Научная статья на тему 'СИНЕРГИЯ СПОРТА И ТАНЦА В АСПЕКТЕ АНТРОПОЛОГИЧЕСКОЙ ОНТОЛОГИИ'

СИНЕРГИЯ СПОРТА И ТАНЦА В АСПЕКТЕ АНТРОПОЛОГИЧЕСКОЙ ОНТОЛОГИИ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
168
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАНЦЕВАЛЬНЫЙ СПОРТ / АГОНАЛЬНОСТЬ / ОНТОЛОГИЯ / ТАНЕЦ / ТЕЛЕСНОСТЬ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Осинцева Н.В., Муратова И.А., Лукьяненко А.А.

Цель исследования - провести анализ танцевального спорта как феномена культуры в аспекте антропологической онтологии для понимания сущности и определения перспектив развития этого направления. Методика и организация исследования. В данном эксперименте были рассмотрены работы отечественных и зарубежных авторов по проблемам теории спорта, истории культуры, философии, эстетики. Компаративный метод и системно-структурный подход позволили выявить сущностные характеристики спорта, танца и танцевального спорта. Понимание танцевального спорта как более сложного феномена, чем простое объединение спорта и танца, опирается на синергетический подход. Результаты исследования и выводы. Танцевальный спорт является относительно новым образованием, недостаточно исследованным феноменом современной культуры. Антропологическая онтология рассматривает спорт шире, чем зрелище, и танец - шире, чем вид искусства. Это позволяет выявить разные онтологические основания спорта и танца в моменте формирования западного типа культуры. Основополагающим признаком синергии спорта и танца выступает телесность человека, где тело одновременно является и границей, и способом человеческого бытия. Танцевальный спорт - это не просто заимствование имманентных атрибутов спорта и танца, но синергия этих явлений. Получается, что в данном контексте сочетание спорта и танца привело не к их суммарному слиянию, а к рождению нового глубокого явления со своими специфическими свойствами. К эмерджентным свойствам танцевального спорта можно отнести амбивалентность эстетической агональности, свободы и детерминизма, эмоционально-физического выражения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYNERGY OF SPORT AND DANCE IN ASPECT OF ANTHROPOLOGICAL ONTOLOGY

Objective of the study is to analyze dancesport as a cultural phenomenon in the aspect of anthropological ontology to understand its essence and evaluate prospects of its further development. Methods and structure of the study. The research methods included an analysis of the works of domestic and foreign authors devoted to the theory of sports, history of civilization, philosophy, and aesthetics, comparative method and systemic-structural approach that helped reveal the essential characteristics of sport, dance, and dancesport. Understanding dancesport as a more complex phenomenon rather than a simple combination of sport and dance is based on a synergistic approach. Results and conclusions. Dancesport is a relatively new entity, insufficiently studied phenomenon of modern culture. The anthropological ontology sees sport as something bigger than a spectacle, and dance - as something bigger than an art form. This enables to identify different ontological bases of sport and dance at the moment of formation of a Westernized culture. The fundamental feature of the synergy of sport and dance is human physicality, where the body is both the boundary and the mode of being. Dancesport is not just a borrowing of the intrinsic attributes of sport and dance but a synergy of these two phenomena. In this context, the combination of sport and dance has apparently led to the origin of a new deep phenomenon with its specific properties rather than to their transfusion. Ambivalence of aesthetic agonality, freedom and determinism, as well as emotional and physical expression can be considered among the emergent properties of dancesport.

Текст научной работы на тему «СИНЕРГИЯ СПОРТА И ТАНЦА В АСПЕКТЕ АНТРОПОЛОГИЧЕСКОЙ ОНТОЛОГИИ»

СИНЕРГИЯ СПОРТА И ТАНЦА В АСПЕКТЕ АНТРОПОЛОГИЧЕСКОЙ онтологии

УДК/UDC 796.011

Поступила в редакцию 12.02.2021 г.

