Научная статья на тему 'СИНДРОМ САВАНТА: ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ, БУДУЩЕЕ'

СИНДРОМ САВАНТА: ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ, БУДУЩЕЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2635
206
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИНДРОМ САВАНТА / АУТИЗМ / ПАМЯТЬ / МОЗГ / ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Макарова Елена Александровна, Абросимова Елена Борисовна

Люди, которых называют савантами, долгое время составляли отдельную группу (высокий уровень навыков в контексте предполагаемой умственной неполноценности), чью историю в основном рассказывали психиатры и психологи в рамках медицинской модели инвалидности, которая означает психическое расстройство и предполагает излечение и нормализацию. В последнее время люди, идентифицированные как саванты, стали персонажами литературного и кинематографического жанров. Эти жанры, оба повествовательные, представляли их как инопланетных «других», чьи таланты и способности выводят их за рамки обычного человеческого интеллекта и творческих способностей. В статье, сфокусированной на синдроме саванта, делается попытка увидеть личность сквозь эти художественные клише, чтобы дать реалистичное представление об интеллектуальной и творческой жизни людей, признанных савантами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Макарова Елена Александровна, Абросимова Елена Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СИНДРОМ САВАНТА: ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ, БУДУЩЕЕ»

Е.А. МАКАРОВА

Доктор психологических наук, профессор Профессор кафедры НТПиПК ДГТУ, г. Ростов-на-Дону

Е.Б. АБРОСИМОВА

Аспирант кафедры гуманитарных дисциплин ЧОУВО ТИУиЭ, г. Таганрог

СИНДРОМ САВАНТА: ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ, БУДУЩЕЕ

Люди, которых называют савантами, долгое время составляли отдельную группу (высокий уровень навыков в контексте предполагаемой умственной неполноценности), чью историю в основном рассказывали психиатры и психологи в рамках медицинской модели инвалидности, которая означает психическое расстройство и предполагает излечение и нормализацию. В последнее время люди, идентифицированные как саванты, стали персонажами литературного и кинематографи-

Синдром саванта, аутизм, память, мозг, образование.

Тематический рубрикатор е-ЬШгагу: 14.29.37.

Введение. С давних времен до нас дошли упоминания о синдроме саванта, сочетающего в себе аутизм, умственную отсталость и музыкальную (или иную) гениальность. Те, кого считали аутистами, получали индивидуальное признание в качестве гения в определенной предметной области, талантом и мастерством превосходили своих коллег. Савант - это человек, обладающий исключительными навыками в определенной области, такой как искусство, литература или математика. Это редкое явление, сегодня насчитывают только 100 человек, официально признанных савантами. Но что наиболее интересно, половина всех савантов страдает аутизмом, а другая половина имеет какой-либо другой тип психического расстройства, например, последствия черепно-мозговой травмы, синдром Аспергера, синдром Дауна или умственную отсталость. Медицинские эксперты полагают, что данные расстройства перестраивают память мозга и обработку данных до невообразимого уровня. Это позволяет человеку преуспеть в конкретном предмете, но он остается неполноценным в других основных функциях.

Хотя существует несколько теорий этого расстройства, преобладает мнение, что правое полушарие мозга компенсирует повреждение или дефект левого полушария. Некоторые из самых блестящих умов в истории считались савантами: такие личности, как Томас Джефферсон, Альберт Эйнштейн, Ми-келанджело, Чарльз Дарвин, Ганс Христиан Андерсон, Артур Конан Дойл, Людвиг ван Бетховен, Вольфганг Амадей Моцарт, Энди Уорхол, Винсент Ван Гог, Исаак Ньютон и Сократ были среди них. Были бы у нас Декларация независимости, теория эволюции, теория относительности, блестящие симфонии Моцарта и Бетховена, если бы не психические расстройства?

Наиболее часто встречаются саванты среди людей, страдающих аутизмом. Аутизм включает нарушения социализации, общения и воображения. Хотя аутисты нередко имеют несоответствия между различными когнитивными навыками, около 10% из них

ческого жанров. Эти жанры, оба повествовательные, представляли их как инопланетных «других», чьи таланты и способности выводят их за рамки обычного человеческого интеллекта и творческих способностей. В статье, сфокусированной на синдроме саванта, делается попытка увидеть личность сквозь эти художественные клише, чтобы дать реалистичное представление об интеллектуальной и творческой жизни людей, признанных савантами.

