскольку это общество давно и резко поляризовано по имущественному и социальному положению на богатых и бедных, на тех, кому принадлежит власть и на тех, кто от власти отчужден, и чьи права и свободы слабо защищены. В то же время то, что происходит в стране, означает нарушение политического баланса интересов и сложившейся политической системы. В таких условиях единение нации может достигаться, как показывает история, при наличии осознанной всем народом опасности для государства или всего населения в результате природных бедствий, войн, угрозы

1 Bangkok Post, 22.04.2012

2 Bangkok Post, 20.04.2012

3 Bangkok Post, 11.11.2012

4 BangkokPost, 14.11.2012

5The Straits Times, Singapore, 21.07. 2012

6The Straits Times, Singapore, 4.9. 2012

'Агентство Синьхуа, 23.02. 2012

8 Bangkok Post, 20.04.2012

3The Straits Times, 29.08.2012

10 BangkokPost, 15.12.2012

11 BangkokPost, 14.11.2012

12 BangkokPost, 15.12.2012

13 BangkokPost, 11.11.2012

14BangkokPost, 22.01.2013

парламентские выборы - это не слишком значимый политический итог пролитой крови. Но в результате этих выборов к власти пришла альтернативная, «новая» элита, а это уже значимый политический результат.

Можно констатировать, что в политической жизни страны становится все больше участников, как в рамках парламентаризма, так и в виде массовых внепарламентских акций.

Наконец, в понятие «национальное примирение» разные общественные силы вкладывают разный смысл. Политологи имеют в виду достижение некоей политической стабильности, равновесия между партиями, то есть, по большому счету, между элитами. Представители Демократической партии не хотят, чтобы результатом этого процесса стало закрепление доминирования «новой элиты» в лице сторонников Таксина.

Обе стороны политического конфликта считают, что они выступают за демократию, обе - нарушают закон и демократические принципы, обе считают, что то, кто борется за правое дело (а именно они сами) стоят выше закона. Лидеры постоянно подогревают в своих последователях чувства ненависти, держат их в возбужденном состоянии, распространяя слухи о возможности покушения на Таксина. Такая напряженность в обществе мало способствует заявленному национальному примирению.13

А что же народ? Каково отношение простых граждан страны, не принимающих участие в массовых уличных протестах, к происходящим в стране событиям, каково их социальное самочувствие? Как свидетельствуют таиландские журналисты, эти люди отчетливо ощущают, что общество расколото на «наших» и «наших противников», притом, что их личная симпатия к «красным» или «желтым» не имеет значения. Огромную роль в политическом размежевании играют телевидение и радио, которые постоянно муссируют эту тему как с той, так и с другой стороны. Отмечается большое напряжение в обществе, где одни не хотят возвращения к власти старой элиты, другие - ненавидят Таксина и боятся уличных беспорядков, третьи - высказываются в пользу военного переворота для разрешения политического кризиса. Многие граждане испытывают дискомфорт и опасаются быть вовлеченными в политический водоворот. Имеет также место тоска по «великому прошлому сиамского государства» и

Одновременно следует отметить, что испытанные инструменты таиландской политики, такие как парламентские выборы и военные перевороты, сегодня оказались недостаточно эффективными для разрешения борьбы элит. Пришлось прибегнуть к вмешательству в политику судебной системы (Запрет политических партий и временный запрет на политическую деятельность их руководящих кадров. Этот механизм уже использовался в 2007-2008 гг. Он вновь был применен после выборов 2010 г., когда обе стороны и Демократическая партия, и «Пхыа Тхай» подавали в Избирательную комиссию заявления с требованием распустить партию-противницу по обвинению в нарушении избирательного законодательства). В политический процесс активно вовлекается Конституционный суд. Если ранее 3 из 18 конституций разрабатывались специально созданными для этого комиссиями, деятельность которых не оспаривалась, то сегодня в Конституционный суд подана жалоба о том, что планируемые поправки к конституции могут изменить государственный строй

Мощным инструментом влияния стало вовлечение в политику масс как средства давления на власть. Опыт массового внепарламентского воздействия на правительство имел место в 1973 г., когда действия Национального Студенческого Центра Таиланда, привели к падению военной хунты Танома-Прапхата-Наронга. Поражение студенческого активизма можно объяснить неприемлемым для правящего класса его радикализмом, с одной стороны, и мощью тогдашнего генералитета и его поддержкой со стороны аристократии, высшей бюрократии и среднего класса, - с другой. Период «студенческой революции» и нынешние массовые выступления весьма различны по сути. Если в 70-е годы студены были субъектом политики, выступали как организаторы и идейные вдохновители движения, то сегодняшние массовые выступления - скорее объект воздействия политических сил и их инструмент в борьбе за власть. Если говорить о результатах массовых действий, то в первом случае был свергнут военный режим и были созданы политические возможности для расширения поля парламентской политики. В наше время массовое давление (менее радикальное по целям) привело к проведению требуемых оппозицией парламентских выборов. Казалось бы,

руют. Продолжают работать некоторые укоренившиеся политические механизмы. Например, формирование коалиции из депутатов различных партий в парламенте, на основе, которой формируется правительство. Этот механизм, несмотря на крупную политическую победу партии «Пхыа Тхай» был использован при формировании нынешнего коалиционного правительства.

Политические партии, как и прежде, нестабильны, однако наблюдается тенденция к поляризации двух центров влияния: с одной стороны Демократическая партия, с другой сменяющие друг друга партии поддержки Таксина Чиннавата. При этом находящееся у власти правительство использует свое положение, чтобы утвердить свой авторитет в международном сообществе, что проявилось в ходе встреч Йинглак Чиннават с президентом Мьянмы Тхейн Сейном, премьер-министром Камбоджи Хун Сеном, президентом США Бараком Обамой и на международных

Результаты последних выборов дают основания полагать, что в политическом поле имеет место устойчивая тенденция к усилению одних игроков и ослаблению других. С 2001 г. баланс сместился в сторону сторонников Таксина Чиннавата, то есть, строго говоря, в сторону «новой» провинциальной политикопредпринимательской элиты. Доминировавшая во второй половине XX в. «старая» элита, которая включает наследственную знать, генералитет, высшую бюрократию, часть предпринимателей, реализуя свою власть через борьбу кланов и групп интересов, сегодня явно теряет свои позиции в политике. Насколько устойчива эта тенденция? Не может ли маятник политических предпочтений сместиться обратно, в сторону ее усиления? Есть ли у «старой элиты» потенциал, чтобы прервать эту тенденцию? (Определения «старая» и «новая элита» несколько условны, поскольку существует тенденция к объединению деловых интересов разных групп предпринимателей и, в конечном итоге, к их слиянию. Она уже реализовывалась в истории Таиланда, когда в единую элиту объединились тайская, по преимуществу, бюрократия и китайский бизнес). Возможно ли, чтобы в противном случае, старая элита примирилась со своим положением и приняла новые условия игры, чего, бесспорно хотели бы добиться

всеобщем прощении не находит поддержки среди большинства политиков. Стороны политического конфликта занимают непримиримые позиции. В парламенте депутаты обмениваются такими характеристиками как: «убийцы» и «террористы». Демократы пытались через суд запретить партию «Пхыа Тхай», отправить правительство в отставку. В свою очередь, сторонники Таксина развязали кампанию против Апхисита Ветчачивы. Против него было выдвинуто обвинение в уголовном преступлении, а именно убийстве в его бытность премьер-министром в связи с применением военной силы против «красных рубашек». С целью унизить бывшего премьер-министра в интернете была размещена фотография, запечатлевшая снятия у него отпечатков пальцев. 10 Решением специальной комиссии при министерстве обороны он был также лишен своего воинского звания и возможности преподавать в военных учебных заведениях.11

В предложениях Института им. короля Прачатипока содержалась идея проведения самых широких публичных консультаций по всей стране с участием пострадавших с тем, чтобы общество пришло к пониманию необходимости общенационального примирения. Правительство сочло, что широкое обсуждение станет пустой тратой времени. Однако в декабре 2012 г. кабинет министров уже рассматривал вопрос о проведении в апреле - мае всенародного референдума по внесению поправок в конституцию перед третьим чтением законопроекта в парламенте. При этом лидеры партии «Пхыа Тхай» ожидают, что примерно 23 млн. граждан проголосуют за внесение поправок, что составит более 50% от общего числа избирателей.12 Правительство делает такие оценки, исходя из числа голосов, полученных ими на парламентских выборах. В плане политических технологий следует отметить, что политические силы в стране, особенно сторонники Таксина Чиннавата, наряду с партийной, правительственной, парламентской тактикой активно используют массо-

Сам факт проведения парламентских выборов и формирования правительства после кровавого противостояния свидетельствует, что политическое противостояние удалось разрешить через конституционный процесс. Таким образом, страна не пошла вразнос, а политические институты все еще функциони-

Общая амнистия и «желтым рубашкам» и «красным рубашкам», а также армии и полиции за беспорядки и за пролитую в их ходе кровь исключила бы также возможность судебного рассмотрения обвинения, выдвинутого против Таксина, в подстрекательстве к мятежу в 2010 г. Противниками плана «национального примирения» являются также «желтые рубашки», которые рассматривают его как посягательство на монархический строй. Чтобы не допустить принятия поправок депутаты от демократической партии предприняли попытку отправить правительство в отставку, поставив в парламенте вопрос о вотуме недоверия. Однако правительству удалось сохраниться.

