Научная статья на тему 'Синергетический подход к обучению иностранному языку. Рецензия: Гураль С.К., Смокотин В.М. Синергетическое поле обучения иноязычному дискурсу. Томск: Издательство Томского государственного университета, 2023. 342 с.'

Синергетический подход к обучению иностранному языку. Рецензия: Гураль С.К., Смокотин В.М. Синергетическое поле обучения иноязычному дискурсу. Томск: Издательство Томского государственного университета, 2023. 342 с. Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
синергетический подход / дискурс-анализ / обучение иностранным языкам в вузе / synergetic approach / discourse analysis / teaching foreign languages at the university

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Павел Викторович Сысоев

Публикация посвящена анализу монографии С.К. Гураль и В.М. Смокотина «Синергетическое поле обучения иноязычному дискурсу». Автор указывает на актуальность исследования С.К. Гураль и В.М. Смокотина. Сделан обзор содержания структурных разделов работы: 1. Лингвофилософские основы синергетического подхода к обучению иностранному языку (иноязычному дискурсу): эволюционная концепция языка. 2. Дискурс-анализ в свете синергетического видения. 3. Методика обучения иноязычному дискурсу как сверхсложной саморазвивающейся системе. Показано значение рецензируемой монографии для методики обучения иностранным языкам в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Павел Викторович Сысоев

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Synergetic approach to teaching a foreign language. Book review: Gural, S.K. & Smokotin, V.M. (2023) Synergetic field of teaching foreign language discourse. Tomsk: TSU Press. 342 p.

The review analyses Svetlana Gural and Vladimir Smokotin’s book Synergetic Field of Teaching Foreign Language Discourse. The reviewer (1) indicates the relevance of the authors’ study; (2) reviews the content of the book sections: a) “Linguistic and philosophical foundations of the synergistic approach to teaching a foreign language (foreign language discourse): an evolutionary concept of language:, b) “Discourse analysis in the light of a synergetic vision”, c) “Methods of teaching a foreign language discourse as a super-complex self-developing system”; (3) indicates the book’s importance for the methods of teaching foreign languages at the university.

Текст научной работы на тему «Синергетический подход к обучению иностранному языку. Рецензия: Гураль С.К., Смокотин В.М. Синергетическое поле обучения иноязычному дискурсу. Томск: Издательство Томского государственного университета, 2023. 342 с.»

Вестник Томского государственного университета. Филология. 2023. № 86. С. 258-262 Tomsk State University Journal of Philology. 2023. 86. рр. 258-262

РЕЦЕНЗИИ

Рецензия

УДК 81-13

doi: 10.17223/19986645/86/15

Синергетический подход к обучению иностранному языку.

Рецензия: Гураль С.К., Смокотин В.М. Синергетическое поле обучения иноязычному дискурсу. Томск: Издательство Томского государственного университета, 2023. 342 с.

Павел Викторович Сысоев1

1 Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, Тамбов, Россия,

psysoyev@yandex. ru

Аннотация. Публикация посвящена анализу монографии С.К. Гураль и В.М. Смокотина «Синергетическое поле обучения иноязычному дискурсу». Автор указывает на актуальность исследования С.К. Гураль и В.М. Смокотина.Сде-лан обзор содержания структурных разделов работы: 1. Лингвофилософские основы синергетического подхода к обучению иностранному языку (иноязычному дискурсу): эволюционная концепция языка. 2. Дискурс-анализ в свете синергетического видения. 3. Методика обучения иноязычному дискурсу как сверхсложной саморазвивающейся системе. Показано значение рецензируемой монографии для методики обучения иностранным языкам в вузе.

Ключевые слова: синергетический подход, дискурс-анализ, обучение иностранным языкам в вузе

Для цитирования: Сысоев П.В. Синергетический подход к обучению иностранному языку. Рецензия: Гураль С.К., Смокотин В.М. Синергетическое поле обучения иноязычному дискурсу. Томск: Издательство Томского государственного университета, 2023. 342 с. // Вестник Томского государственного университета. Филология. 2023. № 86. С. 258-262. doi: 10.17223/19986645/86/15

Review

doi: 10.17223/19986645/86/15

Synergetic approach to teaching a foreign language.

Book review: Gural, S.K. & Smokotin, V.M. (2023)

Synergetic field of teaching foreign language discourse. Tomsk: TSU Press. 342 p.

