УДК 378
СИНЕРГИЯ ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН В ИНЖЕНЕРНОМ ОБРАЗОВАНИИ
Л.М. Богатова1
гСтатъя подготовлена в рамках международной сетевой научно-практической конференции «Инженерное образование: проблемы трансформации для индустрии 4.0 - Синергия-2019».
Аннотация. Статья посвящена рассмотрению эффекта синергии, возникающего в инженерном образовании при реализации междисциплинарного подхода в практике преподавания социально-гуманитарных дисциплин. Автор выделяет гомогенную и гетерогенную синергию и обращает особое внимание на взаимодействие между предметами гуманитарного цикла. Подчёркивая сложность формирования личности по меркам определённой социокультурной ситуации, автор обращает внимание на необходимость межпредметного взаимодействия между дисциплинами социально-гуманитарного цикла. Анализируя взаимосвязь между морально-этическими и юридически-правовыми составляющими в практике организации учебно-образовательного процесса в инженерном вузе, автор настоятельно проводит мысль о том, что синергийный эффект имеет не только когнитивно-методический, но и глубинный социокультурный контекст, связанный с формированием мировоззрения личности. Большую озабоченность автор выражает в отношении непрерывно нарастающего дефицита социально-гуманитарного цикла в рамках учебного процесса в инженерном вузе и акцентирует внимание на том, что данное обстоятельство снижает социальную эффективность системы высшего образования в целом.
Ключевые слова: синергия, междисциплинарность, образование, формирование личности, гуманитарные дисциплины.
SYNERGY OF HUMANITARIAN DISCIPLINES IN ENGINEERING EDUCATION L. Bogatova
Abstract. Article is devoted to consideration of the effect of a synergy arising at realization of interdisciplinary approach in practice of teaching social and humanitarian disciplines. The author allocates a homogeneous and heterogeneous synergy and complexity of formation of the personality by the standards of a certain sociocultural situation pays special attention to interdisciplinarity between objects of the humanitarian cycle Emphasizing, the author pays attention to need of intersubject interaction between disciplines of a social and humanitarian cycle. Analyzing interrelation between moral and ethical and legal and legal components in practice of the organization of educational and educational process at the higher school, the author carries insistently out thought of what the sinergiyny effect has not only cognitive and methodical, but also deep sociocultural контекс connected with formation of outlook of a certain type of the personality. Most of the concerns expressed in relation to the author continuously growing shortage of social and humanities within the educational process in high school, and emphasizes that this fact reduces the efficiency of the social system of higher education in general.
Keywords: synergy, interdisciplinarity, education, formation of the personality, humanitarian disciplines.
Принцип синергии имеет многообразные проявления в действительной жизни [18]. Не является исключением и учебно-образовательный процесс, в организации которого применяются разнообразные подходы, обеспечивающие появление эффекта синергийности. Речь идёт о таких подходах, как комплексный, системный, интегративный, которые основаны на взаимодействии различных дисциплин. Особый интерес эта тема представляет для практиков преподавания социально-гуманитарных
дисциплин.
Имея в виду онтологическое и логико-методологическое различие «номотетических» и «идиографических» (В. Вильбендант) наук, междисциплинарные связи имеет смысл подразделить на два типа, дающих эффект гомогенной и гетерогенной синергии. Последняя вырастает из взаимодействия дисциплин естественнонаучного и социально-гуманитарного цикла. В этой связи заметим, что в определённый период отечественное инженерное образование занимало приоритетные позиции в мире. Среди многих причин, обусловливающих лидерство, исследователи указывают на сильные позиции
социально-гуманитарной составляющей в учебно-образовательном процессе, что во многом обеспечивало фундаментальность подготовки специалистов. Данное обстоятельство обусловлено тем, что содержание социально-гуманитарных наук не только нацелено на формирование мировоззрения и расширение общекультурного кругозора, их изучение активизирует у личности многие важнейшие интеллектуальные процессы - воображение, абстрагирование, логическое мышление и отвлечённое моделирование, формирует исследовательские компетенции и прочие аналитические навыки. Взаимосвязь предметов социально-гуманитарного цикла с
естественнонаучным блоком в рамках высшего инженерного образования в конечном итоге производило сильнейший синергийный эффект.
Гомогенная синергия своим источником имеет междисциплинарное взаимодействие в рамках социально-гуманитарных дисциплин. Формирование личности по меркам конкретно-исторической социокультурной ситуации -чрезвычайно противоречивый, многофакторный и поэтапный процесс, в который включены различные общественные структурные подразделения, имеющие в той или иной степени отношение к производству социально значимых характеристик личности. Среди них одним из важнейших социальных институтов, прямо и непосредственно участвующих в реализации задач, связанных с инкультурацией, является система высшего образования, которая располагает необходимой материально-технической базой, мощными информационными ресурсами, высококвалифицированным кадровым потенциалом и научно-методическим обеспечением. В настоящее время, как никогда ранее остро осознаётся непосредственная зависимость между эффективностью социальных преобразований, происходящих в российском обществе на современном этапе и дееспособностью системы высшего образования в целом. Не вызывает сомнений, что темпы и масштабы коренного обновления всех сфер общественной жизни в значительной степени зависят от качества идейно-нравственной и правовой подготовки личности, от её мировоззренческой зрелости и профессиональной компетенции, от высокой гражданственности и умения жить и ориентироваться в идеологически плюральной социальной среде.
