Научная статья на тему 'СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ, ЖИЗНЕСТОЙКОСТЬ И СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЕ ОРИЕНТАЦИИ РАБОТНИКОВ СФЕРЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ'

СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ, ЖИЗНЕСТОЙКОСТЬ И СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЕ ОРИЕНТАЦИИ РАБОТНИКОВ СФЕРЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
791
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ / ЖИЗНЕСТОЙКОСТЬ / СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ / МЕДИЦИНСКИЕ РАБОТНИКИ / BURNOUT SYNDROME / RESILIENCE / LIFE-SENSE ORIENTATIONS / PERSONALITY ORIENTATION / MEDICAL PROFESSIONALS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Продовикова А.Г., Тендрякова К.Д.

Проблема исследования состояла в выявлении особенностей жизнестойкости, смысложизненных ориентаций и направленности личности работников сферы здравоохранения, способствующих развитию у них профессионально-личностной дезадаптации. В исследовании приняли участие 109 медработников в возрасте от 31 до 68 лет. С помощью методики «Уровень эмоционального выгорания» (В.В. Бойко) выборка была поделена на две группы: первая (59 специалистов) - с выраженными симптомами синдрома эмоционального выгорания, вторая (50 специалистов) - не имеющие ни одной сформированной стадии синдрома. Группы не различались по стажу работы. В исследовании использовались методики: «Тест смысложизненных ориентаций» (СЖО) Д.А. Леонтьева, «Изучение направленности личности» В. Смекала и М. Кучера, «Тест жизнестойкости» С. Мадди в адаптации Д.А. Леонтьева. Статистический анализ включал в себя сравнительный анализ (t-критерия Стьюдента, U-критерия Манна-Уитни), корреляционный анализ по Спирмену. Выявлено, что специалистов с признаками синдрома эмоционального выгорания характеризует сниженная способность выдерживать стрессовую ситуацию; отсутствие цели в жизни, неудовлетворенность своей жизнью в прошлом и настоящем, отсутствие уверенности в возможности контролировать события жизни, стремление к удовлетворению собственных притязаний, к достижению личного первенства, без учета чувств и переживаний окружающих людей. Между компонентами синдрома эмоционального выгорания, жизнестойкости и смысложизненных ориентаций личности установлена обратная связь. Высокий уровень жизнестойкости и сформированные смысложизненные ориентации помогают противостоять эмоциональным и информационным стрессам в профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Продовикова А.Г., Тендрякова К.Д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BURNOUT SYNDROME, RESILIENCE AND LIFE-SENSE ORIENTATIONS OF HEALTHCARE WORKERS

The problem of the study was to identify the features of resilience, life-sense orientations and personality orientation of health care workers that contribute to their professional and personal maladaptation. The study involved 109 medical workers at the age from 31 to 68 years. The sample was divided into two groups: the first (59 specialists) - with registered symptoms of burnout syndrome, the second (50 specialists) - without any formed stage of burnout syndrome. The groups did not differ by work experience. The following methods of research were used: "Test of life-meaning orientations" by D.A. Leontiev, "Study of personality orientation" by V. Smekal and M. Kucher, "Test of resilience" by S. Maddi. Statistical analysis included comparative analysis (student's t-test, Mann-Whitney U-test), Spearman correlation analysis. It is revealed that professionals with symptoms of burnout describes a reduced ability to withstand a stressful situation; the lack of purpose in life, dissatisfaction with her life, past and present, lack of confidence in ability to control events of life, the desire to satisfy its own claims to personal superiority, without regard to the feelings and emotions of other people. There is a correlation between the components of the burnout syndrome, resilience, and life-sense orientations of the individual. A high level of resilience and formed life-sense orientations help to resist emotional and informational stresses in professional activities.

Текст научной работы на тему «СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ, ЖИЗНЕСТОЙКОСТЬ И СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЕ ОРИЕНТАЦИИ РАБОТНИКОВ СФЕРЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ»

УДК 159.99

СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ, ЖИЗНЕСТОЙКОСТЬ И СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЕ ОРИЕНТАЦИИ РАБОТНИКОВ СФЕРЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

