Научная статья на тему 'Синергетический подход в педагогической системе при развитии интеллектуального потенциала студента'

Синергетический подход в педагогической системе при развитии интеллектуального потенциала студента Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
56
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИНЕРГЕТИКА / РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ СТУДЕНТА / КРИТЕРИИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ВУЗА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вьюгина С. В.

В статье рассматриваются синергетические принципы в образовательном процессе технологического вуза. Материалы являются анализом научно-исследовательской работы автора, где рассматривается развитие интеллектуального потенциала студента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Синергетический подход в педагогической системе при развитии интеллектуального потенциала студента»

УДК 378.14 Вьюгина С.В,

Казанский национальный исследовательский технологический университет, Казань, Россия

СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ПРИ РАЗВИТИИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТА

В статье рассматриваются синергетические принципы в образовательном процессе технологического вуза. Материалы являются анализом научно-исследовательской работы автора, где рассматривается развитие интеллектуального потенциала студента. Ключевые слова:

педагогическая синергетика, развития интеллектуальный потенциал студента, критерии технологического вуза.

Современное общество ставит требования перед высшей школой по подготовке специалистов нового поколения. Как показывает опыт работы, каждая педагогическая задача разрешима с помощью адекватной технологии обучения, целостность которой обеспечивается взаимосвязанными процессами проектирования и реализацией следующих компонентов: организационной формы, дидактического процесса, компетентности преподавателя и научно-методического обеспечения процесса обучения.

В процессе изучения взаимодействия образовательной среды технологического вуза и реальной социокультурной среды установлено, что педагогическая система вуза непосредственно отражает все особенности структурных и функциональных состояний среды: общественно и личностно-значимые духовные потребности, социальные и культурные нормы и ценности, условия для самореализации интеллектуального потенциала студентов и его репродукции.

Актуальными становятся такие интеллектуальные проблемы технологического вуза, как развитие умственных способностей студентов к адаптации к единому образовательному пространству в рамках мирового сообщества, академическая мобильность, транскультурная грамотность. При этом возникает необходимость переструктурирования педагогической системы с учетом заявленных требований стран - участниц Болонского процесса и реальной опасности утери достижений отечественной технологической школы в процессе внедрения образовательных инокультур.

Но вместе с тем, глобальные изменения социокультурной среды (развитие общества знания и его научной организации, демократизация общественной и государственной жизни, распространение единой культуры на всех континентах) оказывают интенсивное влияние на развитие педагогической системы отечественных вузов. В этих условиях, педагогическая теория должна не только констатировать объективные тенденции изучаемых процессов, она должна доказательно, научно и обоснованно представить эффективность принимаемых решений, ориентированных на решение современных педагогических задач.

По нашему мнению, таким научно-обоснованным подходом к решению современных педагогических задач в трансформирующихся общественных условиях выступает синергетика как модель самоорганизации педагогических систем. В отличие от системного подхода, где основное внимание акцентируется на связях частей в целом, синергетика учитывает причины свойств системы. В системном подходе анализ ведется, как правило, на качественном уровне. Синергетика основывается на количественных отношениях и параметрах. В синергетике ставится более общая и широкая проблема использования самоорганизации так, как она происходит в естественных, природных процессах. Сначала объекты ведут себя абсолютно независимо, и в движении не наблюдается никакой взаимной упорядоченности. Такое первоначальное состояние характеризуется понятиями «хаос» и «беспорядок». Затем при некоторых критических значениях поступающей извне энергии-информации возникает взаимодействие между объектами и они начинают участвовать в согласованном, коллективном движении. Из беспорядка возникает порядок, из хаоса возникает определенная устойчивая структура, то есть устанавливается постоянная взаимосвязь между компонентами, которые из самостоятельных

объектов превращаются в элементы упорядоченной системы [5].

Современные фундаментальные открытия подтверждают междисциплинарный подход синергетики к исследуемым предметам и объектам. Предметом синергетики являются механизмы самоорганизации, поэтому чаще всего синергетику отечественные специалисты подменяют теорией самоорганизации. Но, как показывают сравнительные исследования самоорганизации и синергетики, «синергетика - более комплексная система, нежели самоорганизация, вернее самоорганизация в синергетике - процесс возникновения макроскопически упорядоченных, пространственно-временных структур в сложных нелинейных системах, находящихся в далеких от равновесия состояниях вблизи особых критических точек» [2, 0.276].