Pavel V. Sysoyev1

1 Derzhavin Tambov State University, Tambov, Russian Federation, psysoyev@yandex. ru

Abstract. The review analyses Svetlana Gural and Vladimir Smokotin's book Synergetic Field of Teaching Foreign Language Discourse. The reviewer (1) indicates the

© Сысоев П.В., 2023

С.К. Гураль ЕШ. Смокотин

СИНЕРГЕТИЧЕСКОЕ ПОЛЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОЯЗЫЧНОМУ ДИСКУРСУ

relevance of the authors' study; (2) reviews the content of the book sections: a) "Linguistic and philosophical foundations of the synergistic approach to teaching a foreign language (foreign language discourse): an evolutionary concept of language:, b) "Discourse analysis in the light of a synergetic vision", c) "Methods of teaching a foreign language discourse as a super-complex self-developing system"; (3) indicates the book's importance for the methods of teaching foreign languages at the university.

Keywords: synergetic approach, discourse analysis, teaching foreign languages at the university

For citation: Sysoyev, P.V. (2023) Synergetic approach to teaching a foreign language. Book review: Gural, S.K. & Smokotin, V.M. (2023) Synergetic field of teaching foreign language discourse. Tomsk: TSU Press. 342 p. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Filologiya - Tomsk State University Journal of Philology. 86. рр. 258262 (In Russian). doi: 10.17223/19986645/86/15

Методика обучения иностранному языку является прикладной наукой, которая достаточно быстро и гибко реагирует на изменения социального заказа к владению обучающимися языком. На основе на ключевых положений системного подхода в методике как теории обучения языку создаются отдельные методические системы, в основе которых в качестве доминирующего выступает конкретный методологический или педагогический подход, определяются цели обучения, осуществляется отбор содержания, средств, методов и форм обучения.

Синергетический подход традиционно выступает предметом и объектом исследования в трудах по философии, истории философской мысли и филологии. Его линг-водидактический потенциал позволил С.К. Гураль и М.В. Смокотину в монографии «Синергетическое поле обучения иноязычному дискурсу» рассмотреть изучение иноязычного дискурса как сверхсложной саморазвивающейся системы, в которой находит отражение вся широкая палитра современных мультикультурных сообществ с присущими им большими угрозами и вызовами, конфликтами и дискриминацией, агрессией и взаимодействием культур в духе мира и диалога. В этом смысле лингвистическое образование на основе синергетического подхода создает реальные условия для подготовки специалистов, способных к осуществлению профессиональной деятельности в контексте современного мира с постоянно меняющимися потребностями, интересами и ситуациями иноязычного взаимодействия.

Целью исследования профессоров С.К. Гураль и М.В. Смокотина выступает разработка теоретических основ и практической методики обучения иноязычному дискурсу как сверхсложной саморазвивающейся системе. Достижение поставленной цели предполагало решение ряда задач, которые и определили логику построения работы.

Первую главу монографии «Лингвофилософские основы синергетиче-ского подхода к преподаванию иностранного языка: эволюционная концепция языка» ученые начинают с анализа ключевых понятий исследования, которыми выступают термины «синергия» и «синергетика». Анализ трудов отечественных и зарубежных философов позволил авторам определить синергетику как «... новую науку, в основу которой положена идея недуальной модели мира и нелинейного мышления. дающую возможность увидеть мир по-другому. путь, на котором формируется холистическое мировидение. Синергетическое видение мира - это признание не только самоактивности бытия, но и единства всех происходящих процессов, включая социальные, мыслительные и этические».

Далее С.К. Гураль и М.В. Смокотин показывают генезис синергетики и синергетических процессов, происходящих в языке. Авторы рассматривают коммуникативную природу языка и отмечают значительную и важную роль среды в развитии коммуникативной модели языка. На основе изучения процессов эволюционного развития языка как сверхсложной системы, описанных в трудах Н. Хомского, С. Пинкера, Ф. Капры, У. Матураны и Ф. Варелы, ученые выделяют и обосновывают зарождение лингвосинергетики - нового научного направления, изучающего процессы самоорганизации в языке как коммуникативной системе. Исследователи приходят к выводу, что в сложной системе коммуникаций происходит саморазвитие языка, сопровождающееся диссипацией элементов системы, рождением новых элементов.

