Научная статья на тему 'Синергетические пути инноваций в государственном управлении и экономическом развитии'

Синергетические пути инноваций в государственном управлении и экономическом развитии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
Административный аппарат / бюрократия / информационные технологии / блокчейн / реестр / экономический рост / Administrative apparatus / bureaucracy / information technology / blockchain / registry / economic growth

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ван Юйхуэй, Фархиева С.А.

Технологические и технические изменения, происходящие в обществе, как следствие, неизбежно видоизменяют традиционную модель государственного управления в рамках англосаксонской традиции, требуя иных инновационных подходов к управлению и реализации решений. Объект исследования – государственное управление, предмет исследования – национальная экономика. Цель исследования – рассмотрение синергетических путей инноваций в государственном управлении и экономическом развитии через призму цифровых изменений общественного пространства. В статье представлена новая парадигма государственного управления. Представлены инновации в государственном управлении для обеспечения экономического роста и экономического развития. Сделан вывод, что синергия инноваций в государственном управлении, в настоящее время, целиком и полностью является порождением экономических категорий, прежде всего в блокчейн. Представлены преимущества блокчейн для государственного управления с позиции экономических механизмов регулирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Synergistic paths of innovation in public administration and economic development

Technological and technical changes occurring in society, as a result, inevitably modify the traditional model of public administration within the Anglo-Saxon tradition, requiring other innovative approaches to management and implementation of decisions. The object of research is public administration, the subject of research is the national economy. The purpose of the study is to consider synergistic ways of innovation in public administration and economic development through the prism of digital changes in public space. The article presents a new paradigm of public administration. Innovations in public administration to ensure economic growth and economic development are presented. It is concluded that the synergy of innovations in public administration, at present, is entirely a product of economic categories, primarily in blockchain. The advantages of blockchain for public administration are presented from the perspective of economic regulatory mechanisms.

Текст научной работы на тему «Синергетические пути инноваций в государственном управлении и экономическом развитии»

Б01 10.46320/2077-7639-2024-4-125-56-61

Синергетические пути инноваций в государственном управлении и экономическом развитии

Ван Юйхуэй, Фархиева С.А.

Технологические и технические изменения, происходящие в обществе, как следствие, неизбежно видоизменяют традиционную модель государственного управления в рамках англосаксонской традиции, требуя иных инновационных подходов к управлению и реализации решений. Объект исследования - государственное управление, предмет исследования - национальная экономика. Цель исследования -рассмотрение синергетических путей инноваций в государственном управлении и экономическом развитии через призму цифровых изменений общественного пространства. В статье представлена новая парадигма государственного управления. Представлены инновации в государственном управлении для обеспечения экономического роста и экономического развития. Сделан вывод, что синергия инноваций в государственном управлении, в настоящее время, целиком и полностью является порождением экономических категорий, прежде всего в блокчейн. Представлены преимущества блокчейн для государственного управления с позиции экономических механизмов регулирования.

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ ГОСТ 7.1-2003

Ван Юйхуэй, Фархиева С.А. Синергетические пути инноваций в государственном управлении и экономическом развитии // Дискуссия. - 2024. - Вып. 125. - С. 56-61.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

Административный аппарат, бюрократия, информационные технологии, блокчейн, реестр, экономический рост.

DOI 10.46320/2077-7639-2024-4-125-56-61

Synergistic paths of innovation

in public administration and economic

development

Wang Yuhui, Farhieva S.A.

Technological and technical changes occurring in society, as a result, inevitably modify the traditional model of public administration within the Anglo-Saxon tradition, requiring other innovative approaches to management and implementation of decisions. The object of research is public administration, the subject of research is the national economy. The purpose of the study is to consider synergistic ways of innovation in public administration and economic development through the prism of digital changes in public space. The article presents a new paradigm of public administration. Innovations in public administration to ensure economic growth and economic development are presented. It is concluded that the synergy of innovations in public administration, at present, is entirely a product of economic categories, primarily in blockchain. The advantages of blockchain for public administration are presented from the perspective of economic regulatory mechanisms.

FOR CITATION APA

Wang Yuhui, Farhieva SA Synergistic paths of innovation in public administration and economic development. Diskussiya [Discussion], 125, 56-61.

KEYWORDS

Administrative apparatus, bureaucracy, information technology, blockchain, registry, economic growth.

