Научная статья на тему 'Сингапур на перекрестке дорог (от доколониального развития острова до Сингапура - центра колонии Стрейтс сеттелментс)'

Сингапур на перекрестке дорог (от доколониального развития острова до Сингапура - центра колонии Стрейтс сеттелментс) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
370
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИНГАПУР / АНГЛИЙСКАЯ ОСТ-ИНДСКАЯ КОМПАНИЯ / ТОМАС РАФФЛЗ / SINGAPORE / ENGLISH EAST INDIA COMPANY / THOMAS RAFFLES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Осипова Мария Григорьевна

Статья посвящена краткому обзору истории Сингапура, начиная с первых упоминаний о Сингапуре (в середине II в. в «Географии» Клавдия Птолемея) и заканчивая второй половиной XIX века, когда с открытием Суэцкого канала и началом эры парового судоходства, усилилось стратегическое торговое значение сингапурского порта и произошли очень серьезные изменения в развитии колонии. Сингапур сделался центром колонии Стрейтс Сеттлментс и началась новая история развития острова, находящегося на перекрестке дорог.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article gives a brief overview of the history of Singapore, from the first mention of Singapore (in the middle of the 2nd century in the "Geography" of Claudius Ptolemy) to the second half of the 19th century, when with the opening of the Suez Canal and the beginning of the era of steam navigation, increased the strategic commercial importance of the Singapore port and there were very serious changes in the development of the colony. Singapore became the center of the colony of Straits Settelments and began a new history of the island, located at the crossroads.

Текст научной работы на тему «Сингапур на перекрестке дорог (от доколониального развития острова до Сингапура - центра колонии Стрейтс сеттелментс)»

ЮГО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ _Том II, № 3 (40), 2018_

© Осипова М.Г.

ИВ РАН

СИНГАПУР на ПЕРЕКРЕСТКЕ ДОРОГ (от доколониального развития острова до Сингапура - центра колонии Стрейтс Сеттлментс)

О ранней истории Сингапура почти не сохранилось сведений. Из весьма немногочисленных источников известно, что в те далекие времена остров играл значительную роль в торговых и международных отношениях с Юго-Восточной Азией. Первое упоминание о Сингапуре появляется еще в середине II в. в «Географии» Клавдия Птоломея. Греческий географ, описывая торговые пути из Индии в Малайю, упоминает среди ряда торговых центров Сабару, расположенную у южной оконечности Малаккского полуострова. В III в. упоминание об острове Сингапур (остров Пулоучун) встречается в китайской хронике, где приводятся отчеты китайского чиновника Кан-Тая, посетившего Юго-Восточную Азию. Китайское название «Пулочун» созвучно с малайским названием «Пулау Уджонг», что означает «остров у оконечности полуострова». В VII веке, в Юго-Восточной Азии, на острове Пулоучун поселились малайцы. Они стали называть свою новую родину Тумасик (Морской город). В конце VII в. появилось новое политическое образование Шривиджая («Победоносная»), которое подчинило своей власти острова Малаккского полуострова. Эпоха Шривиджая была временем расцвета малайских торговых перевалочных пунктов, временем формирования малайской народности. Официальным языком стал древнемалайский. К 1230 г. Шривиджая распалось как единое царство, но окончательный удар был нанесен яванской державой Сингасари, поставившей в конце XШ-XIV вв. под свой контроль Малаккский полуостров.

Первые наиболее достоверные упоминания о расположенном на острове поселении под названием «Тумасик» (Морской город) - содержатся в яванской исторической поэме XIV в. «Накаракертагама».