А.Г. Продовикова, К.Д. Тендрякова

Пермский государственный национальный исследовательский университет

Проблема исследования состояла в выявлении особенностей жизнестойкости, смысложизненных ориентаций и направленности личности работников сферы здравоохранения, способствующих развитию у них профессионально-личностной дезадаптации. В исследовании приняли участие 109 медработников в возрасте от 31 до 68 лет. С помощью методики «Уровень эмоционального выгорания» (В.В. Бойко) выборка была поделена на две группы: первая (59 специалистов) - с выраженными симптомами синдрома эмоционального выгорания, вторая (50 специалистов) - не имеющие ни одной сформированной стадии синдрома. Группы не различались по стажу работы. В исследовании использовались методики: «Тест смысложизненных ориентаций» (СЖО) Д.А. Леонтьева, «Изучение направленности личности» В. Смекала и М. Кучера, «Тест жизнестойкости» С. Мадди в адаптации Д.А. Леонтьева. Статистический анализ включал в себя сравнительный анализ ^-критерия Стьюдента, и-критерия Манна-Уитни), корреляционный анализ по Спирмену. Выявлено, что специалистов с признаками синдрома эмоционального выгорания характеризует сниженная способность выдерживать стрессовую ситуацию; отсутствие цели в жизни, неудовлетворенность своей жизнью в прошлом и настоящем, отсутствие уверенности в возможности контролировать события жизни, стремление к удовлетворению собственных притязаний, к достижению личного первенства, без учета чувств и переживаний окружающих людей. Между компонентами синдрома эмоционального выгорания, жизнестойкости и смысложизненных ориентаций личности установлена обратная связь. Высокий уровень жизнестойкости и сформированные смысложизненные ориентации помогают противостоять эмоциональным и информационным стрессам в профессиональной деятельности.

© Продовикова А.Г., Тендрякова К.Д., 2020

Ключевые слова: синдром эмоционального выгорания, жизнестойкость, смысложизненные ориентации, направленность личности, медицинские работники.

Профессиональная деятельность работников сферы здравоохранения предполагает наличие эмоциональной насыщенности, психофизического напряжения и большое количество факторов, вызывающих стресс. По данным различных исследований процент медработников, страдающих синдромом эмоционального выгорания, варьирует от 73,6 до 86,7 % и в течение последних лет неуклонно растет [1, 2, 3]. Синдром эмоционального выгорания рассматривается как особый элемент системы профессиональных деструкций, отрицательно влияющий на все подструктуры личности и деятельности специалиста. Главная опасность данного феномена состоит в том, что эмоциональное выгорание может привести к принятию необоснованных решений, снижению профессиональной эффективности, а также к развитию психосоматических и невротических расстройств.

Результаты исследований показывают, что особенности ценностно-смысловой сферы личности специалиста могут являться фактором, препятствующим развитию профессионально-личностной дезадаптации. Особый интерес представляет изучение таких ресурсов личности как жизнестойкость, выступающей в качестве личностно-психического ресурса, позволяющего специалисту помогающей профессии активно противостоять развитию синдрома эмоционального выгорания [4, 5], и смысложиз-ненных ориентаций, отражающих направленность личности, осознанность выборов, удовлетворенность жизнью и способность брать за нее ответственность [6]. Е.В. Картавщикова подчеркивает, что жизнестойкость тесно связана с ценностно-смысловой сферой личности, со смысложизненными ориентациями, представляющими собой высший уровень самореализации специалиста [7]. Проблема эмоционального выгорания имеет тесную взаимосвязь с самоактуализацией в профессиональной сфере. В связи с нереализованностью истинных потребностей специалист постепенно утрачивает интерес к жизни и пребывает в состоянии экзистенциального вакуума, экзистенциальной опустошенности, что характеризуется апатией и депрессией.

Таким образом, проблемой нашего исследования выступает недостаток данных об особенностях жизнестойкости и смысло-жизненных ориентаций у медработников с синдромом эмоционального выгорания. Исследование расширит представления о личностных ресурсах медработника, необходимых для противостояния синдрому эмоционального выгорания. В связи с этим, цель исследования заключается в выявлении особенностей жизнестойкости и смысложизненных ориентаций работников сферы здравоохранения, подверженных влиянию синдрома эмоционального выгорания.

Научный интерес к проблеме синдрома эмоционального выгорания берет свое начало в середине 70-х гг. ХХ столетия в работах многих зарубежных психологов (H. Freudenberger, M. Leiter, A. Pines, M. Burish, C. Maslach и др.). Данный феномен получил название «burnout» и был впервые описан в 1974 г. американским психологом и психиатром Гербертом Фрейденбергом. С его точки зрения, «burnout» представляет собой особое психологическое состояние здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с пациентами в эмоционально нагруженной атмосфере при оказании профессиональной помощи и сопровождается состояниями тревоги и фрустрации. В отечественной психологии феномен эмоционального выгорания становится самостоятельным предметом исследования в конце 90-х гг. ХХ столетия (В.В. Бойко, Н.Е. Водопьянова, А.Б. Серебрякова, Е.С. Старчен-кова и др.). Так, В.В. Бойко, основываясь на учении о стрессе Г. Селье, рассматривает эмоциональное выгорание как «выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций (понижения их энергетики) в ответ на избранные психотравмирующие воздействия» [8]. В.В. Бойко предлагает модель, включающую в себя три основные фазы протекания синдрома эмоционального выгорания, каждая из которых характеризуется определенной симптоматикой (фаза напряжения, фаза резистенции, фаза истощения).

Определим понятия «жизнестойкость», «смысложизненные ориентации» и «направленность личности». Термин «hardiness» был введен в 80-х гг. ХХ столетия американскими психологами Сьюзен Кобейса и Сальваторе Мадди. Д.А. Леонтьев предложил обозначать эту личностную переменную как «жизнестойкость».