Уже почти год идет работа над концепцией национального примирения. В рамках этого процесса правящая партия внесла поправки к ст. 291 Конституции о создании Ассамблеи по разработке новой конституции. (Нынешняя конституция промуль-гирована в 2007 г. после военного переворота, который сместил Таксина). Разногласия в парламенте возникли относительно структуры и членства Ассамблеи. По законопроекту, внесенному кабинетом министров, количество членов ассамблеи 99 человек, 77 из них выбранные гражданами 77 провинций, остальных из числа экспертов-правоведов и ученых выбирает парламент.7 Ряд депутатов предлагали избирать все 200 кандидатур8 из опасения, что правящей партии удастся сформировать Ассамблею под своим контролем.

Конституционный суд пресек попытки внесения поправок в конституцию.9 В целом анализ действий Конституционного суда на протяжении нынешнего долговременного политического конфликта свидетельствуют о том, что его роль в политической

Имеются разные предложения по национальному примирению, например проект Института им. короля Прачатипока, который предусматривает прощение всем, кто после 19 сентября 2006 г. по политическим соображениям преступил закон, и снятие обвинения в коррупции против правительства Таксина Чин-навата. К числу лиц, не подлежащих уголовному преследованию, по этому плану должны были бы быть отнесены участники массовых уличных акций, а также военнослужащие полицейские, применявшие против них силу. Однако это предложение о

однако реально не изменила сложившуюся тогда ситуацию. Его программа была достаточно широкой. Она состояла из 5 пунк-

-объединить таиландский народ для защиты и поддержки основных институтов государства, особенно монархии, при этом все группы населения будут участвовать в предотвращении и раскрытии правонарушений против монархии и попыток втянуть этот институт в политический конфликт;

-разрешить структурные проблемы диспаритета и неравенства в обществе, включая те, которые высказывались в ходе политических и иных массовых собраний;

-поощрять СМИ и другие подобные организации работать конструктивно, чтобы преодолеть раскол и враждебность в обществе, а не разжигать противоречия. При этом обеспечить сво-

-установить обстоятельства событий, повлекших человеческие жертвы во время протестных акций, для чего создать спе-

-на постоянной основе рассматривать спорные проблемы, связанные с политической системой.

Национального примирения планировалось достичь путем широкого вовлечения граждан в обсуждение этих вопросов через опросы общественного мнения, привлечения экспертов и го-

По плану «Пхыа Тхай» национальное примирение - это нечто иное. Оно должно включать амнистию, внесение поправок в конституцию, разработку новой конституции, разработку и принятие закона о национальном примирении. Противники этого плана национального примирения, выдвинутого правительством Йинглак Чиннават, утверждают, что он выгоден правящей сегодня партии и его целью является амнистия для Таксина Чинна-вата, который по приговору суда должен отбыть наказание в местах лишения свободы сроком на два года.

Противником этого плана является, прежде всего, Демократическая партия, лидеры которой понимают, что популярность Таксина настолько велика, что одержать над ним победу на выборах невозможно, поэтому они выступают не только против амнистии Таксину, но и против его возвращения в Таиланд.

ря 2012 г. Это стихийное бедствие охватило 65 из 77 провинций в стране, затопив 20 тыс.кв.км сельхозугодий и 930 фабрик и заводов, нанеся миллиардный ущерб стране, а также иностранным компаниям, таким как Койота, Хонда, Кэнон и др. Организация и осуществление мер по борьбе с наводнением вызывала острую критику со стороны оппозиционной Демократической партии, тем не менее, Иинглак удалось в конечном итоге справиться с ним. Правительство пыталось осуществить свои предвыборные обещания по борьбе с бедностью, однако предпринимаемые им меры были отрывочными и непоследовательными. Программа выкупа правительством рису у крестьян по цене в два раза выше рыночной, 15 тыс.бат (595 долл.) за тонну обычного белого риса и 20 тыс. бат за тонну «жасминового риса» имела и экономический и политический смысл, поскольку гарантировала поддержку базового электората сторонников Таксина Чиннавата. К июлю 2012 г. государство выкупило 11 млн.тонн риса5, а в сентябре было объявлено о планах закупить всего 25 млн.тонн, что составляет 80% годового урожая риса.6 В результате резко сократился его экспорт, что ударило по интересам экспортеров. Однако правительство считает, что лучше пожертвовать интересами 30 компаний, которые контролируют 70 % экспорта риса, чем своей массовой поддержкой.

Главной внутриполитической проблемой правительство является необходимость достичь «национального примирения» для того, чтобы в стране установилась стабильность, мир и порядок. Без достижения определенной упорядоченности политической жизни, которая исключала бы повторение массовых уличных акций, столкновение между протестующими и силами правопорядка, и их последующего пресечения с использованием полицией и армией оружия для разгона манифестаций, ставится под сомнение устойчивое развитие страны. Важность этой задачи признается всеми политическими силами страны. Однако противоборствующие стороны понимают ее по-разному. Идея национального примирения была сформулирована еще премьер-министром прошлого правительства Апхиситом Ветчачивой в мае 2010 г. с целью прекратить массовые уличные протесты, которые стали в последние годы неизбежным элементом политической жизни Таиланда. Идея была на словах поддержана всеми,

участников которой, по данным полиции, составляло 7 тыс. человек, эта группа провела 28 октября. (По заявлению самих манифестантов, в акции участвовало 20 тыс.человек).4 Лидер группы «Питак Саям» генерал Бунлет Кеопрасит (по прозвищу Се Ай) готовился в ходе второй акции провести 24 ноября «марш миллиона, который сметет правительство Иинглак Чиннават». Однако с организацией что-то не заладилось, и акция была отменена.

Располагая твердой поддержкой коалиционного большинства в парламенте Иинглак Чиннават не чувствует себя абсолютно уверенной. Во-первых, она - новичок в политике, хотя быстро и достаточно успешно приобретает навыки, необходимые премьер-министру. Во-вторых, она - женщина (первая женщина премьер-министр в истории Таиланда), поэтому пресса и коллеги-политики рады отметить любой ее промах, реальный или воображаемый. В-третьих, она - сестра Таксина, в связи с чем подвергается критике как несамостоятельная фигура, управляемая своим братом, поводы для чего неоднократно давал сам Таксин. По мнению некоторых таиландских политологов, Так-син выступает как председатель совета директоров, который издалека определяет общую стратегию и тактику, в то время как его сестра выполняет роль управляющего, который уточняет и корректирует линию правительства, применительно к обстановке на месте, которую она знает и понимает гораздо лучше.

В то же время даже критики Иинглак отмечают, что помимо ее привлекательной и располагающей внешности нынешнего премьер-министра отличает сдержанность, способность не горячиться и не отвечать на обвинения, умение налаживать личные отношения с политиками и военными, то есть ей присущи черты, радикально отличные от взрывного и конфликтного характера ее брата.

За полтора года пребывания у власти Иинглак Чиннават пришлось несколько раз производить перестановки в кабинете министров, первую 18 января 2012 г., но отставки правительство удалось избежать.

Власти столкнулись с масштабными проблемами. Прежде всего, речь идет о небывалом наводнении в стране, которое началось в июле 2011 г. и продолжалось вплоть до середины янва-

движения, - мы возобновим свои выступления».2 Это предупреждение было реализовано в виде уличных манифестаций. Помимо более или менее организованного движения «желтых рубашек» против Таксина выступают многие представители политически активного городского населения, занимающие устойчивое социальное положение в сложившейся политической системе страны. Для них Таксин - олицетворение зла и беспорядка, человек, нарушающий устойчивость государства. Как пишет обозреватель газеты «Бангкок Пост» Воранай Ванитчака «стоит Чиннавату чихнуть - у всей страны начинается насморк».3

«Красные рубашки» продолжают оставаться организационно и финансово сильными и получают поддержку и руководство от своего лидера Таксина, находящегося за границей. В апреле несколько тысяч его сторонников собрались в Камбодже, чтобы вместе встретить Новый год (сонгкран). Говоря о своем будущем, Таксин сказал, что очень хочет вернуться домой и скоро это произойдет, намекая на нынешний год. В то же время он дал понять, что пока не будет объявлена амнистия, он в Таиланд не вернется. Таксин также заявил, что он, якобы, не хочет занимать высоких постов, хотел бы всего лишь быть советником у своей сестры Йинглак. Очевидно, что Таксин лично заинтересован в реализации плана правительства по национальному примирению. Правительству пришлось решать вопрос о том, что делать с некоторыми радикально настроенными активистами из числа «красных рубашек», осужденными по результатам уличных акций в 2009 г. и 2010 г. Во второе свое правительство Йинглак Чиннават включила активиста антиправительственных выступлений «красных рубашек» Наттавута Сайкыа.

В публичном политическом поле проявляют активность многочисленные вновь созданные группы, которых, в отличие от «красных и желтых» рубашек называют «разноцветными». Так в конце 2012 г. перед парламентскими дебатами по вопросу о вотуме недоверия правительству, назначенными на 25-27 ноября, которые инициировали депутаты от Демократической партии, было заявлено о проведении антиправительственной уличной манифестации группой Питак Саям. Эта группа включала в себя часть «желтых рубашек», «разноцветных» и сторонников Демократической партии. Свою первую демонстрацию, число

дальнейшее поведение генералов может быстро и кардинально измениться в новых политических условиях.