имеют «отколовшиеся навыки» на гораздо более высоком уровне, чем большинство других навыков, настоящий синдром саванта встречается очень редко. Аутизм относится к «синдрому», объединяющему несколько поведенческих паттернов, которые, как правило, влияют на социальное функционирование. Обычные дети умеют сосредоточить внимание на лицах, предпочитают смотреть на знакомых людей, начинают реагировать на выражения лиц и речь таким образом, чтобы показать понимание смысла, стремятся взаимодействовать с другими детьми и демонстрируют способность представлять точку зрения других людей. При аутизме эти инстинкты слабы или отсутствуют [1]. Однако саванты обладают одним или несколькими талантами, намного превосходящими способности обычных людей (это могут быть способности легко усваивать иностранные языки, «гиперлексия» без какого-либо специального обучения или практики, художественный или музыкальный талант, редкие способности к математике, феноменальная память). Вполне вероятно, что некоторые случаи аутизма вызваны повреждением мозговых центров, которые координируют социальные функции, иногда есть более обширные повреждения, затрагивающие также другие части мозга и сенсорную деятельность. В других случаях аутизм, по-видимому, вызван перераспределением ресурсов от социальных функций к интенсивному сосредоточению на какой-то интересующей области [4].

На какие же области интеллекта влияет аутизм? Это могут быть восприятие, внимание, обучение, особенно практические навыки повседневной жизни, объем памяти, воображение и абстрактное мышление. У аутистов ограниченные интересы, нарушена последовательность действий, понимание причины и следствия, им недоступна многозадачность, приори-тизация, адаптация к изменениям (крайняя зависимость от рутины), они не способны принимать решения. Аутисты не способны к обобщениям, даже если ситуации могут казаться одинаковыми нейротипич-ным людям, человеку с расстройством аутистическо-

го спектра они могут казаться совершенно разными, поэтому обучение из одной ситуации не переносится на другие. У них затруднена коммуникация, отсутствует когерентность - видение «большой картины», перспективное восприятие - понимание того, что другие люди физически видят и слышат разные вещи, а также имеют другие мысли, чувства и переживания. Они не способны выявлять эмоции в себе и других, а также управлять своими эмоциями и стрессом [2].

Даже при сегодняшнем медицинском прогрессе мозг по-прежнему остается большой загадкой. Саван-ты из-за дефектов развития мозга или черепно-мозговой травмы демонстрируют значительные успехи в области искусства, музыки, литературы и математики. Некоторые ученые в медицинском сообществе объясняют, что мозг саванта не может фильтровать то, что мы обычно считаем неважным или легко забываем. Саванты сохраняют все, что видят или слышат, все, что их интересует, и умеют безошибочно воспроизводить это по памяти [8].

История термина «аутизм» насчитывает около 100 лет, доктор Джон Даун (более известный нам, как ученый, в честь которого получил название синдром Дауна, впервые описанный им в 1866 году) назвал это «задержкой развития» и описал случаи раннего и позднего (регрессивного) аутизма [6]. То, что он выбрал такой термин для этой формы расстройства, действительно интересно, потому что 93 года спустя термин «расстройство развития» был впервые включен в Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам, в категорию «аутис-тическое расстройство». Тот факт, что регрессивный или поздний аутизм был так точно описан Дауном более века назад, является важным знаком, который следует учитывать в современных дискуссиях о причинах регрессивного аутизма.

Однако почти столетие спустя Лео Каннер (1944) описал то, что он назвал «ранним детским аутизмом» [12]. Многие из тех же моделей поведения и черт, которые Дж. Даун прокомментировал для своей группы пациентов с задержкой развития, были отмечены Каннером в его описании 10 клинических случаев. Шесть из этих людей обладали особыми музыкальными способностями, и Л. Каннер был поражен общей феноменальной памятью всех 10 человек в этой группе.

После нескольких столетий отчетов и наблюдений мы знаем, что это заболевание встречается редко, но один из 10 людей, страдающих аутизмом, проявляет некоторые способности саванта.