В процессе анализа структуры и содержания педагогической системы развития интеллектуального потенциала студентов технологического вуза было установлено три типа процессов ее самоорганизации:

1) самозарождение организации, то есть возникновение из некоторой совокупности целостных объектов определенного уровня новой целостной системы со своими специфическими закономерностями;

2) процессы, благодаря которым система поддерживает определенный уровень организации при изменении внешних и внутренних условий ее функционирования;

3) совершенствование и саморазвитие систем, которые способны накапливать и использовать прошлый опыт.

К этому следует добавить и то, что самоорганизация всегда связана с кооперативными процессами, детерминирующими новые структуры. Характерной чертой процесса самоорганизации является взаимодействие случайности и необходимости, переход к неустойчивости [4].

Интерпретация педагогических явлений с точки зрения теории самоорганизации представляется задачей сложной, но весьма важной. В существующих ныне учебниках, справочниках по педагогике нет однозначного толкования термина «педагогическая синергетика», что говорит о недостаточной теоретической разработанности данного феномена в самой науке.

Причины сложившегося положения мы видим в следующем. Во-первых, термин «педагогическая синергетика» характеризуется относительной новизной. Во-вторых, интересующая нас область науки, занимающаяся изучением процессов самоорганизации, еще не вполне оформилась, она далека от своего завершения и потому не обладает единой и общепринятой терминологией, а понятийный аппарат синергетики сложен и не всегда может быть в доступной форме адаптирован к основным педагогическим положениям. В-третьих, достаточно быстрая эволюция новой области знаний не оставляет времени на то, чтобы также быстро систематизировать все накопленные научные данные и построить логически строгую, и в достаточной степени стройную систему понятий. В-четвертых, в силу своей специфики, синергетические исследования проводятся разобщенно, каждая наука при этом использует «свой» категориальный аппарат.

По мнению некоторых ученых [4], активному внедрению идей синергетики в образование препятствует, прежде всего, традиционное педагогическое мышление и убежденность разработчиков содержания образования в том, что будто бы должно

проити не менее полувека между утверждением познавательной модели в науке и ее адаптацией в образовании. По этим причинам статус синергетики в системе педагогической науки еще не вполне определен.

Но значимость внедрения принципов синергетики в педагогическую теорию и практику осознается многими исследователями, которые разрабатывают отдельные аспекты синергетики, некоторые рассматривает педагогическую синергетику в качестве синтеза многофакторных взаимодействий во встречных процессах воспитания и самовоспитания, образования и самообразования, обучения и самообучения, материализующихся в личности обучающихся [4, 6].

В.И.Андреев [1, С.446-447] предлагает назвать педагогической синергетикой «область педагогического знания, которая основывается на законах и закономерностях синергетики, то есть законах и закономерностях самоорганизации и саморазвития педагогических, то есть образовательно-воспитательных систем». Педагогическая синергетика, считает В.И.Андреев, дает возможность по-новому подойти к разработке проблем развития педагогических систем, рассматривая, прежде всего их с позиции «открытости», сотворчества и ориентации на саморазвитие.

Таким образом, для педагогики синергетика начинает выступать как один из методологических

принципов, поскольку в рамках целенаправленного взаимодействия в педагогическом процессе как раз и наблюдаются эффекты, изучаемые новой областью знаний.

Таким образом, как показывают наши исследования, проводимые в Казанском национальном исследовательском технологическом университете структура и содержание концептуальных идей, категорий, модели синергетического подхода к педагогической системе технологического вуза позволяют со всей очевидностью считать их базовыми категориями развития интеллектуального потенциала студентов ретроспективного (вчерашние возможности), актуального (сегодняшние возможности), будущего (идеальные, прогностические возможности) и рефлексивного (признанные возможности со стороны социума) характера.

В настоящее время проблема поиска места синергетики в исследовании проблем образования еще более актуализировалась. Это связано с тем, что в педагогической теории и практике обсуждаются разные педагогические парадигмы, концепции и подходы, вызванные к жизни необходимостью обновления педагогической системы под воздействием видоизменившихся требований общества, рынка труда к подготовке специалистов нового поколения.