Для Иинглак Чиннават особенно важно завоевать и удерживать расположение королевского двора и монархических кругов не только как одного из важнейших институтов тайского государства, но также и потому что Апхисит Ветчачива и «желтые рубашки» выдвигали против Таксина Чиннавата обвинения в том, что он замышлял упразднить монархию в стране. Одним из примеров усилий премьер-министра в этом направлении является посещение Иинглак совместно с зам-премьерами ее правительства Према Тинсуланона, влиятельного политического деятеля, близкого к королю, председателя Тайного совета, чтобы поздравить его с Новым годом и посоветоваться о плане национального примирения.1

«Желтые рубашки» (Народный союз за демократию), которые способствовали смещению Таксина, выводя на улицы тысячи своих соратников, были очень активны на улице в 2008 г. Это движение несколько ослабло, потеряв источники финансирования и ряд видных деятелей, покинувших его ряды. Движение стало распадаться на отдельные группы, из него, например, выделилась группа «многоцветных». Появились слухи о том, что лидер движения Сонтхи Лимтхонгкун помирился с Таксином в интересах бизнеса. В феврале Сонтхи был приговорен по уголовному делу, и никто не вышел на его защиту. Армия, которая в свое время поддерживала «желтых рубашек», весной этого года демонстративно отказала им в предоставлении своей территории для проведения массового мероприятия. В апреле 2012 г. представители руководства движения во главе с еще одним его лидером генерал-майором в отставке Чамлонгом Симыангом обсуждали перспективы своих действий. Движение вновь оживилось в связи с планами, так называемого, национального примирения, возобновив свои лозунги защиты монархии. Они активно выступают против поправок к статье 291 конституции 2007 г., инициированных правительством, которые предусматривают создание Ассамблеи по разработке проекта новой конституции, а также против предполагаемой амнистии, угрожая, что подадут в суд на 416 политиков, которые поддержали изменение этой статьи. «Если возникнет угроза монархии, - заявляли лидеры

продажа его на рынке, отсрочка выплат по долгам малоимущими семьями, снижение налогов, предоставление компьютеров школьникам и т.д. Деловое сообщество и политическая оппозиция критиковало эти, как они считают, популистские меры. По их мнению, это станет тяжким бременем для бюджета страны, а тайским экспортерам риса создаст проблемы на внешних рынках.

После выборов 2011 г. сложилась следующая расстановка сил. «Пхыа Тхай» сформировала коалиционное правительство, которое возглавила сестра Таксина Иинглак Чиннават. В состав коалиции также вошли «Чхат Паттана Пхыа Пхэндин» и еще три малые партии. Демократическая партия прошла в парламент в качестве оппозиции. Апхисит Ветчачива, как и обещал, ушел в отставку с поста лидера партии, но стал членом парламента.

Армия в свое врем, действовала в том же направлении, что и «желтые рубашки» (Народный союз за демократию), то есть против Чиннавата, она совершила переворот и устранила правительство партии «Тхай рак Тхай». Армия поддерживала правительство Апхисита Ветчачивы, сформированное после переворота, и его Демократическую партию. После выборов 2011 г. армия вынуждена работать с правительством Иинглак Чиннават и старается демонстрировать нейтралитет. Во время катастрофического наводнения 2011г. руководство вооруженными силами активно сотрудничало с правительством. В то же время часть военнослужащих сочувствует «красным рубашкам», их называют «солдаты-арбузы» (сверху зеленые, внутри красные). Нынешний премьер-министр Иинглак уделяет внимание поддержанию рабочих отношений с генералом Праютом Чан-оча, командующим сухопутными силами. Позиция Таксина, который не скрывает, что является советником своей сестры-премьер-министра, состоит в том, что с армией следует поддерживать хорошие отношения, добиваясь ее лояльности правительству. Важным моментом в сохранении лояльности высшего офицерства и генералитета является учет правительством интересов высшего офицерства и генералитета в ходе ежегодных ротаций и служебного продвижения. Однако, зная традиции и политические амбиции таиландских военных, можно предсказать, что

Фомичева Е.Л.

ИВ РАН

ТАИЛАНД 2012 г. ДОСТИГНУТО ЛИ НАЦИОНАЛЬНОЕ

С 2005 г. политическая ситуация в Таиланде отличается нестабильностью, причин которой много, однако самая явная из них - борьба элит за власть в стране. В апреле - мае 2010 г. «красные рубашки», сторонники Таксина Чиннавата, захватили в Бангкоке несколько кварталов, в том числе богатый торговый квартал Рачапрасонг. Они требовали отставки нелегитимного, по их мнению, правительства Апхисита Ветчачивы (которое было сформировано не в результате общенационального волеизъявления, а как реализация договоренности внутри парламента, что допускается по таиландским законам). Требования «красных рубашек» включали также проведения парламентских выборов. Противостояние между правительством Апхисита Ветчачивы, лидера Демократической партии, и «красными рубашками», сторонниками смещенного в 2006 г. в результате военного переворота Таксина, создавшими Объединенный фронт за демократию против диктатуры (ОФДПД), закончилось кровавыми собы-

Правительство Апхисита Ветчачивы оттягивало выборы, но 3 июля 2011 г. всеобщие парламентские выборы были проведены, таким образом, требования Объединенного фронта за демократию против диктатуры (ОФДД) были выполнены.

На выборах убедительную победу вновь одержала «Пхыа Тхай», партия сторонников Таксина Чиннавата, получившая из 500 мест в парламенте - 265 против 159 мандатов у Демократической партии. Основными регионами поддержки «Пхыа Тхай» или, как ее называли, «клона» партии «Тхай рак Тхай» как и прежде были Север и Северо-Восток страны. Программные обещания партии «Пхыа Тхай» так же как и программа «Тхай рак Тхай» содержали социальные обещания малоимущим, такие как: повышение минимальной зарплаты на 40%; выкуп урожая риса у крестьян государством по цене выше рыночной и затем

говыми условиями, возможностями помощи и мерами, обеспечивающими большую прозрачность и уверенность для компаний, занимающихся коммерцией в регионе. AANZFTA - это жизнеспособное соглашение, которое будет совершенствоваться в дальнейшем через встроенные механизмы, предусматривающие либерализацию и практическое решение возможных экономических проблем. Посредством AANZFTA региональная экономическая интеграция и сотрудничество в будущем рас-

Список источников

1. ASEAN-Australia-New Zealand free trade area. Сайт АСЕАН, http://aanzfta.asean.org/

2. ASEAN-Australia-New Zealand free trade area. Официальный сайт Группы связи и торговой политики Департамента Азии Министерства иностранных дел и торговли Новой Зеландии, http://asean.fta.govt.nz/

3. ASEAN Affairs. The Voice of Southeast Asia. Интернет-журнал. http://www.aseanaffairs.com/interview/aanzfta global crisis versus free trade

4. Официальный сайт АСЕАН, http://www.aseansec.org/

5. Официальный сайт Агентства по торговле, инвестициям и образованию Правительства Австралии. http://www.austrade.gov.au/AANZFTA

6. Официальный сайт Департамента внешней политики и торговли Правительства Австралии. http://www.dfat.gov.au/fta/aanz fta/index.html

1 http://www.dfat. gov.au/ fta/aanzfta/ index, html

2 http://www.austrade.gov.au/AANZFTA

3 http://www.aseanaffairs.com/interview/aanzfta global crisis versus free trade

4 http://aanzfta.asean.org

вой Зеландией и созданию конкурентоспособной деловой сре-

С точки зрения таможенных процедур, каждая сторона гарантирует их предсказуемость, последовательность, прозрачность, чем облегчает торговлю. Где это возможно и до степени, разрешенной таможенным законом, правительственные таможенные процедуры ААЫ2РТА основаны на стандартных и рекомендуемых методах WCO. Обзор таможенных процедур таможенным управлением от каждой стороны соглашения с целью их упрощения - также часть обязательства, взятого на себя

Соглашение также содержит статью о справочной информации, для облегчения консультаций и обмена информацией. Это предусматривает, что каждая сторона создает не менее одной справочной структуры, для ответов на запросы от предпринимателей в области таможенных вопросов и должна сделать эти данные доступными в Интернете и/или в форме печа-

Среди секторов экономики, которые получили самую существенную либерализацию после вступления в силу ААК2ГТА для Австралии и Новой Зеландии - следующие:

1. Фрукты и овощные соки, обработанные и замороженные фрукты и овощи 2. Хлопок 3. Полезные ископаемые и топливо 4. Продукция машиностроения 5. Электротехника 6. Пластмассы 7. Резина 8. Текстиль 9. Одежда и обувь 10. Транспортные пассажирские средства 11. Транспортные средства

Кроме того, благодаря соглашению ААК2ГТА пересмотрены обязательства по торговле услугами, чем созданы возможности для экспортеров АСЕАН, которыми не обладают да-

Среди таких услуг: 1. Деловые услуги, 2. Коммуникации,

3. Образование, 4. Услуги в области экологии, 5. Финансовые

Таким образом, соглашение о ААК2ГТА - это современный договор о свободной торговле, которое открывает широкий диапазон новых возможностей для бизнеса в ЮВА. Доступ к международному рынку значительно усовершенствован тор-

зиса уже не существует, ААЫ2РТА включает большое количество важных особенностей, разработанных для облегчения ведения бизнеса в регионеЗ. Модернизированные и гибкие правила производства товаров, упрощенные таможенные процедуры и повышение прозрачности - некоторые из ключевых торго-

Правила производства, которые применяются в ААК2РТА, были изменены в целях увеличения способности экспортеров использовать в своих интересах возможности со-