Согласно определению С. Мадди жизнестойкость представляет собой интегративное качество, систему установок и убеждений о мире и о себе, которое позволяет человеку выдерживать стрессовую ситуацию, при сохранении внутреннего баланса и гармонии. Эта личностная переменная помогает человеку признать свои реальные возможности и принять свою собственную уязвимость. С. Мадди и С. Кобейса показали, что жизнестойкость, рассматриваемая как личностная характеристика, может быть показателем общего психического здоровья человека и включает в себя три жизненные установки: вовлеченность, контроль и принятие риска [5]. Р.И. Стецишин определяет жизнестойкость как личностно-психический ресурс, который формируется в процессе персоно- и профессиогенеза личности и позволяет специалисту помогающей профессии активно противостоять развитию профессионально-личностной дезадаптации [4].

Смысложизненные ориентации по Д.А. Леонтьеву являются результатом осознания человеком собственных ценностей, целей и смысла собственной жизни. Смысложизненные ориентации, являясь сложным интегральным образованием, обуславливающим поведение личности, определяют отношение человека к себе, своей деятельности и придают смысл личностным позициям. В работах В.Э. Чудновского смысложизненные ориентации рассматриваются как «целостная система наивысших ценностей, отражающая направленность личности, осознанность выборов, удовлетворенность жизнью и способность брать за нее ответственность» [6].

Некоторые исследователи (М.С. Яницкий, А.В. Серов, Е.А. Климов, А.А. Лытко и др.) говорят об особой роли процесса профессиональной деятельности в формировании и развитии смысложизненных ориентаций. В результате взаимодействия уже имеющихся у человека ценностных ориентаций и новых форм профессиональной практики происходит определенная трансформация системы жизненных смыслов в сознании личности. Профессиональное межличностное взаимодействие в рамках общей профессиональной деятельности ведет к формированию у участников сходных психологических черт, обусловленных профессиональными требованиями [9]. Однако наблюдается и обратный процесс: отношение субъекта к профессиональной среде 427

формируется исходя из системы личностных смыслов и ценностных ориентаций, связанных с прошлым опытом человека. Кроме того, характер деятельности специалиста во многом зависит от смысложизненных ориентаций личности, в связи с тем, что они являются центральным смыслообразующим звеном мотивации профессиональной деятельности [10].

Направленность личности определяется как «особая совокупность устойчивых мотивов, относительно независимых от наличной ситуации, ориентирующих поведение и деятельность личности и характеризующихся доминирующими потребностями, интересами, склонностями, убеждениями и мировоззрением» [11]. Особое место в проблеме направленности личности занимает вопрос профессиональной направленности. Профессиональная направленность представляет собой особую систему мотивов специалиста, внутреннюю предрасположенность к конкретной профессиональной деятельности [12]. Она оказывает влияние на склонности, потребности, интересы и желания человека. В рамках профессионального становления направленность личности имеет тесную взаимосвязь со смысложизненными ориентациями, с процессом формирования в сознании специалиста образа профессионала и с развитием профессионализма в целом.

В литературе представлены отдельные исследования о связи синдрома эмоционального выгорания с показателями жизнестойкости, смысложизненных ориентаций и направленности личности. Так, в результате исследования Р.И. Стецишина была установлена взаимосвязь между выраженными компонентами синдрома эмоционального выгорания и сниженным потенциалом жизнестойкости. [4]. В исследовании Т.И. Акчунова так же была продемонстрирована обратная взаимосвязь между компонентами синдрома эмоционального выгорания и жизнестойкости. Было установлено, что у специалистов, получающих удовольствие от собственной деятельности, отсутствуют признаки депрессии, снижение эмоционального тонуса. Кроме того, была выявлена отрицательная корреляция показателя «контроль» и показателей «эмоциональное истощение» и «деперсонализация», из чего следует, что специалист, убежденный в том, что он способен самостоятельно влиять на процесс собственной жизни, способен к выбору собственной деятельности, практически не

испытывает переживания сниженного эмоционального тонуса, не проявляет агрессивных реакций, негативизма, циничности установок и чувств по отношению к своим пациентам. Вместе с тем, специалисты, переживающие чувство отвергнутости, склонны к негативной оценке собственной личности, собственной деятельности, демонстрируют снижение профессиональной мотивации и склонность к снятию с себя ответственности [13].

Описанным выводам противоречат данные исследования, проведенного А.Ю. Новиковым с коллегами. Так, испытуемые со средним и высоким уровнем выраженности синдрома эмоционального выгорания характеризовались выраженной эмоциональной устойчивостью, высоким и нормальным уровнем жизнестойкости [14].

Н.В. Фомина и Т.Е. Федосеева отмечают наличие взаимосвязи между компонентами жизнестойкости и смысложизненными ориентациями в рамках профессии, по их данным восприятие профессиональной деятельности как насыщенной и наполненной смыслом, способствует снижению у специалистов восприимчивости к стрессогенным профессиональным факторам, препятствуя тем самым развитию синдрома эмоционального выгорания [15].

