Д.И. Кабарухин
СИНЕРГЕТИЧЕСКАЯ МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНО-ПРАВОВЫХ ПРОЦЕССОВ СОВРЕМЕННОЙ ФЕДЕРАТИВНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ
Статья посвящена обоснованию системной методологии исследования многогранных, неустойчивых институционально-правовых процессов в эволюционирующих федеративных системах. Применение системной методологии позволяет анализировать возникновение новых системных свойств самоорганизующихся процессов и прогнозировать вектор развития федеративной государственности.
Ключевые слова: системный анализ, синергетика, методология, эволюция, процессы, динамика.
В современных исследованиях федеративная государственность представляется, как правило, идеальной упорядоченной моделью. Вопросы трансформации и тем более самоорганизации институционально-правовых процессов в настоящее время не вызывают большого интереса у ученых из-за ограниченных возможностей современной теории и методологии юридической науки.
Между тем в условиях мировой глобализации, политической нестабильности и экономических кризисов система норм и институтов подвержена постоянным изменениям. Динамика трансформации институционально-правовой среды такова, что современная юридическая наука просто не успевает их адекватно осмысливать при помощи сформулированных ею идеальных моделей, что приводит к необходимости искать новые способы понимания объективной реальности.
Одним из таких направлений в современной науке может стать институциональноправовая теория трансформации и самоорганизации федеративной государственности, концептуальной основой которой являются методология правового институционализма, теория трансформации и самоорганизации. Такой подход, по нашему убеждению, может способствовать формированию принципиально новых методологических приемов, используемых при исследовании институционально-правовых процессов в современных федеративных системах.
В настоящее время перед наукой стоит задача не только обеспечения наиболее вероятных прогнозов будущего развития федеративных систем, но и поиск их оптимальных моделей с учетом прогнозируемого или желаемого будущего. В то же время следует учитывать, что объединение методологического инструментария и достигаемое на этом пути согласие между учеными в объяснении явлений не ведут к согласию сторонников различных теоретических представлений во взглядах на федеративное государство и общество, на методы их исследования.
На современном этапе развития федеративной государственности актуализируется проблема обеспечения устойчивого, динамичного и безопасного функционирования в условиях перманентных внешних и внутренних дестабилизирующих факторов. При этом следует учитывать не только внешние воздействия на систему, но прежде всего ее способность к самоорганизации.
Применение системного и синергетического методологических подходов к анализу институционально-правовых процессов и явлений позволяет современной науке выйти на уровень прогностического осмысления перспектив развития федеративной
государственности, возможностей ее адаптации к внешним и внутренним факторам, самосохранения в условиях диссипативных процессов.
Прежде всего необходимо исследовать корреляцию в структурогенезах различных типологий федеративных систем. Именно процессы эволюции, трансформации и самоорганизации различных типов федеративной государственности не совпадают по времени и темпу.
Для того чтобы сложилась единая структура федеративной государственности, должна быть соблюдена определенная топология. Структура федеративного государства имеет отличительные признаки, индивидуальные для каждого государства, но вместе с тем вполне поддающиеся обобщению. Основной принцип соединения частей в целое синергетика формулирует следующим образом: синтез простых эволюционных структур в сложную происходит посредством установления общего темпа их эволюции, при этом интенсивность процессов в различных фрагментах сложной структуры может быть разной [1, с. 30]. Сама топологически правильная организация сложной эволюционирующей федеративной системы дает мощный импульск саморазвитию.
Следующий логический принцип системного исследования - выявление внешних и внутренних источников развития федеративной системы, что предполагает исследование механизма воспроизводства данной системы, ее структуры и функций, а также механизма ее развития, появления у нее новых свойств и соответствующих способов адаптации к внешней среде.
Эти и другие логические принципы системного исследования носят методологический характер, ибо выражают теоретико-методологические подходы и направления дальнейшего изучения федеративных систем. Поэтому логические основы системного анализа можно характеризовать и как методологические принципы анализа федеративной государственности.
В качестве такой междисциплинарной методологии предлагается синергетика, представляющая собой теорию эволюции и самоорганизации сложных систем и дающая общие ориентиры для научного поиска, прогнозирования и моделирования институционально-правовых процессов, в том числе в сложных федеративных системах.
Системный подход основан на принципе системности, а теория самоорганизации - на принципе развития. Оба принципа взаимно дополняют друг друга и образуют единство, отражающееся в познании, - единство как теорий самоорганизации, так и системных исследований, выражающееся в том, что первые основываются на методологии и теоретических выводах вторых.