Гибкость в применении правил производства ААК2РТА предусматривает наблюдение за происхождением товаров, для того, чтобы знать - попадает ли товар под преференциальный режим или нет. Это имеет большое значение для промышленного сектора производства, поскольку это поддерживает интеграцию в региональных системах поставок. Например, производитель во Вьетнаме может проанализировать цепь поставок импортированных компонентов из Сингапура и Малайзии, в свою очередь, страны ААК2РТА, таким же образом выясняют происхождение вьетнамских компонентов товаров и конечных продуктов, для того, чтобы они отвечали требованиям правил

Эффективная, прозрачная, и предсказуемая конкурентная среда, основанная на принятых в международном обществе нормах и стандартах, а также упрощение таможенных процедур и сокращение себестоимости товаров, способствуют созданию

В соглашении предусмотрены пункты о таможенных процедурах, цель которых гарантировать предсказуемость, последовательность и прозрачность в применении таможенных законов и постановлений сторон; продвинуть эффективное и экономичное проведение таможенных процедур и быстрое пере-

Чтобы достигнуть этих целей, соглашением переданы предпринимательским структурам определенные меры. Считается, что эффективное выполнение этих действий будет способствовать, облегчению торговли АСЕАН с Австралией и Но-

ААЫ2РТА полностью отменяет таможенные тарифы на

К 2013 г. Новая Зеландия должна отменить более 96% таможенных тарифов с Австралией, и более 90% таможенных тарифов при торговле с АСЕАН. К 2020 планируется отменить и все остающиеся тарифы. Однако, тарифные обязательства относятся к товарам, которые отвечают требованиям правил производства ААК2РТА. Новое соглашение также облегчает региональную торговлю услугами. Другие условия относятся к инвестициям, интеллектуальной собственности, таможенным процедурам, электронной коммерции, конкурентной политике, стандартам и проблемам поездок предпринимателей по региону. Новые региональные учреждения, созданные в целях обеспечения деятельности ААК2РТА, гарантируют эффективное

Как отмечено выше, ААК2РТА создает новые возможности для экспортеров от стран-производителей путем отмены таможенных тарифов на большинство продукции. Соглашение также предусматривает возможность ускоренного прохождения товаров через таможню. В дополнение к условиям соглашения об отмене тарифов, предусмотрена отмена количественных ог-

Бизнес также получает выгоду из расширенных условий прозрачности ААК2РТА. Соглашение обязывает участвующие правительства издавать законы, инструкции и решения, регулирующие торговлю. В большинстве стран существуют таможенные сборы и прочие платежи на импорт, в дополнение к определенным для товаров таможенным тарифам. ААК2РТА обязано запрашивать эту информацию и публиковать ее в Интернете. Эти обязательства прозрачности основываются на позициях, требуемых Всемирной торговой организацией (ВТО).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Однако само по себе межправительственное соглашение не создает торговлю. Была проведена большая работа по разъяснению деятельности ААК2БТА, чтобы предпринимательские структуры поняли особенности договора, которые могут позволить извлекать выгоду в новых условиях.

Поскольку новых возможностей доступа к рынкам для экспортеров АСЕАН в условиях мирового экономического кри-

© Колмакова A.B.

ИВ РАН

АВСТРАЛИЙСКО-НОВОЗЕЛАНДСКАЯ ЗОНА СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛИ (AANZFTA)

Соглашение, образовавшее область свободной торговли между АСЕАН, Австралией и Новой Зеландией (AANZFTA), является первым историческим обязательством для АСЕАН. Это самое всестороннее экономическое соглашение, заключенное АСЕАН с его партнерами по региону.

AANZFTA идет вне обычных соглашений о свободной торговле АСЕАН, в которых традиционно ограничена торговля товарами, услугами и инвестициями. Новые разделы и возможности в соглашении содержат стандарты экономического сотрудничества, санитарные и фитосанитарные меры, электронную коммерцию, интеллектуальную собственность, конкурент-

Существенные положения соглашения регулируют возможности сбыта, которые были созданы для производителей АСЕАН, предпринимателей, инвесторов и профессиональных

Соглашение было заключено между АСЕАН и министрами экономики Австралии и Новой Зеландии 27 февраля 2009 г. и вступило в силу 1 января 2010 г. Соглашение покрывает территорию с общим населением 600 миллионов и региональным ВВП в 2,7 триллиона долл. США1. Этот договор основывается на предыдущих соглашениях, которые уже были ранее заключены между АСЕАН, Австралией и Новой Зеландией. Соглашение дает возможность увеличить объемы торговли в регионе, в котором в последние годы происходит очень быстрый экономический рост и расширение коммерческого обмена.

С начала переговоров по AANZFTA в 2005 г., внутрирегиональная торговля между заключившими договор странами ежегодно росла на 16%. Австралия и Новая Зеландия являются шестым по значимости торговым партнером АСЕАН. В свою очередь АСЕАН - соответственно второй и третий по величине торговый партнер Австралии и Новой Зеландии.

34 См. статью о нем: The Straits Times, March 5, 2012, p. A15.

35 Bikies unite to oppose 'draconian' crackdown. Updated May 02, 2012 09:28:36 (http://www.abc.net.au/news/2012-05-01/bikies-unite-to-oppose-crackdown/3983644).

36 Laborto blame for bikie violence: Newman. Updated April 30, 2012 10:42:26 (http://www.abc.net.au/news/2012-04-30/labor-to-blame-for-bikie-violence-newman/3979346).

37 Extra police deployed in wake of Gold Coast shooting. Updated April 29, 2012 22:44:40 (http://www.abc.net.au/news/2012-04-29/extra-police-deployed-in-wake-of-gold-coast-shooting/3978856).

38 “Living Longer. Living Better”

(http://www.health.gov.au/intemet/publications/publishing.nsf/Content/ageing -aged- care -reform-meas ure s-toc).

39 More choice, easier access and better care for older Australians. FRI 20 APRIL 2012. Prime Minister, Minister for Mental Health and Ageing (http://www.pm.gov.au/press-office/more-choice-easier-access-and-better-care-older-australians).

40 Gillard unveils $3.7b aged care plan. Updated April 20, 2012 14:21:48 (http://www.abc.net.au/news/2012-04-20/gillard-outlines-aged-care-plan/3962694).

41 Industry applauds aged care reform plan. By Naomi Woodley. Updated April 20, 2012 23:54:15 (http://www.abc.net.au/news/2012-04-

20/industry-applauds-aged-care-reform-plan/3963618).

42 More choice, easier access and better care for older Australians. Julia Gillard posted Friday, 20 April 2012 (http://www.alp.org.au/federal-govemment/news/more-choice,-easier-access-and-better-care-for-old).

43 The Straits Times, September 9,2011.

44 Hockey calls for wholesale review of welfare payments. Updated April 19, 2012 08:17:23 (http://www.abc.net.au/news/2012-04-19/hockey-delivers-speech-on-end-to-entitlements/3959144).

45 Government attacks Hockey welfare comments. UpdatedApril 19, 2012 15:15:08 (http://www.abc.net.au/news/2012-04-19/govemment-attacks-hockey-welfare-comments/3960284).

46 The Age, May 11,2012, p.13.

18 Unions brand foreign mine worker deal 'lunacy'. Updated May 26, 2012

06:40:05 (http://www.abc.net.au/news/2012-05-25/agreement-to-bring-in-

foreign-mine-workers/4033676).

19 Gillard hits back over foreign worker backlash. Updated May 26, 2012

23:49:56 (http://www.abc.net.au/news/2012-05-26/gillard-hits-back-over-

foreign-worker-backlash/4034860).

20 Anger over foreign worker import plan. Updated May 26, 2012 15:26:59 (http://www.abc.net.au/news/2012-05-26/unions-angry-at-move-to-allow-foreign-workers-in-mine/4034758).

21 Rinehart's migrant worker push faces rebellion. By Greg Hoy. Updated March

30, 2012 11:12:38 (http://www.abc.net.au/news/2012-03-29/rinehart27s-

overseas-worker-push-facing-union-rebellion/3921700).

22 Gillard hoses down talk of leadership rumblings. Updated May 27, 2012

14:27:06 (http://www.abc.net.au/news/2012-05-27/gillard-leadership-in-

focus-as-rumours-swirl/4035658).

23 Gillard hits back over foreign worker backlash. Updated May 26, 2012

23:49:56 (http://www.abc.net.au/news/2012-05-26/gillard-hits-back-over-

foreign-worker-backlash/4034860).

24 The Age, May 11, 2012, p.13; May 16, 2012, p.5.

25 Ibidem.

26 The Age, May 16, 2012, p.13.

27 Christine Milne takes message to farmers. Updated April 18, 2012 06:52:08 (http://www.abc.net.au/news/2012-04-18/christine-milne-kicks-off-regional-tour/3956892).

28 Gillard to use surplus to sell rate cut. Updated April 19, 2012 15:01:41 (http://www.abc.net.au/news/2012-04-19/gillard-to-use-surplus-to-pressure-rba/3959474).

29 Senate passes offshore processing bill. Updated Fri Aug 17, 2012 5:38pm

AEST (http://www.abc.net.au/news/2012-08-16/senate-passes-offshore-

processing-bill/4203842).

30 Inspectors find Manus Island in run-down state (http://www.abc.net.au/news/2012-08-17/inspectors-find-run-down-manus-island-centre/4206250).

31 Government to roll out special visa for millionaires. Updated May 25, 2012

16:22:59 (http://www.abc.net.au/news/2012-05-25/govemment-to-unveil-

millionaires-visa/4032492).

