DOI 10.7442/2071-9620-2019-11-4-61-66
УДК 378.147 ББК 74.484.4
И.Ю. Новикова
(Южно-Уральский государственный аграрный университет, г. Челябинск, Россия)
СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
В статье рассматривается кардинально новая научно-педагогическая концепция на основе синергетического подхода в образовательном процессе. Она предполагает такую подготовку будущих специалистов, которая способна в определенном смысле гарантировать их востребованность и конкурентоспособность на рынке труда в быстро меняющихся условиях жизни. Синергетический подход способствует внедрению в образовательную систему инновационных, интерактивных, личностно-ориентиро-ванных подходов, методов и технологий преподавания на основе самоорганизации процесса образования. Синергетическая концепция на основе этого подхода направлена на синтез многофакторных взаимодействий в рамках таких процессов, как воспитание и самовоспитание, обучение и самообучение, образование и самообразование. Синергети-ческий подход применительно к саморазвитию личности способствует системности, актуализирует потенциальные возможности обучающихся для их последующей трансформации в способности. Синергетика как один из методологических принципов в педагогике ориентирована на целенаправленное взаимодействие педагога и обучающихся, что приводит к тому, что образовательный процесс как сложная система стремится к самоструктурированию и самоорганизации.
Ключевые слова: синергетика, синергетический подход, системность, личность, саморазвитие, самоорганизация, самовоспитание, самообучение, самообразование.
I.Yu. Novikova
(South Ural State Agrarian University, Chelyabinsk, Russia) SYNERGETIC APPROACH IN EDUCATIONAL PROCESS
The article discusses a radically new scientific and pedagogical concept based on a synergistic approach in the educational process. It involves such training of future specialists to make them able to be competitive in the labor market in rapidly changing living conditions. The synergetic approach promotes the introduction into the educational system of innovative, interactive, personality-oriented approaches, teaching methods and technologies based on self-organization of the educational process. The synergetic concept based on this approach is aimed at the synthesis of multifactorial interactions within such processes as upbringing and self-upbringing, training and self-training, education and self-education. The synergetic approach aimed at the personality self-development contributes to systematicity, actualizes the students' potential capabilities for further transformation into their abilities. Synergetics as one of the methodological principles in pedagogy is focused on the due interaction between the teacher and students to make the educational process become a complex system seeking for self-structuring and self-organization.
Keywords: synergetics, synergetic approach, systematicity, personality, self-development, self-organization, self-education, self-structuring.
<D О О Ф J О
_0 Ц
ф
н га ш о
СО
го
ю о
о
X
ч
о
ср ф
I S
О
Сегодня, в век прогресса, информационных технологий, различных инноваций и новшеств, перемены, происходящие в современном обществе, обусловливают его переход к качественно новому формату [15], поэтому и в системе высшего образования, в ее основе должна быть кардинально новая научно-педагогическая концепция, обусловливающая такое качество подготовки будущих специалистов, которое способно в определенном смысле гарантировать их востребованность и конкурентоспособность на рынке труда в быстро меняющихся условиях жизни. Высшее образование должно быть нацелено не столько на подготовку высококвалифицированных специалистов в различных областях, сколько на формирование личности, обладающей знаниями, умениями и навыками, а также выраженными лидерскими качествами, чтобы в перспективе определять приоритетные направления развития человечества.
Для достижения задач, стоящих сегодня перед высшей школой, в принципах и подходах к реализации образовательного процесса предполагаются не только изменения форм, приемов, методов и содержания учебной деятельности, но и преобразования в преподавательской деятельности, то есть применение инновационных и актуализация традиционных подходов как основы педагогического процесса в системе высшего образования, наделяя ее многофункциональностью.
Для этого в систему высшего образования необходимо внедрять инновационные, интерактивные, личностно-ориентированные подходы, методы и технологии преподавания. Одной из таких новаций, необходимых сегодня в образовательном процессе, без сомнений, является синергетический подход. я У термина «синергетика» происхож-
§ дение греческое: в переводе с греческого о synergeia означает «содружество», «сод трудничество» [12], то есть согласованность частей при взаимодействии для об-
разования некой структуры как единого целого.