Исследование систем федеративной государственности, их принципов и законов самоорганизации как бифуркационных моделей представляет собой интерес с позиции достоверности институционально-правового знания, предупреждения о несостоятельности некоторых ожиданий и прогноза вектора дальнейшего развития [2, с. 19].
Исследование институционально-правовой динамики в этих условиях, по нашему представлению, возможно с использованием синергетической методологии, позволяющей находить способы понижения растущей энтропии в федеративных системах.
Методология синергетики, базирующаяся на научных принципах коэволюции сложных структур, может лечь в основу проектирования различных путей развития федерализма. Синергетика непосредственно описывает область знания, получившую название «управление развитием» и в условиях современного федеративного строительства обогащающую теорию федерализма новыми методологическими приемами, новым пониманием эволюции федеративных систем. Федеративное государство представляет собой наглядный пример «работы» основных принципов синергетики.
Синергетика, как правило, имеет дело с процессами, где целое обладает свойствами, которых нет ни у одной из частей. Целое в таких системах отражает свойства частей, а части - свойства целого. Здесь нельзя утверждать, что целое сложнее части, оно совсем другое.
Посредством механизма самоорганизации формируются устойчивые состояния -аттракторы,
к которым эволюционируют системы, несмотря на хаотический характер этого движения. В правовой сфере наиболее устойчивым компонентом выступает правовая культура, включающая, прежде всего, правовое сознание. Способность к самоорганизации обусловливает устойчивость системы к внешним воздействиям, а также наличие у отдельных ее подсистем возможности синхронизировать свои действия на основе согласованного принятия правовых решений.
Федеративная система в рамках системно-синергетической модели представляется открытой и сложной. В современных федеративных системах все ключевые элементы, структуры и акторы удовлетворяют требованиям, предъявляемым к открытым системам с учетом постоянной циркуляции потоков коммуникации, взаимодействия интересов и т.д. Иногда флуктуации становятся настолько сильными, что существовавшая прежде структура федеративной системы не выдерживает и разрушается. В этот переломный момент в точке бифуркации принципиально невозможно предсказать направление развития системы: станет ли ее состояние хаотическим, неустойчивым, или она перейдет на новый, более дифференцированный и более высокий уровень упорядоченности, т.е. примет устойчивое состояние. Наличие точки бифуркации обусловливает нелинейность, множественность возможных путей развития системы, изменение качественных состояний федеративной системы в целом и ее отдельных составляющих в частности.
Переход федеративной системы на новый уровень эволюции осуществляется не посредством внешних воздействий, а в результате внутрисистемных процессов. Речь идет о процессах усложнения структуры и принципов организации правовых институтов, приобретающих после прохождения точки бифуркации необратимый характер. Параметр, изменение которого приводит к переходу системы от устойчивого к неустойчивому состоянию и наоборот, называется параметром порядка. Воздействуя на параметр порядка, можно управлять поведением системы, изменять ее состояние. В качестве параметров порядка выступают правовые институты.
Для организации системы правоотношений саморегулирование принципиально важно. Однако самоорганизация и саморегулирование в праве не могут рассматриваться в целом как спонтанный процесс, имеющий место в природе, - он происходит под упорядочивающим воздействием человека. Успешность правового регулирования зависит от его соответствия процессу саморегулирования общественных отношений. Только в этом случае из хаоса может возникнуть планируемый порядок.
С развитием хаоса федеративное государство по форме представляется единым, а по содержанию состоит из частей, не связанных или слабосвязанных функциональными отношениями, т.е. превращается в простую сумму частей (областей, республик, политических партий и пр.).
Перед современной юридической наукой стоит задача не только обеспечения наиболее вероятных прогнозов будущего развития федеративных систем, но и поиск их оптимальных моделей с учетом перспективных задач и в соответствии с образом прогнозируемого будущего.
Пришло время смены парадигмальных концептов в области институционально-правовых исследований взаимодействия процессов государственного управления и самоорганизации. Государственное управление призвано поддерживать в обществе определенный порядок в различных сферах человеческой деятельности для обеспечения устойчивости
государственности. Такой порядок обычно достигается применением юридических законов и нормативно-правовых актов, которые могут обеспечивать необходимый порядок силой принуждения или созданием условия для народной инициативы и самоорганизации.
Для поддержания и тем более повышения степени упорядоченности, устойчивости федеративной системы необходимо ею управлять. Сама возможность осуществления управления предполагает существование различных вариантов, с необходимостью включая элементы случайности, - чтобы управлять, надо иметь выбор из неопределенности. Принятие любого решения в правовой сфере, области правоотношений обусловливается выбором, который делается на базе оценки разнообразных факторов.