32 Цит.по: http://www.abc.net.au/news/2012-04-17/pm-confirrns-

expedited-afghanistan-exit/3955316.

33 См. подробнее: Скоробогатых H. Планы Дж.Гиллард по выводу воинского контингента из Афганистана: реакция общества и политиков АС. 23.06.2012 (http://www.ru.joumal-neo.com/node/117427).

3 The Age, February 6, 2012.

4 См. подробнее: Скоробогатых Н. Радд vs. Гиллард: «тихая битва за лидерство». 24.03.2012 (http://www.joumal-neo.com/?q=ru/node/14805).

5 Rudd pledges loyalty to Gillard after ballot defeat. By chief political correspondent Emma Griffiths. Updated February 27, 2012 13:21:51

(http://www.abc.net.au/news/2012-02-27/gillard-wins-leadership-spill/3854204).

6 The Labor storm has calmed, but the clouds remain. By ABC's Marius Benson (http://www.abc.net.au/news/2012-03-01/benson-rudd-gillard-and-labor/3862268).

7 Shorten moves to put HSU branch in administration. By Hayden Cooper, staff. Updated April 26, 2012 19:49:47 (http://www.abc.net.au/news/2012-04-26/govemment-moves-against-ineffective-hsu-branch/3973488)

8 Embattled Thomson suspended from Labor Party. Updated April 29, 2012 20:09:14 (http://www.abc.net.au/news/2012-04-29/craig-thomson-leaves-labor-party/3978614).

9 The alarm bells ring, but precious few heed them. Barrie Cassidy. Updated May 25, 2012 07:27:24 (http://www.abc.net.au/news/2012-05-25/cassidy-alarm-bells-are-ringing/4031494)

10 Government pounces on Pyne over Ashby link. Updated May 02, 2012 10:24:23 (http://www.abc.net.au/news/2012-05-01/pyne-pressured-over-contact-with-slipper-staffer/3983386).

11 Cm.: The Straits Times, November 25, 2011, p. C22; The Age, May 11, 2012, p.13.

12 Gillard's judgement calls: not too little, but too late. By ABC's Barrie Cassidy. Updated April 30, 2012 12:50:43 (http://www.abc.net.au/news/2012-04-30/cassidy-why-not-earlier3f73979022).

13 The Age, May 14, 2012.

14 Abbott demands Craig Thomson report be made public. By Alexandra Kirk, staff. Updated April 04, 2012 11:53:26 (http://www.abc.net.au/news/2012-04-04/opposition-leader-demands-craig-thomson-report-be-made-public/3931332).

15 Moral authority in our parliament? Not seeing it. By ABC's Jonathan Green.

Jonathan Green hosts Sunday Extra on Radio National and is the former editor of The Drum. Updated May 24, 2012

07:59:07(http://www.abc.net.au/news/2012-05-24/green-moral-authority/4028604).

16 The Saturday Age, April 6, 2012, p.23.

17 Anger over foreign worker import plan. Updated May 26, 2012 15:26:59 (http://www.abc.net.au/news/2012-05-26/unions-angry-at-move-to-allow-foreign-workers-in-mine/4034758).

Однако на данный момент упомянутые шаги АЛП мало отразились на позициях рядовых избирателей: их отношение к кабинету кардинально не поменялось. Гораздо более серьезным, по данным исследовательского центра Roy Morgan Research, стало то, что за время пребывания у власти кабинета Гиллард тенденция утраты доверия населения к федеральному правительству превалировала (рис. 3).

Рисунок 3. Динамика уровня доверия населения АС к федеральному правительству

Составлено по: [http://www.royniorgan.com/news/press-ге1еа8е8/2012/1803]

Как видно из приведенной диаграммы, недоверие к нему ныне достигло критической отметки - 60%, что приводит экспертов к общему и весьма неутешительному для Гиллард выводу: по словам политолога из университета Нового Южного Уэльса Л. Эдвардс, «лейбористам суждено проиграть следующие выборы»46.

Впрочем, пока это - лишь начало предвыборного марафона, который вовсе не обязательно будет развиваться по столь

1 См. подробнее: Скоробогатых Н. Выборы 2010 года в Австралийском Союзе: специфика и итоги. 22.11.2010 (http://www.joumal-neo.com/?q=ru/node/2921).

2 The Straits Times, November 9, 2011, p. A23.

ководствовался принципом предоставления пособий исключительно нуждающимся в них гражданам и при условии соблюдения ими обязательств по отношению к государству. Представители оппозиции по-прежнему придерживаются этих принципов, за что и получают свою долю резкой критики в прессе и от кабинета. Теневой казначей Дж. Хоки в апреле 2012 г. заявил о намерении правительства коалиции в случае прихода к власти пересмотреть всю систему социальной поддержки. Выступая в Лондоне, он заявил, что западные страны создали систему, которую уже не могут себе позволить. Пересмотр социальных выплат АС необходим, чтобы укрепить национальную финансовую систему: «Мы все живем дольше, и чем дольше мы полагаемся на благотворительность правительства, тем большее бремя ложится на налогоплательщиков, особенно на следующие поколения». Он призвал ориентироваться на опыт Азии: «Если мы говорим о веке Азии,... тогда азиатские страны являются нашими конкурентами, конкурентами наших детей». Указав, что сумма социальных выплат во Франции составляет около 30% ВВП, в АС - 16%, а в Южной Корее - около 10%, отметил, что пересмотр должен осуществляться таким образом, чтобы пособия и пенсии не отдавались лицам, которые в них не нуждаются. При этом необходимо сохранить систему компенсаций за лечение у частных специалистов; в противном случае, все будут лечиться в государственных клиниках, а это повлечет за собой увеличение расходов в этой области44.

Федеральное правительство тут же перешло в атаку, обвинив своих оппонентов в том, что их забота исключительно о богачах наносит вред семьям простых австралийцев, пенсионерам и малоимущим. Оно подвергло критике план оппозиции по введении отпуска по уходу за детьми, который предоставлялся бы женщинам на 6 месяцев с сохранением их заработка до 150 тыс. $. На это выделялось 4,5 млрд. $ без освидетельствования финансовых возможностей рожениц, что «давало бы матерям-миллионершам до 75 тыс. $ в случае рождения ребенка»45. В целом эти перепалки оставляют впечатление все той же политической риторики с целью привлечения голосов избирателей к курсам, которые по-прежнему отличаются друг от друга главным образом размером предоставляемой помощи.

они», - объявила Гиллард. Новшества приветствуются социальными работниками, особенно ввиду планируемого роста объема услуг: если на сегодняшний день в отрасли заняты 300 тыс. человек, то к 2030 г. это число возрастет до 600 тыс. и будет увеличиваться в дальнейшем40. Это далеко не окончательное решение проблем данной отрасли, но важный первый шаг на пути ее системного усовершенствования. Министр М. Батлер подчеркнул: «Это начало строительства системы ухода за престарелыми XXI века, а не попытка работать с системой, что была создана в 1980-х гг.»41. Новая модель будут учитывать платежеспособность каждого австралийца и позволит им проживать в своих домах, получая должный уход, как можно дольше, не вынуждая их продавать свою недвижимость по бросовым ценам для того, чтобы оплатить услуги по уходу. С 2013 г. будут запущены в действие специальный сайт и национальный телефонный центр - первый шаг к созданию интегрированного информационного доступа ко всей информации по услугам в этой сфере. Предусматривается и продолжение помощи жителям отдаленных регионов АС, аборигенам, бездомным и другим категориям особо нуждающихся42.

Обозначенный подход к решению социальных проблем выглядит убедительно особенно в свете постоянно ведущихся разговоров о растущем разрыве между доходами богатых и бедных австралийцев и размывании базы эгалитарного общества, которым гордились жители страны во второй половине прошлого XX в. В 2011 г., по сведениям Австралийского совета социальной службы, порядка 2,2 млн. граждан, то есть 11% населения, жили в нищете (для сравнения, в 1994 г. этот показатель не превышал 8%). Ныне 20% богатейших австралийцев владеют 67% национального богатства, тогда как доля беднейших 20% составляет только 1%. И этот разрыв продолжает углубляться. На фоне продолжающегося минерального бума и роста горнодобывающей промышленности становится все явственнее спад в производственных отраслях, туристической сфере и образовательных услугах43.

Впрочем, позиция Гиллард по распределению государственной помощи в определенной мере перекликается с основами социальной политики либерала Дж. Говарда, который тоже ру-

уходу на дому почти вдвое; обеспечить специальные дополнительные услуги и уход за больными деменцией; ограничить верхний предел платежей для пенсионеров. Правительство вводило гибкую систему оплаты услуг: вместо одноразового платежа, теперь можно вносить деньги дробно; дать возможность семьям определить, какую систему они предпочтут, и ограничить суммы общих расходов 25 тыс. $ в год или не более 60 тыс. $ пожизненно. «Отныне система станет более справедливой, основанной на возможности платить»: будет учитываться достаток семьи и финансовые возможности богатых людей обеспечить себе уход на дому. Эти новшества не коснутся тех, кто уже пользуется данными услугами - их не заставят платить больше, чем они платят сейчас38.