В исследовании Н.В. Гафаровой было выявлено, что синдрому эмоционального выгорания подвержены специалисты, страдающие недостаточностью личностно-смыслового уровня психологической саморегуляции. Автор исследования утверждает, что эмоциональное выгорание имеет прямую взаимосвязь с экс-тернальностью локализации контроля: чем более выражена экс-тернальность локуса контроля, тем более выражены компоненты синдрома эмоционального выгорания [16]. Подобный результат был получен в исследовании А.Н. Петри. Автором было установлено, что появлению синдрома эмоционального выгорания препятствует интернальность, т.е. активная жизненная позиция специалиста [17].

Особый интерес представляет исследование, проведенное А.А. Икорским, в котором изучались личностные особенности работников паллиативной медицины (сотрудники Хосписа) и представителей радикальной медицины (сотрудники хирургического отделения). Примечательно то, что уровень выраженности

синдрома эмоционального выгорания по всем фазам оказался выше в группе хирургов, нежели в группе врачей, работающих с умирающими больными. Автор связывает данное обстоятельство с особенностями смысложизненных ориентаций сотрудников Хосписа. В качестве основного ориентира в процессе собственной профессиональной деятельности представители паллиативной медицины избирают наличие цели в жизни, осмысленность, временные перспективы и удовлетворенность самореализацией. Таким образом, А.А. Икорский подчеркивает, что способность специалиста управлять собственной жизнью и осуществлять самостоятельный выбор является особым конструктивным фактором, препятствующим развитию синдрома эмоционального выгорания [18].

В исследовании направленности личности врача Р.И. Стеци-шина был сделан вывод о преобладании деловой направленности (направленности на задачу) среди врачей в целом, что говорит об увлечении самой профессиональной деятельностью, стремлении отстаивать собственную точку зрения, если она ведет к успешному выполнению поставленной задачи. Кроме того, была обнаружена положительная корреляционная взаимосвязь между направленностью личности на взаимодействие и компонентом «принятие риска» в структуре жизнестойкости. Отрицательная корреляционная связь была обнаружена между выраженной направленностью на задачу и «принятием риска». Данное обстоятельство интерпретируется автором как результат формирования у специалиста своеобразного внутреннего цензора, который не позволяет врачу действовать при отсутствии уверенности в успехе [4].

Таким образом, нами были выдвинуты следующие гипотезы:

1. Существуют различия в степени выраженности компонентов жизнестойкости и смысложизненных ориентаций между группами испытуемых, характеризующихся синдромом эмоционального выгорания, и без него.

2. Существует отрицательная взаимосвязь между показателями жизнестойкости и фазами синдрома эмоционального выгорания: чем выше показатели жизнестойкости, тем ниже проявления синдрома эмоционального выгорания;

3. Существует отрицательная взаимосвязь между показателем «осмысленность жизни» и фазами синдрома эмоционального выгорания: чем выше показатель осмысленности жизни, тем меньше проявления синдрома эмоционального выгорания;

4. Направленность личности на себя (стремление удовлетворить в работе свои притязания с малой реакцией на потребности других людей) имеет положительную связь с фазами синдрома эмоционального выгорания: чем более выражена направленность личности на себя, тем выше проявление синдрома эмоционального выгорания.

Участники исследования. В исследовании приняли участие сотрудники Федерального бюджетного учреждения науки «Федеральный научный центр медико-профилактических технологий управления рисками здоровью населения» Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, сотрудники Отделенческой клинической больницы на ст. Пермь-2, сотрудники Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Пермского края «Соликамская центральная районная больница», сотрудники ГБУЗ ПК «ГКП № 5» Женской консультации №1 и сотрудники подстанции № 6 скорой медицинской помощи (СМП) г. Перми Кировского района. Общее число испытуемых составило 109 человек в возрасте от 31 до 68 лет. По результатам методики «Уровень эмоционального выгорания» (В.В. Бойко) выборка была поделена на две группы. В первую группу вошли 50 специалистов, не имеющих ни одной сформированной стадии синдрома эмоционального выгорания, во вторую - 59 специалистов, с выраженными симптомами синдрома. Выборки значимо не различались по стажу работы. Средний стаж работы - 21 год.

В исследовании использовался следующий психодиагностический инструментарий:

1. Методика «Уровень эмоционального выгорания» В.В. Бойко, направленная на исследование синдрома эмоционального выгорания.

2. Методики «Тест смысложизненных ориентаций» (СЖО) Д.А. Леонтьева и «Изучение направленности личности» В. Смекала и М. Кучера, диагностировавшие смысло-жизненные ориентации личности.

3. Методика «Тест жизнестойкости» С. Мадди в адаптации Д.А. Леонтьева, предназначенная для изучения жизнестойкости личности.