ВВЕДЕНИЕ

Традиционная модель государственного управления предполагает разделение функций государственного управления на политические, административные, исполнительные и иные элементы в совокупности образующие бюрократический аппарат. Эта модель соответствует англосаксонской традиции в которой минимизировано вмешательство государства в социальную и экономическую сферу, а отношения между государством и гражданами регулируются правовым пространством. Однако с ростом государства всеобщего благосостояния и увеличением количества и квалификации государственных служащих,

а также функций государства, эта модель стала менее актуальной, так как политика постепенно подпадает под влияние бюрократии, размывая грань между политическим и административным уровнями, при этом государство всё в большей степени отдаляется от социальной и общественной сферы, становясь следствием и причиной самого себя, то есть становясь отдельной системой, которая существует ради существования, а не служения. Инновационный путь развития общественных систем должен полагать инновации в развитие управленческих систем, которые в определённой степени запаздывают из-за фактора «социальной инерции» [1], то есть появляется

реальная необходимость в рассмотрении иных синергетических путей использования инноваций в государственном управлении и экономическом развитии.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Финансовые кризисы начиная с 1970-х годов прошлого века и продолжающееся с определённой периодичностью по настоящее время создали идеологическую основу для разработки альтернативной модели государственного управления -«новое государственное управление» [2], в которое экономическое развитие стало напрямую связано с государственным управлением, вернее с его минимальным вмешательством.

Основной элемент, который подвёргся трансформации в новой модели, это вмешательство государства в общественные и экономические процессы, так как основным недостатком традиционной модели государственного управления посчитали тот факт, что финансовые кризисы были вызваны чрезмерным весом государственного аппарата и его неэффективным управлением, то есть первоначально кризисы разрешались посредством приватизации государственных предприятий, однако впоследствии стало ясно, что приватизация не всегда повышает эффективность, если не сопровождается регулированием и обеспечением конкуренции. Вторым направлением изменений стала адаптация методов управления бизнесом в государственном секторе, что включает внедрение методов учета затрат, оценки эффективности, ориентацию на результаты вместо формальностей, а также децентрализацию и предоставление автономии подразделениям. В системе трудовых отношений индивидуальные трудовые договоры стали заменять традиционные государственные контракты. Фактически произошло смещение с централизации власти к децентрализации: «И наоборот, тенденцией развития широкого подхода к государственному управлению в условиях нарастающих социально-экономических проблем в стране явился переход от преимущественно централизованного управления во многом к его децентрализации. В частности, к субъектам государственного управления были причислены и органы законодательной, судебной власти, организация и деятельность которых, безусловно, в значительно большей степени децентрализована, чем деятельность органов исполнительной власти» [3, с. 82].

Новая парадигма государственного управления реализовывалась в следующих трех основных аспектах:

1. Примат рынка - внедрение платы за пользование благами, аутсорсинг, обеспечение экономического развития за счёт минимизации государственного вмешательства.

2. Агентские модели - создание исполнительных единиц, предоставляющих услуги государству на основе финансирования, без административной опеки, и оценивающихся по результатам.

3. Показатели эффективности свелись к требованиям к результатам, а не просто к соблюдению юридических формальностей.

Инновации в государственном управлении для обеспечения экономического роста и экономического развития вызваны следующими причинами:

1. Влияние технологий на коммуникацию в государственном управлении, фактически технологические инновации существенно изменили способы взаимодействия государственных органов с гражданами, когда интернет и социальные сети стали важнейшими каналами коммуникации, дополняющими традиционные медиаплатформы.

2. Онлайн-доступ к информации изменил способ взаимодействия - граждане все чаще ожидают найти всю необходимую информацию о государственных услугах и политиках в Интернете. Исследования показывают, что веб-сайты и социальные сети являются вторым по популярности источником информации после телевидения, более того, значительное число граждан доверяет информации, размещаемой на государственных веб-ресурсах [4].

3. Деинтермедиация и социальные сети, которые в условиях цифровой трансформации набирают силу. Тенденция к деинтермедиации, т. е. устранению посредников в различных взаимодействиях является одним из значительных факторов трансформации самого способа государственного взаимодействия, когда государственные органы могут напрямую обращаться к гражданам через социальные сети, сокращая воспринимаемую дистанцию и укрепляя доверие.

4. Использование социальных сетей позволяет государственным органам эффективнее передавать свои сообщения и предоставлять своевременную информацию, адаптированную к потребностям граждан, но для успешного использования этих каналов необходимы четкие стратегии коммуникации, учитывающие специфику каждого канала и целевую аудиторию. Для оптимизации коммуникации социальные сети должны быть интегрированы в последовательную и все-

объемлющую коммуникационную стратегию где каждый канал должен служить конкретным коммуникационным целям.