Дополнительно предполагается увеличение числа мест в домах престарелых с 191,5 тыс. до 221,1 тыс.; вырастут расходы на финансирование самих служб по уходу; в 2013 г. создадут единую информационную систему для клиентов этой службы; будут установлены более жесткие стандарты в предоставлении услуг в соответствии с проведенными ранее опросами пользователей этой системы. С 1 июля 2014 г. будет проводиться тестирование доходов пожилых австралийцев с тем, чтобы определить величину выплат по уходу: «лица с равными доходами платят равные взносы вне зависимости от того, где они живут, - с защитой для тех, кто ограничен в своих финансовых возможностях». Все это позволит расширить и модернизировать систему предоставления услуг для пожилых австралийцев, переоборудовать устаревшие дома престарелых, расширить штат и поднять зарплату занятому в этой сфере персо-

39

налу .

Параметры домашнего ухода за престарелыми будут определены с 1 июля 2014 г. в соответствии с доходами пожилых людей, и некоторым более состоятельным австралийцам придется платить больше за тот уход, что будет им предоставлен. В расчет будет браться и тот факт, проживают ли вместе пожилые супруги и могут ли они рассчитывать на помощь друг друга. «Впервые в истории ухода за престарелыми справедливость будет также учитываться. Слишком долго пенсионерам приходилось субсидировать тех, кто устроен гораздо лучше, чем

няются: бюджет, беженцы, аборигены (в 2012 г. совершившие напавшие на премьер-министра в День Австралии), преступность. Одним из вопиющих ее проявлений стали затянувшиеся бесчинства байкеров. В течение нескольких месяцев в западных и юго-западных районах Сиднея продолжались стычки и перестрелки соперничающих банд мотоциклистов. С в нынешнем году таких случаев по АС было 60, а в Сиднее только в апреле - 23. Стало известно, что в начале мая 2012 г. главы этих группировок договорились о совместном противостоянии законам, принятым правительством с целью остановить разгул их насилия, захлестнувшего страну35. Глава правительства штата Квинсленд представляющий альянс Либеральной и Национальной партий К. Ньюмен обвинил в случившемся прежние правительства АЛП, которые своим «мягким отношением к преступности» довели восточные штаты, где они правили последние 20 лет, до такого состояния. В поддержку премьера выступили криминалисты и полицейские чины, отмечающие, что создание и вооружение преступных группировок - длительный процесс: «Требуется время, чтобы построить такое - это не делается в одночасье. Нужно долго игнорировать это, чтобы получить такой результат». Мнение обывателей, уставших жить под пулями, однозначно: «Полиции надо действовать и положить конец этой ужасной войне байкеров»36. Сам же Ньюмен предупредил бандитов: «Наши улицы и торговые центры не станут полем битвы» и предложил выделить дополнительные средства на борьбу с преступностью, а также ужесточить законы штата в сфере владения огнестрельным оружием37.

В подобном контексте правительство АЛП с явным прицелом на предвыборную борьбу предпочитает делать упор на осторожные, практически беспроигрышные шаги. В апреле 2012 г. премьер-министр Дж. Гиллард и министр здравоохранения М. Батлер обнародовали десятилетний план правительства по реформированию системы ухода за престарелыми «Живущие дольше, живущие лучше» (вступал в силу с 1 июля 2012 г.). В соответствии с ним 3,7 млрд. $ выделялись на то, чтобы «предоставить больший выбор, легкий доступ и лучший уход для пожилых австралийцев и их семей». Для достижения этих целей предполагается увеличить число пакетов услуг по

премьер-министра Джулии Гиллард и ее правительства». Для партий коалиции новый поворот в иммиграционном курсе стал Тихоокеанским решением №229 (Тихоокеанское решение - название плана Дж. Говарда по размещению нелегалов в соседних островных государствах, разработанного в начале XXI в. коалиционным правительством АС и отмененного в 2008 г. лейбористами). К критикам иммиграционных новаций Дж. Гиллард присоединилась и ООН, представители которой уже заявили, что план по открытию старых центров может нарушить права претендентов на убежище, оказывая на них «психологическое влияние»30. Одновременно правительство объявило о введении в силу новых правил для бизнес-иммиграции, согласно которым лица, инвестирующие в экономику АС более 5 млн. $, получают право на постоянное жительство в стране. Это предложение вызвало сомнения у ПАЗ, которая защищает права простых австралийцев, годами ожидающих разрешения на ввоз в АС членов своих семей (те же недавние мигранты -Н.С). Привилегии для богачей кажутся зеленым несправедли-

31

выми .

Единственно, с чем безоговорочно согласились представители зеленых - с внешнеполитическими шагами АЛП: в середине апреля 2012 г. Дж. Гиллард обнародовала план досрочного вывода австралийского воинского контингента из Афганистана до конца 2013 г. К. Милн подчеркнула, что чем быстрее решится этот вопрос, тем лучше: «Война в Афганистане стала провалом на всех уровнях и, с точки зрения зеленых, настало время вернуть домой наши войска в сохранности»32. Впрочем, данная внешнеполитическая инициатива премьер-министра нашла практически всеобщее одобрение в общественных и политических кругах АС: это начинание поддержали

33

не только союзники АЛП, но и представители оппозиции . Надо вообще отметить, что внешнеполитический курс нынешнего министра иностранных дел Б. Карра в целом характеризует взвешенность и четкое понимание национальных интересов АС34.

Все это лишний раз свидетельствует о том, что в целом опора Гиллард в парламенте остается весьма ненадежной. Между тем болевые точки внутриполитической ситуации сохра-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

рует меры финансовой экономии, которые проводит кабинет АЛП (хотя многие экономисты не без основания утверждают, что все налоги на корпорации в конечном итоге оплачивают потребители их услуг). В этом плане «бюджет Робин Гуда» на 2012/13 финансовый год «вполне оправданный», что не снимает до конца сомнений относительно его электоральных целей: «подстегнуть классовое самосознание, смягчить удар от налогов на выбросы углерода, купить голоса на предстоящих выбо-26

рах» .

Однако перспективы тут достаточно неопределенны, учитывая то, что позиции ближайших союзников АЛП в парламенте - Партии зеленых - далеко не всегда совпадают с мнением правительства. Так, вопрос о торговле выбросами может столкнуть АЛП не только с ПАЗ, которая с 2004 г. заняла позиции третьей силы в парламенте (с 2010 г. у зеленых 9 сенаторских кресел), но и с избирателями, большинство из которых, согласно опросам общественного мнения, против налогов на выбросы. Произошедшая в апреле 2012 г. перемена в руководстве ПАЗ, которую вместо Б. Брауна возглавила сенатор К. Милн, пока не обещает спокойствия. Новый лидер сразу отправилась в поездку по сельским районам Нового Южного Уэльса, чтобы «исправить отношения партии с фермерами» и представить им свои новые позиции по вопросам возобновляемой энергии и проблемам сельского хозяйства27. Финансовая политика АЛП, нацеленная на экономию государственных средств, также вызывает недовольство зеленых, которые считают, что не надо добиваться профицита бюджета путем сокращения расходов на

национальные схемы оказания медицинской помощи и страхо-

28

вания .

Еще один камень преткновения - отношение к нелегальным мигрантам. В августе 2012 г. сенат принял закон, который позволяет размещать «людей с лодок» вне границ АС, в частности на о. Науру и о. Манус в Папуа-Новой Гвинее. Зеленые выдвинули несколько поправок, ограничивавших пребывание в островных центрах сроком в 12 месяцев; но эти поправки не прошли - против них голосовали как правительство, так и оппозиция. Возврат к политике, от которой в 2008 г. отказался Радд, расценивается в прессе как «крупнейшая капитуляция

за последние 30 лет стереотип политической близости двух ведущих сил австралийской политики - намерение лейбористов отойти от дублирования рыночного курса партий коалиции, обратившись к собственным идейным истокам: защите, прежде всего, интересов простых австралийцев, а не крупного капитала. По словам комментаторов, цель Гиллард была показать идеологические различия между либералами и лейбористами, вернуться к традициям АЛП, к основам социального равенства путем перераспределения национального богатства в пользу малоимущих, используя финансовые рычаги правительства, вводя налоги на самых богатых и усиливая помощь нуждающимся. В рамках этого курса уже в июне - июле текущего года выплаты на содержание детей в малоимущих семьях должны были вырасти на 110 $ в расчете на каждого ребенка, а налоги лиц с доходом ниже 80 тыс. $ сократиться на 300 $24.

Лидер оппозиции Т. Эббот увидел в новом бюджете стремление Гиллард «сознательно, хладнокровно, расчетливо» разыграть карту гражданской войны. Он расценил попытку перераспределения доходов путем введения налогов на крупные горнодобывающие корпорации и на выбросы углекислого газа как создание демагогической картины борьбы «миллиардеров против людей, сражающихся за жизнь». С его точки зрения, «отмена налога на горнодобывающую отрасль позволит сделать Австралию лучшим местом для инвестиций и покажет миру, что мы не наказываем за успех». Предложения лидера оппозиции свелись к требованию расширить изучение иностранных - главным образом, азиатских - языков, введению для женщин полугодового оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком и ужесточению условий получения пособий по безработице. Министр по делам семьи Дж. Маклин расценила высказывания Эббота как планы «забрать деньги у семей и пенсионеров»25.

Объективно говоря, проект нового бюджета однозначно оценивается как «самый перераспределительный за последние годы». Введение новых налогов «на богатых или на бизнес» наводит на мысль, что пересмотр существующих ставок означает передачу значительных сумм на поддержку малоимущих семей, особенно тех, где есть дети школьного возраста. В каком-то смысле такая политика в значительной мере компенси-

но»20. По сведениям профсоюзных лидеров, несмотря на то, что по условиям официальных контрактов предприниматели обязаны платить мигрантам столько же, сколько и австралийцам, на деле китайские рабочие получают вдвое меньше. «Министерство по делам иммиграции, получившее множество жалоб на данную тему, нарушает свои обязанности, не предпринимая никаких мер в отношении этих нарушений». К тому же многие из ввезенных 80 тыс. мигрантов, попав в АС по краткосрочным визам, вовсе не собираются возвращаться в себе на родину21.