Исследование проходило в период с 27.09.2019. по 30.10.2019. Сбор данных осуществлялся на базе ФБУН «ФНЦ МПТ УРЗН» Роспотребнадзора, ОАО «РЖД», ГБУЗ ПК «Соликамская ЦРБ», Камской больницы (подразделение 2), Женской консультации № 1 ГБУЗ ПК «ГКП № 5», подстанции № 6 скорой медицинской помощи г. Перми Кировского района. Методики были предоставлены заведующим вышеперечисленных организаций в печатном виде, с соответствующими инструкциями и пояснениями, а также бланками для ответов.

Статистический анализ. С помощью критерия Колмогорова -Смирнова было выявлено, что часть первичных данных соответствует закону нормального распределения, а часть данных не соответствовала этому закону. Поэтому в дальнейшем мы для сравнительного анализа мы использовали параметрические критерия Стьюдента) и непараметрические методы ^-критерия Манна-Уитни). Для проверки гипотез о связях между переменными использовался корреляционный анализ по Спирмену.

Результаты исследования. В группе медработников, с выраженным синдромом эмоционального выгорания обнаружены средние значения по шкалам «процесс» ^ = 23,23), «результат» ^ = 20,28), «локус-контроля-Я» ^ = 15,05), «локус-контроля-Жизнь» ^ = 22,93), «осмысленность жизни» ^ = 81,77), «вовлеченность» ^ = 30,55), «контроль» ^ = 21,49) находятся на нижней границе нормы, т.е. близки к низкому уровню. Это говорит о том, что специалисты, у которых наблюдается развитие профессионально-личностной дезадаптации, склонны к негативному отношению к процессу собственной жизни как в прошлом, так и в настоящем. Они склонны к фатализму, т.е. убеждены в том, что неспособны оказывать какое-либо влияние на события, происходящие в их профессиональной и личной жизни. Для них не характерно получение чувства удовлетворения от собственной профессиональной деятельности. Окружающий мир воспринимается ими как враждебный, что провоцирует у них возникновения чувства отвергнутости, ощущения себя «вне» жизни, ощущение собственной беспомощности. В большей сте-

пени у специалистов, страдающих синдромом эмоционального выгорания, в структуре направленности личности превалирует «направленность на себя» ^ = 35,16). Это говорит о том, что в рамках профессиональной деятельности специалисты данной группы руководствуются мотивами собственного благополучия и личного первенства. Они склонны к игнорированию чувств, переживаний и потребностей окружающих людей или к восприятию их как незначимых.

У работников сферы здравоохранения, не подверженных влиянию синдрома эмоционального выгорания, средние значения по шкалам «цели» ^ = 34,84), «результат» ^ = 28,08), «локус-контроля-Я» ^ = 22,42), «локус-контроля-Жизнь» (m = 33,38), «осмысленность жизни» ^ = 111,58) и «принятие риска» ^ = 18,02) находятся на верхней границе нормы, т.е. близки к высокому уровню. Это говорит о наличии у специалистов данной группы целей в будущем, чувства удовлетворенности прожитой частью своей жизни. Они убеждены, что обладают способностью контролировать свою жизнь, свободой принимать решения в вопросах выбора и построения собственного жизненного и профессионального пути. Они в целом склонны к восприятию своей жизни как осмысленной, т.е. наполненной смыслом. Кроме того, для них характерна идея о развитии через активное усвоение знаний из опыта и последующее их использование. В структуре направленности личности у специалистов данной группы наблюдается превалирование «направленности на задачу» ^ = 33,56), что говорит об их стремлении к познанию, овладению новыми умениями и навыками, а также к сотрудничеству с коллективом в целях достижения наибольшей продуктивности.

Применение ^критерия Стьюдента и и-критерия Манна-Уитни обнаружило значимые различия в показателях жизнестойкости между группами испытуемых. Так, специалисты, для которых характерна полная или частичная утрата интереса к человеку - субъекту профессионального действия, деперсонализированный защитный эмоционально-волевой настрой, значительно чаще испытывают чувство отвергнутости, чувство неудовлетворенности от собственной профессиональной деятельности ^ = 7,48, p < 0,00). Для них характерно переживание ощущения собственной беспомощности, отсутствие убежденно-433

сти в собственной способности к извлечению знаний, приобретаемых в процессе профессионального и жизненного опыта (U = 416,0, p < 0,00). Они оказываются неготовыми к действию в отсутствие надежных гарантий успеха и стремятся к простому комфорту и безопасности, даже если это предполагает обеднение жизни личности (t = 6,85, p < 0,00).

Специалисты, не подверженные влиянию синдрома эмоционального выгорания, напротив, убеждены, что их собственные действия могут оказать влияние на результат происходящих событий, что они способны к самостоятельному выбору собственного жизненного и профессионального пути. Для них характерна идея личностного и профессионального развития путем активного усвоения знаний, полученных в процессе как позитивного, так и негативного опыта, а также их последующее использование.