Синергия инноваций в государственном управлении в настоящее время целиком и полностью является порождением экономических категорий, прежде всего в блокчейн: «Применительно к российским условиям эта технология позволит перейти от неэффективной бюрократической системы государственного управления к современной, необременительной системе управления цифровой экономикой и обществом. Именно поэтому необходимо на государственном уровне поддержать развитие современных технологий, таких как блокчейн, создавая соответствующую инфраструктуру, снижая барьеры и избыточный контроль, из-за которых в стране не реализуются многие долгосрочные проекты. Технология блокчейн имеет хорошие перспективы и в борьбе с коррупцией» [5, с. 318]. В последние годы блокчейн привлекает значительное внимание в связи с потенциальными преимуществами, которые он может предоставить в области государ-

ственного управления. Для лучшего понимания данной технологии необходимо отметить, что блокчейн представляет собой систему управления данными, где данные структурированы в блоки, каждый из которых содержит транзакции, связанные друг с другом и каждая транзакция в сети должна быть подтверждена сетью путем анализа каждого блока, то есть блокчейн функционирует как публичный реестр, где информация хранится и проверяется с помощью шифрования между участниками сети, что обеспечивает ряд ключевых преимуществ, как в государственном управлении, так и в экономическом развитии: неизменяемость, так как данные в блокчейне неизменяемы, поскольку их модификация требует консенсуса большинства узлов сети; прозрачность - содержимое реестров блокчейна доступно для проверки всем участникам, обеспечивая повышенную прозрачность; децентрализация, достигаемая через отсутствие центрального органа контроля, способствует распределению ответственности и повышению доверия. То есть, эта технология делает данные

неизменяемыми, так как для их модификации требуется согласие подавляющего большинства узлов сети, обеспечивает децентрализованный реестр для обмена информацией и ценностями между участниками сети. Как пример можно привести применение блокчейн в управлении земельными реестрами, бизнес-реестрах или секторе здравоохранения. Одним из ключевых преимуществ блокчейн является повышение прозрачности и увеличение доверия граждан к государственным органам. Технология блокчейн также обеспечивает хронологическую запись всех транзакций, что позволяет государственным учреждениям выходить из центральных систем контроля и эффективно отслеживать изменения в рамках регуляторной политики. Также блокчейн предоставляет более удобные и эффективные способы контроля ресурсов и решений, что может привести к повышению эффективности работы государственных учреждений и улучшению доступа граждан к государственным услугам.

Из этого можно сделать вывод, что потенциальное применение блокчейн технологии в государственном управлении может принести значительную выгоду различным секторам общества, минимизировать бюджетные расходы, тем самым обеспечить условия экономического роста.

Технология блокчейн может быть применена в различных областях государственного управления, включая:

• Публичные записи через автоматизацию управления земельными реестрами, регистрация недвижимости, реестрами собственности, жилищно-коммунального хозяйства с повышенной эффективностью и безопасностью.

• Бизнес-реестры, предполагающие упрощение передачи права собственности на акции и повышение скорости обновления данных.

• Автомобильные реестры, которые позволят ускорить и упростить процесс регистрации и внесения изменений в автомобильный реестр.

• Здравоохранение через улучшение обмена медицинской информацией, повышение безопасности и сохранение целостности записей и амбулаторных карт пациентов.

Преимущества для государственного управления с позиции экономических механизмов регулирования:

1. Прозрачность через невозможность изменения данных в блокчейне обеспечивает повышение прозрачности и подотчетности.

2. Аудируемость через ронологическую запись транзакций создает неизменяемый журнал,

позволяющий государственным органам отслеживать все изменения.

3. Эффективность менеджмента, так как распределенная природа блокчейна уменьшает необходимость в центральных системах контроля, повышая эффективность и снижая административную нагрузку.

Расширенное переосмысление роли правительства наряду с реорганизацией политических институтов имеет решающее значение для повышения интерактивности и эффективности принятия решений. Переосмысление должно основываться на принципах подотчетности, прозрачности и эффективности, которые являются краеугольными камнями общественного управления, при этом политика открытого правительства (которая активно внедряется в России) должна быть доработана для разработки четких стратегий, обеспечивающих доступность информации для общественности и содействие общественному участию.

Внедрение горизонтальных организационных структур с минимальным уровнем иерархии и внедрение инновационных методологий совместного проектирования, с участием гражданских инициатив, может способствовать привлечению общества к процессам выработки решений и их последующей реализации и именно такой подход стимулирует государственное мышление и производство решений на обоснованной экономической основе, повышая инновационный потенциал и конкурентоспособность государственного управления по сравнению с частным сектором.

