Научная статья на тему 'Решение нестандартных конструкторских задач при разработке инерционного прибора'

Решение нестандартных конструкторских задач при разработке инерционного прибора Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
59
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Решение нестандартных конструкторских задач при разработке инерционного прибора»

проити не менее полувека между утверждением познавательной модели в науке и ее адаптацией в образовании. По этим причинам статус синергетики в системе педагогической науки еще не вполне определен.

Но значимость внедрения принципов синергетики в педагогическую теорию и практику осознается многими исследователями, которые разрабатывают отдельные аспекты синергетики, некоторые рассматривает педагогическую синергетику в качестве синтеза многофакторных взаимодействий во встречных процессах воспитания и самовоспитания, образования и самообразования, обучения и самообучения, материализующихся в личности обучающихся [4, 6].

В.И.Андреев [1, С.446-447] предлагает назвать педагогической синергетикой «область педагогического знания, которая основывается на законах и закономерностях синергетики, то есть законах и закономерностях самоорганизации и саморазвития педагогических, то есть образовательно-воспитательных систем». Педагогическая синергетика, считает В.И.Андреев, дает возможность по-новому подойти к разработке проблем развития педагогических систем, рассматривая, прежде всего их с позиции «открытости», сотворчества и ориентации на саморазвитие.

Таким образом, для педагогики синергетика начинает выступать как один из методологических

принципов, поскольку в рамках целенаправленного взаимодействия в педагогическом процессе как раз и наблюдаются эффекты, изучаемые новой областью знаний.

Таким образом, как показывают наши исследования, проводимые в Казанском национальном исследовательском технологическом университете структура и содержание концептуальных идей, категорий, модели синергетического подхода к педагогической системе технологического вуза позволяют со всей очевидностью считать их базовыми категориями развития интеллектуального потенциала студентов ретроспективного (вчерашние возможности), актуального (сегодняшние возможности), будущего (идеальные, прогностические возможности) и рефлексивного (признанные возможности со стороны социума) характера.

В настоящее время проблема поиска места синергетики в исследовании проблем образования еще более актуализировалась. Это связано с тем, что в педагогической теории и практике обсуждаются разные педагогические парадигмы, концепции и подходы, вызванные к жизни необходимостью обновления педагогической системы под воздействием видоизменившихся требований общества, рынка труда к подготовке специалистов нового поколения.

ЛИТЕРАТУРА

Педагогика творческого саморазвития /В.И.Андреев.

Казань: Изд-во Казан, ун-

1. Андреев В.И.

та, 1996

2. Буданов В.Г. Методология синергетики в постнеклассической науке и в образовании /В.Г.Буданов. - М.: Книжный двор "Либроком", 2013.

3. Вьюгина С.В. Повышение качества образования и развитие интеллектуального потенциала студента технологического вуза /С.В.Вьюгина //Международный симпозиум "Надежность и качество. - Пенза, 2331 мая 2011.- Пенза, 2011 - С.116-119.

4. Вьюгина С.В. Синергетические тенденции развития интеллектуального потенциала студента /С.В.Вьюгина //Вестник Казанского технологического университета, 2014. Т.17. №5 - С.303-306.

5. Северцев Н.А. Системный анализ определения параметров состояния и параметры объекта для обеспечения безопасности //Надежность и качество сложных систем. 2013. № 1.

6. Вьюгина С.В. Модернизация педагогической системы технологического вуза в

наблюдения С. 4-10. развитии

интеллектуального потенциала студентов: монография /С.В.Вьюгина. ун-та. 2015.

Казань: Изд-во Казан, нац. иссл.

УДК 621.451

Китаев В.Н., Филиппов М.А. Китаева Е.Н., Екимов Н.В,

ФГУП РФЯЦ-ВНИИТФ им. акад. Е. И. Забабахина, Снежинск, Россия

РЕШЕНИЕ НЕСТАНДАРТНЫХ КОНСТРУКТОРСКИХ ЗАДАЧ ПРИ РАЗРАБОТКЕ ИНЕРЦИОННОГО ПРИБОРА

Электромеханические инерционные приборы находят традиционное применение в различных автономных технических объектах, для которых характерно движение с линейным ускорением под действием сил от различного рода разгонных двигателей [1]. Сложность создания электромеханических инерционных приборов обусловлена тем, что зачастую требуется:

- обеспечить работоспособность при очень малых значениях линейного ускорения при применении и сохранение исходного состояния при значительных ударных ускорениях при аварийном падении объекта применения, при этом ударные ускорения могут превышать ускорения при применении на три и более порядка;

- обеспечивать работоспособность при предельных линейных ускорениях с сохранением механической прочности элементов конструкции.

При этом в обязательном порядке должна обеспечиваться требуемая надежность прибора в течение длительного срока хранения.