В исследовании Римланда (1978), проведенном среди 5400 детей с аутизмом, родители сообщили, что 531 ребенок обладал особыми способностями, и 10-процентная доля синдрома саванта стала общепринятой цифрой аутистического расстройства [17]. Но наличие синдрома саванта не ограничивается аутизмом. В ходе обследования пациентов с диагнозом умственной отсталости частота навыков саванта составила 1:2000, или 0,06%. Более близкое нам по времени исследование, в котором было обследовано 583 пациента, показало, что распространенность составляет 1,4 на 1000, или примерно вдвое превышает

оценку Хилла [18]. Какими бы ни были точные цифры, умственная отсталость и другие формы задержки развития встречаются чаще, чем аутистическое расстройство, поэтому разумная оценка может заключаться в том, что примерно 50 процентов людей с синдромом саванта имеют аутистическое расстройство, а остальные 50 процентов имеют задержку в области развития, умственную отсталость или другие повреждения или заболевания ЦНС. Таким образом, не все аутичные люди имеют синдром саванта, и не все люди с синдромом саванта имеют аутистическое расстройство.

Навыки саванта, как правило, проявляются в интригующе узком диапазоне специфических способностей, обычно они сводятся к пяти общим категориям:

1) музыка, обычно исполнение, чаще всего фортепиано, с абсолютным слухом, также сообщалось о способности сочинительства без базовых навыков владения музыкальным инструментом, как и игра на нескольких, а иногда и нескольких десятках инструментов;

2) искусство, обычно рисование, живопись или скульптура;

3) определение времени или отрезков времени без помощи часов или календаря (как ни странно, малоизвестный навык у большинства людей);

4) математика, включая моментальные вычисления или способность вычислять простые числа, например, при отсутствии других простых арифметических способностей;

5) механические или пространственные навыки, включая способность точно измерять расстояния без использования инструментов, способность создавать сложные модели или структуры с кропотливой точностью или мастерство составления карт и определения направления.

О других навыках сообщалось реже, в том числе, это потрясающая способность к изучению языков; необычная чувствительность в обонянии, осязании или зрении, включая синестезию; совершенная оценка времени без использования часов; выдающиеся знания в конкретных областях, таких как нейрофизиология, статистика или навигация.

В отчете Римланда из 543 детей с особыми навыками музыкальные способности были наиболее часто регистрируемым навыком, за которым следовали память, искусство, псевдовербальные способности, математика, ориентирование на местности и в направлении, координация, расчет календаря и экстрасенсорное восприятие [16]. Гиперлексия, которая отличается скорее ранним развитием, чем независимым от возраста уровнем навыков, также часто регистрировалась при аутизме [9].

Как правило, совершенствуется только один специальный навык, в редких случаях одновременно существуют несколько навыков (например, художественный и игра в шахматы, музыкальный и вербальный и т.д.) [22]. Было отмечено, что множественные навыки чаще встречаются у савантов с аутизмом, чем с другими нарушениями развития. Каким бы ни был особый навык, он всегда связан с потрясающей памятью. Некоторые исследователи перечисляют память как отдельный специальный навык; однако

потрясающая память - это способность, присущая всем савантам и охватывающая все области как общая, неотъемлемая часть самого синдрома. Несколько исследований показали, что одна только память не может в полной мере объяснить способности савантов, в частности, мгновенные календарные вычисления и музыкальные способности [11]. Формальное тестирование на эйдетические образы показывает, что это явление присутствует у некоторых, но, конечно, не у всех савантов, и когда оно присутствует, то может существовать скорее как маркер повреждения мозга, нежели наличия способностей савантов [23].

Существует целый спектр навыков савантов. Наиболее распространенными являются навыки расщепления, которые включают навязчивую озабоченность и запоминание музыкальных и спортивных мелочей, цифр номерных знаков, карт, исторических фактов или неясных образов, таких как, например, звуки двигателя или пылесоса. Талантливые саванты - это люди с нарушениями когнитивных функций, у которых музыкальные, художественные или другие особые способности более заметны и отточены, обычно в пределах одной области знаний, и очень заметны, если рассматривать их с точки зрения общей задержки развития.