В этой связи большой интерес представляет собой исследование эффекта синергийности во взаимодействии преподавателей философских и
правовых дисциплин, совместные усилия которых призваны обеспечить формирование мировоззрения личности в соответствии с конкретно-историческими, социокультурными задачами. Необходимо подчеркнуть, что взаимосвязь философско-этических и
юридически-правовых дисциплин в рамках учебно-образовательного процесса в высшей школе имеет глубокие, теоретико-методологические основания, которые могут быть раскрыты, прежде всего, с позиций социально-философского анализа.
Диалектическая взаимосвязь морали и права, которые представляют собой конкретно-исторические компоненты общественной структуры, имеет глубокие генетические основания. Корреляция морально-нравственной и правой регуляции определяется схожестью и конгруэнтностью их структурно-
функциональных параметров. Однако в реальной практике современная высшая школа не располагает достаточными возможностями для эффективного решения поставленных перед нею задач по формированию личности с высокой правовой культурой и социально значимыми морально-этическими характеристиками.
Испытывая непосредственное влияние, идущее со стороны государственных учреждений и различных общественных организаций, которые определяют целевую стратегию её деятельности и дальнейшего развития, высшая школа объективно включается в многообразные процессы, что имеет для эффективности её функционирования неоднозначные последствия.
Представляется необходимым указать на некоторые наиболее значимые причины, снижающие эффект синергии учебно-образовательного процесса в системе высшего инженерного образования. Значительно снижает синергийную эффективность межпредметного взаимодействия непрерывно нарастающий дефицит гуманитарного знания. В современных условиях обозначилась тенденция возрастания наукоёмкости современного производства, что стимулирует динамику развития ряда как фундаментальных, так и прикладных научных областей. Теоретическая база в некоторых научных направлениях обновляется в течение пятилетнего цикла. Соответственно, это создает ряд сложнейших проблем для системы инженерного образования, имеющей
непосредственное отношение к
профессиональной подготовке
высококвалифицированных специалистов. В пределах системы инженерного образования не
только лимитируется объём научно-теоретической информации, что можно назвать отбором «актуальных знаний», но и определяется общая идейно-мировоззренческая
направленность учебно-образовательного
процесса. В плане решения этой задачи учебные планы в инженерных вузах перенасыщены предметами естественно-прикладного,
технологического цикла, что неизбежно влияет на место социально-гуманитарных дисциплин в образовательной программе. Хотя в последнее время в этом направлении обозначились некоторые позитивные тенденции - курс «Основы правоведения» введён в учебно-образовательные программы в качестве обязательной дисциплины на всех специальностях во всех высших учебных заведениях, - общую ситуацию с преподаванием гуманитарных дисциплин, особенно в вузах технического, инженерного профиля, в целом нельзя признать благоприятной. Поскольку базовый в мировоззренческом отношении учебный курс «Основы философии» по объёму урезан до 18 лекционных часов и превращается в элективный, он может претендовать лишь на обзорно-ознакомительный характер. Другие гуманитарные дисциплины, такие как «Культурология», «Мировая художественная культура», «Религиоведение», «Основы этикетной культуры» вообще низведены в учебных планах до разряда третьестепенных дисциплин, т.е. курсов по выбору. А такие курсы, как «Логика», «Основы этики», «Эстетика» вообще отсутствуют в учебных программах не только в технических вузах, специализированных на подготовке инженерных кадров, но и ряда гуманитарных вузов, что не может не вызывать тревоги и озабоченности.
У специалистов не вызывает сомнений, что сложившийся дефицит предметов гуманитарного цикла неблагоприятно отражается на качестве духовно-нравственного, мировоззренческого формирования личности [7; 10]. Парадоксальность ситуации заключается в том, что труднее всего доказывается и обосновывается общеизвестное. Действительно, о значимости гуманитарной составляющей в образовательном процессе написано и сказано немало. К теме в разной мере обстоятельности обращаются представители философии, этики, истории, социологии, и, что
немаловажно подчеркнуть, инженерной педагогики [1-3;4;7-9;11-17;19]. Однако, несмотря на активность теоретических исследований и многочисленные разработки прикладного, методического характера, актуальность проблемы, связанной с преподаванием гуманитарных дисциплин в рамках высшего технологического образования, в современных условиях не только не снижается, а напротив лишь возрастает. В этой связи возникает настоятельная необходимость, что называется «в который раз», обратиться к данной проблеме и особо акцентировать внимание на то существенное обстоятельство, что непрерывно идущее сокращение циклов гуманитарных дисциплин, входящих в учебные планы подготовки специалистов инженерного профиля, всё более приобретает ярко выраженный негативный социокультурный контекст.
