Научная статья на тему 'Синергизм в математическом образовании специалистов МЧС России'

Синергизм в математическом образовании специалистов МЧС России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
36
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЧС РОССИИ / МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СИНЕРГИЗМ / МЕХАНИЗМ ИНТЕГРАЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Трофимец Е.Н.

В работе рассмотрены вопросы синергетического подхода в процессе обучения математическим дисциплинам будущих специалистов МЧС России; предложен механизм интеграции математического образования с профессиональными дисциплинами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Трофимец Е.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Синергизм в математическом образовании специалистов МЧС России»

УДК 378.6 E.H. Трофимец

ФГОБУ ВО Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России

СИНЕРГИЗМ В МАТЕМАТИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ СПЕЦИАЛИСТОВ МЧС РОССИИ

В работе рассмотрены вопросы синергетического подхода в процессе обучения математическим дисциплинам будущих специалистов МЧС России; предложен механизм интеграции математического образования с профессиональными дисциплинами.

Ключевые слова: МЧС России, математическое образование, синергизм, механизм интеграции, профессиональные дисциплины.

E.N. Trophimets

SYNERGIES IN THE MATHEMATICAL EDUCATION SPECIALISTS OF EMERCOM OF RUSSIA

The paper deals with the issues of synergetic approach in the process of teaching mathematical disciplines to future specialists of EMERCOM of Russia; the mechanism of integration of mathematical education with professional disciplines is proposed.

Keywords: EMERCOM of Russia, mathematical education, synergy, integration mechanism, professional disciplines.

Математическое образование играет немаловажную роль в профессиональной деятельности инженера по пожарной безопасности, инженера по техносферной безопасности, инженера-аналитика системного анализа центра управления в кризисных ситуациях, юриста судебной экспертизы и других сотрудников МЧС России.

Актуальность математического образования в XXI веке для специалистов МЧС России обусловлена прогнозированием опасных факторов пожара, проведением, мониторинга пожарной обстановки, прогнозированием стихийных бедствий, чрезвычайных ситуаций (ЧС) техногенного характера, ЧС природного характера, оценкой ликвидации последствий стихийных бедствий, предупреждение ЧС.

На ступени высшего образования в вузах МЧС России математические знания используются в процессе изучения профессиональных дисциплин: Расследование и экспертиза пожаров, Основы научных исследований, Пожарная безопасность технологических процессов, Надежность технических систем и техногенный риск, Метрология, стандартизация и сертификация, Теория горения и взрыва, Безопасность жизнедеятельности и др. [1].

Для успешного усвоения математических дисциплин будущими специалистами МЧС России необходимо в процессе обучения проблемно-ориентированное объединение знаний из различных разделов математики, что предполагает получение результирующего эффекта синергизма. Достигнуть такого эффекта можно лишь в том случае, если результирующая синергетическая конфигурация будет хорошо подходить к решаемой профессиональной аналитической задаче, которая должна быть предварительно структурирована, а между частными локальными подзадачами будут установлены связи по входу и выходу [2]. Для формирования синергетических конфигураций и установления между ними информационных связей необходим дополнительный механизм - механизм интеграции знаний. Необходимость присутствия этого механизма основывается на

кибернетическом принципе внешнего дополнения Бира.

Механизм интеграции математических знаний включает в себя три основные модели:

- концептуальную модель интеграции математических знаний, представляющую собой целостную совокупность видов, типов, уровней и форм интеграции;

- модель наглядного моделирования познавательной деятельности обучаемых на основе интеграции математических знаний профессионально-ориентированных задач (ПОЗ);

- дидактическую модель интеграции математических знаний на основе наглядного моделирования ПОЗ.

В свою очередь сам механизм интеграции знаний является сложным многоаспектным процессом и реализуется посредством различных форм, методов и средств обучения [3].

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Artamonov VS., Ivanov A.Y., Sharapov S.V., Trofimets E.N., Trofimets V.Ya. Information systems and processes in the analytical training of management scholars // Espacios. -2017. - Vol. 38 (N25). - P. 18.

2. Balychev S.Yu., Batkovskiy A.M., Kravchuk P.V., Trofimets E.N., Trofimets VYa. Situational modeling of transportation problems: applied and didactic aspects // Espacios. - 2018. -Vol. 39 (N 10). - P. 27.

3. Трофимец E.H. Компьютерное моделирование в образовательном процессе студентов-экономистов // Информатика и образование. - 2008. - № 7. - С. 118-119.

УДК 614.841.2

Т.С. Тру сова, Д. В. Конорев

ФГБОУ ВО Воронежский институт-филиал Ивановской пожарно-спасательной академии ГПС МЧС России

ПОЖАРНЫЙ РИСК КАК МЕРА ВОЗМОЖНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПОЖАРНОЙ ОПАСНОСТИ

В статье рассматриваются понятия риска и опасностей, методы оценки потенциальных последствий пожаров и виды возможных рисков.

Ключевые слова: оценка потенциальных последствий пожара, пожарный, риск, индивидуальный риск, материальный риск.

T.S. Trusova, D. V. Konorev

THE FIRE RISK AS FAR AS POSSIBLE, THE IMPLEMENTATION OF FIRE HAZARD

The article discusses the concepts of risk and hazards, methods of assessing the potential consequences of fires and types of possible risks.

Keywords: assessment of potential consequences of fire, fire risk, individual risk, material

risk.

Понятия «опасность» и «риск» являются весьма многогранными, и их определения в значительной степени зависят от контекста и области знания, в которой они вводятся и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.