Одним из ключевых методов реализации синергетического подхода к обучению иностранному языку является дискурс-анализ. Поэтому вполне закономерно, что вторая глава монографии «Дискурс-анализ в свете синергетического видения» посвящена изучению лингводидактического потенциала этого метода исследования в условиях реализации синергетиче-ского подхода. Речь, погруженная в контекст, или дискурс, - зеркало проявления коммуникативной функции языка как средства общения во всем многообразии ее проявлений. Вслед за М. Макаровым авторы рассматривают и иллюстрируют примерами следующие категории дискурса: пропозицию, референцию, экспликатуру и импликатуру, инференцию, релевантность и пресуппозицию. В процессе обучения дискурс-анализу студенты-лингвисты изучают теорию языка, приобретают базовые знания о языке, его устройстве и функционировании, используют эти знания в реальном иноязычном общении, где многие традиционные правила требуют переосмысления. Дискурс-анализ позволяет студентам увидеть и объяснить существующую вариативность языковых форм в зависимости от социального и культурного контекста коммуникации и этим приблизиться к более глубокому пониманию функционирования языка как сверхсложной и саморегулирующейся системы. Вторая глава монографии содержит достаточно большие по объему примеры дискурс-анализа фрагментов литературных произведений, на материале которых авторы показывают, как именно происходит процесс обучения лингвистов анализу дискурсивных маркеров и аналитической работе.

Наибольший интерес для методики обучения иностранным языкам представляет третья глава монографии «Методика обучения иноязычному дискурсу как сверхсложной саморазвивающейся системе». В ней авторы представляют методику как методическую систему обучения, подробно описывая все ее компоненты. В основе методической системы лежит комбинация из методологических и педагогических подходов к обучению, ключевым из которых выступает синергетический подход. На практике он реализуется через ряд методических принципов. К методическому новаторству С.К. Гураль и М.В. Смокотина относятся перечень и дидактическое наполнение этих принципов: принципа коммуникативности, принципа нелинейности, принципа незамкнутости, принципа наблюдаемости, принципа возникновения и усиления порядка через флуктуацию и принципа гомеостатич-ности. Далее авторы показывают сферы реализации каждого из предлагаемых принципов. Безусловно, большая часть из них реализуется при отборе предметно-тематического и языкового содержания обучения, а также при разработке систем или комплексов иноязычных заданий речевой направленности. Также в главе представлено описание подготовки, проведения и результатов экспериментальной работы по внедрению синергетического подхода в обучение студентов-лингвистов дискурс-анализу.

В ходе проведения исследования С.К. Гураль и М.В. Смокотину удалось достигнуть поставленной цели - разработать теоретически обоснованную методику обучения иноязычному дискурсу как сверхсложной саморазвивающейся системе. Работа написана хорошим научным языком, ключевые положения достаточно аргументированы и доказаны.

С.К. Гураль и М.В. Смокотин вносят существенный вклад в развитие методики обучения иностранным языкам, акцентируя внимание на двух важных моментах. Во-первых, на том, что язык как средство общения является живым и динамичным конструктом, полное овладение которым возможно через когнитивную деятельность его познания. Во-вторых, дискурс-анализ представлен в качестве основного метода исследования при изучении языка как системы, используемого в обучении студентов-лингвистов, которые по роду своей будущей профессиональной деятельности вовлекаются в процессы изучения языковых форм.

Уверен, материалы исследования будут полезны студентам, аспирантам языковых направлений подготовки и исследователям, изучающим и разрабатывающим новые инновационные методики обучения иностранным языкам. Книга будет также представлять интерес для ученых, занимающихся вопросами лингвистического и филологического потенциала дискурс-анализа как метода овладения языком как системой.

Список источников

1. Гураль С.К., Смокотин В.М. Синергетическое поле обучения иноязычному дискурсу. Томск : Издательство Томского государственного университетам, 2023. 342 с.

References

1. Gural, S.K. & Smokotin, V.M. (2023) Sinergeticheskoepole obucheniya inoyazychnomu diskur.su [Synergetic field of teaching foreign language discourse]. Tomsk: TSU Press.

Информация об авторе:

Сысоев П.В. - д-р педаг. наук, профессор, заведующий лабораторией языкового поликультурного образования Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина (Тамбов, Россия). E-mail: psysoyev@yandex.ru.

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Information about the author:

P.V. Sysoyev, Dr. Sci. (Education), Professor, Head of Foreign Language Multicultural Education Research Laboratory, Derzhavin Tambov State University (Tambov, Russia). E-mail: psysoyev@yandex.ru

The author declares no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 26.01.2023; одобрена после рецензирования 03.06.2023; принята к публикации 26.12.2023.

The article was submitted 26.01.2023; approved after reviewing 03.06.2023; accepted for publication 26.12.2023.

2б2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.