Повышать степень упорядоченности федеративной системы можно, управляя ею, а для этого она должна быть открытой. В то же время система лишается «защитной оболочки», открывается доступ как для дезорганизующих, так и для управляющих факторов.
Управление любыми процессами связано с возможностью прогнозирования их развития под действием управляющих факторов. Для сферы федеративного строительства это означает, в частности, что закрытые системы не способны воспринимать различия во внешнем мире, а их будущее всегда расположено в направлении возрастания энтропии. Это относится к «фантомному» федерализму, под которым понимается состояние государственных и общественных институтов, когда «зафиксированная в нормах права конструкция федеративных отношений значительно отличается от реально сложившейся и существует системный разрыв между декларированным и действительным состоянием федеративной системы» [3, с. 34-35]. Совершенно иную картину представляют собой открытые системы, к которым традиционно относят и реальный федерализм. Они функционируют с возрастанием уровня упорядоченности, обладают способностью отражать изменения во внешнем мире в своей структуре, более вариабельны и динамичны. При этом исходят из того, что при взаимодействии элементов федеративной системы как целостного явления возникают новые свойства, отсутствующие у ее элементов и называемые эмерджентными. Само явление эмерджентности выражает несводимость свойств системы к свойствам ее элементов [4, с. 86].
Любая федеративная система предполагает прежде всего институциональную инфраструктуру, на основе которой могут осуществляться правовое взаимодействие и взаимоотношения различных институтов, - институционально-правовые процессы, направленные на оформление государственной власти как системы институтов, четко регламентируемых правовыми нормами. Они определяют направление и интенсивность институциональных изменений.
Институциональная среда, под которой понимается законодательная база государства, создает условия и ориентиры отбора эффективных элементов институциональной структуры из альтернативных форм управления.
Стабильность институциональной среды время от времени нарушается, сменяясь периодом распада одних институтов и появления других. Одним из источников таких изменений являются конфликты между самими институтами, особенно теми, которые сложились в разные исторические и культурные эпохи. Можно допустить, что рано или поздно социально нецелесообразные институты прекратят свое существование, лишившись благоприятствующей институционально-правовой среды.
Поведение всех самоорганизующихся систем в точках бифуркации имеет общие закономерности:
в каждой точке бифуркации система выбирает путь развития, траекторию своего движения. Множества, характеризующие значения параметров системы на альтернативных траекториях, называются аттракторами. В точке бифуркации система переходит от области притяжения одного аттрактора к другому. Аттрактор - это проявившийся вектор грядущих изменений.
Познать аттрактор - значит создать условия для прогнозирования, развития, моделирования и управления процессом. За периодом хаотичной неустойчивости следует выбор аттрактора, в результате чего может сформироваться новая диссипативная структура, более упорядоченная. Таким образом, при определенных условиях хаос становится источником порядка в системе. Только периодическая смена порядка и хаоса, их непрестанная борьба друг с другом дают федеративной системе возможность развития, в том числе и прогрессивного.
Самоорганизующимся системам свойственно явление когерентности - согласованное во времени протекание институционально-правовых процессов, благодаря чему они могут давать эффект интерференции, т.е. взаимного усиления или ослабления, что является необходимым условием перевода системы в режим самоорганизации [5, с. 113].
Энтропия начинает снижаться при объективном выделении новых параметров порядка, которые со временем будут учитывать, вступая в когерентные отношения. Это означает формирование аттрактора и переход системы к детерминистскому развитию.
Таким образом, использование парадигмы синергетики и принципов системного подхода позволяет выстроить концептуальную модель самоорганизации федеративной системы, изменившую соотношение ее структурных элементов, принципы их взаимодействия, обозначившую ключевые параметры порядка, от корреляции которых зависит самосохранение системы.
Из вышесказанного следует, что любая федеративная система представляет собой внутренне расчлененную структурную целостность. Структура федеративной системы есть совокупность прямых и обратных связей ее элементов, поэтому исследование любой системы должно быть направлено на изучение взаимосвязей и взаимозависимостей ее элементов.
Литература
1. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М.: Прогресс, 1986.
2. Капустин В.С. Синергетика социальных процессов. М., 1996.
3. Добрынин М.Н. Синергетика и федерализм: оценка состояния, соотношение, новая методология // Государство и право. 2007. № 7.
4. Тихомиров Ю.А. Право и саморегулирование // Журнал российского права. 2005. № 9.
5. Безвиконная Е.В. Системно-синергетическая модель политической системы // Политические исследования. 2009. № 3.