Предприятием накоплен значительный задел по техническим решениям конструктивных элементов и конструкций в целом электромеханических инерционных приборов, при этом новые технические решения в указанном направлении приборостроения со стабильной тенденцией создаются. Об этом убедительно свидетельствует большое количество патентов по этой тематике, полученных предприятием за последние годы.

Зачастую при разработке инерционных приборов приходится решать нестандартные конструкторские

задачи, обусловленные условиями и режимами их применения в разрабатываемых и перспективных технических объектах.

Например, для обеспечения применения в перспективном техническом объекте к разрабатываемому инерционному прибору - инерционному включателю предъявлено требование по обеспечению подключения электрической цепи, предназначенной для продолжительного пропускания тока 24 А, а также кратковременного пропускания тока 120 А при номинальном напряжении 8,4 В (максимальном 9 В).

В разработанных ранее инерционных включателях обеспечивалось пропускание длительно токов до 2 А и кратковременно до 10-15 А.

Использование известных технических решений даже с параллельным подключением замыкающих контактов не обеспечивает выполнение предъявленного требования из-за ограниченного количества этих контактов в отдельном приборе из-за его малых габаритов [2, 3, 4].

Проведенные проработки все же позволили создать технологичную конструкцию сильноточного контакта и малогабаритного инерционного включателя в целом.

В качестве надежного инерционного механизма использован применяемый многие десятилетия двух стопорный инерционный механизм со значительно различающимися перемещениями связанных шариковым фиксатором инерционных стопоров. Известная конструкция, реализованная в различных исполнениях в сотнях вариантах инерционных приборов,

обеспечивает высокую надежность при применении и безопасность при аварийных ситуациях объекта применения.

В разрабатываемом инерционном включателе двух стопорный инерционный механизм значительно упрощен в части уменьшения количества входящих в него деталей и регулировок при настройке.

Технологичная контактная система обеспечивает замыкание сильноточного контакта со значительной площадью контактирования без использования дополнительных упругих элементов.

Конструкция инерционного включателя в исходном состоянии показана на рисунке 1, в сработанном состоянии с замкнутым контактом после спада линейного ускорения - на рисунке 2.

Регулировка хода основного стопора обеспечивается резьбовым соединением конструктивных элементов основного стопора. Резьба, выполненная на внутреннем штоке используется для закрепления изолятора подвижного контакта. Ход а основного стопора в десятки раз меньше хода в дополнительного стопора (или стопора страховщика).

Проработана также конструкция технологичных элементов монтажа проводов большого сечения к токовыводам инерционного включателя. Монтаж проводов показан на рисунке 5. Предложенный монтаж проводов, обладающий повышенной механической прочностью, позволяет уменьшить длину токовыво-дов прибора, вследствие чего уменьшается объем, занимаемый монтажом.

В верхней части основного стопора на изоляторе размещено кольцо из металла с высокой электрической проводимостью, например бронзы с гальваническим серебряным покрытием. Кольцо является подвижным контактом, точнее перемыкателем. Полная соосность конических рабочих поверхностей неподвижных контактов, выполненных также из металла с высокой электрической проводимостью, обеспечивается технологическим приемом - разделением резанием неподвижных контактов из общего кольца после его опрессовки. Конструкция контактной системы до разделения общего кольца показана на рисунке 3, после разделения - на рисунке 4. Общее кольцо - заготовка для двух неподвижных контактов, применяемых в одном инерционном приборе совместно.

Соосность конической рабочей поверхности неподвижного контакта относительно конических рабочих поверхностей неподвижных контактов обеспечивается «самоустановкой» основного стопора после выхода его верхнего пояска из направляющей втулки под действием усилия пружины после спада ускорения.

Малые углы конических рабочих поверхностей контактирующих элементов (подвижного и неподвижных контактов) и их соотношение обеспечивают значительные усилия контактирования, превышающие на порядок усилие пружины основного стопора.

При движении объекта применения, к котором установлен инерционный включатель, с ускорением, величина которого превышает уставочное значение, основной и дополнительный стопор под действием сил инерции, точнее результирующих сил, перемещаются до упора, сжимая соответствующие пружины. При этом шарик выходит из наклонного отверстия направляющей втулки и после спада ускорения уже не препятствует перемещению (подъему) основного стопора усилием пружины. В конце перемещения основного стопора перемыкателем электрически соединяются неподвижные контакты.

Оптимально выбранные материалы, покрытия, конструкция и сечения электропроводящих деталей, а также форма рабочих (контактирующих) поверхностей обеспечивают длительное пропускание требуемых значительных токов.

Инерционный включатель выполнен в габаритах 0 25х38,5 мм, массой не более 60 г.

В приведенном примере исполнения инерционный включатель имеет один замыкающий контакт, однако

с использованием разработанного технического решения в указанных габаритах прибора возможна реализация и двух контактов. Для этого заготовку неподвижных контактов - кольцо, в котором должно быть установлено уже четыре токовывода, после опрессовки потребуется разделять также на четыре части.