Привлечение квалифицированных кадров для государственного управления также имеет решающее значение для повышения его эффективности и адаптации к будущим вызовам. Современные процессы найма должны быть модернизированы для привлечения специалистов, способных разрабатывать передовые стратегии, исследовать новые проблемы и применять инновационные подходы, которые предполагают повышение квалификации государственных служащих, должно включать развитие их творческих способностей и готовности к принятию нестандартных решений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В условиях непрерывных технологических и социальных трансформаций возникает необходимость адаптации традиционных ролей правительства и государственного управления к возникающим и будущим потребностям общества, определяющим его экономическое развитие. Информационные и коммуникационные техноло-

гии предоставляют беспрецедентные возможности для внедрения инноваций в государственном секторе, оптимизации взаимодействия между правительством и гражданами путем упроще-

ния административных процессов и содействия реализации принципов открытого правительства с эффективным регулированием национальной экономики.

Список литературы

1. Хайруллин В. А. Инерция в социально-экономических системах: теоретико-эвристический анализ феномена / В. А. Хайруллин, С. В. Макар, Э. Н. Ямалова // Дискуссия. - 2021. - № 5(108). -С. 88-104. - DOI 10.46320/2077-7639-2021-5-108-88-104. -EDN ZNUDXK.

2. Bourgon J. Responsive, responsible and respected government: towards a New Public Administration theory // International review of administrative sciences. - 2007. - Т. 73. - № 1. -С. 7-26.

3. Российский Б. В. Тенденции развития системы государственного управления / Б. В. Россинский // Lex Russica (Русский закон). - 2024. - Т. 77, № 4(209). - С. 76-84. - DOI 10.17803/1729-5920.2024.209.4.076-085. - EDN ANAMJR.

4. Ongaro E., Gong T., Jing Y. Public administration, context and innovation: A framework of analysis //Public Administration and Development. - 2021. - Т. 41. - № 1. - С. 4-11.

5. Афонасова М. А. Системная трансформация и блокчейн технологии в сфере государственного управления / М. А. Афонасова // Системный анализ в проектировании и управлении: Сборник научных трудов XXII Международной научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 22-24 мая 2018 года. Том Часть 1. - Санкт-Петербург: Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого», 2018. - С. 315-319. - EDN XXPKKT.

References

1. Khairullin V. A. Inertia in socio-economic systems: theoretical and heuristic analysis of the phenomenon / V. A. Khairullin, S. V. Makar, E. N. Yamalova // Discussion. - 2021. - No. 5(108). -Pp. 88-104. - DOI 10.46320/2077-7639-2021-5-108-88-104. -EDN ZNUDXK.

2. Bourgon J. Responsive, responsible and respected government: towards a New Public Administration theory //International review of administrative sciences. - 2007. - T. 73. - No. 1. -Pp. 7-26.

3. Rossinsky B. V. Trends in the development of the public administration system / B. V. Rossinsky // Lex Russica (Russian Law). -2024. - T. 77, No. 4(209). - Pp. 76-84. - DOI 10.17803/1729-

5920.2024.209.4.076-085. - EDN ANAMJR.

4. Ongaro E, Gong T., Jing Y. Public administration, context and innovation: A framework of analysis // Public Administration and Development. - 2021. - T. 41. - No. 1. - Pp. 4-11.

5. Afonasova M. A. System transformation and blockchain technologies in the field of public administration / M. A. Afonasova // System analysis in design and management: Collection of scientific papers of the XXII International Scientific and Practical Conference, St. Petersburg, May 22-24 2018. Volume Part 1. - St. Petersburg: Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education "Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University", 2018. - Pp. 315-319. - EDN XXPKKT.

Информация об авторе

Ван Юйхуэй, студент Факультета глобальных процессов (политическое направление) Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова (г. Москва, Российская Федерация).

Фархиева С.А., кандидат технических наук, доцент, заведующий кафедрой «Математика и информатика» Уфимского филиала Финансового университета при Правительстве РФ (Уфа, Российская Федерация).

Information about the author

Wang Yuhui, Student of Global Processes Faculty (Political direction) Lomonosov Moscow State University (Moscow, Russian Federation).

Farhieva S.A., Ph.D. in Technical Sciences, Associate Professor, Head of the Department of Mathematics and Computer Science of the Ufa Branch of the Financial University under the Government of the Russian Federation (Ufa, Russian Federation).

© Ван Юйхуэй, Фархиева С.А., 2024. © Wang Yuhui, Farhieva S.A., 2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.