В 1299 г. возник торговый центр Тумасик (Сингапур). Во второй половине XIV в. Тумасик попал в вассальную зависи-

мость от яванской империи Маджапахит, а в конце XIV в. Тайская Аютия, воспользовавшись ослаблением Маджапахита, распространила свое влияние на все прибрежные области полуострова и прилегающие острова, включая Тумасик (Сингапур). Морские китайские торговые экспедиции в страны Южных морей способствовали укреплению Малакки. Тумасик сделался оживленным торговым центром уже к середине XIV в. «Шелковый» путь (сухопутный) через Центральную Азию, был опасным, поэтому торговые суда отправлялись морским путем, который проходил через остров Тумасик. Китайские пилигримы тоже останавливались в Тумасике. Слово это сохранилось в современном Сингапуре. Официальная резиденция премьер-министра Республики Сингапур называется Шри Тумасик, высшая награда республики - орден Тумасика \

Сведения о политической истории Сингапура весьма скудны и отрывочны. Отдельные факты свидетельствуют о том, что раджи Тумасика вели борьбу и побеждали в ней наступавших с севера таи и в 30 - 40-е гг. XIV в. отстояли независимость города, нанеся поражение сиамскому флоту. Во второй половине XIV в. Тумасик неоднократно вовлекался в длительную и упорную борьбу за контроль над Малаккским полуостровом между Сиамом и могущественной яванской империей Маджапахит. Как свидетельствует «Нагаракертагама», в одно из нападений яванской армии Сингапур был сожжен до основания, а население было истреблено. Сингапур оставался в безвестности вплоть до 1390 г., когда Парамешвара (Искандар Шах) - принц Палембанга, убив местного князя, стал править островом, находившимся в то время в вассальной зависимости от Аютии (Сиама). В 1402 г. войска малайского княжества Па-тани, также вассала Аютии, высадились на острове. Парамешвара с ближайшим окружением бежал из Сингапура на полуостров и поселился в маленькой деревушке северо-западного побережья, дав ей новое название Малакка. Она становится центром основанного Парамешварой княжества, в состав владений которого со второй половины XV в. входит Сингапур.

Начиная с XVI в. Юго-Восточная Азия становится объектом колониальной экспансии европейских государств. Первыми на Малаккский полуостров высадились португальцы. Они

захватили Малакку в 1511 г., превратив ее в мощную морскую крепость, охраняющую португальское торговое господство в странах Южных морей.

В XVI в. Сингапур переходит во владение султана Джохора, возникшего после падения Малакки нового малайского государства, одного из самых влиятельных малайских княжеств XVI-XVIII вв. Правители Джохора вели ожесточенную борьбу с португальцами. Однако в 1587 г. португальцам удалось захватить столицу султаната Джохор-Ламу, а в 1613 г. был уничтожен порт на острове Сингапур. Это последнее разрушение приводит город к полному запустению. Остров становится пристанищем морских пиратов, действовавших на оживленных торговых путях Южных морей, и сведения о нем исчезают до начала XIX в.

Во второй половине XVIII в. Английская Ост-Индская Компания (АОИК) начала поиски военно-морской (в связи с англо-французской борьбой за Индию) и торговой (на пути из Индии в Китай) базы в Малаккском проливе. Появлению Томаса Раффлза на острове Сингапур предшествовала деятельность Раффлза в качестве чиновника в «малайском мире», остров подходил для создания на нем военно-морской базы Великобритании в Индийском океане, кроме того, на нем начали создаваться плантации перца и кофе, в довершение ко всему удобное расположение острова делало его перевалочным пунктом, куда попадали товары из Англии и Индии и откуда они распределялись по всему Индокитайскому полуострову. Торговая монополия Нидерландов препятствовала свободному передвижению товаров и услуг в этом регионе, поэтому свободный порт Джорджтауна привлекал как местных, так и иностранных торговцев.

Однако вскоре произошли некоторые события: как политические (после Трафальгара французской угрозы более не существовало), так и экономические (введение Ост-Индской Компанией торговых пошлин), что снизило интерес метрополии к этому острову. Раффлз мог вернуться в Индию, но он предпочел остаться на полуострове, изучил за 5 месяцев малайский язык настолько хорошо, что мог обходиться без переводчика. В 1808 г. его повысили в должности и он «стал секрета-

рем президентства и авторитетом в делах, касавшихся английской политики в районе Малаккского пролива». После своего повышения по службе он оказался, во время своего отпуска, в городе Малакка, столице малайского султаната, что потом сделалась колонией Нидерландов.