Принимая во внимание сложнейшие и противоречивые процессы, которые
разворачиваются в пространствах современной культуры, нужно постоянно помнить о том, что гуманитаризация учебно-образовательного
процесс во всех звеньях высшей школы выступает необходимым условием
совершенствования ни много, ни мало -российского общества в целом. Насыщение образовательного процесса дисциплинами гуманитарного цикла - первостепенная и насущная потребность, без удовлетворения которой не представляется возможным вести речь о высшей школе как о дееспособном социальном институте, включённым в процесс формирования личности в соответствии с общественными запросами и интересами. Думается, что постепенно произойдёт осознание того непреложного факта, что междисциплинарное взаимодействие, дающее колоссальный эффект синергии в области гуманитаристики, представляет собой не только учебно-образовательную, методическую задачу, но и социокультурную проблему огромной важности. Практика реальной жизни подводит к осознанию, что без глубоких и обстоятельных разносторонних социально-гуманитарных знаний невозможно сформировать личность и как грамотного специалиста-инженера, и как активного, социально зрелого субъекта демократически ориентированного общества.
Литература:
1. Андреев А.Л. Гуманитарный цикл в Андреев // Высшее образование в России. - 2015. - № 1.
техническом вузе и интеллектуальные среды / А.Л. - С. 30-36.
2. Антипьев А.Г. Гуманизация и гуманитаризация образования: состояние и проблемы / А.Г. Антипьев // Высшее образование в России. - 2009. - № 6.
3. Ашмарин И.И., Клементьев Е.Д. Гуманитарная составляющая университетского научно-технического образования / И.И. Ашмарин, Е.Д. Клементьев // Высшее образование в России. -2009. - № 1.
4. Барабанова С.В., Зинурова Р.И. Новые подходы к формированию правовой компетентности в инженерной педагогике / С.В. Барабанова, Р.И. Зинурова // Высшее образование в России. - 2017. - № 7. - С. 138-146.
5. Богатова Л.М. Социокультурный контекст десекуляризации российского высшего образования / Л.М. Богатова // Религия и образование в светских обществах: опыт, проблемы, перспективы. - Минск, 2014.
6. Богоудинова Р.З. Культурологический подход в трактовке целей и задач профессионального образования / Р.З. Богоутдинова // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. - 2017. - № 11. - С. 49-56.
7. Галёна Е., Гумбрехт Х.У. «Башня из слоновой кости»: О будущем гуманитарного образования / Е. Галёна, Х.У. Гумбрехт // Новое литературное обозрение. - 2016. - № 2(138).
8. Донских О.А. Несколько замечаний о "гуманитарной составляющей" образования / О.А. Донских // Высшее образование в России. - 2009. -№ 4.
9. Ивашкин А. Гуманизация и гуманитаризация инженерного образования / А. Ивашкин // Высшее образование в России. - 2006. -№ 1.
10. Карелин В.М. «Философия» как учебный курс: смена концепта / В.М. Карелин, Н.И. Кузнецова, И.Н. Грифцова // Высшее образование в России. - 2017. - № 10. - С. 64-74.
11. Леонова Е.В. Формирование общекультурных компе-тенций у студентов технического вуза / Е.В. Леонова // Высшее образование в России. - 2010. - № 2.
12. Проблемы и перспективы преподавания социогуманитарных дисциплин в технических вузах в современных условиях: материалы Всероссийской научно-методической конференции (Москва, 19-20 ноября 2008 г.). - М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2008. - 384 с.
13. Ремарчук В.Н. О гуманитарной подготовке инженеров (некоторые итоги научно-методической конференции) / В.Н. Ремарчук // Высшее образование в России. - 2011. - № 1.
14. Ромм М.В., Ромм Т.А. Социализация и профессиональное воспитание в высшей школе / М.В. Ромм, Т.А. Ромм // Высшее образование в России. - 2010. - № 12.
15. Селивёрстова Е.Н. О гуманитарном измерении профессионального образования / Е.Н. Селиверстова // Высшее образование в России. -
2010. - № 8/9.
16. Смирнова Т.В. Возможности визуального мышления в гумани-таризации инженерного образования / Т.В. Смирнова // Высшее образование в России. - 2009. - № 4.
17. Стегний В.Н. Компетентностный подход к содержанию цикла ГСЭД при подготовке инженера / В.Н. Стегний // Высшее образование в России. -
2011. - № 1.
18. Хоружий С.С. Что такое Synergeia? Синергия как универсальная парадигма / С.С. Хоружий // Вопросы философии. - 2011. - № 12.
19. Nussbaum, M.C. Cultivating Humanity: A Socratic Defense of Reform in Liberal Education. Cambridge, MA: Harvard University Press, 1997. 352 p.; Нуссбаум М. Не ради прибыли. Зачем демократии нужны гуманитарные науки / пер. с англ. М. Бендет. М.: ВШЭ, 2014. 192 с.
Сведения об авторе:
Богатова Лариса Михайловна (г. Казань, Россия), доктор философских наук, профессор, Казанский национальный исследовательский технологический университет, е-mail: bolami@inbox.ru
Data about the author:
L. Bogatova (Kazan, Russia), Doctor of Philosophical Science, Professor, Kazan national research technological University, е-mail: bolami@inbox.ru
Статья поступила в редакцию 07.11.2019 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования