Научная статья на тему 'СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ГОСУДАРСТВЕННОМУ УПРАВЛЕНИЮ'

СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ГОСУДАРСТВЕННОМУ УПРАВЛЕНИЮ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
400
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / СИНЕРГЕТИКА / САМООРГАНИЗАЦИЯ / СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД / PUBLIC ADMINISTRATION / SYNERGETICS / SELF-ORGANIZATION / SYNERGETIC APPROACH

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Жумагалинова А.Б.

В статье предложен анализ применения синергетического подхода к государственному управлению. Рассматриваются принципы, идеи, механизмы синергетической теории в области государственного управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYNERGETIC APPROACH TO PUBLIC ADMINISTRATION

The article offers an analysis of the application of a synergistic approach to public administration. The principles, ideas, and mechanisms of synergetic theory in the field of public administration are considered.

Текст научной работы на тему «СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ГОСУДАРСТВЕННОМУ УПРАВЛЕНИЮ»

УДК 35.072

Жумагалинова А.Б. студент 2 курса «Институт менеджмента» кафедра «Государственное и муниципальное управление» Оренбургский государственный университет научный руководитель: Колмыкова М.А., к.социол.н.

доцент

кафедра государственного и муниципального управления

Россия, г. Оренбург

СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ГОСУДАРСТВЕННОМУ

УПРАВЛЕНИЮ

Аннотация: В статье предложен анализ применения синергетического подхода к государственному управлению. Рассматриваются принципы, идеи, механизмы синергетической теории в области государственного управления.

Ключевые слова: государственное управление, синергетика, самоорганизация, синергетический подход.

Zhumagalinova A.B.

student

2 year, "Institute of Management" Department of State and Municipal Administration

Orenburg State University Russia, Orenburg Scientific adviser: Kolmykova M.A. candidate of sociological sciences Associate Professor, Department of State and Municipal Administration SYNERGETIC APPROACH TO PUBLIC ADMINISTRATION

Abstract: the article offers an analysis of the application of a synergistic approach to public administration. The principles, ideas, and mechanisms of synergetic theory in the field ofpublic administration are considered.

Keywords: public administration, synergetics, self-organization, synergetic approach.

В последнее время наиболее популярным становится теория самоорганизации или теория синергетики. В современных условиях государственное управление, которое основано на традиционных принципах и с использованием традиционных методов является малоэффективным. Поэтому синергетический подход к государственному управлению может стать решением данной проблемы.

Понятие «синергия», возникшее в 70-е годы XX века, имеет греческое происхождение и состоит из двух частей: «syn» - «вместе», «ergeia» - «труд». Синергетика изучает совместное действие различных подсистем, в

результате которого возникает структура и соответствующее функционирование системы в целом. Данная дисциплина изучает принципы и законы самоорганизующихся систем. Методы, положения и принципы данной науки можно применять к теории и практике государственного управления.

Н.И. Глазунова замечает, что система государственного управления является одной из благодатных областей нового синергетического прочтения, здесь постоянно происходит столкновение необходимых и случайных явлений, факторов, возникает множество нестабильных, неустойчивых процессов, действуют синергетически неравновесные социальные институты ( Н.И. Глазунова, 2010 ).

Рост и развитие государства зависит не только от финансовых резервов страны, важным фактором выступает и качественное управление всеми процессами. Положительный эффект синергии может быть достигнут только с помощью определенного набора комбинаторных действий, направленных в одно русло. Такой эффект можно достигнуть, только если все сферы государственной структуры работают на достижение одной общей цели. Качество работы каждого элемента государственной системы обеспечит эффективное функционирование всей системы в целом.

Пока еще не заработал в полную силу механизм системной интеграции, способный превратить страну в единый организм, в котором проявляются эффекты синергии, позволяющие достигать весомых социально значимых результатов при использовании достаточно ограниченных ресурсов (Бажин И. И. 2018). Синергетический метод поможет разбить классические пары политика - экономика, духовенство - материализм и т.д., и позволит прийти к новому синтезу.

Синергия включает в себя множество идей, положений, принципов. При рассмотрении специфики синергетической теории применительно к системе государственного управления, можно выделить следующие положения теории: принцип самоорганизации и принцип нелинейности.

Самоорганизация представляет собой самопроизвольное изменение организации системы, то есть развитие системы без целенаправленного воздействия. В настоящее время система государственного управления стремиться добиться локальных приоритетных целей. Управляемые системы не являются пассивными, они обладают свойством самоорганизации. Поэтому управляемым объектам не следует навязывать иные пути формирования, следует учитывать собственные особенности и тенденции развития.

Также для построения эффективной модели государственного управления важно учитывать принцип нелинейности, который присущ развивающимся социальным системам. Основным положением данного принципа является многовориантность развития системы. Это означает что существует множество путей развития системы из одной точки, которые во многом зависят от самоорганизации и случайных внешних факторов. Роль

руководителя - выбрать один из возможных путей развития, который в большей степени соответствует интересам общества и страны.

Другим вариантом интерпретации принципа нелинейности является неравномерность и волнообразность. В данном случае общество представляет собой волновой процесс или другими словами изменчивость. Эти изменения могут повторяться неоднократно, с определенной периодичностью. Например, это может проявляться в динамике доверия граждан к проводимой политике, влиянии государства на рыночные отношения и так далее (И. Ганчеренок, 2014).

Еще одно положение, которое раскрывает сущность синергетического подхода к государственному управлению, связано с ролью хаоса в самоорганизующихся системах. С позиции синергетики хаос может быть как разрушителен, так и конструктивен. Эти функции взаимосвязаны, конструктивность или созидательность хаоса выражается в разрешении ненужного, чтобы на новом месте могла возникнуть новая, относительно устойчивая система. Роль хаоса, стихийности проявляется в системе государственного управления или в экономических механизмах. Общий смысл взаимосвязи хаоса и управления можно определить следующим образом: если хаос может быть фактором, запускающим механизм самоорганизации, то применительно к практике государственного управления необходимо разнообразие элементов общественной жизни. Если этот принцип нарушается, то управляемая система утрачивает способность к дальнейшему развитию. Таким образом, синергетический подход показывает, что отсутствие разнообразия, может повлечь серьезные последствия, то есть управление на основе единообразия неизбежно приведет к трудностям (А. Лоскутов)

По мнению Корягина Н.Д. государственное управление в рамках синергетики - это нелинейный процесс, в котором периоды стабильного развития сменяются зонами кризисов, так называемыми зонами бифуркации, по окончании которых появляются альтернативные варианты в государственном регулировании развития общества (Н.Д. Корягин, 2015). Государственное регулирование становится неустойчивым, когда приближается к точкам кризиса, но затем за счет случайных факторов перетекает в новое состояние. Важную роль в данном случае играют случайные факторы, которые и являются отражением синергетического подхода. За кризисными зонами возможные альтернативные сценарии происходят случайно, однако с помощью синергетического подхода можно составить прогноз будущего развития, который поможет выбрать наиболее приемлемый путь развития.

Особое значение синергетический подход придает регулировочным параметрам развития (Корягин Н.Д. 2015). К таким факторам можно отнести социальные, экономические, природно-географические, экологические, культурные и другие. Они оказывают косвенное, но не менее важное влияние на государственное регулирование. Поэтому в синергетической

теории данным параметрам уделяется особое внимание.

Синергетический подход помогает усвоить, что в государственном управлении политика должна быть направлена на эффективность. По этой причине особое значение при регулировании политическим развитием, с позиции синергетики, уделяется социально-культурным факторам.

Синергетический подходи отвергает классическую систему управления, в силу неоднозначности и непропорциональным распределением усилий. Синергетика же настаивает на наличии жестких правил и ограничений в то же время ориентирует на эффективный вариант развития.

Также следует отметить, что используя синергетическую методологию управления, возникает проблема обучаемости руководителей, их способности к постоянному обновлению знаний и к самообучению. Синергетический потенциал государственного управления содержится в интеллектуальном потенциале государственного аппарата, в его подготовленности на уровне современных достижений, в действительном знании собственной истории, зарубежного опыта и методологии их использования (Г.В. Атаманчук, 2002 ). К сожалению, основа государственного управления в нашей стране плохо проработана. Зачастую кадры не имеют должной квалификации, опыта, даже желания учиться чему-то новому. Поэтому важно что бы каждая структура государственного аппарата не была зациклена на своих локальных интересах и сосредотачивала усилия лишь на них. Руководящий и исполнительно -распорядительный уровни должны иметь равную высокую и соотносимую друг с другом профессиональную подготовку, а также сочетать интересы.

Подводя итог всему вышесказанному, можно сделать вывод что государственное управление, основываясь на синергетических принципах и идеях, приобретает иной смысл. Практика государственного управления должна включать в себя синергетические парадигмы, которые состоят в принципах самоорганизации и нелинейности, на ряду с идеями о конструктивной функции хаоса. Развитие и применение синергетических знаний поможет разработать модель развитой и самоподдерживающей системы государственного управления.

Использованный источники:

1. Глазунова, Н.И. Система государственного и муниципального управления [Текст] / Н.И. Глазунова: Учебник. М.: Проспект. 2010. С. - 640

2. Бажин, И. И. Принцип соборности в приоритетных проектах стратегии России: региональный аспект / И.И. Бажин // Власть, 2018

3. Ганчеренок, И. Социальные сети и нелинейность государственного управления / И. Ганчеренок // Наука и инновации, 2014

4. Нелинейная динамика, теория динамического хаоса и синергетика: перспективы и приложения/ А. Лоскутов. - [Электронный ресурс]. - URL: http://spkurdyumov.ru/what/nelinejnaya-dinamika-teoriya-dinamicheskogo-xaosa-loskutov/ (дата обращения: 25.12.2019)

5. Корягин, Н.Д. Антикризисное управление / Н.Д Корягин: учебник. М., 2015. [Электронный ресурс] - URL: https://studme.org/1506091321809/menedzhment/primenenie_sinergeticheskogo_ podhoda_gosudarstvennomu_regulirovaniyu

6. Синергетические аспекты государственного управления / Атаманчук, Г.В. - [Электронный ресурс]. - URL: http:// spkurdyumov.ru/ globalization/sinergeticheskie -aspekty-gosudarstvennogo-upravleniya/ (дата обращения: 25.12.2019)

7. Абдокова Л.З. Синергетический эффект как результат эффективного управления/ Л.З. Абдокова // Фундаментальные исследования, 2016. № 10. С. 581-584.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.