По результатам проведенных работ разработана конструкторская документация на инерционный

включатель, по которой изготавливаются лабораторные образцы приборов для проведения испытаний по подтверждению выполнения предъявленных к нему техническим заданием технических требований.

На примере разработки инерционного включателя показана возможность успешного решения нестандартной конструкторской задачи в части обеспечения уникальных токовых режимов контактов прибора с обеспечением его высокой надежности и безопасности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Китаев В.Н. О некоторых результатах разработок инерционных включателей. Надежность и качество - 2010: труды Международного симпозиума: в 2 т. - Пенза: Изд-во ПГУ, 2010. - 1 т. - 532 с., с. 4934 94.

2. Китаев В.Н., Китаева Е.Н., Новоселова Н.В. Конструкция контакта для контактной системы электромеханического прибора. Надежность и качество - 2013: труды Международного симпозиума: в 2 т. -Пенза: Изд-во ПГУ, 2010. - 2 т. - 532 с., с. 131-132.

3. Патент РФ №2 552 349 от 18.03.2013, Н01Н 1/42, опубликовано: 10.06.2015, бюллетень №16.

4. Китаев В.Н., Зайковский С.Н., Екимов Н.В. Контактная система электромеханического порогового траекторного прибора. Сборник докладов VII научной конференции Волжского регионального центра РАРАН «Современные методы проектирования и отработки ракетно-артиллерийского вооружения» в 2 т. - Саров, ФГУП РФЯЦ-ВНИИЭФ, 2012. - т.1, 586 с.: ил., с.193-195.

УДК 37.02

Косякин Ю.В., Юлова Е.С.

Московский государственный машиностроительный университет, Москва, Россия

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ УСПЕШНОСТИ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ В СИСТЕМЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Проведен анализ существующих теоретических и методологических подходов к решению проблем педагогического прогнозирования качества заочной формы образования с использованием дистанционных технологий. Рассмотрен процесс формирования и развития системы оперативного управления качеством образования. Рассмотрена схема системного управления и ее основные компоненты (по С. Олтнеру).

Ключевые слова:

педагогическое прогнозирование, зирования.

оперативное управление, закономерности развития, методы прогно-

Система дистанционного образования может обеспечить качественное образование, соответствующее требованиям современного общества, при грамотной ее организации, а именно, при обеспечении эффективного взаимодействия всех компонентов системы дистанционного обучения (преподаватель - студент, студент - студент, студент -учебный материал).

В практике оценивания дистанционного образования наибольшее предпочтение отдают методикам оценивания по качеству, т.е. по успешности студентов. Создание системы контроля усвоения знаний обеспечивает непрерывное и эффективное управление процессом обучения.

Взаимосвязь теории и практики в процессе формирования и развития целостной системы оперативного управления образованием реализуется через регулирование и коррекцию целей, содержания, методов и форм самого управления. Педагогическая теория управления, являясь средством познания, изучения и прогнозирования практики, служит в то же время средством обновления процесса управления развитием образования, создает критерии оценки его результативности, а именно успеваемости студентов. При этом используется методология системного подхода, которая снижает случайность результатов и стихийность процессов управления [8].

Понятие «система образования» все чаще встречается в педагогических исследованиях, его можно определить, как социально обусловленную целостность взаимодействующих на основе сотрудничества между собой, окружающей средой, ее духовными и материальными ценностями участников педагогического процесса.

В модели оперативного управления развитием образовательных систем отражаются главные системные свойства управления, к которым относят открытость, целенаправленность, целостность, функциональность.

Между педагогическими системами и окружающей действительностью существуют определенные взаимосвязи и информационно-энергетический обмен. При определенных условиях, например, при наличии взаимных интересов или проявлении инициативы другой стороны, они могут перерасти в диалог для

создания общего пространства. Возникающее взаимодействие может быть стихийным (бессистемным) и заданным педагогической целью, что обусловлено открытостью педагогической системы.

Цели, являясь системообразующим фактором, не возникают сами по себе, а обусловлены социальным заказом, определяемым, с одной стороны, государством, обществом, с другой - запросами, личностными интересами. Так происходит и в образовательном процессе, обусловливая его целенаправленность.

Педагогические системы конструируются для достижения заданного социального, педагогического, психологического результата и реализации целей. Целостность оперативного управления, следовательно, исходит из целевых установок на формирование развитой личности, означает качественную полноту рассматриваемого предмета и составляющих его элементов.

Таким образом, система есть средство, с помощью которого осуществляется процесс решения проблемы. Рассмотрим схему системного управления и ее основные компоненты (по С. Олтнеру) [11]: С Вход )

Обратная связь

1- Внешнее управление

Процессы ограничений

1

Основной процесс

Внутреннее управление

1

Потребитель (студент)

Обратная связь

Выход

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.