Рассмотрим результаты, полученные по методике «Тест смысложизненных ориентаций». Так, работники сферы здравоохранения, страдающие синдромом эмоционального выгорания, не имеют в собственной жизни целей в будущем, которые придавали бы самому процессу жизни осмысленность (U = 429,0, p < 0,00), направленность и временную перспективу (t = 5,59, p < 0,00). Для них характерно восприятие собственной жизни как неинтересной, эмоционально опустошенной, что в целом свидетельствует о неудовлетворенности своей жизнью как в настоящем, так и в прошлом (t = 7,75, p < 0,00). Для данной группы специалистов характерна убежденность в неспособности человека контролировать события собственной жизни и строить свою жизнь в соответствии со своими целями, задачами и представлениями о ее смысле (U = 403,0, p < 0,00). Им также свойственна убежденность в том, что жизнь не подвластна сознательному контролю, что свобода является иллюзией, и, следовательно, процесс планирования на будущее является бессмысленным (t = 7,52, p < 0,00).

Специалисты, не подверженные влиянию синдрома выгорания, напротив, характеризуются целеустремленностью, восприятием собственной жизни как эмоционально насыщенной, осмысленной и продуктивной. Они убеждены, что человек спо-

собен к свободному принятию решений и воплощению задуманных планов в жизнь.

Значимые различия между группами обнаружены и по методике «Изучение направленности личности». У специалистов с неадекватным избирательным эмоциональным реагированием, эмоционально-нравственной дезориентацией, стремлением к сокращению обязанностей, требующих эмоциональных затрат, преобладают мотивы собственного благополучия, стремления к личному первенству и престижу = -5,43, p < 0,00). Для них характерна погруженность в собственные чувства и переживания с малой реакцией на потребности окружающих людей. В рамках профессиональной деятельности они, в первую очередь, стремятся удовлетворить свои притязания и амбиции.

Напротив, для группы специалистов, не подверженных влиянию синдрома выгорания, характерно преобладание мотивов, порождаемых самой деятельностью ^ = 4,94, p < 0,00). Для них особый интерес представляет сам процесс профессиональной деятельности, процесс овладения новыми умениями и навыками. Они стремятся к сотрудничеству с коллегами и к достижению наибольшей продуктивности группы. Для них является важным аргументировать свою точку зрения в том случае, если они убеждены в ее пользе для выполнения поставленной задачи.

Результаты сравнительного анализа степени выраженности показателей синдрома эмоционального выгорания и компонентов ценностно-смысловой сферы личности работников сферы здравоохранения разной специализации с применением Н-критерия Краскела-Уоллиса показывают, что наименее подверженными влиянию синдрома эмоционального выгорания являются врачи-профпатологи, наиболее подверженными - врачи-терапевты. Наибольший общий показатель осмысленности жизни и жизнестойкости наблюдается в группе врачей-терапевтов, наименьший - в группе фельдшеров СМП. Фельдшеры СМП более мотивированны на достижение собственного благополучия, по сравнению с группой врачей-профпатологов. Преобладание мотивов, связанных с увлечением самим процессом профессиональной деятельности, с сотрудничеством с коллективом наблюдается в группе врачей-терапевтов. Полученные результаты говорят о существовании различий в степени выраженности

исследуемых показателей в зависимости от профессиональной специализации.

Результаты корреляционного анализа показали, что существует значимая отрицательная связь между компонентами синдрома эмоционального выгорания и компонентами смысложиз-ненных ориентаций, жизнестойкости и направленности личности (см. рисунок).

Корреляционная плеяда показателей методик «Уровень эмоционального выгорания», «Тест смысложизненных ориентаций», «Изучение направленности личности», «Тест жизнестойкости»

Примечание: «<---->» - отрицательные связи, «=» - положительные связи (при р < 0,01)

Чем более выражены проявления синдрома эмоционального выгорания, тем ниже оказывается общий уровень жизнестойкости в целом и каждых из ее компонентов в частности. Так, фаза истощения по методике В.В. Бойко обнаруживает значимые отрицательные корреляции с показателями «вовлеченность» (г = -0,58), «контроль» (г = -0,65), «принятие риска» (г = -0,59), «жизнестойкость» (г = -0,66). Можно предположить, что по мере

развития у специалиста «деперсонализированного защитного эмоционально-волевого антигуманистического настроя», а также выраженного падения общего энергетического тонуса и ослабления нервной системы, у него утрачивается интерес к происходящему, ощущение себя «вне» жизни, усиливается чувство собственной беспомощности, неспособности повлиять на собственную деятельность, пропадает стремление к познанию, овладению новыми умениями и навыками, увеличивается стремление к простому комфорту и безопасности.

Чем более выражены проявления синдрома эмоционального выгорания, тем ниже оказывается общий уровень осмысленности жизни и интернальность локуса контроля. Все показатели методики «Смысложизненные ориентации» обнаруживают отрицательные взаимосвязи с фазами синдрома эмоционального выгорания. Так, фаза истощения по методике В.В. Бойко имеет обратные взаимосвязи с показателями «осмысленность жизни» (г = -0,54), «цели» (г = -0,46), «процесс» (г = -0,58), «результат» (г = -0,56), «локус-контроля-Я» (r = -0,46), «локус-контроля-Жизнь» (r = -0,51). С нарастанием синдрома эмоционального выгорания у специалиста утрачиваются цели в будущем, которые придают жизни осмысленность, направленность и временную перспективу, жизнь становится неинтересной, перестает удовлетворять, человек утрачивает ощущение контроля над событиями собственной жизни.