Специальные навыки всегда сопровождаются уникальной памятью. Какими бы ни были особые способности, замечательная память уникального и однородного типа объединяет это состояние воедино. Такие термины, как автоматический, механический, конкретный и привычный, были применены к этой необыкновенной памяти. Дж. Даун (Down, 1887) использовал термин «вербальная адгезия» [6]; другие исследователи использовали термин «ликование памяти» или «память без учета» [3]; Тредголд использовал термин «автоматическая» [20]; а Додж охарактеризовал потрясающую память своего пациента как «преувеличенную» [5]. Такая бессознательная память подсказывает, что правы были те, кто назвали ее «привычкой», а не «семантической» системой памяти [7], и предположили две разные нейронные цепи для этих двух разных типов памяти: кортико-лимбическую цепь более высокого уровня для семантической памяти и кортико-спинальную цепь более низкого уровня для более примитивной привычной памяти, которую иногда называют процедурной или неявной памятью. Память саванта, как правило, очень глубока, но чрезвычайно узка, в пределах сопутствующего специального навыка.

Синдром саванта может быть врожденным или приобретенным. Чаще всего навыки саванта появляются в детстве, накладываясь на некоторые основные нарушения развития, присутствующие при рождении. Однако «приобретенные» навыки саванта также могут проявляться, когда их ранее не было, у нейротипичных людей после травмы головного мозга или заболевания позже в младенчестве, детстве или взрослой жизни [13; 21]. Недавние сообщения о способностях савантного типа, проявляющихся у ранее здоровых пожилых людей с лобно-височной деменцией, были особенно интригующими [14]. Перспектива спящего потенциала, существующая у

каждого человека, высвобожденного травмой ЦНС, имеет далеко идущие последствия.

Важный вопрос заключается в том, обнаруживаются ли особые навыки у родственников савантов. Два исследования - одно с 25, а другое с 51 савантом - показали наличие родственников с особыми навыками в некоторых, но, конечно, не во всех случаях [10]. Другое исследование тщательно изученных 23 родственников савантов показало, что только один член семьи обладал особыми навыками [15]. Р. Янг [24] посетил ряд стран и встретился с 51 савантом и их семьями, завершив крупнейшее на сегодняшний день исследование, проведенное с использованием единого анамнеза и стандартизированной психологической батареи тестирования. У 41 саванта был диагностирован аутизм, а у остальных - какой-то другой тип умственной отсталости: 12 были оценены как выдающиеся; 20 были оценены как талантливые; а остальные 19 обладали разрозненными навыками. Саванты в этой серии случаев имели следующие общие элементы: неврологические нарушения со специфическими и различными интеллектуальными способностями; языковые и интеллектуальные нарушения, соответствующие аутизму; интенсивный интерес и озабоченность конкретными областями знаний; основанные на правилах жесткие и высокоструктурированные навыки, не имеющие критических аспектов креативность и когнитивную гибкость; сохраненную неврологическую способность обрабатывать информацию, относящуюся к конкретным навыкам; хорошо развитую память; семейную историю схожих навыков в некоторых, но не во всех случаях, но даже при отсутствии истории определенного навыка существовали семейная предрасположенность к высоким достижениям и атмосфера поддержки, поощрения и подкрепления со стороны семей, учителей, опекунов и других.

Навыки саванта не исчезают. Примечателен описанный случай с савантом, который потерял свои особые художественные навыки, когда подвергся традиционному школьному обучению, поднял вопрос «опасного компромисса» между выученными навыками для лучшего общения и навыками повседневной жизни [19]. Но опыт показал, что такая потеря специальных навыков является скорее исключением, чем правилом при синдроме саванта. Вместо этого при продолжительном использовании особые способности либо сохраняются на том же уровне, либо увеличиваются.

Лесли Лемке, появившийся на свет в 1952 году с множественными врожденными дефектами, начинал с впечатляющего, буквального воспроизведения увиденного или услышанного. Он, например, безупречно воспроизвел первый фортепианный концерт Чайковского в возрасте 14 лет, впервые услышав его в качестве музыкальной темы к телевизионному фильму. Со временем Лесли перешел от буквального воспроизведения к импровизации, по-видимому, ему наскучило просто воспроизводить то, что он слышал. В последние годы Лесли перешел к созданию совершенно новых песен, которые он сочиняет, играет и поет. Эта модель исполнения от воспроизведения к импровизации и творчеству была продемонстриро-

вана другими музыкальными савантами. Хорошо известный японский музыкальный савант-компози-тор Йошики Ивасира убедительно демонстрирует, что саванты могут быть творческими; 40 его оригинальных произведений на двух всемирно популярных компакт-дисках убедительно подтверждают эту способность [3].