В «Философском словаре» можно найти более детализированное определение: «Синергетика - современная теория самоорганизации, новое мировидение, связываемое с исследованием феноменов самоорганизации, нелинейности, неравновесности, глобальной эволюции, изучением процессов становления «порядка через хаос» (И. Пригожин), бифуркационных изменений, необратимости времени, неустойчивости как основополагающей характеристики процессов эволюции» [11; 14].
Итак, предмет синергетики - это самоорганизация и ее особенности, и «под самоорганизацией в синергетике понимаются процессы возникновения макроскопически упорядоченных пространственно-временных структур в сложных нелинейных системах, находящихся в далеких от равновесия состояниях вблизи особых критических точек» [13]. В «Большом толковом словаре русского языка» самоорганизация определяется как «упорядочение каких-либо элементов, обусловленное внутренними причинами, без воздействия извне» [2].
По мнению Г. Хакена [18; 19], самоорганизация свойственна объектам самой различной природы. Самоорганизация как процесс реализуется посредством перестройки имеющихся и образования возникающих между элементами системы связей. Процесс самоорганизации носит целенаправленный, но при этом естественный и, следовательно, спонтанный характер: система взаимодействует с окружающей средой, процессы же, возникающие при этом, оказываются независимыми от среды и автономными в той или иной мере. Таким образом, самоорганизация есть результат необходимости и случайности, вектор взаимодействия которых направлен от неустойчивости к устойчивости. В основе самоорганизации как процесса концептуально и методологически лежит возможность различных систем к саморазвитию как за счет
извне приходящей информации, энергии и т.п., так и за счет использования их внутренних ресурсов.
Синергетическая концепция познания, как показывают исследования, может применяться в процессе изучения систем, нелинейных, открытых и поэтому сложных, таких как общество и подсистем, его составляющих, например, образование.
С педагогической точки зрения, синергетика как теория самоорганизации и ее отдельные аспекты нашли отражение в работах А.И. Бочкарева, В.Г. Виненко, А.А. Ворожбитоваой, В.А. Игнатовой, Е.Н. Князевой, С.П. Курдюмова, Л.Н. Макаровой, Н.М. Таланчука, Ю.В. Ша-ронина и др. [3] Несмотря на достаточно большое количество работ, посвященных вопросам синергетики, такие понятия как «педагогическая синергетика», «синергетический подход» еще не однозначны для педагогов.
На сегодняшний день результатом педагогической мысли по продвижению синергетики в сферу образования стала концепция, в основе которой лежит синергетичность, то есть самоорганизованность процесса образования, а под педагогической синергетикой подразумевается область педагогического знания, в основе которой - самоорганизация как педагогических систем, так и теоретических аспектов, закономерностей и принципов. В существующих учебниках, справочных пособиях по педагогике нет общепризнанных определений для такого направления как «педагогическая синергетика», что свидетельствует о недостаточной теоретической разработанности данного явления и неопределенности статуса синергетики в системе наук.
Причины сложившейся ситуации мы видим в следующем. Во-первых, синергетика все еще является относительно новым направлением развития педагогической мысли, поэтому эта область знаний еще не достаточно адаптирована к интерпретации существующих в педагогике явлений, ее терминологический ап-
парат и система понятий не сформированы. Во-вторых, эволюция данной области науки происходит быстрее, чем систематизация накопленных научных данных, поэтому возникают определенные сложности в создании единого и логичного понятийного аппарата. В-третьих, си-нергетические исследования, как правило, из-за своей специфичности проводятся бессистемно, и при этом у каждой науки наработан «свой» терминологический словарь. В-четвертых, по мнению В.А. Игнатовой [5], идеи синергетики внедряются в сферу образования неактивно из-за традиционного педагогического мышления, формировавшегося годами, поэтому при адаптации в сфере образования у новой познавательной модели возникают трудности.