Кандидат философских наук, доцент Н.В. Осинцева1 Кандидат философских наук, доцент И.А. Муратова1 Кандидат философских наук, доцент А.А. Лукьяненко1

1 Тюменский индустриальный университет, Тюмень

SYNERGY OF SPÜRT AND DANCE iN ASPECT OF ANTHROPOLOGiCAL ONTOLOGY

PhD, Associate Professor N.V. Osintseva1 PhD, Associate Professor I.A. Muratova1 PhD, Associate Professor A.A. Lukyanenko1

1 Industrial University of Tyumen, Tyumen

Информация для связи с автором: ossintseva2002@mail.ru

Аннотация

Цель исследования - провести анализ танцевального спорта как феномена культуры в аспекте антропологической онтологии для понимания сущности и определения перспектив развития этого направления. Методика и организация исследования. В данном эксперименте были рассмотрены работы отечественных и зарубежных авторов по проблемам теории спорта, истории культуры, философии, эстетики. Компаративный метод и системно-структурный подход позволили выявить сущностные характеристики спорта, танца и танцевального спорта. Понимание танцевального спорта как более сложного феномена, чем простое объединение спорта и танца, опирается на синергетический подход. Результаты исследования и выводы. Танцевальный спорт является относительно новым образованием, недостаточно исследованным феноменом современной культуры. Антропологическая онтология рассматривает спорт шире, чем зрелище, и танец - шире, чем вид искусства. Это позволяет выявить разные онтологические основания спорта и танца в моменте формирования западного типа культуры. Основополагающим признаком синергии спорта и танца выступает телесность человека, где тело одновременно является и границей, и способом человеческого бытия. Танцевальный спорт - это не просто заимствование имманентных атрибутов спорта и танца, но синергия этих явлений. Получается, что в данном контексте сочетание спорта и танца привело не к их суммарному слиянию, а к рождению нового глубокого явления со своими специфическими свойствами. К эмерджентным свойствам танцевального спорта можно отнести амбивалентность эстетической агональности, свободы и детерминизма, эмоционально-физического выражения.

Ключевые слова: танцевальный спорт, агональность, онтология, танец, телесность.

Abstract

Objective of the study is to analyze dancesport as a cultural phenomenon in the aspect of anthropological ontology to understand its essence and evaluate prospects of its further development.

Methods and structure of the study. The research methods included an analysis of the works of domestic and foreign authors devoted to the theory of sports, history of civilization, philosophy, and aesthetics, comparative method and systemic-structural approach that helped reveal the essential characteristics of sport, dance, and dancesport. Understanding dancesport as a more complex phenomenon rather than a simple combination of sport and dance is based on a synergistic approach.

Results and conclusions. Dancesport is a relatively new entity, insufficiently studied phenomenon of modern culture. The anthropological ontology sees sport as something bigger than a spectacle, and dance - as something bigger than an art form. This enables to identify different ontological bases of sport and dance at the moment of formation of a Westernized culture. The fundamental feature of the synergy of sport and dance is human physicality, where the body is both the boundary and the mode of being. Dancesport is not just a borrowing of the intrinsic attributes of sport and dance but a synergy of these two phenomena. In this context, the combination of sport and dance has apparently led to the origin of a new deep phenomenon with its specific properties rather than to their transfusion. Ambivalence of aesthetic agonality, freedom and determinism, as well as emotional and physical expression can be considered among the emergent properties of dancesport.

Keywords: dancesport, agonality, ontology, dance, physicality.

Введение. Глобализация современного мира демонстрирует активное развитие кросс-культурных явлений. Танец и спорт по отдельности насчитывают многовековую историю своего существования и теоретического осмысления, в то время как танцевальный спорт является относительно новым образованием. Появившись около столетия назад, это явление до сих пор вызывает острые дискуссии на уровне спорта, искусства, законодательной базы и пр.

Цель исследования - провести анализ танцевального спорта как феномена культуры в аспекте антропологической онтологии.

Методика и организация исследования. В данном эксперименте были рассмотрены работы отечественных и за-

рубежных авторов по проблемам теории спорта, истории культуры, философии, эстетики. Компаративный метод и системно-структурный подход позволили выявить сущностные характеристики спорта, танца и танцевального спорта. Понимание танцевального спорта как более сложного феномена, чем простое объединение спорта и танца, опирается на синергетический подход.