Направленность личности может отражать степень выраженности синдрома эмоционального выгорания. Первая фаза синдрома - фаза напряжения по методике В.В. Бойко не обнаруживает значимых взаимосвязей с показателями методики «Изучение направленности личности» В. Смекала и М. Кучера. Но по мере развития синдрома эмоционального выгорания эти взаимосвязи начинают обнаруживаться. Так, фазы резистенции и истощения имеют значимые положительные корреляции с «Направленностью на себя» (соответственно r = 0,41 и r = 0,38) и отрицательные корреляции с «Направленностью на задачу» (r = 0,38 для обеих фаз). С формированием синдрома эмоционального выгорания специалист все больше отстраняется от окружающих (как пациентов, так и коллег) и концентрируется на достижении собственного благополучия, стремится к личному первенству, 437

престижу. Такой человек чаще всего бывает занят самим собой, своими чувствами и переживаниями и мало реагирует на потребности людей вокруг себя. С другой стороны, с формированием фаз резистентности и истощения снижается деловая направленность (направленность на задачу), т.е. деятельность перестает увлекать, снижается стремление к овладению новыми умениями и навыками, также меняется и отношение к коллективу, снижается ориентация на сотрудничество и высокую продуктивность совместной деятельности.

Обсуждая полученные результаты, отметим, что согласно модели В.В. Бойко синдром эмоционального выгорания - это механизм психологической защиты в ответ на психотравмирующее воздействие. У одной группы медработников, вероятно, были сформированы личностные ресурсы (жизнестойкость, смысло-жизненные ориентации, направленность личности), которые в условиях эмоциональных и информационных нагрузок в профессиональной деятельности защитили от развития синдрома эмоционального выгорания. А у другой группы работников здравоохранения эти феномены были сформированы недостаточно, что и фактором риска развития синдрома эмоционального выгорания. Как указывают Д.А. Леонтьев и Е.И. Рассказова компоненты жизнестойкости развиваются в детстве и отчасти в подростковом возрасте, хотя их можно развить и позднее. Другими словами, человек уже приходит в профессию с определенным уровнем жизнестойкости. В исследовании Л.Н. Молчановой и А.И. Редькина показано, что недостаточный уровень сформированности жизнестойкости может способствовать развитию у специалиста синдрома эмоционального выгорания и оказывать влияние на его динамику. То же самое касается и смысложизненных ориентаций, согласно Н.В. Гафаровой [16] недостаточность личностно-смыслового уровня психологической саморегуляции обнаруживается у специалистов с синдромом эмоционального выгорания. Стоит отметить, что процесс профессиональной деятельности играет особую роль в развитии личности, в том числе смысложиз-ненных ориентаций. Таким образом, личность обладая определенным уровнем ресурсов, включена в деятельность с высоким уровнем эмоциональной и информационной нагрузки, а с другой стороны процесс деятельности сам создает условия для развития

ряда ресурсов личности. Поэтому улучшение условий труда, а также использование психопрофилактических программ по развитию личностных ресурсов будет препятствовать возникновению и развитию профессионально-личностной дезадаптации.

Выводы:

1) специалисты, подверженные влиянию синдрома эмоционального выгорания, обладают сниженной способностью выдерживать стрессовую ситуацию и активно противостоять развитию профессионально-личностной дезадаптации, преодолевать жизненные трудности, путем их трансформации в ситуации развития;

2) работники сферы здравоохранения, страдающие синдромом эмоционального выгорания, не имеют в собственной жизни целей в будущем, склонны к восприятию собственной жизни как неинтересной, эмоционально опустошенной, бессмысленной. Им свойственна убежденность в неспособности человека контролировать события, происходящие в личной и профессиональной жизни, строить свою жизнь в соответствии со своими представлениями о ее смысле, а также свободно принимать решения и ре-ализовывать их;

3) специалисты, подверженные влиянию синдрома выгорания, в профессиональной деятельности стремятся к удовлетворению собственных притязаний, не учитывая чувства, потребности и переживания других людей;

4) наиболее подверженными влиянию синдрома эмоционального выгорания являются врачи-терапевты, наименее подверженными - врачи-профпатологи.

5) корреляционный анализ выявил значимые обратные связи между компонентами синдрома эмоционального выгорания и компонентами смысложизненных ориентаций и жизнестойкости личности: чем выше общие показатели жизнестойкости и смыс-ложизненных ориентаций, тем менее выражены проявления синдрома эмоционального выгорания. С развитием синдрома эмоционального выгорания меняется направленность личности: у специалиста снижается мотивация решения профессиональных задач, совместной продуктивной деятельности, он становится все более обеспокоен собственным благополучием, своими чувствами и притязаниями.