Тем не менее, многими исследователями, разрабатывающими отдельные аспекты теории и практики, осознается необходимость и актуальность внедрения принципов синергетики в педагогику. Например, А.А. Ворожбитова [5] считает, что педагогическая синергетика есть синтез многофакторных взаимодействий в рамках таких процессов, как воспитание и самовоспитание, обучение и самообучение, образование и самообразование при формировании личности.
Синергетический подход применительно к саморазвитию личности способствует появлению порядка, системности, актуализирует потенциальные возможности для их последующей трансформации в способности. Для поддержания порядка и системности в жизни личность нуждается в саморазвитии. Например, у успешной и развитой личности, как правило, выработаны хорошие навыки тайм-менеджмента для управления временем, и, как следствие, для достижения в любом деле максимальной эффективности.
По мнению В.И. Андреева [1], педагогическая синергетика - это «область педагогического знания, которая основывается на законах и закономерностях синергетики, то есть законах и закономерностях самоорганизации и само-
ф о
о ф
о
_0 ц
ф
н га ш о
СО
го ü ю о
о
X
ч
о
о ф
т
ф
I S
о
развития педагогических, то есть образовательно-воспитательных систем». Благодаря такому подходу, как утверждает В.И. Андреев [1], становится возможным интерпретировать педагогические явления по-новому, рассматривая педагогические системы как открытые, ориентированные на сотворчество и саморазвитие. Благодаря синергетике сложные системы переходят в упорядоченное состояние из хаотичного, между элементами этих систем появляются такие связи, при которых «их суммарное действие в рамках системы превышает по своему эффекту простое сложение эффектов действий каждого из элементов в отдельности» [10]. Поэтому синергетике сегодня в педагогике отводится роль одного из методологических принципов: целенаправленное взаимодействие педагога и обучающихся в рамках педагогического процесса приводит к тому, что образовательный процесс как сложная система стремится к самоструктурированию и самоорганизации.
С точки зрения В.А. Игнатовой [7], можно выделить опорный момент при применении идей синергетики в образовании: в содержании образования идеи синергетики адаптируются как дидактические аспекты, используемые для управления учебно-воспитательным процессом на этапе прогнозирования и моделирования развивающихся образовательных систем.
Применяя принципы синергетики при трактовке процессов, свойственных образованию, необходимо решить, можно ли рассматривать систему образования как синергетическую, то есть как открытую, нелинейную, неравновесную, так как для синергетики основные понятия - открытость, нелинейность, неравновесность.
Система образования может считать-го ся открытой, так как в ее рамках про-§ исходит постоянный обмен знаниями и о информацией. Участники процесса (пред подаватель (прямая связь) и обучающиеся (обратная связь)) постоянно расширяют
образовательное и информационное пространство. Ставятся новые цели и задачи, это меняет образование содержательно. Для обучения появляются новые методы и средства. Все это свидетельствует о нелинейности происходящего процесса и получаемого результата. Таким образом, система постоянно выходит из устойчивого равновесия, а, значит, является открытой, нелинейной, неравновесной, что свидетельствует о ее самоорганизации.
Предоставление каждому участнику образовательного процесса возможности выбора как проявления своей индивидуальности при движении к цели, стимулирование самостоятельности при принятии решений - это и есть многовариантность в системе образования, дающая возможность обучающимся идти по индивидуальной траектории, выбирая темп обучения, учебное заведение, учебные дисциплины и т.п. Поэтому можно сказать, что синергетика важна в качестве методологической основы для прогностической и управленческой деятельности в современном мире. Синергетика ориентирована на поиск неких универсальных законов эволюции открытых неравновесных систем любой природы [6; 7; 8; 9], а синергетический подход, во-первых, предоставляет сложноорга-низованным системам альтернативные возможности развития. Во-вторых, применение синергетического подхода дает возможность хаосу активировать механизм самоорганизации и структурирования [8; 9; 10].