Результаты исследования и их обсуждение. Самый очевидный и распространенный путь рассмотрения танцевального спорта начинается с выявления точек пересечения спорта и танца. В современной культуре можно заметить дуалистичный процесс в нише соматической двигательной активности между этими явлениями. С одной стороны, танец

№6 • 2021 Июнь | June

http://www.teoriya.ru

□ и

£ г. CL

ч—

О ш и

CL ' -о с

га

^

О ш

■С

Н

обогащается сложными трюковыми элементами, спортивным аффектом, состязательным характером, спортивным терминологическим аппаратом, не теряя своих онтологических оснований. С другой стороны, можно наблюдать движение спорта (спортивно-бальные танцы, художественная гимнастика, фигурное катание, синхронное плавание) к эстетическим характеристикам. Эти и некоторые другие виды спорта включают в свое существование атрибуты танца - хореографичность, художественный образ, эстетику телесности, но по сущности остаются спортом. Спортивные трюки в танце, которые требуют максимального физического напряжения, несомненно, повышают зрелищность танцевального искусства. В то же время, поворот спорта в сторону эстетики и художественности повышает его зрелищность, привлекая зрителей.

Однако следует предварительно обозначить границу антропологической онтологии в понимании спорта и танца. В этом смысле спорт выходит за сферу зрелищного мероприятия, так же как и танец выходит за пределы искусства. Выявляя онтологические свойства спорта и танца, правомерно обращение к истории. Несмотря на то, что спорт и танец своими корнями уходят в синкретизм архаичной культуры, мы в рамках данного исследования рассмотрим античную эпоху, поскольку она является прообразом и моделью современной западной цивилизации.

В Древней Греции спорт и танец понимались как духовно-практическая этика. Понимание древнегреческого этоса напрямую связано с античной соматической культурой. Лукиан пишет, что в итальянском городе халкидонского происхождения состязания были дополнены именно пляской. Философ полагает, что пляска традиционно не была включена во всенародные игрища, потому что «судьи признали пляску делом слишком большим и важным, чтобы вызывать ее на испытания» [4, с. 62]. Средством физического совершенствования тела были не только силовые атлетические упражнения, но и танец.

Американский психолог А. Лоуэн утверждает, что признаком отсутствия свободы является «отсутствие элегантности движений» [3, с. 78].

С точки зрения заявленного философского аспекта возникает вопрос, как возможно совмещение онтологически столь разных феноменов? Почему спорт на пути эстетизации в большей степени объединяется с танцем, нежели с музыкой или живописью? Чем является танцевальный спорт - новым видом спорта с художественно-эстетическими элементами или новым синергетическим явлением?

Основополагающим признаком синергии спорта и танца выступает телесность человека, где тело одновременно является и границей, и способом человеческого бытия. В танцевальном спорте «каждый танец имеет свое событие, а тело становится инструментом для повествования» [7, с. 384]. В каждом номере создается отдельная танцевальная история, чтобы убедить зрителя в реальности этой истории, спортсмены-танцоры должны сами экзистенциально ее прожить [7, с. 385].

В танцевальном спорте тело человека связано с социокультурным контекстом. В социальном аспекте, «тело человека оформляется посредством личного и социального опыта» [7, с. 371], так как тело выступает инструментом, чтобы быть культурным и социальным существом. Танцевальный спорт иллюстрирует постоянное балансирование между двух миров - спорта и танца [6]. Всемирная федерация танцевального спорта (WDSF) на своем официальном сайте (https://www.worlddancesport.org) дает следующее определение: «Танцевальный спорт - это деятельность, которая сочетает в себе спорт и танец, и которая позволяет участникам

улучшить физическую форму и психическое благополучие, сформировать социальные отношения и получить результаты в соревнованиях на всех уровнях».

Амбивалентность танцевального спорта проявляется в эстетической агональности, что, в свою очередь, является «препятствием в выработке судейских критериев оценки» [2, с. 78; 8]. Первый уровень строго технический, как в спорте, где можно оценить через силу, четкость, тренированность, тогда как второй более глубокий уровень, использующий артистизм, опирается на способность спортсмена-танцора декодировать культурные коды танца. Кроме того, в танцевальном спорте присутствует амбивалентность свободы и детерминизма, спортивное начало поддерживает социальный порядок, а танцевальное - социальный контекст. Эмоциональные и физические навыки в танцевальном спорте выступают не как оппозиция, а как дополняющие противоречия. Тем, кто занимается танцевальным спортом, нужно существовать, используя терминологию Э. Фромма, сразу в двух модусах - обладания и бытия.