Сорокалетнего британца Стивена Уилтшира называют человеком-фотокамерой. Он может нарисовать детальный и предельно точный городской пейзаж, взглянув на него лишь однажды. Часто для этого он облетает города на вертолете. Он, безусловно, может потрясающе воспроизвести то, что он видит, что продемонстрировано в недавнем документальном фильме о нем, когда после 45-минутного полета на вертолете над Римом он завершил за три дня безупречно точный рисунок на холсте в пять с половиной метров. Он с точностью отразил многие кварталы, которые он видел, улицу за улицей, здание за зданием и колонну за колонной. Чертеж Колизея, наложенный на его рисунок, показывает поразительно точную копию. Однако Стивен также может импровизировать в своих рисунках и создавать сцены по своему выбору. У него опубликовано несколько книг по искусству, и теперь есть собственная художественная галерея в Лондоне, в которой представлены различные стили рисования. Двадцатидевятилетний Дэниэл Тэммет по прозвищу Брейнмен (Человек-мозг) обладает потрясающими математическими и лингвистическими способностями. Тэммет говорит на 11 языках. В 2007 году один телеканал предложил ему задачу: выучить за неделю какой-нибудь язык. Спустя семь дней он давал интервью исландскому телевидению на исландском языке.

Никакая единая теория не может объяснить всех савантов. Со времени первого описания синдрома саванта Дж. Дауном было выдвинуто множество теорий, объясняющих это удивительное слияние экстраординарных способностей и задержки развития у одного и того же человека. Недавнее исследование Миллера привело к выводу, что «потеря функции в левой передней доле может привести к развитию художественных или музыкальных навыков», «анатомический субстрат синдрома саванта может включать потерю функции в левой височной доле с усилением функции задней неокортекса» [14].

Заключение. Эксперименты, проведенные с са-вантами и описанные в литературе, показывают, что развитие таланта у савантов приводит не только к развитию их творческих способностей, но также к снижению симптоматики аутистического спектра, к социализации. И по мере того как это происходит, часть «дефекта» исчезает. Особый талант, по сути, становится проводником к нормализации, используя уникальные навыки саванта для достижения лучшей социализации, овладения языком и бытовой независимостью, и все это без компромисса или потери особых способностей ради ценных достижений в других областях функционирования. Специальные навыки могут быть использованы как способ привлечь внимание саванта, и вместо того чтобы рассматривать специальные способности как несерьезные, их можно использовать как форму выражения с целью более

полезного применения этих способностей. Развитие навыков савантов использует сочетание успешных стратегий (визуальную поддержку и социальный сторителлинг), в настоящее время это сочетание применяется в сфере образования одаренных детей и в инклюзивном образовании детей с расстройствами аутистического спектра в попытке направить и применить нефункциональные навыки. Такая специальная учебная программа может оказаться весьма успешной в функциональном применении навыков и общем снижении уровня аутичного поведения, в формировании социальных навыков и академической эффективности, а также в повышении коммуникативных навыков. Сопутствующими элементами такой программы являются опытный педагог в области их таланта, индивидуальный психолог и обучение социальным навыкам в малых группах.

Ни одна модель функционирования мозга, включая память, не будет полной, пока она не сможет полностью объяснить редкое, но впечатляющее состояние синдрома саванта. В частности, за последнее десятилетие был достигнут значительный прогресс в объяснении этого сочетания способностей и особых потребностей, но многие вопросы пока остаются без ответа. Тем не менее интерес к этому увлекательному состоянию усиливается.

Нужно сказать, что за последние 15 лет был достигнут больший, чем за предыдущие 100 лет, прогресс в понимании и объяснении синдрома саванта. Это важное исследование продолжается с перспективой приблизиться к разгадке тайны необыкновенных людей и их замечательных способностей. Более того, в этом процессе мы также можем узнать больше о себе, исследовать «предел наших возможностей» и раскрыть скрытый потенциал, который, возможно, находится внутри всех нас.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Моргачева Е.Н. Понятие «умственная отсталость» в отечественной медицинской и психолого-педагогической науке / Е.Н. Моргачева. - Москва: МП1У. 2003. - Текст: непосредственный.