С позиции синергетики абсолютной бесструктурности в образовательном процессе нет: беспорядок (дезорганизация) может нести не только разрушения, но и иметь созидательное, конструктивное начало при определенных обстоятельствах. Необходимо только создавать благоприятные условия для того, чтобы образовательный процесс как сложная система стремился к самоструктурированию и самоорганизации. Это становится возможным при применении синерге-тического подхода.
Библиографический список:
1. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития - Казань: изд-во Казанского ун-та, 1996. - 568 с.
2. Большой толковый словарь русского языка / сост. и гл. ред. С.А. Кузнецов. - СПб.: Норинт., 1998. - 1536 с.
3. Бочкарев А.И. Проектирование си-нергетической среды в образовании: автореф. ... д-ра пед. наук. - М.,
2000. - 52 с.
4. Виненко В.Г. Системно-синергетиче-ское моделирование в непрерывном образовании педагога: дисс. ... д-ра пед. наук. - Саратов, 2001. - 322 с.
5. Ворожбитова А.А. Синергетический аспект вузовского образования в свете лингвориторического подхода // Вестник высшей школы. - 1999. -№ 2. С. 22-26.
6. Грачев В.Д. Философия ума. - Ставрополь: изд-во СГУ, 1999. - 108 с.
7. Игнатова В.А. Педагогические аспекты синергетики // Педагогика. -
2001. - № 8. С. 26-31.
8. Князева Е.Н. Синергетический вызов культуре [Электронный ресурс] // Московский международный синер-гетический форум. - Режим доступа : http://www.rinotel.ru/society/syner-getics-challenges-the-culture.html
9. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Синергетика: начала нелинейного мышления // Общественные науки и современность. - 1993. - № 2. С. 38-51.
10. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Синергетика и новые подходы к процессу обучения [Электронный ресурс] // Государственный университет «Дубна». - Режим доступа: http://www.uni-dubna.ru.
11. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Синергетика как средство интеграции естественнонаучного и гуманитарного
образования // Высшее образование в России. - 1994. - № 4. С. 31-36.
12. Коджаспирова Г.М., Коджаспи-ров А.Ю. Педагогический словарь: для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 176 с.
13. Макарова Л.Н. Преподаватель высшей школы: индивидуальность, стиль, деятельность: монография: [В 2 ч] - М: МГПУ, ТГУ им. Г.Р. Державина. - М.: Тамбов: изд-во ТГУ. -2000. - Ч. 2., 2000. - 142 с.
14. Новейший философский словарь / сост. А.А. Грицанов. - Минск: Изд. В.М. Скакун, 1998. - 896 с.
15. Новикова И.Ю. Формирование познавательной самостоятельности в контексте компетентностного подхода // Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2012. - №3. С. 64-68.
16. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой: пер. с англ. / под общ. ред.
B. И. Аршинова, Ю.Л. Климонтови-ча и Ю.В. Сачкова. - М.: Прогресс, 1986. - 432 с.
17. Таланчук Н.М. Системно-синергети-ческая философия как методология современной педагогики // Магистр. -1997. - СВ. С. 32-41.
18. Хакен Г. Синергетика: Иерархии не-устойчивостей в самоорганизующихся системах и устройствах / пер. с англ. Ю.А. Данилова; под ред. [и с предисл.] Ю.Л. Климонтовича. - М.: Мир, 1985. - 419 с.
19. Хакен Г. Синергетика / пер. с англ. Г. Хакен. - М., 1980. - 406 с.
20. Шаронин Ю. В. Синергетика в управлении учреждениями образования // Высшее образование. - 1999. - № 4.