В 1795 г., во время войны Франции с Нидерландами Малайя была захвачена англичанами. Английская Ост-Индская компания, обладавшая большой экономической властью, приняла решение разрушить Малакку, на содержание которой затрачивались большие финансовые средства, связанные с содержанием гарнизона и колониальной администрации города. Раффлз оказался во время своего отпуска в городе, разрушение которого уже началось. Он отправил в Индию рапорт о недопустимости разрушения такого важного форпоста для английских интересов в малайском мире. Его доклад имел самые благоприятные последствия, ибо разрушение города было остановлено английскими властями.

В конце 1817 г. Раффлз обращается к идее создания в Южных морях свободного порта и британского форпоста пишет записку «Наши интересы на Восточном архипелаге» . Эта записка не нашла официальной поддержки властей, но его идеи были поддержаны в английском обществе. Раффлз писал длинные официальные письма в Лондон и в Калькутту, находясь в Бенкулене, убеждая британские официальные власти в том, что их интересы в Южных морях находятся под угрозой, что Нидерланды вытесняют Англию из торговли в Нусантаре, что интересы цивилизации и гуманизма требуют помощи местному населению, страдающему от жестокой торговой политики и административной практики укрепившихся в этом районе голландцев.

В октябре 1818 г. Раффлза пригласили в Калькутту для консультации по всем вопросам, относящимся к политике Великобритании на Малайском полуострове и предложили готовить экспедицию на полуостров.

19 января 1819 г., снарядив небольшой флот, Раффлз вместе с бывшим резидентом Малакки Вильямом Фаркуаром отплыл из Пинанга. Совершив заход на несколько небольших островов в Южной части Малаккского пролива, 28 января

1819 г. они высадились на острове Сингапур, в том месте, где в средние века находился малайский порт Тумасик. Покрытый джунглями остров был безлюден, если не считать маленькой рыбацкой деревушки, в которой проживало около сотни малайцев и несколько десятков китайцев.

Раффлз писал, что, обладая таким островом как Сингапур, «мы сможем распространить наше политическое влияние, если того потребуют обстоятельства... и Сингапур станет для нас на Востоке тем, чем Мальта является на Западе». Открытие Сингапура вряд ли можно отнести к случайному совпадению. Томас Раффлз был знаком, благодаря знанию малайского языка, с местными обычаями, историей и культурой народов архипелага, он знал историю древнего Тумасика, оценивал стратегическое положение острова на подступах к Малайе и его огромные потенциальные возможности как свободного порта.

В начале XIX в. Сингапур входил в состав владений султаната Риау-Джохор, вассала Нидерландов, но его фактическим правителем был правитель Джохора, который за крупное вознаграждение разрешил создать на острове торговую факторию английской Ост-Индской компании. 6 февраля 1819 г. это соглашение было утверждено новым султаном Джохора, который пришел к власти благодаря вмешательству англичан в борьбу за престолонаследие.

До 1823 г. Сингапур, несмотря на протесты Нидерландов, находился под управлением английской Ост-Индской компании, считаясь еще частью Джохорского султаната.

Создание новой опорной базы помогло Англии установить свое господство в морях Юго-Восточной Азии и ослабить в этом районе позиции своего главного соперника - Нидерландов.

17 марта 1824 г. в целях урегулирования своих противоречий в Юго-Восточной Азии Англия и Нидерланды подписали договор, разграничивающий сферы влияния. В соответствии с достигнутым соглашением Голландия уступала Англии свои владения в Индии и Малакку, а также отказывалась от притязаний на Сингапур и Джохор. Англия, в свою очередь, передавала Голландии свои владения на Суматре, включая Бенкулен, и отказываясь от претензий на Каримонские острова, архипелаг

Риау - Линга и острова, расположенные к югу от Сингапурского пролива.