2. Моргачева Е.Н. Компаративный анализ парадигм феномена умственной отсталости в специальной педагогике России и США : дис. ... д-ра пед. наук / Е.Н. Моргачева. - Москва, 2011. - С. 100. -Текст: непосредственный.

3. Cameron, L. 1998. The music of light: the extraordinary story of Hikari and Kenzaburo Oe. New York, NY: Free Press.

4. Clark, T. 2001. The application of savant and splinter skills in the autistic population through curriculum design: a longitudinal multiple replication case study. PhD thesis, School of Education Studies, The University of New South Wales, Sydney, Australia.

5. Dodge, N. 2007. The brain that changes itself. New York, NY:Penguin.

6. Down, J. L. 1887. On some mental affections of childhood and youth. London, UK: Churchill. DSM-III 1980 Diagnostic and statistical manual of mental disorders. Washington, DC: American Psychiatric Association.

7. Grandin, T. & Duffy, K. 2004. Developing talents: careers for individuals with Asperger syndrome and

high functioning autism. Shawnee Mission, KS: Autism Asperger Publishing Company.

8. Grandin, T. 2005 Animals in translation: using the mysteries of autism to decode animal behavior. New York, NY: Scribner.

9. Grigorenko, E. L., Klin, A., Pauls, D. L., Senft, R., Hooper, C. & Volkmar, F. 2002. A descriptive study of hyperlexia in a clinically referred sample of children with developmental delays. J. Autism Dev. Disord. 32, 3-12. (doi:10.1023/A:1017995805511).

10. Heaton, P. & Wallace, G. L. 2004. Annotation: the savant syndrome. Child Psychol. Psychiatr. 45, 899911. (doi:10. 1111/j.1469-7610.2004.t01-1-00284.x).

11. Hermelin, B. 2001. Bright splinters of the mind. London, UK: Jessica Kingsley Publishers.

12. Kanner, L. 1944. Infantile autism. J. Pediatr. 25, 200217.

13. Lythgoe, M., Pollak, T., Kalmas, M., de Hann, M. & Chong, W. K. 2005. Obsessive, prolific artistic output following subarachnoid hemorrhage. Neurology 64, 397-398.

14. Miller, B.L., Boone, K., Cummings, L.R.&Mishkin, F 2000. Functional correlates of musical and visual ability in frontotemporal dementia. Br. J. Psychiatry 176, 458-463. (doi:10.1192/bjp.176.5.458).

15. Peek, F. & Hanson, L.L. 2008. The life and message of the real rain man. New York, NY: Dude Publishing.

16. Rimland, B. & Fein, D.A. 1988. Special talents of autistic savants. In The exceptional brain:

neuropsychology of talent and special abilities (eds L. K. Obler & D. A. Fine), pp. 474-492. New York, NY: Guilford Press.

17. Rimland, B. 1978. Savant capabilities of autistic children and their cognitive implications. In Cognitive defects in the development of mental illness (ed. G. Serban), pp. 43-65. New York, NY: Brunner/Mazel.

18. Saloviita, T., Ruusila, L. & Ruusila, U. 2000. Incidence of savant skills in Finland. Percept. Mot. Skills 91, 120-122. (doi:10.2466/PMS.91.5.120-122).

19. Selfe, L. 1978. Nadia: a case of extraordinary drawing ability in an autistic child. New York, NY: Academic Press. Tredgold, A. F. 1914 Mental deficiency. New York, NY: William Wood.

20. Tredgold A.F. 1911. Dull and Backward Children // British Journal of Children's Diseases. Oct. P. 1.

21. Treffert, D.A. 2006a. Extraordinary people: understanding savant syndrome. Omaha, NE: Universe, Inc.

22. Treffert, D.A. 2006b. Dr Down and 'developmental disorders'. J. Autism Dev. Disord. 36, 965-966. (doi:10.1007/s10803-006-0183-1).

23. Treffert, D.A. 2005. The savant syndrome in autistic disorder. In Recent developments in autism research (ed. M. F. Casanova), pp. 27-55. New York, NY: Nova Science Publishers.

24. Young, R. 1995. Savant syndrome: processes underlying extraordinary abilities. PhD thesis, University of Adelaide, Adelaide, South Australia.

© Елена Александровна Макарова, 2021 © Елена Борисовна Абросимова, 2021 © Частное образовательное учреждение высшего образования «Таганрогский институт управления и экономики», 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.