ЛИТЕРАТУРА

Педагогика творческого саморазвития /В.И.Андреев.

Казань: Изд-во Казан, ун-

1. Андреев В.И.

та, 1996

2. Буданов В.Г. Методология синергетики в постнеклассической науке и в образовании /В.Г.Буданов. - М.: Книжный двор "Либроком", 2013.

3. Вьюгина С.В. Повышение качества образования и развитие интеллектуального потенциала студента технологического вуза /С.В.Вьюгина //Международный симпозиум "Надежность и качество. - Пенза, 2331 мая 2011.- Пенза, 2011 - С.116-119.

4. Вьюгина С.В. Синергетические тенденции развития интеллектуального потенциала студента /С.В.Вьюгина //Вестник Казанского технологического университета, 2014. Т.17. №5 - С.303-306.

5. Северцев Н.А. Системный анализ определения параметров состояния и параметры объекта для обеспечения безопасности //Надежность и качество сложных систем. 2013. № 1.

6. Вьюгина С.В. Модернизация педагогической системы технологического вуза в

наблюдения С. 4-10. развитии

интеллектуального потенциала студентов: монография /С.В.Вьюгина. ун-та. 2015.

Казань: Изд-во Казан, нац. иссл.

УДК 621.451

Китаев В.Н., Филиппов М.А. Китаева Е.Н., Екимов Н.В,

ФГУП РФЯЦ-ВНИИТФ им. акад. Е. И. Забабахина, Снежинск, Россия

РЕШЕНИЕ НЕСТАНДАРТНЫХ КОНСТРУКТОРСКИХ ЗАДАЧ ПРИ РАЗРАБОТКЕ ИНЕРЦИОННОГО ПРИБОРА

Электромеханические инерционные приборы находят традиционное применение в различных автономных технических объектах, для которых характерно движение с линейным ускорением под действием сил от различного рода разгонных двигателей [1]. Сложность создания электромеханических инерционных приборов обусловлена тем, что зачастую требуется:

- обеспечить работоспособность при очень малых значениях линейного ускорения при применении и сохранение исходного состояния при значительных ударных ускорениях при аварийном падении объекта применения, при этом ударные ускорения могут превышать ускорения при применении на три и более порядка;

- обеспечивать работоспособность при предельных линейных ускорениях с сохранением механической прочности элементов конструкции.

При этом в обязательном порядке должна обеспечиваться требуемая надежность прибора в течение длительного срока хранения.

Предприятием накоплен значительный задел по техническим решениям конструктивных элементов и конструкций в целом электромеханических инерционных приборов, при этом новые технические решения в указанном направлении приборостроения со стабильной тенденцией создаются. Об этом убедительно свидетельствует большое количество патентов по этой тематике, полученных предприятием за последние годы.

Зачастую при разработке инерционных приборов приходится решать нестандартные конструкторские

задачи, обусловленные условиями и режимами их применения в разрабатываемых и перспективных технических объектах.

Например, для обеспечения применения в перспективном техническом объекте к разрабатываемому инерционному прибору - инерционному включателю предъявлено требование по обеспечению подключения электрической цепи, предназначенной для продолжительного пропускания тока 24 А, а также кратковременного пропускания тока 120 А при номинальном напряжении 8,4 В (максимальном 9 В).

В разработанных ранее инерционных включателях обеспечивалось пропускание длительно токов до 2 А и кратковременно до 10-15 А.

Использование известных технических решений даже с параллельным подключением замыкающих контактов не обеспечивает выполнение предъявленного требования из-за ограниченного количества этих контактов в отдельном приборе из-за его малых габаритов [2, 3, 4].

Проведенные проработки все же позволили создать технологичную конструкцию сильноточного контакта и малогабаритного инерционного включателя в целом.

В качестве надежного инерционного механизма использован применяемый многие десятилетия двух стопорный инерционный механизм со значительно различающимися перемещениями связанных шариковым фиксатором инерционных стопоров. Известная конструкция, реализованная в различных исполнениях в сотнях вариантах инерционных приборов,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.