После того, как выяснилось, что Гиллард была не в курсе

22

решения ее правительства о выдаче виз для иностранцев , внутри АЛП усилились разногласия. Некоторые парламентарии-лейбористы заявили: «Мы вынуждены признать, что столь масштабные проекты просто невозможно предпринять без иностранного капитала и иностранной рабочей силы». В качестве компенсацию они обещали создать 6 тыс. рабочих мест для австралийцев. Но ряд их однопартийцев выступил с возражениями. «Я ошеломлен. В течение недели, когда австралийских рабочих увольняют с работы в Карри Кари и Талл амарин, мы вводим китайских рабочих в Рой Хилл (шахты Райнхарт -Н.С). Для меня это лишено логики», - заявил лейборист-заднескамеечник Д. Кэмерон. Другой парламентарий Б. Кэттер также осудил действия правительства, охарактеризовав их как абсурдное решение, подрывающее доверие к национальной экономике: «Эти люди настолько лишены патриотизма, что преданно соблюдают интересы корпораций, однозначно принадлежащих или финансируемых иностранцами, и поэтому согласны на привоз людей из-за моря... Австралийский народ не одобрит этого»23. Так что говорить о внутреннем единстве в АЛП в преддверии федеральных выборов пока не приходится, а без него добиться политических успехов весьма затруднительно.

Каков бы ни был резонанс скандалов в АЛП, куда большее значение для укрепления или ослабления ее позиций будет играть прохождение через парламент бюджета на следующий финансовый год. Связанные с этим сюжеты заставили общественность по-иному взглянуть на общий курс кабинета Гиллард. В проекте бюджета видна попытка пересмотреть сложившийся

акции недоверия рядовых членов тред-юнионов к их руково-

16

детву .

В конце мая 2012 г. наметился новый виток напряженности в отношениях АЛП с профсоюзами - социальной опорой партии, на сей раз по поводу одной из одиозных фигур в мире бизнеса - миллиардерши Дж. Райнхарт. Принятое годом ранее решение правительства разрешить ввезти 1700 иностранных рабочих для работы на ее шахтах в Западной Австралии столкнулось с ожесточенным сопротивлением профсоюзов и части АЛП. Райнхарт, признанная богатейшей женщиной мира, уже давно добивалась облегченного режима для ввоза дешевой рабочей силы из-за рубежа, мотивируя это недостатком рабочих рук на месте. Поскольку аналогичные приемы увеличения прибыльности бизнеса практикует не только Райнхарт, но и управленцы многих австралийских крупных корпораций, например, БиЭйчПи, данная мера нашла поддержку у предпринимателей Западной Австралии. Более того, появились предложения распространить такую практику и на малый бизнес. Министр по делам иммиграции К. Боуэн заявил в этой связи, что принятое решение направлено на поддержку весьма выгодного для экономики страны проекта, и что правительство, естественно, стараясь соблюдать интересы австралийских рабочих, приняло к рассмотрению 30 подобных планов17.

Отклик на это заявление был мгновенный. Профсоюзные лидеры не скрывали изумления: «Пресс-релиз министра оценивает это как историческое решение. Оно действительно историческое - лейбористский министр ставит интересы миллиардеров из горнодобывающих кампаний выше интересов работающих австралийцев и австралийского сообщества в целом»18. По их мнению, представители крупного капитала АС просто «распродают» австралийские рабочие места, ибо «миграционная политика одним махом передана Джине Райнхарт»19 Профсоюзные активисты сочли шаги правительства «абсолютным безумием», а Австралийский союз промышленных рабочих счел их опасным прецедентом и пощечиной австралийским трудящимся. Его секретарь Э. Деттмер подчеркнул: «Уважение, которое, как мы полагаем, все предприниматели должны оказывать австралийским рабочим, я думаю, вылетает в ок-

искусство», нейтрализуя опасные последствия действий своих коллег, положение ее оставалось трудным12. Общественный резонанс этих скандалов был значительным. Старая гвардия АЛП предложила дать возможность виновным публично объяснить свои действия; независимые депутаты - автоматически вывести из парламента лиц, допустивших серьезные гражданские правонарушения и ужесточить правила поведения депутатов. Многие ведущие обозреватели даже увидели в этих малоприятных событиях «агонию правительства: подвешенного, выпотрошенного, истерзанного»13.

Агонии, конечно, не наступило, но оппозиция все же выдвинула требование досрочных парламентских выборов. Хотя Томсон просил не разглашать содержание доклада о деятельности его профсоюза, Т. Эббот воспользовался предоставленной возможностью насолить политическим оппонентам. Он потребовал публикации всех материалов расследования, поскольку на его проведение были потрачены огромные деньги налогоплательщиков и «общественность заслуживает того, чтобы знать, упоминаются ли члены правительства Гиллард» в деле с уголовными обвинениями14.

Вообще связи с делом К. Томсона в прессе стала более популярной тема морального авторитета парламента, «который мог бы опираться на уважение людей его избравших». В нынешнем его составе, по словам комментаторов, оказалось «слишком много гнилых яблок», а защитники оскандалившихся парламентариев, равно как и их хулители, действовали исключительно исходя из соображений «сохранения своих мест и шкур»15.

В процессе этих разбирательств серьезно пострадала и репутация любимого детища АЛП - комиссии Fair Work Australia, заменившей собою традиционный для АС государственный арбитраж. Расследование комиссии длилось три года - чрезвычайно и неоправданно долго. Форма доклада вызвала целый ряд вопросов, касавшихся сферы ее полномочий. В результате доклад не столько способствовал выявлению того, в какой степени криминальными были действия профсоюзных боссов от здравоохранения (безусловно, грубо нарушивших гражданские и профсоюзные законы), сколько усилил опасность цепной ре-

Явному разочарованию избирателей в руководстве АЛП немало способствовали и громкие скандалы в партийных рядах. В начале 2012 г. страна узнала о крупных неприятностях в профсоюзе службы здравоохранения. Проведенный еще в 2008 г. аудит выявил случаи незаконного использования профсоюзных средств, а спустя четыре года в докладе Комиссии Fair Work Australia были обнародованы данные о систематической коррупции и нецелевых тратах фондов профсоюза его руководством, в том числе К. Томсоном - депутатом парламента от АЛП. Министр по трудовым отношениям Б. Шортен предложил ввести государственное управление в восточном отделении этого профсоюза до тех пор, «пока не будет восстановлен демократический контроль», и передал это дело на рассмотрение федеральных судебных органов7. Гиллард в конце апреля попросила Томсона выйти из АЛП, что он и сделал, оставшись в нижней палате в качестве независимого депутата и заявив о себе как о «стороннике лейбористов»8. Он отрицал свою виновность и был готов отстаивать свое доброе имя в суде, что будет непросто. Против парламентария было выдвинуто несколько обвинений и начато девять отдельных расследований9.

Практически одновременно один из мелких служащих некий Дж. Эшби выдвинул гражданский иск против спикера парламента П. Слиппера, обвинив того в сексуальных домогательствах. Этот факт был особо неприятен для АЛП тем, что ранее Слиппер попал на свою должность по предложению самой Гиллард, которая теперь вынуждена была просить спикера приостановить политическую деятельность на время разбирательства10. В результате скандала Слиппер, отрицавший свою виновность, также объявил себя независимым парламентарием. Спасая реноме лейбористской партии Гиллард старалась твердо придерживаться презумпции невиновности, но многие увидели в этом лишь уловку по спасению ее правительства: исключенные обещали не выступать против бывших однопартийцев, а это значит, что расклад голосов в нижней палате останется на какое-то время прежним11.

История с Томпсоном и Слипппером могла обернуться политическим кошмаром для правительства Гиллард, и хотя премьер-министр продемонстрировала «великое политическое

ли обоих лагерей сошлись во мнении, что настало время «сомкнуть ряды лейбористов»5, до полного согласия в партии было еще далеко. Во всяком случае, аналитики не торопятся сбрасывать со счетов отправленного на задние скамьи парламента Радда: «Ему не нужны деньги, он уже был заднескамееч-ником раньше, местные проблемы его избирательного округа в Квинсленде его не интересуют. Так почему же он там? Потому что жизнь - это надежда. В случае Кевина Радда надежда на то, чтобы каким-то образом вернуться к лидерству». Если Гиллард не удастся вывести АЛП из кризиса, то «Кевин из Квинсленда» будет готов подхватить эстафету.6

Между тем рейтинг популярности АЛП в 2012 г. практически не рос, и к августу разрыв между основными политическими силами составил 10 пунктов в пользу оппозиции. Иначе говоря, только поддержка зеленых обеспечивала относительную жизнеспособность кабинета Гиллард (рис. 2).

Рисунок 2. Электоральные рейтинги основных политических партий АС

20

15

10

5

.11%

13%

NN N

2 Q

•Коалиция

Источник:

rhttp://www.newspoll.com.au/cgi-bin/polling/displav poll data.pl!

из юрисдикции этих законов, предусмотрели меры компенсации убытков для целого ряда отраслей и занятых в них рабочих. Это выглядело победой АЛП и их сторонников - зеленых. Однако осуществление таких мер натолкнулось на ожесточенное сопротивление промышленных кругов и партий оппозиции. А ее лидер Эббот и вовсе поклялся отменить законы в случае прихода к власти в 2013 г.“ Так что для Гиллард 2011 г. стал, по мнению комментаторов, «годом трудных решений»3, не прибавивших ей симпатий избирателей. Опросы агентства №\¥8ро11 показали, что за последние два года персональные рейтинги Гиллард и Эббота практически сравнялись, хотя в 2010 г. премьер-министр опережала своего основного соперника на 13 % (рис. 1).

Рисунок 1. Персональные рейтинги премьер-министра АС Д.Гиллард и лидера теневого кабинета Э. Эббота

►Гиллард «М^Эббот

Источник:

rhttp://www.newspoll.com.au/cgi-bin/polling//displav poll data.pl Падением ее популярности не преминул воспользоваться К. Радд. В феврале 2012 г. он попытался взять реванш, предложив вынести вопрос о лидерстве в АЛП на обсуждение общественности. Кокус, однако, встал на защиту Гиллард, и в результате она удержала бразды правления4. И хотя представите-

Скоробогатых Н. С.

АВСТРАЛИИСКИИ СОЮЗ на ПУТИ к ВЫБОРАМ 2013 Г.

Несмотря на то, что до очередных выборов в федеральный парламент остается еще год, страсти вокруг предстоящей кампании уже разгораются.

Последние годы были очень нелегкими для правящей Австралийской лейбористской партии (АЛП). Ее лидер Кевин Радд, приведший партию к победе на выборах 2007 г., оказался первым премьер-министром, утратившим свое кресло до окончания первого срока пребывания в должности: его ближайшие соратники сочли, что падение популярности Радда могло помешать лейбористам выиграть выборы 2010 г. Но и сменившая его на посту лидера партии Джулия Гиллард сумела добилась на них лишь относительного успеха: ей пришлось сформировать правительство меньшинства, опиравшееся на поддержку весьма ненадежных партнеров - независимых депутатов и представителей Партии австралийских зеленых (ПАЗ). Это предопределило очень шаткое положение ее кабинета (к слову, портфель министра иностранных дел в нем за выказанное в 2010 г. понимание получил К. Радд)1. Любые серьезные шаги АЛП встречали жесткую критику со стороны оппозиционной коалиции Либеральной и Национальной партий, лидер которой Т. Эббот, умело маневрируя, набирал популярность. Независимые же союзники правительства держались порой слишком независимо.

Это не давало возможности АЛП толком выполнить предвыборные обещания. Так, например, в ноябре 2011 г. парламент принял серию законов о введении налогов на выбросы углерода, что было расценено обозревателями как «одна из самых крупных экономических реформ в стране за последние 10 лет». Новые налоги, затрагивавшие практически все основные отрасли хозяйства страны, были нацелены на стимулирование энергосбережения в производстве и использование более экологичного газа и возобновляемых видов энергии. Фермеров изъяли

34 Астафьева Е.М. Новые тенденции в национальной классификации населения Сингапура // Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития, Выпуск XVII, М., ИВ РАН, 2011 - с. 310.

35 Singapore Census of Population, 2000. Advance Data Release No. 2, November 2000, p. 7.

36 Ли Куан Ю, «Сингапурская история: из «третьего мира - в первый», М.: МГИМО-Университет МИД России, 2005, с. 150.

37 Там же.

http:// www.mandarin.org.sg/

39 Ibid.

40 Census of Population 2010. Singapore Department of Statistics, Singapore, 2011, p. 26

41 Ibid.

12 Ministry of Education Singapore - Education System, http://www.moe.gov.sg/

13 The Straits Times, September 27 2012.

14 The Straits Times, September 23 2011.

15 The Straits Times, September 27 2012.

16 Марк Хонг Тат Сунн, Указ. соч. - с.91

17 Education Statistics Digest 2011, Management Information and Research Branch, Planning Division, Ministry of Education Singapore, August 2011, p. 6.

18 Ministry of Education Singapore http://www.moe.gov.sg/

19 Education Statistics Digest 2011, Management Information and Research Branch, Planning Division, Ministry of Education Singapore, August 2011, p. 7.

20 The Sunday Times, September 18, 2011.

21 The Straits Times, November 24, 2011.

22 The Straits Times, September 23 2011.

23 Education Statistics Digest 2011, Management Information and Research Branch, Planning Division, Ministry of Education Singapore, August 2011, p. 6.

24 Пахомова Л.Ф. Указ. соч., с. 63

25 Education Statistics Digest 2011, Management Information and Research Branch, Planning Division, Ministry of Education Singapore, August 2011, p.

6.

26 Пахомова Л.Ф. Указ. соч., с. 64

27 The Straits Times, September 23 2011.

28 The Straits Times, September 7, 2011/

29 Астафьева E.M. Некоторые аспекты политики нациестроительства в Сингапуре // Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития, Выпуск XIV, ИВ РАН, М., 2010, с. 282

30 Speak Good English Movement [Электронный ресурс]: SGEM Электронные текстовые данные - Режим доступа — http://www.goodenglish.org.sg/

31 Speech by Dr Vivian Balakrishnan, Minister for Community Development, Youth and Sports, Guest of Honour for Speak Good English Movement Launch 2010, Tuesday 7 September 2010, 4 - 6pm at Xin Food Court, Harbourfront Centre Speak Good English Movement [Электронный ресурс] : SGEM - Электронные текстовые данные - Режим доступа — http://www.goodenglish.org.sg/

32 Ministry of Education - Education System [Электронный ресурс]: , Ministry of Education, Singapore - Режим доступа Singapore http://www.moe.gov.sg/

33 The Straits Times. September 8,2011.

различные мероприятия (выступления, конкурсы, семинары и пр.)

Тамильский язык является одним из четырех официальных языков Сингапура, однако внутри индийской этнической группы используются и другие языки, в частности, хинди, урду, бенгальский, пенджаби, гуджарати, малаялам. На сегодняшний день только 37,6% индийцев Сингапура используют тамильский язык, отдавая предпочтение английскому языку 41,6% 41.

Политические преимущества использования английского языка бесспорны. Однако нельзя отрицать тот факт, что процессы глобализации оказывают все большее давление на население, которое выражается в отказе от использования

1 Программу РЧР можно назвать инвестированием в людей, в их образование, здоровье, жилище, профессиональные навыки, формирование их позиции, конкурентоспособность, лидерские качества, самосознание. Таким образом, признается важность личностных качеств народа: трудолюбие, дисциплинированность, способности к обучению, стремление учиться и приобретать знания. Человек должен с уважением относиться к образованию, знаниям и упорному труду, в то время как общество должно вознаграждать предприимчивость и поощрять образование и творческую деятельность. Марк Хонг Тат Сунн, Причины успеха Сингапура, / Марк Хонг Тат Сун. - М.: 2000. - с. 73.

2 Ministry of Education Singapore - Education System, http://www.moe.gov.sg/

3 Марк Хонг Тат Сунн, Указ. соч. - с. 78

4 Ministry of Education Singapore - Education System, http://www.moe.gov.sg/

5 Марк Хонг Тат Сунн, Указ. соч. - с. 79

6 Ministry of Education Singapore - Education System, http://www.moe.gov.sg/

7 Пахомова Л.Ф. Модели процветания (Сингапур, Малайзия, Таиланд, Индонезия), / Л.Ф. Пахомова. - М., ИВ РАН, 2007. с. 49.

8 Ministry of Education Singapore - Education System, http://www.moe.gov.sg/

9 Ли Куан Ю, «Сингапурская история: из «третьего мира - в первый», М.: МГИМО-Университет МИД России, 2005 с. 96

10 The Straits Times, Singapore, 22.12.2009

11 Марк Хонг Тат Сунн, Указ. соч. - с.91

Ли Куан Ю акцентировал внимание на том, что необходимость изучения двух языков: английского и малайского, китайского или тамильского, - являлась тяжелым грузом, т.к все три родных языка не имеют ничего общего с английским. Тем не менее, подчеркивал он, «если бы мы продолжали говорить только на родных языках, то мы не смогли бы выжить. Использование только английского языка тоже было бы шагом назад, ибо мы утратили бы свою культурную самобытность, спокойную уверенность в себе и понимание нашего места в мире... Использование английского языка в качестве нашего рабочего языка предотвратило конфликты, возникавшие между

- 37

людьми различных национальностей» .

С 1979 по 1981 год Speak Mandarin Company (SMC) была направлена на упрощение языковой среды и улучшение взаимодействия и взаимопонимания внутри самой китайской общины; а также создание благоприятных условий для успешной реализации программы двуязычного образования38. Из политических мер в этот период необходимо отметить запрет на использование диалектов китайского языка в местных СМИ.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Однако с течением времени в среде образованных китайцев появилась тенденция к отказу от использования китайского языка в пользу английского. Такое развитие событий привело к изменению целей кампании. В 1991 г. основные усилия были направлены на поощрение сингапурских китайцев, получивших образование на английском языке, использовать литературный китайский язык, чтобы они не теряли связь с национальным корнями39. Однако, популярность использования английского языка в качестве основного в китайской этнической группе продолжает расти увеличившись с 23,9% в 2000 г. до 32,6% в 201040.

В 1981 г. для надзора за состоянием и развитием малайского языка был создан Совет по малайскому языку (Maijlis Bahasa Melayu Singapura). Также с 1962 г. проводятся так называемые Месячники малайского языка (Bulan Bahasa Singapura), направленные на обеспечение преемственности языка как значимой части малайского наследия через

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.