C. 14-18.
Поступила 11.12.2019
ф о
о ф
J
о
_0 ц
ф
н га ш о
СО
го ü ю о
о
X
ч
о
Об авторе:
Новикова Ирина Юрьевна, заместитель начальника Управления непрерывного образования и профориентации ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный аграрный университет» (г. Челябинск, Россия), I.Y.Novikova@mail.ru
о ф
т
Ср ф
I S
О
Для цитирования: Новикова И.Ю. Синергетический подход в образовательном процессе // Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2019. - Т. 11. - № 4. С. 61-66. DOI: 10.7442/2071-9620-2019-11-4-61-66 References:
1. Andreev V.I. Pedagogy of creative self-development. - Kazan, 1996. - 568 p. [in Russian]
2. Large explanatory dictionary of the Russian language. - SPb., 1998. - 1536 p. [in Russian]
3. Bochkarev A.I. Design of synergetic environment in education. Author's transcript. Diss ... Dr. ped. nauk. - M., 2000. - 52 p. [in Russian]
4. Vinenko V.G. System-synergetic modeling in continuous education of the teacher. Diss ... Dr. ped. nauk. - Saratov, 2001. - 322 p. [in Russian]
5. Vorozhbitova A.A. Synergetic aspect of higher education according to the linguistic-rhetorical approach // Vestnik vysshey shkoly. - 1999. - No. 2. P. 22-26. [in Russian]
6. Grachev V.D. Philosophy of the mind. - Stavropol,1999. - 108 p. [in Russian]
7. Ignatova V.A. Pedagogical aspects of synergetics // Pedagogika. - 2001. - No. 8. P. 26-31. [in Russian]
8. Knyazeva E.N. Synergetic challenge to culture [Electronic resource] // Moscovskiy mezhdunarodnyi synergeticheskiy forum. - Available at: http://www.rinotel.ru/ society/synergetics-challenges-the-culture.html [in Russian]
9. Knyazeva E.N., Kurdyumov S.P. Synergetics: the beginnings of nonlinear thinking. Obshchestvennye nauki i sovremennost. - 1993. - No. 2. P. 38-51. [in Russian]
10. Knyazeva E.N., Kurdyumov S.P. Synergetics and new approaches to the learning process [Electronic resource] // Gosudarstvennyi univeesitet «Dubna». - Available at: http://www.uni-dubna.ru. [in Russian]
11. Knyazeva E.N., Kurdyumov S.P. Synergetics as a means of integration of natural science and humanities education // Vysshee obrazovanie v Rossii. - 1994. - No. 4. P. 31-36.
12. Kodzhaspirov G.M., Kodzhaspirov A.Y. Pedagogical dictionary. - Moscow, 2000. -176 p. [in Russian]
13. Makarova L.N. Teacher of higher school: individuality, style, activity. - M.: MSPU, TSU. Im. G.R. Derzhavina. - Moscow: Tambov: Izd-vo TGU, 2000. - Part 2, 2000. - 142 p. [in Russian]
14. New philosophical dictionary. - Minsk, 1998. - 896 p. [in Russian]
15. Novikova N.Yu. Forming ofcognitive independence within the context of competence approach // Contemporary Higher Education: Innovative Aspects. - 2012. - No. 3. P. 64-68. [in Russian]
16. Prigozhin I., Stengers I. Order from chaos: a new dialogue between man and nature. -M., 1986. - 432 p. [in Russian]
17. Talanchuk N.M. System-synergetic philosophy as a methodology of modern pedagogy. Magistr, 1997. Special Issue. P. 32-41. [in Russian]
18. Haken G. Advanced Synergetics: Instability Hierarchies of Self-Organizing Systems and Devices. - M.: Mir, 1985. - 419 p. [in Russian]
19. Haken G. Synergetics. - M., 1980. - 406 p. [in Russian]
20. Sharonin Yu.V. Synergetics in the management of educational institutions // Vysshee obrazovanie. - 1999. - No. 4. Pp. 14-18. [in Russian]
About the author:
Novikova Irina Yuryevna, Deputy Head, Department of Continuous Education and Career g Guidance, South Ural State Agrarian University (Chelyabinsk, Russia), I.YNovikova@mail.ru
о
о For citation: Novikova I.Yu. Synergetic approach in educational process // Contemporary Higher Education: Innovative Aspects. - 2019. - Vol. 11. - No. 4. Р. 61-66. DOI: 10.7442/2071-9620-2019-11-4-61-66