Таким образом, выдвинутые нами гипотезы подтвердились. 439

Библиографический список

1. Боева А.В., Руженков В.А., Москвитина У.С. Синдром эмоционального выгорания у врачей-психиатров // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Сер.: Медицина. Фармация. 2013. № 11. С. 6-12.

2. Карамова Л.М., Красовский В.О., Масягутова Л.М., Хафизо-

ва А.С. Здоровье медицинских сотрудников пенсионного возраста, работающих на станции скорой медицинской помощи // Пермский медицинский журнал. 2016. № 6. С. 78-82.

3. Руженская Е.В. Эмоциональное выгорание медицинского персонала, работающего в психиатрии // Вестник КРСУ. 2017. № 7.

С. 152-155.

4. Стецишин Р.И. Личностно-психологические ресурсы жизнестойкости: на примере личности врача-клинициста: дис. ... канд. психол. наук. Краснодар, 2008. 189 с.

5. Фоминова А.Н. Жизнестойкость личности: моногр. М.: МПГУ, 2012. 152 с.

6. Чудновский В.Э. Смысл жизни: проблема относительной эман-сипированности от «внешнего» и «внутреннего» // Психологический журнал. 1995. № 2. С. 15-25.

7. Картавщикова Е.В. Жизнестойкость как характеристика смыс-ложизненной стратегии личности. URL: https://docplayer.ru/35335795-Zhiznestoykost-kak-harakteristika-smyslozhiznennoy-strategii-lichnosti-kartavshchikova-elena-vitalevna.html (дата обращения: 04.09.2020).

8. Бойко В.В. Психоэнергетика. СПб.: Питер, 2008. 416 с.

9. Климов Е.А. Общечеловеческие ценности глазами психолога профессиоведа // Психологический журнал. 1993. № 4. С. 130136.

10. СеменовД.С. Взаимосвязь удовлетворенности трудом и смысло-жизненных ориентаций у врачей и среднего медицинского персонала // Педагогическое образование в России. 2014. № 9.

С. 212-217.

11. Казанцева Д.Б. Особенности развития и профессионального становления личности врача // Известия высших учебных заведений. 2009. № 1. С. 79-88.

12. Котухов А.Н., Моисеев А.А. Профессиональная направленность: сущность и структура // Молодой ученый. 2017. № 12. С. 182190.

13. Акчунов Т.И. Преодоление профессионального выгорания посредством развития жизнестойкости медицинского персонала //

Весенние психолого-педагогические чтения: материалы межрегиональной научно-практ. конф. (19 апреля 2017 г., г. Астрахань). Астрахань: ФГБОУ ВПО АГУ, 2017. С. 190-193.

14. Новиков А.Ю., Виничук Н.В., Голуб И.Е. Личностные характеристики врача анестезиолога-реаниматолога при разных вариантах поведения в потенциально опасной ситуации // Анестезиология и реаниматология. 2018. № 6. С. 53-60.

15. Фомина Н.В., Федосеева Т.Е. Исследование показателей жизнестойкости в аспекте личности профессионала // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 6. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=25947 (дата обращения: 04.09.2020).

16. Гафарова Н.В. Роль личностных особенностей в профессиональной и социальной дезадаптации: на примере медицинских работников: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Екатеринбург, 2012. 24 с.

17. Петри А.Н. Особенности эмоционального выгорания медицинских работников // Акмеология. 2017. № 1. С. 128-133.

18. Икорский А.А. Особенности эмоционального выгорания у специалистов, работающих с умирающими больными // Вестник ПСТГУ. Серия 4: Педагогика. Психология. 2015. № 1(36).

С. 102-121.

BURNOUT SYNDROME, RESILIENCE AND LIFE-SENSE ORIENTATIONS OF HEALTHCARE WORKERS

A.G. Prodovikova, K.D. Tendryakova

Perm State University

The problem of the study was to identify the features of resilience, lifesense orientations and personality orientation of health care workers that contribute to their professional and personal maladaptation. The study involved 109 medical workers at the age from 31 to 68 years. The sample was divided into two groups: the first (59 specialists) - with registered symptoms of burnout syndrome, the second (50 specialists) - without any formed stage of burnout syndrome. The groups did not differ by work experience. The following methods of research were used: "Test of life-meaning orientations" by D.A. Leontiev, "Study of personality orientation" by V. Smekal and M. Kucher, "Test of resilience" by S. Maddi. Statistical analysis included comparative analysis (student's t-test, Mann-Whitney U-test), Spearman

correlation analysis. It is revealed that professionals with symptoms of burnout describes a reduced ability to withstand a stressful situation; the lack of purpose in life, dissatisfaction with her life, past and present, lack of confidence in ability to control events of life, the desire to satisfy its own claims to personal superiority, without regard to the feelings and emotions of other people. There is a correlation between the components of the burnout syndrome, resilience, and life-sense orientations of the individual. A high level of resilience and formed life-sense orientations help to resist emotional and informational stresses in professional activities.

Keywords: burnout syndrome, resilience, life-sense orientations, personality orientation, medical professionals.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.