Вывод. Танцевальный спорт - это не просто заимствование имманентных атрибутов спорта и танца, но синергия этих явлений. Получается, что в данном контексте сочетание спорта и танца привело не к их суммарному слиянию, а к рождению нового глубокого явления, со своими специфическими свойствами. К эмерджентным свойствам танцевального спорта можно отнести амбивалентность эстетической агональности, свободы и детерминизма, эмоционально-физического выражения.

Литература

1. Костецкий В.В. ОРХНШ&ХАРИИ: Когда танец больше, чем танец / В.В. Костецкий, Н.В. Осинцева // Эстетическая антропология: Коллективная монография. - Тюмень: «Вектор Бук», 2007.

- С. 163-196.

2. Крухмалева К. Современное состояние вида спорта «спортивные танцы»: перспективы включения в программу Игр Олимпиады / К. Крухмалева // Теория и практика физ. культуры. - 2015. - № 2.

- С. 77-80.

3. Лоуэн А. Психология тела: биоэнергетический анализ тела / А. Лоуэн. - М.: Институт общегуманитарных исследований, 2000.

4. Лукиан. О пляске / Лукиан // Диалоги. Недиалогические жанры. М.: НФ «Пушкинская библиотека», 2005. - С. 653-673.

5. Осинцева Н.В. Танец в аспекте антропологической онтологии: дис. ... канд. философ. Наук / Н.В. Осинцева // Тюменский государственный университет, Тюмень, 2006.

6. Передельский А.А. История развития спортивных танцев в мировой и отечественной практике / А.А. Передельский, К. Крухмалева // Теория и практика физ. культуры. - 2015. - № 12. - С. 49-51.

References

1. Kostetskiy V.V., Osintseva N.V. ОРХНШ&ХАРИИ: Kogda tanets bolshe, chem tanets [ОРХНШ & ХАРИИ: When Dance Is More Than Dance]. Esteticheskaya antropologiya [Aesthetic Anthropology]. Tyumen: Vector Book publ., 2007. pp. 163-196.

2. Krukhmaleva K. Sovremennoe sostoyanie vida sporta «Sportivnye tantsy»: perspektivy vklyucheniya v programmu igr Olimpiady [Current state of dance sport: prospects for inclusion in Olympic Games programme]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2015. No. 12. pp. 77-80.

3. Lowen A. Psikhologiya tela: bioenergeticheskiy analiz tela [Body Psychology: Bioenergetic Body Analysis]. Moscow: Institut obsh-chegumanitarnykh issledovaniy [Institute of General Humanitarian Research] publ., 2000.

4. Lucian. O plyaske. Dialogi. Nedialogicheskie zhanry [About dance. Dialogues. Nondialogical genres]. Moscow: Pushkinskaya biblioteka publ., 2005. pp. 653-673.

5. Osintseva N.V. Tanets v aspekte antropologicheskoy ontologii [Dance in context of anthropological ontology]. PhD diss. abstract. Tyumen State University, Tyumen, 2006.

6. Peredelskiy A.A., Krukhmaleva K. Istoriya razvitiya sportivnykh tantsev v mirovoy i otechestvennoy praktike [International and domestic history of dance sport]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2015. No. 12. pp. 49-51.

7. Byczkowska-Owczarek. D. (2019) Performing on the Boundary of Art and Sport: The Case of Competitive Ballroom Dancers. Sociologickycasopis. Czech Sociological Review. Vol. 55. No. 3: 369-392.

8. Premelc" J., Vuc'kovic' G., James N., Leskosek B. (2019) Reliability of Judging in DanceSport. Frontiers in Psychology. Vol. 10. Article 1001. pp. 1-8.

104

http://www.teoriya.ru

№6^ 2021 Июнь | June

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.