В 1826 г. Сингапур, Пинанг и Малакка были объединены в Восточное президенство Индии - Стрейтс Сеттлментс («Поселения у проливов») с центром в Пинанге. В 1830 г., после ликвидации Восточного президенства, Стрейтс Сеттлментс получили статус резиденства Бенгала. В 1832 г. Сингапур становится административным центром Стрейтс Сеттлментс, а с 1852 г. все английские владения в Малайе переходят под контроль генерал-губернатора Индии.

Своим быстрым экономическим расцветом Сингапур был обязан не только выгодному географическому положению, но развитию посреднической торговли и связанных с нею услуг, что оказалось возможным, благодаря установленному в 1819 г. режиму «свободной торговли». Отсутствие таможенно-тарифного законодательства стимулировало быстрый рост населения тропического острова. Всего за четыре месяца 1819 г. оно возросло от нескольких сот человек до 4 тысяч. Неуклонный рост экономического и стратегического значения Сингапура сопровождался увеличением численности его населения. Основным источником формирования местного населения была иммиграция из Китая, свободно продолжающаяся до 30-х гг. ХХ в.

В 1871 г. население острова уже составляло 96,1 тыс.чел., по сравнению с 10 тыс. в 1824 г., а в 1891 г. оно составляло уже 181,6 тыс. человек. К середине XIX в. китайцы составляли уже 39% населения острова, а в 1867 г. уже 65%.3

Географическое положение Сингапура, расположенного на пересечении важнейших морских путей из Индийского в Тихий океан, надолго предопределило характер его экономической деятельности.

Торговая китайская буржуазия, которая уже к середине XIX в. представляла собой значительную экономическую силу, начинает всё активнее действовать в соседних малайских княжествах, занимаясь откупом и организацией оловодобычи.

Характерной особенностью жизни китайской общины являлась деятельность землячеств гунсы (конгси) и контролировавших их тайных обществ. Руководство этими традиционны-

ми для Китая объединениями принадлежало богатым торговцам и откупщикам, которые использовали тайные общества в интересах своих торговых компаний. Вражда между тайными обществами нередко приводила к серьезным беспорядкам. Контроль над жизнью китайской общины находился фактически полностью в руках главарей тайных обществ. Представители колониальной администрации, не зная китайского языка, не могли эффективно решить проблему ее управления. В 1877 г. был учрежден правительственный комитет по делам китайского населения. Его возглавил владевший китайским языком английский чиновник Вильям Пикеринг, прибывший в Сингапур в 1872 г. В 1877 г. Китай, стремясь установить контакты с зарубежными китайцами, открывает в Сингапуре консульство.

Быстрыми темпами увеличивалась численность индийской общины. Но поскольку китайское и малайское население также быстро увеличивалось, то удельный вес индийцев оставался в основном на уровне 10-14 %. Индийцы, в своей массе были рабочими на каучуковых плантациях и рудниках, слугами, они вербовались в военный и полицейский гарнизон Стрейтс Сеттлментс.

Основные позиции в экономике Сингапура занимала английская буржуазия. Используя всю промышленную мощь метрополии, она вытеснила из внешней торговли своих китайских и индийских конкурентов. В 1869 г. был открыт Суэцкий канал и началась эра парового судоходства, что усилило стратегическое торговое значение сингапурского порта и произошли очень серьезные изменения в развитии колонии. Сингапур сделался центром колонии Стрейтс Сеттлментс и началась новая история развития острова, находящегося на перекрестке дорог.

1 John N. Miksic Singapore Silk Road of the Sea 1300-1800. Singapore 2013.

2 D.C. Boulger. The Life of Sir Stamford Raffles.L.,1897, P.268

3

Симония Н.А. Население китайской национальности в странах Юго-Восточной Азии. М.,1959 С.58-59

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.